Крушение ту 154 для чайников. «Почему молчит второй пилот? Тяжёлый и неуправляемый
Комиссия Минобороны РФ завершила расследование обстоятельств крушения Ту-154 при взлете с аэродрома в Сочи 25 декабря 2016 года. Главный вывод: причиной трагедии стали ошибочные действия командира экипажа, который не смог сориентироваться в пространстве и ситуации.
Фотографии страниц напечатанного доклада комиссии, назначенной по приказу министра обороны РФ Сергея Шойгу расследовать обстоятельства и причины катастрофы Ту-154 Б-2 800-й авиационной базы особого назначения, случившейся 25 декабря 2016 г. в районе аэродрома Сочи, опубликовал в среду, 31 мая, телеграмм-канал "Капитан Врунгель".
В документе поминутно, а в конце и посекундно восстанавливается весь последний полет самолета. Взлет с Аэродрома "Чкаловский" был осуществлен в 1 ч 38 минут. В 3 ч 43 мин. мск экипаж совершил техническую посадку в Сочи для дозаправки топливом. Посадка и высадка пассажиров не проводилась. Судя по всему, до этих пор все шло штатно. Однако при вылете из Сочи проблемы начались еще на земле.
"После запуска, в процессе руления за автомобилем сопровождения командир воздушного судна (КВС) испытывал затруднения в определении своего местоположения на территории аэродрома, связанные с его представлением о предстоящем курсе взлета. Данные затруднения были обусловлены сложной системой рулежных дорожек и наличием на аэродроме двух ВПП (взлетно-посадочных полос)", - говорится в докладе комиссии. Это несколько странно, поскольку ранее сообщалось, что командир судна майор Роман Волков неоднократно совершал рейсы в сирийскую Латакию, в том числе с аэродрома Сочи.
В 5 ч 24 мин. 36 сек. экипаж приступил к взлету. "Особая ситуация возникла в 5 ч. 24 мин. 42,8сек, на 7 сек. полета, на скорости 70 км/ч, когда КВС эмоционально начал запрашивать экипаж о курсе взлета. Ведение неустановленного радиообмена с применением ненормативной лексики и нарастанием эмоционального напряжения в экипаже на этапе разбега привело к упущению КВС контроля значимых параметров взлета, отвлечению членов экипажа от выполнения им функциональных обязанностей на данном этапе полета", - восстанавливают события члены комиссии.
Далее все пошло еще хуже. По какой-то причине "на 53-й сек. полета, в отступление от оговоренной перед полетом высоты уборки закрылков (500 м), КВС на высоте 157 м подал команду на уборку закрылков", - пишут следователи Минобороны. "В результате действий КВС органами управления в процессе взлета самолет на высоте 231 м при скорости 360 км/ч перешел на снижение с уменьшением вертикальной перегрузки до величины менее 1 ед. При этом штурман корабля на выдохе произнес: "Ух, е-мое!".
Потом сработала сирена и высветилось красное табло "Опасно: земля!". Экипаж сообщал командиру об этих сигналах, о том, что самолет снижается, но предотвратить столкновение судна с поверхностью моря было уже невозможно. В 5ч. 25 мин. 49 сек, на 73-й секунде полета самолет ударился о воду и полностью разрушился. Экипаж и все пассажиры погибли.
Причиной катастрофы самолета Ту-154 "явилось нарушение пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушным судном, в результате которых самолет на этапе набора высоты перешел на снижение и столкнулся с водной поверхностью". К таким выводам пришли члены следственной комиссии. В свою очередь, нарушенная ориентация пилота в пространстве и ситуации, по их мнению, могла быть следствием "чрезмерного нервно-психического напряжения", возникшего на фоне профессиональных стрессов и естественного утомления.
При этом комиссия выявила массовые нарушения в работе самой 800-й авиационной базы и военно-транспортной авиации в целом: мероприятия по переподготовке экипажа не проводились, ситуационного инструктажа не было, и даже контроль за состоянием здоровья летчиков был проведен более чем за два часа до вылета.
В результате - трагедия, унесшая жизни 92 человек, в том числе руководителя и артистов ансамбля имени Александрова, главы фонда "Справедливая помощь" Елизаветы Глинки, журналистов.
Почему в СМИ и соцсетях активно раскручивается версия теракта на борту самолета, летевшего в СириюПо факту крушения Ту-154 Минобороны РФ над Черным морем, в результате чего погибли 92 человека, Следственный комитет возбудил уголовное дело по ст. 351 УК РФ (нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия), а глава СК Александр Бастрыкин лично вылетел в Сочи, чтобы координировать действия подчиненных.
В Сочи, кроме того, работает правительственная комиссия. Как заявил министр транспорта РФ Максим Соколов, который ее возглавляет, приоритетными версиями являются техническая неисправность самолета и ошибка пилота. Версия теракта также рассматривается, но не является основной.
Действительно, теракт представляется практически невозможным. Как заявил РИА «Новости» источник в спецслужбах, Ту-154 планировал посадку для дозаправки в Моздоке, но из-за погодных условий она была перенесена в Адлер. «Сведений, что самолет будет дозаправляться в аэропорту Сочи, заранее не было», - заявил собеседник агентства. Он отметил, что «Ту-154 вылетел с аэродрома Чкаловский, где пассажиры и багаж тщательно досматривались и проверялись», а после прилета в Адлер был взят под охрану. В самолет «поднимались только два пограничника и один таможенник, а из самолета выходил только штурман с целью контроля заправки, питание на борт не подавалось, а дозаправка осуществлялась штатным персоналом», - сказал сотрудник спецслужб.
Получается, гипотетические террористы могли узнать о прибытии борта только в последний момент, и не имели физической возможности пронести к самолету взрывное устройство.
Тем не менее, многие российские СМИ раскручивают именно версию теракта. Например, ее придерживается едва ли ни самый осведомленный журналист «кремлевского пула» Андрей Колесников. И не он один. «Комсомолка» приводит слова летчика-испытателя, Героя России Анатолия Кнышова: «то, что экипаж не успел попросить о помощи говорит лишь об одном: это был взрыв». А Life цитирует первого зампреда комитата Совета Федерации по обороне и безопасности Франца Клинцевича, что «нельзя исключать террористический акт», поскольку авиатранспорт «технически был исправен».
В том-то и заключается загадка - ничто при вылете из сочинского аэропорта не предвещало трагедии. Метеоусловия были практически идеальными. Пилот запросил полный разбег, напомнив, что самолет «тяжелый», и примерно в 5:24 взлетел. Через 2 минуты 44 секунды диспетчер вызвала борт, сообщила о «подходе» - встречном самолете, осуществляющем посадку. Ту-154 подтвердил получение команды, но уже считаные секунды спустя на вызов «подхода» не ответил. Тот запросил аэродром и сообщил об этом, после чего Ту-154 стали вызывать на всех частотах, но он молчал. Одновременно пропала и отметка Ту-154 на экранах радаров. Не поступило наземным службам и сигнала тревоги, для подачи которого командиру воздушного судна достаточно нажать тумблер на приборной панели.
Именно эта внезапность вызывает сейчас больше всего вопросов. Да и посадка в Сочи не была на 100% непредсказуемой: в Сирию военно-транспортные самолеты летают чуть ли ни ежедневно, и пользуются для дозаправки только двумя аэродромами - в Моздоке и Адлере. А если предположить, что групп террористов было две? Или другой вопрос: как досматривался груз, который везли в Сирию, на аэродроме Чкаловский?
Факты, которыми мы располагаем, не позволяют отбросить версию теракта, - считает заслуженный пилот СССР, бывший заместитель министра гражданской авиации СССР Олег Смирнов. - На возможность теракта, я считаю, указывает то обстоятельство, что командиру воздушного судна не хватило доли секунды, чтобы нажать кнопку аварийного радиопередатчика, которая находится на штурвале.
Этот сигнал используется в случае возникновения нештатных ситуаций в полете. Это либо грубый отказ техники, в том числе связанный с уборкой закрылков, либо отказ приборов, либо ошибка экипажа, связанная с потерей скорости, что случается при взлете на море. Либо, наконец, внешнее вмешательство - взрыв.
Факт, повторюсь, заключается в том, что командиру не хватило времени на почти рефлекторное действие. И пока не доказано, что причиной внезапной катастрофы стало что-то иное, версию теракта, действительно, исключать нельзя.
«СП»: - Ту-154 считается «строгим» в управлении самолетом. Насколько велика вероятность, что имела место ошибка пилота, а не взрыв на борту?
Вероятность достаточно высокая. Я много раз взлетал и садился в Сочи - это сложный аэродром. Там только один посадочный курс и один взлетный - с моря, а со стороны гор взлетать и садиться нельзя. Хотя, должен заметить, я застал время, когда на самолете Ил-18 пилоты заходили на посадку и со стороны гор. Тогда это разрешалось. Но посадка в этом случае превращалась в профессиональную эквилибристику, своего рода высший пилотаж. Тяжелый Ил-18 нужно было пилотировать между скалами с ювелирной точностью, чтобы попасть на посадочную полосу. И после того, как несколько самолетов разбилось при посадке, этот заход отменили.
Так вот, именно с того времени я вынес профессиональные впечатления о взлете в сторону моря. Когда я первый раз взлетал ночью - а разбившийся Ту-154 также взлетал практически ночью, - мой мозг застопорился. Я увидел перед собой темное звездное небо, но звезды светили и верху, и подо мной, отражаясь в воде. Это фантастическое зрелище, но оно сбивает мозг с толку - пилот теряет пространственную ориентацию. И если в этот момент он отвлекся от приборов - жди катастрофы.
Такой случай был в 1972 году. Через несколько минул после ночного взлета в Сочи Ил-18 неожиданно перешел в крутой левый поворот с резким снижением, а затем врезался в воду и полностью разрушился. В 5−6 километрах от берега были обнаружены плавающие на воде мелкие обломки и фрагменты тел. Все 109 человек на борту авиалайнера погибли. Была организована крупная поисковая операция с участием сил Черноморского флота. Но, несмотря на все усилия, основные обломки самолета и бортовые самописцы так и не были найдены.
Думаю, пилот Ил-18 отвлекся от приборного пилотирования, потерял ориентацию в пространстве, и свалился в штопор.
Аналогичная ситуация случилась в ночь с 2 на 3 мая 2006 года с Airbus A320−211 авиакомпании Armavia, который выполнял рейс по маршруту Ереван-Сочи. При заходе на посадку самолет пошел на второй круг. Это равносильно взлету - пилот выполняет те же действия. Командир армянского судна также потерял ориентировку, потерял скорость и свалился в штопор. Итог - гибель 105 пассажиров и 8 членов экипажа.
Поэтому для экипажа неопытного взлет в сторону моря - серьезное испытание. При всем уважении к экипажу погибшего Ту-154, командир борта Роман Волков, летчик первого класса, имел налет около 3,5 тысячи часов, что по меркам гражданской авиации - мизер. А главное, он нечасто взлетал и садился в Сочи, и, видимо, не знал коварных особенностей этого аэродрома.
«СП»: - Упавшие в море Ил-18 и Airbus A320−211 сумели подать сигнал бедствия?
В том-то и дело, что нет. Сваливание в штопор пассажирского лайнера из-за потери скорости происходит мгновенно. Махина самолета закручивается, причем с такими кренами и перегрузками, что не дотянешься ни до какой кнопки.
«СП»: - Как вы сами оцениваете вероятность: теракт это или ошибка пилота?
У меня для такой оценки не хватает объективных фактов. Это задача правительственной комиссии. В идеале, чтобы установить истину, нужно поднять со дна обломки самолета, и выложить их по контуру лайнера на берегу. А самое главное - нужно найти «черные ящики» и расшифровать их. Только в этом случае перед нами предстанет единственная и объективная картина происшедшего.
Не думаю, что при крушении Ту-154 имел место теракт, - говорит президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», член Российской академии проблем безопасности, обороны и правопорядка Сергей Гончаров. - Если бы это был гражданский борт, я бы рассматривал версию теракта всерьез. Но борт был военный, а я не раз бывал в Чкаловском, и хорошо знаю, как там обеспечиваются вопросы безопасности.
Меня смущают только два момента. Первый - почему командир корабля и экипаж не смогли сообщить на землю диспетчерам, что произошло на борту. Значит, это была мгновенная разгерметизация или взрыв. Второе - смущает, кто и как проверял оборудование покойной и мною уважаемой Елизаветы Глинки (Доктора Лизы). Говорят, она везла больше тонны медикаментов и медоборудования для Алеппо. Непонятно, кто его загружал, из какого региона и из какой больницы оборудование доставлялось. Пока на это обстоятельство мало кто обращает внимание, и никто не дает ответов на перечисленные вопросы.
Конечно, рано или поздно мы все узнаем. Пока обнаружены всего 12 тел погибших, остальные находятся в огромном фюзеляже лайнера, который затонул в 6 километрах от берега. Когда его найдут и поднимут - все станет ясно.
P.S. В понедельник днем в ЦОС ФСБ России сообщили «Интерфаксу», что основными рабочими версиями крушения Ту-154 в Черном море являются «попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, повлекшее потерю мощности и отказ работы двигателей, ошибка пилотирования, техническая неисправность самолета».
При этом было отмечено что признаков, указывающих на возможность совершения теракта на борту самолета, к настоящему времени не получено.
По официальной версии крушения Ту-154 в Сочи
25 декабря
2016 года
за штурвалом
самолета вместо человека оказался орангутанг, ставший нелепо дергать ручки управления, что и привело
к трагедии.
Если провести
параллель с управлением
автомобилем, это выглядело бы
так: водитель сел за руль,
тронулся – и въехал
в сугроб.
Сдал назад
– и смял
три авто рядом. Потом поехал вперед – и врезался
со всей
дури в мусорный
контейнер, на чем
поездка и закончилась.
Вывод: или шофер был мертвецки пьян – или что-то
стряслось с автомобилем.
Но самописцы Ту-154 показали, что самолет был полностью исправен. А предположить,
что летчик начал взлет в мертвецком
виде на глазах
других членов экипажа, никак не самоубийц
– тоже не выходит.
Да и его
голос на самописце
абсолютно трезвый.
Однако же
самолет упал – якобы в результате
необъяснимых действий экипажа. Или объяснение
все же
есть – но военное
руководство отчаянно скрывает его?
Ушлые журналисты раскопали, что самолет, возможно, был сильно перегружен – отсюда и все
следствия. Причем перегрузили его не в сочинском
аэропорту Адлере, где он делал
промежуточную посадку, а на подмосковном
военном аэродроме Чкаловский, откуда он стартовал.
Вес сверхнормативного груза – больше 10 тонн.
Однако на Чкаловском,
согласно документам, в этот
Ту-1542Б-2 залили керосина на 10 тонн
меньше полной чаши – 24 тонны,
в итоге
общий вес самолета составил 99,6 тонн. Это превышало
норму всего на 1,6 тонны – и потому
было некритично. Пилот наверняка отметил, что взлет там произошел с натугой
– но причин
тому могло быть много: ветер, атмосферной давление, температура воздуха.
А вот в Адлере,
где самолет присел для дозаправки – эта дозаправка и сыграла
роковую роль. В баки
самолета долили топлива уже под пробку – до 35,6 тонн, отчего его взлетный вес и стал
больше допустимого на 10 с лишним
тонн.
И если принять эту версию с перегрузом,
все дальнейшее получает самое логичное объяснение.
Отрыв самолета от взлетной
полосы Адлера произошел на скорости
320 км/ч
– вместо номинальной 270 км/ч.
Дальше подъем происходил со скоростью
10 метров
в секунду
– вместо обычных 12–15 м/с.
И через 2 секунды
после отрыва от земли
командир корабля Роман Волков потянул на себя
штурвал, дабы увеличить угол взлета. Дело в том,
что траектории взлета и посадки
строго определены на каждом
аэродроме: посадка происходит по более пологой, взлет – по более крутой. Это необходимо,
чтобы развести по высоте взлетающие и идущие
на приземление
лайнеры – без чего им постоянно грозило бы
столкновение в воздухе.
Но увеличение угла подъема привело к падению
скорости – слишком тяжелый самолет отказывался выполнять данный маневр. Тогда пилот, вероятно, уже понявший, что ему подложили некую свинью в виде
лишнего груза, отдал штурвал от себя,
чтобы прекратить подъем и тем
самым набрать скорость.
Это произошло на высоте
200 метров
– и если бы
самолет так и остался
в этом
эшелоне, пусть в нарушение
всех правил, трагедии, возможно, и не произошло бы.
Но Волков
пилотировал машину за пределами
ее допустимых
режимов – чего не делал
до него
никто, так как полеты с перегрузом
категорически запрещены. И как
повел себя самолет в этих
условиях, трудно вообразить. К тому же
не исключено,
что тот лишний груз, будучи плохо закреплен, еще и нарушил
центровку самолета в процессе
взлета.
В итоге в кабине
возникла легкая паника. Пилоты стали досрочно убирать закрылки – чтобы снизить сопротивление воздуха и за счет
того быстрее набрать скорость.
Тут началось опасное сближение с водой,
над которой шла линия взлета. Скорость уже была приличной – 500 км/час,
Волков резко взял штурвал на себя,
чтобы поднять самолет, одновременно начав разворот – видимо, решил вернуться на аэродром.
Тогда и стряслось
непоправимое: самолет в ответ
на действия
пилота не пошел
вверх, а рухнул
в воду,
разлетевшись от столкновения
с ней
на фрагменты…
Такой сценария, основанный на данных
самописцев, абсолютно непротиворечив – и выглядит
куда правдоподобней бредового объяснения Шойгу, что летчик де потерял пространственную ориентацию и вместо
набора высоты стал выполнять снижение.
При взлете никакой вообще пространственной ориентации от летчика
не требуется.
Перед ним два главные прибора: высотомер и индикатор
скорости, он следит
за их показаниями,
не отвлекаясь
на виды
за окном…
Можно еще спросить: а как
вообще перегруженный самолет смог оторваться от взлетной
полосы? Ответ прост: существует так называемый экранный эффект, значительно увеличивающий подъемную силу крыльев на высоте
до 15 метров
от земли.
На нем,
кстати, основана концепция экранопланов – полусамолетов-полукораблей, летающих в пределах
этих 15-и метров
высоты с гораздо
большим грузом на борту,
чем у равных
по мощности воздушных судов…
Ну, и теперь
самые главные вопросы.
Первый: что за груз
был помещен в брюхо
этого Ту – и кем?
Ясно, что это были не легковесные
лекарства доктора Лизы, летевшей этим рейсом, и не бронетранспортер:
в пассажирском
самолете нет широкого порта для въезда всякой техники. Этот груз
был, очевидно, достаточно тяжелым и компактным
– чтобы войти через грузовой люк.
А какой именно – предположить тут можно что угодно: коробки с водкой,
снаряды, слитки золота, собянинская плитка… И почему
это решили отправить не грузовым,
а пассажирским
рейсом – причины тоже могли быть любые. От разгильдяйства
по неотправке боевого груза, прикрыть которое решили исподволь – до самых
криминальных схем вывоза драгметалла либо иной контрабанды.
Другой вопрос: знали ли
летчики об этом
левом грузе? Наверняка! Тут не иголка
в стоге
сена – а целый
стог, который от глаз
не утаить.
Но что
именно там было и каков
истинный вес этого – пилоты могли и не знать.
Это ведь
армия, где приказ высшего чина выше всех инструкций; и скорей
всего тот приказ был снабжен еще каким-то
щедрым посулом – с намеком
на всякие
козни в случае
отказа. Под действием
такой гремучей смеси сегодня совершается уйма должностных преступлений – когда подневольный человек оказывается перед выбором: или прилично заработать – или остаться без работы и без
штанов.
И известный русский авось при этом тоже, как говорится, никто не отменял!
Кто приказал? Тут тоже
может быть большой разброс: от какого-нибудь
подполковника, зама по вооружению – до генерала-полковника.
В зависимости
от того,
что именно за груз
загнали в самолет.
Короче говоря, в Чкаловском
самолет перегружают, но компенсируют
этот перегруз неполной заправкой – а в Адлере
уже заливают баки под завязку. Очевидно, расчет был в том,
чтобы на своем
горючем долететь до сирийского
Хмеймима (пункт назначения) и обратно.
И то,
что командир корабля согласился в Адлере
на эти
35,6 тонн горючего, говорит в пользу
того, что настоящей величины перегруза он все-таки
не знал.
Лети он
в одиночку
– еще можно допустить лихое удальство, которому сам Чкалов положил начало в нашей
авиации. Но за спиной
Волкова были и свой
экипаж из 7 человек,
и еще
84 пассажира,
включая артистов ансамбля Александрова!
О том, что Министерство обороны в этом
деле не просто
темнит, а вовсю
скрывает истину – говорят такие факты.
1. Версия Шойгу о «нарушении пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира, приведшей к ошибочным
действиям с органами
управления воздушным судном» не выдерживает
никакой критики. Для любого
летчика не то
что с 4000 часов
налета, как у Волкова,
но и с вдесятеро
меньшим, взлет – самое простое действие, не требующее
никаких особых навыков. Вот, скажем, посадка в сложных
метеоусловиях – совсем другое дело. Катастрофа при посадке того же
Ту-154 с польской
делегаций под Смоленском – типичный пример нехватки мастерства и опыта
пилота. Но при
взлете на исправном
самолете никто еще не разбивался
никогда.
2. Расшифровка самописцев наверняка уже в первые
дни после трагедии давала весь расклад случившегося. Тут уместна
аналогия с этим же
польским случаем в 2010 году:
тогда уже на 5-й день МАК (Межгосударственный авиационный комитет) выдал исчерпывающую версию происшествия, которая полностью подтвердилась впоследствии.
Об адлерской же
катастрофе МАК упорно молчит уже 6 месяцев.
На его
сайте, где публикуются подробные разборы всех летных происшествий – на предмет
адлерского висят всего два кратких сообщения, что расследование продолжается. И еще
такой многозначительный пассаж:
«Для расследования этой катастрофы привлечены ресурсы научно-исследовательских и экспертных
учреждений. Среди них Межгосударственный авиационный комитет, обладающий большим опытом расследования происшествий с самолётами
типа Ту-154 и необходимыми
ресурсами для оказания содействия в целях
ускорения расследования. Одновременно МАК информирует, что официальные комментарии по данному расследованию предоставляет исключительно Минобороны России».
То есть, читай, «нам рот заткнули, извините».
3. Естественно, министр обороны в первые же
часы, если не минуты
после катастрофы узнал, какой груз был на борту
разбившегося Ту. И неимоверно
долгие поиски обломков самолета, не добавившие
ровно ничего к информации
самописцев – говорят о том,
что искали тот самый тайный груз. А вовсе
не истину,
которая была ясна военным сразу же.
Ну, и еще
вопрос: а почему
военные во главе
с их министром
так прячут эту истину? И от кого
– от самого
Путина или от народа?
Ну, чтобы ее прятали
от Путина,
я очень
сильно сомневаюсь: он не похож
на человека,
которого можно эдак вокруг пальца обвести. Значит, прячут от народа.
Значит, эта правда такова, что как-то
страшно подрывает престиж наших военных.
То есть либо какой-то
подполковник, полный идиот, загрузил в пассажирский
самолет то,
чего в нем
близко не должно
было быть. И тогда
тень на всю
нашу армию, в которой
на коне
такие идиоты, что могут своим идиотизмом угробить аж костяк ансамбля Александрова.
Либо причастен генерал-полковник, входящий в самую
головку – и тогда
тоже стыд и срам:
выходит, через смену Сердюкова на Шойгу
наша армия не очистилась
от генерального
бесчинства?
И самое последнее. Помните, когда мы в детстве
смотрели фильм «Чапаев», многие из нас
кричали в зале:
«Чапай, беги!» Так же
спонтанно хочется сегодня, когда все практически стало ясно с адлерской
трагедией, крикнуть летчику Волкову: «Не бери этот груз! А взял
– не взлетай
выше 200-т метров над морем!»
Ведь если разобраться по спокойному уму, которого и не хвалило
летчику, попавшему в шторм
обстоятельств, у него
был шанс спасения. А именно:
при перегрузе самолета даже не пытаться
соблюсти инструкцию, которая обязывает на такому-то
удалении от аэродрома
подняться на такую-то
высоту. Нарушить ее к черту,
схлопотать за это
выговор, пусть даже увольнение – но спасти
этим свою жизнь и жизни
других. То есть
лететь на минимальной
высоте, вырабатывая топливо – и когда
вес самолета через час-полтора
снизится, начинать подъем.
Другое, что опять же
напрашивается на ум – если решил вернуться в Адлер,
делать разворот не путем
стандартного виража с боковым
креном, что и свалило
самолет в море,
а так
называемым «блином». То есть
одним рулем направления – когда самолет остается в горизонтальной
плоскости, а радиус
разворота при этом сильно вырастает: практически не применяемый
в современной
авиации маневр.
Да только и этот
шанс, который мог бы
спасти этот самолет, в дальнейшем
плане был бы
все равно призрачным и убийственным.
Допустим, Волкову удалось бы
выкрутиться из гиблой
ситуации, заданной организаторами его полета. Тогда в следующий
раз ему или его коллеге навесили бы
уже не 10, а 15 лишних
тонн какого-нибудь
«неуказанного» груза: ведь аппетиты растут по мере их удовлетворения.
И трагедия
произошла бы
все равно – не в этом
случае, так в следующем,
при сохранении ее причин.
Дай Бог, чтобы в итоге
этой катастрофы кто-то
кому-то
в наших
вооруженных силах дал как следует по мозгам, поставив крест на безобразиях,
приведших к неизбежному
исходу.
Александр Росляков
В Сети появились результаты расследования крушения Ту-154 над Черным морем. Согласно опубликованной информации, причиной трагедии стала усталость экипажа.
"Причиной катастрофы Ту-154-Б-2 явилось нарушение пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушным судном, в результате которых самолет на этапе набора высоты перешел на снижение и столкнулся с водной поверхностью", – говорится в отчете, опубликованном в Telegram-канале "Капитан Врунгель" . В документе отмечается "отсутствие адекватной реакции капитана воздушного судна" на доклады членов экипажа, а также звуковые и световые сигналы.
Нарушению пространственной ориентировки способствовали несколько факторов: чрезмерное психическое напряжение, эмоционально-физиологическое утомление и дефицит навыков распределения внимания у капитана. К трагедии привело также отсутствие обязательного контроля за исполнением полетов со стороны военного командования.
"Военно-транспортная авиация оказалась не готова к масштабным вызовам, которые перед ней поставила задача по организации непрерывного воздушного моста в Сирию. Проблема в комплексе, нехватка подготовленных экипажей, устаревшая система подготовки и контроля, наплевательское отношение командования к режиму труда и отдыха экипажей", – отметил автор Telegram-канала.
В докладе приводится перечень нарушений, допущенных на военной базе при подготовке вылета Ту-154. Например, экипаж был укомплектован из разных эскадрилий, в его составе отсутствовал радист – бортовой переводчик. Для пилотов не проводились занятия и тренировки, а медицинский осмотр они прошли раньше, чем за два часа до вылета.
Специалисты добавили, что во время дозаправки Ту-154 посадка и высадка пассажиров не производилась, дополнительный груз на борту не размещался. Проблемы возникли на седьмой секунде полета, поскольку капитан "испытывал затруднения в определении своего местоположения на территории аэродрома, связанные с его представлением о курсе взлета".
Напомним, что крушение Ту-154 Минобороны произошло 25 декабря 2016 года недалеко от Сочи. Самолет рухнул в Черное море. Погибли все находившиеся на борту 92 человека, в том числе журналисты федеральных каналов, глава фонда "Справедливая помощь" Елизавета Глинка, а также руководитель и артисты ансамбля имени Александрова.