При упоминании замков средневековья на ум приходят живописные стены, обвитые плющом, прекрасные дамы в высоких башнях и благородные рыцари в блестящих доспехах. Но не эти возвышенные образы мотивировали феодалов возводить непреступные стены с бойницами, а суровая реальность.

Кто владел замкам в средневековье?

В Средние века Европа переживала множество перемен. После распада Римской Империи начались процессы переселения народов, появились новые королевства и государства. Все это сопровождалось постоянными конфликтами и распрями.

Дворянин-феодал , который имел рыцарский титул, для защиты от врагов, а ими могли стать даже ближайшие соседи, был вынужден максимально укреплять своё жилище и строить замок.

Википедия предлагает различать замок и крепость. Крепость – обнесённый стеной участок земли с домами и другими зданиями. Замок меньше по размеру. Это единое строение, которое включает в себя стены, башни, мосты и прочие сооружения.

Замок являлся частной крепостью благородного лорда и его семьи. Помимо прямой функции защиты, он был показателем власти и благосостояния. Но не все рыцари могли себе это позволить. Собственником мог быть и целый рыцарский орден - сообщество воинов.

Как и из каких материалов строили средневековые замки?

Строительство настоящего замка было трудоёмкой и затратной процедурой. Все работы осуществлялись вручную и иногда длились десятилетиями.

Перед началом строительства необходимо было выбрать подходящее место. Самые непреступные замки возводили на утёсах крутых скал. Однако чаще выбирали возвышенность с открытым обзором и рекой поблизости. Водная артерия была необходима для наполнения рвов, а также использовалась как путь для транспортировки грузов.

На земле выкапывали глубокий ров и формировали насыпь. Затем с помощью строительных лесов возводили стены.

Сложной задачей было строительство колодца . Приходилось копать глубоко вниз или долбить скальную породу.

Выбор материала для строительства зависел от многих факторов. Решающее значение имели:

  • местность;
  • человеческие ресурсы;
  • бюджет.

Если поблизости была каменоломня – строение возводили из камня, в противном случае использовали дерево, песок, известняк или кирпич. Для внешней стороны применяли облицовочные материалы, например, обработанный камень. Соединяли элементы стен с помощью известкового раствора.

Хотя стекло в те времена было известно, в замках его не использовали. Узкие окна закрывали слюдой, кожами или пергаментом. Внутри жилых помещений владельцев замка стены часто покрывали фресками и завешивали гобеленами. В остальных комнатах ограничивались слоем извести или оставляли нетронутую кладку.

Из каких элементов состояли замки?

Точная конфигурация замка зависела от местных традиций, ландшафта, богатства владельца. С течением времени появлялись новые инженерные решения. Построенные ранее сооружения часто достраивались и перестраивались. Среди всех Средневековых укреплений можно выделить несколько традиционных элементов.

Ров, мост и ворота

Замок был окружен рвом. Если поблизости находилась река, его затопляли. На дне устраивали волчьи ямы – углубления с кольями или острыми прутьями.

Попасть внутрь через ров можно было только с помощью моста. Опорами служили огромные бревна. Часть моста поднималась и закрывала собой проход внутрь. Механизм подъёмного моста был устроен таким образом, что с ним могли справиться 2 стражника. В некоторых замках мост имел механизм качелей.

Ворота были двустворчатыми и закрывались поперечной балкой, которая задвигалась в стену. Хотя их сколачивались из нескольких слов прочных досок и обивали железом, ворота оставались самой уязвимой частью строения. Их защищала надвратная башня с комнатой для стражи. Вход в замок превращался в длинный узкий проход с отверстиями в потолке и стенах. Если враг оказывался внутри, на него лился поток кипятка или смолы.

Помимо деревянных ворот, часто присутствовала решётка, которая закрывалась с помощью лебёдки и канатов. В экстренном случае, канаты обрубали, преграда резко падала.

Дополнительным элементом защиты ворот являлся барбакан - стены, идущие от ворот. Противникам приходилось втискиваться в проход между ними под градом стрел.

Стены и башни

Высота стен средневекового укрепления достигала 25 метров. Они имели мощное основание и противостояли ударам стенобитных орудий. Глубокий фундамент был призван защитить от подкопа. Толщина стен к верху уменьшалась, они становились покатыми. В верхней части за зубцами тянулась платформа. Находясь на ней, защитники обстреливали врагов через щелевидные отверстия, сбрасывали вниз камни или выливать смолу.

Часто строились двойные стены. Преодолевая первую преграду , противники попадали в узкое пространство перед второй стеной, где становились лёгкой добычей лучников.

По углам периметра располагались сторожевые башни, которые выдавались вперёд по отношению к стене. Внутри они разделялись на этажи, каждый из которых являлся отдельным помещением. В крупных замках башни для укрепления имели вертикальную перегородку.

Все лестницы в башнях были винтовыми и очень крутыми. Если враг проникал на внутреннюю территорию, защитник имел преимущество и мог скинуть агрессора вниз. Изначально, башни имели прямоугольную форму. Но это мешало обзору при обороне . На смену пришли круглые строения.

За главными воротами находился узкий двор, который хорошо простреливался.

Остальное внутреннее пространство замка было занято постройками. Среди них:

В крупных рыцарских замках внутри располагался огород, а иногда и целый сад.

Центральное и самое укреплённое строение любого замка – башня донжон. В нижней части находилось хранилище со съестными припасами и арсенал с оружием и снаряжением. Выше располагалась комната стражи, кухня. Верхнюю часть занимало жилище владельца и его семьи. На крыше устанавливали метательное орудие или катапульту. Наружные стены донжона имели небольшие выступы. Там находились уборные. Отверстия открывались наружу, отходы падали вниз. От донжона могли вести подземные ходы в убежище или соседние здания.

Обязательным элементов замка в Средние века была церковь или капелла. Она могла располагаться в центральной башне или быть отдельным строением.

Замок не мог обходиться без колодца. При отсутствии источника воды, обитатели не продержались бы и нескольких дней при осаде. Колодец защищало отдельное строение.


Условия проживания в замке

Замок обеспечивал потребность в безопасности. Однако другими благами его обитателям часто приходилось пренебречь.

Внутрь помещений проникало мало света, так как окна заменяли узкие бойницы, которые были затянуты плотными материалами. Жилые комнаты отапливались с помощью каминов, но это не спасало от промозглой сырости и холода. Суровой зимой стены промерзали насквозь. Использовать уборные в холодное время года было особенно дискомфортно.

Жителям часто приходилось пренебрегать гигиеной. Большая часть воды из колодца уходила на поддержание жизненных функций и уход за животными.

С течением времени, структура замков усложнялась, появлялись новые элементы. Однако развитие пороховых орудий, лишило замки основного преимущества – неприступности. На смену пришли крепости с более сложными инженерными решениями.

Постепенно замки средневековья, многие из которых дошли до наших времён, превратились в памятники архитектуры и напоминают об эпохе рыцарства.

Феодальный замок как крепость и жилище феодала


Быт и нравы феодалов


Главным занятием феодалов, особенно в этот ранний период, была война и сопутствующий ей грабеж. Поэтому весь быт и нравы феодалов подчинены были в основном потребностям войны.

В IX-XI вв. Европа покрылась феодальными замками. Замок- обычное жилище феодала - одновременно являлся крепостью, его убежищем и от внешних врагов, и от соседей-феодалов, и от восставших крестьян. Замок позволял феодалу господствовать над всей близлежащей округой и держать в подчинении все ее население. Особенно много замков было построено в связи с набегами норманнов, арабов и венгров. Издали замок напоминал гнездо хищной птицы: он строился обычно на лесистом холме или высоком берегу реки, откуда можно было бы хорошо обозревать окрестность и где легче было обороняться от врага. Вплоть до конца Х в. замки строились преимущественно из дерева и представляли собой чаще всего двухэтажную деревянную башню, в верхнем этаже которой жил феодал, а в нижнем - дружина и слуги. Здесь же или в пристройках находились склады оружия, провианта, помещения для скота и т.п. Замок окружался валом и рвом, наполненным водой. Через ров перебрасывался подъемный мост. Приблизительно с начала XI в. феодалы стали строить каменные замки, окруженные обычно двумя или даже тремя высокими каменными стенами с бойницами и дозорными башнями по углам. В центре по-прежнему возвышалась главная многоэтажная башня - “донжон”. Подземелья таких башен часто служили тюрьмой, где в цепях томились враги феодала - его пленники, непокорные вассалы и провинившиеся в чем-либо крестьяне. При тогдашнем состоянии военной техники такой каменный замок трудно было взять штурмом. Обычно он сдавался лишь в результате многомесячной осады.

Замок был окружен глубоким рвом. Вокруг него возводилось несколько рядов толстых каменных стен, увенчанных круглыми или четырехугольными башнями с узкими бойницами. Попасть в замок можно было через подъемный мост, который опускался на тяжелых чугунных цепях. Привратная башня имела дубовые массивные ворота, окованные железом. За превратной башней помещалась подъемная дверь в виде чугунной решетки. Во время штурма ее старались опустить за спиной прорвавшегося противника. За первой стеной располагался хозяйственный двор с мельницей, кузницей, оружейной и другими мастерскими. За вторым рядом стен помещались главная башня замка, конюшни и склады оружия. Основным оплотом замка во время осады служила главная замковая башня. В ней находились и жилые комнаты хозяев, и помещения для гостей и слуг. Ее нижний этаж представлял собой зал, во всю длину которого тянулся дубовый стол. В дни буйных пиршеств на нем возвышались туши зажаренных быков, баранов и оленей. Винтовая лестница, скрытая в толще стен, вела в верхние жилые помещения. Один этаж был изолирован от другого. Если враги прорывались в башню, на их головы через отверстия в потолке с одного этажа на другой выливали кипящую смолу и расплавленный свинец. Затем люк плотно прикрывали тяжелой каменной плитой. На самом верху замковой башни хранились обильные запасы еды и питья. Таким образом, феодальный замок представлял собой настоящую крепость, защищавшую феодала от “внешних” врагов – других феодалов и от своих подданных – крепостных, если они восставали. Однако взглянем на замок с точки зрения удобств. Вот как описывает на основании исторических документов замок средневековья французский историк и критик Люсьен Февр: “ Отведите на минуту взгляд от фасадов в античном стиле, от многочисленных скульптур, от великолепно отделанного мрамора. Взгляните на эти роскошные резиденции попросту глазами нанимателя, осматривающего жилье. Все помещения расположены анфиладой, они огромны, однообразны, нарезаны квадратами; глухая стена впереди, глухая стена позади, окна в стене справа, окна в стене слева. И если кто хочет пройти из одного конца этажа в другой, нет иного способа, как миновать одну за другою все сообщающиеся между собой залы… Можно не сомневаться, что зимою там приходилось дрожать от холода… Тщетно целая армия истопников таскала полные короба хвороста и поленьев из одной комнаты, где стояла печь, в другую такую же… Поодаль от огня люди мерзли. А если огонь пылал, люди под навесом камина изнемогали от жары.”

Феодальные замки XII-XV столетия


Система взаимосвязей в феодальной верхушке базировалась на вассальной зависимости. Чтобы отметить своего выдающегося дружинника за верную службу, король дарит ему замок или даже целую доминию (феодальное владение) вместе с населением, которое там проживало и делает его своим вассалом. Это не только привязывало феодала к королю, но и накладывало определенный отпечаток на его способ жизни. В большинстве случаев, получив от короля замок или доминию, феодал жил в непосредственной близости от своих подчиненных. Часто он обрабатывал землю и вел свое натуральное хозяйство вместе с челядью. Поэтому феодал и строил свое жилище-поместье в центре своих владений среди полей. К тому же право на владение часто необходимо было доказывать с оружием в руках от других феодалов. Ведь эпоха раннего феодализма наполненная бесконечными междоусобицами. Из замка, построенного в непосредственной близости от подчиненных крестьян, феодал мог контролировать все подходы к своему владению, здесь он защищался от врагов, и сам готовился к наскокам на владения соседей или купеческие караваны. Так феодальный замок становится символом власти феодала над окружающими землями. Феодальные поместья строили жилые и хозяйственные строения, а также землянки и деревянные домики челяди. До 12 столетия на таких поместьях единым каменным сооружением оставался храм. Наиболее часто такие поместья имели и самые элементарные укрепления. Укрепление феодальных отношений принесло определенный переворот в классовом сознании феодальной верхушки, которая вырабатывает свою, свойственную только ей, идеологию. В странах Западной Европы в последней четверти 12 столетия у высшего сословия появляются наследственные права на владения землей, извне подкрепленные появлением гербов, титулов. В феодальной верхушке появляется сознание своего господствующего положения. Так высшая знать, и в первую очередь ее почетные представители, становятся участниками всех выдающихся событий эпохи - как военных, так и политических. Значительным поворотом в развитии феодальной культуры, в том числе и строительной, стали крестовые походы, знакомство с арабским миром утонченной культуры, с Византией. Частые сношения с иностранцами требовали от местных дворян-феодалов выравнивание с ними не только в богатстве одежды и оружия, но и в такой важной области, как культура жилища. Вырабатывается специфический ритуал общения, взаимных визитов феодалов, участие их в турнирах или охоте. В тех условиях деревянное строение, в котором жил феодал с семей и где он принимал гостей, уже не отвечало своему назначению. Поэтому вполне естественно, что свои жилища феодалы начинают перестраивать. На смену дереву как строительному материалу приходит камень. Если в X-XI столетии право строить замки в центрально-европейских королевствах имел исключительно король и строились они как административные центры, то с развитием феодальных отношений постепенно происходит обособление бывших членов дружины короля, закрепление за ними и их наследниками даренных за службу земель, а вместе с этим возникает необходимость строить замок феодала в непосредственной близости от подчиненных крестьян. Феодал строит свой каменный замок наиболее часто в труднодоступном, стратегически важном месте - на крутой скале, одиноком холме, который вознесся над равнинной местностью. Так феодальный замок становится символом власти феодала над окружающими землями. Продолжают строить замки и короли, как административные центры, так и для защиты свободных (независимых от местных феодалов) королевских городов, которые возникают в 12-13 столетии на всех значительных торговых путях и местах добычи разных руд и соли. Как правило, замок строился на горе, а город на равнине на некотором расстоянии от него. Следует отметить, что эти расстояния, которые сохранились на протяжении столетий, были вызваны не только и не столько топографическими особенностями местности, нежели стратегическими соображениями: необходимостью создавать простор для обстрела нападающих на замок и в то же время хранить замок от пожаров, которые были достаточно частыми в городах того времени с их деревянными строениями. С другой стороны, жители города тоже хотели сохранить дистанцию с грозным соседом, потому что отношения между ними были далеко не мирные. В конце 12 столетия в поместьях стали появляться новые сооружения - каменные башни - предшественники нового типа замков. Образец для первых каменных замков дал более прогрессивный феодализм Западной Европы. Там же был разработан и утвердился романский архитектурный стиль, название которого происходит от латинского наименования города Рим. В этом есть уже намек на то, что романский архитектурный стиль базируется на римской архитектурной традиции. Но он вместе с тем, вобрал в себя элементы и традиции архитектуры Византии, а та в свою очередь - архитектуры Ближнего Востока. Итак, в романском стиле отразился опыт строителей практически всего Средиземноморья. В Центральную Европу, и в том числе и в нашем крае его принесли в 12 столетии строительные артели из Западной Европы. В романском стиле строятся и своеобразные замки. Прежде всего, строятся толстые крепостные стены, которые окружают внутренний двор замка. Посреди двора, на возвышенном, строится каменная башня-донжон, которая напоминает сторожевые башни древнеримских укреплений. Башня выполняла жилищные и оборонные функции одновременно. Иногда в донжоне была и часовня. С начала 13 столетия строительство феодальных замков, доминантой которых есть каменная башня, набирает значительного размаха. Толчком к этому послужило стремление дворян еще больше укрепить свою власть, противопоставить себя королю, сравнятся с ним не только богатством, но и способом жизни. Феодал строит свой каменный замок, наиболее часто, в труднодоступном, стратегически важном месте - на крутой скале, одиноком холме, который возносится над равнинной местностью. Эти замки исполняли уже не только оборонные и жилищные функции, но и репрезентативные. Замки-башни, как правило, имели несколько этажей, толщина их стен достигала 3-4 метра, только на уровне второго и третьего этажа стены были прорезаны узенькими окнами, редко размещенными по всей стене. Жилище феодала находилось на втором этаже, куда можно было попасть через один узенький проход по приставной деревянной лестнице или ступеньках, которые в случае опасности можно было забрать или сжечь. На первом этаже размещались каморы с запасами еды на случай осады, и арсенал. На третьем этаже были комнаты слуг и воинов, а на верхней площадке выставлялись сторожевые. Башня-донжон, конечно, имела и подземелье, где размещалась тюрьма. Оборонная система романского замка была для своего времени очень сложной. Первую ее линию составляли земельные валы и глубокий ров, который окружал всю территорию замка. Вторую - крепостные стены, которые в 12 столетии уже укреплялись малыми защитными башнями. Вход в замок, как правило, вел через подземный мост. Замковая башня-донжон хоть и является неотъемлемой составной частью замка, однако она целиком автономное сооружение, которое можно защищать успешно и само по себе. В 12 столетии рядом с донжоном появляется еще и дом, в котором жил собственник замка и его семя в мирное время. Здесь же строят семейную часовню, кухню, конюшню и другие хозяйственные помещения. Наиболее ярким представителем романского типа замков нашего края является Середнянский, а также самая старая часть Мукачевского замка, так называемый "Верхний замок", основные сооружения которого были построены за времен князя Федора Корятовича в конце 14 столетия - в начале 15 столетия. Запоздалое строительство донжона в Мукачевском замке объясняется значительной отдаленностью его от политических и культурных центров Европы, что приводило к задержкам в восприятии новых идей. Конечно, романский замок с башней-донжоном, имел уже значительную обороноспособность. Однако в этих замках можно было вести только пассивную оборону. Поэтому, когда в конце 13 столетия появилась новая строительная техника, которая позволяла строить значительно сложнее и более гибкую систему обороны замка, свое значение замки-башни постепенно утрачивают. Им на смену приходит готический замок с более совершенной фортификационной системой. Между романским и готическим стилем нет четкого хронологического рубежа. Уже в середине 12 столетия, в период расцвета романского стиля, в северной Франции появляются элементы нового готического стиля. Его характерными чертами есть вертикальность композиции, стрельчатая арка, достаточно сложная каркасная система опор и ребристый склеп. Из Франции готика уже в конце 12 столетия распространилась в соседние страны, в Англию, Германию, страны Дунайского бассейна. Со временем готическая архитектура становится универсальным общеевропейским стилем, в рамках которого создана была целиком своеобразная система форм, достигнуто новое понимание пространственной и объемной композиции. Название "готика" не отражает правильной сути данного стиля. В период Возрождения это было насмешливое название, придуманное итальянскими архитекторами для всего строительства на север от Альп, будто бы связанного с варварскими германскими племенами-готами. На своей родине, во Франции, этот стиль носит название "стрельчатый". Значительных изменений в эпоху готики претерпевает архитектура феодального замка. Развитие производственных сил позволяет феодалу присваивать значительно большую часть продуктов труда крепостных крестьян и за их счет удерживать значительное количество ремесленников, в том числе и строителей. В Центральной Европе, в том числе и нашем крае, значительным толчком к строительству крепких феодальных твердынь на стратегически важных местах стала татаро-монгольское нашествие в средине 13 столетие, и постоянная опасность их повторного прихода на Тисо-Дунайскую низменность. Поэтому венгерские короли в отличие от времен домонгольского нашествия прямо обвязывают феодалов строить замки, используя при этом новейшие достижения общеевропейской фортификации. В последней четверти 12 столетия в французской замковой архитектуре появляется новой элемент, который значительно усиливает обороноспособность замков - округлая башня с ребром. На проекции сверху башня имеет форму треугольника, угол, вершина которого равна 75-90 градусов. Катеты данного треугольника - две прямые стороны - создают острое ребро, которое призвано свести к минимуму эффективность прямого попадания вражеских снарядов на стены башни. Этим не только усиливалась обороноспособность замка, но и достигалось сильное художественное и психологическое впечатление: из нейтрального, без какого-либо направления тела округлой башни создался динамический элемент, а задумывалось монолитное фортификационное сооружение, которое встречало врага крепким каменным лезвием, направленным на противоположную сторону от входных ворот замка. Однако, несмотря на все позитивные качества нового элемента фортификационной системы французской замковой архитектуры, в первой половине 13 столетия круглая башня с ребром значительного распространения в Европе не получила. В середине 13 столетия округлая башня с ребром появляется во Франции второй раз, к тому же в двух вариантах. В первом варианте ребро уменьшается и выступает в форме небольшого отростка, художественно подчеркивая нейтральность цилиндрической формы башни, которая осталась неизменной. Бывшая функция ребра этим самым аннулируется и остается только художественный смысл, динамизирующий округлость формы башни. Второй вариант создавали башни, которые в плане были трехгранными. У них ребро создается за счет выпуклости кривой стороны. Замки вырастают в большое хитросплетение стен, башен, переходных мостиков и галерей, разнообразие их планов безгранично. Наиболее часто архитекторы и строители эпохи готики, имея определенные детали и руководствуясь принципами фортификации, вели строительство замка в согласии с рельефом скалы или холма, на котором замок строился. План замка приобретал при этом неправильных форм. Такие красочные контуры плана придавали замку творческую натуральность. Замковые стены и башни казались продолжением скалы, как будто сама природа породила архитектурные формы замка. А поскольку природа не любит повторений, то и архитектура замков, тесно связанная с ней становится индивидуальной. На рубеже 13-14 столетий отмечается определенное выравнивание возможностей осадной техники и фортификационных систем замков. Это выравнивание дало возможность уделять больше внимания художественному оформлению замков, особенно их жилищной части - палацу. В результате мастерами эпохи готики был создан новый тип палаца, ядром которого стал внутренний двор, окруженный одно или двухэтажной аркадой (Ужгородский, Мукачевский замки). Но внутреннее устройство залов и комнат палаца остается еще аскетическим, на первом плане выступают все-таки соображения обороны, основное внимание еще концентрируется на главной оборонной башне. В утверждении готического стиля в замковой архитектуре ведущую роль сыграли королевские замки. Замок короля, вместе со стратегическими функциями, выполнял роль государственной резиденции, в которой размещался королевский двор и многочисленная охрана короля. В этой резиденции король принимал и иностранных послов. В стремлении предстать перед иностранцами с наилучшей стороны и выше вознестись над подчиненными и своим окружением, король ревниво следил за всеми изменениями, которые происходили в замковой архитектуре. Существующие типы замков, таким образом, все время обогащались новыми элементами, то есть постоянно происходит художественное переосмысление замковой архитектуры. В 14 столетии на основании древних типов замков появляются два новых варианта, которые указывают на два разных способа поисков новых художественных форм в замковой архитектуре. Первый вариант -подчеркнуто продольная ось замка - является художественным переосмыслением старого типа замков. Подчеркнуто продольная ось не только визуально увеличивала расстояние между башней и замковым палацем. Сама башня все время выдвигается вперед навстречу потенциальному врагу, а вместе с ней вытягивается и кривая замковой стены. При чрезмерной вытянутости продольной оси сооружения, одой башни для обороны всего замкового ареала уже мало. Так появляется новый элемент в замковой фортификационной системе - замковая башня призматической формы. Появление новых вариантов замковых типов указывает на то, что простое повторение старых архитектурных форм уже не отвечает требованиям времени. Прежде всего, происходит художественное переосмысление сооружения. Вариации старых типов замков, которые отмечаются в 14 столетии, усиление фортификационной системы не принесли. Два варианта замков, которые появились в 14 столетии на основании замковых типов с 12-13 столетия, показывают на два направления, в которых происходил поиск новых художественных форм в замковой архитектуре. Первый вариант - подчеркнуто продольная ось - является только определенным усовершенствованием старого типа замков, в то время, когда второй вариант показывает на поиск собственного решения, хотя и на старой основе. То внимание, которое раньше уделялось замковой башне, сейчас полностью переносится на крепостную стену. В данном случае речь идет не только о механическом переносе акцента с одного элемента замкового комплекса на другой. Смысл этой трансформации намного глубже. Он показывает на то, что внутреннее пространство и стена, которая его замыкает, выступают уже как автономные элементы. Вариации старых типов замков, отмеченные в 14 столетии, оказались значительным стимулом для дальнейшего развития замковой архитектуры. Они доказали, что большая башня-основа фортификационной системы готического замка и символ средневекового дворянства, не такой уж и непоколебимый. Изменение взгляда на функциональную основу башни вызвало изменение ее кубической формы, которая логично выплывает с исключительно оборонной функции башни. Новая эпоха выдвигает перед башней новые задачи, расширяет рамки ее действенности. Оставляя башни ее оборонные функции, одновременно необходимо было лишить ее аскетичности, необходимо было создать в ее внутренней части жилищные помещения. Опыт подсказывал, что для сооружения, которое бы одновременно исполняло и оборонные, и жилищные функции, намного выгоднее четырехгранная форма, нежели округлая. Этим самым была нарушена старая традиция в строительстве каменных замков. Четырехгранная башня вместе с другими сооружениями создавала единый ансамбль. Введение в замковый комплекс жилищной башни дало возможность осуществить видоизменение существующего замкового типа. Поэтому готический стиль, особенно в своей видоизмененной форме, сохранялся в замковой архитектуре до конца средневековья. Однако уже в этот период в ансамбле королевского замка и замка высшей знати появляется несколько башен, отдельные из которых одновременно выполняли и оборонные, и жилищные функции. Такие башни означали не только обогащение существующего типа замков новыми элементами, но и оказались переходным этапом на пути к дальнейшему художественному изменению в замковой архитектуре. Наиболее четко выраженные черты готической архитектуры среди закарпатских замков в Невицком замке: готические башни Мукачевского замка были уничтожены в 16 - в начале 17 столетия. Хорошо сохранились жилищные готические палацы в Ужгородском и Мукачевском замках, хотя и в перестройках попозже.

Замки Англии


Рочестерский замок


Рочестерский замок (Rochester) в графстве Кент. Строительство замка в Рочестере началось в XI веке. Это один из первых каменных замков в Англии. Он находился в собственности церкви и был резиденцией архиепископов. Донжон замка имеет в плане форму квадрата с размером сторон 21 м. Высота 34 м. Башни по его углам возвышаются ещё на 4 метра. Толщина стен донжона в основании - 4 метра, наверху - 3,3 м. Вход в донжон находится в специальной пристройке на уровне второго этажа. Доступ на первый этаж осуществляется по винтовой лестнице со второго этажа. Главный зал занимал два этажа - третий и четвертый. На пятом этаже располагались личные покои архиепископа и молельня. В XVIII веке замок едва не снесли.


Замок Лидс(Leeds)


Замок рассмотрен как будучи наиболее красивым и наиболее бывшим замком Англии. В IX-ом веке, это было место Саксонского небольшого замка. Он был предложен Эдуарду I в 1278. Генри VIII также жил там многочисленными годами, как и шесть королей Англии.


Замок Bodiam


В 1385, король Ришар II дал разрешение Господину Эдуорду Далингригж строить замок около реки Rother для того, чтобы защищать регион против возможного вторжения французов. Господин Далингригж, который агитировал во Франции за Эдуорда III в течение войны 100 лет, без сомнения вдохновился французскими замками для того, чтобы строить замок Bodiam.

Замки Испании


Замок Avila

Основанная в XI-ом веке для защиты испанских территорий от Maures, Avila - средневековый город который лучше всего сохранен. У него прямоугольная форма, периметр которой - приблизительно два с половиной километра и двенадцать метров высота. Стены усилены крупными массовыми башнями. насыпи обладают девятью дверями.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В мире мало есть вещей более интересных, чем рыцарские замки Средневековья: эти величественные крепости дышат свидетельствами далёких эпох с грандиозными битвами, они видели и самое совершенное благородство, и самое подлое предательство. И не только историки и знатоки военного дела пытаются разгадать секреты старинных фортификаций. Рыцарский замок интересен всем - писателю и обывателю, заядлому туристу и простой домохозяйке. Это, так скажем, массовый художественный образ.

Как родилась идея

Весьма неспокойное время - помимо больших войн, феодалы постоянно вели разборки друг с другом. По-соседски, чтобы скучно не было. Аристократы укрепляли свои жилища от вторжения: поначалу только ров выроют перед входом и деревянный частокол поставят. По мере приобретения осадного опыта укрепления становились всё более мощными - чтобы таран выдерживали и каменных ядер не боялись. В античности так римляне окружали войско частоколом на отдыхе. Каменные сооружения начали строить норманны, и только в 12 веке появились классические европейские рыцарские замки Средневековья.

Превращение в крепость

Постепенно замок превращался в крепость, его окружила каменная стена, в которую встраивались высокие башни. Главная цель - сделать рыцарский замок недоступным для нападающих. При этом иметь возможность наблюдения за всей округой. В замке обязательно должен быть собственный источник питьевой воды - вдруг долгая осада предстоит.

Башни строились таким образом, чтобы как можно более долго удерживать любое количество врагов даже в одиночку. Например, - узкие и такие крутые, что воин, идущий вторым, помочь первому ничем не может - ни мечом, ни копьём. И подниматься по ним нужно было против часовой стрелки, чтобы щитом не прикрыться.

Попробуйте войти!

Представьте себе горный склон, на котором возведён рыцарский замок. Фото прилагается. Такие сооружения всегда строились на высоте, и если не было естественного подходящего ландшафта, делали насыпной холм.

Рыцарский замок в Средневековье - это не только рыцари и феодалы. Около и вокруг замка всегда были небольшие поселения, где обосновались всевозможные ремесленники и, конечно, воины, охраняющие периметр.

Идущие по дороге всегда обращены правым боком к крепости, тем, который не может быть прикрыт щитом. Растительности высокой нет - не спрятаться. Первое препятствие - ров. Он может быть вокруг замка либо поперёк между стеной замка и плато, даже серповидным, если позволяет местность.

Разделительные рвы бывают даже в пределах замка: если вдруг врагу удалось прорваться, передвижение будет сильно затруднено. Если породы почвы скальные - ров и не нужен, подкоп под стену невозможен. Земляной вал прямо передо рвом часто был с частоколом.

Мост к внешней стене сделан так, что оборона рыцарского замка в Средневековье могла длиться годами. Он подъёмный. Либо весь, либо крайний его отрезок. В поднятом положении - вертикально - это дополнительная защита для ворот. Если поднималась часть моста, другая автоматически опускалась в ров, где обустраивалась "волчья яма" - сюрприз для самых торопливых нападающих. Рыцарский замок в Средневековье не был гостеприимен для всех подряд.

Ворота и надворотная башня

Рыцарские замки Средневековья наиболее уязвимы были как раз в районе ворот. Опоздавшие могли войти в замок в боковую калитку по подъёмному трапу, если мост уже поднят. Сами ворота чаще всего не были встроены в стену, а устраивались в надворотных башнях. Обычно двустворчатые, из нескольких слоёв досок, обшивались железом, чтобы защититься от поджогов.

Замки, засовы, поперечные балки, поперёк задвигающиеся в противоположную стену - всё это помогало продержаться в осаде довольно долго. За воротами к тому же обычно опускалась железная или деревянная мощная решётка. Вот так оснащались рыцарские замки Средневековья!

Надворотная башня была устроена так, чтобы охраняющие её стражи могли узнать у гостей цель визита и при необходимости угостить стрелой из вертикальной бойницы. Для настоящей осады там были встроены и отверстия для кипящей смолы.

Оборона рыцарского замка в Средневековье

Важнейший оборонительный элемент. Она должна быть высокой, толстой и лучше, если на цоколе под наклоном. Фундамент под ней как можно более глубок - на случай подкопа.

Иногда встречается двойная стена. Рядом с первой высокой - внутренняя небольшая, но неприступная без приспособлений (лестниц и шестов, которые остались снаружи). Пространство между стенами - так называемый цвингер - простреливается.

Внешняя стена наверху оборудована для защитников крепости, иногда даже с навесом от непогоды. Зубцы на ней существовали не только для красоты - за ними удобно было прятаться во весь рост, чтобы перезарядить, например, арбалет.

Бойницы в стене приспосабливались и под лучников, и под арбалетчиков: узкие и длинные - для лука, с расширением - для арбалета. Шаровые бойницы - закреплённый, но поворачивающийся шар с прорезью для стрельбы. Балконы строились в основном декоративные, но если стена узкая, то ими пользовались, отступая и давая пройти остальным.

Средневековые рыцарские башни почти всегда строились с выпуклыми башнями по углам. Они выступали наружу для стрельбы вдоль стен в обе стороны. Внутренняя сторона была открытой, чтобы противник, проникший на стены, не закрепился внутри башни.

Что там внутри?

Помимо цвингеров, за воротами незванных гостей могли ожидать и другие сюрпризы. Например, небольшой закрытый дворик с бойницами в стенах. Иногда замки строились из нескольких автономных секций с мощными внутренними стенами.

Обязательно был внутри замка двор с хозяйством - колодец, пекарня, баня, кухня и донжон - центральная башня. От расположения колодца зависело многое: не только здоровье, но и жизнь осаждённых. Бывало, что (вспомним, что замок если не просто на возвышении, то и на скалах) стоило дороже, чем всех остальных построек замка. Тюрингский замок Куффхойсер, например, имеет колодец более ста сорока метров глубиной. В скальной породе!

Центральная башня

Донжон - самое высокое сооружение замка. Оттуда велось наблюдение за окрестностями. И именно центральная башня - последнее убежище осаждённых. Самое надёжное! Стены очень толстые. Вход чрезвычайно узок и располагался на большой высоте. Лестницу, ведущую к двери, можно было втянуть внутрь либо разрушить. Тогда рыцарский замок ещё довольно долгое время может держать осаду.

В основании донжона был подвал, кухня, кладовая. Далее шли этажи с каменными или деревянными перекрытиями. Лестницы были деревянными, при каменных перекрытиях их можно было сжечь, чтобы остановить врага на подходе.

Главный зал располагался на целом этаже. Обогревался камином. Выше обычно располагались комнаты семьи владельца замка. Там стояли небольшие печи, украшенные изразцами.

На самом верху башни, чаще всего открытом, площадка для катапульты и самое главное - знамя! Средневековые рыцарские замки отличались не только рыцарством. Бывали случаи, когда рыцарь и его семья донжоном не пользовались для жилья, построив неподалёку от неё каменный дворец (палас). Тогда донжон служил складом, даже тюрьмой.

И, конечно же, каждый рыцарский замок обязательно имел храм. Обязательный обитатель замка - капеллан. Часто он же - и писарь, и учитель, помимо основной работы. В богатых замках храмы бывали двухэтажными, чтобы господа не молились рядом с чернью. В пределах храма обустраивалась и родовая гробница владельца.

Пишешь про барона в замке - изволь хотя бы примерно представлять, как замок отапливался, как вентилировался, чем освещался…
Из интервью с Г. Л. Олди

При слове “замок” в нашем воображении возникает образ величественной крепости - визитной карточки жанра фэнтези. Едва ли найдется другое архитектурное сооружение, которое привлекало бы к себе столько внимания со стороны историков, знатоков военного дела, туристов, писателей и любителей “сказочной” фантастики.

Мы играем в компьютерные, настольные и ролевые игры, где нам приходится исследовать, строить или захватывать неприступные замки. Но знаем ли мы, что на самом деле представляют собой эти фортификации? Какие интересные истории связаны с ними? Что скрывают за собой каменные стены - свидетели целых эпох, грандиозных битв, рыцарского благородства и подлого предательства?

Удивительно, но факт - укрепленные жилища феодалов в разных частях света (Япония, Азия, Европа) строились по весьма схожим принципам и имели много общих конструктивных черт. Но в данной статье речь пойдет прежде всего о средневековых европейских феодальных крепостях, так как именно они послужили основой для создания массового художественного образа “средневекового замка” в целом.

Рождение крепости

Средневековье в Европе было неспокойным временем. Феодалы по любому поводу устраивали между собой небольшие войны - вернее говоря, даже не войны, а, выражаясь современным языком, вооруженные “разборки”. Если у соседа завелись деньги - их надо было отобрать. Много земли и крестьян? Это просто неприлично, ведь бог велел делиться. А уж если задета рыцарская честь - то здесь без маленькой победоносной войны было просто не обойтись.

При таких обстоятельствах крупным аристократам-землевладельцам не оставалось ничего другого, кроме как укреплять свои жилища с расчетом на то, что в один прекрасный день к ним в гости могут заявиться соседи, которых хлебом не корми - дай кого-нибудь зарезать.

Первоначально эти укрепления делались из дерева и ничем не напоминали известные нам замки - разве что ров перед входом вырыт да деревянный частокол вокруг дома поставлен.

Господские дворы Хастеркнауп и Элмендорв - предки замков.

Однако прогресс не стоял на месте - с развитием военного дела феодалам приходилось модернизировать свои укрепления так, чтобы те могли противостоять массированному штурму с применением каменных ядер и таранов.

Европейский замок уходит своими корнями в эпоху античности. Самые ранние сооружения подобного рода копировали римские военные лагеря (палатки, окруженные частоколом). Принято считать, что традиция строительства исполинских (по меркам того времени) каменных сооружений началась с норманнов, а классические замки появились в 12 веке.

Осажденный замок Мортан (выдерживал осаду 6 месяцев).

К замку предъявлялись очень простые требования - он должен быть малодоступным для неприятеля, обеспечивать наблюдение за местностью (включая ближайшие деревни, принадлежащие владельцу замка), иметь собственный источник воды (на случай осады) и выполнять репрезентативные функции - то есть показывать мощь, богатство феодала.

Замок Бомари, принадлежавший Эдуарду I.

Добро пожаловать

Мы держим путь в замок, стоящий на выступе горного склона, с краю плодородной долины. Дорога идет через небольшое поселение - одно из тех, которые обычно вырастали около крепостной стены. Здесь живет простой народ - в основном ремесленники, и воины, охраняющие внешний периметр защиты (в частности - стерегущие нашу дорогу). Это так называемый “замковый люд”.

Схема замковых сооружений. Заметим - две надворотные башни, самая крупная стоит отдельно.

Дорога проложена таким образом, что пришельцы всегда обращены к замку правым боком, не прикрытым щитом. Непосредственно перед крепостной стеной находится голое плато, лежащее под значительным уклоном (сам замок стоит на возвышении - естественном или насыпном). Растительность здесь невысокая, чтобы не было укрытия нападающим.

Первая преграда - глубокий ров, а перед ним - вал вынутой земли. Ров может быть поперечным (отделяет стену замка от плато), либо серповидным, выгнутым вперед. Если позволяет ландшафт, ров опоясывает весь замок по кругу.

Иногда внутри замка выкапывались разделительные рвы, затрудняющие врагу передвижение по его территории.

Форма дна у рвов могла быть V-образная и U-образная (последняя наиболее распространена). Если почва под замком скалистая, то рвов либо вообще не делалось, либо они вырубались на небольшую глубину, препятствующую лишь продвижению пехоты (в скале практически невозможно сделать подкоп под стену замка - поэтому глубина рва не имела решающего значения).

Гребень земляного вала, лежащего прямо перед рвом (отчего тот кажется еще глубже), часто нес на себе палисад - забор из вкопанных в землю, заостренных и плотно пригнанных друг к другу деревянных колов.

К внешней стене замка ведет мост, перекинутый через ров. В зависимости от величины рва и моста, последний поддерживает одна или несколько опор (огромных бревен). Внешняя часть моста закреплена, но последний его отрезок (прямо у стены) подвижен.

Схема входа в замок: 2 - галерея на стене, 3 - подъемный мост, 4 - решетка.

Противовесы на подъемнике ворот.

Ворота замка.

Этот подъемный мост устроен так, чтобы в вертикальном положении он закрывал собой ворота. Мост приводится в движение механизмами, спрятанными в здании над ними. От моста к подъемным машинам в стенные отверстия уходят канаты или цепи. Для облегчения работы людей, обслуживающих механизм моста, канаты иногда снабжались тяжелыми противовесами, берущими часть веса этой конструкции на себя.

Особый интерес представляет мост, работавший по принципу качелей (его называют “опрокидывающимся” или “качающимся”). Одна его половина находилась внутри - лежала на земле под воротами, а другая протягивалась через ров. Когда внутренняя часть поднималась, закрывая собой вход в замок, внешняя (на которую иногда уже успевали забежать нападающие) опускалась вниз, в ров, где была устроена так называемая “волчья яма” (острые колья, врытые в землю), невидимая со стороны, пока мост опущен.

Для входа в замок при закрытых воротах рядом с ними имелась боковая калитка, к которой обычно проложен отдельный подъемный трап.

Ворота - наиболее уязвимая часть замка, обычно проделывались не прямо в его стене, а устраивались в так называемых “надворотных башнях”. Чаще всего ворота были двустворчатые, причем створки сколачивались из двух слоев досок. Для защиты от поджога снаружи они обивались железом. При этом в одной из створок имелась маленькая узкая дверца, в которую можно было пройти, лишь согнувшись. Кроме замков и железных засовов, ворота закрывала поперечная балка, лежащая в стенном канале и задвигающаяся в противоположную стену. Поперечная балка могла также заводиться в крюкообразные прорези на стенах. Основной ее целью была защита ворот от их высаживания нападающими.

За воротами обычно находилась опускающаяся решетка. Чаще всего она была деревянной, с окованными железом нижними концами. Но встречались и железные решетки, сделанные из стальных четырехгранных прутьев. Решетка могла опускаться из щели в своде портала ворот, либо находиться позади них (с внутренней стороны надворотной башни), опускаясь по пазам в стенах.

Решетка висела на канатах или цепях, которые в случае опасности могли быть обрублены, чтобы она быстро упала вниз, преграждая путь захватчикам.

Внутри надворотной башни имелись комнаты для стражи. Они несли вахту на верхней площадке башни, узнавали у гостей цель их визита, открывали ворота, а в случае необходимости могли поражать из лука всех тех, кто проходил под ними. Для этого в своде портала ворот имелись вертикальные бойницы, а также “смоляные носы” - отверстия для выливания горячей смолы на нападающих.

Смоляные носы.

Все на стену!

Важнейшим оборонительным элементом замка была внешняя стена - высокая, толстая, порой на наклонном цоколе. Обработанные камни или кирпич составляли ее внешнюю поверхность. Внутри она состояла из бутового камня и гашеной извести. Стены ставились на глубокий фундамент, под который очень сложно было сделать подкоп.

Нередко в замках строились двойные стены - высокая внешняя и небольшая внутренняя. Между ними возникало пустое место, получившее немецкое название “цвингер”. Нападавшие, преодолевая внешнюю стену, не могли взять с собой дополнительные штурмовые приспособления (громоздкие лестницы, шесты и прочие вещи, которые нельзя перенести внутрь крепости). Оказавшись в цвингере перед еще одной стеной, они становились легкой мишенью (для лучников в стенах цвингера имелись небольшие бойницы).

Цвингер в замке Ланэк.

Сверху по стене проходила галерея для солдат обороны. С внешней стороны замка их защищал прочный бруствер в половину человеческого роста, на котором были регулярно расположены каменные зубцы. За ними можно было стоять в полный рост и, например, заряжать арбалет. Форма зубцов была предельно разнообразной - прямоугольные, округлые, в виде ласточкиного хвоста, декоративно украшенные. В некоторых замках галереи были крытыми (деревянный навес), чтобы защитить воинов от непогоды.

Кроме зубцов, за которыми удобно было прятаться, стены замка оборудовались бойницами. Через них велся обстрел нападающих. Ввиду особенностей применения метательного оружия (свобода движения и определенная позиция стрельбы) бойницы для лучников были длинными и узкими, а для арбалетчиков - короткие, с расширением по сторонам.

Особый вид бойницы - шаровая. Она представляла собой закрепленный в стене, свободно поворачивающийся деревянный шар с прорезью для ведения стрельбы.

Пешеходная галерея на стене.

Балконы (так называемые “машикули”) устраивались в стенах очень редко - например, в том случае, когда стена была слишком узкой для свободного прохода нескольких солдат, и выполняли, как правило, лишь декоративные функции.

По углам замка на стенах сооружались небольшие башни, чаще всего фланкирующие (то есть выступающие наружу), что позволяло защитникам вести огонь вдоль стен по двум направлениям. В позднее средневековье они стали приспосабливаться под хранилища. Внутренние стороны таких башен (обращенные во двор замка) обычно оставлялись открытыми, чтобы противник, ворвавшийся на стену, не мог закрепиться внутри них.

Фланкирующая угловая башня.

Замок изнутри

Внутреннее устройство замков отличалось многообразием. Помимо упомянутых цвингеров, за главными воротами мог располагаться маленький прямоугольный дворик с бойницами в стенах - своеобразная “ловушка” для нападающих. Порой замки состояли из нескольких “секций”, разделенных внутренними стенами. Но непременным атрибутом замка был большой двор (хозяйственные постройки, колодец, помещения для челяди) и центральная башня, она же “донжон” (donjon).

Донжон в замке Венсенн.

От наличия и местоположения колодца напрямую зависела жизнь всех обитателей замка. С ним часто возникали проблемы - ведь, как уже было сказано выше, замки строились на возвышениях. Прочный скальный грунт также не облегчал задачу по водоснабжению крепости. Известны случаи прокладки замковых колодцев на глубину более 100 метров (например, замок Куффхойсер в Тюрингии или крепость Кенигстайн в Саксонии имели колодцы глубиной более 140 метров). Прорытие колодца занимало от одного года до пяти лет. В некоторых случаях это поглощало столько же денег, сколько стоили все внутренние постройки замка.

Из-за того, что воду приходилось с трудом доставать из глубоких колодцев, вопросы личной гигиены и санитарии отходили на второй план. Вместо того, чтобы помыться самим, люди предпочитали ухаживать за животными - прежде всего, за дорогими конями. Нет ничего удивительного в том, что горожане и сельские жители морщили носы в присутствии обитателей замков.

Расположение источника воды зависело, в первую очередь, от естественных причин. Но если был выбор, то колодец выкапывали не на площади, а в укрепленном помещении, чтобы обеспечить его водой на случай укрытия во время осады. Если в силу особенностей залегания грунтовых вод колодец выкапывался за стеной замка, то над ним сооружалась каменная башня (по возможности - с деревянными переходами в замок).

Когда не было никакой возможности выкопать колодец, в замке сооружалась цистерна, собирающая дождевую воду с крыш. Такая вода нуждалась в очистке - ее фильтровали через гравий.

Боевой гарнизон замков в мирное время был минимален. Так в 1425 г. два совладельца замка Райхельсберг в нижнефранконском Аубе заключили соглашение, что каждый из них выставляет по одному вооруженному слуге, а двух привратников и двух стражей оплачивают совместно.

В замке также имелся ряд построек, обеспечивающих автономный быт его обитателей в условиях полной изоляции (блокады): пекарня, паровая баня, кухня и т. п.

Кухня в замке Марксбург.

Башня была самым высоким сооружением во всем замке. Она обеспечивала возможность наблюдения за окрестностями и выполняла функции последнего убежища. Когда враги прорывались через все линии обороны, население замка укрывалось в донжоне и выдерживало длительную осаду.

Исключительная толщина стен этой башни делала ее разрушение практически невозможным (во всяком случае, на это потребовалось бы огромное количество времени). Вход в башню был очень узким. Он располагался во внутреннем дворе на значительной (6-12 метров) высоте. Деревянную лестницу, ведущую внутрь, можно было легко разрушить и тем самым преградить путь нападающим.

Вход в донжон.

Внутри башни иногда имелась очень высокая шахта, идущая сверху вниз. Она служила либо тюрьмой, либо складом. Вход в нее был возможен только через отверстие в своде верхнего этажа - “Angstloch” (нем. - устрашающая дыра). В зависимости от предназначения шахты, лебедка опускала туда пленников или провиант.

Если тюремных помещений в замке не было, то пленников помещали в крупные деревянные ящики из толстых досок, слишком маленькие для того, чтобы встать в полный рост. Эти ящики могли устанавливаться в любых помещениях замка.

Разумеется, в плен брали, прежде всего, для получения выкупа либо для использования узника в политической игре. Поэтому VIP-персоны обеспечивались по высшему классу - для их содержания выделялись охраняемые покои в башне. Именно так “мотал свой срок” Фридрих Красивый в замке Траусниц на Пфаймде и Ричард Львиное Сердце в Трифелсе.

Палата в замке Марксбург.

Башня замка Абенберг (12 век) в разрезе.

В основании башни располагались подвал, который также мог использоваться в качестве темницы, и кухня с кладовой. Главный зал (столовая, общее помещение) занимал целый этаж и обогревался огромным камином (он распространял тепло всего на несколько метров, так что дальше по залу расставлялись железные корзины с углями). Выше шли палаты семьи феодала, отапливаемые небольшими печками.

На самом верху башни находилась открытая (реже - крытая, но в случае необходимости крышу можно было сбросить) площадка, где можно было установить катапульту или другое метательное орудие для обстрела врага. Там же водружался штандарт (знамя) владельца замка.

Иногда донжон не служил жилым помещением. Он вполне мог применяться только лишь в военно-хозяйственных целях (смотровые посты на башне, темница, хранилище провизии). В таких случаях семья феодала обитала в “паласе” - жилом помещении замка, стоящем обособленно от башни. Паласы строились из камня и имели несколько этажей в высоту.

Следует отметить, что условия проживания в замках были далеко не самыми приятными. Лишь самые крупные паласы имели большой рыцарский зал для торжеств. В донжонах и паласах было очень холодно. Выручало каминное отопление, однако стены все равно покрывались толстыми гобеленами и коврами - не ради украшения, а для сохранения тепла.

Окна пропускали очень мало солнечного света (сказывался фортификационный характер замковой архитектуры), далеко не все из них были застеклены. Туалеты устраивались в виде эркера в стене. Они были неотапливаемыми, поэтому посещение нужника зимой оставляло у людей просто неповторимые ощущения.

Замковый туалет.

Завершая нашу “экскурсию” по замку, нельзя не упомянуть о том, что в нем обязательно присутствовало помещение для богослужений (храм, капелла). К числу непременных обитателей замка относился капеллан или священник, который, помимо своих основных обязанностей, исполнял роль писаря и учителя. В наиболее скромных крепостях роль храма выполняла стенная ниша, где стоял небольшой алтарь.

Крупные храмы имели два этажа. Простолюдины молились внизу, а господа собирались в теплом (иногда застекленном) хоре на втором ярусе. Убранство подобных помещений было довольно скромным - алтарь, скамейки и настенные росписи. Иногда храм исполнял роль гробницы для живущего в замке рода. Реже он применялся как убежище (наряду с донжоном).

О подземных ходах в замках рассказывают множество небылиц. Ходы, разумеется, были. Но лишь очень немногие из них вели из замка куда-нибудь в соседний лес и могли использоваться как путь к бегству. Длинных ходов, как правило, вообще не было. Чаще всего встречались короткие тоннели между отдельными зданиями, либо из донжона в комплекс пещер под замком (дополнительное убежище, склад или сокровищница).

Война на земле и под землей

Вопреки распространенным заблуждением, средняя численность военного гарнизона обычного замка во время ведения активных боевых действий редко когда превышала 30 человек. Этого вполне хватало для обороны, так как обитатели крепости находились в относительной безопасности за ее стенами и не несли таких потерь, как нападающие.

Для взятия замка требовалось его изолировать - то есть перекрыть все пути подвоза продовольствия. Именно поэтому атакующие армии были гораздо крупнее обороняющихся - порядка 150 человек (это справедливо для войны феодалов средней руки).

Вопрос с провиантом был наиболее болезненным. Без воды человек может прожить несколько дней, без еды - около месяца (при этом следует учесть его низкую боеспособность во время голодовки). Поэтому хозяева замка, готовящегося к осаде, часто шли на крайние меры - выгоняли за его пределы всех простолюдинов, которые не могли принести пользу обороне. Как уже было сказано выше, гарнизон замков был небольшим - прокормить целую армию в условиях осады было невозможно.

Обитатели замка нечасто предпринимали контратаки. В этом попросту не имелось смысла - их было меньше, чем нападающих, да и за стенами они чувствовали себя гораздо спокойнее. Особым случаем являются вылазки за едой. Последние осуществлялись, как правило, ночью, небольшими группами, которые шли по плохо охраняемым тропам к ближайшим деревням.

Не меньше проблем было и у нападающих. Осада замков иногда растягивалась на годы (так, немецкий Турант оборонялся с 1245 по 1248), поэтому вопрос о тыловом снабжении армии в несколько сотен человек вставал особенно остро.

В случае с осадой Туранта летописцы утверждают, что за все это время солдаты нападающей армии выпили 300 фудеров вина (фудер - огромная бочка). Это составляет около 2,8 млн. литров. Либо переписчик допустил ошибку, либо постоянное количество осаждающих составляло более 1000 человек.

Для взятия замка измором наиболее предпочтительным сезоном было лето - дождей выпадает меньше, чем весной или осенью (зимой обитатели замка могли получать воду, растапливая снег), урожай еще не созрел, а старые запасы уже закончились.

Нападающие старались лишить замок источника воды (например, строили на реке запруды). В самых крайних случаях применялось “биологическое оружие” - в воду бросались трупы, что могло спровоцировать вспышки эпидемий по всей округе. Тех обитателей замка, которые попали в плен, нападающие увечили и отпускали. Те возвращались назад, и становились невольными нахлебниками. В замке их могли и не принять, но если это были жены или дети осажденных, то голос сердца перевешивал соображения тактической целесообразности.

Не менее жестоко поступали с жителями окрестных деревень, пытавшихся доставлять в замок припасы. В 1161 году во время осады Милана Фридрих Барбаросса приказал отрубить руки 25 горожанам Пьяченцы, которые пытались снабжать врагов провиантом.

Осаждающие разбивали постоянный лагерь неподалеку от замка. Он также имел некоторые простейшие укрепления (палисады, земляные валы) на случай внезапной вылазки защитников крепости. Для затяжных осад рядом с замком возводился так называемый “контрзамок”. Обычно он располагался выше, чем осаждаемый, что позволяло вести с его стен эффективное наблюдение за осажденными и, если позволяла дистанция - обстреливать их из метательных орудий.

Вид на замок Эльц из контрзамка Трутц-Эльц.

Война против замков имела свою специфику. Ведь любое мало-мальски высокое каменное укрепление представляло серьезное препятствие для обычных армий. Прямые атаки пехоты на крепость вполне могли увенчаться успехом, который, однако, доставался ценой больших жертв.

Именно поэтому для успешного взятия замка был необходим целый комплекс военных мер (об осаде и взятии измором уже было сказано выше). К числу наиболее трудоемких, но в то же время чрезвычайно успешных способов преодоления защиты замка относился подкоп.

Подкопы делались с двумя целями - предоставить войскам прямой доступ во внутренний двор замка либо разрушить секцию его стены.

Так, во время осады замка Альтвиндштайна в Северном Эльзасе в 1332 бригада саперов из 80 (!) человек воспользовалась отвлекающими маневрами своих войск (периодические короткие атаки на замок) и в течение 10 недель проделала в твердой скальной породе длинный проход в юго-восточную часть крепости.

Если стена замка была не слишком велика и имела ненадежный фундамент, то под ее основание прорывался тоннель, стены которого укреплялись деревянными распорками. Далее распорки поджигались - как раз под стеной. Тоннель обваливался, основание фундамента проседало, а стена над этим местом рассыпалась на части.

Штурм замка (миниатюра 14 века).

Позднее, с появлением порохового оружия, в подкопы под стены замков закладывались бомбы. Для нейтрализации подкопа осаждаемые иногда рыли контрподкопы. Вражеских саперов заливали кипятком, запускали в тоннель пчел, лили туда фекалии (а в древнее время карфагеняне запускали в римские подкопы живых крокодилов).

Для обнаружения подкопов использовались любопытные приспособления. Например, по всей территории замка расставлялись крупные медные чаши с шарами внутри. Если шар в какой-либо чаше начинал дрожать - это был верный признак того, что рядом ведется подкоп.

Но главным аргументом при нападении на замок были осадные машины - катапульты и тараны. Первые мало чем отличались от тех катапульт, которые применялись еще римлянами. Эти приспособления были оборудованы противовесом, придающим метательному рычагу наибольшее усилие. При должной сноровке “орудийного расчета” катапульты были вполне точным оружием. Они метали крупные, гладко обтесанные камни, причем дальность боя (в среднем - несколько сотен метров) регулировалась весом снарядов.

Разновидность катапульты - требушет.

Иногда в катапульты заряжались бочки, начиненные горючими материалами. Чтобы доставить пару приятных минут защитникам замка, катапульты перекидывали к ним отрубленные головы пленников (особо мощные машины могли перебросить через стену даже целые трупы).

Штурм замка при помощи передвижной башни.

Помимо обычного тарана, применялись и маятниковые. Они были закреплены на высоких передвижных каркасах с навесом и представляли собой бревно, подвешенное на цепи. Осаждающие прятались внутри башни и раскачивали цепь, заставляя бревно бить в стену.

В ответ осажденные спускали со стены веревку, на конце которой были закреплены стальные крючья. Этой веревкой они ловили таран и старались задрать его наверх, лишив подвижности. Иногда на такие крючья мог попасться зазевавшийся солдат.

Преодолев вал, сломав палисады и засыпав ров, нападающие либо штурмовали замок при помощи лестниц, либо использовали высокие деревянные башни, верхняя площадка которых находилась на одном уровне со стеной (или даже выше нее). Эти гигантские сооружения обливались водой во избежание поджога защитниками и подкатывались к замку по настилу из досок. На стену перекидывался тяжелый помост. Штурмовая группа забиралась наверх по внутренней лестнице, выходила на помост и с боем вторгалась на галерею крепостной стены. Обычно это означало то, что через пару минут замок будет взят.

Тихая сапа

Сапа (от франц. sape, буквально - мотыга, saper - вести подкоп) - способ отрывки рва, траншеи или тоннеля для приближения к его укреплениям, применявшийся в 16-19 веках. Известны перекидная (тихая, скрытная) и летучая сапа. Работа перекидной сапой производилась со дна исходного рва без выхода работающих на поверхность, а летучей - с поверхности земли под прикрытием заранее подготовленной защитной насыпи из бочек и мешков с землей. Во 2-ой половине 17 века для выполнения таких работ в армиях ряда стран появились специалисты - саперы.

Выражение действовать “тихой сапой” означает: крадучись, медленно, незаметно идти, проникать куда-нибудь.

Бои на лестнице замка

С одного этажа башни попасть на другой можно было только по узкой и крутой винтовой лестнице. Подъем по ней осуществлялся лишь друг за другом - столь узкой она была. При этом воин, шедший первым, мог рассчитывать только на свое собственное умение сражаться, ибо крутизна поворота витка была подобрана таким образом, что из-за спины лидера нельзя было действовать копьем или длинным мечом. Поэтому бои на лестнице сводились к единоборству защитников замка и одного из нападавших. Именно защитников, ведь они могли легко сменять друг друга, поскольку за их спиной располагался специальный расширенный участок.

Во всех замках лестницы закручены по часовой стрелке. Существует только один замок с обратной закруткой - крепость графов Валленштейнов. При изучении истории этого рода обнаружилось, что большинство мужчин в нем были левшами. Благодаря этому историки поняли, что такая проектировка лестниц значительно облегчает работу защитников. Наиболее сильный удар мечом можно нанести в сторону своего левого плеча, а щит в левой руке лучше всего прикрывает тело именно с этого направления. Все эти преимущества есть только у обороняющегося. Атакующий же может нанести удар только в правую сторону, но его ударная рука окажется прижата к стене. Если же он выставит вперед щит, то почти утратит возможность действовать оружием.

Замки самураев

Замок Химэдзи.

Меньше всего нам известно об экзотических замках - например, японских.

Первоначально самураи и их сюзерены жили в своих поместьях, где, кроме сторожевой башни “ягура” и небольшого рва вокруг жилища, никаких других оборонительных сооружений не было. На случай затяжной войны воздвигались укрепления на труднодоступных участках гор, где можно было обороняться от превосходящих сил противника.

Каменные замки стали строиться в конце 16 века с учетом европейских достижений в фортификации. Непременная принадлежность японского замка - широкие и глубокие искусственные рвы с крутыми откосами, окружавшие его со всех сторон. Обычно они заполнялись водой, но иногда эту функцию выполняла естественная водная преграда - река, озеро, болото.

Внутри замок представлял собой сложную систему защитных сооружений, состоявшую из нескольких рядов стен с внутренними дворами и воротами, подземных коридоров и лабиринтов. Все эти сооружения располагались вокруг центральной площади хонмару, на которой возводились дворец феодала и высокая центральная башня тэнсюкаку. Последняя состояла из нескольких, постепенно уменьшающихся кверху прямоугольных ярусов с выступающими черепичными крышами и фронтонами.

Японские замки, как правило, были невелики - примерно 200 метров в длину и 500 в ширину. Но среди них встречались и настоящие гиганты. Так, замок Одавара занимал площадь в 170 гектаров, а общая протяженность его крепостных стен достигала 5 километров, что вдвое больше протяженности стен Московского Кремля.

Очарование древности

Замки строятся и поныне. Те из них, что находились в государственной собственности, часто возвращаются потомкам древних родов. Замки - символ влиятельности своих хозяев. Они - образец идеального композиционного решения, в котором сочетается слитность (соображения обороны не позволяли живописно распределять строения по территории), многоуровневость построек (главные и второстепенные) и предельная функциональность всех составляющих. Элементы архитектуры замка уже стали архетипами - например, замковая башня с зубцами: ее образ сидит в подсознании любого мало-мальски образованного человека.

Французский замок Саумур (миниатюра 14 века).

И, наконец, мы любим замки за то, что они попросту романтичны. Рыцарские турниры, торжественные приемы, подлые заговоры, тайные ходы, привидения, сокровища - применительно к замкам все это перестает быть легендой и превращается в историю. Здесь как нельзя лучше подходит выражение “стены помнят”: кажется, что каждый камень замка дышит и скрывает тайну. Хотелось бы верить, что средневековые замки и впредь будут сохранять ауру загадочности - ведь без нее они рано или поздно превратятся в старую кучу камней.

крепость феодала

Альтернативные описания

Дворец и крепость феодала

Приспособление для запирания чего-нибудь ключом

Укрепленное жилище феодала

Убежище рыцаря-феодала

Роман Кафки (1922)

. "Не лает, не кусает, а в дом не пускает" (загадка)

. "согнут калачом, укусить нельзя и пройти нельзя" (загадка)

Верхняя смыкающая часть свода или арки

Вехний камень арки

Воздушное сооружение

Воздушное строение

Врезной или навесной

Губернская тюрьма, обычно каменная, с казематами

Дворец феодала

Дворец, крепость феодала

Деталь артиллерийского орудия

Деталь пушки

Дом для привидений

Дом с привидениями

Железный сторож

Жилище Синей Бороды

Жилище графа Дракулы

Жилище королей, знати где иногда поселялись и приведения

Жилище феодала

Запорное устройство

И амбарный, и кодовый

И воздушный, и из песка

И дворец, и крепость феодала

К нему еще и ключ нужен

К нему - ключ

К пустой избе... не надо

Камень, замыкающий свод

Кантата французского композитора Дариюса Мийо "Огненный..."

Картина французского художника Поля Сезанна "... морского ведомства"

Картина французского художника Поля Сезанна "Черный... зв деревьями"

Клинообразный камень в вершине арки

Кодовый...

Крепостное жилище

Крепостное строение

Ласточкино гнездо в Ялте

Лондонский Тауэр

М. снаряд или устройство для закрепы или запирки чего. Части висячего замка: коробка, дужка: пружина, колеса (круги, по которым ходить бородка ключа нарезками), язычок, цевка; части нутреного, врезного замка: доска, затем те же, кроме дужки, да иногда бывает личинка; к тому и к другому бывает ключ. Винтовой висячий замок, у которого ключ винтом; репчатый, круглая коробка, шаром; шведский, ведерком, книзу шире и пр. Замок с потайкой, с секретом. Хороший замок надежный друг. Запор да замок святое дело. Замок да запор девки не удержит. Для умного печать, для глупого замок. Держи язык за замком (за зубами). пустой избе замка не надо. Сведем так домок, что ненадобен и замок. Хоть воротишки, да с замчишком. Худые люди молотить, а хорошие замки колотить. Ключ сильнеле замка. Подслушивать у замка амбара. Замок огневого оружия, для пальбы: кремневый, вышедший из употребл.; ударный, пистонный, для ударного пороха, для стрельбы колпачками. Части его: доска, курок, боевая пружина, колесо или взвод, спуск, собачка. Запястья, ожерелья и пр.. крепятся замочком разного устройства, без ключа. Замок также счалка двучерепной раковины; вид и скрепа сочленения или сустава. Замок в своде, верхний, средний камень, которым замыкается и заканчивается свод, выводимый от пяток; камень этот обычно притесывается тупым клином. формах, кожухах, для отливки крупных вещей, замок, место и все устройство, для плотного соединенья двух половинок. Рубка бревен назыв. в угол, когда концы кладутся накрест, с вырубкою округлого ложа; в лапу (а если конец бревна тем же способом запускается в средину, не в самый конец другого сковородником), когда конец вырубается в виде сковородника, развалистым шипом; в зуб, когда одно бревно наставляется другим и вырубка делается простым крюком, двумя зубцами; в замок, когда она сделана шипом, или кроме простого зуба (крюка), такой же крюк (уступ) вырублен и в другом бревне (по стеске концов наискось). зуб рубит, а в замок пригоняет! Сложить руки в замок, запустить все пальцы одной руки меж пальцевдругой. Держать что под замком, взаперти. Связать ящик в замок, замком, на шипах или шипами. Замок, в костях животн. и человек. передний стык, срост тазовых костей и самый простор прохода таза. мечни (медведицы) очень тесный замок, и она рожает медвежат весьма малыми. Замковый, замочный, к замку относящ. Замочная наметка. Замковая вязка или рубка. Замочный мастер или замочник. Замочная коробейка, вят. гнутая, окованная коробья, род сундука старин. работы, с нутреным замком. Замыкать, замкнуть, свести концы замком, заключать кругом; запирать замок ключом или запирать что на замок. Неприятеля окружили и замкнули. Проход замкнут стеною, валом. Замыкать свод, класть замок, средний камень. Замок испорчен, не замыкается. Замкни дом. Замыкать взвод, воен. быть, идти в замке, позади. Замкнутый в себе человек, сосредоточенный или скрытный. -ся, страдат. и возвр. по смыслу речи. Источники замкнулись, иссякли, не текут. Небо замкнулось, нет дождей, стоит засуха, все выгарает. Замыканье ср. длит. замкнутье однократн. замычка ж. об. действ. по знач. глаг. Замычка, снаряд, чем замыкают, ключ или что править должность его, самый замок, если он замыкается без ключа; накидка, наметка, накладка на пробой, для замка; запирка в наносах, крышка, глотник, клапан; моск. обычай, привычка? (замашка?). Замычный, к замычке относящийся. Замычливый, склонный к замычке, легко замыкающийся; о замке или о преграде. Эта ловушка замычливее другой. Замкнутость ж. состоянье замкнутого, в переносн, знач. Замок м. крепостца, укрепленное рвом, стенами, башнями здание; дворец или обширный дом, выстроенный для вида и потехи, в роде укрепленного здания. Тыл взвода. Капитан в голове роты идет, поручик в замке замыкает. Воздушные замки, несбыточные грезы или предположенья. Замковый, к замку относящийся

Маленькая собачка, свернувшись, лежит - не лает, не кусает, а в дом не пускает

Маленький, а весь дом бережет

Мечтательное воздушное строение

Не лает, а в дом не пускает

Не лает, не кусает, а в дом не пускает

Недвижимость людоеда, которой завладел Кот в сапогах

Неприступная крепость

Обиталище сказочных принцев

Опера польского композитора С. Монюшко "Зачарованный..."

Оперетта австрийского композитора Карла Миллекера "Заколдованный..."

Отпирается ключом

Пароль - отзыв, ... - ключ

Песочная постройка

Песочное строение прожектера

Пляжное строение из песка

Повесть польского писателя С. Лема "Высокий..."

Повесть российского писателя А. Р. Беляева "... ведьм"

Принадлежность каждой квартиры

Приспособление для запирания чего-нибудь

Приспособление для производства выстрела в старинных ружьях, состоящее из полочки, на которую насыпается порох, и курка, заканчивающегося фитилем или кремнем

Родовое логово рыцаря

Роман Ф. Кафки

Роман-притча австрийского писателя Ф. Кафки

Сборник американского поэта Роберта Лоуэлла "... лорда Уири"

Символ любви и верности висячий на мосту

Слой водонепроницаемой глины, препятствующий просачиванию воды через тело плотины или дно пруда

Специальное соединение деревянных конструкций

Способ соединения деревянных деталей

Стальные объятия борца

Старинная крепость

Страж на петлях сарая

Триллер Балабанова

Укрепленное жилище феодала

Устройство для соединения подвижных частей машин, механизмов

Фильм Вадима Роже "... в Швеции"

Форма защиты

Форма защиты в спорте

Что открывается ключом

Элемент огнестрельного оружия, служащий для воспламенения порохового заряда или капсюля

Стартовый момент в хоккее

Картина французского художника Поля Сезанна «Черный... зв деревьями»

Сборник американского поэта Роберта Лоуэлла «... лорда Уири»

Фильм Вадима Роже «... в Швеции»

Повесть российского писателя А. Р. Беляева «... ведьм»

Оперетта австрийского композитора Карла Миллекера «Заколдованный...»

Кантата французского композитора Дариюса Мийо «Огненный...»

Картина французского художника Поля Сезанна «... морского ведомства»

Повесть польского писателя С. Лема «Высокий...»

Опера польского композитора С. Монюшко «Зачарованный...»

. «согнут калачом, укусить нельзя и пройти нельзя» (загадка)

Что открывается ключом?

Пароль - отзыв, ... - ключ

. «не лает, не кусает, а в дом не пускает» (загадка)