Сегодня, с учетом того, что происходит бурное развитие туризма, особое внимание уделяется развитию гостиничного бизнеса. Значение отеля или гостиничного комплекса в современной инфраструктуре туризма трудно переоценить. И это не случайно, так как для путешественников наших дней, гостиница должна стать на время уютным и комфортабельным домом, куда им захочется вернуться еще раз.

Над решением этого вопроса работают многие специалисты и не последнее место в этом, занимает работа архитектора, который на стадии проекта закладывает основы имиджа гостиницы. Архитектура отеля или гостиничного комплекса включает в себя как внешний облик зданий, их внутреннюю планировку, так и ландшафтную организацию территории и внутреннее убранство помещений. Каждая составляющая важна, но только вместе, соединяясь в одно гармоничное целое, они становятся законченным художественным образом, соответствующим общей идее гостиницы. При этом архитектурный облик становится тем визуальным фактором, который производит самое первое и сильное впечатление на человека.

И сегодня, практически все современные архитектурные направления и течения нашли свое отражение в архитектуре гостиниц. Являясь сложным и комплексным по своему назначению объектом, сочетающим в себе наряду с жильем общественно-развлекательные функции, гостиница дает возможность архитектору воплотить все творческие замыслы и создать выразительный и запоминающийся образ. Для этого архитекторы часто используют традиционные для данной местности планировочные приемы и строительные материалы. В сочетании с неожиданными новаторскими идеями зодчим удается обеспечить привлекательный и запоминающийся для туристов имидж гостиничного комплекса. С учетом различного подхода к архитектурному решения отелей, их можно условно разделить на несколько групп – современные гостиничные комплексы, отели, расположенные в исторических зданиях и экзотические отели.

Современные многоэтажные отели

Архитектурный облик таких отелей обычно не имеет национальной окраски – это, прежде всего, визуальный образ современной архитектуры, поражающий воображение смелостью форм и технических решений. Архитектура - предельно функциональна и современна, использует новейшие достижения строительных технологий, современные конструкции и строительные материалы. Новейшее инженерное оборудование – системы энерго- и водоснабжения, вентиляции и обогрева позволяют создавать внутри гостиничного комплекса свой микроклимат, комфортную для человека среду.

Обладая автономностью, такие комплексы дают возможность человеку реализовать свои потребности в развлечениях и отдыхе, не выходя за его пределы. Кроме этого, в подобных отелях созданы все условия для успешного проведения различных бизнес-мероприятий – съездов, конференций и т.д.

К таким отелям относится семизвездочный «Burj al-Arab Hotel». Это самое большое сооружение на ближнем Востоке, высотой превосходящее Эйфелеву башню. Отель построен в форме паруса яхты. Он стоит на треугольном искусственном острове в 280 м от побережья Джумейры. Здание имеет стальные диагональные крепления по внешним сторонам стен и установлено на бетонных сваях, уходящих в морское дно. Общая площадь его помещений составляет 111 тыс. 480 м2, а высота здания – 321 м. Отель оборудован самыми быстрыми в мире лифтами. Средняя скорость их движения – семь метров в секунду. На самом последнем этаже расположен ресторан, откуда открывается фантастический вид на море и побережье. Роскошный отель вмещает двести двухуровневых номеров. Площадь самого маленького одноместного – 169 м2. Для оформления интерьеров отеля использовались самые изысканные материалы: мрамор, ценные породы дерева, натуральный камень, кожа, и даже драгоценные металлы - более 8 тыс. м2 отеля украшает чистое золото высшей пробы.

Дизайнеры позаботились не только о красоте фасада и внутреннего убранства, но и об удобстве работы персонала, который предоставляет гостям поистине безупречный сервис. Каждый этаж оснащен собственной службой приема, и каждому гостю предоставляются услуги дворецкого. В отеле 6 шикарных ресторанов, один из которых – подводный.

Сегодня современные гостиничные комплексы тесно связаны с индустрией развлечений. Эту тенденцию можно проследить на примере отелей, расположенных на территориях тематических парков развлечений, например Диснейленда. В этих условиях гостиница настолько соответствует окружающей ее сказочной реальности, что становится своего рода декорацией, на фоне которой гости получают удивительное ощущение ожившей иллюзии. Архитектура отелей мирового центра азартных игр Лас-Вегаса характеризуется тем, что в их основу положены достопримечательности различных стран.

Например, отель «Париж - Лас-Вегас» - это Франция на американском континенте, а отель «Нью-Йорк - Нью-Йорк» состоит из множества «манхэттенских» небоскребов, перед которыми установлена уменьшенная копия статуи Свободы. Есть в Лас-Вегасе и своя маленькая Венеция - отель «Венеция», дающий возможность гостям, не выезжая из Штатов побывать в Венеции – самом романтическом городе Италии. С высочайшей достоверностью в комплексе отеля воссозданы Дворец Дожей, Мост Вздохов и другие венецианские достопримечательности. Строительство этой гостиницы обошлось $4,2 млрд.

Выход индустрии развлечений на новый уровень ознаменовался открытием отеля-казино «Bellagio», представляющего собой настоящий художественный музей, для которого специально были куплены полотна знаменитых художников: Ван Гога, Моне, Дега, Пикассо и других знаменитостей.

Строительство отелей в Лас-Вегасе продолжается. Так, Д. Трамп, американский миллиардер, заявил о намерении построить самую высокую гостиницу на территории знаменитого квартала Strit в Лас-Вегасе. Отель будет похож на здание международной гостиницы и башни Трампа в Нью-Йорке. Возведение 64-этажной гостиницы, состоящей из 1000 номеров и 50 квартир класса «люкс», планируется начать в 2005 году. Ее стоимость оценивается в 300 миллионов долларов. Продолжительность строительства может составить 18-24 месяца. Здание этой гостиницы высотой 197 м будет превышать гостиницу Wynn в Лас-Вегасе (187 м), которая будет построена в апреле 2005 года. Причем ее стоимость оценивается в $2,6 млрд. Рядом с ней сооружается гостиница Palazzo высотой 196 м, строительство которой «тянет» на $1,6 млрд. Планируется, что она будет сдана в эксплуатацию в 2007 году.

Новая жизнь старых отелей

Тенденция сохранения и реставрации старых отелей прослеживается, практически, во всем мире. Особенно это заметно в Европе, где сохранилось множество подлинных памятников архитектуры. В архитектуре отелей наиболее заметно прослеживается тенденция бережного отношения к истории, и старые здания обретают новую жизнь. В европейских столицах и исторических городах с богатыми культурными традициями такие отели обычно находятся в непосредственной близости от других исторических достопримечательностей.

Наиболее фешенебельные из них располагаются в старинных, представляющих архитектурно-историческую ценность зданиях в сложившейся городской застройке. Многие отели существуют уже давно, имеют свою историю и традиции, гордятся своими знаменитыми постояльцами. Уровень комфорта в них находится на самом высоком уровне, так как в процессе реконструкции и обновления они были оснащены всеми средствами современного инженерного оборудования. При этом внешний облик здания и интерьер подверглись реставрации, им был возвращен первоначальный облик, воссоздана подлинная атмосфера ушедшей эпохи. Интерьеры и все убранство таких отелей выполняются в стиле и традициях определенного исторического периода. Подобные отели получили мировую известность.

Например, парижский «Hotel Meurice» считается престижнейшим отелем Франции и входит в состав знаменитой Dorchester Group, включающей наиболее фешенебельные отели мира. За 183 года своего существования отель реконструировали три раза (в 1907, 1947 и 2000 гг.). Архитектор и дизайнер, осуществлявшие проект перестройки, прекрасно отдавали себе отчет в том, что «Meurice» не просто старейший отель Парижа - это часть его истории. В Париже, который называют гостиной для всего мира, существует большое количество отелей, расположенных в обновленных старинных зданиях. Это отель «Saints-Peres» – очаровательный и благородный по атмосфере старинный особняк с полностью отреставрированными интерьерами и отель «Lotti», впервые открывшийся в 1910 г., где номера оформлены в стилях Людовика XV и Людовика XVI.

Отель «Lancaster», построенный в 1889 г., был полностью отреставрирован в 1996 г. и поныне идеально иллюстрирует «искусство жить по-французски» времен Второй империи. В самом центре Парижа расположен великий и единственный «Ritz». Сохранение исторических зданий лежит и в основе градостроительной политики других западных стран. В Цюрихе (Швейцария), который, оставаясь одним из крупнейших бизнес-центров мира, соединяет изысканность старины и элегантную простоту современного культурного центра, находится «Dolder Grant Hotel». Расположенный на высоком холме в старинном городском парке, он был построен около ста лет назад в стиле «ар нуво» (франц. L"Art Nouveau - новое искусство). Облик отеля соответствует окружающему пейзажу и напоминает замок.

Тенденция обретения старыми зданиями новой жизни и новой судьбы привела к тому, что и настоящие замки, которые пощадило время, стали сегодня твердынями гостеприимства.

Например, средневековый замок Amberley Castle, который вот уже почти девять столетий возвышается среди величественных холмов и обширных озер Западного Сассекса, в 120 км от Лондона, поражает восхитительной атмосферой уединенности и безмятежного покоя. В отеле всего девятнадцать индивидуально оформленных антикварной мебелью и роскошными тканями апартаментов, в которых есть все современные удобства.

В последнее время все большее распространение получает и другой подход к архитектурному решению отелей, размещающихся в исторических зданиях. Бережно относясь к внешнему облику и фасадам, архитектор оставляет за собой право создавать совершенно новый по стилю и духу интерьер. Так, расположенный в самом центре Лондона недалеко от Трафальгарской площади пятизвездочный отель «One Aldwych» поражает резким контрастом - здание начала века и суперсовременный интерьер.

Экзотика гостиничного бизнеса

Архитектура отелей этой группы, зависит от тех конструктивных особенностей, которые влияют на безопасность, проживающих. Так, например, для оборудования подводного отеля «Jules" Undersea Lodge» два исследователя-океанолога Ян Коблик и Нейл Мани переоборудовали свою подводную лабораторию, находящуюся на глубине 21 м под водой в Изумрудной лагуне во Флориде. Отель рассчитан на 6 постояльцев, оснащен душевой, кухней, гостиной, есть даже телефон, жилая площадь - 600 м2.

Проникнуть в Jules" Undersea Lodge можно только с аквалангом, «прихожая» устроена на суше и напоминает спуск в бассейн. Постояльцы попадают в гостиницу через, так называемую, влажную комнату, в которой можно переодеться в обычную одежду и принять душ. В отеле посетители обходятся без дыхательных аппаратов, так как герметичное помещение заполнено воздухом. Контроль по поддержанию нормальных условий в отеле осуществляется на станции, находящейся на поверхности, в Изумрудной лагуне. Станция соединена с отелем кабелем, при помощи которого в отель подаются воздух, вода и электричество. Считается, что именно «Jules" Undersea Lodge» – первый в мире подводный отель. Создатели подводного отеля изначально вынашивали планы построить сеть подобных объектов. Но на данный момент, с развитием этой идеи они не спешат.

Пользуются популярностью и отели расположенные на деревьях. Особенность гостиничного комплекса «Ariau Jungle Tower» как раз и состоит в том, что он расположен на деревьях. Гостиница находится в месте впадения Рио-Негру в Амазонку, в 55 км от столицы Амазонии – Манауса.. И это не просто чудачество архитекторов. Причин для поднятия номеров на высоту от 50 м было несколько. Во-первых, в особо неблагоприятный сезон уровень воды здесь поднимается на 20-25 м. К тому же, в Амазонии очень много всякой живности, которая не прочь полакомиться зазевавшимся европейским туристом, например, милые рыбки пираньи. Но несмотря на это «Ariau Jungle Tower» очень популярен среди мировой элиты. В свое время здесь побывали Билл Клинтон, президенты всех латиноамериканских стран и президент Германии Роман Херцог. VIP-гости принимали участие в работе конференции, которые проводятся тут очень часто. Несмотря на «мелкие» неудобства, отель настолько завораживает своей экзотичной красотой, что от постояльцев просто нет отбоя.

Молодожены бронируют для медового месяца башню «Влюбленный Тарзан», расположенную на высоте 60 м. Кто покруче занимает апартаменты в «Императорской башне». А для обычных постояльцев весь комплекс привычных услуг - номера с ваннами и кондиционерами, гиды, говорящие на нескольких языках, ну и, конечно, два бассейна, на высоте четыре метра над землей.

Отели на деревьях сегодня не редкость. Подобные «подвесные отели есть и в других регионах мира. Например, в Турции уже более 17 лет функционирует «древесный» отель «Kadir"s tree houses». Он рассчитан на 300 спальных мест и представляет собой пару десятков брусчатых хижин, устроенных прямо на ветвях гигантских деревьев.

В последние годы активно идет работа по созданию космических отелей. 25 мая 2002 г. достигнута принципиальная договоренность между российской компанией «Атлас аэроспейс» и международной корпорацией «Миркорп» о создании орбитальной гостиницы для туристов. Конечно, между ними существуют серьезные разногласия по поводу того, какой должна быть первая в мире космическая гостиница. «Миркорп» предлагает традиционный вариант, до сих пор использовавшийся в мире, то есть универсальную станцию. С точки зрения «Атлас аэроспейс», помимо высокой стоимости такая станция имеет существенный недостаток - большие затраты при эксплуатации и поддержании рабочего состоянии в периоды вынужденных простоев. Именно по этим причинам была затоплена станция «Мир».

«Атлас аэроспейс» предлагает использовать принципиально новый подход - модульное строительство, при котором отдельные части станции узкоспециализированы, недороги, могут выводиться на орбиту и затапливаться автономно, по необходимости. Гибкий подход позволяет выстраивать корабль из модулей под определенную задачу. При этом планируется существенно изменить внутренний дизайн в космическом модуле, приспособить его к более комфортному проживанию, увеличить объем жилого помещения. Система жизнеобеспечения гостиницы будет работать от двигателей корабля, доставляющего туристов на орбиту. Таким образом, когда экипажа нет на борту - это просто болванка, пребывание которой в космосе ничего не стоит владельцам на Земле.

По расчетам партнеров, первоначальная цена проекта (основные связки, обеспечивающие функционирование гостиницы в режиме одновременного приема двух туристов) составляет $100 млн. Даже для земной гостиницы это очень немного, а для космоса вообще не деньги, ведь старт одного «шаттла» обходится в $500 млн. На станции посещения, как предпочитают называть ее партнеры, будет два кресла. Стоимость каждого билета при регулярных запусках может снизиться до $10-15 млн. Помимо туристического, у станции посещения есть второе перспективное предназначение - платформа для альтернативных научных программ. Есть и другие направления деятельности, например, возможность выхода в космос странам, не являющимся сегодня членами космического клуба МКС. И, наконец, гостиница может стать уникальной площадкой для проведения различных съемок. Специалисты признают, что несмотря на различные подходы - это первый в истории коммерческой космонавтики большой совместный проект с участием двух компаний.

Этап, когда каждая частная компания стремилась выйти на орбиту в одиночку, прошел. Время показало, что для осуществления космических программ просто необходима кооперация финансовых и технических возможностей бывших конкурентов. Генподрядчиком объединенного проекта выступает НПО «Энергия». Вместо заключения В современном мире существует огромное количество отелей. Они различаются по назначению, вместимости, этажности, типу конструкций, уровню комфорта, месту расположения и иным признакам.

Все эти признаки в свою очередь оказывают влияние на архитектурно-планировочное решение, а значит и на имидж гостиницы. Ведь сегодня гостиница перестала быть просто местом для временного ночлега. Высокого уровня комфорта уже недостаточно. Для успеха в конкурентной борьбе необходимо учитывать требования современного рынка. Просто развлекать гостей и обеспечивать их комфорт – теперь этого слишком мало, надо еще и удивлять, а может даже ошеломлять.

Гостиница Украина является одной из семи Сталинских высоток Москвы . Здание гостиницы строилось ускоренными темпами к Международному Фестивалю молодежи и студентов, проведение которого было запланировано на 1957 год. Гостиница Украина в Москве первоначально включала 1000 гостиничных номеров и 254 квартиры.

Внешняя часть здания оформлена обелисками, вазами из снопов пшеницы, декоративными стенками из пятиконечных звезд. Для интерьера гостиницы также характерно пышное декоративное оформление мрамором и живописными плафонами. Гостиница Украина высотой 206 метров со шпилем, состоит из трех частей. Центральная часть гостиницы включает 34 этажа.

Гостиница расположена в важном, с точки зрения градостроительной планировки, месте у Дорогомиловской излучины Москвы-реки на набережной Тараса Шевченко. Здание возводилось еще до сооружения Ново-Арбатского моста и активного развития прилегающей части Кутузовского проспекта.

Высотка должна была стать вертикалью, отмечающей начало только заложенного Кутузовского проспекта. Согласно генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года проектируемый проспект предполагалось назвать проспектом Конституции и проходить он должен был мимо Поклонной горы через Дорогомиловский район в центр. Сейчас это Новый Арбат и Кутузовский проспект.

Архитекторы гостиницы «Украина»

Архитектором гостиницы Украина был А. Мордвинов, больше специализировавшийся на поточно-скоростном строительстве новых кварталов Москвы. Его идеи больше отвечали решению проблем с катастрофической нехваткой жилой площади для граждан Москвы.

Поэтому к работе над проектом Гостиницы Украина он привлек только что освободившегося архитектора В. Олтаржевского, который принимал участие в работе над проектом Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве и был репрессирован в 1930-е годы по обвинению во вредительстве.

После смерти И. Сталина архитекторам небоскреба пришлось долго оправдываться за ее строительство. С подачи Н. Хрущева началась невероятная критика как сооружения, так архитекторов ее создавших. Большинство архитекторов, принимавших участие в работе над высотками и в том числе гостиницей Украина лишились сталинских премий и высоких должностей. Архитектор А. Мордвинов был с позором смещен с поста Президента Академии архитектуры СССР.


Строительство гостиницы Украина в Москве

Перед архитекторами и строителями гостиницы Украина стояла непростая задача. Берег Москвы-реки не самое удачное место для возведения высотно здания. Проект здания предполагал, что фундамент всего сооружения должен уходить на глубину 11 метров и на 6 метров ниже уровня грунтовых вод.

Решений такой непростой задачи в те годы было два или уже хорошо известная система замораживания грунта или водопонижение с помощью устройства сети насосов. Для отведения грунтовых вод в котловане было предусмотрено более 900 насосных установок.

Гостиница Украина получила такое свое название только при Н. Хрущеве, до этого на всех этапах архитектурного планирования и возведения проект носил наименование Гостиничное здание в Дорогомилово.

Полностью архитектурный ансамбль был закончен только в конце 60-х годов, когда окончательно сложился вид Арбатской площади и Нового Арбата. Набережная Тараса Шевченко и разбитый на ней сквер удачно дополнили облик гостиницы Украина.

Инженеры, планируя проспект Конституции, предполагали застроить его домами в три раза меньше по высоте нежели возведенные. Однако в связи с критикой проекта Н. Хрущевым, на Кутузовском проспекте были возведены здания, высотой догоняющие гостиницу Украина и существенно умаляющие ее вид.

В журналах того времени писали, что «жутковатые громады, выросшие по бокам новой трассы, затерли своей серостью гостиничный шпиль, который на их фоне выглядит саженцем средних размеров, тянущимся из-под асфальта Нового Арбата».

В 1957 году, на момент открытия, гостиница Украина считалась самой большой в Европе. Ресторан Сталинской высотки тоже в своем роде являлся достопримечательностью Москвы. Сверху все сооружение представляет собой прямоугольник, одна сторона которого составляет главный элемент – высотное здание непосредственно самой гостиницы, а две длинных и симметричных стороны составляют жилые корпуса.

Золотистый оттенок подмосковного известняка, использованного для облицовки здания подчеркивает богатство фасада. Величественность сооружения подчеркивается цветной мозаикой в высотной части здании, широким использованием барельефов и объемной скульптуры.

Одна из легенд о Сталинских высотках говорит о том, что в основу проектов всех зданий были заложены проекты пирамид. И действительно среди проектных чертежей Украина есть чертеж отражающий идею пирамиды.

Гармоничному восприятию высоток способствует именно их пропорциональность. Архитектор гостиницы Украина А. Мордвинов положил в основу проекта разностороннюю пирамиду. Архитектурный образ высотки воплощал универсальные принципы гармонии.


Интерьер гостиницы Украина в Москве

Номерной фонд гостиницы Украина был спроектирован и оснащен по самым высоким стандартам той эпохи. Оборудование для подготовки и подогрева воздуха было практически бесшумным. В здании была предусмотрена общая система пылеудаления.

В здании были предусмотрены несколько ресторанов и магазины. Залы ресторана были выполнены в типичной сталинской архитектуре. Замкнутая прямоугольная архитектура, монументальная анфилада совершенно не сочетались с ресторанной функцией.

Один из европейских постояльцев гостиницы Украина написал, что «завтракая в зале ресторана, испытывал на себе всю степень тяжести здания, пафоса, излишней помпезности, и собственной ничтожности». По замыслу И. Сталина именно такие чувства должны были возникать у всех посетителей Московских высоток.

Крупные габариты залов и отдельных элементов ресторана были совершенно несоразмерны человеку, и тем более сидящему. Использование дорогих материалов в отделке, элитных тканей и посуды делали прием пищи не просто некомфортным мероприятием, а очень опасным ритуалом. Одно неловкое движение постояльца и за испорченные скатерть или посуду необходимо было выплатить большой штраф.

Нельзя не упомянуть о посту КГБ на одном из этажей здания. Советская власть не могла допустить, чтобы такой объект как гостиница Украина, принимающая в том числе и иностранных гостей и расположенная в шаговой доступности от здания МИД, не имела специального оборудования для прослушивания разговоров и наблюдения за постояльцами. А как известно к оборудованию обязательно выставлялся пост с дежурными сотрудниками специализированного ведомства.


Реконструкция высотки

В 2005 году здание гостиницы Украина в Москве было выставлено на торги. Правительство Москвы вынуждено было продать здание, так как не нашелся соинвестор, готовый вложить в его реконструкцию почти 60 млн. долларов. В торгах участвовали больше 20 малоизвестных компаний. Победителем торгов стала компания ООО «Бисквит», заплатившая за высотное здание 275 млн. долларов.

Реконструкции подверглось здание полностью. Обновлены были внутренние элементы декора, фасад, включая 73 метровый шпиль. В ходе реконструкции одна из восьми декоративных башен обрушилась на здание ресторана. Пострадавших в ЧП не было, так как все произошло ночью.

В ходе разбора разрушенной конструкции архитекторы и эксперты сошлись во мнении, что обрушение произошло по причине использования некачественных строительных материалов при возведении гостиницы Украина еще в 1950 годах. Но несмотря на это, дальнейшая ее эксплуатация считается безопасной.

Сегодня высотка не только выполняет свое основное назначение в качестве одной из лучших гостиниц Москвы, но и является яркой достопримечательностью города. В 2010 году обновленная высотка стала принимать гостей под брендом «Radisson Royal» (Рэдиссон Ройал). Управление зданием было доверено группе The Rezidor Hotel Group. Новый Отель Рэдиссон Ройал вошел в международную сеть Radisson Hotel.

Одним из условий реконструкции гостиницы Украина в Москве было сохранение ее исторического облика и внутреннего декора. Сейчас в помпезных залах небоскреба располагаются:

  1. Ресторан «Татлер Клуб» А. Новикова.
  2. Бифбар “Джуниор”.
  3. Ресторан «Веранда».
  4. Ресторан иранской кухни «FARSI».
  5. Ресторан итальянской кухни «Боно».
  6. «Мерседес–Бар».
  7. Караоке-бар «Трубадур».
  8. Ресторан для двоих «Романтик».

Самую высокую точку здания – стеклянную веранду под шпилем гостиницы Украина, или как сейчас она называется Отель Radisson Royal, занимает Ресторан «Романтик». На почти 200-метровой высоте стоит великолепно украшенный стол и два удобнейших кресла, только для двоих.

И главным украшением этого ресторана является не его белоснежное убранство и романтическая обстановка, а конечно, вид! Вид на Москву от центра и до окраин. К слову сказать, ресторан «Боно», расположившийся рядом, входит в два наших рейтинга «Самый дорогой ресторан Москвы» и «Панорамные рестораны Москвы» .

Кухня ресторана в полной мере соответствует высоте самого ресторана, каждое блюдо уникально и является шедевром кулинарного мастерства. Ужин в таком необычном месте запоминается на всю жизнь, а история о вечере, проведенном на одной из самых высоких и необычных крыш Москвы, будет передаваться как семейная легенда.


Диорама Москва – столица СССР

Гостиница Украина в Москве не только выполняет свою функцию по приему гостей, но и является залом для большого количества предметов, имеющих художественную ценность. В главной галерее первого этажа находится удивительный исторический экспонат – Диорама Москва – Столица СССР. Диорама представляет собой миниатюрную Москву 70-х годов. Диорама является памятником не только культурно-историческим, но и шедевром искусства панорамы.

Диорама удивляет очень высоким уровнем точности. Макеты изображенных объектов отличаются особой достоверностью. Диорама выполнена в масштабе 1:75, что позволяет детально рассмотреть весь центр тогдашней Москвы.

Общая площадь, занимаемая диорамой, составляет 306 кв. м. и оснащена механизмами, воспроизводящими соответствующее время суток. Диорама была создана в художественной мастерской Ефима Дешалыта для Национальной выставки в США по заказу Министерства иностранных дел СССР.

Диорама выставлялась во многих странах мира, давая возможность совершить виртуальное путешествие за железный занавес в столицу советского союза. Диорама на выставке в Лейпциг завоевала золотую медаль как произведение высокого искусства.

В СССР Диорама выставлялась на ВДНХ и в одном из выставочных комплексов Москвы. В 2007 году специально для реконструируемой гостиницы Украина в Москве, на аукционе, Диораму выкупили новые владельцы сооружения. В 2010 году реставрационные работы над Диорамой были завершены и сейчас она выставлена для обозрения.

Причал гостиницы Украина в Москве

Причал Украины в Москве, расположен на набережной Тараса Шевченко напротив сквера перед гостиницей. Причал как и набережная был построен в 1961 году к 100-летию со дня смерти украинского поэта Т. Шевчено, дополняя архитектурную композицию сооружения. Причал оборудован для высадки и посадки пассажиров. Причал Radisson Hotel принято называть причалом, несмотря на то, что в речном флоте более распространенный термин – пристань.

Возле причала не делают остановку «речные трамвайчики» – прогулочные теплоходы Столичной судоходной компании, совершающие регулярные речные прогулки по Москва-реке. Причал гостиницы Украина предназначен только для стоянки теплоходов флотилии Рэдиссон Ройал. С причала обновленной гостиницы начинается Рэдиссон круиз по Москва-реке на современных и комфортабельных яхтах.

Флотилия Рэдиссон Ройал

В 2009 году на воду были спущены 5 великолепных прогулочных яхт, сконструированных по специальному заказу для Рэдиссон Ройал:

  1. Фердинанд.
  2. Скарлет.
  3. Селебрити.
  4. Капелла.
  5. Бон Вояж.

Белоснежные яхты удивляли и восхищали не только самих путешествующих, но и москвичей, с удивлением наблюдавших за плавным скольжением теплоходов по акватории Москвы-реки. Поездка на прогулочном теплоходе из флотилии Рэдиссон была в основном развлечением для иностранных туристов. Но в последние годы и москвичи стали все чаще покупать билеты на круизы по Москве-реке.

В 2013 году флотилия Рэдиссон Ройал пополнилась усовершенствованными яхтами с салонами 1 класса и открытыми палубами, позволяющими прочувствовать путешествие по водной глади Москвы-реки: насладиться солнцем, встречным ветром и брызгами волн:

  1. Баттерфляй.
  2. Монтана.
  3. Феличита.
  4. Примавера.
  5. Бьюти.

Круизы по Москва-реке от причала Рэдиссон Ройал проводятся каждый день круглый год. Теплоходы оснащены всем необходимым оборудованием, чтобы обеспечить безопасность и комфорт пассажиров. Панорамное остекление всех яхт флотилии Рэдиссон Ройал позволяет любоваться центром Москвы без каких-либо помех. Открытые палубы являются прекрасным местом для фотосессии.

На всех теплоходах расположены рестораны и бары, в которых можно приятно поужинать и полюбоваться разными панорамами Москвы.



В России и СНГ интересные гостиничные проекты редкость - по всем понятным причинам. Несколько отелей, впрочем, есть. В нашей подборке - десять российских дизайнерских отелей, два в Грузии и по одному в Азербайджане и на Украине, стоимостью проживания от 2350 до 30 000 рублей за ночь.

Barvikha Hotel&SPA



Barvikha Hotel&SPA

Где: Россия, Барвиха, Рублёво-Успенское шоссе, 114/3
Когда открыт: конец 2008
Архитектура/дизайн: Антонио Читтерио, Екатерина Рутковская
Сколько стоит ночь: на booking.com - от 30 000 руб. за номер на двоих (завтрак включен)

Здание отеля вполне вписалось бы в выставочный городок «Эскпо», которые, как известно, всегда проектируют самые-самые архитекторы. Вместе с тем оно прекрасно вписано и в окружающий пейзаж - и здесь мы имеем виду не только самую дорогую в России деревню Luxury Village, где расположен отель, сколько подмосковные сосновые леса: отделанные деревом фасады отеля становятся как бы их продолжением. В интерьере тоже доминируют натуральные материалы (дерево, мрамор, лен) и цвета (шоколад, ваниль, песок), а мебель, изготовленная B&B Italia по проектам Антонио Читтерио специально для отеля, не кричит о своей эксклюзивности, а органично включается в пространство. // barvikhahotel.com










11 Mirrors



11 Mirrors

Где: Украина, Киев, ул. Богдана Хмельницкого, 34А
Когда открыт: ноябрь 2012
Архитектура/дизайн: Анатолий Кирик и Марина Лео
Сколько стоит ночь: на booking.com - от 18426 руб. за номер на двоих (завтрак включен)

В работе над проектом этого отеля его владелец Владимир Кличко стал для дизайнеров Анатолия Кирика и Марины Лео тем же, чем Сталин был для Иофана: идеологом и фактически соавтором. Что говорит только в пользу боксера: отель стал единственным в СНГ, вошедшим в международное объединение Design Hotels. Кроме того, в 2012 году он удостоился награды International Hotel Award в номинации «Лучший маленький отель». Узкое одиннадцатиэтажное здание с гранитным фасадом объединяет современный дизайн и архитектуру XIX века. В интерьере отеля преобладают зеркала и стекла - а значит, воздух и лёгкость, которые в больших столицах всегда в дефиците. // 11mirrors-hotel.com





Rooms Hotel Kazbegi



Rooms Hotel Kazbegi

Где: Грузия, Степанцминда, ул. Вахтанга Горгасали, 1
Когда открыт: лето 2012
Архитектура/дизайн:
Сколько стоит ночь: на booking.com - от 8469 руб. за номер на двоих (завтрак включен)

Из поселка Степанцминда (до 2007 года - Казбеги) стартуют восхождения на вторую высочайшую точку Кавказа гору Казбек, которая во всей красе поднимается над поселком. Ната Джанберидзе и Кети Толорая из бюро Rooms придумали убедительный повод не покидать поселок. Горы, которые через панорамные окна всех номеров входят в пространство отеля и конструируют его, безусловно, стягивают на себя всё внимание гостей отеля. Интерьер как бы только обрамляет эту грандиозную картину: натуральное дерево, камни, свет и воздух, домашний уют, не противоречащий современной лаконичности, - если и есть место, более созвучное Казбеку, то только палатка под его вершиной. // roomshotel.ge












Эта панорама заслуживает отдельного внимания.

W St.Petersburg



W St.Petersburg

Где: Россия, Санкт-Петербург, Вознесенский проспект, 6
Когда открыт: июнь 2011
Архитектура/дизайн : Владимир Григорьев / Антонио Читтерио
Сколько стоит ночь: на booking.com - от 14 160 руб. за номер на двоих (завтрак не включен)

Отели сети W имеют некоторую постоянную, которая не меняется от города к городу (например, фирменная W-кровать), и переменную, в которой выражается авторский стиль дизайнеров и архитекторов. В данном случае перед итальянским дизайнером Антонио Читтерио стояла также задача вписать отель в культурно и исторически насыщенный городской контекст. Читтерио с задачей блестяще - местами буквально: в цветовой гамме доминируют хром и золото - справился. Сдержанная красота, прямые линии и открытые пространства, характерные для Санкт-Петербурга, формируют интерьеры отеля W, в которые через огромные окна на правах важнейшей детали проникает купол Исаакия и другие виды города. // wstpetersburg.ru














JW Marriott Absheron Baku Hotel

Где: Азербайджан, Баку, площадь Азадлыг, 674
Когда открыт: декабрь 2012
Архитектура/дизайн: ReardonSmith Architects
Сколько стоит ночь: на booking.com - от 10 007 руб. за номер на двоих c односпальной кроватью и от 12 508 руб. за номер на двоих c двуспальной кроватью (завтрак не включен)

Нельзя сказать, чтобы архитектурное решение отеля поражало своей новизной и смелостью, но, пожалуй, именно так и должен выглядеть прижизненный памятник успешной сырьевой экономике: стекло, симметрия и вознесённость над городом. Специалисты британской конторы ReardonSmith, со всей очевидностью, действовали в рамках заказа - и разместились в этом прокрустовом ложе со всей возможной элегантностью. И хотя номера в JW Marriott Absheron - вполне стандартные для пятизвездочного отеля, без интерьерных откровений, в лобби и других публичных пространствах дизайнером удалось решить сложнейшую задачу. А именно - произнести слово роскошь так, что оно не звучит ругательно. // marriott.com










Grand-Hotel & Spa Rodina



Grand-Hotel & Spa Rodina

Где: Россия, Сочи, ул. Виноградная, 33
Когда открыт: июль 2006
Архитектура/дизайн: Матео Тун, Domus Aurea Design Interiors Group
Сколько стоит ночь: на booking.com - от 23 200 руб. за номер на двоих (завтрак включен)

Яркий пример острого, а потому эффектного, несовпадения формы и содержания: минимализм в упаковке сталинской архитектуры. Жилые помещения оформляли придворные декораторы королевы Нидерландов Беатрикс - Сюзанна Логгье и Патрик Брюгман из Domus Aurea Design Interiors Group. Каждую деталь интерьера всех сорока номеров отеля они разработали специально для «Родины». Есть, впрочем, и смысловая связка между внешним и внутренним - публичные пространства с мраморными полами и хрустальными люстрами, спроектированные итальянцем Матео Туном, перебрасывают мостик от сталинского неоклассицизма к современным представлениям о красоте и комфорте. // grandhotelrodina.ru




Rooms Hotel Tbilisi



Rooms Hotel Tbilisi

Где: Грузия, Тбилиси, ул. Костава, 14
Когда открыт: октябрь 2014
Архитектура/дизайн: Ната Джанберидзе и Кети Толорая (дизайн-бюро Rooms)
Сколько стоит ночь: на booking.com - от 19395 руб. за номер на двоих (завтрак не включен)

Второй отель сети, названной в честь дизайн-студии Rooms, которая занималась оформлением обеих гостиниц. Rooms Hotel Tbilisi расположился в самом центре грузинской столицы в здании бывшей типографии Samshoblo. Благодаря стараниям Наты Джанберидзе и Кети Толорая бетонные развалины приобрели лофтово-богемный шик. Ключевые компоненты отделки интерьеров - дерево и кожа. Плюс каждый номер (всего их 141) украшен обоями ручной работы, в том числе с шелкографическими узорами. В холлах и номерах расставлено множество винтажных предметов - они придают отелю атмосферности. // roomshotels.com











DoubleTree by Hilton Moscow - Marina

Где: Россия, Москва, Ленинградское шоссе 39, строение 1
Когда открыт: октябрь 2014
Архитектура/дизайн: бюро ADM, архбюро Frontarchitecture совместно с Martin Hulbert Design
Сколько стоит ночь: на сайте отеля - от 12000 руб. за номер с двумя односпальными кроватями и от 13 500 руб. за номер на двоих с одной большой кроватью (завтрак не включен)

Расположенный на берегу Москвы-реки отель спроектирован бюро ADM по строгим стандартам бренда Hilton, на практике, означающей предельно простые формы и прямые коридоры. За внутреннее же оформление отвечала архитектурная студия Frontarchitecture. Интерьеры выполнены в теплой цветовой гамме и обставлены мебелью из натуральных материалов. // hilton.ru







Mriya Resort & Spa



Mriya Resort & Spa

Где: Россия, Крым, Ялта, с. Оползневое, улица Генерала Острякова, 9
Когда открыт: август 2014
Архитектура/дизайн: Норман Фостер
Сколько стоит ночь: на booking.com - от 7 099 руб. за номер на двоих (завтрак включен)

Этот круглогодичный курорт, включающий в себя пятизвездочный отель (408 номеров и 14 вилл), медицинский и spa-центры, спроектировал знаменитый Норман Фостер ― автор стадиона Уэмбли и моста Миллениум в Лондоне. В сентябре 2016 года комплекс, по форме напоминающий то ли изящный цветок, то ли инопланетный корабль, признали лучшим в Европе по версии всемирной премии World Travel Awards - аналога «Оскара» для туристической отрасли. // mriya.me








Бутик-отель «Родники»



Бутик-отель «Родники»

Где: Россия, Владимирская обл., Александров, 80 км от МКАД
Когда открыт: февраль 2013
Архитектура/дизайн: Михаил и Дмитрий Ганевичи из архитектурного бюро «Атриум»
Сколько стоит ночь: на booking.com - от 21 000 руб. за люкс со спальней и гостиной и с террасой с видом на лес (завтрак включен)

Комплекс, состоящий из 6 коттеджей (по 2 номера в каждом), спа-центра и ресторана, вопреки стереотипам о русском загородном отеле не похож ни на избу, ни на усадьбу. Здания ассиметричной формы из бетона и стекла со скошенными крышами выполнены в современной стилистике. В отделке интерьеров использованы преимущественно камень, дерево и гонт. Каждый номер оборудован теплыми полами, камином, гардеробной и террасой с садом. При отеле также работают комплекс с финской баней и японской баней фурако. // rodniki-hotel.ru








Местоположение гостиниц зависит от их назначения. Гостиницы располагают вблизи вокзалов, у пересечения оживленных улиц и дорог, в районах размещения административных зданий и зрелищных учреждений. Для строительства гостиниц выбираются спокойные, защищенные от пыли земельные участки, по возможности с зелеными насаждениями и достаточной территорией для устройства автомобильных стоянок и крупных гаражей. Гостиницы должны иметь подъезды, непосредственно примыкающие к общественным путям сообщения, но расположенные в отдалении от школ, больниц и т.п. Здания гостиниц возводятся из огнестойких конструктивных элементов.

Лестницы , снабженные арочными перилами, должны быть достаточно широкими. Выходы из гостиницы должны быть по ширине равны ширине лестничных маршей, Двери» не уже 1 м, открывающиеся наружу.

Курортные гостиницы имеют большие залы-гостиные, выходящие, как правило, в парк или на пляж.

Гостиницы повышенного комфорта имеют просторные помещения для дружеских встреч ограниченного круга посетителей, в гостиницах для туристов нередко предусматривается лишь один обеденный зал, иногда несколько гостиных.

Площадь гостиничных помещений общественного назначения составляет 1,5 - 4 м2 на одного посетителя в зависимости от типа гостиницы. Минимальная площадь помещений для завтраков может быть установлена при условии обслуживания посетителей в две-три смены. В крупных городах рентабельны гостиницы с числом номеров свыше 100.

Ориентация по странам света : номера ориентируют на восток, юг, запад. Кухни, хозяйственные помещения, коридоры, иногда помещения для персонала ориентируют на север.

Подъезды для автомобилей . По возможности устраивается только один подъезд к главному входу, обеспечивающий сквозное движение и хорошо обозреваемый из гостиницы; площадка перед входными дверями должна быть защищена козырьком.

Вестибюль с примыкающими к нему помещениями для сквозного движения посетителей и персонала является центром гостиницы. Здесь находятся лестницы и лифты, производятся все операции по регистрации приезжих; длина прилавка для регистрации назначается из расчета 2,5 см на одно место в гостинице.

Гостиную-холл нередко решают в виде крытого дворика-сада, вокруг которого группируются различные помещения для проживающих; бар. зал для завтраков (рассчитанный на обслуживание 25% проживающих, обеденный зал (на 50 проживающих), кафе-ресторан (чаще всего с отдельным входом).

Помещения общественного назначения , как правило, размещают смежно в отдельном крыле здания, что позволяет путем раздвигания перегородок создавать из 2 - 3 залов один большой банкетный зал. Иногда и здесь предусматривается отдельный вход с просторным гардеробом и санитарными узлами.

Пивной зал устраивают обычно в подвальном этаже. В современных гостиницах площадь гостиных, размещаемых на первом этаже, резко сокращена. Во многих гостиницах крупных городов на первом этаже имеются только помещения для завтраков; однако эти гостиницы нередко непосредственно и удобно связаны с самостоятельно функционирующими ресторанами я кафе. Освобождающаяся в связи с этим площадь первого этажа отводится под магазины и т.п.

Номера , как правило, размещаются только на втором этаже и выше, большие номера ориентируют большей частью окнами на площади и парки, на восток и юг, В дворик-сад выходят окнами преимущественно небольшие номера.

На хозяйственный двор и на северную часть дворика-сада обращены, как правило, подсобные помещения, помещения персонала и шоферов.

Кухню располагают по возможности на первом этаже возле ресторана зала для завтраков и гостиной-холла, Она связана с буфетными на верхних этажах лифтами и служебными лестницами.

Соотношения площадей отдельных помещений резко меняются в зависимости от типа гостиницы.

Необходимая площадь кухонь в расчете на одного проживающего; кухни ресторана - около 0,6 м2; кухни при зале для завтрака - около 0,4 м2; всего 1 м2.

1. Схема планировки гостиницы на свободном участке. План первого и верхнего этажей. М 1: 2000.

2. Гостиница, с одной стороны примыкающая к смежному участку. План первого и верхнего этажей. М 1: 2000.

3. Гостиница на угловом участке, примыкающем к двум смежным участкам. План первого и верхнего этажей. М 1: 2000.

4. Гостиница на участке, с трёх сторон примыкающем к смежным участкам. План первого и верхнего этажей. М 1: 2000.

Гостиница «Hyatt Regency» в Сан-Франциско представляет собой наглядный пример реализации изложенных выше принципов объёмно-планировочного решения гостиниц. Она расположена на треугольном в плане земельном участке и включает в свой объём очень привлекательный внутренний дворик-сад, отлично обозреваемый из открытых галерей-коридоров и из остекленных кабин лифтов, открыто размешенных на стене у главною входа (рис. 5).


5. Гостиница «Hyatt Regency Hotel» в г. Сан-Франциско. Архитектор Д. Портман. План 5-го этажа (нижний из этажей, предназначенных для размещения жилых номеров) и поперечный разрез. 1 - номер; 2 - номер с балконом, выходящим на юг; 3 - галерея для прохода в номера; 4 - терраса; 5 - лифтовый холл; 6 - камера хранения багажа; 7 - открыто движущиеся остекленные лифтовые кабины; 8 - зал; 9 - гаражи; 10 - этаж для размещения магазинов и контор; 11 - вращающийся ресторан; 12 - внутренний дворик-сад.

Архитектурно-планировочная организация сооружений гостиниц — важный фактор их функционирования, особенности архитектуры, значительно отчетливее планирования гостиничных сооружений, существенно выделяет их на фоне сооружений другого функционального профиля.

Архитектура отеля в определенной степени выступает фактором его саморекламы. Отдельные гостиницы оригинальностью архитектуры выраженной в форме сооружения, отделке фасада, высоте здания, использование строительных материалов известны во всем мире — один из самых высоких в Европе отель «Westin Rotterdam» (Нидерланды), отель «Royal Olympic Hotel» (Греция) с террасами на стеклянном фасаде с насаждениями декоративных деревьев и т.п.. Вместе особенности архитектуры играют роль культурно-эстетического фактора застройки территории — сооружение отеля гармонично дополняет местный архитектурный колорит или создает архитектурную противоположность локальному архитектурном планировании и определенный эстетический дискомфорт.

Архитектурно-планировочные особенности отеля выступают важным экономическим фактором их развития. С типом планировки и застройки существенно связаны расходы на благоустройство окружающей территории, отчисления за использование земельного участка (налог на землю, арендная плата и др.)., Уход и ремонт здания и др..

Архитектурно-планировочная характеристика гостиницы влияет на особенности оборудования учреждения инженерно-техническими средствами, важный фактор безопасности проживания для гостей и работы для персонала. В крупных отелях возникает необходимость дополнительных мер безопасности, обусловленной человеческим, природным, техническим факторами.

Вместе, архитектурно-планировочная организация гостиниц также подвергается воздействию ряда факторов, среди которых основные: исторический тип здания, место в городской застройке, характер природного ландшафта, категория отеля, экономические, этнические особенности региона.

Большинство современных гостиниц построена в XIX-ХХ вв., Особенно интенсивно их строительство осуществлялось после Второй мировой войны. Расширение сети гостиничных предприятий, в том числе значительных размеров, объяснялось растущим значением туризма, деловой активности, широким использованием новых технологий и материалов, прежде железобетона, в строительстве.

В архитектурном стиле европейских и американских отелей конца XIX начала XX вв. характерной чертой является стремление придать фасаду зданий представительного вида, что является свидетельством комфорта и высокой экономической рентабельности средства размещения. В оформлении композиции экстерьера использовалась значительное количество архитектурно-декоративных элементов, которые отвечали требованиям повышенной монументальности фасада. Мозаичность композиции фасада связывалась с использованием классических элементов — колонн, арочных переходов, разорванных фронтонов, которые подчеркивали монументальность здания и не уступали дворцам второй половины XIX ст. Архитектура гостиниц, построенных в этот период (отель «Piccadilly» (Лондон), «Victoria» (Амстердам), «Премьер-Палас» (Киев), «Гранд-Отель» (Львов)) соответствовала тогдашним эстетическим предпочтениям Европы. В интерьере использовались новые принципы организации планирования и отделочные материалы. Тогда сформировалась типичная для современных отелей схема планировки первого этажа: в центре располагался вестибюль с парадной лестничной холлом, тут же, или в полуподвале, располагался ресторан, административные и хозяйственные помещения, на остальных этажах — жилые комнаты. Отели этого периода в архитектурно-планировочной композиции внешнего вида, планировке жилых и нежилых помещений, размерах, как правило существенно отличаются от зданий гостиниц построенных после Второй мировой войны.

Архитектура современных отелей, построенных с середины 60-х годов XX ст. связывается с общим процессом урбанизации. В архитектуре заведений размещения этот процесс отражается в строительстве многоэтажных архитектурных форм, рассчитанной на обслуживание большого количества гостей. Примером является отель «MGM Grand» в Лас-Вегасе (США) рассчитан на 5505 мест, сегодня считается крупнейшей гостиницей в мире. В строительстве этого отеля использованы железобетон, в наружной облицовке — стекло, внутреннее пространство рационально спланирован, оборудован сложной системой инженерных коммуникаций, различного типа заведениями питания, предприятиями вспомогательного сервиса.

Значительное распространение приобретают гостиничные комплексы — отели, состоящие из двух и более пространственно разделенных корпусов с системой учреждений разнопрофильных инфраструктурного обеспечения — питание, игровыми, развлекательными, выставочными и другими учреждениями. Особой грандиозностью отмечаются гостиничные комплексы атриумного типа, характерные для выдающихся деловых центров, курортных центров и центров игорного бизнеса. Атриумное тип архитектурно-планировочных форм отелей был начат со строительством гостиницы «Hyatt Regency» в 1967 p. в Атланте (США). Отель имеет форму квадрата с внутренним атриумом (двором), перекрытого на уровне 22 этажа стеклянным перекрытием. В пространстве озелененного атриума отличаются этажные галереи, лифтовой холл со стеклянными кабинами лифтов. Внутреннее пространство атриума организован как миниатюрный городок с зонами отдыха, ресторанами, торговыми заведениями, спортивными площадками и др.

Значительную роль в архитектурно-планировочной организации гостиниц играет их расположение в городской застройке: в центре города, на его окраине, рядом выдающихся объектов городской инфраструктуры (памятники истории и архитектуры, ведомственных учреждений, учреждений культуры и др.)., В пригородной или парковой зоне отдыха.

Расположение отеля в центре города обуславливает необходимость органического соответствия архитектурному ансамблю улицы, площади, соседних зданий. Вместе, здание гостиницы часто является основным архитектурным акцентом в застройке микрорайона, выделяется этажностью, оригинальностью архитектуры, что подчеркивает престиж гостиничного комплекса.

Сооружение отеля в центральной сомкнутости городской застройке обусловливает компактную форму сооружения. Конфигурация участка застройки определяет выбор планировочного типа заведения размещения. Большинство отелей в центральной части городов характеризуется многоэтажностью, основа здания часто имеет прямоугольную, трапециевидной формы, форму трилистника.

Экономические факторы отражаются в рациональности проектирования сооружения гостиницы, в частности на планировочной структуре жилых этажей, номеров, помещений для обслуживающего персонала, лифтовых и лестничных холлах, горизонтальным и вертикальным коммуникациям, связям между этажами и помещениями в пределах одного этажа, в конечном итоге на затратах времени, удобства использования помещений различных функциональных групп.

Здания отеля расположены в исторической части города должны соответствовать его архитектурному типу. Например, здание гостиницы «K + K Hotel Central», расположена в исторической части Старой Праги, рядом с Пороховой башней, идентична в архитектурной композиции с жилым домом XVII-XIX вв. Отдельные гостиницы могут располагаться в памятниках архитектуры, или входят в архитектурно-туристский комплекс города. Например, отель «Eisenhut» в городе Таубер (Германия) эксклюзивный в плане расположения в памятнике позднесредневековой архитектуры XV-XVIII вв.

Расположение отеля в городской или пригородной зоне отдыха приводит сочетание архитектуры здания с особенностями окружающего природного ландшафта, способствует объединению деловых отношений и отдыха. В частности, отель «Duin Kruidberq Country Estate», расположенный в национальном парке возле Амстердама (Нидерланды), среди живописного леса на побережье озера, сочетает уникальные черты местного природного ландшафта и архитектуры псевдоготического стиля.

В местах с ограниченным пространством застройки используются технологии строительства, когда первые этажи имеют уменьшенные размеры, а с высотой протяженность и площадь жилых этажей увеличивается. Например, в 11-этажном отеле «Du Lac» в Тунисе (Тунис) каждый следующий этаж с высотой нависает над предыдущим.

Сомкнута городская застройка обусловила развитие компактных многоэтажных (цилиндрических, конических форм) гостиничных зданий централизованного планирования. Такую архитектуру, например, имеет 36-ти этажная башня-отель «Holiday Inn» в Аусбурзи (Германия). Номера в отеле расположены с 1-го по 11-й этаж, помещения общего пользования — на последних или в подвальных и цокольных этажах. Такая схема планирования типична для большинства отелей башенного типа.

Разные цели туристских поездок обусловили появление многофункциональных отелей сочетаются с учреждениями иного целевого назначения: административными и торговыми учреждениями, учебными и конгресс-центрами, концертными и выставочными залами и др.. В частности, такое сочетание характерно для Центра международной торговли в Москве, в структуре которого две гостиницы (квартирного и атриумного типа), деловой центр с выставочным и конгресс-залом, помещения для офисов и торговли. Туристический комплекс «Киевская Русь» в Киеве охватывает две гостиницы, туристическое агентство и конгресс-холл.

Отели расположены в туристическо-оздоровительных районах среди природных ландшафтов характеризуются непосредственной связью архитектурно-планировочных форм с окружающим рельефом. Характер природного ландшафта предопределяет выбор архитектурных форм, среди которых различают:

— Архитектурные формы, вписывающиеся в ландшафт, например, гостиница для туристов и спортсменов «FJELLGARDEN» в Швеции состоит из четырех зданий в форме холмов, которые по внешнему виду напоминают снежные холмы;

— Противопоставление архитектуры туристского отеля ландшафта или рельефа. Согласно этому подходу используются два варианта доминирования: в первом акцентом выступает ландшафт — отель «Голубой залив» в Крыму, во втором акцентом есть гостиница, например, отель «Скальный» в Крыму, четко выраженный своим размерам в рельефе природного ландшафта;

— Подчинение архитектуры ландшафта — в данном подходе природные формы ландшафта и архитектурные формы гармонично сливаются. Например, архитектура отеля «Steigenberger Hotel Gstaad-Seanen» (Швейцария) максимально повторяет рельеф комплексом сомкнутых зданий разной высоты, композиция крыш которых воспроизводит силуэт окружающих горных хребтов.

Гостиницы в пределах туристско-оздоровительных центров с другими туристскими учреждениями чаще объединяются в туристические комплексы. Согласно специализации различают следующие типы туристических комплексов: молодежный туристический комплекс — включает туристический отель, туристическую базу, туристическую станцию, туристический лагерь; туристско-спортивный комплекс — туристический отель, туристическую базу, спортивно-оздоровительный лагерь; горно-спортивный туристический комплекс — туристический отель, туристическую базу, горнолыжную станцию; водноспортивный туристический комплекс — туристический отель, водную базу (акватель, флотель), водную станцию ​​(ботель).