ВСЕ ФОТО

Миллиардер Роман Абрамович оказался на первом месте в рейтинге бизнесменов, владеющих личными самолетами, составленном журналом "Финанс"

Авиалайнер Абрамович купил в 2004 году, он планировал сделать из воздушного судна штаб-квартиру, напоминает РИА "Новости" . По словам очевидцев, начинку этого самолета можно сравнить только с оснащением самолета президента США Барака Обамы. Так, лайнер Абрамовича оборудован противоракетной системой стоимостью в 1,5 миллиона долларов.

Второе место в списке владельце авиатранспорта занимает владелец Nafta Moskva, член Совета Федерации Сулейман Керимов . Ему принадлежат три самолета: Boeing 737-7BJ/W BBJ стоимостью 50–52 млн долларов, Gulfstream G-V за 35 млн долларов и Gulfstream G550, который оценивается в размере 55 млн долларов. Третье место занимает совладелец "Вимм-Билль-Данн" Давид Якобашвили , владеющий Bombardier Challenger 604 стоимостью 26–28 млн долларов и Gulfstream GV-SP, оценивающийся в 45 млн долларов.

Также в числе владельцев личных самолетов - президент группы "Онэксим" Михаил Прохоров , у него есть два воздушных судна: Gulfstream GV-SP за 45 млн долларов и Falcon 900 EX стоимостью 28-30 млн долларов. Председатель совета директоров и владелец банка "Русский стандарт" Рустам Тарико имеет Boeing 737-7BJ/W BBJ за 50-52 миллиона. Депутат Госдумы, совладелец "Металлоинвеста" Андрей Скоч владеет аэробусом A319-115CJ стоимостью около 50 млн долларов.

У основного владельца и председателя наблюдательного совета "Альфа-групп" Михаила Фридмана есть Bombardier Global Express за 48 млн долларов. Занимающий десятое место в рейтинге владелец Объединенной промышленной корпорации, член Совета федерации Сергей Пугачев владеет двумя самолетами: Falcon 2000 Ex Easy за 25 млн и Gulfstream IIB стоимостью 10 миллионов.

По данным экспертов, владельцев бизнес-джетов в России чуть более 450 человек. Под бизнес-джетом понимают небольшой реактивный самолет VIP-класса, чаще всего иностранного производства с количеством кресел не более 19. Как отмечают эксперты, тему владения самолетами российской бизнес-элитой обсуждать не принято. При этом почти все такие самолеты чаще всего зарегистрированы на коммерческие структуры.

По слухам, владельцами авиатранспорта также являются некоторые политики и артисты. Так, у Филиппа Киркорова , по некоторым данным, есть американский самолет Cessna Citation III. Единоросс, член комитета Госдумы по труду и социальной политике Григорий Аникеев указал в налоговой декларации , что он владеет самолетом Falcon 2000 Ex Easy. Губернатор Калининградской области Георгий Боос также признался, что в 2009 году приобрел самолет на 9 мест.

Что касается самолетов, на которых передвигается президент Медведев, то, как стало известно, недавно для президентского авиаотряда были приобретены иностранные самолеты категории Falcon по цене 50 млн долларов за штуку. Французская машина класса heavy jets в пять раз экономичнее, чем, например, отечественный лайнер Ил-96-300.

По данным журнала, на джетах перемещаются по миру предприниматели, способные купить несколько крылатых машин, – Олег Дерипаска, Михаил Прохоров, Виктор Вексельберг .

Преимущественно из джетов состоит флот фирм, занимающихся организацией VIP-перевозок. Таких компаний в стране, по разным данным, насчитывается несколько десятков. По словам источников, самый богатый человек России Владимир Лисин не владеет личным самолетом, а пользуется услугами VIP-авиакомпании, базирующейся во "Внуково-3". Однако, как правило, клиентура у арендованных самолетов другая - их услугами пользуются около 4,5 тыс. бизнесменов, которые не хотят приобретать самолет или летают не очень часто. Так, за перелет в Европу эти люди готовы выложить около 30-40 тыс. евро.

Одной из причин, по которой состоятельные люди приобретают собственные самолеты, - сложные маршруты, когда в ограниченные сроки надо побывать в нескольких местах. Так, президент банка "Авангард" Кирилл Миновалов самостоятельно пилотирует свой самолет Cessna и таким образом эффективно управляет своим временем, совершая переговоры с партнерами в Европе. Он занимается солодовенным и стекольным бизнесом. По статистике, до 80% полетов бизнес-джеты совершают в аэропорты, где нет регулярного расписания или оно ограничено двумя-тремя рейсами.

Еще одна проблема, которую решают приобретением самолета богатые люди, - безопасность. Ведь любой владелец бизнес-джета летает не в одиночестве, а вместе с менеджерами и охраной. Если бы бизнесмен пользовался рейсовым или чартерным самолетом, ему приходилось бы выкупать полсалона для своей команды.

Российский парк джетов по большей части состоит из корпоративных машин, которые используются прежде всего в интересах юридических лиц. Для таких предпринимателей собственный борт становится вложением в повышение эффективности бизнеса и коммуникативных возможностей компании, отмечают эксперты.

Тем не менее дела не у всех состоятельных людей идут хорошо. Некоторые вынуждены продавать свои самолеты. В прошлом году много машин было выставлено на продажу, но никого они не заинтересовали. Так, от собственных судов безуспешно пытались избавиться совладельцы Sibir Energy Шалва Чигиринский и Mirax Group Сергей Полонский . Израильский бизнесмен Лев Леваев , владеющий в России компанией AFI Development, все же продал свой Bombardier Global 5000 за 46 млн долларов.

На чём российские бизнесмены перемещают свои тела по миру.

Богатые россияне, о которых часто пишет русский Forbs, - люди с причудами, причём на эти причуды у них есть деньги. Мы уже писали о том, в каких домах живут отечественные миллиардеры и на каких яхтах передвигаются по морям и океанам. Настало время присмотреться ещё к одному почти обязательному атрибуту имиджа олигархов - собственным самолётам.

Отнести личный самолёт к разряду причуд, впрочем, не всегда будет верным решением. Порой собственный лайнер нужен просто оттого, что «время дороже денег». К тому же зачастую личный джет не является собственностью физлица - он может находиться в аренде или принадлежать корпорации, которая предоставляет его владельцу бизнеса.
В авиапарке российских миллиардеров есть самые разнообразные образцы авиатехники - от Як-142 до Boeing 767-300 и армейских вертолётов. Вместительные дальнемагистральные Boeing и Airbus используются для дальних перелётов. Однако они крайне дороги в обслуживании, и потому более популярны среди миллиардеров менее вместительные Falcon, Gulfstream и Bombardier. Всего, по ряду данных, в РФ насчитывается около 500 частных VIP-самолётов.

По словам самих VIP-пас-сажиров, от самолётов им прежде всего нужны безопасность, надёжность, скорость и определённый уровень комфорта. Олигархи понимают, для каких целей нужны им самолёты, и оборудуют их под имеющиеся задачи и свои вкусы, отчего интерьеры воздушных кораблей зачастую отражают индивидуальность личности их владельцев. Кто-то из богачей оформляет самолёт в стиле hi-tech, кто-то любит золотую восточную роскошь и дорогие ковры, кто-то устраивает картинную галерею из подлинников или библиотеку. Кроме того, есть оригиналы, у которых самолёт внутри выглядит как изба или как ресторан.

Есть и приверженцы здорового образа жизни, обустраивающие в самолёте спортзал с беговыми дорожками и велотренажёрами. Впрочем, в отделке есть ограничения - так, запрещено устанавливать бильярдные столы, тяжёлые ванны, а также использовать пожароопасные и громоздкие материалы (например, мрамор). В целом на индивидуальную отделку салона самолёта в Швейцарии обычно уходит один-два года и до 20 млн долларов. Содержание же воздушного замка обходится в 3-5% от его стоимости в год и зависит от страны приписки.

Кто, как и с кем летает

Частный парк самолётов делится на парк крупных лайнеров, которые отправляются в полёт только по разрешению диспетчерских служб, и небольшие самолёты, вылетающие лишь с уведомлением. Все они могут быть как частной, так и корпоративной собственностью. Есть ещё и арендная бизнес-авиация, используемая бизнесменами и чиновниками, - впрочем, чиновники чаще пользуются рейсовыми самолётами. На арендованных самолётах полёты недёшевы: средний чек составляет миллион рублей и более. Имеется и ценник на наиболее часто заказываемые маршруты: для примера, расценки на аренду четырёхместного самолёта из Москвы туда и обратно до Куршевеля составляют от 40 тыс. евро, до Мальдивских островов - от 80 тыс. евро, до Ниццы и Парижа - от 30 тыс. евро. Понятно, что всё это услуги не для бедных.

Показательно, что почти вся лётная бизнес-техника, и частная и корпоративная, обычно регистрируется в офшорах и не платит российские налоги, хотя и базируется в РФ.
Стоимость обслуживания частных самолётов, включая сами полёты, может составлять от 100 тыс. долларов и до нескольких миллионов в год. Стандарт при расчётах: четыре пилота, один инженер, две-три стюардессы и один менеджер. Кстати о персонале: месячные оклады пилотов в бизнес-авиации составляют 12-15 тыс. долларов, стюардесс - 2,5-5 тыс., но эти деньги даются им нелёгким трудом: стюардесса должна владеть иностранным языком, основами психологии, медицинскими навыками, разбираться в винах и кухнях различных народов, а заодно и в моющих средствах, с помощью которых обслуживается салон. Заказ питания на борт (популярен ресторан «Пушкин» на Тверском бульваре) и наведение порядка и чистоты в самолётах - это тоже обязанность бортпроводника. Высокие нагрузки на организм часто приводят к профзаболеваниям стюардесс: забывчивости из-за кислородного голодания, бесплодию, онкозаболеваниям, варикозу и т.д. Вот так - или здоровье, или деньги. Кстати, за эти деньги и IQ требуют, ну и внешность, конечно, должна быть привлекательной, чтобы на фоне дорогого самолёта смотрелась адекватно.

Олигархи приватизируют аэропорты

Внуково-3 на территории Внукова - крупнейший бизнес-аэропорт в Европе. В среднем отсюда выполняется 35-40 тыс. частных рейсов в год, что составляет 90% всех российских бизнес-полётов. Комплекс для обслуживания самолётов бизнес-класса и VIP-пассажиров находится под круглосуточной жёсткой охраной. Вылеты и прилёты VIP-самолётов не объявляются и не значатся в расписаниях, а VIP-пассажиры прилетают и улетают через спецтерминалы, где их никто не видит. По количеству рейсов в определённом направлении можно составить мнение о том, что происходит в бизнес-сообществе. К примеру, по сравнению с 2014 годом в минувшем 2016-м сократились на 30% полёты во Францию, почти до нуля упало количество рейсов на Украину. Зато число вылетов на Мальту увеличилось с 39 до 120. Любопытно, к чему бы это?

У Внукова-3 есть ещё одна особенность. Именно этим портом пользуются те, кому надо как можно быстрее покинуть страну. Именно отсюда не так давно хотел улететь на арендном самолёте президент Анталбанка Магомед Мухиев, подозреваемый в хищении 30 млрд рублей. Похоже, что именно отсюда стартовал и банкир Бородин, обвиняемый в хищении в Банке Москвы 62 млрд рублей, а также ряд других господ, опередивших прокуратуру. Отсюда же улетал, загрузив в самолёт антиквариат, картины и даже улья, экс-мэр Москвы Юрий Лужков. Из этого же аэропорта богатые люди вылетают за рубеж к врачам и косметологам.

КСТАТИ

В 2013 году Дмитрий Медведев подписал указ о выходе государства из владения аэропортом Внуково. Одно из главных достоинств этого порта - его высокая доходность. В своё время порт очень хотела заполучить Москва - не получилось. Однако деньги столица вложила в него приличные, а в последние годы во Внуково-3 много вложился госбюджет.
Аэропорты - это стратегические объекты, отчего они, как правило, находятся в госсобственности. Однако правительство Медведева так не считает, целенаправленно передавая крупнейшие аэропорты под олигархическое управление. Уже сформировались группы аэропортов Виктора Вексельберга и Олега Дерипаски.

Таким образом государство лишается доходов от аэропортов и отказывается в пользу олигархов от стратегического ресурса. Forbes относительно приватизации Внукова сообщил, что частные акционеры будут владеть контрольным пакетом, консолидированным ОАО «Международный аэропорт Внуково» (75%), в которых 81% будет у Скоча, совладельца USM holdings Усманова. У частников будет опцион на выкуп оставшихся 25-30% акций государства. Внуково в дальнейшем может войти в USM Holdings Алишера Усманова. Схема проста: в ответ на инвестицию относительно небольших средств олигархи получат огромный кусок государственной собственности. Это не только аэропорт, а ещё и железнодорожный подъезд, и автодорога, и окружающая инфраструктура, и земля в направлениях, где в основном проживает российская бизнес-элита: Рублёвское, Можайское и Новорижское шоссе. Чем не продолжение залоговых аукционов?

Любимые самолёты олигархов:

1. Airbus А340-300.
Владелец - Алишер Усманов
Стоимость - 350 млн долларов.
Алишер Усманов имеет несколько самолётов, но Airbus А340-300 самый крупный из них. На его дооснащение было потрачено 112 млн долларов. У самолёта четыре двигателя, дальность его полёта - 13 500 километров. В мире таких самолётов не более 30. Лайнер назван в честь отца олигарха «Бурхан» (яхта олигарха названа в честь его матери). Бортовой № M-IABU в «переводе», видимо, расшифровывается как «о-ов Мэн, Я-А.Б. Усманов».

2. Boeing 767-300ER.
Владелец - Роман Абрамович
Стоимость - 191 млн долларов.
Известно, что самолёт зарегистрирован в офшоре Аруба (Карибы, Нидерланды). Дальность полёта этого Boeingа - 11 тыс. километров. Вместимость лайнера -
245 пассажиров. Самолёт иногда называют «бандитом» за характерные чёрные «очки» у кабины пилотов и тёмную полосу вдоль самолёта. Кроме Боинга у Абрамовича есть и другие личные самолёты.

3. Airbus A319 M-RBUS.
Владелец - Михаил Прохоров
Это большой 6-летний лайнер с динамичной окраской и позывным Silver Arrows. Длина самолёта, на котором предпочитает летать политик и миллиардер, - 33,8 метра, размах крыльев - 35,8 метра. В салоне могут разместиться до 156 пассажиров. Каталожная стоимость составляет 88,6 млн долларов. Впрочем, интерьер лайнера скорее всего специально переделан под нужды собственника.

4. Airbus A319-133.
Владелец - Дмитрий Рыболовлев
Стоимость - 86 млн долларов.
Лайнер имеет бортовой номер M-KATE в честь дочери олигарха Екатерины. В стандартном самолёте помещается до 156 пассажиров, бизнес-модификация принимает на борт до 19 человек, дальность полёта - до 12 тыс. километров. Дмитрий Рыболовлев одним из первых стал заниматься ценными бумагами и их скупкой. Увлекается коллекционированием работ импрессионистов, проживает в Монако. Основа его состояния - средства, полученные от продажи «Уралкалия».

5. Airbus A319-115 CJ.
Владелец - Андрей Скоч
Стоимость - 50 млн долларов.
Через отца, которому девятый десяток и на которого переписан бизнес, Андрей Скоч участвует в компании USM Holdings, основным собственником которой является Алишер Усманов. Также Скоч владеет значительной долей в аэропорту Внуково. USM Holdings объединяет металлургические, телекоммуникационные и интернет-активы партнёров.

6. Gulfstream
Владелец - Владимир Потанин
Стоимость - 33 млн долларов.
Самолёт рассчитан на 19 пассажиров. Его высота полёта - 15 километров, дальность полёта - 12,5 тыс. километров, скорость - 850 километров в час. Потанин работал в структурах Министерства внешней торговли СССР, создал внешнеэкономическую ассоциацию «Интеррос», продавал природные ресурсы, создал ОНЭКСИМ Банк (вероятно, с использованием денег КПСС), родил идею залоговых аукционов и через них на небольшие заёмные деньги получил нефтяную компанию «Сиданко», Новороссийское морское пароходство и «Норникель». Капиталы заработаны на «Норникеле», в Росбанке и на покупке и перепродаже активов.

7. Bombardier BD-700 Global Express. Владелец - Виктор Вексельберг
Стоимость - 23 млн долларов.
Вексельберг - основатель российско-американского СП «Ренова» и алюминиевого холдинга «СУАЛ». Его состояние оценивается в 12,4 млрд долларов. Большие заработки у Виктора Вексельберга пошли после покупки генерирующих мощностей (КЭС-холдинг) и завышения тарифов предоставляемых услуг и активной работы с ИЦ «Сколково», очень щедро финансируемым Минфином. По данным «Руспрес», если Следственный комитет активно займётся ИЦ, то В.Ф. действительно может срочно потребоваться самолёт. Впрочем, Виктор Вексельберг является членом многих общественных организаций и пользуется поддержкой попечительского совета фонда «Сколково», в состав которого входят Дмитрий Медведев, Владислав Сурков и Аркадий Дворкович, так что ему, видимо, доверяют.

8. Boeing 737-7BJ/W BBJ.
Владелец - Сулейман Керимов
Стоимость - 50 млн долларов.
Модель рассчитана на 19 пассажиров, дальность полёта - 9300 километров при скорости 850 километров в час. У Керимова ещё есть и Gulfstream G-V за 35 миллионов. Семье Керимовых принадлежит 61% акций компании «Полюс» (бывшая «Полюс золото») - крупнейшего производителя золота в РФ, а также международный аэропорт Махачкалы. Кроме того, Керимов владеет компанией «Нафта Москва». В 2015 году Керимов продал гостиницу «Москва». Состояние сделал, инвестируя в растущие акции. С 2008 года - член СФ от Дагестана.

9. Boeing 737-7BJ/W BBJ.
Владелец - Рустам Тарико
Такой же джет имеет владелец банка и водочного бренда «Русский стандарт» Рустам Тарико. Сейчас у компании Тарико «Руст» рост продаж водки, но банк «Русский стандарт», по сообщению «Утроnews», шатается. Банк должен около 70 млрд рублей, причина - долги по кредитам, предоставлявшимся в валюте. Тарико уже продал любимую яхту, но самолёт пока придерживает - вдруг ещё понадобится.

13 декабря 2011, 17:01

Boeing-767 Абрамовича, включая отделку интерьера, установку ванн, плазменных панелей и противоракетного оборудования, обошелся владельцу в сумму более 1 млрд. долларов.
Английский фотограф Ник Глейс около 3-х лет снимал интерьеры самолётов африканских диктаторов. Их имена фотограф не называет, но, по слухам, это были, к примеру, король Свазиленда, президент Нигерии и глава Зимбабве. Впрочем, у российских олигархов и их начальника Путина I не менее впечатляющие летающие дворцы.
Фотографии интерьеров самолётов африканских правителей были представлены на английском Брайтонском фестивале. Ник Глейс, который потратил около 3-х лет на эти снимки, признавался, что согласование разрешений на съёмку каждого из объектов у него поначалу занимало около 3-х месяцев. Однако затем Глейс показал предыдущий снимок одному из африканских царьков. Тот сразу согласился на съёмку своего летающего дворца – «чтобы показать миру, что у него самолёт не хуже, чем у соседа». Кроме того, очередной диктатор получал эксклюзивную информацию, как выглядит летательный аппарат его конкурента по кричащей роскоши. В дальнейшем Глейс пользовался именно этой тактикой.
В то время как большинство негров чёрной Африки умирали от нищеты и болезней, их правители отделывали свои самолёты буквально золотом. Причины такой кричащей роскоши в 2002 году объяснил король Свазиленда Мсвати III: «Роскошный самолет нужен для повышения престижа государства и привлечения иностранных инвестиций». Этот самолёт и его отделка обошлись королю в 300 млн. долларов.
Глейс говорит, что самый дешёвый самолёт (вместе с отделкой) из снятых им был стоимостью около 100 млн. долларов. Но чаще всего аппараты обходились в 300-400 млн. долларов. Они отделывались золотом, шкурами, на их стенах висели картины импрессионистов стоимостью по несколько миллионов долларов. По словам Глейса, основными маршрутами африканских диктаторов были перелёты в Европу, в основном во Францию, Швейцарию и Англию. Обратно самолёты летели, забитые одеждой от кутюр, произведениями искусства и дорогими винами.




Впрочем, самолёт российского соуправителя Владимира Путина I нисколько не уступает в роскоши летательным аппаратам африканских диктаторов. Ранее сообщалось, что в 2001 году британская компания Diamonite Aircraft Furnishings Ltd выиграла тендер на право выполнить интерьер президентского самолета Ил-96. Общая стоимость российского борта №1 может достигать 300 млн. долларов (т.е. как у короля Свазиленда Мсвати III). Но самого Мсвати III и Путина перебил подчинённый последнему «бизнесмен» (назначенный владельцами британских офшоров на эту роль) Роман Абрамович. Самолетов у него было в своё время два. Один – старенький Boeing-737, приспособленный под рабочие полеты между Чукоткой, Москвой и Лондоном (сейчас, по слухам, это самолёт продан). Кроме того, у него есть Boeing-767. После отделки интерьера, установки ванн, плазменных панелей и прочего необходимого в полете оборудования стоимость покупки этого летающего дворца перевалила за 1 млрд. долларов. Сподручные Абрамовича даже установили на самолёте противоракетную систему. На 2010 год Абрамовичу принадлежало уже 4 самолёта. Один из редких снимков Абрамовича в самолёте
На этом фото видно Абрамовича, садящегося в свой Боинг-737
А это Боинг-767 Абрамовича в аэропорту австрийского Инсбрука
Ещё один самолёт Абрамовича – Фалькон; на этом фото запечатлён прилёт «бизнесмена» в Манчествер на полуфинальный матч Кубка Англии между его клубом «Челси» и «Блэкберн Роверс. Всего же российским «олигархам» принадлежит около 450 самолётов. Некоторые приобретения были символичными. Так, опальный ныне Михаил Ходорковский раньше тоже летал на эксклюзивном самолете. Его выбор пал на фешенебельный Gulfstream-5. По слухам, этот выбор оценил министр финансов Алексей Кудрин и приобрел самолёт бывшего «олигарха».
А ведь когда-то Абрамович был простым советским парнем…

Самые дорогие предметы роскоши: виллы, яхты, автомобили, телефоны с платины и бриллиантов, - уже не столь актуально для богатейших людей планеты. Последнее веяние моды для миллиардеров - частный самолет, обустроенный лучшими дизайнерами мира.
Именно приобретение личного сверхзвукового самолета является на сегодняшний день главным критерием, отличающим по настоящему богатого и влиятельного человека от просто состоятельного. Ведь кому положены персональные авиалайнеры? Правильно: президентам и первым лицам государства: Бараку Обаме (США) и Владимиру Путину (Россия), Нурсултану Назарбаеву (Казахстан) и Ильхаму Алиеву (Азербайджан), Исламу Каримову (Узбекистан) и Елизавете II (Великобритания), не говоря уже о премьер-министрах Израиля, Канады, Италии и т.д.
Согласитесь, быть в чем то похожим на этих лиц - не самый плохой предмет подражания, особенно когда твой авиалайнер ничем не хуже, а в чем-то даже получше, чем у "официальных государственных лиц".
Какие марки самолетов выбирают современные миллиардеры и мультимиллионеры России, и кто из них выигрывает в битве за самое престижное воздушное судно? - разбирались аналитики раздела "Новости России " журнала "Биржевой лидер".

Чей дороже: частные самолеты богатейших людей России

Вслед за миллиардерами, чьи имена несколько лет не покидают рейтинг богатейших людей мира журнала Forbes, которые давно почувствовали комфорт передвижения частыми самолетами, воспользоваться преимуществами бизнес-джетов поспешили и их "коллеги"-миллиардеры из России.
По словам организаторов выставки JetExpo, сегодня в России зарегистрировано 158 реактивных бизнес-самолетов, а к 2020 году на территории России и стран СНГ это количество увеличится до 525 единиц.
Самый дорогой частный самолет принадлежит бывшему губернатору Чукотского АО, ныне - владельцу футбольного клуба "Челси" и просто миллиардеру Роману Абрамовичу. Boeing Business Jet (BBJ) производства США в зависимости от комплектации и отделки салона стоит от 47 до 310 миллионов долларов и вмещает 62 пассажиров. Крейсерская скорость авиасудна - 850 км/ч, практическая дальность - 10 220 - 11 270 километров в зависимости от количества пассажиров. Это не единственное воздушное судно, на котором передвигается Абрамович. Еще одна гордость его авиапарка - Boeing BBJ767, который стоит немного меньше - всего 180 миллионов долларов США (скорость 860 км/ч, дальность - 5 990 километров).



Не отстает от "коллеги" и самый богатый человек России 2012 года по версии издания Bloomberg, владелец 20-ти миллиардного состояния Алишер Усманов. Он имеет самолет Airbus ACJ340 (производитель - Франция), стоимостью в 300 миллионов долларов (вместительность салона - 75 человек, скорость - 881 км/ч, дальность - 14 300 километров) и Airbus ACJ319 (80 миллионов долларов), который разгоняется до скорости 895 км/ч и имеет практическую дальность 11 650 киламетров.

Более скромные запросы у "алюминиевого короля" России Олега Дерипаски. Он отдал предпочтение самолету Gulfstream V, изготовленному в США. Стоимость воздушного судна - 35 миллионов долларов США (крейсерская скорость 850 км/ч, дальность полета 12,5 тысяч километров).

Президент частного инвестиционного фонда "Группа ОНЭКСИМ", политик и миллиардер Михаил Прохоров для путешествий и деловых поездок выбрал самолет Embraer Legacy 600, изготовленный в Бразилии. Стоит предмет роскоши 27 миллионов долларов США, взять на борт в поездку можно до 19 человек; скорость его составляет 834 км/ч, практическая дальность, в зависимости от количества пассажиров - от 2 610 до 5 926 километров. Также в автопарке новоиспеченного политика находится Dassault Falcon 2000 стоимостью в 25 миллионов долларов США (скорость - 880-911 км/ч, дальность - 5 778).

Президент и совладелец крупнейшей нефтяной компании "ЛУКойл" Вагит Алекперов передвигается на частном самолете Bombardier Challenger 605 (производитель - Канада). Судно рассчитано на 12 человек и стоит 25 миллионов долларов США. крейсерская скорость - 850 км/ч, практическая дальность - 7 491 километр.

Что "за бугром"? Богатые и знаменитые, миллиардеры со всего мира Билл Гейтс, Мукеш Амбани, звезды шоу-бизнеса первой величины, как легендарная Мадонна; постановщик нашумевшего "Властелина колец" Питер Джексон или режиссер Стивен Спилберг - давно поняли, что дорогие "игрушки" в виде личного самолета являются не только неотъемлемым атрибутом красивой жизни, но и невероятно комфортным средством передвижения.
Нередко, богатейшие люди планеты подчеркивают свой статус при помощи напыщенного интерьера предметов роскоши, и помимо привычных для частных самолетов класса люкс кожаных сидений и двуспальных кроватей, в салонах воздушных суден появляются вещи, которые в несколько раз превышают стоимость самого средства передвижения. Так:
- Дональд Трамп - счастливый обладатель Boeing 727-23, приобретенный за 100 миллионов долларов США. Интерьер салона самолета обошелся владельцу значительно выше, ведь он выполнен в стиле декаданс с позолоченными застежками ремней безопасности и хрустальными люстрами. Ванная комната украшена фарфором и драгоценными камнями.
- Султан Брунея, приобрел Boeing 747-430 за 100 миллионов долларов, а на украшение и позолоту интерьера потратил... 120 миллионов. Мебель в салоне самолета выполнена из тончайшей кожи голубого цвета.
- дорогие "игрушки" - не только мужская прерогатива. В частном самолете Boeing 737 BBJ владелицы израильского банка "Апоалим" Шерри Арисон имеется спальня, детская комната, конференц-зал с плазменными телевизорами и скоростным Интернетом.
Самолет - это не роскошь, а средство передвижения , - пояснил в интервью "Биржевому лидеру " известный канадский эксперт Академии Masterforex-V Евгений Ольховский, - перефразируя известную с советских времен шутку об автомобиле. Если у человека крупная корпорация, имеющая отделения в разных уголках мира, ему необходимо с ближайшим окружением иметь самолет в котором он мог бы в большей безопасности продолжить свою работу и в воздухе, не быть зависим от коммерческих рейсов.
Конечно, это еще и престиж. А то, что некоторые частные авиалайнеры стали произведениями искусства - личное дело вкуса и размеров банковского депозита их владельцев и собственников. В любом случае - владеть самолетом - дорогая и затратная вещь.

Богатые россияне, о которых часто пишет русский Forbs, – люди с причудами, причём на эти причуды у них есть деньги. Мы уже писали о том, в каких домах живут отечественные миллиардеры и на каких яхтах передвигаются по морям и океанам. Настало время присмотреться ещё к одному почти обязательному атрибуту имиджа олигархов – собственным самолётам.

Отнести личный самолёт к разряду причуд, впрочем, не всегда будет верным решением. Порой собственный лайнер нужен просто оттого, что «время дороже денег». К тому же зачастую личный джет не является собственностью физлица – он может находиться в аренде или принадлежать корпорации, которая предоставляет его владельцу бизнеса.

В авиапарке российских миллиардеров есть самые разнообразные образцы авиатехники – от Як-142 до Boeing 767-300 и армейских вертолётов. Вместительные дальнемагистральные Boeing и Airbus используются для дальних перелётов. Однако они крайне дороги в обслуживании, и потому более популярны среди миллиардеров менее вместительные Falcon, Gulfstream и Bombardier. Всего, по ряду данных, в РФ насчитывается около 500 частных VIP-самолётов.

По словам самих VIP-пас­сажиров, от самолётов им прежде всего нужны безопасность, надёжность, скорость и определённый уровень комфорта. Олигархи понимают, для каких целей нужны им самолёты, и оборудуют их под имеющиеся задачи и свои вкусы, отчего интерьеры воздушных кораблей зачастую отражают индивидуальность личности их владельцев. Кто-то из богачей оформляет самолёт в стиле hi-tech, кто-то любит золотую восточную роскошь и дорогие ковры, кто-то устраивает картинную галерею из подлинников или библиотеку. Кроме того, есть оригиналы, у которых самолёт внутри выглядит как изба или как ресторан. Есть и приверженцы здорового образа жизни, обустраивающие в самолёте спортзал с беговыми дорожками и велотренажёрами. Впрочем, в отделке есть ограничения – так, запрещено устанавливать бильярдные столы, тяжёлые ванны, а также использовать пожароопасные и громоздкие материалы (например, мрамор). В целом на индивидуальную отделку салона самолёта в Швейцарии обычно уходит один-два года и до 20 млн долларов. Содержание же воздушного замка обходится в 3–5% от его стоимости в год и зависит от страны приписки.

Кто, как и с кем летает

Частный парк самолётов делится на парк крупных лайнеров, которые отправляются в полёт только по разрешению диспетчерских служб, и небольшие самолёты, вылетающие лишь с уведомлением. Все они могут быть как частной, так и корпоративной собственностью. Есть ещё и арендная бизнес-авиация, используемая бизнесменами и чиновниками, – впрочем, чиновники чаще пользуются рейсовыми самолётами. На арендованных самолётах полёты недёшевы: средний чек составляет миллион рублей и более. Имеется и ценник на наиболее часто заказываемые маршруты: для примера, расценки на аренду четырёхместного самолёта из Москвы туда и обратно до Куршевеля составляют от 40 тыс. евро, до Мальдивских островов – от 80 тыс. евро, до Ниццы и Парижа – от 30 тыс. евро. Понятно, что всё это услуги не для бедных.

Показательно, что почти вся лётная бизнес-техника, и частная и корпоративная, обычно регистрируется в офшорах и не платит российские налоги, хотя и базируется в РФ.

Стоимость обслуживания частных самолётов, включая сами полёты, может составлять от 100 тыс. долларов и до нескольких миллионов в год.

Стандарт при расчётах: четыре пилота, один инженер, две-три стюардессы и один менеджер. Кстати о персонале: месячные оклады пилотов в бизнес-авиации составляют 12–15 тыс. долларов, стюардесс – 2,5–5 тыс., но эти деньги даются им нелёгким трудом: стюардесса должна владеть иностранным языком, основами психологии, медицинскими навыками, разбираться в винах и кухнях различных народов, а заодно и в моющих средствах, с помощью которых обслуживается салон. Заказ питания на борт (популярен ресторан «Пушкин» на Тверском бульваре) и наведение порядка и чистоты в самолётах – это тоже обязанность бортпроводника. Высокие нагрузки на организм часто приводят к профзаболеваниям стюардесс: забывчивости из-за кислородного голодания, бесплодию, онкозаболеваниям, варикозу и т.д. Вот так – или здоровье, или деньги. Кстати, за эти деньги и IQ требуют, ну и внешность, конечно, должна быть привлекательной, чтобы на фоне дорогого самолёта смотрелась адекватно.

Олигархи приватизируют аэропорты

Внуково-3 на территории Внукова – крупнейший бизнес-аэропорт в Европе. В среднем отсюда выполняется 35–40 тыс. частных рейсов в год, что составляет 90% всех российских бизнес-полётов. Комплекс для обслуживания самолётов бизнес-класса и VIP-пассажиров находится под круглосуточной жёсткой охраной. Вылеты и прилёты VIP-самолётов не объявляются и не значатся в расписаниях, а VIP-пассажиры прилетают и улетают через спецтерминалы, где их никто не видит. По количеству рейсов в определённом направлении можно составить мнение о том, что происходит в бизнес-сообществе. К примеру, по сравнению с 2014 годом в минувшем 2016-м сократились на 30% полёты во Францию, почти до нуля упало количество рейсов на Украину. Зато число вылетов на Мальту увеличилось с 39 до 120. Любопытно, к чему бы это?

У Внукова-3 есть ещё одна особенность. Именно этим портом пользуются те, кому надо как можно быстрее покинуть страну. Именно отсюда не так давно хотел улететь на арендном самолёте президент Анталбанка Магомед Мухиев, подозреваемый в хищении 30 млрд рублей. Похоже, что именно отсюда стартовал и банкир Бородин, обвиняемый в хищении в Банке Москвы 62 млрд рублей, а также ряд других господ, опередивших прокуратуру. Отсюда же улетал, загрузив в самолёт антиквариат, картины и даже улья, экс-мэр Москвы Юрий Лужков. Из этого же аэропорта богатые люди вылетают за рубеж к врачам и косметологам.

КСТАТИ

В 2013 году Дмитрий Медведев подписал указ о выходе государства из владения аэропортом Внуково. Одно из главных достоинств этого порта – его высокая доходность. В своё время порт очень хотела заполучить Москва – не получилось. Однако деньги столица вложила в него приличные, а в последние годы во Внуково-3 много вложился госбюджет.

Аэропорты – это стратегические объекты, отчего они, как правило, находятся в госсобственности. Однако правительство Медведева так не считает, целенаправленно передавая крупнейшие аэропорты под олигархическое управление. Уже сформировались группы аэропортов Виктора Вексельберга и Олега Дерипаски . Таким образом государство лишается доходов от аэропортов и отказывается в пользу олигархов от стратегического ресурса.

Forbes относительно приватизации Внукова сообщил, что частные акционеры будут владеть контрольным пакетом, консолидированным ОАО «Международный аэропорт Внуково» (75%), в которых 81% будет у Скоча, совладельца USM holdings Усманова. У частников будет опцион на выкуп оставшихся 25–30% акций государства. Внуково в дальнейшем может войти в USM Holdings Алишера Усманова . Схема проста: в ответ на инвестицию относительно небольших средств олигархи получат огромный кусок государственной собственности. Это не только аэропорт, а ещё и железнодорожный подъезд, и автодорога, и окружающая инфраструктура, и земля в направлениях, где в основном проживает российская бизнес-элита: Рублёвское, Можайское и Новорижское шоссе. Чем не продолжение залоговых аукционов?

Любимые самолёты олигархов

1. Airbus А340-300.

Владелец – Алишер Усманов

Стоимость – 350 млн долларов.


Алишер Усманов имеет несколько самолётов, но Airbus А340-300 самый крупный из них. На его дооснащение было потрачено 112 млн долларов. У самолёта четыре двигателя, дальность его полёта – 13 500 километров. В мире таких самолётов не более 30. Лайнер назван в честь отца олигарха «Бурхан» (яхта олигарха названа в честь его матери). Бортовой № M-IABU в «переводе», видимо, расшифровывается как «о-ов Мэн, Я-А.Б. Усманов».

2. Boeing 767-300ER.

Владелец – Роман Абрамович

Стоимость – 191 млн долларов.


Известно, что самолёт зарегистрирован в офшоре Аруба (Карибы, Нидерланды). Дальность полёта этого Boeingа – 11 тыс. километров. Вместимость лайнера –

245 пассажиров. Самолёт иногда называют «бандитом» за характерные чёрные «очки» у кабины пилотов и тёмную полосу вдоль самолёта. Кроме Боинга у Абрамовича есть и другие личные самолёты.

3. Airbus A319 M-RBUS.

Владелец – Михаил Прохоров


Это большой 6-летний лайнер с динамичной окраской и позывным Silver Arrows. Длина самолёта, на котором предпочитает летать политик и миллиардер, – 33,8 метра, размах крыльев – 35,8 метра. В салоне могут разместиться до 156 пассажиров. Каталожная стоимость составляет 88,6 млн долларов. Впрочем, интерьер лайнера скорее всего специально переделан под нужды собственника.

4. Airbus A319-133.

Владелец – Дмитрий Рыболовлев

Стоимость – 86 млн долларов.


Лайнер имеет бортовой номер M-KATE в честь дочери олигарха Екатерины. В стандартном самолёте помещается до 156 пассажиров, бизнес-модификация принимает на борт до 19 человек, дальность полёта – до 12 тыс. километров. Дмитрий Рыболовлев одним из первых стал заниматься ценными бумагами и их скупкой. Увлекается коллекционированием работ импрессионистов, проживает в Монако. Основа его состояния – средства, полученные от продажи «Уралкалия».

5. Airbus A319-115 CJ.

Владелец – Андрей Скоч

Стоимость – 50 млн долларов.


Через отца, которому девятый десяток и на которого переписан бизнес, Андрей Скоч участвует в компании USM Holdings, основным собственником которой является Алишер Усманов. Также Скоч владеет значительной долей в аэропорту Внуково. USM Holdings объединяет металлургические, телекоммуникационные и интернет-активы партнёров.

6. Gulfstream

Владелец – Владимир Потанин

Стоимость – 33 млн долларов.


Самолёт рассчитан на 19 пассажиров. Его высота полёта – 15 километров, дальность полёта – 12,5 тыс. километров, скорость – 850 километров в час. Потанин работал в структурах Министерства внешней торговли СССР, создал внешнеэкономическую ассоциацию «Интеррос», продавал природные ресурсы, создал ОНЭКСИМ Банк (вероятно, с использованием денег КПСС), родил идею залоговых аукционов и через них на небольшие заёмные деньги получил нефтяную компанию «Сиданко», Новороссийское морское пароходство и «Норникель». Капиталы заработаны на «Норникеле», в Росбанке и на покупке и перепродаже активов.

7. Bombardier BD-700 Global Express. Владелец – Виктор Вексельберг

Стоимость – 23 млн долларов.


Вексельберг – основатель российско-американского СП «Ренова» и алюминиевого холдинга «СУАЛ». Его состояние оценивается в 12,4 млрд долларов. Большие заработки у Виктора Вексельберга пошли после покупки генерирующих мощностей (КЭС-холдинг) и завышения тарифов предоставляемых услуг и активной работы с ИЦ «Сколково», очень щедро финансируемым Минфином. По данным «Руспрес», если Следственный комитет активно займётся ИЦ, то В.Ф. действительно может срочно потребоваться самолёт. Впрочем, Виктор Вексельберг является членом многих общественных организаций и пользуется поддержкой попечительского совета фонда «Сколково», в состав которого входят Дмитрий Медведев, Владислав Сурков и Аркадий Дворкович, так что ему, видимо, доверяют.

8. Boeing 737-7BJ/W BBJ.

Владелец – Сулейман Керимов

Стоимость – 50 млн долларов.


Модель рассчитана на 19 пассажиров, дальность полёта – 9300 километров при скорости 850 километров в час. У Керимова ещё есть и Gulfstream G-V за 35 миллионов. Семье Керимовых принадлежит 61% акций компании «Полюс» (бывшая «Полюс золото») – крупнейшего производителя золота в РФ, а также международный аэропорт Махачкалы. Кроме того, Керимов владеет компанией «Нафта Москва». В 2015 году Керимов продал гостиницу «Москва». Состояние сделал, инвестируя в растущие акции. С 2008 года – член СФ от Дагестана.

9. Boeing 737-7BJ/W BBJ.

Владелец – Рустам Тарико

Такой же джет имеет владелец банка и водочного бренда «Русский стандарт» Рустам Тарико. Сейчас у компании Тарико «Руст» рост продаж водки, но банк «Русский стандарт», по сообщению «Утроnews», шатается. Банк должен около 70 млрд рублей, причина – долги по кредитам, предоставлявшимся в валюте. Тарико уже продал любимую яхту, но самолёт пока придерживает – вдруг ещё понадобится.