14 апреля 1912 года впередсмотрящий Фредерик Флит заметил айсберг по курсу лайнера, на котором он служил. К сожалению, было уже слишком поздно: через минуту корабль получил пробоины и начал погружаться под воду. А спустя еще около двух часов он разломился на 2 части и затонул. Из 2 224 человек спастись удалось только 712.

Прошло около получаса после столкновения, когда капитан приказал спустить на воду спасательные шлюпки и разослать сигнал бедствия. Но пассажиры отказывались эвакуироваться с судна, ведь оно не выглядело терпящим крушение, толчок не ощущался, все работало и не было никаких признаков надвигавшейся трагедии. Поэтому шлюпки отплывали от «Титаника» полупустые.

Лишь через полтора часа пассажиры осознали масштабы бедствия. Началась паника, за места в шлюпках начали драться. Преимущество во время эвакуации, конечно же, получали путешественники первого и второго класса, а среди них в первую очередь женщины и дети. У тех, кто приобрел билеты в третий класс, надежды на спасение практически не было.

На сигнал бедствия откликнулись семь судов.

Прийти на помощь успел пароход «Карпатия». Он-то и подобрал 712 выживших человек. На тот момент в воде оставалось еще много людей, державшихся на плаву, но люди в шлюпках боялись приближаться к месту крушения.

«Титаник» в 1912 году.

Айсберг, с которым, предположительно, столкнулся лайнер «Титаник».


Фредерик Флит, 24 года - первый, кто заметил айсберг по курсу «Титаника».

Выжившие с «Титаника» приближаются к пароходу «Карпатия».


Выжившие на борту «Карпатии».


Спасшиеся кутаются в теплые одежды на борту «Карпатии».

Люди ждут новостей у дверей офиса судоходной компании White Star Line в Нью-Йорке.


Люди ждут под дождем прибытия «Карпатии» в Нью-Йорк.

Шлюпки «Титаника» возвращены на причал, принадлежащий White Star Line.


Выжившие из экипажа «Титаника».

Выжившие из числа обслуживающего персонала первого класса стоят в очереди на допрос.


Четырем братьям Паско удалось выжить в кораблекрушении.


Родственники ждут выживших с «Титаника» на железнодорожном вокзале Саусхэмптона.


Родственники ждут выживших в Саусхэмптоне.


Саусхэмптон. Ожидание выживших.


Встреча выживших после кораблекрушения.


Выживший член экипажа обнимает и целует свою жену, которая приехала встречать его в Плимут.


Толпа в Девонпорте собралась, чтобы послушать историю одного из выживших.


Выдача денежного возмещения выжившим пассажирам.


Оператора Харольда Томаса Коффина допрашивают в Нью-Йорке.


Выживший дает женщине автограф.

«Сироты "Титаника"» Мишель (4 года) и Эдмонд Навратиль (2 года). Единственный сопровождавший их взрослый - их отец, - погиб, и братьев, в силу их возраста, не сразу смогли идентифицировать.


Медсестра держит на руках новорожденного Люсьена Смита. Его мама Элоиз забеременела им во время медового месяца на борту «Титаника».

Истории, которые нужно рассказать!

Когда 10 апреля 1912 года «Титаник» покинул Саутгемптон и отправился в свой первый рейс, он был самым большим и роскошным кораблём в мире. Трагично, что лайнер судоходной компании «White Star» так никогда и не добрался до Нью-Йорка. Он столкнулся с айсбергом 14 апреля 1912 года в 23:40 и затонул в Северной Атлантике в 2:20 ночи 15 апреля. Тогда погибло более 1500 пассажиров и членов экипажа, и только 705 людям удалось пережить эту страшную морскую катастрофу.

Это событие ошарашило весь мир, ведь многие люди изначально считали, что роскошный лайнер был непотопляемым. Данная трагедия до сих привлекает внимание, многих интересует, как действовали пассажиры и экипаж в ту роковую ночь. Большинство из нас знают вымышленную историю о Джеке и Роуз или слышали о «Непотопляемой Молли Браун», но есть и ещё и несколько интригующих, но малоизвестных рассказов.

1. Алекс Маккензи

24-летний Алекс Маккензи так никогда и не ступил на борт «Титаника», несмотря на то, что он уже упаковал свой багаж и стоял в очереди к трапу на борт роскошного лайнера. Родители купили ему билет на первый рейс судна в качестве подарка. Неожиданно Алекс услышал голос, который предупредил его, что он погибнет, если отправится в путешествие на разрекламированном судне.

Голос прозвучал настолько чётко, что Алекс стал озираться, чтобы увидеть, кто говорит, но рядом никого не оказалось. Решив, что он ослышался, Маккензи продолжил двигаться по направлению к трапу, но вдруг он услышал это послание ещё раз. Он снова проигнорировал его – только затем, чтобы услышать голос ещё раз, на этот раз намного громче. Тогда Алекс послушался и отказался от поездки, решив вернуться в свой родной город Глазго, где ему предстояло объяснить своим родителям, почему он отказался подняться на борт величайшего судна в мире.

2. Эдит Рассел


Многие люди мечтали о том, чтобы оказаться пассажиром первого класса на борту «Титаника», но только не Эдит Розенбаум (позже известная как Эдит Рассел). Она не могла избавиться от плохих предчувствий. Эдит поднялась на борт «Титаника» во время его первой остановки в Шербуре, во Франции, она возвращалась из Парижа с показа французской моды. В письме к своему секретарю Эдит написала: «Мы отправляемся в Квинстаун. Я просто ненавижу покидать Париж и буду рада вернуться сюда снова. Я собиралась отдохнуть в этой поездке, но я не могу избавиться от депрессии и предчувствия беды. Как же мне хочется, чтобы всё это поскорее закончилось!».

Когда «Титаник» столкнулся с айсбергом, Эдит попросила стюарда принести из её каюты первого класса музыкальную шкатулку в форме поросёнка. Она стояла на шлюпочной палубе, вцепившись рукой в эту музыкальную шкатулку и отказывалась садиться в спасательную шлюпку, пока не посадят всех женщин и детей. Вдруг кто-то выхватил завёрнутую в одеяло шкатулку, решив, что это ребёнок, и бросил её в шлюпку. Не желая расставаться со столь любимой вещью, Эдит прыгнула в шлюпку. Музыкальная шкатулка спасла ей жизнь.

3. Два беспризорника в море


Поскольку взрослых пассажиров-мужчин во время гибели «Титаника» в спасательные шлюпки не сажали, отец был вынужден поместить двоих своих сыновей в лодку, в то время как сам он остался на борту корабля. Малыши могли говорить только по-французски и не имели при себе никаких именных вещей, поэтому на спасательном судне «Карпатия» никак не могли установить их личность. Чтобы найти во Франции семью мальчишек, газеты напечатали статьи о двух «морских беспризорниках» и опубликовали их фотографии.

Между тем мать отчаянно искала своих двоих сыновей, которые бесследно исчезли. История о двух беспризорниках настигла её в Ницце, во Франции. После того как женщина описала приметы своих детей в службе спасения, мальчики были опознаны как четырёхлетний Мишель и двухлетний Эдмон. Мальчики были похищены их отцом, Мишелем Навратилом, который путешествовал на корабле под псевдонимом «Мистер Хоффман» и надеялся начать в США новую жизнь со своими детьми.

4. Эдвард и Этель Беане


Пассажиры второго класса Эдвард и Этель Беане собирались отпраздновать на борту «Титаника» своё недавнее бракосочетание. Когда «Титаник» столкнулся с айсбергом, молодожёнов из Англии это не обеспокоило, так как они, как и многие, считали, что судно было непотопляемым. Они не беспокоились до тех пор, пока пассажир из соседней каюты не предупредил их дважды о серьёзности ситуации.

Этель неохотно спустилась в спасательную шлюпку, оставив Эдварда на борту корабля. В то время как Этель плавала в безопасном месте, её мужу пришлось прыгать за борт, чтобы воссоединиться со своей женой. Эдвард плыл от тонущего корабля, пока не нашёл спасение на лодке. К счастью, счастливая пара воссоединилась, чтобы продолжить свою семейную жизнь.

5. Томас Миллар


После смерти своей жены и за три месяца до первого рейса «Титаника» Томас Миллар решил устроиться на роскошный лайнер компании «White Star» в качестве помощника палубного механика. Он сделал это, чтобы обеспечить будущее своих двоих сыновей, Томаса и Руддика.

Миллар оставил своих детей на попечение тётки в деревне неподалёку от Белфаста. Он надеялся, что сумеет начать в Соединённых Штатах новую жизнь, к которой позже присоединятся его сыновья. Перед тем как отправиться в Америку, Томас дал каждому из своих сыновей по одному пенни и сказал им, что они не должны их тратить до тех пор, пока он не вернётся. Томас Миллар так никогда и не вернулся к своим сыновьям, потому что потерял свою жизнь на борту корабля. В то время как Томас младший истратил свой пенни, монетка Руддика по-прежнему хранится в семье Милларов как символ любви отца к своим детям.

6. Отец Фрэнсис Браун


Отец Фрэнсис Браун был пассажиром первого класса на борту «Титаника». Он был одним из тех людей, у которых сохранилось много редких фотографий из жизни на борту судна. Священник-иезуит был страстным фотографом; билет на первый рейс «Титаника» он получил в подарок от своего дяди. Взволнованный тем, что он оказался на борту роскошного судна, и осознавая, что он присутствует на историческом событии, отец Браун сделал много фотографий, которые после катастрофы были опубликованы в печатных изданиях по всему миру.

В то время как большинство пассажиров «Титаника» направлялись в Нью-Йорк, отец Браун был одним из восьми пассажиров, которые покинули судно во время его захода в Квинстаун (теперь известный как Коба) в Ирландии, последний порт перед путешествием через Атлантику. Несмотря на то, что богатая пара предлагала оплатить оставшуюся до Нью-Йорка часть путешествия, священник был отозван с корабля своим руководством. Поэтому отец Браун пережил катастрофу, как и сделанные им фотографии, которые теперь дают нам представление о жизни на том злополучном судне.

7. Два кузена


На борту «Титаника» находились два кузена, но ни один из них не знал о присутствии своего дальнего родственника. Уильям Эдви Райерсон был стюардом, который обслуживал обеденный зал салона первого класса. Он мало что знал о своём троюродном брате, Артуре Райерсоне, который также присутствовал на борту судна в качестве пассажира первого класса вместе со своей женой Эмили и их тремя детьми.

Семья Артура направлялась в свой родной город Куперстаун (штат Нью-Йорк), после того как им сообщили, сын Артура скончался. У Уильяма и Артура был общий прапрадед, но они были абсолютно из разных кругов. Уильям родился в рабочей семье в Порт-Довере (штат Онтарио, Канада), в то время как Артур жил обеспеченной жизнью.

Пока Уильям рассаживал пассажиров по спасательным шлюпкам, Артур договаривался с членами экипажа о том, чтобы его 13-летнего сына Джона поместили в спасательную шлюпку вместе с женой и дочерьми. Артур был единственным членом семьи, который погиб во время морской катастрофы, в то время как Уильям спасся с тонущего корабля на спасательной шлюпке.

8. Графиня Ротес


В путешествие через Северную Атлантику на «Титанике» отправились и некоторые из самых богатых людей в мире, и одной из почётных пассажирок на борту лайнера была Люси Ноэль Марта, графиня Ротес. Она отправилась в США вместе со своей кузиной Глэдис Черри и горничной, Робертой Майони. Её целью было встретиться со своим мужем и двумя детьми, чтобы начать новую жизнь в США.

Графиню и её кузину разбудили, когда корабль столкнулся с айсбергом. Капитан Смит дал указание, чтобы все вернулись в свои каюты и надели спасательные жилеты. Примерно в 1:00 ночи графиня вместе со своей кузиной и горничной погрузились в шлюпку №8, которая была первой из спущенных на воду. Том Джонс, матрос спасательной шлюпки, быстро угадал в графине строгого руководителя и приказал ей управлять лодкой. Она сидела у руля шлюпки и более часа управляла ею, после чего поменялась местами со своей кузиной, чтобы попытаться успокоить невесту-испанку, потерявшую на корабле своего жениха.

Графиня гребла вёслами в течение всей ночи и морально поддерживала пассажиров до тех пор, пока к месту крушения не прибыла «Карпатия».

Она оказывала помощь не только во время путешествия на шлюпке. Графиня оставалась на борту «Карпатии» и после того, как корабль причалил в Нью-Йорке, оказывая помощь тем пассажирам, которые потеряли всё в результате крушения. По возвращении в Шотландию графиня Ротес купила серебряные часы с надписью «15 апреля 1912 года, графиня Ротес», которые послала Тому Джонсу в качестве подарка и в знак благодарности за его усилия на борту спасательной шлюпки. Он ответил на её подарок письмом, поблагодарив за доброту и мужество, и прислал ей медную табличку со спасательной шлюпки. Матрос и графиня переписывались до самой её смерти в 1956 году.

9. Джеймс Муди


Ещё одним героем на борту корабля был Шестой офицер Джеймс Муди, который решил остаться на борту несмотря на то, что ему предлагали место в спасательной шлюпке. 24-летний младший офицер получал за свою службу на корабле небольшое жалование в размере $37 и собственную каюту на время пребывания на борту «Титаника».

Перед тем как «Титаник» отправился в свой первый трансатлантический рейс, Муди невольно спас жизнь шести членам экипажа, которым не разрешил взойти по трапу из-за того, что они опоздали. Когда корабль столкнулся с айсбергом, молодой офицер был на посту и ответил на вызов Лукута Фредерика Флита, спросив его: «Что ты видишь?». Флит ответил: «Айсберг, прямо перед нами!».

Когда капитан объявил, что судно затонет в течение нескольких часов, офицер Муди спустил на воду спасательные шлюпки №12, 14 и 16. Пятый офицер Гарольд Лоу предложил Муди управлять шлюпкой №14, что было нормальным для офицеров низшего звена. Но Муди отклонил предложение Лоу. Несмотря на низкий ранг, Муди остался на корабле и помогал первому офицеру Мердоку, пока вода не стала затапливать шлюпочную палубу. Муди неоднократно предлагали стать командиром шлюпки, но он всякий раз мужественно решал остаться на корабле, чтобы спасти как можно больше жизней и наблюдать за катастрофой до самого конца. Второй помощник Лайтоллер был последним человеком, который видел Муди живым в 2:18 ночи, когда тот пытался спустить на воду разборные спасательные шлюпки.

10. Джек Филлипс


Джек Филлипс был старшим радистом на борту «Титаника» и работал в паре с младшим оператором Гарольдом Брайдом. Двое мужчин занимались приёмом и отправкой с помощью азбуки Морзе сообщений от пассажиров, а также принимали метеорологические предупреждения для капитана.

Перед катастрофой Филлипс получил с других кораблей многочисленные предупреждения об айсбергах, Брайд доставил многие из них капитану. Тем не менее, из-за большого количества пассажирских сообщений Филлипс был не в состоянии доставлять капитану Смиту все предупреждения; он считал, что капитан получил уже достаточно предупреждений об опасности айсбергов. Когда с парохода «Калифорниэн» поступило очередное сообщение об айсберге, Филлипс ответил: «Заткнись! У меня переговоры с мысом Кейп-Рейс!». Впоследствии Филлипса стали называть одним из виновников крушения.

Тем не менее, когда судно столкнулось с айсбергом в 400 морских милях от Ньюфаундленда, Филлипс предпринял всё возможное, посылая сигналы бедствия с целью обеспечить спасение пассажиров и членов экипажа. 25-летний телеграфист оставался на своём посту даже тогда, когда капитан освободил его от исполнения обязанностей. Он неустанно отправлял сообщения ближайшим судам до 2:17, когда корабль уже опускался на дно океана.

Его связь с «Карпатией» помогла спасти 705 пассажиров. Многие корабли позже сообщили, что сообщения Филлипса были абсолютно четкими, несмотря на тот хаос, который творился вокруг него. К сожалению, несмотря на наличие у него складной шлюпки, Джек Филлипс погиб во время морской катастрофы.


Трансатлантический лайнер Титаник 15 апреля 1912 года после столкновения с айсбергом затонул и унёс с собой в пучину 1504 человеческих жизни.

Схема выживших и погибших. Среди пассажиров были и самоотверженные герои, и те, кто заботился лишь о своем спасении, и выжившие чудом.

Самый печальный зал выставки. На стене вывешены списки. Только у меня совсем нечётко вышли снимки.

Сверху списки погибших. По классам.

Внизу списки выживших. Тоже по классам.

Напомню, что при входе на выставку каждому выдавался билет реального человека. Вот мой билет на Титаник.Тут всё подробно написано про эту пассажирку.

Теперь надо найти среди списков фамилию Aubart.

Вот пассажиры первого класса, которые выжили.

В третьей строчке нашла её фамилию. Ура! Моя героиня выжила!

Парижанка - певица мисс Леонтина Полин Обар - ехала на Титанике в сопровождении своей служанки. Она путешествовала со своим любовником, нью-йорским миллионером Бенджамином Гуггенхаймом. Её багаж состоял из 4 чемоданов с 24 платьями, 24 парами туфель, нижним бельём, перчатками и алмазной диадемой. Бенждамин ехал в сопровождении камердинера. Из этих четверых спаслись двое. Как вы думаете: кто был второй спасшийся? Мысленно скажите ответ, а потом читайте то, что ниже.

Бенджамин Гуггенхайм - миллионер. Во Франции он основал компанию, которая поставляла фурнитуру для лифтов Эйфелевой башни. 12 апреля 1912 года Гуггенхаим взошёл на борт ""Титаника"" в сопровождении своей любовницы, французкой певицы мадам Леонтины Обар, своего камердиара Виктора Джильо и горничной мадам Обар Эммы Сегессер. В ночь на 15 апреля во время столкновения Титаника с айсбергом Гуггенхаим и Джильо спали, и были разбужены лишь мадам Обар и её горничной, которые почувствовали столкновение. С помощью стюарда надели спасательные жилеты и поднялись на палубу. Гуггенхаим усадил в шлюпку мадам Обар и её горничную, которые неохотно ему повиновались. Он убедил их, что это всего лишь ремонт и они скоро встретятся. Понимая, что ситуация намного серьезнее и ему не удасться спастись, Гуггенхаим вернулся с камердинером в каюту, где переоделись во фраки. Вместе уселись за столиком в центральном холле, где неспешно попивали виски, наблюдая за катастрофой. Когда кто-то предложил им попытаться спастись, Гуггенхаим ответил: ""Мы одеты в соответствии с нашим положением и готовы погибнуть как джентльмены"".

Это настоящий герой!!! В ту ночь они стали одними из многих жертв Титаника, а после трагедии их тела так и не были опознаны. После гибели Титаника личность Беджамина Гуггенхаима стала очень известной, и его персонажи неоднократно появлялись в различных фильмах о гибели Титаника.

Почему так много людей погибло?

Имевшиеся на лайнере спасательные средства могли вместить только 1178 человек. "Титаник" имел 20 спасательных шлюпок - к стандартному набору из 16 шлюпок двух типов вместимости (на 65 и 40 человек) были добавлены четыре складных шлюпки на 47 человек каждая.


Ответственным за конструирование Титаника был директор-распорядитель пароходной компании "Уайт Стар Лайн" Джозеф Брюс Исмей. Он антигерой. Именно он принял решение не размещать на борту корабля лишние спасательные шлюпки из соображений экономии денежных средств. Эти лодки могли бы спасти 1500 жизней - почти всех, кто погиб. Данное обстоятельство усугубляет то, что Исмей, невзирая на приказ капитана "женщины и дети прежде всего", вовремя занял свое место в шлюпке и смог выжить в катастрофе. На корабле "Карпатия", который поднял на борт 706 человек, Исмей расположился в отдельной каюте, в то время как остальные спали на полу и столах.

Тем не менее, членам экипажа даже не удалось спустить на воду все шлюпки, которые были на корабле. Одну лодку смыло за борт, другая плавала в перевернутом состоянии. Поразителен и тот факт, что большинство лодок было заполнено не больше, чем на две трети. Это произошло по многим причинам. Поначалу пассажиры не хотели занимать места в шлюпках, потому что им казалось, что оставаться на Титанике было безопаснее. Позднее, когда стало очевидно, что гибель парохода неминуема, шлюпки заполнялись лучше. В одной из шлюпок, рассчитанной на 65 человек, спаслись лишь 12.

...Попав в воду, многие люди умирали мгновенно от разрыва сердца или болевого шока...

Очень жалко, что погибло так много детей, их спаслось только 52%.

В знак траура по погибшим детям легендарная фирма "Steiff" изготовила 500 мишек чёрного цвета размером в 50 сантиметров. У них красный ободок вокруг заплаканных глазиков.

10 апреля 1912 года из Саутгемптонского порта в свое первое и последние плавание отправился лайнер «Титаник», который спустя 4 дня столкнулся с айсбергом. О трагедии унесшей жизни почти 1496 человек мы с вами знаем во многом благодаря фильму, но давайте познакомимся с реальными историями пассажиров «Титаника».

На пассажирской палубе “Титаника” собирались настоящие сливки общества: миллионеры, актеры и писатели. Не каждый мог позволить себе купить билет I класса - цена равнялась $60000 по нынешним ценам.

Пассажиры 3-го класса купили билеты всего по 35 долларов ($650 в наши дни), потому выше третьей палубы подниматься права не имели. В роковую ночь деление на классы оказалось как никогда ощутимым...

Одним из первых в спасательную шлюпку запрыгнул Брюс Исмей - генеральный директор компании "White Star Line", которая и владела “Титаником”. Лодка, рассчитанная на 40 человек, отчалила от борта лишь с двенадцатью.

После катастрофы Исмея обвинили в том, что он сел в спасательную лодку в обход женщин и детей, а также в том, что именно он дал капитану "Титаника" указание увеличить скорость, что и привело к трагедии. Суд его оправдал.

Уильям Эрнест Картер сел на борт "Титаника" в Саумпгемптоне вместе со своей женой Люси и двумя детьми Люси и Уильямом, а также двумя собаками.

В ночь катастрофы он находился на вечеринке в ресторане корабля первого класса,а после столкновения вместе с товарищами вышел на палубу, где уже готовили шлюпки. Сначала Уильям посадил дочь в шлюпку №4, но когда настала очередь сына, их ждали проблемы.

Прямо перед ними в лодку сел 13-летний Джон Райсон, после чего офицер, отвечавший за посадку, приказал не брать на борт мальчиков-подростков. Люси Картер находчиво накинула на 11-летнего сына свою шляпку и села вместе с ним.

Когда процесс посадки завершился и лодка начала спускаться на воду, Картер и сам быстро сел в нее вместе с еще одним пассажиром. Именно им оказался уже упомянутый Брюс Исмей.

21-летняя Роберта Мэони работала служанкой графини и плыла на "Титанике" вместе со своей хозяйкой в первом классе.

На борту она познакомилась с бравым молодым стюардом из команды корабля, а вскоре молодые люди влюбились друг в друга. Когда "Титаник" начал тонуть, стюард примчался в каюту Роберты, вывел ее на шлюпочную палубу и посадил в лодку, отдав ей свой спасательный жилет.

Сам он погиб, как и многие другие члены экипажа, а Роберту подобрало судно "Карпатия", на котором она доплыла до Нью-Йорка. Лишь там, в кармане пальто, она нашла значок со звездой, который в момент расставания стюард положил ей в карман на память о себе.

Эмили Ричардс плыла вместе с двумя маленькими сыновьями, мамой, братом и сестрой к своему мужу. В момент катастрофы женщина спала в каюте вместе со своими детьми. Разбудили их крики матери, вбежавшей в каюту после столкновения.

Ричардсы чудом смогли через окно залезть в спускающуюся шлюпку №4. Когда "Титаник" полностью затонул, пассажирам ее шлюпки удалось вытащить из ледяной воды еще семь человек, двое из которых, к сожалению, вскоре умерли от обморожения.

В первом классе путешествовал известный американский предприниматель Исидор Штраус с женой Идой. Штраусы были женаты уже 40 лет и никогда не расставались.

Когда офицер корабля предложил семье сесть в шлюпку, Исидор отказался, решив уступить место женщинам и детям, но Ида также последовала за ним

Вместо себя Штраусы посадили в шлюпку свою служанку. Тело Исидора было опознано по обручальному кольцу, тело Иды не было найдено.

На “Титанике” играло два оркестра: квинтет под руководством 33-летнего британского скрипача Уолласа Хартли и дополнительное трио музыкантов, которое было нанято, чтобы придать Café Parisien континентальную нотку.

Обычно два состава оркестра "Титаника" работали в разных частях лайнера и в разное время, но в ночь гибели корабля все оин объединились в один оркестр.

Один из спасенных пассажиров "Титаника" напишет позже:"В ту ночь было совершено много героических поступков, но ни один из них не мог сравниться с подвигом этих нескольких музыкантов, игравших час за часом, хотя судно погружалось все глубже и глубже, а море подбиралось к месту, где они стояли. Музыка, которую они исполняли, дала им право быть внесенными в список героев вечной славы".

Тело Хартли было найдено через две недели после гибели "Титаника" и отправлено в Англию. К его груди была привязана скрипка - подарок невесты. Среди других участников оркестра выживших не оказалось…

Четырехлетний Мишель и двухлетний Эдмонд путешествовали с отцом, который погиб во время крушения, и считались "сиротами Титаника", до тех пор, пока их мать не нашлась во Франции.

Мишель умер в 2001 году, он был последним из оставшихся в живых лиц мужского пола на "Титанике".

Винни Коутс направлялась в Нью-Йорк вместе с двумя детьми. В ночь катастрофы она проснулась от странного шума, но решила подождать распоряжений членов экипажа. Ее терпение лопнуло, она долго металась по бесконечным коридорам корабля, заблудившись.

Внезапно встреченный член экипажа направил ее к шлюпкам. Она накнулась на сломанные закрытые ворота, но именно в этот момент появился еще один офицер, который и спас Винни и ее детей, отдав им свой спасательный жилет.

В итоге Винни оказалась на палубе, где шла посадка в шлюпку №2, на которую, буквально чудом, ей и удалось погрузиться..

Семилетняя Ева Харт спаслась с тонущего "Титаника" вместе с матерью, но ее отец погиб во время крушения.

Элен Уокер считает, что ее зачатие произошло именно на "Титанике" перед столкновением с айсбергом. "Для меня это много значит", – признавалась она в интервью.

Ее родителями были 39-летний Сэмюэл Морли, владелец ювелирного магазина в Англии, и 19-летняя Кейт Филлипс, одна из его работниц бежали в Америку от первой жены мужчины, стремясь начать новую жизнь.

Кейт села в спасательную шлюпку, Сэмюэл прыгнул за ней в воду, но не умел плавать и утонул. "Мама провела в спасательной шлюпке 8 часов, – рассказывала Элен. – Она была в одной ночной рубашке, но один из моряков отдал ей свой джемпер".

Вайолетт Констанс Джессоп. До последнего момента стюардесса не хотела наниматься на “Титаник”, но ее переубедили друзья, поскольку считали, что это будет "прекрасный опыт".

До этого, 20 октября 1910 года Вайолетт стала стюардессой трансатлантического лайнера "Олимпик", который через год из-за неудачного маневрирования столкнулся с крейсером, но девушке удалось спастись.

И с “Титаника” Вайолетт спаслась на шлюпке. Во время Первой мировой войны девушка пошла работать медсестрой, а в 1916-м попала на борт "Британика", который… тоже пошел ко дну! Две шлюпки с экипажем затянуло под винт тонущего судна. Погиб 21 человек.

В их числе могла бы быть и Вайолетт, которая плыла в одной из разбитых шлюпок, но вновь удача была на ее стороне: она успела выпрыгнула из лодки и выжила.

Кочегар Артур Джон Прист также пережил кораблекрушение не только на "Титанике", но и на "Олимпике" и "Британике" (кстати, все три судна были детищами одной компании). На счету Приста и вовсе 5 кораблекрушений.

21 апреля 1912 года "New York Times" опубликовала историю Эдварда и Этель Бинов, которые плыли на "Титанике" во втором классе. После крушения Эдвард помог супруге сесть в шлюпку. Но когда лодка уже отплыла, он увидел, что она наполовину пуста, и бросился в воду. Этель втащила мужа в шлюпку.

Среди пассажиров "Титаника" был известный теннисист Карл Бер и его возлюбленная Хелен Ньюсом. После катастрофы, спортсмен прибежал в каюту и вывел женщин на шлюпочную палубу.

Влюбленные уже готовы были навсегда попрощаться, когда глава компании "Уайт Стар Лайн" Брюс Исмей лично предложил Беру место в лодке. Спустя год Карл и Хелен поженились, а позже стали родителями троих детей.

Эдвард Джон Смит - капитан "Титаника ", который был очень популярен и среди членов экипажа, и среди пассажиров. В 2.13 ночи, всего за 10 минут до окончательного погружения корабля под воду, Смит вернулся на капитанский мостик, где и решил встретить смерть.

Второй помощник капитана Чарльз Герберт Лайтоллер спрыгнул с корабля одним из последних, чудом избежав засасывания в вентиляционную шахту. Он доплыл до складной шлюпки Б, плававшей вверх дном: оторвавшаяся и упавшая в море рядом с ним труба "Титаника " отогнала шлюпку дальше от тонущего судна и позволила ей оставаться на плаву.

Американский бизнесмен Бенджамин Гуггенхайм во время крушения помогал женщинам и детям погрузиться в спасательные шлюпки. На предложение спастись самому, он ответил: "Мы одеты в наши лучшие наряды и готовы погибнуть как джентльмены".

Бенджамин погиб в возрасте 46 лет, тело его не было найдено.

Томас Эндрюс - пассажир первого класса, ирландский бизнесмен и судостроитель, был конструктором "Титаника"...

Во время эвакуации Томас помогал пассажирам усаживаться в шлюпки. Последний раз он был замечен в курильной комнате первого класса возле камина, где смотрел на картину "Порт Плимут". Его тело после крушения так и не было найдено.

Джон Джейкоб и Маделин Астор - миллионер, писатель-фантаст со своей молодой супругой путешествовали первым классом. Маделин спаслась на шлюпке №4. Тело Джона Джейкоба было поднято с глубин океана через 22 дня после его гибели.

Полковник Арчибальд Грейси IV - американский писатель и историк-любитель, который остался в живых после крушения "Титаника". Вернувшись в Нью-Йорк, Грейси сразу начал писать книгу о своём плавании.

Именно она стала настоящей энциклопедией для историков и исследователей катастрофы, благодаря содержащемуся в ней большому количеству имен пассажиров-безбилетников и пассажиров 1-го класса, оставшихся на "Титанике". Здоровье Грейси было сильно подорвано переохлаждением и травмами, и он умер в конце 1912 года.

Маргарет (Молли) Браун - американская светская дама, филантроп и активист. Выжила. Когда на " Титанике " возникла паника, Молли усаживала людей в спасательные шлюпки, сама же отказывалась садиться туда.

"Если случится худшее, я выплыву", - говорила она, пока в конце концов кто-то силой не столкнул ее в шлюпку номер 6, сделавшую ее знаменитой.

После Молли организовала Фонд помощи спасшимся с "Титаника".

Миллвина Дин была последней из выживших пассажиров "Титаника ": она умерла 31 мая 2009 года в возрасте 97 лет в доме престарелых в хэмпширском Эшурсте в 98-ю годовщину спуска лайнера на воду. .

Ее прах был развеян 24 октября 2009 года в порту Саутгемптона, откуда "Титаник " начал свой первый и последний рейс. На момент гибели лайнера ей было два с половиной месяца

Из 2224 человек, находившихся на борту океанского лайнера "Титаник", выжили лишь 706 человек. Среди них были и самоотверженные герои, и те, кто заботился лишь о своем спасении, и выжившие чудом, и те, кто не смог жить дальше, помня о сотнях погибших. Трагедия перевернула судьбы не только тех, кто был на корабле, но и тех, кто был вынужден ждать на суше своих близких.

Проблема шлюпок

Имевшиеся на лайнере спасательные средства могли вместить только 1178 человек. "Титаник" имел 20 спасательных шлюпок - к стандартному набору из 16 шлюпок двух типов вместимости (на 65 и 40 человек) были добавлены четыре складных шлюпки на 47 человек каждая.

Ответственным за конструирование "Титаника" был директор-распорядитель пароходной компании "Уайт Стар Лайн" Джозеф Брюс Исмей. Именно он принял решение не размещать на борту корабля лишние спасательные шлюпки из соображений экономии денежных средств. Эти лодки могли бы спасти 1500 жизней - почти всех, кто погиб.

Данное обстоятельство усугубляет то, что Исмей, невзирая на приказ капитана "женщины и дети прежде всего", вовремя занял свое место в шлюпке и смог выжить в катастрофе. На корабле "Карпатия", который поднял на борт 706 человек, Исмей расположился в отдельной каюте, в то время как остальные спали на полу и столах.

Тем не менее, членам экипажа даже не удалось спустить на воду все шлюпки, которые были на корабле. Одну лодку смыло за борт, другая плавала в перевернутом состоянии. Поразителен и тот факт, что большинство лодок было заполнено не больше, чем на две трети. Это произошло по многим причинам.

Поначалу пассажиры не хотели занимать места в шлюпках, потому что им казалось, что оставаться на "Титанике" было безопаснее. Позднее, когда стало очевидно, что гибель парохода неминуема, шлюпки заполнялись лучше.

В одной из шлюпок, рассчитанной на 65 человек, спаслись лишь 12. Об этом случае не утихают споры. Состоятельный пассажир сэр Космо Дафф Гордон и его жена Люсиль - модельер, придумавшая слово "шик" - спаслись, заплатив семерым членам экипажа по пять фунтов каждому, чтобы те сели в лодку и гребли. По словам Гордона, это был акт великодушия. Но некоторые полагают, что он нанял моряков, чтобы как можно быстрее уплыть от тонущего корабля, тем самым, лишив остальных шанса на спасение.

Среди пассажиров были и те, чей героизм не подвергался сомнению. 17-летний Джек Тэйер помогал другим забираться в шлюпки, при этом отказывался садиться сам. Когда корабль затонул, мальчик нырнул в ледяную воду. Он уцелел, забравшись на перевернутую шлюпку. Домой он вернулся знаменитостью, о нем говорила вся страна. Тэйер был одним из десяти людей, кто покончил с собой после трагедии.

Цена спасения

Другое обстоятельство трагедии заключается в том, что основная часть спасшихся пассажиров путешествовала первым и вторым классом. Так, из 143 женщин, которые путешествовали первым классом (билеты по 875 фунтов), погибли четыре. При этом три дамы сами отказались покидать корабль. Из тех, кто заплатил 12 фунтов за билет в каюты третьего класса, погибли более половины пассажиров. Из членов экипажа уцелеть смогли не более 25% человек. Признаки подобного социального расслоения наблюдались и после их смерти. Корабль, который был отправлен компанией "Уайт Стар Лайн" на поиски погибших, поднял тела только тех, кто плыл первым классом. Остальные были похоронены прямо в море.

В ходе расследования обстоятельств гибели "Титаника" выяснилось, что многие пассажиры третьего класса погибли из-за собственной нерешительности и незнания английского языка. Так, некоторые боялись подниматься на шлюпочную палубу, считая это небезопасным; другие же спорили друг с другом и не могли решить, что делать.

Не последнюю роль в этом сыграл языковой барьер - многие пассажиры не говорили по-английски, а потому не могли понять друг друга или хотя бы прочитать надписи на указателях, ведущих на верхние палубы.

Когда некоторым все же удалось выбраться на шлюпочную палубу, почти все шлюпки "Титаника" уже были спущены на воду. На палубе оставалось лишь несколько складных шлюпок, которые команда собиралась спустить в последнюю очередь. В них-то и спаслись сумевшие выбраться из трюмов пассажиры третьего класса. Те, кто оказался в воде, погибли от переохлаждения практически моментально, поскольку температура воды не превышала минус два градуса по Цельсию.

Прибытие в Нью-Йорк

В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года радисты "Карпатии" получили сигнал бедствия с "Титаника". Другие корабли либо не откликнулись на призывы о помощи, либо находились слишком далеко. Узнав о ситуации на "Титанике", капитан "Карпатии" Артур Рострон немедленно отдал приказ следовать к месту тонущего лайнера. Чтобы развить максимальную скорость, пришлось отключить отопление на всем корабле.

Утром 15 апреля, после того, как на борт "Карпатии" поднялся последний выживший пассажир "Титаника", корабль взял курс на Нью-Йорк. Прошло три дня, прежде чем судно достигло пункта назначения. За это время с судно было передано сообщение о том, что случилось. В результате чего, пресса начала публиковать слухи, что "Титаник" буксируют к пристани Нью-Йорка. Когда точно стало известно, что большая часть людей, находившихся на "Титанике", погибла, в офисы компании "Уайт Стар Лайн" во всем мире стали приходить толпы людей в надежде разузнать подробности. Только 17 апреля был оглашен неутонченный список погибших и пропавших без вести. А окончательный список был опубликован лишь через четыре дня после прибытия "Карпатии" в Нью-Йорк.

В порту Нью-Йорка "Карпатию" встречали около 40 тысяч человек. Множество благотворительных организаций снабжала людей, спускавшихся на пристань, теплыми вещами, медикаментами, предлагали помочь добраться до дома, больницы или отеля. Многие направлялись домой к родственникам. Состоятельные пассажиры арендовали целые поезда. А членов экипажа разместили в пассажирских каютах другого корабля, принадлежавшего "Уайт Стар Лайн".

Конечно, среди толпы встречавших "Карпатию" были и репортеры, которым не терпелось рассказать истории выживших пассажиров. Некоторым даже удалось подняться на борт "Карпатии", прежде чем она пришвартовалась.