26 июня 1804 года указом Александра I Житомир официально утвержден центром Волынской губернии. Многие православные храмы на Волыни в тот период представляли собой жалкие полуразвалившиеся постройки. В самом Житомире были всего две очень старые деревянные православные церкви – Крестовоздвиженская на Замковой горе, построенная еще в XVII веке и Успенская на Подольской горе, построенная в 1700 году. Как свидетельствуют архивные документы, их состояние было настолько жалким, что во время богослужения на прихожан лились потоки дождевой воды,а через дыры в куполе залетали птицы. Сам архиерей и епархиальное управление размещались тогда в Острожском Преображенском монастыре, который в 1821 году подвергся опустошительному пожару.

Кафедральным собором после пожара стала служить бедная приходская Пятницкая церковь в Остроге. С 1825 года управление находилось во дворце князя Яблоновского в местечке Аннополь Острожского уезда, с 1831 года в Почаевской Лавре, а с 1 октября 1840 года, наконец, в Житомире. Собор в Житомире разместили в "деревянном покосившемся от ветхости здании почтовой станции ", а потом до 1958 года в старой Илларионовской церкви в заезжем дворе (из истории Житомирской епархии).

Император Александр I еще в октябре 1821 года в своем разговоре с Преосвященным Стефаном (Романовским) заметил: "Архиерейская кафедра не может быть без помещения и без приличного соборного храма; я подумаю об этом". Но этот разговор не имел существенных последствий. Указание о строительстве собора в Житомире дал император Александр II. Местом строительства главного храма Волынской губернии - Преображенского кафедрального собора в Житомире выбрали площадь Торговица (нынешняя площадь Победы), где находились загородные торговые ряды и лавки, а в центре ее стояла Василианская греко-католическая церковь, построенная еще во второй половине XVIII века. Через площадь протекала речка Рудавка.

Первоначальный проект собора был составлен в Петербурге в 1844 году с включением в его стены остатков старой Василианской церкви, разрушенной в 1771 году. Начали строить собор в 1851 году, а в 1853 году уже почти законченное здание неожиданно рухнуло. Вследствие ошибок в расчетах и недостаточной прочности местного кирпича-сырца в одну из ночей упала колокольня и разрушила все здание. Пришлось строить храм заново.
С правой стороны начала нынешней улицы Котовского (там, где теперь сквер) в качестве временного собора в 1858 году на доброхотные пожертвования, собранные еще при деятельном участии бывшего губернатора Синельникова, построили деревянную церковь во имя Святого великого князя Александра Невского (разобрана в конце XIX века). А на противоположной стороне улицы использовали старые деревянные дома бывшего заезжего двора для размещения церковных служителей.

Второй раз строили собор с 1866 по 1874 годы по проекту академика архитектуры Карла Карловича Рахау, с участием профессора архитектуры Эрнеста Ивановича Жибера и известного петербургского архитектора В.Г. Шаламова. На этот раз выбрали место на площади немного южнее прежнего. Собор запроектировали трехнефным, пятикупольным с шатрообразными завершениями в русско-византийском стиле с характерными чертами древнерусской архитектуры XI-XII веков.

В плане храм решен в форме креста с двойными внутри храма рядами гранитных колонн, обложенных у основания шлифованными плитами из лабрадорита и такими же поясками и карнизом. В соборе три престола: Преображения Господня, св. равноапостольного князя Владимира и св. великого князя Александра Невского. Собор рассчитан на 3000 богомольцев. Постройка сделана из кирпича. Под полом устроены три обогревательные печи Кролевской системы. Большое внимание было уделено решению интерьеров, в которых заложена идея показа минеральных богатств Житомирщины: граниты из карьеров сел Крошня и Тригорье, а великолепный лабрадорит из местечка Горошек (ныне Володарск-Волынский).
Иконостас сделан из дуба мастером А. Мурашко по эскизам архитектора В. Шаламова. Художественное настенное оформление и иконы принадлежат кисти академика художеств Михаила Васильева. На четырехъярусной колокольне высотой 53 метра установили главный колокол весом в 515 пудов и 8 фунтов, а все девять колоколов с языками весили 1017 пудов. Их звон был слышен на расстоянии до двадцати километров. Колокола не сохранились. Теперь новый главный колокол весит около 750 килограмм (46 пудов). Кресты на колокольне и куполах собора установил почетный гражданин Житомира и потомственный строитель Александр Никитич Король (жил он в переулке Короля - ныне Красный переулок в районе Хмельников).

На этот раз в строительстве принимали участие специалисты, которые строили Исаакиевский соборе в Санкт-Петербурге в 1818 - 1858 годах. Авторский надзор в период строительства вели авторы проекта Карл Рахау и Эрнест Жибер.
По инициативе волынского губернатора в 1866 году была создана специальная комиссия для технического контроля за ходом строительства собора и обследования состояния его конструкций во главе с инженер-полковником Оттобальдом Андреевичем Глазером (дедушка известного поэта и художника Максимилиана Волошина). В состав комиссии вошли также инженеры Грошев, Авринский и Людвиг. Главным подрядчиком на строительстве кафедрального собора был житомирский купец первой гильдии Киприян Авраамович Ляшков. За успешное завершение строительства собора ему указом императора был присвоен личный статус дворянина, а также он был назначен житомирским городским головой, и пребывал на этой должности с1876 до 1883 года. Постройка обошлась в 336 тысяч 865 рублей, не считая церковной утвари и икон.

30 августа 1874 года главный престол был торжественно освящен архиепископом Волынским и Житомирским Агафангелом (в миру Алексей Фёдорович Соловьёв) в присутствии генерал-майора князя Александра Михайловича Дондукова-Корсакова, волынского губернатора Петра Аполлоновича Грессера, авторов проекта профессора архитектуры Э.И. Жибера и архитектора В.Г. Шаламова. Еще во время строительства собора, в 1871 году вышло постановление волынского губернского правления про закрытие торговых рядов на площади и о создании вокруг строящегося собора городского парка. Тогда же и определилась новая конфигурация площади, получившая название Соборной, которую планировали сделать главной площадью города. Парк был заложен только в 1886 году.
Конфигурация площади практически не изменилась и в настоящее время, а от парка остался небольшой сквер. В соборе сохранялась древняя икона Василия Великого, по легенде привезенная князем Владимиром из Греции после принятия им христианства. Сегодня судьба ее неизвестна.

В цокольном этаже собора начиная с 1876 года хоронили умерших Волынских архиепископов (похоронено три архиепископа - Агафангел, Тихон и Модест), а 29 мая/11июня 1903 года тут состоялось открытие нижнего храма Святой Анастасии Римляныни, жившей в III веке – покровительницы Житомира. Здесь в серебряной раке была помещена глава преподобномученицы Анастасии.В 60-х годах XIX века она прибыла в Житомир как дар от Антиохийского Патриарха Иерофея. Ее привез Архиепископ Волынский и Житомирский Модест (Стрельницкий).
К чудотворным мощам приезжали паломники не только с Волыни, но и из Казани, Санкт-Петербурга, Варшавы. Здесь благословляли депутатов от Волынского края в Государственную Думу, встречали новый год ученики церковно-приходских школ, молились новобранцы перед отправкой на фронты Первой мировой войны.

В советские годы Свято-Анастасиевскую церковь закрыли. Мощи Анастасии исчезли. До 1991 года цокольную часть храма использовали под склад. В 1930-х годах городским Генеральным планом запланировали снести Преображенский кафедральный собор, а на его месте построить Дом Красной Армии, и это несмотря на то, что уже тогда собор был включен в государственный реестр памятников архитектуры. Реализации этой варварской идеи помешала Вторая мировая война.

Сегодня Спасо-Преображенский кафедральный собор в Житомире - памятник архитектуры государственного значения, один из крупнейших православных храмов на Украине, а также величайшее и совершеннейшее здание в городе.

Адрес кафедрального собора: 10003, г. Житомир, ул. Победы 14, тел.: (0412) 47–49–34.

Фото: Свято-Преображенский кафедральный собор

Фото и описание

Житомирский Спасо-Преображенский Кафедральный собор – это храм УПЦ в городе Житомире, находится на улице Победы, 14. Этот кафедральный собор является настоящей жемчужиной и гордостью города.

В июне 1804 г. указом Александра II Житомир официально был утвержден центром Волынской губернии. Строительство главного храма Волынской губернии на площади Торговица (ныне площадь Победы) началось по указанию императора Александра II. На месте возводившегося храма находились загородные торговые ряды и Василианская греко-католическая церковь второй половины XVIII ст.

Первоначальный проект храма был разработан в 1844 г. в Петербурге с включением в его стены остатков Василианской церкви, уничтоженной в 1771 г. Строительство собора началось в 1851 г., а в 1853 г. уже практически законченное здание неожиданно развалилось.

Во второй раз возводить собор начали с 1866 по 1874 гг. по проекту академика архитектуры К. Рахау, при участии профессора Э. Жибера и знаменитого петербургского архитектора В. Шаламова. В этот раз для строительства храма было выбрано место на площади немного южнее от прежнего. В августе 1874 г. было проведено торжественное освящение главного престола собора.

В 1930-х гг. городским Генеральным планом было запланировано разрушить Преображенский кафедральный собор, а на его месте возвести Дом Красной Армии. Но с началом Второй мировой войны реализовать эту варварскую идею не удалось.

Житомирский Спасо-Преображенский Кафедральный собор выполнен в русско-византийском стиле с соответственными чертами древнерусской архитектуры XI-XII ст. Здание храма возведено из кирпича. Собор имеет крестовую форму, трёхнефный, пятикупольный с шатрообразным завершением и четырёхъярусной колокольней. Высота кафедрального собора составляет 53 метра. На колокольне возвышается главный колокол весом в 500 пудов. Для оформления интерьера собора использовались лабрадориты и граниты Житомирщины и Волыни.

Житомирский собор в честь Преображения Господня , кафедральный собор Житомирской епархии Украинской Православной Церкви

Еще во время строительства собора, в 1871 году вышло постановление волынского губернского правления про закрытие торговых рядов на площади и о создании вокруг строящегося собора городского парка. Тогда же и определилась новая конфигурация площади, получившая название Соборной, которую планировали сделать главной площадью города. Парк был заложен только в 1886 году. Конфигурация площади практически не изменилась и в настоящее время, а от парка остался небольшой сквер.

29 мая года в цокольной части собора состоялось открытие нижнего храма преподобномученицы Анастасии Римляныни . Здесь в серебряной раке была помещена глава св. Анастасии Римляныни. В 1860-х годах она прибыла в Житомир как дар от Антиохийского патриарха Иерофея. В советские годы Свято-Анастасиевскую церковь закрыли. Мощи Анастасии исчезли. До года цокольную часть храма использовали под склад.

В 1930-х годах городским Генеральным планом запланировали снести Преображенский кафедральный собор, а на его месте построить Дом Красной Армии, и это несмотря на то, что уже тогда собор был включен в государственный реестр памятников архитектуры. Реализации этой варварской идеи помешала Вторая мировая война.

Высота собора составляет 53 метра. Это трёхнефный, пятикупольный с шатрообразными завершениями храм крестовой формы. К западному фасаду примыкает четырёхярусная колокольня. Вес главного колокола составляет 500 пудов. Интерьер храма богат, в его оформлении использованы граниты и лабрадориты Житомирщины и Волыни. В целом в архитектуре прослеживается традиционный для древнерусских церквей -XII веков русско-византийский стиль.

Признан памятником архитектуры XIX века и находится под охраной государства.

Михайловский кафедральный собор расположен в городе Житомир, Украина. Он построен в стиле барокко, а его купола окрашены в необычный для данного стиля синий цвет.

Изначально на месте современного Михайловского собора была расположена церковь. Ее построили в 1856 году, за средства купца М. Хаботина. Затраты на храм были вылиты в колоссальную на то время сумму в 37 000 рублей, что почти вдвое превышало весь годовой бюджет города. После смерти купца, его похоронили под алтарем церкви. Во времена правления Советского Союза, его останки были по-варварски извлечены.

Храм был признан одним из выдающихся памятников архитектуры всего XIX века. На стенах здания еще уцелели фрагменты иконописи тех времен. Стоит отметить, что в Михайловском соборе был крещен известный пианист Святослав Рихтер.

В период 1917 – 1927 годов, храм действовал как церковь автокефальной православной общины, а вскоре, под видом ремонта, был закрыт и использовался как склад. В 1942 году храм был отдан немцами верующим, и был задействован до 1960 года, пока советская власть не разрушила его купола и колокольню, а сам храм отдала в пользование кукольному театру.

Новое рождение храма произошло в 1991 году. Он был восстановлен и отдан православной церкви Украины.