На окраине Брянска в живописном месте на крутом берегу Десны возвышается один из древнейших в России - Свенский Свято-Успенский монастырь. Он основан в 1288 году. История возникновения монастыря загадочна и окутана тайной.

Легенда рассказывает, что обитель появилась благодаря черниговскому князю Роману Михайловичу. После монголо-татарского нашествия Чернигов был разорён, и князь сделал своим стольным городом Брянск, который орды кочевников обошли стороной. Но в Брянске Роман Михайлович неожиданно заболел и потерял зрение. За исцелением он решил обратиться к киевской чудотворной иконе Богоматери Печерской. Послы князя прибыли в Киев и упросили местных монахов отпустить икону с ними. На обратном пути случилось непредвиденное. Ладья с княжескими послами внезапно остановилась на середине Десны, и никакие усилия гребцов не могли сдвинуть её с места.

Пришлось заночевать на берегу. А утром выяснилось, что икона бесследно исчезла. После долгих поисков её нашли на одном из деревьев. Трогать икону побоялись, решили поехать к князю и рассказать о случившемся. Роман Михайлович со свитой приехал к иконе, обратился к ней с молитвой, пообещав в случае прозрения, основать на этом месте в честь неё монастырь. И свершилось чудо – к князю вернулось зрение. В благодарность за исцеление великий князь Черниговский повелел начать строительство монастыря. При нём оставили и чудотворную икону. Своим названием монастырь обязан протекающей неподалёку реке Свень.

До середины XVI века Свенский монастырь имел небольшую деревянную церковь Успения и невысокую ограду. Во второй половине XVI века царь Иван Грозный пожертвовал обители огромные деньги, на которые развернулось каменное строительство. Находясь на окраине Русского государства, монастырь часто подвергался разорению, но всякий раз отстраивался заново.

Современный архитектурный ансамбль монастыря сложился в конце XVII – первой половине XVIII века. В его постройках причудливым образом сочетаются архитектурные образцы 16 века (восстановленная церковь) и стиль барокко (Успенский собор). Над северными воротами монастыря возвышается храм Сретения, построенный в 80-ые годы XVII века.

В середине XVIII века на пожертвования императрицы Елизаветы Петровны и брянских купцов началось строительство новой каменной ограды, надвратной церкви Спаса Преображения и главного храма обители – Успенского собора.

Непосредственно строительством собора руководил выдающийся архитектор 18 века Иван Фёдорович Мичурин. Одним из его творений является Андреевская церковь в Киеве. К сожалению, Успенский собор, построенный в стиле барокко, не сохранился. Он был разрушен в 1928 году.

В годы советской власти монастырь пришёл в запустение. Лишь в 70-ые годы XX века, началось его возрождение. Сейчас на территории монастыря ведутся большие реставрационные работы. Заново построена церковь Антония и Феодосия Печерских, восстанавливается Успенский собор и его колокольня.

Главная святыня обители – чудотворная икона «Свенская Богоматерь» сейчас хранится в Москве в Третьяковской галерее, а в монастыре находится её копия, которая, как утверждают паломники, также обладает чудодейственной силой. Два раза в год – 16 мая и 30 августа, икону при большом стечении народа несут крестным ходом вокруг монастырских стен.

История Свенского монастыря насчитывает более семи веков. За это время родилось множество легенд, связанных с его именем. Одна из них рассказывает о приезде в обитель Петра I.

Царю понравились монастырь и прилегающая к нему роща. Особенно он любил прогуливаться под вековым дубом, который рос недалеко от святого источника. Дуб и источник сохранились до наших дней, и любой желающий может прикоснуться к дереву, которое помнит Петра I.

Построенный деревянный храм стал центром пустынножительной обители, на обустройство которой Роман Михайлович выделил достаточно злата и серебра. Свенская икона стала главной святыней обители. Впоследствии в этом храме и был погребен сам основатель монастыря. Обитель была заселена 70 монахами, обнесена валом и частоколом из заостренных бревен.

С переходом Брянска в состав Московского государства Свенский монастырь, благодаря своей чудотворной иконе и положению культурного центра в древней брянской округе, быстро стал обителью незаурядной. Московское правительство по достоинству оценивало его значение в деле укрепления границ Русского государства. Поэтому цари, Иоанн Грозный , Феодор Иоаннович , Борис Годунов , Михаил Феодорович , Алексей Михайлович , Феодор Алексеевич , Петр I , императрица Елизавета Петровна , патриархи Филарет и Иосиф , бояре Юрьевы, Романовы, Нагие и другие всячески содействовали укреплению монастыря, наделяли его вкладами и обеспечивали льготами. Свенская обитель стала крупным землевладельцем.

Особенно был щедр Иоанн Грозный. При нём началось строительство каменных храмов вместо деревянных, и были возведены Успенский собор , храм во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия , а также каменная колокольня .

В последующие годы Свенский монастырь несколько раз подвергался разорению. В году при нападении на Брянск литовского отряда витебского воеводы Паца сгорели все монастырские деревянные строения, иконы, книги и жалованные грамоты. Скрывшиеся в лесу игумен с монахами успели унести с собой лишь чудотворную икону. Вскоре обитель постигла новая беда: в Смутное время , во время продолжительной осады города в году, монахи с жителями испытывали страшный голод. Свенский игумен Корнилий и протопоп Покровского собора Алексий были одними из вдохновителей стойкой обороны Брянска, а затем, вместе со строителем Свенской обители Варсонофием, подписали акт об избрании в году царем Михаила Феодоровича Романова .

Связь с Афоном и Молдавией выразилась в том, что со Свенским монастырем связано немало учеников и последователей преподобного Паисия (Величковского) . Среди них - иеромонах Афанасий (Степанов) , схимонахи Афанасий (Охлопков) и Афанасий (Захаров) , иеродиакон Анастасий и другие, получившие в дальнейшем известность своим пустынножительством и старческой деятельностью. Среди этих последователей особенно выделялся преподобный схиархимандрит Моисей Оптинский , бывший в – годах послушником Свенского монастыря.

Статистика

  • С XVI в. - обитель имела шесть селений в Подгороднем стане, тринадцать - в Батаговской волости, шесть - в Пьяновской.
  • Ок. - помимо церквей обитель имела 29 келий с 90 монахами и послушниками; конный двор с 114 конями и 16 жеребятами, скотный двор с 57 коровами; две гостиницы, одна из которых предназначалась для греков, приезжающих на Свенскую ярмарку; в библиотеке монастыря 115 книг.
  • - обители принадлежало 37 селений и 16 тыс. крепостных крестьян; подворья в Брянске и Карачеве .
  • - в библиотеке монастыря 338 книг.
  • - в библиотеке монастыря 1300 книг.
  • нач. 1900-х - 100 монахов; 80 десятин распашной и луговой земли, семь десятин фруктового сада (главный источник дохода); основной капитал обители - 40 980 рублей.

Храмы, архитектура

Успенский собор

Первый деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы был устроен в году, и с него началась история обители.

Каменный соборный храм монастыря был впервые возведён в году. Строил его тверской мастер Гавриил Дмитриевич Маков. Собор имел величественный семиярусный резной иконостас , высотой 33 метра, покрытый серебром и сусальным золотом. Верхние четыре яруса икон были в человеческий рост. Многие иконы обрамлялись серебряными окладами, венцами и драгоценными камнями. Впечатляли и резные колонны , кажущиеся совершенно сквозными. Иконописью были украшены и фронтоны церкви.

Сретенский надвратный храм

На месте где князь Роман начал прозревать и где в память об этом стоял крест, был возведен трехкупольный надвратный Сретенский храм, впервые упоминаемый в книге вкладов под годом, а окончательно достроенный в году. Церковь была двухэтажной: проходы и проезды в монастырь составляли первый этаж. Сама церковь располагалась на втором этаже. Ее нарядные формы были выдержаны в характерном малороссийском барочном стиле XVII века.

Преображенский надвратный храм

Над западными ярмарочными воротами был устроен храм в честь Преображения Господня . Когда он пришёл в ветхость, 10 июня года наместник Варсонофий испросил у Синодального Казенного приказа разрешения разобрать его и на том же месте построить новую церковь. Строительство на средства брянского купечества длилось восемь лет и освящение последовало 29 июля года. Этот одноглавый храм являлся обычным произведением зодчества XVIII века, когда намечался постепенный переход от форм

Свято-Успенский Свенский монастырь - мужской православный монастырь в селе Супонево Брянского района Брянской области, один из древнейших русских монастырей. Обитель находится в пяти километрах от областного центра, на правом высоком берегу Десны при впадении в нее реки Свень.

Ансамбль Свенского монастыря - уникальный памятник архитектуры. Удивительно его единство с окружающим природным ландшафтом, органична связь с необъятными деснянскими просторами, неповторимо своеобразие свободного, широкого размещения зданий и сооружений, подчеркивающих рельеф местности.

Первоначально монастырь имел лишь небольшую деревянную церковь Успения и невысокую ограду. В середине 16 века на основе богатых вкладов Ивана Грозного здесь развернулось широкое каменное строительство. В 1566 г. артелью мастеров во главе с тверским зодчим Гавриилом Дмитриевичем Маковым был заложен Успенский собор, законченный в 1578 г.

Находившийся на окраине Русского государства монастырь в 16-17 в. не раз подвергался разорениям, в 1583 г. его сожгли литовцы, в 1607 г. разграбили отряды Лжедмитрия, в 1664 г. опустошили крымские татары. Несмотря на это, к началу 18 в. монастырь становится одним из крупнейших на юго-западе России. В 1682 г. грамотой царя Федора Алексеевича он передан в ведение Киевско-Печерской лавры до 1786 г.

Новый период каменного строительства приходится на вторую треть 18 в., в результате чего появляется большое количество каменных зданий, частично сохранившихся до наших дней. Строительство было продолжено и во 2-ой половине 19 в., когда были сооружены хозяйственные и служебные постройки.

В петровскую эпоху был издан ряд указов, направленных на подъем промышленности и торговли в городе. Значение монастыря во многом определялось знаменитой, одной из крупнейших ярмарок России - Свенской ярмаркой, известной с 1-ой половины 17 в. Десятидневный торг с 15 августа (с 1749 г- с 1 сентября) ежегодно проводился у западной монастырской стены. Количество лавок и торговых мест доходило до 700. Местные жители продавали хлеб, мед, поташ, воск, деревянную посуду и железные изделия. Сюда привозили и волжскую рыбу и сибирскую пушнину. Существовали "греческие" ряды с лавками поляков, греков, украинцев, литовцев, молдаван, сербов. Также торговали книгами, привозимыми из Киева. Ярмарка постоянно расширялась и приобретало все большее значение, в 1830-х гг. сумма торговых сделок составляла около 2 млн.руб, в 1860-х- до 3 млн. руб.


Основание монастыря связно с одной из Святынь Руси - почитаемой Иконой Божией Матери Свенской (Печерской). Вот как предание гласит об этом событии. В 1288 году Черниговский и Дебрянский (ныне Брянск) Великий князь Роман Михайлович (Старый), неожиданно потерял зрение. Услыхав о чудесах и исцелениях, происходивших у чудотворного образа Печерской Богоматери и от великих чудотворцев Антония и Феодосия Печерских, князь послал в монастырь Печерский гонца с милостыней и просьбой прислать к нему в Брянск чудотворную икону для испрошения исцеления. Посоветовавшись с братией, архимандрит печерский отпустил икону со священником по реке Десне. Во время плавания лодка вдруг остановилась среди Десны. Сопровождавшие икону решили было провести ночь на реке Свене, но лодка вдруг двинулась вперед. Путники причалили и провели ночь на правой стороне реки Свены. Утром они пошли к лодке, чтоб помолиться чудотворному образу Богоматери, но его там не оказалось. После долгих поисков ее нашли на противоположном берегу на одном из деревьев, путники взошли на берег и поднялись на гору, находившуюся против реки Свены. Здесь они и нашли икону стоящей на большом дубе между ветвями.

Снять икону не осмелились, а поехали к князю и рассказали об этом чуде. Князь в сопровождении приближенных, священников и многих жителей Брянска прибыл на указанное место. Ступив на берег, он пообещав в случае прозрения основать здесь монастырь и обратился с молитвой к Богородице. В тот же миг он увидел перед собой дорожку, по которой пришел прямо к дереву.

Сопровождаемый священниками, он пришел пешком к месту, где стоит ныне Свенский монастырь, и там излил все свое горе и со слезами так молился:

О, Пречудная, Пресвятая Владычице, Богородице, Мати Христа Бога нашего! Услышь глас молитвы моей и дай мне, Госпоже, прозреть очами и узреть свет и Твой чудотворный образ. Все, что я узрю с места сего во все четыре стороны, это я отдам дому Твоему. Я созижду храм и обитель на этом месте, которое Ты возлюбила.

Когда он окончил молитву, в ту же минуту зрение возвратилось к нему, и он увидел тропинку, на которой, по его повелению, тогда же был поставлен крест. Однако глаза его видели только предметы, стоящие на очень близком расстоянии. Вот подошли к самой св. иконе. Князь пал на землю и опять воззвал к Богородице с сокрушением сердечным:

Пресвятая Владычице! Услыши молитву мою и дай прозрение очам моим.

Когда он произнес это, то стал видеть еще лучше. По его приказанию епископ снял икону с дерева и поднес ее князю. Последний благоговейно облобызал ее. Примеру князя последовали и все присутствующие. Затем, отслужив молебен пред иконой Богоматери. Затем “нача самъ князь великий Романъ Михайловичъ своими руками на храмъ Божии Пречистои бревна рубити и всемъ людем повеле такоже. И совершивъ храмъ вскоре во имя...Успения...И огради монастырь..."

Впоследствии князь Роман воздвиг на месте своего чудесного прозрения монастырь и щедро наделил его деньгами, а чудотворную икону обложил золотом и серебром. Дерево, на котором пребывала икона, срубили и употребили на доски для других икон и вообще на принадлежности храма. Тогда же было установлено и празднование Свенской иконе Божией Матери - 3/16 мая, а позже и 17/30 августа.

Через некоторое время после основания монастыря оклад на чудотворной иконе попортился. Вследствие просьбы игумена Свенского монастыря подновить его царь Иоанн IV Васильевич велел икону принести в Москву и из своей казны пожертвовал много золота, серебра и драгоценных камней. Через три года оклад был сделан, и Свенская икона возвращена в брянский Успенский монастырь. В последующее время Свенский монастырь также неоднократно поддерживался благотворениями царей и князей Русской земли. Цари - Иоанн IV Васильевич, Феодор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Феодор, Иоанн и Петр Алексеевичи, императрица Елизавета Петровна, святейшие патриархи Филарет Никитич и Иосиф, бояре Юрьевы-Романовы, многие вельможи и князья, почитавшие Свенскую икону Богоматери, благотворили Свенскому монастырю богатыми вкладами и большими денежными суммами.


Иван Грозный повелел поставить здесь две каменные церкви, в том числе сохранившийся доныне храм свв. Антония и Феодосия Печерских.

В 1679 году возведена Сретенская церковь (сохранилась). По церковной легенде, в монастыре бывал Пётр I. Домик, где он якобы ночевал, сохранялся до начала XX века, а «дуб Петра Великого» и сейчас стоит перед монастырём, являясь известной достопримечательностью.

В 1681-1786 годах монастырь был приписан к Киево-Печерской лавре и носил наименование Ново-Печерский. В эти годы здесь были построены надвратная Спасо-Преображенская церковь (1742) и монументальный Успенский собор (1758, снесён в 1930).

После возвращения монастырю статуса самостоятельного, он, чтобы избежать прежнего неблагозвучного названия, был наименован Свенским, соответственно и речка Свинь была переименована в Свень. Согласно Манифесту о секуляризации монастырских земель (1764), монастырь был отнесён к третьему классу.

В 1920-е годы началось постепенное закрытие монастыря, которое было полностью завершено к 1926 году. В 1930 году значительная часть монастырских построек, были взорваны: Успенский собор, церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой, колокольня и домик Петра I, а также часть стен и башен ограды.


Свенский Успенский монастырь расположен на высоком крутом берегу реки Десны, у впадения в неё реки Свень. Он был основан в 1288-м году Черниговским князем Романом Михайловичем, на месте где по преданию князь молился доставленной из Киева иконе Богоматери Печёрской и прозрел после тяжёлого недуга. В середине XVI-го века в изначально деревянном монастыре развернулось каменное строительство, благодаря огромным вкладам Ивана IV Грозного. В XVI-XVII-м веках монастырь, находящийся на окраине Руси, многократно подвергался разорениям. В 1583-м году его сожгли литовцы, в 1607-м разграбили отряды Лжедмитрия II, а в 1664-м опустошили крымские татары. Несмотря на это, к XVIII-му веку Свенский монастырь становится одним из крупнейших на юго-западе России. В течение более ста лет монастырь находился в ведении Киево-Печёрского монастыря. За это время строительство на территории обители было довершено. После революции 1917-го года монастырь разделил участь многих себе подобных. В 1930-м был взорван главный собор монастыря - Успенский, ведущий свою историю с 1566 года, колокольня, домик Петра I, часть стен и башен. В 1992-м году монастырь передан Брянско-Севской епархии и сейчас это действующий мужской монастырь.


Свенский Успенский монастырь, 3 класса, общежительный, в 3 верстах от города Брянска, при реке Десне, против реки Свены, или Свины. Основан в 1288 году князем Романом Михайловичем Черниговским в благодарность за чудесное исцеление его на сем месте от слепоты по молитве пред иконой Пресвятой Богородицы, известной в настоящее время под именем Свенской. По преданию, эта святая икона, написанная пр. Алипием (см. 17 августа), и испрошенная князем Романом у Киево-Печерской обители, во время пути, находясь на ладье, плывшей по реке Десне в городе Брянске, ночью чудесным образом была перенесена на ветви большого дуба, росшего против реки Свены, где на следующий день и была обретена сопровождающими ее: здесь же по молитвам пред нею и получил исцеление князь Роман. Богоматерь на этой святой иконе изображена восседающею на троне с сидящим на Ее коленях Богомладенцем и с предстоящими по сторонам трона преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. С того времени и поныне святая икона пребывает в Свенском монастыре, прославившись многими чудотворениями. Празднество в честь ее совершается 3 мая. На том месте, где рос дуб, на котором явилась святая икона, ныне находится часовня. Монастырский соборный Успенский храм построен 1749 — 1756 году по плану знаменитого архитектора графа Растрелли. Ежегодно 11 августа, в память избавления города Брянска от нашествия неприятеля в 1812 году, совершается с чудотворною иконой крестный ход из монастыря в город и вокруг города, а 15 августа из города в монастырь. При соборном храме в особом здании находится келья, в которой в 1709 году жил император Петр I; здесь же его портрет, оставленный им на память. При монастыре школа и странноприимный дом.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Сказание о зачатии пречистые печерскые и великых чюдотворцев Онтоние и Феодосие печорских Свинского монастыря въ граде Брянске пять поприщ от наниз Десны рекы.

Первое знамение последствует сему бывшему чюдеси. Написано бысть на чудотворном образе у Пречистой в свитке. В лето 6000 и семсотное 96. Окладована бысть ся икона благоверным великим князем Романом Михайловичем черниговским и благоверною княгинею Настасиею Месяца сентября в 26 на память святого апостола Иоанна Богослова. Той же благоверный князь великий Роман Михайлович живуще ему в то время в своей одчине в граде Брянске. По Божию изволению отемнеша очима и слышашу ж ему чудеса бываем... исцеление от чудотворного образа Пречистые Печерскые и великих чудотворцев Онтоние и Феодосие печерских. Иже есть в Киеве в Печерском монастыре. И нача князь великий помы шляти послати в Печерскои монастырь посла своего по чюдотворный образ и милостину архимандриту з братиею тако и сътвори. И приде посланный же в монастырь и вдасть от князя архимандриту и братии милостину и проси-ша Пречистые чудатворнаго образа князю Роману Михайловичю на исцеление. Архимандрит же сотвориша съвет з братиею и не оставише прошение княже. И отпусти чудотворн... образ и послаша священника своего с посланным и поплы в ладиях рекою Десною к горе ко граду Брянску.

С радостию великою и приплыша противо реки Свини. И сташа ладия на едином месте среди реки Десны. Гребцы не могуща згрести ни вгоре ни вниз. Посланный же рече: обляжемо ношь сию в Свине реце, ладия же поидоша с место и присташа ко брегу на десной стране. И прибыша ношь ту на утрие же восташе и поидоша на ладию восхоте помолитеся Пречистой чудотворной итти в путь съвои. И не обретоша образа Пречистой на ладии. Посланные же со дружиною начаша скорбети и слезы излияти: искати по горам и по дебрям и по пустыни. И преехав за Десну реку Свини реки и поидоша по горам. И обретоша чудотворной образ стояша на дубе высоце между ветвии. Они же не смеша коснутися снятию. И послаша вестника к великому князю Роману Михаиловичу исповедати чудо Пречистые Богородици чюдотворные. Вестник же пришед возвести великому князю все по реду. Князь великий же услышав от вестника таковое чюдо скоро вспрянул с одра своего с радостию великою. И пролияша слезы и повеле вскоре звонити по всем Божиим церквам, по всему граду и собратися собору всему, епископуии, архимандритом и игуменом и священником и диаконом и всему народу града того, от мала до велика, и окрест его всем людям живущим. И поидоша пеш князь великий Роман Михаилович и епископ и архимандриты и игумены и священники и диаконы и все людии града того от мала и до велика со свещами и кадилы. И где же стояша Пречистые чудотворные образ на древе, и приходящу ему, близ места того, Князь великий Роман Михаилович вздохнув из глубины сердьца своего со слезами и рече. О пречюдная Владычице, Богородице, Мати Христа Бога нашего, дай же ми Госпоже прозрение очима и узрети свет и твои чюдотворный образ. Блика вдале узрю с места сего на все четыре страны. Толика придам к дому твоему и созижду, Госпоже, храм и обитель где ты возлюби места и в той же час увидеша мало стезю пред собой. И повеле на том месте крест поставити, и по сея времена на том месте крест. И от того места приидоша к древу на немже стоит чюдотворная икона. Князь великий же возопи вели гласом. О Пречистая Владычица и Госпоже Дева Богородица, услыши глас молитвы моеа со слезами. Глаголюше: дай же ми Госпоже прозрение очима моима. И събор и все люди тако ж молящиеся едиными усты. И в той час прозреша князь великий Роман Михаилович, но и паче яснейшаи первых очее и повеле епископу и архимандритом игуменом и всему притчу церковному, сняти с дърева образ Пречистые чюдотворцы образ и нача молебны пети. По отпетии ж нача сам князь великий Роман Михаилович свома руками на храм Божий Пречистой бревна рубити и всем людям повеле такожде. И соверхив храм вскоре. Во имя Пречистые Владычицы нашея Богородицы, честнаго и сланаго Ея Успения. И освещая повеле служити собором божественную литургею и отправив все по реду святое пение и огради монастырь. И поставиша игумона и повеле братию собирати и дав доволна злата и сребра на создание монастыря. Потом же поидоша во град с радостию великою.

И нача монастырь строити и чюдотворную икону украсив облажи златом единым и сребром. И оттоле и до ныне великая милость и исцеление бывает от чюдотворнаго образа Пречистые всем приходящим с верою. И множества плененых от безверных избавляет и освобождает те же плененые люди приходяша молящиеся и работающе в монастыре по обещанию своему. Тако бысть и до сего дня. И на коем же древе стоя Пречистые образ на предреченном месте. И то древо с ветьем разотраша пилами ови на иконы на писмо ови на крест. Многу же времени минувши оклад чюдотворного образа злато и сребро обламишася. И того же монастыря Свинского игумен имярек с братиею взвестиша Государю великому князю Ивану Васильевичу всея Руси самодержцу с молением великим, чтоб Государь повелел оклад у Пречистые чюдотворные переделати. А государь тогда еще сущу младу. И влажися Пречитыя Государю в сердьце благую мысль. Скоро Государь повеле Пречистые чюдотворные образ принести к себе в царствующи град Москву. И повеле злато и сребра и жемчугу и камение драгого прибавити к сторому окладу и делаху мастеры по три лета. И украсив Государь чюдотворный образ Пречистые Богородицы. И пев молебны отпусти Пречистые образ в монастыр Свинеск. Дав Государь милостину и ругу годовую. И грамоты тарханные на учреждение монастырю. И общее житие повеле Государь устроити старцу Иеву Камынину по его челобитию. И Пречистою милостию и великих чюдотворцев Онтоние и Феодосие печерьских. Строишася обитель и братия собрашися числом до 70. И соборы церковные и службы вседнивные исполнишася, яко же и в прочих святых великих обителях. И молят всемиластиваго Бога и Пречистую его Матерь и чудотворцев святых и всех святых. О здравии Государя нашего благочестиваго царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси самодержца. И о его благочестиваи царицы княгине Марьи. И о его Государи богодарованных чядех и царевичах князе Ивана и князя Федора Ивановичах. И за князя Владимера Ондреевича и о княгине и чад их. И за архиепископа (оборвано далее).

(Л. 7) Лета 7074-го мая в 19 на память святого священномученика Патрекея Прусскаго почать бысть ров копати на церковь Пречистые Печерские и великих чюдотворцев Антония и Феодосия Печерских Свинского монастыря. Того же месяца в 21 на память равноапостол царя Костентина и матери его Елены почеты свои бити на подошву. Того же месяца в 27 на память святого священномученика Ферапонте почали бут бутити на подошве под церков. Июня в 9 день на всех святых и на память иже во святых отца нашего Кирила архиепископа Александрийскаго. И в той же день на память преподобнаго отца нашего Кирила белозерскаго новаго чюдотворца обложена бысть Пречистые Печерски церковь, а под углами многих мощей Печерскаго монастыря Пречистые из Киева. А обложена бысть при благоверном и благочестивом царем великим князе Иваном Васильевичем всея Русии при благоверной царице великой княгине Марье и при благоверных царевиче Иване и царевиче Федоре. И при священо епископе Семионе смоленском и брянским. И при игумене Сергие, иже о Христе з братиею. А делал мастер Таврило Дмитриев сын Маков а тверитин.

(Л. 8, здесь другой почерк) Лета 7075 июля в 28 день на память святых апостол Прохора и Никонора и Тимона и Пармена делали церковь камену Пречистыя Свинскаго монастыря при игумене Сергии. И по грехом на тот день в вторые час дни обломился мост с каменем и с кирпичом, сверху до земли шесть сажен фрязскых да ту ж на том мосту обломился Тихон старец бывшие игумен того монастыря а с ним обломилося шестьнадесят человек церковных каменыциков и делавцев, которыя носили вверх камень и кирпич, и малые ребята, которые носили воду и известь к церковному делу, и старца игумена бывшаго Тихона изгнетоша, осыпаша его камень и кирпичь по пояс стоячего в тех (...) штинадесять человек церковных мастеров и делавцав и малых ребят уо всих главы испробища а у иных скулье испробища и самых изгнетоша, а иным руки и ноги переломаша. И Божьим милосердьем и молитвами Пречистые Печерские Владычицы нашея Богородице Приснодевы Марии и преподобных и богоносных отец наших Онтоние и Феодосия печерских Свинскаго монастыря бывшаго игумена старца Тихона и тех всех убившихся людии в церкви ни единаго их смертною язвою не уязвиша. Овии убившаяся сами из церкви изыдоша, а иных из церкви изнесоша, а камень и кирпич в дребезги избившася. И тоже месяца июля в 30 день игумен Сергеи повелел тот камень и крпич. Избившийся весь из церкви вычистить и повеле его изсыпати весь под овраг, а в церковноя дела тем кирпичом и каменем не благословил никоторого дела церковного делати и тогда... пев молебны вверху над алтарем и свети воду и кропив стены церковные и крестом осенив, и благословил церковных мастеров, и делавцев делати. аки... (далее рукопись обрывается).

Публикацию подготовил В. Носов. Материал из буклета «Свенский монастырь» Творческо-производственного объединения «Автограф», г. Брянск, составитель В. Скидан



Основан князем Романом Михайловичем в 1288 году. Это один из самых известных в древности монастырей России. Монастырь расположен у слияния двух водных путей - Десны и Свени. Самым величественным сооружением ансамбля Свенского монастыря был Успенский собор, освящённый в 1758 году. Впервые он возведён в 1567 году по приказу Ивана Грозного тверским зодчим Гавриилом Маковым. Варварски взорван в 1931 году. Самое древнее из сохранившихся сооружений Свенского монастыря - Сретенская церковь "на Святых вратах". Постройка её была закончена в 70-х годах XVII века. Обитель возвращена Русской Церкви в 1992 году. В настоящее время в монастыре ведутся ремонтно-восстановительные работы.



Шёл 1288 год. Князь Роман Михайлович Брянский, как доносит легенда, стал слепнуть. Всё печальней были его думы о будущем, всё чаще с грустью он вспоминал о днях минувших... Брянский князь Роман, сын убитого в Орде черниговского князя Михаила, слыл храбрым воином, умным дипломатом, мудрым полководцем. Поселившись в Брянске, он поладил с татарами, стал энергично укреплять своё княжество. Были разорены, разграблены, сожжены Чернигов, Новгород-Северский, Курск, Владимир, а Брянск процветал, строился. Брянское княжество с третьей четверти ХIII века стало одним из самых сильных в юго-западной части Руси. Роман Брянский возвёл на Покровской горе дубовые стены крепости. Но не крепость, не дремучие леса и непроходимые болотные топи спасали город от разорения. Князь вёл мудрую, дальновидную политику. Он не портил отношений с Золотой Ордой, торговал с Литвой. Брянск вскоре стал крупным культурно-религиозным центром юго-западной Руси.

Город над Десной привлекал к себе купцов, бояр, кузнецов, гончаров, крестьян. Но когда враг подходил к границам княжества, на его защиту поднималась дружина вместе с мужественным Романом Михайловичем. Когда пришёл недуг, в княжеских хоромах вспомнили о "чудотворной" иконе Богоматери из Киево-Печёрского монастыря, якобы не раз исцелявшей от болезней. Предания гласили, что она написана Алимпием, иконописцем печёрским, учившемся мастерству у константинопольских живописцев. "Святая" икона прославилась своими "чудесами". За чудотворной иконой в Киев вниз по Десне отбыл сам архимандрит Брянский с группой священников. Как повествует древнее сказание, киевские монахи просьбу князя уважили, "отпусти чудотворный образ и послаша священника своего с посланными и поплы в ладьях рекою Десною к горе ко граду Брянску. С радостью великою проплыша противу реки Свени". Но здесь произошло удивительное событие: "... стала ладья на едином месте среди реки Десны". Гребцы так и не смогли сдвинуть лодку с места, решили заночевать на левом берегу у места слияния речки Свени с Десной. Утром киевские монахи икону в лодке не обнаружили, о чём поспешили сообщить князю Роману. Вскоре со своими приближенными он нашёл её на противоположном берегу. Она висела на дубе. Князь произнёс молитву и сразу стал лучше видеть. Поражённый свершившемся "чудом", Роман Михайлович взял топор и стал рубить мощные деревья для закладки нового храма. Так возник знаменитый впоследствии Свенский монастырь. Церковная легенда об основании монастыря не оригинальна. На Руси, как правило, с подобными "чудесами" икон связывали возникновение крупных монастырей. Летописи подтверждают факт поездки в Киев за иконой брянских священников, но многие события, связанные с ней, обросли фантастическими подробностями. По пути в Брянск икону сопровождали киевские монахи. Возможно, что они и были творцами "чуда" с иконой, так как им вряд ли хотелось возвращаться в разорённый татарами Киев. После ещё не раз влияние иконы связывалось со многими событиями. Считалось, что она помогала защищаться от многочисленных врагов. Но когда город или монастырь подвергались разгрому, "чудотворную" икону прятали в лесу, умалчивая о её божественной силе. Однако "чудотворную" икону церковная братия усиленно прославляла. В монастырской рукописи сказано, что дуб, на котором была найдена икона, епископ тогда же разделил на части и раздал всем желающим для получения исцеления от недугов.

На месте явления иконы до 1854 года стоял древний каменный столп. В середине ХIХ века вместо него была устроена чугунная часовня, а "оставшийся в столпе 566-летний пень дуба... окончательно разобран...". В ХIII-ХIV веках постройки монастыря над Десной были деревянными. Земляная крепость, обнесённая валом и частоколом из заострённых кверху брёвен, прикрывала подступы к городу с юга. В центре крепости возвышалась деревянная церковь, вокруг которой располагались постройки обители. После разгрома литовцами строений Свенского монастыря Иван Грозный повелел построить каменную церковь. Через несколько лет её свод рухнул. Произошло это тогда, когда участники молебна вышли из церкви. Монахи воспользовались случившимся, чтобы ещё раз попытаться доказать особую силу иконы. Они утверждали, что Богоматерь не дала своду церкви обвалиться во время богослужения. Шли годы, десятилетия, столетия... Монастырь ветшал и перестраивался. Его территорию украсили каменные Успенский собор, церковь Антония и Феодосия, Сретенская, Преображенская церкви, колокольня. Строения обители были обнесены каменной стеной, которая возводилась почти тридцать лет. Она имеет форму неправильного восьмиугольника и повторяет из соображений обороны рельеф местности. По углам располагались шесть башен, три из которых сохранились до наших дней. Их высота от 8 до 12 метров. Высота каменных стен - 5,5-7 метров, а их длина почти 800 метров. Стена монастыря не отделяет его постройки от окружающего пейзажа, а наоборот подчёркивает его единство с природой и окружающим ланшафтом.

Успенский Свенский монастырь в прошлом - это не только комплекс архитектурных сооружений, которые мы сейчас относим к категории памятников, но и многочисленные административно-хозяйственные здания, выполнявшие разнообразные функции, связанные с жизнеобеспечением обители. Из описи 1861 года, составленной при передаче монастыря Киево-Печёрской Лавре, известно, что в нём насчитывалось двадцать девять келий, в которых жили более девяноста монахов и прислуга. "Послушная грамота" описывает монастырские запасы: "... девятнадцать осетров вялых, десять осетров вялых прутовых, да просоленной осетрины полбочки, пять белуг, сто сазанов, семь сот пластов сухой рыбы, сто пуков визиги, икры зернистой два пуда, шесть кулей грибов сухих; хлеба в житницах и ямах: ржи 1035 четвертей, пшеницы сорок пять четвертей, овса сто четвертей, масла коровьего десять пудов, мёду сорок пудов, воску двадцать восемь пудов, кроме свеч восковых, 14 коней на стойлах, (вероятно для начальственных разъездов) сто коней надворных, рабочих, кроме шестнадцати жеребят. Карета "властительная", рыдван, две коляски, четверо саней красных. Пятьдесят семь коров". На территории монастыря существовал конный двор (две избы, сушило, конюшня с сушилом, пять сараев рубленных"). В 1764 году он располагался с "восточной стороны внутри монастыря" и на нём были слудующие постройки: каменная изба для кучеров, кормовой амбар, каретный сарай, навесы и конюшни. На конном дворе находился колодец "глубиной до воды 18 сажен". Рядом с ним в 1892 году ставится здание квасоварни (12 аршин длиной, крытое тесом). Монастырский кислый квас был традиционным и популярным напитком. "В полуверсте от обители находилось монастырское озеро. Возле него стояла караульная изба и братская баня. В 1855 году около бани запрудили пруд, а "близ монастыря под горою" устроили "сажелку" - питомник для разведения рыбы. В давние времена окрестные леса были богаты дичью. В заливах и лесах водились бобры и по грамоте царя Михаила Фёдоровича от 1614 года так называемые "бобровые гоны" были предоставлены в пользу монастыря. В описи 1897 года говорилось о просфорне, братских кельях (в двух южных башнях), кухне и ледниках в других башнях. Есть упоминание о кузнице, что находилась в северо-восточной башне. Монастырскую территорию в прошлом оживляли сады, которые располагались не только за стенами, но и внутри монастыря. В документах за 1791 год отмечено четыре сада - "сливовый, братский, новый и настоятельский". В 1864 году на месте проведения Свенской ярмарки за западными воротами был разведён также обширный фрутовый сад. У здания церковно-приходской школы, которое не сохранилось, за пределами монастыря рядом с каменными выездными воротами были разбиты плодовый питомник и сад, где выращивались яблони, груши, вишни, сосна, ель, кедр, каштаны, розмарин. Немалый доход монастырю давала ярмарка, в том числе пошлинные сборы (до их передачи государству), плата за лавки и торговые места.

Почти по всему монастырю, а также на территории ярмарки, тянулись подземные каменные галереи. Все они раньше соединялись одним общим ходом и имели несколько наружных входов. Снабжённые верхним светом, они состояли из больших и малых помещений, которые служили складами под ярмарочные товары. Купцы, приезжавшие торговать, останавливались в кельях, что давало обители дополнительные средства. "Гостинный двор, а на нем горница с комнатою на жилых подклетах, да сени с чуланами, да сарай рубленый большой" упоминаются уже в описи за 1681 год. В документах за 1801 и 1833 годы упоминается о планах строительства гостиницы "вне монастыря". Опись 1897 года сообщает о значительном расширении существующего гостинного двора и о строительстве "близ монастыря" странноприимного дома и флигеля для приходящих богомольцев. В 1749 году за монастырём числилось 15 276 душ крестьян. На одного крестьянина приходилось от 0,3 до 1,5 десятин земли. Крестьяне обрабатывали монастырские пашню и посевы, убирали сено, рубили лес, строили и ремонтировали церкви, перевозили на своих лошадях грузы. Несколько раз в неделю они ходили на барщину, а кроме того платили оброк мёдом, маслом, сукном, холстом, грибами, рогожными мешками. Из соседнего села Супонево каждое лето монастырь требовал триста пеших и конных работников, по двадцать два плотника, каменщика, кирпичника, четырнадцать пильщиков, шестнадцать углежогов.

Свенский монастырь был богат и широко известен. Его посещали знатные люди. Сюда шли прихожане и богомольцы. В монастырскую казну вносились богатые дары. О них делались памятные записи в книге вкладов. В ней зарегистрированы многочисленные дары Ивана Грозного. Среди подарков немало воинских доспехов, оружия, переданного в 1750 году в Брянский арсенал. Вкладная книга сохранила имена многих представителей знатных родов - князей Трубецких, Воротынских, Мстиславских, Серебряных, Мосальских, Мещерских, Салтыковых, Тютчевых, Воейковых, Брусиловых и многих других. Некоторые лица родовитых фамилий были похоронены в монастыре. Среди них Тютчевы, князь Мещерский, Небольсины, Е. М. Салтыков, А. Похвиснев, Г. Е. Верёвкин и другие. В монастыре была своя монастырская библиотека. В своё время она располагала достаточно ценным книжным собранием, интересными архивными документами. Так, в церковной описи за 1893 год в библиотеке было зарегистрировано около 1300 книг, а также большое количество рукописей, старопечатных книг ХVII-ХVIII вв., службы святым, поучения отцов церкви, минеи, библии, Евангелия, служебники, месяцесловы, книги по истории церкви России и Византии, книги по богословию, философии, медицине, земледелию, уставы, в том числе устав Петра I, уставы различных монастырей и духовных учреждений. Для хранения книг в монастыре были созданы хорошие условия. Библиотека располагалась в сухом помещении на хорах Успенского собора. Одним из важнейших источников пополнения монастырской библиотеки, особенно до середины ХVII века, были вклады, наиболее богатые из которых делали цари, бояре, церковные иерархи. Об этом свидетельствуют записи в монастырской вкладной книге.

2 мая 1888 года состоялось празднование 600-летия основания Свенского монастыря. Состоялся крестный ход из Свенского монастыря в Брянск, парад войск и молебен, по кончании которого для нижних чинов было подано угощение - по чарке водки и пирогу, а для духовенства и господ офицеров - обед в зале Городской Думы на 200 персон. Приглашённые получили на память по книге по истории монастыря покойного архимандрита Иерофея, с приложением литографированного вида церквей и стены монастыря со стороны главного входа. Городская Дума ассигновала 500 рублей в расположение монастыря. В 6 часов вечера 4 мая состоялись проводы святой иконы из города в Успенский Свенский монастырь. Что касается знаменитой Свенской ярмарки, то она в ХVII - первой половине ХVIII вв. по своему значению не только занимала второе место в России, но и была важным центром международного товарооборота, что характеризует её как ярмарочный торг всероссийского значения. Свенская ярмарка, упоминаемае ещё в 1632 году, просуществовала до Великой Октябрьской социалистической революции. 31 августа - 1 сентября 1985 года, в год тысячелетия Брянска, традиция проведения Свенской ярмарки была возрождена.

Вскоре после Октябрьской революции Свенский Успенский Печерский мужской монастырь перестал существовать как духовное учреждение. Монастырские земли и имущество были изъяты, из монахов сформирована трудовая коммуна. Затем на его территории расположилось воинское подразделение, а впоследствии карательный отдел ГИК. 6 июля 1920 года Брянский ГИК постановил: "В связи с громадным недостатком помещений в Брянске, помещения Свенского монастыря передать в ведение Губнаробразования с условием, что в течение месяца все детские колонии будут переданы из города в организуемую в монастыре колонию имени Некрасова". Тем не менее до лета 1924 года верующие близлежащих к монастырю мест могли пользоваться церковным имуществом и проводить богослужение в Успенском соборе и церкви Антония и Феодосия. Но уже 8 июля 1924 года все церкви монастыря были окончательно закрыты. В 1922 году Губкомиссия по изъятию церковных ценностей по Брянской области докладывала в Брянский ГИК следующее: "Изъятие церковных ценностей в количестве более 222 пудов серебра, 11 фунтов, 79 золотников, 48 долей золота; до 8 тысяч разных драгоценных камней; более 6 фунтов жемчуга; 433 рубля 35 коп. серебряных монет и невыясненнного металла весом до 5 пудов. Всего 42 ящика брутто - 254 пуда. 15 июня с. г. эти ценности были сданы в Госхранилище в Москве в распоряжение и фонд ЦК ПОМГОЛ ВЦИК по акту. В июле 1924 года монастырь повторно был ограблен специальной комиссией Брянского ГИК во главе с Мамочкиным - политруком Губрезерва. Среди них значились: серебряный киот иконы Свенской Богоматери весом 12 фунтов, серебряный оклад той же иконы весом в 30 фунтов, (бриллиантовая корона и золотая риза оклада были изъяты в 1922 году), напрестольное Евангелие в серебряных окладах, серебряные кресты, церковные сосуды и.т.д. Тогда же "распределили" и другое монастырское имущество: в губернскую РКИ было передано шесть дорожек, большой ковёр, шторы; в Губисполком - семь дорожек, 4 ковра, 13 аршин красного сукна, в милицию - шкафы; в Тимоновскую ячейку РКП (б) - мебель. Новый владелец монастырского ансамбля - детская колония во главе с администрацией внесла огромный "вклад" в превращение памятников архитектуры в "отхожие места".

19 декабря 1924 года был проведён осмотр и обследование состояния имущества в бывш. Свенском монастыре "Комиссией Главнауки Наркомпроса", в состав которой входили И. Э. Грабарь, В. А. Безобразов, П. Д. Барановский. Комиссия установила следующее: "На территории бывшего монастыря расположено такое значительное число сооружений высокой историко-художественной ценности, что все они представляют один из замечательнейших древнерусских архитектурных ансамблей ХVII-ХVIII вв, подлежащих безусловной и всемирной охране... ". После того, как в бывшую обитель вселилась детская колония, монастырь был подвержен разрушению. Во всех церквях стёкла были выбиты, дети стали забираться по водосточным крышам на крыши церквей, оттуда проломав потолок... испражнятся внутрь. Домик Петра I превращён ими в настоящую уборную. В церкви Сретенской и Преображенской сломаны, несомненно при участии администрации, древние иконостасы. В Преображенской не осталось и следа от внутреннего убранства, иконы этой церкви, славившиеся замечательным письмом, были просто исколоты и сожжены. Весь архив и библиотека, находящиеся на хорах оказались разбросаны по всей территории монастыря, многие пошли на растопку печей. В конце концов колония была переведена из монастыря. Бывший Свенский монастырь с земельными угодьями и годными постройками был передан в ведение окружного отдела ОГПУ. 23 июня 1930 года Президиум Брянского Окрисполкома Западной области принял окончательное решение о судьбе замечательных памятников монастырского ансамбля, заслушав информацию о состоянии построек б. Свенского монастыря на основании произведённого представителями Главнауки, приняв во внимание полнейшую бесхозяйственность и разрушенность построек б. монастыря, счёл нецелесообразным с хозяйственной стороны реставрацию зданий, в том числе и бывшего Успенского собора и его приспособления для каких-либо хозяйственных или культурных нужд, а также учитывая кризис в строительных материалах (кирпиче), признать целесообразным здание бывшего собора разобрать и кирпич использовать для нужд строительства.

По всей видимости, в июле-августе 1930 года Успенский собор был взорван, т.к кирпичная кладка ХVIII века разборке не поддавалась. Недавно в Брянский государственный историко-революционный музей поступили фотографии, посвящённые взрыву собора, предоставленные Алексеем Брабиным. На фото зафиксирован момент взрыва собора, вид его руин после взрыва, а также непосредственные исполнители - судя по подписям под одной из фотографии взрывные работы осуществляла бригада подрывников под руководством Якова Петровича Рыхлова. При взрыве пострадали церковь Антония и Феодосия, шатровая колокольня и "домик Петра". Все они были разобраны на кирпич. Так печально завершилась история самых выдающихся архитектурных памятников ансамбля Свенского монастыря.

Из книги: "Памятники Брянщины" Свенский монастырь. Издательство: Творческо-производственное объединение "Автограф". Брянск, 1990 г.

Свято-Успенский Свенский монастырь, расположенный на окраине Брянска в Супонево, является одним из древнейших русских монастырей.

Он основан в 1288 году Черниговским князем Романом Михайловичем, на том месте где произошло чудесное исцеление от слепоты после молитвы перед иконой Богоматери Печёрской, доставленой из .

После революции 1917 года монастырь был разорен. С 1992 года он вновь передан церкви и постепенно восстанавливается.

В начале 2010-х восстановлена церковь Антония и Феодосия Печерских. Храм на этом месте был основан ещё при Иване Грозном.

Первоначально выстроенный храм быстро обветшал и в 1677 - 1681 годах был перестроен заново. С различными, порой весьма значительными переделками тот храм вошел в 20-й век, но в конце 1920-х годов стараниями большевиков был превращен в руины. Восстановлена церковь Антония и Феодосия Печерских к 2012 году.

Восстанавливается и Успенский собор, бывший ранее самым величественным храмом Свенского монастыря. Разрушенный в начале 1930-х годов прежний собор был освящённ в 1758 году. А впервые каменный храм Успения был построен на этом месте в 1567 году тверским зодчим Гавриилом Маковым по приказу Ивана Грозного.

Встречает всех входящих в монастырь Сретенская церковь, построенная в конце 17 века на том месте, где великому князю Роману Михайловичу пришло первое облегчение от болезни и слепоты после молитвы перед иконой Божией Матери Печерской.

Над западными, закрытыми сейчас, воротами монастыря в 1742 году на средства брянского купечества построена пятиярусная церковь Спаса Преображения.

Сохранился построеный в 1881 году настоятельский дом.

Колокольня монастыря не сохранилась до наших дней и потому сейчас здесь выполнена временная деревянная звонница.

Выдержана в стилистике башен ограды монастыря водонапорная башня 2002 года постройки.

За свою историю Свенский монастырь не раз подвергался разорению, так как находился на самой окраине Руси.

В 1583-м году его сожгли литовцы, в 1607-м разграбили отряды Лжедмитрия II, а в 1664-м опустошили крымские татары.

Тем не менее, к 18 веку Свенский Успенский монастырь стал одним из крупнейших на юго-западе Руси.

В 1764 году после секуляризации монастырских земель владения монастыря были существены сокращены и монастырь стал испытывать некоторые финансовые затруднения, так что монастырю стало непросто даже содержать живущих в нем монахов.

К началу 20 века в монастыре несли службу 100 монахов. Но после революции 1917 года годы монастыря были сочтены. В 1926 году монастырь был окончательно закрыт, а в 1930 Успенский собор был взорван. При этом пострадали и многие иные монастырские постройки и монастырское кладбище.

Лишь в 1970-х годах началась реставрация монастыря и в 1988 году он открыл свои двери для посетителей в качестве филиала Брянского краеведческого музея.

В 1992 году обитель была возвращена Русской Православной Церкви и по сей день здесь продолжается восстановление храмов и благоустройство территории.

Вокруг стен монастыря, по которым расставлены 6 башен, ведёт хорошо натоптанная "народная тропа".

Рядом - большой яблоневый сад.

Стены Свенского монастыря и пейзажи возле него являются любимым местом брянских, в том числе свадебных, фотографов.

Свенский монастырь стоит на высоком берегу над рекой и со стороны его южной стены открывается прекрасная панорама.

Хочется надеяться, что сил и средств на восстановление монастыря во всем его прежнем великолепии у братии монастыря хватит, и вскоре здесь не только завершится воссоздание Успенского собора, но и поднимется разрушенная в лихие 1930-е годы колокольня.

Востановление медленно но поступательно движется. На панораме ниже и на странице можно увидеть некоторую динамику за 2 года.

До монастыря можно доехать:

  • От железнодорожного вокзала Брянска на троллейбусе №1 до конечной «Телецентр», далее пройти минирынок на остановку автобуса №7, идушего в п. Супонево до остановки «Свенский монастырь».
  • От автовокзала г. Брянска на автобусе №7 до остановки «Свенский монастырь».
  • Маршрутки №№ 45, 36 до остановки «Свенский монастырь».

Кстати от Москвы до Брянска поезд идет от 4,5 до 6 часов с Киевского вокзала.

Подробную информацию о монастыре можно получить на сайте Свенского Успенского монастыря .

2014, 2016 Мочалов Артём