Авиационные происшествия появились вместе с воздухоплаванием, но только к 40-м годам 20 столетия эти случаи стали фиксироваться. В рейтинг попали люди, выжившие в авиакатастрофах. Рассмотрены 10 случаев, когда из всех пассажиров в живых остался только один человек.

10. Джулианна Диллер Кёпке (24 декабря 1971 г.) - единственная выжившая в авиакатастрофе семнадцатилетняя девушка. В ту страшную ночь она находилась на борту лайнера перуанской авиакомпании вместе с родителями. Началась гроза, и в самолет ударила молния. Воздушная машина стала разваливаться на высоте 3200 метров и упала в тропический лес. Обломок, на котором было установлено кресло Джулианны, отвалился еще в воздухе. Он летел вниз через бушующую стихию и вращался с бешеной скоростью по кругу. Обломок вместе с Джулианной приземлился на кроны деревьев, что и спасло девушку. У нее оказалась сломана ключица, и были многочисленные раны. Выжившая нашла в себе силы, чтобы встать и идти искать помощь. Наткнувшись в джунглях на ручей, она пошла вниз по его течению. На десятый день Джулианна вышла к поселению. История героической девушки легла в основу нескольких художественных фильмов.

9. Весна Вулович (26 января 1972 г.) - двадцатидвухлетняя стюардесса, выжившая в авиакатастрофе и попавшая в книгу Гиннеса за падение с высоты в 10 километров без парашюта. В момент, когда авиалайнер пролетал над Чехословакией на высоте 10160 метров, на судне произошёл взрыв. Югославская стюардесса по воле судьбы оказалась в этот день на борту - она подменяла свою коллегу. Ветки деревьев, на которые упала девушка, смягчили удар. Вулович почти месяц не приходила в себя и полтора года пролежала на больничной койке. Несмотря на это вынужденная рекордсменка смогла вернуться к обычной жизни и продолжила работу в авиации, но только в наземной службе.

8. Лариса Савицкая - выжившая в авиакатастрофе двадцатилетняя девушка (24 августа 1981 г.). Вместе со своим мужем молодая женщина возвращалась домой из свадебного путешествия. Над городом Завитинском на высоте 5220 метров в их самолет АН-24 врезался бомбардировщик. Погибли все люди в двух самолетах (37 человек). Девушка находилась в хвостовой части разломившегося АН-24. С пятитысячной высоты Лариса падала на большом обломке. Падение продолжалось 8 минут. Кусок авиалайнера вместе с пострадавшей упал на берёзовые насаждения, что смягчило силу удара. Выжившая в авиакатастрофе Лариса в одиночестве провела две ночи в лесу. Несмотря на сотрясение мозга, многочисленные ссадины и травмы, она могла самостоятельно передвигаться. Для всех пассажиров были подготовлены могилы, в том числе и для Ларисы. Поисковики опешили, увидев ее живой. Женщина попала в Книгу рекордов Гиннеса дважды: как человек, единственно выживший в авиакатастрофе и, как пассажир, получивший минимальную компенсацию – 75 рублей.

7. Джордж Лэмсон (21 января 1985 г.) - единственный выживший в авиакатастрофе, произошедшей в США, штате Невада. Семнадцатилетний парень возвращался с отцом на самолете Локхид Л-188 Электра с горнолыжного курорта. Неожиданно воздушное судно сильно накренилось на один бок и стало падать. Джордж прижал колени к груди в тот момент, когда самолет ударился о землю. Вместе с сиденьем его вынесло из фюзеляжа за мгновение до взрыва. Именно этот фактор и спас жизнь юноше. Причиной случившейся трагедии, в которой погибло 70 человек, стала ошибка пилотирования в оценке обстановки, в результате чего Локхид Л-188 Электра потерял скорость и упал.

6. Сессилия Сичан (16 августа 1989 г.) - четырехлетняя девочка, выжившая в авиакатастрофе, произошедшей в Детройте и унесшей жизни 154 человек. Самолету так и не удалось набрать высоту. Еще на взлете он зацепил крылом башню освещения, отчего оно отвалилось и загорелось. Лайнер повело вправо, и вторым крылом он пробил крышу здания. Воздушное судно просто развалилось на куски, которые разбросало почти по километровой площади. Сессилию нашел под обломками пожарный. После многочисленных переломов и ожогов девочка смогла восстановиться. Родители Сессилии стали жертвами этой же трагедии. Сейчас девушка летать не боится, считая, что «снаряд не бьет в одно место дважды».

5. Девятилетняя Эрика Дельгадо (11 января 1995 г.) оказалась в списке людей, единственно выживших в авиакатастрофах благодаря своей матери. Вместе с семьей она находилась на борту, совершающем рейс из Боготы в Картахену (Колумбия). Причиной страшной катастрофы стала неисправность приборов судна, которое рухнуло на землю при заходе на посадку. В момент падения мать вытолкнула ребёнка из разваливавшегося лайнера, и девочка упала в озеро, заросшее водорослями. Спас ее местный фермер, услышав крики о помощи. Эрика отделалась переломом руки, остальные пассажиры и члены экипажа (52 человека) погибли.

4. Юсеф Джиллали (6 марта 2003 г.) - единственный выживший в авиакатастрофе, произошедшей в городе Таманрассет (Алжир). Самолёт Boeing 737-200 потерпел крушение при взлёте из-за отказа двигателя. Находясь в воздушном пространстве из-за возгорания мотора, судно начало стремительно терять скорость. Боинг упал в каменистой местности, неподалёку от аэродрома и разлетелся на части. Из 104 человек экипажа удалось спастись только двадцативосьмилетнему военнослужащему Джиллали. Пострадавший получил множество переломов и находился в коме. Но спустя сутки молодой человек пришёл в себя, и его жизнь находилась вне угрозы.

3. Воскресным утром (27 августа 2006 г.) в штате Кентукки на борту самолета, совершавшего рейс Лексингтон-Атланта, начался пожар. Машина рухнула в километре от аэропорта. Все пассажиры и члены экипажа (49 человек) погибли. Пожар был настолько сильным, что не было возможности опознать тела. Лишь второму сорокачетырёхлетнему пилоту Джеймсу Полехинке удалось спастись. Пожарные вытащили его из кабины горящим. Причина случившейся катастрофы - использование пилотами более короткой взлетной полосы. В результате этого воздушная машина, протаранив железное ограждение и врезавшись в дерево, разрушилось и загорелось.

2. Тринадцатилетняя Бахия Бакари - единственная выжившая пассажирка, летевшая рейсом Париж - Коморы (30 июня 2009 г.). За считанные минуты до посадки воздушное судно стало стремительно падать и рухнуло в воды Индийского океана. Девочка не может описать обстоятельства произошедшего, так как спала. Предположительно, ее выбросило через иллюминатор. Бахия 14 часов ждала помощи спасателей, дрейфуя в открытом океане на не утонувшем обломке лайнера. Так она оказалась единственной уцелевшей из 153 человек.

1. Бортинженер Александр Сизов - выживший в авиакатастрофе, случившейся 7 сентября 2011 года под Ярославлем. В тот роковой день воздушное судно Як-42 должно было доставить хоккеистов «Локомотива» на матч в город Минск. Проскочив всю взлётную полосу, самолёт начал подниматься с грунта, резко завалившись на левое крыло. После этого машина рухнула, разлетевшись на части, которые отбросило на несколько сотен метров в округе. В себя Александр пришёл только, когда оказался в горящей от керосина реке. Несмотря на многочисленные переломы и последующие операции пятидесятидвухлетнему пассажиру удалось выжить. Причиной трагедии, случившейся на борту Як-42, стала ошибка экипажа при взлете самолёта.

Выжить в авиакатастрофе... Действительно, за всю историю гражданской авиации было множество пассажиров, которым удалось избежать трагедий. Кто-то из них проспал или опоздал на злополучный рейс и благодаря этому остался живым. Но есть и по-настоящему чудесные спасения, объяснить которые просто невозможно. Мы сдеали подборку самых невероятных историй о людях, переживших крушение самолетов.

1. Жуткая авиакатастрофа, произошедшая в Перу в декабре 1971 года, унесла жизни 92 человек. В самолет Lockheed L-188A попала молния, когда он летел над тропическим лесом на высоте 3 км. Лайнер развалился на части и, казалось, в живых никого не осталось. Но спустя 9 дней после трагедии нашелся выживший пассажир "смертельного рейса" LANSA 508 - 17-летняя Джулиана Маргарет Кепке (на главном фото - примеч. Ред. ). У школьницы была сломана ключица, разбито лицо, все тело в синяках. И это - после падения с высоты 3000 метров! Ее нашли не сразу - больше недели Джулиана выживала одна в диких условиях джунглей. Как позже признавалась сама Джулиана, во время крушения самолета ряд сидений, к которому она была пристегнута, вращался, как лопасть вертолета, что и замедлило скорость падения. Повезло ей и в том, что сидения вместе с ней рухнули в густые кроны деревьев, чем смягчили "посадку". Кстати, история, произошедшая с Джулианой Кепке, легла в основу итальянского фильма "Чудеса еще случаются".

2. Как раз эту самую картину "Чудеса еще случаются" вспомнила пассажирка Ан-24 Лариса Савицкая в 1981 году. Женщина возвращалась с мужем из свадебного путешествия, но, к сожалению, их красивая история любви прервалась на высоте 5 км на Дальнем Востоке. 24 августа 1981 года самолет, на котором они летели, столкнулся с бомбардировщиком Ту-16 ВВС СССР . Из 32 человек уцелела лишь 20-летняя Лариса. В момент катастрофы женщина крепко спала, прижавшись к мужу. Очнулась Савицкая от сильного удара - самолет разломился на части. Ее выбросило в проход и несмотря на весь ужас от происходящего, Лариса успела крепко ухватиться за ближайшее кресло и вжаться в него, как героиня фильма «Чудеса еще случаются».

Уже очутившись на земле, Лариса увидела перед собой кресло с телом мертвого мужа. Рядом с ним она прождала спасателей на месте крушения самолета ровно два дня.

Лариса Савицкая дважды упомянута в Книге рекордов Гиннеса: как выжившая в авиакатастрофе и как получившая самую маленькую компенсацию – 75 рублей!

3. Трагедия, произошедшая в Андах, также легла в основу художественного фильма. «Живые» вышли на экраны в 1993 году - через 21 год после печально известной истории. Рейс 571 Уругвайских авиалиний с 45 регбистами и их близкими разбился 13 октября 1972 года. 10 человек погибли сразу, остальным же пришлось 72 дня выживать в горах без еды.

Это страшно представить, но несчастным пришлось даже питаться мясом умерших товарищей. Спустя несколько дней в живых остались лишь 16 человек. Остальные погибли от голода и холода. Выжившие пассажиры были спасены 23 декабря 1972 года.

4. 1972 год был омрачен еще одной авиакатастрофой - 26 января над чешским городком Сербска-Каменице террористы взорвали пассажирский самолет McDonnell Douglas DC-9-3, который летел из Копенгагена в Загреб . Бомба была заложена в багажном отделении и сдетонировала на высоте 10 160 м. 27 пассажиров и членов экипажа погибли. Спаслась лишь 22-летняя стюардесса Весна Вулович . У женщины был проломлен череп, сломаны обе ноги и три позвонка, но тем не менее она была жива.

Последующие 27 дней Весна находилась в коме, а после этого еще 16 месяцев была под присмотром врачей в больнице. Чудесное спасение Вулович занесено в Книгу рекордов Гиннеса как самый высотный прыжок без парашюта.

5. Одна из самых масштабных катастроф в истории японской гражданской авиации произошла 12 августа 1985 года. Boeing 747SR-46 авиакомпании Japan Airlines рухнул около горы Такамагахара в 100 км от Токио .

Из 520 пассажиров удалось выжить только четверым женщинам: 24-летней сотруднице Japan Airline Хироко Есидзаки, 34-летней пассажирке самолета и ее 8-летней дочери Микико, а также 12-летней Кэйко Каваками, которая была найдена сидящей на дереве.

6. Фотография маленькой Сесилии Сичан в 1987 году облетела весь мир. 4-летняя девочка чудом выжила во время крушения самолета в Детройте 16 августа. Трагедия унесла жизни 156 человек, но как в таком происшествии выжила Сесилия - до сих пор большая загадка. McDonnell Douglas MD-82 не смог набрать высоту - лайнер понесло в столб, затем он опрокинулся и, проскользив по дороге, влетел в путепровод.

Во время спецоперации спасатели стали свидетелями душераздирающей картины: крохотная девочка с огромными от страха глазами сидит в своем кресле, а рядом тела ее родителей и 6-летнего брата.

7. В 2009 году мир потрясла еще одна трагедия: у побережья Коморских островов в Индийский океан упал Airbus A310. На борту самолета, совершавшего рейс из столицы Йемена Саны в город Морони, находились 142 пассажира и 11 членов экипажа. Найти кого-то в живых просто не представлялось возможным.

Но чудо все же случилось: спустя 10 часов после трагедии спасатели обнаружили в океане маленькую девочку, которая все это время провела в воде без спасжилета. Кроме того, как позже признался отец малышки, она даже не умела плавать! Бахиа Бакари держалась за обломки самолета.

Шанс выжить при падении самолета стремится к нулю. Но если это и удается, то приходится приложить немало усилий, чтобы дождаться спасателей. Сегодня мы расскажем о жертвах, которым удалось преодолеть этот непростой путь

Аннет Херфкенс

Ее история произошла в 1992 году. Девушки была на борту «Вьетнамских авиалиний» и выжила только благодаря тому, что не была пристегнута ремнем безопасности. Лайнер упал в отдаленном горном районе, после чего Аннет пришлось бороться за свою жизнь. Она сломала челюсть, оба бедра, одно из ее легких не функционировало, но она получала энергию от дождевой воды в джунглях, пока полиция не нашла ее.

Джулиана Кепке

Девушка летела в крошечный город в Перу в джунглях, когда самолет попал в грозу. Машина просто развалилась в воздухе от удара молнии, но пассажирке удалось выжить. Она пролетела почти 3 км, после чего мощные кроны деревьев остановили ее. Травмы были минимальны, но в 70-е годы ждать помощи в лесу было страшно. Кепке спасла себя сама: она двигалась вниз по течению реки, пока не встретила местных на лодке.

Бахия Бакари

Когда самолет потерпел крушение в Индийском океане в 2009 году, ей было всего 15 лет. Там были и другие выжившие, но их голоса быстро затихли. А девушка, цепляясь за обломки, пыталась держаться. Только через 9 часов ее нашел волонтер из спасательной группы.

Нестор Мата

Это журналист. В 1957 году он летел вместе с филиппинским президентом и другими людьми. Крушение произошло в горах, выжил только он. Мужчина пришел в сознание, но его тело было покрыто тяжелыми ожогами. Почти 5 часов он пролежал на земле, пока его не обнаружили местные, которые и спустили его в гамаке с горы. Нестор прожил 92 года.

Джордж Ламсон младший

Тот случай, когда жизнь спас ремень. В 1985 году крылатая машина, в которой он был пассажиром, взорвалась и рассыпалась на куски сразу после взлета. Взрывной волной парня выкинуло из нее. Он оказался пристегнутым в своем же кресле на одной из улиц города.

Весна Вулович

Стюардесса да крушения проработала всего 8 месяцев. В 1972 году лайнер, на котором она выполняла свою работу, взорвался над Чехословакией. Вместе с фюзеляжем молодая женщина пролетела почти 10 километров, но выжила! Она сломала позвоночник в 3 местах, череп и обе ноги. Ее нашли и отправили в больницу, где она длительное время находилась в коме. Стойкая Вулович сумела оправиться и даже начать ходить, но о случившемся ничего не помнит. Однако ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса, потому что она единственный человек, переживший падение с такой огромной высоты.

А вы удивлены этими уникальными случаями? Расскажите о них друзьям – сделайте репост!

В статье представлена информация об авиакатастрофах гражданских воздушных судов (ВС) и летательных аппаратов (ЛА) военно-воздушных сил (ВВС), в которых из всех пассажиров и экипажа выжил всего 1 (один) человек. Дата публикации: 29.07.2011 (обновлено 03.11.2015).

Авиакатастрофа, приведшая к наибольшему числу жертв, из включенных в этот список, произошла 16 августа 1987 года в США. Из 155 человек на борту самолета DC-9-82 в живых осталась только 4-летняя Сесилия Сичан, потерявшая во время ЧП свою семью.

1936 год

Первый зафиксированный случай единственного выжившего после авиакатастрофы - 5 сентября 1936 года. Во время обзорного полета над Международным аэропортом Питтсбурга, США, разбился самолет авиакомпания Pittsburgh Skyways - тип самолета неизвестен. Десять человек погибло, выжила одна 17-летняя девушка, пассажир самолета Линда Макдональд (Linda McDonald).

1941 год

30 октября 1941 года возле американского города Мурхед, штат Миннесота, из-за обледенения крыла с высоты 200-300 метров упал почтовый самолет компании Northwest Airlines. Из 15 человек, находившихся на борту, выжил только пилот Кларенс Бейтс (Clarence Bates).

На фото: самолет Short S.25 Sunderland

1942 год

При невыясненных обстоятельствах 25 августа 1942 года в Шотландии разбился самолет Short S.25 Sunderland, «летающая лодка» Королевских ВВС Великобритании. Среди 14 погибших - член королевской семьи, герцог Кентский Георг, что стало основой версии о теракте. Единственный выживший - 24-летний лейтенант Эндрю Джек (Andrew Jack), летевший пассажиром самолета.

1943 год

Джон Ховард (John Alfred Howard) - 26-летний пассажир рейса 9 авиакомпании Панагра, единственный выживший после авиакатастрофы 22 января 1943 года. Самолет Douglas DC-3 столкнулся с горой в провинции Каравели, Перу, на высоте около 4 тысяч метров. Из-за недостаточной подготовки диспетчеров погибло шесть человек.

«Летающая крепость» Boeing B-17C ВВС США разбился 14 июня 1943 года в районе города Маккай, Австралия. Самолет взлетел во время утреннего тумана и после непродолжительного полета на небольшой высоте упал на землю. Причины катастрофы, во время которой погибло 40 человек, не установлены. Единственный выживший - 22-летний пассажир Фой Робертс (Foye Kenneth Roberts).

Чешский пилот, 32-летний Эдуард Прчал (Eduard Prchal) 4 июля 1943 года оказался единственным выжившим в катастрофе над Гибралтаром при крушении на 16 секунде после взлета самолета 511 эскадрильи Королевских ВВС B-24 «Либерейтор II» (бортовой номер AL 523). В катастрофе 16 человек, включая командующего польскими войсками и премьер-министра польского правительства в изгнании генерала Владислава Сикорского, его дочь, а также начальника штаба генерала Тадеуша Климецки. Во время расследования Прчал не смог внятно объяснить, почему в этот вылет он надел спасательный жилет, хотя обычно не прибегал к такой мере предосторожности, и кем был второй человек, которого видели на крыле упавшего самолёта.

1946 год

5 сентября 1946 года при подлете к аэродрому назначения самолет Douglas DC-3, авиакомпания Trans-Luxury Airlines, столкнулся с землей. Погибло 20 человек. Вероятная причина катастрофы в округе Элко, штат Невада, - ошибка пилота при пространственной ориентировке в условиях сильного тумана. Выжил только двухлетний мальчик Питер Линк (Peter Link), который сидел на руках у матери.

1947 год

Douglas DC-3, рейс 665 авиакомпании Eastern Air Lines, врезался в холм возле города Гэлакс, США, 12 января 1947 года. Из 19 человек на борту самолета выжил только 25-летний Уильям Кис мл. (William Ellis Keyes, Jr.). Причина катастрофы не установлена, предположительно - ошибка пилота.

28 января в Китае, возле города Ухань, спустя 30 минут после взлета разбился самолет Curtiss-Wright C-46 Commando. Погибло 25 человек, выжил только 15-летний подросток Пол Вик (Paul Ashton Vick). Причины падения самолета, вероятно, скрыты, официально - не установлены.

На фото: самолет Douglas DC-3 авиакомпании Air France

1 февраля 1947 года по невыясненным причинам упал и разбился Douglas DC-3 авиакомпании Air France. Катастрофа произошла в Португалии, неподалеку от Лиссабона. Единственный выживший - 38-летний Юджин Леонард (Eugene Leonard). Погибло 15 пассажиров и членов экипажа.

1948 год

10 марта 1948 года, Чикаго, катастрофа Douglas DC-4, рейс 705 авиакомпании Delta Air Lines. Вскоре после взлета (курс на Майами), на высоте 60-100 метров, самолет стал резко задирать нос, пока не стал в почти вертикальное положение. Затем, набрав высоту до 250 метров, перешел в сваливание на правое крыло и в итоге носовой частью врезался в землю. Точные причины потери продольного управления самолетом не установлены. Погибло 12 человек, выжила 33-летняя пассажирка Триполина Мэо (Tripolina Meo).

Ирландия, вблизи международного аэропорта «Шаннон», 15 апреля 1948 года. В ночное время самолет Lockheed L-049 Constellation, рейс 1-10 авиакомпании PanAm, снизился раньше торца ВПП, задел шасси каменный забор и разрушился. В результате катастрофы погибло 30 человек, единственный выживший - Марк Уорст (Mark Worst).

На фото: самолет Douglas DC-4 в Конго

12 мая 1948 года, Douglas DC-4 бельгийской государственной компании в ДР Конго на высоте около 220 метров пoпaл в центр грозового фронта, резко потерял высоту и рухнул в лес, унеся жизни 31 человека. Выживший - пассажир по имени Мутафиш (Moutafis).

Хуан Юй (на кантонском - Вонг Ю) - единственный 24-летний выживший пассажир рейса компании Cathay Pacific, разбившегося 17 июля 1948 года на мысе Макао. Погибло 25 человек.

1949 год

20 ноября 1949 года из-за сложных метеоусловий в Норвегии упал в лес и разбился голландский самолет Douglas DC-3 (компания Aero Holland). На борту было 10 взрослых и 26 детей, из которых выжил только 12-летний Исаак Алляль (Isaac Allal).

1950 год

10-летняя Ольга Рада (Olga Rada) - единственная выжившая в авиакатастрофе 24 мая 1950 года, которая произошла возле города Пасто в Колумбии с самолетом Douglas C-47 Skytrain, авиакомпания LANSA. Самолет по неустановленной причине разрушился в воздухе недалеко от вулкана Галерас, погибло 25 человек.

Япония, 130 километров от Токио, 27 июля 1950 года. Через 20 минут после взлета самолет Douglas C-47 Skytrain, ВВС США, упал в Тихий океан. Причины катастрофы не установлены, обломки опустились на глубину свыше 1500 метров. Из 26 человек выжил только пассажир, 23-летний сержант Хару Садзаки (Haru Sazaki).

На фото: самолет Douglas C-47 Skytrain

30 августа 1950 года возле индонезийского острова Джемаджа разбился еще один Douglas C-47 Skytrain, самолет британских ВВС. По неустановленной причине «Дуглас» упал в Южно-Китайское море, следуя по маршруту Сингапур - Гонконг, погибло девять человек. Единственный выживший - майор Дэвид Лоутер (David Lowther).

1954 год

Деревня Олдбри, графство Хартфордшир, Великобритания. Через четыре минуты после взлета 6 января 1954 года, во время снежной бури, потерял высоту и врезался в деревья самолет Vickers Valetta T.3 Королевских ВВС. Погибло 16 человек, выжил - сержант ПиДи Клифф (P.D. Cliff). Причины катастрофы окончательно не установлены.

На фото: самолет Vickers Valetta T.3

Пауль Олсен (Paul Olsen) получил свой второй шанс в жизни 28 марта 1954 года, когда остался единственным выжившим после авиакатастрофы у острова Медвежий, Шпицберген. Во время падения почтового самолета Королевских ВВС Норвегии погибло 8 человек.

На фото: пассажиры самолета Ли-2 Дальневосточного отделения «Аэрофлота»

26 августа под Южно-Сахалинском потерпел крушение, врезавшись в сопку при заходе на посадку в условиях низкой облачности, самолет Ли-2 компании «Аэрофлот» (Дальневосточное территориальное управление ГВФ, Хабаровская авиагруппа). В результате катастрофы погибло 26 человек, выжил неизвестный подполковник советской армии. Мужчина около 40 лет доставлен в больницу в тяжелом состоянии.

1956 год

Кончетта Финаморе (Concetta Finamore) - единственная выжившая пассажирка рейса LAI Flight 451 компании Linee Aeree Italiane, который разбился 24 ноября 1956 года. 34 человека погибло.

На фото: место крушения президентского самолета Филиппин

1957 год

17 марта 1957 года на Филиппинах, остров Себу, потерпел крушение президентский самолет Douglas C-47 Skytrain. В результате недостаточного набора высоты из-за неисправности электроприборов самолет врезался в гору через 40 минут полета. Погибли 25 человек, включая 7-го президента Филиппин Рамона Магсайсая. Выжил только находившийся в хвосте самолета 31-летний Нестор Мата (Néstor Mata).

На фото: самолет авиакомпании Eagle Aviation Limited

1 мая 1957 года при падении самолета Vickers VC.1 Viking компании Eagle Aviation Limited в районе аэропорта Блэкбуш, графство Гемпшир, погибло 34 человека, в основном, военнослужащие и члены их семей. После падения четыре человека были обнаружены живыми и направлены в больницу, но выжил только один пассажир, имя которого не называется.

1959 год

Из-за ошибки экипажа 30 октября 1959 года самолет Douglas C-47 Skytrain, рейс 349 авиакомпании Piedmont Airlines, врезался в 950-метровую гору Бакс Элбоу, Уайт Холл, Вирджиния, на 100 метров ниже ее пика. Выжившего Фила Брэдли (Phil Bradley) во время удара выбросило из фюзеляжа вместе с сиденьем, на котором он и ожидал спасателей, пристегнутый ремнем безопасности. Остальные 26 человек, находившиеся на борту, погибли.

На фото: самолет Martin 2-0-2 авиакомпании Allegheny Airlines

1 декабря 1959 года, США, Вильямспорт, штат Пенсильвания. При заходе на посадку самолета Martin 2-0-2, рейс 371 авиакомпании Allegheny Airlines, экипаж сбился с курса и самолет врезался в гору. Погибло 25 человек, выжил - Луис Матараццо (Louis Matarazzo).

1967 год

Лейтенант Джозеф Гинет (Joseph «Leo» Guenet), 29 лет, член экипажа Lockheed EC-121H Super Constellation ВВС США - единственный выживший в авиакатастрофе 25 апреля 1967 года. Спустя 8 минут после взлета «Локхида» экипаж сообщил о пожаре в третьем двигателе и попросил экстренную посадку на острове Нантакет в Атлантическом океане. Однако самолет не долетел до ВПП, а упал в воду в нескольких километрах от острова. Погибло 15 человек.

1968 год

Неизвестный солдат срочной службы был единственным выжившим в катастрофе Ил-18 в Чунском районе Иркутской области 29 февраля 1968 года. Самолет рейса 15 «Аэрофлота» по невыясненной причине упал с высоты около 8000 метров. На высоте 1000 м из-за запредельных нагрузок Ил-18 разрушился. В результате катастрофы погибло 83 человека.

1970 год

Во время разбега по ВПП в городе Куско, Перу, 9 августа 1970 года у самолета Lockheed L-188 Electra авиакомпании LANSA (рейс 502) заглох и загорелся третий двигатель. «Локхид» все-таки взлетел, и пилоты запросили экстренную посадку. Во время разворота самолет накренился, потерял высоту, упал на землю и загорелся. В результате ненадлежащей эксплуатации самолета и ошибочных действий экипажа погиб 101 человек (2 на земле). Единственный выживший в этой авиакатастрофе - 26-летний пилот Хуан Лоо (Juan Loo).

1971 год

6 июня 1971 года пилот, лейтенант Кристофер Шисс (Christopher E. Schiess) единственный выжил при столкновении самолета ВМС США и гражданского рейса 706 авиакомпании Hughes Airwest. Погибло 50 человек.

На фото: Джулиана Кёпке на месте авиакатастрофы

Перу, Арекипа, 24 декабря 1971 года, трагедия рейса 508 авиакомпании LANSA, ставшая основой для фильма «Чудеса еще случаются». Самолет Lockheed L-188 Electra пoпaл в зону сильной турбулентности через несколько минут после взлета. Через 20 минут полета в «Локхид» ударила молния. Самолет начал разрушаться в воздухе на высоте 3,2 километра и упал вглубь тропического леса. Получив перелом ключицы, единственная выжившая пассажирка Джулиана Кепке (Juliane Koepcke) через 9 дней самостоятельно вышла к людям.

1972

Весна Вулович (Vesna Vulović), 22-летняя стюардесса, единственная выжившая в авиакатастрофе самолета DC-9-30 (рейс JAT 367) 26 января 1972, рядом с деревней Сербска Каменице в Чехословакии. После катастрофы Вулович 27 дней находилась в коме, а затем еще 16 месяцев оставалась в госпитале. Она продолжила работать в авиакомпании, но уже на наземной работе (у нее были повреждены череп, ноги и три позвонка).

Весна Вулович занесена в Книгу рекордов Гиннесса как выжившая при свободном падении без парашюта с рекордной высоты: 10 160 метров (33 316 футов).

1973 год

22 июля 1973 год, возле города Папеэте на Таити упал в Тихий океан Boeing 707-321B рейса 816 компании Pan Am. При взлете самолет поднялся на высоту 100 метров, а затем завалился влево и рухнул в воду. Погибло 78 человек - все, кроме Нила Кэмпбелла (Neil James Campbell). «Боинг 707» опустился на глубину около 700 метров, бортовые самописцы не были найдены, причины катастрофы не установлены.

На фото: носовая часть разбившегося Ту-134А

1979 год

22 марта, СССР, Лиепая. Из-за ошибки экипажа и УВД, допустивших нарушение центровки самолета, произошла катастрофа грузового рейса Ту-134А компании «Аэрофлот». Погибло четыре человека, выживший член экипажа - бортмеханик Юрий Дмитриевич Степанов, который, в отличие от своих товарищей, был пристегнутым при взлете.

30 мая 1979 года разбился самолет DHC-6 (De Havilland Canada) Twin Otter, рейс 46 авиакомпании Downeast Airlines. По неустановленной причине при посадке в аэропорту города Рокланд, штат Мэн, США, самолет зацепил деревья и разбился. Погибло 17 человек, в живых из находившихся на борту «Ди-эйч-си» остался только 16-летний пассажир Джон Маккаферти (John McCafferty).

1981

Савицкая Лариса Владимировна, единственная выжившая в катастрофе самолета Ан-24 (рейс «Аэрофлот» 811), произошедшей 24 августа 1981 года возле Комсомольска-на-Амуре. Молодая 20-летняя девушка находилась в хвосте и осталась в живых после столкновения самолетов в воздухе: АН-24 столкнулся с бомбардировщиком Ту-16 на высоте 5220 м. Погибло 37 человек.

Лариса Савицкая была включена в российское издание Книги рекордов Гиннесса как выжившая после падения с высоты более 5000 метров и получившая минимальную сумму компенсации физического ущерба (75 руб. в деньгах 1981–1982 годов).

2 сентября 1981 года, Колумбия, город Пайпа. Из-за перегрузки не смог набрать необходимую высоту и при совершении левого поворота врезался в холм самолет Embraer EMB 110 Bandeirante авиакомпании Taxi Aereo el Venado. Погиб 21 человек, выжил только 26-летний пассажир Ремберто Апарисио (Remberto Aparicio).

1983 год

30-летняя Мелисса Келли (Melissa Kelly) - единственная выжившая в катастрофе 30 апреля 1983 года, которая произошла с самолетом военно-морских сил США Convair CV-340 возле города Джэксонвилл во Флориде. Экипаж принял решение о возврате в аэропорт вылета, когда вскоре после взлета загорелся один из двигателей самолета, но Convair CV-340 упал в воду за 125 метров до начала ВПП. Погибло 14 человек.

На фото: Ту-154 компании «Аэрофлот»

23 декабря 1984 года в катастрофе Ту-154, летевшего рейсом Красноярск - Иркутск, погибло 110 человек. Имя единственного выжившего при крушении самолета рейса 3519 «Аэрофлота» 27-летнего мужчины, не называется.

1985 год

Вскоре после взлета Lockheed L-188A Electra с аэродрома Рино в штате Невада в самолете началась сильная вибрация из-за открывшегося лючка на крыле. Экипаж рейса 203 авиакомпании Galaxy Airlines совершил ошибку: решив, что детонация вызвана сбоем в работе турбин, пилоты снизили тягу двигателей, самолет потерял скорость и упал на территории кемпинга. Единственного выжившего пассажира, 17-летнего Джорджа Лэмсона (George Lamson), вместе с сиденьем выбросило из фюзеляжа за секунды до взрыва, в котором погибло 70 человек.

Как мы видим, самолеты становятся с годами больше, соответственно и количество пассажиров увеличивается...

1987 год

Кот-д’Ивуар, Абиджан, 3 января 1987 года. Авиалайнер Boeing 707, рейс 797 авиакомпании Varig, разбился при заходе на аварийную посадку после отказа двигателя. Погибло 50 человек, в живых остался только один пассажир, профессор Неуба Йессох (Neuba Yessoh).

16 августа 1987 года при взлете из аэропорта Детройт Метрополитан, штат Мичиган, экипаж не выпустил закрылки и предкрылки самолета рейса 255 авиакомпании Northwest Airlines. В результате лайнер McDonnell Douglas DC-9-82 потерял скорость и разбился за пределами ВПП. Причиной неисправности системы предупреждения о готовности полета стало сознательное отключение электрического предохранителя неизвестным лицом. В этой катастрофе погибло 156 человек (два на земле), единственная выжившая - четырехлетняя девочка по имени Сесилия Сичан (Cecelia Cichan).

На фото: Сесилия Сичан через несколько лет после катастрофы

8 декабря 1987 года погибли футболисты и другие члены спортивного клуба «Альянса», а также болельщики команды, возвращавшиеся в Лиму. При повторном заходе на посадку (из-за неисправности шасси) в Международном аэропорту Джорджа Чавеса самолет ВМС Перу Fokker F27-400M слишком рано снизил высоту, правым крылом зацепил поверхность океана, перевернулся и разрушился. Жертвами авиакатастрофы в Перу стали 42 человека. Единственный выживший - лейтенант Эдильберто Вильяр (Edilberto Villar), который числился членом экипажа, но странным образом его роль в экипаже установлена не была.

1988 год

Неизвестный мужчина оказался единственным выжившим в авиакатастрофе 11 декабря 1988 года, произошедшей под Ленинаканом с самолетом Ил-76М Военно-воздушных сил СССР. Этот везунчик находился в кабине КамАЗа, погруженного в самолет, когда тот врезался в гору при заходе на посадку. Погибло 77 человек.

1990 год

Туркменская СССР, Ашхабадская область, близ Бахардока, 19 ноября 1990 года. Из-за производственного дефекта произошло разрушение главного редуктора несущего винта Ми-8Т, борт СССР-22389, компании «Аэрофлот». Вертолет упал с высоты 1200 м, столкнулся с землей и взорвался. Командир воздушного судна А. Бурмистров выжил, благодаря тому, что его выбросило через остекление кабины при взрыве, остальные 15 человек, находившиеся на борту, погибли.

На фото: выживший в авиакатастрофе индонезиец Бамбанг Сумади

1991 год

Самолет Lockheed C-130 Hercules, борт A-1324 ВВС Индонезии, возвращался с празднования Дня вооруженных сил 5 октября 1991 года. На борту находились летчики, принимавшие участие в официальных мероприятиях. По неустановленной (или скрытой) причине самолет потерял управление и врезался в учебный центр Министерства труда в районе аэропорта Халим Перданакусума, город Джакарта. В результате крушения «Локхида» погибло 135 человек (2 на земле), выжил - Бамбанг Сумади (Bambang Sumadi).

1992 год

Ливийский лидер Ясир Арафат - единственный выживший в авиакатастрофе, произошедшей 7 апреля 1992 года. Обстоятельства крушения малоизвестны: самолет летел из Хартума в Триполи, пoпaл в песчаную бурю и упал в пустыне. Погибло не менее четырех человек.

На фото: Аннет Херфкенс, пассажирка вьетнамского самолета рейса 474

14 ноября 1992 года при заходе на посадку в условиях тропического шторма отклонился от курса к международному аэропорту Камрань и врезался в вершину горного хребта самолет Як-40 Вьетнамских авиалиний (рейс 474). Погибли все члены экипажа и пассажиры (30 человек), кроме 31-летней Аннет Херфкенс (Annette Herfkens). Спасателям понадобилось 8 дней, чтобы добраться до обломков самолета.

На фото: Эрика Дельгадо с родственниками

1995 год

Девятилетняя Эрика Дельгадо (Erika Delgado), юная пассажирка рейса 256 Колумбийских международных авиалиний, стала единственной выжившей после катастрофы самолета McDonnell Douglas DC-9 возле города Боливар 11 января 1995 года. По неустановленной причине самолет потерял управление и упал с высоты в 3000 метров. Погибло 52 человека.

24 сентября 1995 года в катастрофе самолета MIAT Mongolian Airlines погибло 42 человека, спасся единственный человек - 27-летний Улзиибаяр Санджаа (англ. Ulziibayar Sanjaa).

1997 года

Штурман Сергей Петров, 37 лет, остался в живых после авиакатастрофы в районе аэропорта Шарджа, ОАЭ. В тот день, 15 декабря 1997 года самолет Ту-154, рейс 3183 Таджикских авиалиний, при заходе на посадку из-за ошибки летчика опустился ниже необходимой высоты, потерял скорость и упал в пустынной местности. В результате падения лайнера погибло 85 человек.

На фото: обломки рухнувшего Boeing-737 в пустыне

2003

Юсеф Джиллали (англ. Youcef Djillali), 28 лет, гражданин Алжира, военнослужащий. 6 марта 2003 года летел из Таманрассета в Гардаю (Алжир). Из-за отказа двигателя при взлете самолет Boeing 737-200 Алжирских авиалиний (рейс 6289 компании Air Algérie) потерпел крушение в пустыне Сахара. На борту находилось 97 пассажиров и 6 членов экипажа, все, кроме одного, погибли.

Мухамед эль-Фатех Осман (англ. Mohammed el-Fateh Osman), 3 года, гражданин Судана. 8 июля 2003 года летел с мамой из Порт-Судан в Хартум. Самолет Boeing 737-200 (бортовой номер ST-AFK) Суданских авиалиний (рейс 139) потерпел крушение в Красном Море, не долетев до аэропорта Хартум. На борту находилось 117 пассажиров и членов экипажа, все, кроме одного, погибли. Самолет загорелся в воздухе. Очевидцы говорят, что падающий самолет был похож на гигантский огненный шар. На месте падения спасатели обнаружили маленького мальчика.

На фото: лейтенант Фаркаш с женой после катастрофы

2006 год

Преждевременное снижение высоты и ошибка в пространственном ориентировании привела к авиакатастрофе 19 января 2006 года, которая произошла в Приштине, Сербия, с бортом 5605 Воздушных сил Словакии. В результате падения самолета Ан-24 погибло 42 человека. Единственный выживший - лейтенант Мартин Фаркаш (Martin Farkaš), бывший пассажиром самолета.

27 августа 2006 года, при взлете с аэропорта города Лексингтон, штат Кентукки, пилоты авиакомпании Delta Connection перепутали номер ВПП и начали взлет по более короткой полосе. В результате самолету Bombardier Canadair Regional Jet (рейс 5191) не хватило длины разбега, он выкатился за пределы ВПП, протаранил железное ограждение, врезался в деревья, разрушился и загорелся. Катастрофа унесла жизни 49 человек. Единственный выживший - 44-летний второй пилот Джеймс Полехинке (James Polehinke).

На фото: бывший летчик Джеймс Полехинке с супругой

2007 год

Ирак, город Балад, 9 января 2007 года. Абдулькадир Акыз (Abdülkadir Akyüz) остался единственным уцелевшим пассажиром Ан-26 (борт ER-26068) молдавской авиакомпании AerianTur-M. Самолет разбился при посадке в аэропорту, погибло 34 человека. Существует несколько версий причин катастрофы, включая плохие погодные условия и теракт (есть основания полагать, что молдавский Ан-26 был сбит ракетой).

На фото: спасатели эвакуируют Франческу Льюис, что заняло около 4 часов, до места, доступного вертолету

12-летняя Франческа Льюис (Francesca Lewis) - единственная выжившая в авиакатастрофе самолета Cessna 172, который врезался в склон вулкана Бару в Панаме 23 декабря 2007 года. В трагедии погибли все, находившиеся на борту, включая мультимиллионера Майкла Кейна и его 13-летнюю дочь Талию. Франческу обнаружили через два дня после падения «Сессны» в труднодоступном горном районе.

2008 год

В условиях плохой видимости 8 октября 2008 года в районе аэропорта им. Тэнцинга и Хиллари в городе Лукла, Непал, пилот сбился с курса и самолет De Havilland Canada DHC-6 Twin Otter (рейс 103) авиакомпании Yeti Airlines врезался в гору. В результате катастрофы оборвались жизни 18 человек. Единственный выживший - командир экипажа Сурендра Кунвар (англ. Surendra Kunwar).

2009 год

Канада, остров Ньюфаундленд, 12 марта. Вертолет Sikorsky S-92, обслуживавший нефтяное месторождение Хайберния, упал в океан во время полета к нефтяной платформе. Выжил только 28-летний Роберт Декер (Robert Decker), 17 человек погибло.

На фото: Байя Бакари на больничной кровати в июле 2009 года

Байя Бакари (англ. Bahia Bakari), 14 лет, гражданка Франции. 30 июня 2009 года летела вместе с матерью из Марселя на Коморские острова. Самолет Airbus А-310-300 Йеменских авиалиний (рейс IY 626) потерпел крушение в Индийском океане вблизи Коморских островов. На борту находилось 153 пассажира, все, кроме девочки-подростка, погибли. Байя не получила при катастрофе физических травм, пострадала только от переохлаждения после пребывания в воде в течение 14 часов. В 2010 году она опубликовала автобиографию «Выжившая».

На фото: 9-летний Рубен ван Ассоу в госпитале после операции

2010 год

Рубен ван Ассоу (Ruben van Assouw), 9 лет, гражданин Нидерландов. 12 мая 2010 года летел вместе с родителями из Йоханнесбурга в Триполи. Самолет Airbus A330-200 ливийской компании Afriqiyah Airways (рейс 771) потерпел крушение при заходе на посадку аэропорта Триполи из-за ошибки пилотов. На борту находилось 93 пассажира и 11 членов экипажа, все, кроме одного, погибли. Ребенка обнаружили в сознании среди обломков. У мальчика сломаны ноги, но основные жизненные показатели в норме.

25 августа 2010 года при подлете к аэродрому Бандунду в ДР Конго врезался в дом борт 9Q-CCN авиакомпании Filair, самолет Let L-420UVP. Из-за недостатка топлива или технической неисправности погибли 20 человека. К сожалению, нет данных по единственному выжившему в этой катастрофе.

2011 год

4 апреля в городе Киншаса, Демократическая Республика Конго, не справился с управлением Bombardier CRJ 100 в сложных метеоусловиях грузинский пилот Georgian Airways, перевозивший груз и пассажиров по заказу ООН. В результате удара о DGG самолет раскололся на две части и загорелся. Погибло 32 человека. Единственный выживший - Франсис Муамба (Francis Mwamba).

Александр Сизов, 42 года, инженер по авиационному и радиотехническому обслуживанию самолета Як-42 (рейс AKY-9633), потерпевшего катастрофу 7 сентября на маршруте Ярославль - Минск. Самолет разбился при взлете с аэропорта «Туношна» из-за ошибки экипажа. Самолет выкатился за ВПП, не успел набрать высоту, столкнулся с радиомаяком, врезался в землю и взорвался. Погибло 44 человека, включая игроков хоккейного клуба «Локомотив».

На фото: Як-42 за пять лет до катастрофы

2014 год

11 февраля 2014 года разбился военно-транспортный самолет Lockheed C-130H-30 Hercules, летевший из Таманрассет в Константину, алжирская провинция Умм-эль-Баваки. Не долетев до места назначения, самолет разбился в гористой местности, погибло 77 человек. Спасся 21-летний Нимер Джеллул (англ. Nimer Djelloul).

2015 год

Самолет Ан-2 компании «Казахмыс», совершая 20 января перелет из Балхаша в Шатырколь, Шуский район Жамбылской области Казахстана, разбился на подлете к месту назначения. Погибло шесть человек, выжила Асем Шаяхметова.

По материалам Википедии - свободной энциклопедии

Безопасность пассажиров самолетов

Специалисты Университета Гринвича (Лондон) в 2008 году провели исследование, данные для которого брали из анализа обстоятельств гибели 105 человек в авиакатастрофах. Также были опрошены почти 2 тыс. человек, выживших при крушении самолетов.

Результаты показали: наиболее безопасны кресла у прохода, не более чем в пяти рядах от аварийного выхода.

По мнению ряда специалистов, кресла бортпроводников безопаснее кресел пассажиров, поскольку они расположены спинкой вперед. Предлагалось даже развернуть кресла пассажиров, но нововведение не было внедрено из-за нежелания пассажиров летать спиной вперед. Кроме того, при полете самолета на крейсерском режиме с положительным углом атаки, пассажиры, сидящие лицом против полета, будут «сползать» из кресел, так как при таком положении самолета подушка кресла находится под отрицательным углом к горизонту.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Огромное количество людей боятся летать, опасаясь погибнуть. Они читают о том, как выжить в авиакатастрофе, прекрасно зная, что вероятность оказаться в такой ситуации довольно мала. И хотя шанс попасть в автомобильную аварию гораздо выше, пугают высота и беспомощность. Впрочем, ответ на вопрос, выживали ли люди в авиакатастрофах, - да. И это уже вселяет надежду. Более того, некоторым из них удалось спастись в условиях, где все остальные погибли. И не в последнюю очередь так произошло благодаря их разумным действиям.

Причины авиакатастроф

Шанс погибнуть во время полета гораздо меньше вероятности выиграть в лотерею. Тем не менее несколько раз в год происходят трагедии, уносящие жизни сотен людей за раз. Естественно, это пугает, даже если остаются выжившие в авиакатастрофах. Фото с мест аварии настолько впечатляют, что многие впоследствии отказываются от полетов, если есть другие варианты. Но если вдуматься, все-таки самолет - один из наиболее безопасных видов транспорта. Да, как и в любом другом случае, здесь есть свой риск. На самом деле причин, по которым что-то может пойти не так, не слишком много.

Во-первых, это человеческий фактор. Это наиболее вероятная причина, поскольку отказы техники без участия людей - довольно редкое дело. Все системы безопасности дублируются и проверяются перед каждым полетом, в то время как человеческие возможности, в том числе время реакции, внимание, скорость и качество принятия решений несовершенны. В 70% случаев, когда происходят те или иные происшествия, как с жертвами, так и без них, речь идет именно о том, что люди сделали что-то не так.

В остальных 30% виноваты технические сбои, не связанные с ошибками персонала, а также комплексные причины. В эту же категорию обычно относят происшествия, так и оставшиеся загадкой.

Конструкции самолетов постоянно совершенствуются, инженеры, электрики и другие специалисты работают над тем, чтобы минимизировать участие людей в процессе полета. Межгосударственный авиационный комитет, правительства стран, производители воздушных судов - в расследовании причин каждого инцидента заинтересовано достаточно большое количество сторон, а потому этому уделяется серьезное внимание. И поскольку довольно редко жертвами становятся все без исключения пассажиры, по их рассказам становится ясно, как выжить в авиакатастрофе. На самом деле это вполне возможно, даже если авария произошла на огромной высоте. И уж тем более были люди, выжившие в авиакатастрофах, случившихся на земле. Итак, что нужно для того, чтобы спастись?

Крупнейшие авиакатастрофы

Самой страшной трагедией, в которую были вовлечены самолеты, считается теракт, произошедший 11 сентября 2001 года. В этот день погибло почти 3 тысячи человек. Однако, строго говоря, эти катастрофы не попадают под определение а это значит, что первенство все-таки не за ними.

  • Наиболее многочисленной с точки зрения количества жертв по сей день считается трагедия на острове Тенерифе, произошедшая в марте 1977 года, когда на взлетно-посадочной полосе столкнулись два воздушных судна. Всего погибло почти 600 человек. Истории выживших в авиакатастрофе ужасают до глубины души - из числа спасшихся 12 пассажиров просто помутились рассудком.
  • В 1985 году мир поразила крупная авария в Японии. Самолет потерял управление, что повлекло за собой 520 жертв.
  • Еще одно столкновение, но на этот раз уже в воздухе, произошло в ноябре 1996 года в Индии. Почти 350 погибших.
  • В марте 1974 года в результате взрывной декомпрессии под Парижем разбился самолет турецких авиалиний. Жертвами стали 346 человек.
  • В результате теракта, произошедшего в июне 1985 года, в 70 километрах от ирландского Корка погиб авиалайнер с 329 людьми на борту.
  • В августе 1980 года в результате пожара на борту в районе Эр-Рияда стали жертвами 301 человек.

Лишь 30 из 100 самых крупных за всю историю авиации катастроф случились в XXI веке. Выживали ли люди в авиакатастрофах? Конечно, хоть и не в каждой. Разумеется, после любого, даже самого незначительного происшествия, проводится тщательное расследование, по итогам которого могут быть приняты решения об усилении мер безопасности в аэропорту, улучшении работы диспетчеров и других наземных служб, а также конструкции самолетов и внедрении новых систем управления. Так что с каждым годом шанс выжить в авиакатастрофе, если она случится, становится все выше. А сама вероятность ее возникновения - все ниже.

Можно ли выжить в авиакатастрофе?

Многие считают, что это совершенно невозможно. На высоте в 10 тысяч метров очень холодно, мало кислорода, да и приземление вряд ли будет мягким. Однако факты, а также рассказы выживших в авиакатастрофах, говорят о том, что возможность благополучного исхода есть почти всегда.

В предыдущем параграфе были перечислены наиболее многочисленные по жертвам аварии, однако существует огромное количество инцидентов, в которых количество пострадавших было минимальным или вовсе равнялось нулю. Естественно, в первую очередь все зависит от действий пилотов и экипажа вообще, но и сами пассажиры, если не создают панику и соблюдают спокойствие, в критической ситуации могут спастись.

Итак, как удается выжить в авиакатастрофе? Единой инструкции, как действовать, не существует, однако можно просто знать и соблюдать некоторые рекомендации на этапе сборов и посадки в самолет. Ну а если все-таки возникнет, тут, скорее всего, в дело вступят инстинкты, хотя будет лучше сохранить голову холодной.

Наиболее безопасные места в салоне

Считается, что в самолете некоторые зоны во время полета более благоприятны для выживания, чем остальные (в случае непредвиденных обстоятельств). В общем и целом это действительно так. Исследования, основанные на авариях, произошедших в последние 30 лет, подтверждают это, как и выжившие в авиакатастрофах. Фото разрушенных лайнеров тоже наводят на определенные мысли. Но обо всем по порядку.

Во-первых, чем ближе к выходу, тем лучше - это так. Близость к аварийным или штатным дверям в некоторых ситуациях может спасти жизнь, но только в том случае, если не поддаться панике и все сделать правильно. По идее, открытие запасных выходов - задача экипажа, но сделать это может и пассажир, если это необходимо.

Во-вторых, задняя часть самолета обычно безопаснее, чем передняя. При столкновениях лоб в лоб, сходе с ВПП, пожарах и т. д. обычно в первую очередь страдает кабина самолета и прилегающие к ней зоны. Если лайнер теряет управление, то хвост также приземляется вслед за носовой частью. Таким образом, в ряде случаев не самые удобные места могут спасти жизнь - здесь шанс более или менее благополучного завершения полета достигает 66%. Истории выживших в авиакатастрофах зачастую это подтверждают, правда, с одной оговоркой - нужно правильно себя вести.

Порядок действий

Выжившие в авиакатастрофах в России или за рубежом могут рассказать о некоторых нюансах, которые и так известны всем, но почему-то постоянно забываются. Стоит еще раз их повторить.

Во-первых, начать готовиться можно еще дома - надеть в самолет удобную одежду, не стесняющую движений, иметь в ручной клади что-то теплое. Предпочтение следует отдавать хлопку и шерсти, поскольку они хуже горят. Также стоит обратить внимание на удобство обуви.

Во-вторых, нужно слушать экипаж во время инструктажа. Да, разумеется, тем, кто летает несколько раз в год, эти правила кажутся скучными и понятными без всяких повторений. Но стоит хоть раз подумать о том, что эти инструкции могут пригодиться. Даже те, кто слышал их много раз, в критический момент могут растеряться и запаниковать вместо того, чтобы вести себя правильно, в то время как экипаж регулярно проходит тренировки. Рассказы выживших в авиакатастрофах подтверждают, что слушать бортпроводников крайне важно.

В-третьих, усаживаясь на свое место, стоит сделать две вещи: не ставить в верхний отсек тяжелые сумки, посчитать количество рядов кресел между выходом и собой, а также запомнить это число. В условиях задымлености видимость будет на нуле, и это знание может спасти жизнь.

В-четвертых, как только поступила команда пристегнуть ремни, необходимо это сделать. Даже когда табло выключится, лучше оставлять их в прежнем положении. Даже если авиалайнер всего лишь войдет в не стоит рисковать своим здоровьем - удар головой тоже не самое приятное в путешествии самолетом.

Это то, что необходимо знать и делать, просто садясь на свое место в современном лайнере. Ну а если речь пойдет о том, как можно выжить в авиакатастрофе, то стоит рассмотреть отдельные ситуации, хотя в них есть очень много общего. Разумеется, очень сложно осознанно действовать, если опасность приходит внезапно - взрыв, столкновение и т. д. Но если шанс есть, стоит его использовать на все 100 процентов.

Отказ управления и жесткая посадка

Поломки электронных систем и другого оборудования - довольно редкое дело. И если просто небольшие неполадки все-таки случаются и даже могут остаться незамеченными пассажирами, то более серьезные проблемы зачастую приводят к аварийной посадке в ближайшем аэропорту. Это, однако, не значит, что все в порядке - в случае поломок все, кто находится на борту, должны следовать инструкциям экипажа. В данной ситуации в первую очередь все зависит от того, удастся ли никому не поддаться панике. Могут быть неожиданные и резкие маневры, сброс высоты, в общем, самое важное, что нужно сделать, - пристегнуть и затянуть ремень, снять с шеи шарфы, галстуки, цепочки и т. д., еще раз подумать, как добраться до аварийного выхода и сохранять спокойствие.

Если ожидается, что посадка будет жесткой, стоит вспомнить и о специальной позе, которая позволит защитить тело и голову от лишних травм. Кресло должно быть в вертикальном положении, пассажир сидит, сильно уперев руки в спинку впереди и кладет голову на них. Другой вариант - нужно максимально согнуться, обхватив себя руками за бедра и положив голову на колени. Именно это знание спасло 9-летнего голландца, когда при посадке в Триполи погибло более сотни человек, в том числе семья мальчика. Как только становится понятно, что что-то не так, даже если речь идет всего лишь о зоне турбулентности, стоит вынуть из карманов любые острые предметы, которые могут нанести раны.

Декомпрессия

Разгерметизация салона - тоже не слишком частое, но встречающееся явление. Если это не в результате которой самолет буквально разваливается на части, то шанс выжить в авиакатастрофе довольно неплохой. Основная проблема в этом случае - гипоксия. На этот случай в салоне есть кислородные маски, которые находятся над головой пассажиров и при необходимости вываливаются автоматически. Как только они появились, следует немедленно их надеть, а не только прижать к лицу. Тем, кто сопровождает детей, стоит подавить родительские инстинкты и вначале позаботиться о себе. Да, в этом случае лучше проявить потому что если взрослый потеряет сознание, то помочь детям будет уже некому. Сразу же стоит приготовиться к внезапной потере высоты - согласно своим инструкциям, пилоты будут снижаться максимально быстро. В остальном, опять же, следует соблюдать спокойствие и следовать всем указаниям бортпроводников.

В этом и предыдущем случае при жесткой посадке также стоит опасаться пожара и задымления. Если это произошло, во-первых, необходимо опуститься как можно ниже и защитить дыхательные органы, во-вторых, накрыться пледом или плотной одеждой, чтобы спастись от открытого огня, и в-третьих, пробираться к любому аварийному выходу, стараясь избежать толпы и давки. Истории выживших в авиакатастрофе, случившейся в Паго-Паго в 1974 году, это легко проиллюстрируют. 97 пассажиров не смогли быстро выйти из загоревшегося лайнера, пытаясь покинуть его через переднюю дверь, в то время как четверо спасшихся счастливчиков выбрались через запасные.

Захват воздушного судна

Благодаря усилиям всех стран по борьбе с терроризмом эту ситуацию можно назвать крайне маловероятной. Но лучше все-таки знать, что делать в этом случае. По большому счету, вести себя следует примерно так же, как и при любом другом захвате в заложники - самолет ничем принципиально не отличается. Как и в любой другой из описываемых чрезвычайных ситуаций, нужно постараться сохранять максимальное спокойствие. Если в ходе захвата самолета кто-то был ранен, необходимо оказать ему помощь, не подвергая себя при этом опасности. Не стоит провоцировать террористов на излишнюю агрессию, возмущаясь, крича или громко плача. Никаких резких движений и сопротивления, особенно, если нет необходимых навыков. Когда происходит захват заложников, практически моментально начинаются переговоры, направленные на их освобождение. Если они проваливаются, в определенный момент начинается штурм. И вот здесь самое умное, что можно сделать - упасть на пол, закрыв глаза и уши, при этом стоит держаться от угонщиков подальше. Специально подготовленные люди справляются с нейтрализацией террористов гораздо лучше простых обывателей, и в некоторых случаях удавалось обойтись минимумом жертв, которые позднее смогли рассказать, как выжить в авиакатастрофе. Ультразвуковой сканер, рентгеновский аппарат, специальные программы, помогающие выбрать особенно подозрительных пассажиров для специальной проверки - новые технологии тоже помогают бороться с терроризмом.

Приводнение

Помимо того, что уже ранее было сказано о жесткой посадке, в данной ситуации также необходимо вспомнить о специальных жилетах, которые хранятся под каждым креслом. По команде экипажа или без нее, если стало ясно, что приземление произошло на воду, нужно его достать и надеть. После этого необходимо покинуть салон самолета через аварийные выходы, расположенные на крыльях. Не стоит прыгать, если аварийный трап не развернут - высота составит около 3 метров. Нужно привести жилет в действие и соскользнуть на животе ногами вперед в воду. Далее следует дожидаться помощи и стараться двигаться. Жилет спасет от утопления, но от переохлаждения он избавить не в силах. В 2009 году именно это средство помогло 13-летней пассажирке дождаться спасателей, на прибытие которых ушло почти 14 часов.

О выживших

Человек - существо невероятных возможностей. В экстремальных ситуациях многие люди показывают чудеса силы, выносливости, сообразительности. Кому-то просто невероятно везет, а кто-то спасается благодаря тому, что все делал правильно. Здесь уже звучало несколько примеров того, как вели себя люди, выжившие в авиакатастрофах. Но стоит упомянуть и еще нескольких.

Сложно не вспомнить о знаменитой Весне Вулович, которая могла бы рассказать, как выжить в авиакатастрофе при падении с высоты в 10 тысяч метров. Можно сказать, что ей просто повезло: в момент катастрофы девушка потеряла сознание, находясь в хвосте самолета, падение смягчили деревья и тела других пассажиров, а еще ее очень быстро обнаружили, так что несмотря на серьезные травмы и длительную реабилитацию, она смогла вернуться к полноценной жизни спустя 1,5 года после трагедии. Тем не менее, отрицать ее волю к жизни и мужество невозможно.

Безусловно, были и выжившие в авиакатастрофах в России и СССР, показавшие себя настоящими героями. Такой пример - Лариса Савицкая, державшая рекорд до Вулович. Ее история о том, как люди выживают в авиакатастрофах, тоже достойна внимания. Летом 1981 года она с супругом как раз возвращалась из свадебного путешествия, когда пассажирский лайнер столкнулся с военным самолетом. Члены экипажа погибли практически мгновенно, воздушные судна развалились на части, и обломки стали падать вниз. В момент катастрофы Лариса проснулась от удара и перепада температуры. 8 минут заняло падение обломка, на котором она находилась, пока он не приземлился на березовую рощу, смягчившую посадку. Несколько часов девушка оставалась без сознания, а очнувшись, обнаружила рядом с собой тело мужа. Ее нашли 2 дня спустя, когда спасатели уже не надеялись обнаружить живых. Кстати, как признавалась Лариса, в какой-то момент ей вспомнился эпизод фильма "Чудеса еще случаются", в котором девушку спасло то, что она прижалась к креслу, даже не будучи к нему пристегнутой.

Кстати, упомянутая кинолента была снята по истории еще одной девушки, которая могла бы рассказать, как выжить в авиакатастрофе и добраться до людей сквозь джунгли. 17-летняя Джулиана Кепке летела со своей матерью на рождественские каникулы к отцу, но рейсу не суждено было завершиться благополучно. С высоты в 3 километра самолет упал в глубину джунглей после попадания в его крыло молнии и пожара. В течение следующих 9 дней девушка, опираясь на знания о тропических лесах, полученных от отца, пыталась выйти к людям, и ей это удалось. Она была единственной спасшейся.

Итак, как уже было сказано, ответ на вопрос, можно ли выжить в авиакатастрофе, положительный. Есть много примеров как чудесных спасений, так и благополучных исходов благодаря осознанным правильным действиям. Так что не стоит пренебрегать скучными инструкциями - за ними стоят чьи-то жизни.