Очень любит путешествовать и уже успела побывать в Центральной и Южной Америках, Юго-Восточной Азии, США и многих странах Европы. Но очередная поездка в Великобританию стала для путешественницы не совсем обычной – в Лондоне была запланирована свадьба родственницы Дарьи, поэтому компанию девушке составила вся общая родня из Минска. Как собрать родственников в Великобритании, гульнуть на английской свадьбе, арендовать 3 машины на 15 человек и показать старшему поколению, что самостоятельное путешествие – это очень круто – читай ниже.

Подготовка, аренда авто и все родственники в сборе

Свадьба двоюродной сестры моего мужа Кати (она уже 10 лет живет в Лондоне) и англичанина Тома в конце декабря прошлого года стала отличным поводом, чтобы собрать всю нашу беларусскую родню и рвануть в Англию. А потом всем вместе отправиться в большое путешествие по Великобритании и там же встретить Новый год.

Предводителем и главным организатором путешествия единогласно выбрали моего мужа Макса. У нас за плечами уже были десятки пройденных маршрутов по Азии, США, Центральной и Южной Америке, Европе. Макс подошел к делу ответственно: долго продумывал маршрут с учетом пожеланий других участников, заранее забронировал машину и жилье. Всего нас было 15 человек и 3 машины.

Машину бронировали в Sixt в аэропорту Станстед за несколько месяцев до поездки – это отличный способ сэкономить. Наше путешествие выпало на рождественские каникулы и многие прокатные фирмы подняли стоимость аренды. Аренда авто Peugeot 3008 нам обошлась в £ 250 на 7 дней (и £ 300 блокировали на карте). Стоимость бензина в Великобритании – £ 1,2-1,3 за литр. Мы отказались от страховки, хотя работник Sixt очень уговаривал нас взять эту самую страховку. К слову, после путешествия мы решили, что в следующий раз обязательно ее купим. Потому что при возврате машины к нам придрались из-за крошечных сколов от камней на лобовом стекле. Хорошо хоть штраф не взяли.

Мы с мужем летели в Лондон из Вильнюса, а родители и другие родственники – из Минска. В ночь перед вылетом родителям позвонили сотрудники Belavia и сообщили, что рейс в Лондон откладывается на неопределенное время. В лондонском аэропорту Гатвик обнаружили два летающих дрона над взлетно-посадочной полосой, аэропорт закрыли. Но все, к счастью, обошлось, и беларусская родня вылетела всего лишь на несколько часов позже запланированного времени.

Кое-что об английской свадьбе

Свадьба Кати и Тома проходила в готической часовне Королевского колледжа в Кембридже. Часовня эта была построена в XV веке, и сам сэр Ньютон венчался здесь. Молодожены ждали в очереди целый год, чтобы обвенчаться именно в этом месте. Великолепие часовни не передать словами: витражи цветным калейдоскопом отливают под лучами света, резной 30-метровый потолок взлетает будто в небо, а старинный орган играл еще на свадьбе Ньютона.

Волшебной флейтой внутри часовни пел хор, все освещали свечи, а жених Том был одет в традиционный свадебный костюм: полосатые брюки, жилетку, яркий галстук и фрак. На шляпках английских дам шелестели перья. Шляпка для женщин, как и фрак для мужчин – обязательные элементы наряда на английской свадьбе.

Когда под руку с папой плыла невеста Катя, длинный шлейф ее платья несли детишки в костюмах гномов, а замыкала шествие свидетельница. Английская церемония венчания длится так долго, что дети успели даже уснуть на скамьях под проповедь священника.

Дальше нас ждал фуршет в здании Королевского колледжа, где смешались английские и беларусские гости. Пока разносили крошечные закуски и напитки, англичане увлеченно болтали. Любимые темы: кем мы приходимся молодоженам, погода, политика, хорошо ли нам жить в Беларуси. Англичане нам рассказали, в чем разница между английским языком в Великобритании и Америке. По их версии отличие в том, что американцы всегда говорят то, о чем думают, поэтому и язык у них проще. А англичане никогда не скажут свои мысли напрямую – вместо этого начнут вести витиеватые разговоры.

За пустыми свадебными столами не было майонезных салатов и миллионов закусок. Ведущих и конкурсов на английской свадьбе тоже не найти. А если вы пришли на праздник парочкой – вас рассадят и разбавят англичанами, дабы беседы и дальше лились рекой.

На английских свадьбах речь в виде тоста говорят только 3 человека: отец невесты, жених и свидетель. Дарить наличные деньги жениху и невесте на свадьбе не принято. Молодожены заранее составляют список того, что им необходимо для счастливой совместной жизни. Гости выбирают из списка и отправляют подарки по почте. Ну а деньги можно перечислить на специальный счет (honeymoon fund).

После праздничного ужина все гости пустились в пляс. Беларусские родственники привезли с собой даже танцы: польку, ойру и хороводы (даже специально занимались с хореографом). Англичане были в диком восторге – таких танцев они еще не знали, но быстро все подхватывали. Ну а после танцев гости тихо-мирно разошлись по домам.

Пьяный Ливерпуль

На следующий день мы, 15 человек из разных поколений и времен, поехали дальше – в наше большое путешествие. Сказать, что все обалдели праворульных авто и от левостороннего движения, – значит ничего не сказать. Это был настоящий взрыв мозга, особенно для старшего поколения. Хотя весь формат нашего путешествия, с ежедневными переездами и ночевками в отелях и апартаментах Airbnb, в принципе, был в новинку для наших старших родственников.

Первой остановкой был Ливерпуль. Добрались затемно, заселились в отель. Все тут же отметили дань английской традиции и приверженность принципам экономии – даже в отеле краны с горячей и холодной водой были раздельными. Чтобы помыть руки водой комфортной температуры, надо заткнуть пробкой слив раковины и набрать туда воду.

Ливерпуль показался мне слегка навеселе: толпы пьяных людей, грязные улицы, шумные пабы. Мы прошлись по знаменитой улице пабов Matthew street, заглянули в The Cavern club, где первый раз выступили Битлз, оказались на Альберт-док. Альберт-док – это множество модных баров и клубов в зданиях бывших складов и доков города. Вечером тут включают подсветку и гавань преображается.

Ливерпуль дышит историей Битлз: музей Битлз, скульптуры каждого из участников группы, паб, где любила выпить пинту пива известная группа, сувенирный магазин.

«Все наше путешествие было наполнено экономией и заботой старших родственников: из супермаркетов выносились огромные сумки на тот самый «мало ли что» случай, еда бережно перевозилась из одного города в другой»

Типичная Шотландия и Рождество по-беларусски

Дальше мы дружно отправились в шотландский Глазго, заглянув по дороге Лэйк-Дистрикт парк. Природа в «старой доброй Англии» и «типичной Шотландии» (как любит говорить папа моего мужа) даже зимой волшебна.
В Глазго мы попали поздним вечером, накануне Рождества. На улицах ни души, все закрыто, сверкает огнями елка на главной площади, кусает за щеки мороз. Пообещали себе еще вернуться сюда – Глазго достоин более тщательного осмотра.

Затем мы выдвинулись в старинный город Инвернесс, который встретил нас мостами, перекинутыми через реку Несс, и замком Inverness Castle на холме. Возле города находится деревня Tom Aitinn, где производят известный шотландский виски Тоmatin. А сам Инвернесс – отличная отправная точка для дальнейшего путешествия по трассе NC500.

Рождество в Великобритании – семейный праздник. За несколько дней до праздника в магазинах можно купить специальные рождественские пирожки с изюмом – mince pies, а заведения готовят праздничное меню. Но 25 декабря и следующий день – День подарков (Boxing day) – официальные выходные. В эти дни не работают даже заправки.

Мы встречали Рождество в доме, арендованном на Airbnb. На столе вместо традиционной индейки была картошечка, потому что папа мужа другой еды не признает.

Вообще, все наше путешествие было наполнено экономией и заботой старших родственников: из супермаркетов выносились огромные сумки на тот самый «мало ли что» случай, еда бережно перевозилась из одного города в другой. А по вечерам мы устраивали настоящие вечеринки с запасами из магазинов, захваченным «на всякий пожарный» из Минска коньяком и обменом эмоциями от проведенного дня.

Трасса NC500

Проезжая по одной из самых красивых трасс – NC 500, мы только и успевали восхищаться природой Шотландии – высокогорьем Хайленд. Царственные леса сменялись горами, в тумане утопали деревушки и овечки на зеленых полях, вдали появлялись старинные замки как с картинки. На узких холмистых дорогах у старшего поколения замирало сердце и автоматически закрывались глаза – так им было непривычно ездить по такой местности. В этот же день мы попали в настоящий шотландский замок на холме с привидениями – Данробин, где снимал сцены фильма «Барри Линдон» Стенли Кубрик. Это было 26 декабря, внутрь замка мы не попали и не увидели ни одного туриста поблизости. Но ворота, ведущие в сад, были открыты, и мы смогли осмотреть строение со всех сторон. Замок принадлежит шотландскому роду Сазерленд. Вокруг стороения разбит огромный сад с фонтанами и редкими растениями, а с холма открывается вид на море. Летом здесь проводят концерты и разные ивенты. Крайне впечатляющее место.

К слову, передвигаться по дорогам Великобритании очень удобно. Через каждые 30-40 километров тут есть специальные парковки с большими фудкортами и магазинами. Перед поездкой я волновалась, что мне, вегетарианке, будет нечего есть в британских заведениях. Но даже в самой глухой деревушке в меню всегда были опции для веганов и вегетарианцев.

Виски-тур, хаггис и 400-летний паб

Дальше по плану был Эдинбург. Старшее поколение отправилось в виски-тур (из которого они сделали вывод, что коньяк все равно круче). Младшее (то есть мы) – гулять по городу. На рождественской ярмарке мы прокатились на летающей каруселе, почти касаясь руками памятника писателю Вальтеру Скотту. Потом перепробовали все местные блюда под звуки шотландской волынки: хаггис – бараньи потроха с овсянкой (есть и для вегетарианцев), нипс и таттис – пюре из брюквы и картошки, шотландские пироги с начинкой, фадж – молочный ирис. Дальше прошлись по Королевской миле (Royal mile) – старинному запутанному кварталу, который ведет к замку Эдинбурга. Затем забрались на холм Калтон-Хилл (Calton Hill), откуда открывается вид на весь город. А под вечер заглянули в 400-летний паб «Последняя капля». По легенде, раньше он находился на пути к городской виселице, и каждому приговоренному разрешалось выпить здесь последнюю пинту пива.

Чудеса прогресса и новые навыки

Завершилось наше путешествие в Лондоне. Город был переполнен туристами, шопинговая Оксфорд-стрит не вмещала в себя людей, в центре все передвигались буквально гуськом. Лондон сиял, как волшебная шкатулка, гудел и раздувался от людей. Это был наш третий раз в Лондоне, поэтому мы старались больше времени проводить в тихом районе, где сняли квартиру, чем в переполненном людьми центре.

«Было здорово наблюдать за взрослыми родственниками: они выходили из своей привычной среды, всему удивлялись и с осторожностью принимали что-то новое»

К концу поездки мы наконец уговорили родителей и других родственникам воспользоваться благами цивилизации. Установили им карты на телефоны, рассказали как прокладывать маршрут, познакомили с Uber. Взрослые были в восторге! Теперь они сами, без нашей помощи, передвигались по городу. Они даже обменяли старые фунты на новые, применив волшебные русские слова «мы туристы».

Путешествие подарило нам огромный опыт взаимодействия со старшим поколением в пути. Мы учились взаимодействовать друг с другом, уважать и принимать. Было здорово наблюдать за взрослыми родственниками: они выходили из своей привычной среды, всему удивлялись и с осторожностью принимали что-то новое. А мы счастливы, что смогли показать своим родным, как можно путешествовать без привычных шаблонов и границ.

Лайфхаки для путешествия по Великобритании на авто:

1. Бронируй машину заранее в прокатных фирмах с большим количеством хороших отзывов. Это отличный способ сэкономить и избежать проблем при возврате машины.

2. Покупай страховку при аренде авто. Даже незначительные повреждения могут вылиться в большую сумму.

3. Будь морально готов(-а) к левостороннему движению. Но не волнуйся слишком – водители в Великобритании очень вежливые и всегда уступают дорогу.

4. Во многих городах Великобритании – беда с парковками, плюс они чаще всего платные. Поэтому всегда уточняй наличие парковки возле отелей и арендованных квартир.

5. В центр Лондона или других крупных городов лучше не ездить на машине – устанешь от пробок и движения. Двухэтажные городские автобусы – отличная альтернатива.

6. На трассе всегда можно остановиться на специальных парковках со множеством магазинов и кафе, чтобы какое-то время передохнуть.

Фото: Дарья Андрианова , cookiesncandies, Marina Weishaupt, static.thousandwonders.net, www.telegraph.co.uk, www.visitscotland.com, handluggageonly.co.uk

Как оказалось, доехать на машине до Англии и потом вернуться - это вполне реальное мероприятие. После поездки в Питер на концерт RHCP машина была оставлена в Рязани (отчет о поездке: )

В итоге маршрут получился такой: Рязань - Москва - Брест - Дрезден - Брюгге - Хул - Лидс - Лондон - Довер - Кале - Берлин - Бобровники - Рязань - Нижний Новгород - Уфа - Челябинск

Осторожно трафик и много букаф
Вступление:
Когда я говорил, что поеду или ездил в Англию на машине, то у людей сразу возникал вопрос: "На фига? На самолете дешевле же!". Это действительно так, но хотелось именно авто путешествия, чуть более продолжительного чем поездка в Питер (мое первое самое дальнее путешествие). Более того, было достаточно удачное стечение обстоятельств. Наша фирма, по факту, является техническим отделом английской фирмы. В один из приездов, сидя в бане с Big Boss, мы с другом рассказали о наших планах съездить в Питер на машине, на что нам было встречно предложено: "А до Англии слабо?". Идея поселилась в голове. А что? Жить в Англии где найдется, мб будет оплачена часть расходов на поездку итд итп..

В итоге машина была поставлена на прикол в Рязани после поездки в Питер в июле и дожидалась нас до сентября - там в Че обратно, возможно по пути заехав в Лондон.

Начались томительные месяцы ожидания, переписки и подготовки документов, за это время я даже успел жениться=)

Подготовка

К вопросу подготовки мы подошли несколько по-раздолбайски: запланировали пару отелей, почитали пару статей, выписали телефоны нужные. вот и все..

с собой взяли следующее:
Документы:
- Загранпаспорт
- Страховка на машину (зеленая карта вышла около 1500 на 2 недели)
- Английская виза
- Шенгенская виза(получали через Испанию)
- Фотокопии всех документов
С подготовкой виз особых проблем не возникло кроме того, что паспорта с визами пришли часа за 4 до отправления поезда, и до этого момента мы точно не знали, есть ли виза или нет.

Навигация:
- Навител 5.х по России и Белоруссии, по европе, как запасной вариант 3.х + карты openstreetmap.org
- Гармин, был взят у знакомых попользоваться, какие карты там были не знаю... но вел более менее адекватно, кроме польши(не знал А2)
- Атлас дорог России и европы, правда старый, примерно 2000 год
- Карта Польши (купили на заправке в самой польше, т.к. навигатор врал безбожно)
- Пара распечаток из гугло карт, как доехать до нужных адресов

После Питера осталось:
- Растроитель прикуривателя
- Навигатор
- Зарядка для телефона
- Набор инструментов
- Книжка по ремонту
- Запчасти(ремень генератора, предохранители, 2 спу)
- Насос, запаска, знак аварийной остановки

Дополнительно взяли:
- Предохранители для электроники от прикуривателя (т к был не очень радостный опыт остаться в Казахстане без навигатора из-за сгоревшего предохранителя)
- Лекарств на все случаи жизни
- Светоотражающий жилет
- Термосы
- Надувная кровать
- Кальян
- Навигатор с гармином
- Старый win mobile телефон с навигацией
- Набор лампочек для всех фар

Поездка

Почему-то нашу идею с поездкой никто не поддержал, и в итоге мы поехали вдвоем в два руля на chevrolet lanos 2007г с кондером, с пробегом на момент выезда из Рязани чуть менее 80к отправились в путь.

По приезду оказалось что за 2 месяца умер аккумулятор (забыли снять клемму), и прикипело заднее правое колесо - не самое радужное начало путешествия. Но эти проблемы были успешно решены, и на машине появились наклейки, символизирующее путешествие.

Стоит уточнить, что мы с другом немного разделились: он поехал на день раньше дабы подготовить машину, а я остался дожидаться наши паспорта. После моего приезда в Рязань на поезде и небольшого перекура на душ мы поехали в Дрезден. Несмотря на воскресение, москва нас встретила "небольшими" заторами в движении. До Белоруссии доехали легко, несмотря на скромный ливень.

если сломаются навигаторы, то будем лететь по пачке беломора(с) старый советский анекдот
респект работникам заправки шел, налили кипятка за так, когда остальные не хотели
утя бдит!

Удивило полное отсутствие границы: только один знак на синем фоне да навигатор нас обрадовали, что мы уже за пределами России.

Дороги в Белоруссии приятно удивили. Хотели ехать через Бобровники, но не нашли их в навигаторах, а если находили, то навигаторы вели через такие дебри, что решили ехать через Брест. были без инета, так что не знали где какая очередь. По пути заправлялись дешевым белорусским бензином (кстати, кто-нибудь может объяснить почему он дешевле чем в России?)


мы где то здесь:

Когда приехали в брест мы были в печали... мы планировали пройти границу ночью за час другой, а вылилось это в 3-4 часа, но нам потом рассказали, что это не самое страшное, что бывает

отстояв часа 1.5-2 заезжаем на таможню


курим часок другой


и едем на польскую часть границы

снова ждем


и все! мы в еврозоне!

Польша нас встретила интересной организацией 2-хполосной дороги: полосы две, но есть еще широкая обочина, куда перестраиваются, чтобы дать возможность обогнать. И если тебе в лоб летит кто-то, то тоже надо перестроиться на обочину... здесь так принято..


по такой дороге проехали до Варшавы, там нас глупая женщина из навигатора провела через самый центр, при почти пустом баке и отсутствии заправок по пути. Вдобавок мы поколесили по загородным трассам около 150-200км, пока не выехали на 4 полосную платную дорогу до Берлина(по пути назад мы узнали, что эти 4 полосы начинаются почти от самой Варшавы). Где-то в районе Варшавы мы заблудились.. аборигены ни по-русски, не по-английски не понимают, только жестами показали, где находится Берлин=)

где мы???

чуть позже была польская платная дорога, едь себе и все.. неинтересно. мы где-то здесь:


с германских автобанов, глупая женщина свела нас в какие дебри... у них там ооочень узкие дороги и знак "не въедьте в дерево"

кстати, это все еще первый наш перегон. осталось ехать около 200-300км до отеля. встретили кого-то с 74 регионом на черном крузаке, поморгали, но он улетел дальше..

и вот мы в отеле в Дрездене(3* вышел около 40 евро без завтрака на двоих)

наш перегон составил 31 час и 2200км, сей час будем тестировать полькой пиво татра


(та еще гадость оказалась) и гулять по городу.


конечно не забудем продегустировать местное пиво


ничё так оказалось, оно победило в тот в пивном соревновании
Справка: по пути мы решили пробовать хотя бы по 2 пива в день и выбирать лучшее

мы уже здесь, идет второй день, мы едем в Брюгге:


Германия порадовала своими автобанами, но не ценами на бензин и платными туалетами на заправках.


максимум шли около 170 по навигатору с горки при попутном ветре(расхождение со спидометром составляло около 10км\ч), и еще нас как стоячих обходили. в среднем поток идет около 135-145, в нем держаться было относительно реально, если только не ехать в горку. а так все-таки сказывается 86 лошадок под капотом...

По пути попытались заехать в Кёльн, но не получилось, т.к. пробки и непонятные ограничения на въезд

кто нибудь знает про них?

По пути была Голландия, город Herlen, куда мы удачно заехали(предвосхищая вопрос, нет не купили - продают только местным)

поразило, что везде платные парковки и светофоры для велосипедистов

Решили немного похулиганить и оставили свою метку на столбике:


поехали дальше, мы уже здесь:

и делаем так


в Бельгии на дорогах оказались ямки.. и не в одном месте

В Брюгге было пара фэйлов:
первый - заправки ночью работают только автоматические и принимают только мастер кард. и местные не хотят заправить со своей карты и взять нал, в итоге заправлялись дешевым белорусским бензином

второй фэйл - приезжаем по указанному адресу, а отеля нет... оказалось городом ошиблись. нам нужен был Оосткамп Брюгге(респект кому-то с открытым вайфаем, т.к. у нас не было распечаток с координатами отеля, только адрес)

перегон закончился(около 900км и 9.5 часов), отель 4* вышел 70 евро на двоих, завтрак не включен, теперь можно и пивка


левое Leffe безоговорочный победитель этого вечера.

На следующее утро у нас было около 10 часов до парома. пошли гулять


купили ужасный сыр... он так вонял через 3 пакета, что не доехав до Че был выброшен


едем в центр города, там какие-то надписи про парковку справа..


брусчатка

и жесть с парковкой, чтобы сюда залезть мы потратили около 15 минут(сантиметров по 15 спереди и сзади)


мы здесь


рядом с башней

не будь как все, наплюй на правила


проверили местное пиво Kwak, оно просто бесподобно, пожалуй лучшее за всю поездку:

пришлось узнавать, сколько промилле разрешено в Бельгии, что бы его попробовать(до выезда на паром осталось около 4 часов)

закупились в дорогу:

До порта ехали и не знали точного адреса, куда ехать, но все оказалось просто, на дороге стоят указатели на терминалы - заблудиться сложно

пока стояли в порту и ждали погрузки, решили перетрясти вещи

автоугадайка №1:

есть идеи?

мы здесь:

вот и погрузка:

закончился еще один день путешествия, около 20км в пути, паром Брюгге - Хул вышел 139 фунтов, плыть около 14-16 часов. Паром приятно порадовал
в каюте есть все необходимое

а в баре даже рояль есть и не просто есть - на нем играют

по традиции пивной батл

победило левое Belle-Vue

утром встречали рассвет:

мы прибыли в Англию! сейчас будет паспортный контроль:

поехали!

так проходит паспортный контроль

очень доброжелательный дядечка, был несколько удивлен, но пожелал удачи

первые метры с левосторонним движением, наша цель - Лидс

по трассе ехать достаточно легко, только летчики теперь справа

на других трассах несколько дискомфортно психологически, но потом привыкаешь

ах да, на кольцо надо выезжать налево и двигаться по часовой стрелке, не как у нас, короче..

немного поплутав, опоздав на 1.5 часа на работу(была мысль написать в рассылку "опаздываем на работу, т.к. опоздали паром и не рассчитали со временем"). нашли офис

заселились в корпоративную квартиру в тихом английском спальном районе

Дорога Хул - Лидс заняла около 2 часов и 120км

по традиции пивной батл

Сидр Bulmers с нижней фотографии всех победил

Респект Свете и Толику за вкусный ужин, а Жене за веселую компанию

Следующий день провели в офисе, может кто знает, что за ошибка это вылазит при установке win2008 r2? может из-за памяти сбойной быть?

вечером, в пятницу(а это была пятница), была небольшая вечеринка

Гинес был бесподобен.

местный английский паб тоже

На следующей день мы поехали в Лондон

очередная автоугадайка №2

красные автобусики... ммм..

с парковкой в Лондоне плохо, даже если парковочное место прилагается к апартаментам

Прогулка по Лондону: надпись на пешеходном переходе как-будто намекает:

цены не радуют:

на abbey road творится жесть

все лезут перейти, кадры портятся, водители нервничают.

автоугадайка №3:

никто не хочет на темную сторону? там говорят печеньки есть:)

с парковкам тут жесть, эвакуируют всех

Пробыв пару-тройку дней в Лондоне, мы поехали домой. Предстояло 5000км

из города выехали без приключений и направились в Довер, чтобы сесть на паром.

встречаются прикольные знаки:

В порту

мы здесь:

а уже в Кале

правда тут был фэйл.. мы планировали приплыть в Кале, но приплыли в Данкрик, вместо Кале, т к купили не тот билет. Но европа маленькая, 30 км не крюк

а это уже правда Кале

думали это сигналка глючит, но нет... плюнули на все, решили ехать как есть. До Варшавы доехали отлично - 4 полосы(навигатор упорно не знал про них),.доехали до Белостока, и началась попа... как вы помните, поворотники не работают, загорелась чек эндж, ночь, туман, на обочине животные бегают, узкая лестная дорога, более 3к км до дома, все это как-то демотивирует... для разрядки решили писать видео: навел камеру, поматерился туда и с чистой совестью едешь дальше. помогало.

За 5км до границы началась колонна припаркованных фур, по-глупости мы стояли за ними. оказалось, что там две очереди. мы встали в метрах 700 от въезда до границы, протыркались около 3 часов в процессе выяснения, почему народ лезет по обочине, узнали о мифической третьей очереди: те кто не планируют возвращать налог после покупок в ЕС... в итоге прошли границу за 20 минут!!! поляк, что-то долго возился с документами, расспрашивал про путешествие.

На территории Белоруссии началась жесть, туман... было около 3 ночи, ни черта не видно, поспали 3 часа на заправке, поехали дальше. туман хоть и остался, но было более-менее светло

на заправке увидели наледь, не сильно мотивирует опять же, но радовало, что градусники кажут больше 0 и где-то там было солнце

Это уже было воскресение. подъехали к Москве. на въезде увидели официалов шевроле, решили заехать - попросили 2к за диагностику... за реле 650. да-да поворотники не работали т.к. реле залипало... а вот, где реле стояло, мы не знали. ни в литературе, которая была с собой, ни на-ощупь не нашли.
В итоге нам сделали диагностику, показали где реле и показали что за ошибки(чек загорался из-за ошибок на датчике внешней температуры). постучали по старому реле, взяли около 800р за все
респект сотрудникам гема моторос за понимание

Оставшиеся 240км до Рязани мы ехали около 6 часов... почему в навигаторах нет кнопки "объехать Москву"?

В Рязани за 5км до вписки нас первый раз за все путешествие (а это уже более 10к км) остановили сотрудники ДПС(проехал прямо с полосы только налево), но посмотрев стикеры и выслушав рассказ, отпустили восвояси
Максу респект за кальян, душ и мясо=)

около 2к км и 41 час в пути

Теперь последний перегон домой!

вроде ничего сложного, правда реле опять начало глючить. купили на трассе новое за 60р. поставили - не работает, поменяли - работало 50км... ну как можно так делать детали? в итоге почистили старое реле - работает до сих пор.

До Набережных Челнов дорога была неинтересная... а вот потом дождь, град. за 20км встретил лису, белку и зайца... Лезут на пролом!!! едем 60 км/ч. Где-то за 100км до Уфы ДТП, проехать невозможно - поехали в объезд через соседнюю дорогу. пробили колесо, колесо в багажнике, багажник забит по самую крышку.. поменяли, промокли. заканчивается бензин. заблудились, выехали через Дюрдюли на М7, пропустили сворот на объездную, проехали через весь город...

Расходы:
Бензин 36,5к(из них 7800 - Че-Питер-Рязань)
Паромы 10к
Платные дороги 1.5к
Отели(4 ночевки) 8к
Визы на человека 10к
Пиво около 50 евро, но не более 100, с учетом кафе.

В пути потребили
12л воды питьевой
3л кипятка
5л энергетиков

Выводы? Бойтесь желаний своих, ибо они исполняются.

P.S. чукча не читатель, чукча писатель. если нашли орфографические, пунктуационные ошибки, то пишите в личку

Этим летом мы с семьей решили побывать в Великобритании. По сложившейся традиции, организацией путешествия занимались самостоятельно.

Кстати, едва ли не самой сложной задачей в этом процессе стало получение британской визы. Квест в общей сложности занял не меньше двух месяцев – документы удалось сдать со второго раза, получить – с третьего или четвертого. Имела место и необходимость сдать копии документов, не указанные в списке требований на сайте визового центра, и ошибочная отправка готовых паспортов в другой город. Поэтому тем, кто собирается отправиться в Соединенное королевство, советуем озаботиться вопросом получения визы максимально заранее – за три месяца до поездки. Кстати, виза действует как на всей территории Великобритании, так и в Ирландии.

Планируя маршрут поездки, мы хотели составить целостное впечатление о стране, увидев мегаполисы, небольшие городки, природу, и побывав в разных частях Англии и Шотландии, отличающихся климатом, ландшафтом, имеющих свою культурную и историческую специфику. Из Москвы мы прилетели в Лондон, откуда, взяв напрокат машину, отправились к Западному побережью Англии, и далее – через центр страны — на Северо-Восток. Затем мы двинулись в центральную часть Шотландии, завершив двухнедельный маршрут в Эдинбурге.

К слову сказать, мне больше всего запомнился не Лондон, красивый и интересный, но напоминающий другие многолюдные европейские столицы и предлагающий ожидаемый список известных достопримечательностей, а небольшие городки и отдельные дорожные впечатления.

Одно из самых ярких ждало нас уже при переезде из Лондона к первой «сельской» стоянке в небольшой английской деревушке. Навигатор решил провести нас по наиболее короткому (по километражу) маршруту, уведя с трассы на разветвленную сеть грунтовых однополосных дорог, проложенных сквозь поля и обсаженных плотной ежевичной изгородью. Мы окрестили их «кроличьими тропами». Это название появилось неслучайно – каких только зверушек мы ни встретили на этих проселках за время нашего пути – кроликов, фазанов, барсука – некоторые из них с достоинством пересекали дорогу, другие судорожно бежали впереди автомобиля до ближайшей развилки.

В зависимости от времени суток ездить по этим дорогам можно на средней скорости от 10 до 20 километров в час, а потому впоследствии, если это было возможно, мы отдавали предпочтение большим магистралям. Тем не менее, мы были благодарны этим тропкам за атмосферу викторианской Англии, которую ощущали, проезжая многочисленные усадьбы и деревушки со старинными фермерскими домами, церквушками и живописными деталями типа каменного горбатого мостика со статуей над крохотной речушкой или зеленого туннеля, образованного переплетенными над дорогой кронами деревьев.

Отдельного упоминания заслуживают места, куда мы заезжали по пути нашего следования, каждое – со своей изюминкой и необычным колоритом. Хотелось бы перечислить все, однако ограничусь наиболее яркими. Среди расположенных в Англии стоит упомянуть древний Стоун Хэндж – грандиозное каменное сооружение, которое исследователи относят к эпохе неолита и бронзового века. Город Бат, основанный древними римлянами и сохранивший термы (римские бани) с огромным бассейном. Стратфорд-на-Эйвоне – родину Уильяма Шекспира, где на маленькой пешеходной улочке с уютными магазинчиками и кафе мы увидели дом, где родился великий драматург. Портовый город Уитби, расположенный на Северном море, с разрушенным аббатством. Солсбери, где в кафедральном соборе с самым высоким в Англии шпилем, хранится одна из четырех старинных копий Великой хартии вольностей.

Поездка в Шотландию невозможна без посещения главного города этой части Великобритании – Эдинбурга. Очень красивый город с компактным историческим центром. Здесь вы найдете все: средневековый замок, где можно бродить целый день, великолепные готические сооружения, роскошную Королевскую милю – улицу с дорогими магазинами, где можно приобрести кашемировое пончо или элитный виски, Роуз Стрит с кучей ресторанчиков и баров, в которых вы весело проведете вечер.

Городок Форт-Вильям расположен у подножья самой высокой шотландской горы Бен-Невис на берегу озера Лох-Линн. В Форт-Вильяме можно заглянуть на вискокурню Бен-Невис и укрепить свое мужество одноименным виски перед встречей с чудовищем Несси, которое по легенде обитает неподалеку, в озере Лох-Несс.

Город Алекзандрия неожиданно встречает огромным, почти безлюдным торговым центром, расположенным в здании ушедшей в небытие автомобильной марки Argyll.

И, конечно, не стоит забывать, что Шотландия славится своими замками. Нас больше всего впечатлил Эйлин-Донан, где снимался фильм «Горец».

Отдельного упоминания заслуживает британская природа. Идиллические поля равнинной Южной и Центральной Англии, холмистая Северная Англия с более суровой природой и холодным Северным морем, гористая Шотландия, напоминающая Норвегию, только вместо фьордов – длинные и узкие разломные озера. И везде – свободно пасущиеся на бесчисленных пастбищах коровы и овцы.

Ну, и напоследок несколько ценных бытовых наблюдений, которые вам пригодятся при поездке в Англию: не забудьте взять с собой переходник для розеток – они отличаются от европейских; переходя дорогу, обязательно сначала смотрите направо, а потом – налево, т.к. в Англии левостороннее движение; обращайте внимание на единицы измерения и не забудьте узнать эквиваленты таких мер как пинта, миля и галлон.



Прочитали рассказ? Теперь можно и поиграть. Спорим, не выйграете!


Обсуждение: оставлено 4 коммент.

    Авто муж бронировал на economycarrentals.com. Там можно ввести даты, на которые хотите забронировать машину, в каком городе планируете ее забрать, и сайт выдает соответствующие предложения прокатов — так что можно будет выбрать конкретный прокат, подходящий класс автомобиля, условия проката, стоимость и т.п. Доп. бонус от использования этого поисковика — скидка на цену, которую предлагает прокатная контора, если вы пришли в нее с экономикар. Конкретный авто вы выбрать не сможете — только класс, в рамках которого вам будет предоставлен автомобиль, имеющийся в наличии. Если будет несколько — сможете выбрать, в принципе на сайте указано, какие машины данного класса у них есть. Мы брали Hyundai I30 и i40 — очень удобные машинки для семейных путешествий. Цена сильно зависит от страны, от доп.оборудования, которое вы хотите использовать, типа страховки и т.п. Перед тем, как брать машину, стоит почитать про различные виды страховок, наличие бесплатных парковок там, куда вы собираетесь, платных дорогах, стоимости бензина и т.п. Иначе издержки на авто могут существенно превысить запланированную сумму. Эту инфу можно найти в поисковиках, в т.ч. в рунете, на форумах путешественников и т.п.

    Очень понравился Ваш рассказ о поездке, какой-то природный магнит в Вас, «Навигатор решил провести нас по наиболее короткому (по километражу) маршруту, уведя с трассы на разветвленную сеть грунтовых однополосных дорог, проложенных сквозь поля и обсаженных плотной ежевичной изгородью. Мы окрестили их «кроличьими тропами». Это название появилось неслучайно – каких только зверушек мы ни встретили на этих проселках за время нашего пути – кроликов, фазанов, барсука – некоторые из них с достоинством пересекали дорогу, другие судорожно бежали впереди автомобиля до ближайшей развилки.» Этот рассказ вызывает очень добрые и любопытные чувства, читаю и в голове сказка как будто это все происходит со мной, признаюсь погрузили меня в то доброе детство) Спасибо Вам). Хотел бы спросить если не секрет в какую сумму обошлась такая замечательная поездка, начиная с оформления визы заканчивая всеми мелочами включая плату за парковку? ну или хотя бы примерную сумму еще раз Вам спасибо.

    Очень впечатляющий рассказ и сама поездка на автомобиле. Мне тоже повезло побывать в Англии в далёком 1985 году в составе профсоюзной делегации по программе обмена профсоюзными группами.Конечно, времена были советские и свободы самостоятельного передвижения тогда не было. Всё было организованно и программа была утверждена заранее. В основном это был Лондон и его окрестности. Программа была очень насыщенной и крайне интересной. Не всякий турист увидит то, что увидел я. Чтобы не быть голословным, приведу программу нашего пребывания в Англии.
    Туристическая профсоюзная поездка в Англию в 1985 году Путёвка – 280 рублей
    Пролёт — 170 рублей
    Валюта — 47 рублей
    Уважаемый товарищ Багаутдинов А.Н.!
    Вам оформлен выезд в Великобританию по туристической путёвке.
    Прошу Вас внести в любую сберкассу на расчётный счёт облсовпрофа № 00695406 в Липецком горуправлении Госбанка 497,07 рублей за путёвку, пролёт, валюту.
    Квитанцию из сберкассы и паспорт необходимо принести в облсовпроф (ул. Советская, 7 ,к.111) до 21 мая 1085 г.
    Инструктаж туристов состоится в облсовпрофе (к.109) 5 июня 1985 года. В 15 часов, иметь при себе 50 рублей на обмен валюты.
    Выезд из Липецка 12 июня в 21-30.
    Возвращение в Липецк 27 июня в 7-30.
    Тел. 4-11-69, 4-71-38.
    Зав. отделом облсовпрофа И.В.Теньков
    Приложение №4 к Протоколу о сотрудничестве между Центральным Советом по туризму
    и экскурсиям и туристической организацией «Первый профсоюзный клуб Великобритании» в 1985 году на безвалютной основе

    П Р О Г Р А М М А
    пребывания советских туристов в Великобритании
    12 июня — отправление ж.д. из Липецка в 21.30
    13 июня – прибытие в Москву на Павелецкий вокзал
    14 июня – вылет в Лондон в 8.30 с Шереметьева-2 рейсом СУ-243
    14 июня – 1-ый день: прибытие в Лондон (аэропорт Хитроу) в 12.00 по московскому времени (9.00 по местному времени), доставка из аэропорта ав-тобусом в Центр отдых Пло Хэтч холл (старинный замок постройки 1874 года в 50 км от Лондона), размещение, свободное время (фактически — ознакоми-тельная экскурсия по Лондону).
    15 июня – 2-ой день: утром – поездка на побережье Английского канала (пролив Ла-Манш) с посещением города Брайтон (аттракционы, игорные ав-томаты, океанариум);
    вечером — приём у членов «Первого профсоюзного Клуба Великобритании» (день рождения королевы Великобритании Елизаветы II)
    16 июня – 3-ий день: поездка на Лондонский воскресный базар, посещение Хайгетского кладбища с возложением цветов на могилу Карла Маркса, посещение парка отдыха Хэмстед (пикник) и Гайдпарка
    17 июня – 4-ый день: обзорная экскурсия по Лондону с посещением Вестминстера, палаты лордов и палаты общин Парламента, общеобразовательной школа «Томас Беннит»
    18 июня – 5-ый день: экскурсия на станкостроительный завод «Сайкс» (изготовление зуборезных станков для КАМАЗА), знакомство с рабочими и посещение с ними паба, посещение Виндзорского замка (одна из действующих резиденций королевы)
    19 июня – 6-ой день: экскурсия по Лондону и посещение театра «Принца Гарварда» с просмотром мьюзикла «Эвита»
    20 июня – 7-ой день: посещение Лондонского Тауэра, музея мадам Тюссо, Национальной галереи и библиотеки имени К.Маркса
    21 июня – 8-ой день: посещение Британского музея, Исторического музея (Natural Historic Museum of London) и Галереи Тейта (художественный музей), собора Святого Павла
    22 июня – 9-ый день: экскурсия в город-спутник Лондона Кроули (спорт-комплекс в составе плавательного бассейна, зала для занятий тяжёлой атлетикой, тренажерного зала и футбольного комплекса), вечером – ответный приём членов профсоюза (Британский Конгресс Трейд-юнионов)
    23 июня – 10-ый день: посещение воскресного Лондонского базара, пар-ка Святого Джеймса и площади перед Букингемским дворцом (постоянная резиденция королевы)
    24 июня – 11-ый день: поездка в Хэмптон, экскурсия по королевскому дворцу, время от времени посещаемому королевой (достопримечательности — огромный и высокий приёмный зал, выполненный из дерева, с ложами для гостей и с кострищем в центре, входной холл со стенами из древнего оружия – пики, алебарды, щиты и т.д.).
    25 июня – 12-ый день: вылет в Москву из аэропорта Хитроу, рейс СУ-244, прибытие в 17.40 по московскому времени
    26 июня – выезд в Липецк поездом с Павелецкого вокзала
    27 июня – прибытие в Липецк в 7.30

    Посольство СССР в Лондоне: Кепсингтон Палас Гарденс В-8-13
    Тел. 229-36-28, 229-36-29
    Консульство 223-32-15

    С уважением АнварНуртдин

Великобритания на машине? Наверное из нашей страны это слишком далеко и заморочено. Так думал я в прошлом году, рассматривая наклейки на одном из кемперов в Норвегии, где среди прочих была наклейка GB.

Потом командировка в Лондон. Мое такси стояло в пробке рядом ярко желтым Ferrari с московскими номерами.

Потом мы в шутку стали придумывать, куда поедем в этом году. Майские праздники складывались в интересную комбинацию, из которой можно было вытянуть длинный отпуск. Машина с флагами на зеркалах сама подсказала дальнейшие мысли. А может правда в Великобританию? Типа в тему. А почему бы и нет. Две визы? Окей. А кто-нибудь еще ездил на своих колесах? Хмм, практически нет, в интернете три с половиной рассказа. Будет интересно...

А потом все как-то казалось неправдоподобным. Ведь за окном падал и падал снег. В середине марта подали документы на UK визу. Куча замечаний к документам - "на усмотрение консульства". Но успешно. Затем подали на шенгенскую визу (Франция, как самая дальняя точка планируемого трипа). Еще больше замечаний. Даже к фотографиям придрались. И снова успешно. Страховка. ТО. Собрать вещи. А в субботу 27 апреля поехали. Без маршрута.

Наши вводные:

1) Что такое Великобритания для автотуриста? Сплошная неизвестность. Вообще без понятия что и куда. Информации крупицы и четкой картины как по Норвегии нет. Иностранцы ездят. Наши на своих машинах - единицы, на прокатных - больше, но полезной дорожно-бытовой информации из таких рассказов еще меньше. Но есть главное - фотографии, которые говорят, что там красиво.

2) Что я хотел от Великобритания? Того же самого, чего от Норвегии - красивых дорог среди красивой природы. Минимум городов. Максимум сельской местности.

3) План поездки. Наверное распишу его, он поможет вам сориентироваться при вашем планировании. Все было элементарно:

Никакого бронирования (кроме Берлина и Лондона). Мы даже не представляли, как будем ночевать. Какая будет погода? Кемпинг? Гостиницы? B&B? Палатку мы взяли чисто на всякий случай (визы я получал под "бронирование" кемпингов с палаткой, по образцу Норвегии). Откройте maps.google.com на Европе. Напишите слово HOTEL или CAMPING. Вся карта закрасится отметками. Опять же - май. Май в Великобритании - это холодно и дождливо. Туристов мало. Проблема бронирования может возникнуть только с субботы на воскресенье и то не везде. Летом погода будет лучше, но гостиницы будут забиты (судя по чужим рассказам). А еще летом в Шотландии будет кусачая мошка. Такой незатейливый выбор. Либо круглосутоочный дождь, либо мошка. Что ваша нервная система переносит лучше?

Границу "туда" переходить в Берестовице. Предположительно в первый же день. Говорили, там быстро, а в Бресте стоять придется. Подтверждено.

Граница "обратно" у всех ассоциируется со словом "Адъ". Мы шли незатейливо, через Брест. Ну что сказать. Адъ, да.

По пути "туда" было необходимо посетить двух родственников - в Берлине и в пригороде Амстердама. Что соответствующим образом влияет на мой маршрут. В спокойном режиме дорога займет 3 дня дороги и 1 день паром. На пятый вы попадаете в Великобританию. Если пошустрее - 2 дня дороги и 1 день паром. Реально. Причем без фанатизма. В одно лицо, с остановками, разминаниями, едой, заправкой и т.д.

Вроде бы из пригорода Амстердама отходит паром на Ньюкасл. Это было бы удобнее, чем паром Кале-Дувр. Сразу попадем на границу с Шотландией. Проверяли информацию по месту. Удачно. Удобно.

Жена хотела увидеть Лондон. Ок. Из Москвы сделана бронь маленькой гостиницы на период 18-22 мая. Этого выше крыши, больше там делать нечего.

Возвращаемся через паром "Дувр-Кале" и пилим домой. Предварительная дата возврата - суббота 25 мая плюс/минус один день. То есть в зависимости от темпов обратной дороги от 28 до 30 дней. Можно ли ехать с меньшим отпуском? Можно. Две недели для поездки в Шотландию хватит. За три недели можно спокойно проехать Шотландию с Уэльсом. Либо Шотландию с островами.

4) Экипаж - 2 взрослых, 1 ребенок (4,1). Машина все та же - самэц Land Rover с пробегом на день старта - 110 500 км.

ДЕНЬ 1 Москва - Польша. Чуть больше 1000 км.

Самый первый кадр. Проверка "вооружения". Минское шоссе добротного качества. Катишь себе и катишь. Получилось выехать в 5 утра, до пробок. Часов в 10 уже катили по Белоруссии.

В Белоруссии само покрытие дороги лучше. Скорость разрешена 120. Мне даже понравилось. Но с сервисами тухляк. Я не про сервисы, которые для авто. Я про сервис, который поесть и в сортир сходить. Туалеты даже на визуально хороших АЗС представляют собой дырки в бетонном полу, подходы к которым тщательно заминированны человеческим компостом. Местоположение сортиров определяется устойчиво запахом.

Зубр в поле - единственный ориентир на всем протяжении дороги по Белоруссии. Разнообразие среди бесконечных полей и лугов на протяжении целого дня. Все останавливаются, фотографируются "я и зубр", "зубру меня на ладошке" и т.д. Не, ну правда больше ничего смотреть всю дорогу.

Границу в Берестовице перешли за минут 40. Ужаснулись обратной очереди. Она была дикой длины. Не доезжая до Белостока, свернули по указателю к гостинице "Боброва долина". Несмотря на то, что дорога грунтовая и находится гостиница в самой обычной лесной деревне, гостиница хорошая и недорогая. Рекомендую.

ДЕНЬ 2 Польша - Германия, Берлин. Что-то в районе 850 км.
На утро после завтрака продолжили путь. До Варшавы дорога изрядно загружена фурами - полоса туда, полоса обратно, местные легковушки летают как у нас, наплевав на разметку и скоростной режим. А вот от Варшавы уже прекрасная платная Е30. По-моему даже без ограничений. Я не знаю, мне все равно - с боксом нельзя превышать 130. Надо было без него ехать.

Задача дня - добраться до гостиницы в Берлине до 18:00. После этого моя непроплаченная бронь сгорит. Не то, чтобы я парился. Просто соревновательный момент.

Немного опоздали. На парковку гостиницы свернули в 18:20. Но без проблем, мы позвонили предупредили.

ДЕНЬ 3 Германия, Берлин - Нидерланды, Амстердам. Около 1000 км.
На следующий день выбрались из утренних берлинских пробок обратно на Е30. Немецкие дороги запомнились большим количеством машин и тем, что дорога большей частью бетонная. А поэтому шумная.

Была даже целая одна пробка. Остановились. Постояли минут 15... И резко все поехали снова с дурной скоростью. Причина пробки? Да фиг знает.

Последняя машина с русскими номерами, которую мы увидим в ближайшие 4 недели. Питерская Калина. Где-то под Амстердамом. Уважуха.

Если в Германии просто много ветряков, то в Нидерландах они вообще везде.

Прибыли в городок... в гугле написано, что читается Эймёйден. Не знаю. В моей личной транскрипции произносится как Ижмужден. Пригород Амстердама. Отсюда уходит паром на Ньюкасл.

Собственно вот он грузится. Если вас не тормозят какие-нибудь дела в Амстердаме, то вполне можно грузиться прямо сразу и назавтра уже катить по Шотландии. На всякий случай - если вы вот так и хотите сделать - подъезжайте прямо на автомобильный Check-In. Прямо там билет приобретайте и проходите сразу пасп.контроль.

А мы же идем в офис просто покупаем билеты на завтра. И, посидев в ресторанчике на берегу, отчаливаем в Амстердам. Ночевали у родственницы. Так что рекомендаций, где остановиться не дам. Но гостиницы есть прямо здесь же рядом с причалом парома. Не парьтесь.

ДЕНЬ 4 Нидерланды, Амстердам. Немного км.
На четвертый день прощаемся со всеми обязательствами в Амстердаме и торопимся в Ижмужден.

По странному стечению обстоятельств в этот день Королева Нидерландов отреклась от престола. Мы тут непричем! В стране выходной. "Кольцевая" вокруг Амстера - практически пустая.

Из-за пустых дорог приезжаем не просто "пораньше", а "ужас как рано". Боялись, что будут пробки, перекрытия и т.п. Решаем отправиться на другой берег залива. Через нас.пункт Вейк-ан-Зе. Навигатор говорит, что там красивое место (несмотря на пыхающую электростанцию) и ехать туда через систему шлюзов всего-то 20 минут.

И, надо заметить, место там красивейшее. Летом, наверное, не протолкнуться.

Набежала тучка - пляж превратился в завораживающего индустриального монстра.

На пляже отличные кафе. Вообще, как-то там легко. Наверное стал переходить в режим "я в отпуске".

Check-In автомобилей открывается, по-моему, в 14:00. Пообедав в пляжном кафе, отправляемся на паром. Ребенок, нагулявшись, вырубился сразу, как сел в машину.

Быстро проходим контроль. Единственная заминка - с нашими паспортами полицейский бегал в основное здание ставить штампы о покидании шенгена. Не часто тут бывают наши соотечественники, видимо. Пара вопросов и нас передают специально обученному паромному мущщине, который говорит, в какую линию загрузки становиться. Вокруг куча байкеров со всей Европы, кемперы, машины с багажниками. Все говорит о том, что автотуризм в Великобритании присутствует и мы едем правильно.

Заехали.

Загрузились

И пошли. Такое же ощущение было и в прошлом году на пароме в Стокгольм. Не верится как-то. Черти где. Черти куда.

Паром такой же, как Хельсинки-Стокгольм. Такие же магазины, рестораны, увеселительные заведения. Даже время пути такое же - с 17:00 до 9:30. Размером чуть поменьше только. Но и людей меньше едет.
В магазин нам нужно очень-очень. Во-первых, это переходники для розеток. А во-вторых, это вот такие наклейки на фары для перенаправления пучка фар, чтобы не слепить местных встречных своими леворульными фарами. Англичане, вроде бы, тоже наклеивают на свои машины, когда выезжают в Европу. Вроде бы надо по какому-то европейскому закону. Вроде бы. Хотите честно? Я так и не наклеил. И не видел, чтобы кто-то наклеивал. И на встречающихся в разных местах европейских машинах их не видел. И обратно когда ехал не видел, чтобы праворульные бритиши клеили их на свои машины... Ночью я не ездил, а днем в Великобритании не принято ездить с фарами. Я не знаю, что бы мне было, если бы кто-то докулупался. Надо было бы поехать ночью - налепил бы. Наверное. Если бы не было лень. Слишком много "бы" для одного абзаца, короче.

Ветряки не отстают от нас даже в море.

Их тут сотни.

ДЕНЬ 5 Паром, Ньюкасл, Великобритания - ... куда? :)
Утро пятого дня. Подъем. Душ. Плотный завтрак. Часы передвигаются еще на час, давая еще больше временной "форы". Итого к этому моменту набегает 3 дополнительных часа. Удобно, если вы "сова". Просыпаетесь в 10:00, а на часах - 07:00. Прекрасно же. По громкой связи сообщают, что автомобилисты могут пройти на автомобильные палубы. Выгружаемся.

На берегу машины распределяют по линиям к будкам. Паспортный контроль. По заинтересовавшимся лицам ментов, стоящих после контроля, вижу, что я их клиент. Ну что ж, дополнительно общаемся с ментами. Досмотр машины (чисто формальный - в открытые окна посмотрел, что в салоне). Че да как и куда. Стандартно.

И, наконец, ...первые километры по встречке.

Продолжение следует