Пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в Республике Беларусь (в ред. постановлений Минтранса от 25.08.2009 N 77, от 18.01.2010 N 4, от 25.10.2012 N 49):

Оформление электронного проездного документа осуществляется физическим лицом самостоятельно через интернет-ресурс www.poezd.rw.by на официальном сайте Белорусской железной дороги в глобальной компьютерной сети Интернет.

электронный проездной документ - электронный документ, подтверждающий заключение договора перевозки пассажира, в котором информация о перевозке пассажира представлена в электронно-цифровой форме и хранится в электронной базе данных с использованием межсистемного взаимодействия.

После ознакомления на официальном сайте Белорусской железной дороги в глобальной компьютерной сети Интернет с предлагаемыми условиями и согласия с ними физическим лицом отправляется заказ на приобретение электронного проездного документа. При успешном выполнении заказа пассажир получает уведомление. Если уведомление не получено, электронный проездной документ считается неоформленным.

239. Пассажир, оплативший проезд через интернет-ресурс, может произвести посадку в поезд и проезд, предварительно осуществив в порядке, установленном настоящими Правилами, электронную регистрацию либо оформление проездного документа (билета) на бланке строгой отчетности в билетной кассе организации Белорусской железной дороги.

Одновременно должны быть оформлены все проездные документы (билеты), указанные в бланке заказа, частичное оформление не допускается . Изменение персональных данных пассажиров при выдаче проездных документов (билетов) в кассе Белорусской железной дороги не допускается .

Переоформление проездных документов (билетов), заказанных и оплаченных через Интернет, в кассе Белорусской железной дороги не производится .

В сответствии с Инструкцией по оформлению проездных и перевозочных документов с оплатой по банковским пластиковым карточкам и через Интернет на Белорусской железной дороге:

17. Физическое лицо может приобрести не более 4-х проездных документов. Каждый документ оформляется на 1 человека с указанием сведений о пассажире.

19. Не производится оформление проезда через Интернет граждан:

19.1. пользующихся правом на льготный проезд в соответствии с законодательством;

19.2. осуществляющих поездку по воинским, транспортным или другим видам требований;

19.3. организованных групп пассажиров.

20. Для оформления проездных документов пассажир или его доверенное лицо предъявляет билетному кассиру бланк заказа на поездку (либо сообщает номер Интернет-заказа – 14 цифр).

21. Дополнительно для оформления проездных документов пассажир или его доверенное лицо предъявляет билетному кассиру документ, удостоверяющий его личность (паспорт гражданина Республики Беларусь, вид на жительство в Республике Беларусь, удостоверение беженца), военный билет, иной документ, содержащий фотографию, заверенную печатью.

3. Возврат неиспользованных электронных проездных документов

  • при следовании по территориии Беларуси :

Возврат электронных билетов с электронной регистрацией осуществляется после их оформления на бланке строгой отчетности, т.е. не позднее чем за 1 час до отправления поезда с начальной станции маршрута его следования. Для возврата денежных средств необходимо оформить в билетной кассе на основании номера заказа (14 цифр) проездной документ и произвести его возврат на общих основаниях .

  • на международные пассажирские поезда, курсирующие в сообщении между Республикой Беларусь и Российской Федерацией:

Согласно главе 10 РЕГЛАМЕНТА взаимодействия при организации электронной регистрации пассажиров на международные пассажирские поезда, курсирующие в сообщении между Республикой Беларусь и Российской Федерацией:

10.1. В случае отказа от поездки по электронному билету с электронной регистрацией пассажиру необходимо либо отказаться от электронной регистрации в порядке, предусмотренном в веб-системах БЧ и ОАО «РЖД», либо получить проездной документ на бланке установленной формы в билетной кассе или ТТС, ТТР не позднее одного часа до отправления поезда/вагона беспересадочного сообщения со станции начала маршрута его следования на территории государства, через веб-систему которого был приобретен электронный проездной документ с электронной регистрацией. Отказ от услуги электронной регистрации в веб-системах БЧ и ОАО «РЖД» осуществляется не позднее одного часа до отправления поезда/вагона беспересадочного сообщения со станции начала маршрута его следования.

10.2. Возврат неиспользованного проездного документа, оформленного на бланке установленной формы, производится в билетной кассе в соответствии с ОП СМПС .

10.3. Через веб-систему ОАО «РЖД» осуществляется возврат ранее приобретенных через нее электронных проездных документов:

с электронной регистрацией - в срок не позднее одного часа до отправления поезда/вагона беспересадочного сообщения со станции начала маршрута его следования;

без электронной регистрации - в любое время до отправления поезда со станции посадки пассажира.

10.4. Возврат неиспользованного электронного проездного документа с электронной регистрацией менее чем за один час не производится .

  • на международные пассажирские поезда, курсирующие в сообщении между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой:

Согласно главе 7 РЕГЛАМЕНТА взаимодействия при организации электронной регистрации пассажиров на международные пассажирские поезда/вагоны беспересадочного сообщения, курсирующие в сообщении между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой:

7.1. В случае отказа от поездки по электронному проездному документу с электронной регистрацией пассажиру необходимо либо отказаться от электронной регистрации порядком, предусмотренным в веб-системах БЧ и ГАО «ЛДЗ», либо получить проездной документ на бланке установленного образца в билетной кассе на территории государства, через веб-систему которого был приобретен электронный проездной документ с электронной регистрацией, не позднее одного часа до отправления поезда/вагона беспересадочного сообщения со станции начала маршрута его следования.

7.2. Возврат неиспользованного проездного документа, оформленного на бланке установленного образца, производится в билетной кассе в соответствии с ОП СМПС .

7.3. Возврат неиспользованного электронного проездного документа с электронной регистрацией менее чем за один час до отправления поезда с начальной станции маршрута следования поезда не производится .

Гомель связан ж/д маршрутами дальнего следования со многими городами Белоруссии, Украины, России. В городе находится станция Гомель-Пассажирский. Станция относится к Белорусской ЖД. Гомельское отделение БЖД находится на важнейшем стратегическом перекрестке, который связывает восточные пути с западом. В состав станции входят и две платформы - Гомель нечетный и Гомель четный. Отдельным зданием построен пригородный вокзал. Посадочные платформы и вокзал соединены подземным переходом - тоннелем. Последняя реконструкция проводилась в 2003 году. На станции находится семь путей и четыре платформы. Поезда обслуживаются компанией Беларуская Чыгунка, которая составляет расписание движения. Продажа билетов на поезда дальнего сообщения осуществляется на терминальном оборудовании. На станции введена услуга электронной регистрации на поезда международного сообщения.

Поезда международного сообщения соединяют город напрямую с Москвой и Санкт-Петербургом и российскими городами популярного южного направления: Анапой, Адлером (через Воронеж), Новороссийском, Минеральными водами, Саратовом. До столицы России можно добраться отсюда через Брянск и Смоленск фирменными поездами. Фирменный поезд «СОЖ» обслуживает направление Гомель - Могилев - Москва (включая прицепные группы Солигорск - Москва). Станция находится на линии соединяющей столицу Украины и Беларуси. Отсюда можно добраться до южного украинского Симферополя, Евпатории, Херсона, Феодосии и Одессы, также до Мариуполя, Чернигова, Щорса, Днепропетровска. Беспересадочные вагоны идут до Адлера (через Харьков), Мурманска, казахской Караганды, Архангельска, столицы Болгарии - Софии. Прицепная группа вагонов Москва-Брест обслуживает направления на Ниццу и Париж.

Составы дальнего следования курсируют до Минска , Полоцка (через Витебск, Могилев), Барановичей, Бреста, Светлогорска, Гродно. Пригородное ж/д сообщение происходит в пределах Гомельской области в пяти направлениях.

В сторону на Калинковичи можно добраться до Речицы, Ельска, Калинковичей, Муляровки, Василевичи, Хойников. На Жлобин ходит кольцевой пригородный рейс. До Могилева и Светлогорска ходят экспрессы. По направлению на Тереховку пригородные поезда ходят до Круговца и Кутока. На Кравцовку ходит несколько пар ежедневных пригородных поездов. В Новозыбковском направлении ходит один дизель-поезд по выходным и несколько ежедневных пар на Добруш.

Информация о расписании поездов и электричек по станции Гомель:

Расписание поездов и электричек по станции Гомель на сегодняшний день включает в себя 94 поездов дальнего следования, пригородных поездов и электричек (в том числе дизелей) - 80, 66 из них проходящие и 108 - начинают или заканчивают свой путь в этом населенном пункте. Больше всего поездов прибывает утром. Первый, согласно расписанию, отправляется в 00 ч 04 м по направлению к станции Минск-Пасс., а последний прибывает в 23 ч 52 м. Среднее время стоянки на платформе составляет 0 ч 16 м.
Некоторые поезда, проходящие по станции Гомель курсируют не каждый день(имеют особый график движения).
Расписание поездов и электричек по станции Гомель, представленное на данной странице учитывает сезонные изменения, то есть всегда доступны зимний и летний вариант расписания.
Билеты на поезда и электрички на станции Гомель можно прибрести онлайн или в кассе.

Медиафайлы на Викискладе

Схема Белорусской железной дороги.

БЖД связана с железными дорогами сопредельных стран: Латвии (Latvijas dzelzceļš), Литвы (Lietuvos Geležinkeliai), Польши (Polskie Koleje Państwowe), России (Московская и Октябрьская железные дороги РЖД) и Украины (Юго-Западная и Львовская железные дороги УЗ).

Отделения Белорусской железной дороги. Минское отделение Барановичское отделение Брестское отделение Витебское отделение Гомельское отделение Могилёвское отделение

История

  • впервые постоянное железнодорожное сообщение было открыто 27 декабря 1862 года на участке Поречье - Гродно Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги .
  • в 1866 году открыта Динабурго-Витебская железная дорога , в 1868 году - Орловско-Витебская железная дорога (в 1895 году слиты в единую Риго-Орловскую железную дорогу с управлением в Риге).
  • в 1871 году открыта линия Москва - Смоленск - Брест Московско-Брестской железной дороги (с 1912 года - Александровская железная дорога).
  • в 1873 году открыта линия Ново-Вилейск - Минск - Гомель , а в 1874 году - линия Гомель - Ромны Ландварово-Роменской железной дороги (с 1876 года - Либаво-Роменская железная дорога).
  • в 1882 году открыта линия Жабинка - Пинск , в 1884 году - линия Пинск - Лунинец - Вильна , в 1886 году - железнодорожные линии Лунинец - Гомель и Барановичи - Белосток , а в 1887 году Гомель-Брянская железнодорожная линия, вошедшие в состав Полесских железных дорог , управление которых находилось в Вильне.
  • в г. проектировалась железнодорожная ветка от Лынтуп до местечка Свирь (24 версты) и далее на Сморгонь , а в г. - линия от Лынтуп на Шеметово , Ижу до Молодечно .
  • в 1902 году Риго-Орловская железная дорога пополнилась линией Витебск - Жлобин .
  • в 1907 году Полесские железные дороги пополнились линией Волковыск - Лида - Полоцк .
  • осенью года русская армия, несмотря на упорное сопротивление немцев, освободила железнодорожные станции Молодечно , Вилейка и Кривичи (сейчас Княгинин) Полесских железных дорог от кайзеровских войск .
  • в конце года сформированная 13-я рота (240 чел.) немецкого резервного пехотного полка №251 под командованием капитана Гёттинга построила вокзал в прифронтовом местечке Шеметово и соединила при помощи полевой узкоколейки Лынтупы и Шеметово .
  • в 1922 году Александровская железная дорога и Московско-Балтийская железная дорога были объединены в Московско-Белорусско-Балтийскую железную дорогу .
  • в году чешский писатель Карел Ванек написал роман "Приключения бравого солдата Швейка в русском плену" . Волей писателя бравый солдат Швейк попадает в русский плен во время Первой мировой войны, где его отправляют на строительство военной железной дороги на станцию Будслав .
  • в 1936 году из Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги выделены Западная железная дорога с управлением в Смоленске и Белорусская железная дорога с управлением в Гомеле .
  • в 1937 году в Западной Белоруссии , по случаю завершения строительства 4-километрового участка узкоколейной железной дороги Кобыльник - озеро Нарочь , с торжественной речью выступил архиепископ Ялбжиковский .
  • 17.11.1939 было издано постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР "О перешивке железных дорог Западной Украины и Западной Белоруссии и переоборудовании подвижного состава на колею СССР" .
  • 02.12. созданы Брест-Литовская железная дорога с управлением в Барановичах и Белостокская железная дорога.
  • 28.07. Минское отделение Западной железной дороги объединено с Брест-Литовской железной дорогой в Минскую железную дорогу.
  • 15.05. Минская железная дорога слилась с Белорусской железной дорогой.
  • в 1957 году Белорусской железной дороге переданы Витебское и Оршанское отделения Западной железной дороги.
  • 07.12. торжественно сдан первый электрифицированный участок Белорусской железной дороги Минск-Олехновичи протяженностью в 48 км.
  • Депо Минск-Сортировочный переходит с паровозной на тепловозную тягу.
  • Депо Могилев переходит с паровозной на тепловозную тягу
  • Белорусская железная дорога начала эксплуатацию электровозов.
  • 1 июля года на станции Лынтупы , по инициативе местного краеведа Е. Громова, был установлен бюст «короля узкоколейки», инженера, депутата Первой Государственной Думы Болеслава Антоновича Яловецкого .

Хронология электрификации

Год Протяжённость
железнодорожных
путей общего
пользования, км
в т. ч.
электрифици-
рованных, км
%
2000 5533 874 16
2005 5518 897 16
2010 5503 898 16
2011 5503 899 16
2012 5483 899 16
2013 5490 1013 18
2014 5491 1012 18
2015 5491 1128 21
2016 5480 1131 21
2017 5480 1215 22
2018 5480 1228 22

На Белорусской железной дороге используется стандарт напряжения переменного тока 25 кВ, за исключением приграничных с PKP участков Гродно - Брузги и Брест-Центральный - граница с Польшей (и далее в Тересполь), на которых эксплуатируется польский электроподвижной состав постоянного тока 3 кВ. Единственной действующей в Беларуси станцией стыкования является Брест-Центральный: северная сторона с путями европейской колеи электрифицирована на польском постоянном токе 3 кВ, южная (русская колея) - на белорусском переменном (25 кВ).

  • : Минск - Олехновичи;
  • : Олехновичи - Молодечно;
  • : Минск - Пуховичи;
  • : Пуховичи - Талька;
  • : Талька - Осиповичи;
  • : Минск - Борисов;
  • : Минск - Столбцы;
  • : Орша - Красное;
  • : Борисов - Орша;
  • : Столбцы - Барановичи;
  • : Барановичи - Брест;
  • : Гродно - Кузница (1 путь на колее 1435 мм, путь на колее 1520 мм не электрифицирован);
  • : Помыслище - Крыжовка;
  • : Осиповичи - Жлобин.
  • : Жлобин - Гомель.
  • : Молодечно - Гудогай - госграница Литва (далее участок до Науйойи-Вильня электрифицирован ). Обход Минска : Колодищи - Шабаны

Перспективы электрификации:

Современное состояние

Грузоперевозки

Структура погрузки грузов по видам, млн т (2017 год)
Количество перевезённых контейнеров
в сообщении Китай-Евросоюз-Китай
(тыс., в 20-футовом эквиваленте)

По данным бывшего начальника БЖД Анатолия Сивака , на 1 января 2012 года парк пассажирских вагонов белорусской магистрали насчитывал 1691 единицу. Средний срок службы пассажирских вагонов при этом - около 23 лет. Износ парка пассажирских вагонов составляет около 56 %. Что касается обеспечения грузовых перевозок, то в настоящее время в инвентарном парке Белорусской железной дороги насчитывается 28643 грузовых вагона, из них - 4617 крытых, 2914 платформ, 6914 полувагонов, 7027 цистерн и 7171 других вагонов. Износ парка составляет 58,3 % .

Для БЖД характерен ряд проблем, одна из которых - высокая изношенность основных средств - износ составляет 64,7 %, 42 % вагонов используются с истекшим сроком эксплуатации. Дефицит инвестиций в БЖД составлял [когда? ] 461 млрд белорусских рублей 2000 года (примерно 163,5 млн $). До 2009 года недостаток инвестиций покрывался привлечением кредитных ресурсов банков. В 2009 году БЖД необходимо вернуть банкам 233 млрд белорусских рублей (примерно 82,5 млн $) .

С начала 2012 года Белорусская железная дорога закупила 2673 грузовых вагона. В том числе, приобретено 1470 полувагонов, 676 вагонов-цистерн, 411 хоппер-цементовозов и 116 крытых вагонов. Подвижной состав поставляется на магистраль согласно заключенным договорам в соответствии с утверждёнными графиками поставок. Всего в 2012 году дорога планирует приобрести 3746 грузовых вагонов: 2080 полувагонов, 1000 вагонов-цистерн, 550 хоппер-цементовозов и 116 крытых вагонов. Обновление подвижного состава является одним из важнейших инвестиционных проектов Белорусской железной дороги, которая проводит в данном направлении целенаправленную работу. Согласно Государственной программе развития железнодорожного транспорта Белоруссии, до конца 2015 года Белорусская железная дорога закупит в общей сложности 12,5 тысячи единиц нового подвижного состава. В 2018 году БЖД закупила 429 вагонов, в том числе 416 полувагонов, 10 крытых вагонов и 3 фитинговые платформы .

Также в 2016 году, грузооборот железнодорожного транспорта составил 41,1 млрд тонно-километров (32,7% в общем объеме грузооборота всех видов транспорта), в общей сложности было перевезено 126,8 млн т грузов. Tаким образом удельный вес железнодорожного транспорта в структуре перевозок грузов всеми видами транспорта составил 30,4%. Объем перевозок снизился по сравнению с предыдущим годом . В 2015 году на железнодорожный транспорт было погружено 80,3 млн т грузов, из которых 22,5 млн т - нефть и нефтепродукты, 20,1 млн т - строительные грузы, 13,3 млн т - химические и минеральные удобрения, 6,6 млн т - лесные грузы, 3,6 млн т - цемент, 2,1 млн т - чёрные металлы, 1,2 млн т - зерно и продукты перемола, 10,9 млн т - прочие грузы .

В целом, за 2016 год, выручка составила 357,28 млн. белорусских рублей (- 1,2% по сравнению с 2015 годом), а чистая прибыль объединения сократилась на 68,05% до 6,27 млн. рублей (около 3 млн. долларов США по тогдашнему курсу). Совокупная прибыль составила 9,1 млн. рублей (с учётом переоценки долгосрочных активов которые не включаются в чистую прибыль). По состоянию на 31 декабря 2016 года, обязательства объединения по лизинговым платежам составили 244,28 млн. рублей, а общий объем долгосрочных кредитов и займов составил 806,8 млн. рублей.

За 2018 год тарифный грузооборот достиг максимального значения с 1993 года (52,6 млрд. т·км, рост на 8,3% по сравнению с 2017 годом). Оборот грузового вагона снизился до 3,85 суток, производительность вагонов выросла до 4926 т·км нетто/вагон, локомотивов - выросла до 1297 тыс. т·км брутто/локомотив. Для повышения эффективности грузоперевозок широко использовались удлинённые плечи обслуживания локомотивными бригадами, повышение длины и веса составов, использование электровозов БКГ2 по системе многих единиц . По итогам 2018 года доходы от грузоперевозок (2716 млн руб., или 1300 млн долларов) составили 79,4% от общих доходов железной дороги. Количество перевезённых через Республику Беларусь контейнеров только в сообщении Китай-Евросоюз-Китай достигло 331,5 тыс. в 20-футовом эквиваленте (+29%), количество контейнерных поездов - 2835 (+6,4%). Общее количество перевезённых железной дорогой контейнеров в 2018 году составило 635,4 тыс. в 20-футовом эквиваленте, причём более половины контейнеров (474,3 тыс.) было перевезено ускоренными контейнерными поездами. На конец 2018 года в инвентарном парке БЖД насчитывалось 667 тепловозов и 97 электровозов (итого 764 локомотива, в том числе для пассажирских составов). Для грузовой работы открыто 226 станций .

Для повышения эффективности пропуска контейнерных поездов применяется их укрупнение на станции Брест-Северный, при перегрузке с европейской колеи, по системе 2:1 (из 2 поездов 1435 мм - 1 поезд 1520 мм) или 3:2 (3 и 2 соответственно). Разукрупнение происходит на станции Достык на казахстано-китайской границе, при перегрузке на колею 1435 мм . Маршрутная скорость контейнерных поездов от Бреста до станции Осиновка на белорусско-российской границе составляет 1172 км/сутки .

Большинство грузов, перевозимых железной дорогой, являются международными, более четверти - транзитными. Так, из 146 295 тыс. т грузов, перевезённых железнодорожным транспортом в 2017 году, 112 785 тыс. т (77,1%) пришлось на международное сообщение, в том числе 39 082 тыс. т (26,7% от общего объёма грузов) - на транзит. Из 48 538 млн т·км грузооборота за 2017 год 38 495 млн т·км (79,3%) пришлось на международное сообщение, в том числе 15 958 млн т·км (32,9% от общего грузооборота) - на транзит .

В 2018 году 79% тарифного грузооборота было международным: 37% - транзитным, 32% - на вывоз, 10% - на ввоз. Перевозки по республике составили 21% от тарифного грузооборота .

Самые грузонапряжённые станции (по погрузке):

Формат грузовых перевозок

  • Республиканское транспортно-экспедиционное унитарное предприятие «БЕЛИНТЕРТРАНС - транспортно-логистический центр» Белорусской железной дороги (сокр. государственное предприятие «БТЛЦ»)

Пассажирские перевозки

За весь 2018 год Белорусская железная дорога перевезла 79,9 млн пассажиров, в том числе 62,2 млн человек в региональном сообщении (77,9% в общем объёме перевозок пассажиров железнодорожным транспортом), 10,2 млн человек в межрегиональном сообщении (12,7%), по 3,8 млн пассажиров в международном сообщении и городскими линиями (по 4,7%). Количество пассажиров выросло на городских и международных линиях, а совокупное количество перевезённых пассажиров снизилось на 0,9%. Количество пассажиров на международных линиях наиболее заметно выросло с Латвией (+17,2%), Литвой (+14,7%), менее значительно - с Украиной (+4,7%) и Польшей (+3,6%) - во многом благодаря организации новых поездов и организации курсирования более вместительных поездов на недавно электрифицированном участке Молодечно-Гудогай. Совокупный пассажирооборот составил 6215,3 млн пасс·км . В 2018 году доход БЖД от пассажирских перевозок составил 358 млн руб. (около 170 млн долларов), или 10,5% доходов от основной деятельности .

В 2015 году БЖД перевезла 87,1 млн. пассажиров, в том числе 4 млн. международным сообщением (1,7 млн. ввоз, 1,7 млн. вывоз, 0,6 млн. транзит), 12,4 млн. межрегиональными и региональными линиями бизнес-класса, 67,4 млн. региональными линиями экономкласса и 3,3 млн. городскими линиями. Пассажирооборот составил 7117 млн. пассажиро-км - 1124 млн. международным сообщением, 3032 млн. межрегиональными и региональными линиями бизнес-класса, 2962 млн. региональными линиями экономкласса (в т. ч. 73 млн. городскими линиями) . Статистика популярных направлений не публикуется.

Перевезено пассажиров (млн) : В том числе региональными линиями
экономкласса и городскими линиями (млн) :

По состоянию на конец 2018 года в инвентарном парке БЖД числилось 288 секций электропоездов и 145 секций дизель-поездов . Пассажирские перевозки осуществляются электропоездами ЭР9 и Stadler Flirt (ЭПг , ЭПр , ЭПм), а также дизель-поездами ДР1 , ДДБ1 , ДП1 , ДП3 . Цены на пригородные билеты являются одними из самых низких в Европе (после Украины и Молдовы ), они в среднем в 4 раза ниже, чем в РФ и 8 раз ниже, чем в Германии.

В середине 2019 года пассажиры в среднем возмещали 43% затрат на организацию перевозок, а к 2020 году ожидается повышение уровня возмещения затрат железной дороги на пассажирские железнодорожные перевозки до 60%. В 2019 году уровень возмещения колебался от полного на поездах международных линий до 16% на поездах региональных линий экономкласса и 21% на поездах городских линий . 20 марта 2018 года тарифы на проезд в поездах региональных линий экономкласса были повышены на 24% (до 20 копеек (около 0,1 доллара) за первую зону + 2 копейки за каждый дополнительный километр ), однако за год уровень окупаемости затрат на этот вид перевозок, по данным Белорусской железной дороги, вырос всего на 1%. Разрешение на повышение тарифов даёт Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь с учётом инфляционных ожиданий и ростом уровня доходов населения. По подсчётам издания ex-press.by , при доведении возмещения затрат до 100% самые дешёвые варианты пассажирских перевозок железнодорожным транспортом станут неконкурентоспособными по сравнению с автомобильным транспортом .

Формат пассажирских перевозок

С 2011 года была введена новая классификация пассажирских перевозок:

  • Международные линии
  • Коммерческие линии
  • Межрегиональные линии

Направления пригородных поездов Минского отделения

  • Молодечненское направление БЖД

Начальники

Перспективы развития

Среди основных перспективных направлений развития Белорусской железной дороги, утверждённых в 2011 году, ожидающих реализации по состоянию на 2019 год:

В 2000-е - начале 2010-х годов неоднократно озвучивались планы строительства железнодорожной линии в Лельчицкий район Гомельской области для вывоза продукции месторождений строительного камня и бурого угля с примыканием к существующей железнодорожной сети на станции Михалки или Ельск .

Вагонное хозяйство

Локомотивное хозяйство

На дороге 16 основных и четыре оборотных локомотивных депо, одно моторвагонное депо.

Основные локомотивные депо:

  • ТЧ-1 Минск-Сортировочный (ЧС4Т , ТЭП60 , ТЭП70 , ТЭП70БС , М62 , ДМ62 , 2М62 , ЧМЭ3 , ЧМЭ3Т , ЧМЭ3Э , ТГК2 , ТМЭ1 , ТМЭ2 , ТМЭ3 , ДП3 . Ранее 2ТЭП60)
  • ТЧ-2 Молодечно (М62 , ЧМЭ3 , ЧМЭ3Т , ТГК2)
  • ТЧ-3 Барановичи (ВЛ80 С, БКГ1 , ДР1 А, ДР1 Б, ЭР9 Е, ЧМЭ3 , ЧМЭ3Т , ТМЭ1 , ТГМ3 , ТЭМ2УМ , ТГМ23 Д. Ранее также М62 , ДР1 , ДР1 П, ВЛ80 К, ТЭ3)
  • ТЧ-4 Лунинец (М62 , 2М62 , 2М62У , ДМ62 , ЧМЭ3 , ТМЭ1 , ТГМ23 В. Ранее ТГМ4)
  • ТЧ-5 Лида (М62 , ЧМЭ3 , ЧМЭ3Т , МДП , ТГМ23 Б, ТГК2 , ТМЭ3 . Ранее ЧМЭ3Э)
  • ТЧ-6 Волковыск (М62 , 2М62 , 2М62У , ЧМЭ3 , ЧМЭ3Т , ЧМЭ3Э , ТГК2)
  • ТЧ-7 Брест (М62 , 2М62 , ЧМЭ3 , ЧМЭ3Т , ДР1 А, МДП , ТМЭ3 . Ранее ТГК2 и ДР1 П)
  • ТЧ-8 Гомель (М62 , 2ТЭ10У , ЧМЭ3 , ЧМЭ3Т , ЧМЭ3Э , ТМЭ3 , ТГК2 , ДР1 А, ДР1 Б, ЭР9 Е. Ранее ТГМ6 В и ДР1 П)
  • ТЧ-10 Жлобин (М62 , ЧМЭ3)
  • ТЧ-11 Калинковичи (М62 , 2М62 , ЧМЭ3 , ЧМЭ3Т , ТМЭ1 , ТМЭ3 , ДП1)
  • ТЧ-12 Могилёв (М62 , 2М62 , 2М62У , ТГМ4 , ТГМ4 А, ТГМ4 Б, ТГМ23 Д, ЧМЭ3 , ЧМЭ3Т , ДРБ1 , ДП1, ДП3)
  • ТЧ-13 Осиповичи (М62 , ЧМЭ3 , ЧМЭ3Т , ТГМ4 , ТМЭ3)
  • ТЧ-14 Кричев (ЧМЭ3)
  • ТЧ-15 Орша (ТЭП70 , М62 , 2М62 , ЧМЭ3 , ЧМЭ3Т , МДП , ДРБ1 . Ранее ДР1 П, ДР1 А, ТЭП60)
  • ТЧ-16 Витебск (ТЭП60 , 2ТЭ10М , ЧМЭ3 , ЧМЭ3Т , ЧМЭ3Э , ТМЭ1)
  • ТЧ-17 Полоцк (М62 , 2М62 , 2М62У , ЧМЭ3 , ЧМЭ3Т , ДДБ1)

Оборотные локомотивные депо:

  • ТД-1 Бобруйск
  • ТД-2 Гродно
  • ТД-3 Крулевщизна
  • ТД-4 Слуцк

Паровозы

В XIX-XX веках на Белорусской железной дороге эксплуатировались паровозы серий Г-49 (Завод Зигль, Вена, с 1862 года), В (Коломенского завода, с 1871 года), Нв (с 1892 года), (с 1892 года), Ов (с 1893 года), (с 1906 года), (с 1910 года), Су (с 1930 года), Эу (с 1926 года), ФД (с 1938 года), ТЭ , ТЕ, ТЛ, ТЩ, ТО, 55 (с 1942 года), СО (с 1938 года), ИС (с 1939 года), Эр (с 1946 года), (с 1947 года), ЛВ (с 1955 года), П36 (с 1955 года).

Тепловозы

Первые тепловозы появились на Белорусской железной дороге в 1945 году (серия Да), однако активное их внедрение началось только в 1960-е годы: ТЭ2 (с 1963 года), ТЭ3 (с 1965 года), ТЭ7 (с 1967 года), ВМЭ1 (с 1960 года), ТГМ1 (с 1960 года), ТГМ3 (с 1961 года). Их эксплуатация на железных дорогах общего пользования к настоящему времени прекращена, однако маневровые тепловозы ТГМ1 и ТГМ3 используются отдельными промышленными предприятиями. По состоянию на 2019 год эксплуатируются тепловозы ТЭП60 и 2ТЭП60 (с 1965 года), ЧМЭ3 (с 1965 года), М62 , 2М62 и 2М62У (с 1970 года), ТЭМ2 (с 1971 года), ТЭП70 (с 1973 года; ТЭП70БС - с 2006 года), 2ТЭ10 М (с 1987 года), 2ТЭ10У (с 1990 года), ТМЭ1 (с 2011 года), ТМЭ3 (с 2012 года)

Дизель-поезда

На Белорусской железной дороге в разное время использовались дизель-поезда

08-12.12.2017 г.

2. Зарегистрироваться на сайте введя необходимую информацию пользователя системой .

3. Подтвердите регистрационные данные перейдя по ссылке в письме, присланном на ваш электронный адрес.

4. Войдите в систему.

5. Ознакомьтесь с Правилами и особенностями оформления заказа, его оплаты, оформления и переоформления проездного документа (билета), возврата неиспользованного проездного документа (билета), заказанного через Интернет.

6. Подтвердите, что ознакомились с правилами и особенностями оформления заказа.

7. Выберите маршрут следования, дату поездки, количество билетов.

8. Выберите наиболее подходящий Вам поезд.

9. Выбирите номер вагона и место.

10.Введите данные о пассажире.

11.Проверьте свой заказ.

12.Подтверждаете заказ и выбираете систему оплаты. Не забудьте отметить птичкой "Выполнить электронную регистрацию на поезд". Оплатить можно с помощью:

  • банковской пластиковой карточкой ОАО «АСБ Беларусбанк», клиентами, зарегист рированными в системе «Интернет-банкинг».
  • c помощью банковских карточек Visa, Visa Electron, MasterCard, Maestro, международных платежных систем Visa International, MasterCard World Wide
  • с помощью банковских платежных карточек БЕЛКАРТ ОАО "АСБ Беларусбанк", а также карточками БЕЛКАРТ-ИНТЕРНЕТ других банков-эмитентов Республики Беларусь.

  • платежной системой «Расчет» в интернет-банкинге Вашего банка . Войдя в систему "Расчет", Вы можете произвести оплату с помощью системы электронных денег EasyPay и WebMoney. Оплата заказа по банковской пластиковой карточке производится после проверки и подтверждения заказа. На принятие Вами решения об оплате заказа отводится 20 минут.

13.При успешной оплате заказа на адрес Вашей электронной почты будет послано письмо с 14-значным номером заказа , по которому Вы можете получить проездные документы (билеты) в кассе Белорусской железной дороги. Во избежание недоразумений отслеживайте состояние Вашего заказа и проверяйте 14-значный номер заказа в разделе «Личный кабинет». Руководство БЖД сообщает:

"Пассажир, воспользовавшийся услугой электронной регистрации, должен предъявить проводнику вагона документ, удостоверяющий его личность, данные которого указаны в электронном проездном документе, а при следовании пассажира из Вильнюса и бланк заказа, распечатанный на бумажном носителе."

Но во избежанеия недоразумения, желательно распечатайте бланк заказа или обязательно запомните номер заказа.

Электронная регистрация выполняется в любое другое время в личном кабинете, но не позднее, чем за 1 час до отправления поезда с начальной станции, одновременно для всех пассажиров, указанных в заказе.

Необходимо в обязательном порядке проверять наличие признака электронной регистрации в разделе "личный кабинет". В случае отсутствия отметки об электронной регистрации Вам необходимо оформить проездной документ в билетной кассе.

14. При возникновении вопросов можете посмотреть ролик Белорусской железной дороги "Видеодемонстрация покупки билетов с электронной регистрацией".

Внимание! Выполнить переоформление и возврат проездного документа на сайте http://poezd.rw.by нельзя . Возврат неиспользованного электронного проездного документа с электронной регистрацией производится только после оформления его на бланке строгой отчетности не менее чем за один час до отправления поезда с начальной станции маршрута следования поезда в билетной кассе БЖД на территории Республики Беларусь.

Для оформления билета (при необходимости его возврата) в кассу необходимо предъявить номер заказа и документ удостоверяющий личность. Оформить проездной документ может любой гражданин по своему документу удостоверяющему личность. Для возврата и оформления проездного документа можно обращаться в любую кассу БЖД, оборудованную системой "Экспресс", независимо от того, в каком сообщении приобретен проездной документ. Возврат денег за неиспользованные проездные документы , оформленные через Интернет, в билетной кассе, оборудованной POS-терминалом, осуществляется только на банковскую платежную карту.

Примечание: Причиной отказа в оплате могут быть следующими:

1. На карте недостаточно средств.
2. Банк, выпустивший Вашу карточку, установил запрет на оплату в сети Интернет (некоторые банки ставят запрет на оплату через сеть Интернет).
3. Для банковской карты используется технология Visa 3DSecure или MasterCard SecureCode, но технология не активирована или введен неверный проверочный код.
4. Введенные Вами данные не были подтверждены на платежной странице (ошибка формата данных и т.д.)
5. Система фрод-мониторинга отклонила операцию из-за подозрения в мошенничестве.

«БЧ» (Беларуская Чыгунка) — это государственный перевозчик, подчиненный Министерству транспорта Республики Беларусь. Железнодорожная сеть в Беларуси обширна. Она занимает третье место в СНГ после России и Украины, поэтому ж/д транспорт в республике хорошо развит. Например, по одному направлению Москва — Минск ходит несколько поездов «БЧ» разного уровня обслуживания.

Поезда «БЧ» делятся на бизнес-класс (фирменные поезда) и эконом (нефирменные). К эконому относятся поезда со старыми вагонами. В них нет кондиционеров, поэтому летом жарко, а зимой холодно. Интерьер вагонов устарел. В то же время даже в старых поездах наблюдается высокий уровень сервиса — в них вежливые проводники и всегда чисто.

Из типов вагонов в эконом-классе доступны плацкарт, купе и СВ. В плацкартном вагоне нет кондиционера и биотуалета. Есть только обычный туалет, который закрывается на станциях, что неудобно. В купе и СВ есть кондиционер, но также нет биотуалета. В нефирменном поезде кондиционер может работать плохо, даже если он включен.

Мы рекомендуем путешествовать бизнес-классом. Такие поезда имеют собственное имя — «Минск», «Беларусь», «Неман» и т.д. По уровню комфорта они соответствуют фирменным поездам РЖД. Во всех вагонах в них есть кондиционер и биотуалеты. В фирменных поездах часто в стоимость проезда входит питание (набор питания или горячий обед), в СВ установлен телевизор. В каждом купе есть розетки, кнопка вызова проводника, а дверь закрывается на электронный замок.

Узнать, насколько поезд комфортный, можно при покупке билета на сайте Туту.ру (шаг «выбор мест»). Там у каждого типа вагона есть описание, информация о наличии кондиционера и биотуалета и отзывы пассажиров. Отзывы могут оставлять только те пассажиры, которые действительно путешествовали в этом поезде.

Внутри страны курсируют несколько типов новых поездов с высоким уровнем комфорта. Это поезда с сидячими местами — другие классы обслуживания здесь не требуются, так как поездка длится не больше нескольких часов. По направлению Минск — Вильнюс ходят сидячие поезда польского производства, состоящие из трех вагонов. По направлению Минск — Гомель ходят электрички серии ЭПМ. Во втором классе есть кондиционер и биотуалет, мягкие сиденья с откидывающимся столиком, розетка между креслами. В вагоне первого класса просторно и стоят кожаные кресла. По комфортности поезда ЭПМ напоминают эконом-класс «Сапсана».

На региональных и городских линиях (в районе столицы) запущены новые комфортные электрички серий ЭПГ и ЭПР. Но на линиях до сих пор остается много старых электричек с жесткими лавками и без кондиционера. Цены на пригородный транспорт в Белоруссии одни из самых низких в Европе — они в среднем в 4 раза ниже, чем в РФ и 8 раз ниже, чем в Германии.

На текущий момент главной проблемой белорусских поездов остается устаревание вагонов. В начале 2012 года парк пассажирских вагонов белорусской магистрали насчитывал около 1700 единиц. Из них изношенными признаны 56%. Правительство старается обновлять вагоны — основную их массу заказывают на «Гомельском ВСЗ».

По качеству обслуживания «БЧ» находятся на втором месте после России среди всех перевозчиков стран СНГ. Например, белорусские составы гораздо лучше большинства поездов Украины. Довольно высокое качество поездов «БЧ» подтверждается и рейтингом на сайте Туту.ру — почти все они имеют оценку 8 или 9 баллов из 10.