История Иоанновского моста началась вместе с историей Санкт-Петербурга, в 1703 году, когда была заложена Петропавловская крепость – первое строение молодого города. Иоанновскому мосту было суждено стать первым мостовым сооружением Северной Столицы. Тогда, в те далекие времена, он был наплавным, деревянным мостом, ставшим переправой через Кронверкскую протоку и соединившим собой крепость со строениями на Городовом (ныне Петроградском) острове. Первоначально этот мост именовался Петровым, и долгое время являлся первой постоянной и старейшей переправой в Петербурге. Его деревянный настил был разделен на проезжую и пешеходные части. К концу 1760-х годов практически вся поверхность Петровского моста была выложена булыжником, за исключением его разводной части, которая по-прежнему оставалась деревянной.

Петровский мост был перестоен в 1887 году, и одновременно переименован в Иоанновский, исходя из названия восточного равелина – предкрепостного сооружения Петропавловской крепости, наименование которому, в свою очередь было дано в честь отца царствовавшей в то время Анны Иоанновны и имени брата Петра I - Иоанна.

В следующий раз, Иоанновский мост реконструировали в 1953 году, под руководством архитектора-реставратора А.Л. Рогача и инженера П.В. Баженова. Тогда на мосту были установлены новые фонари, аналогичные фонарям, оставшимся от Суворовского наплавного моста, существовавшего в 1824–1897 годах, а так же обновлены составляющие части решетки, сделанные металлическими.
Интересно, что декоративное оформление одной части Иоанновского моста имеет некоторые сходства с оформлением решеток набережных Кронверкского пролива. Другая же часть этого мостового строения имеет решетку, по нижней и верхней кромке которой проходят затейливо витые растительные орнаменты, ограничиваемые полуокружностями. Сама решетка представляет собой ромбы, образуемые пересекающимися стержнями, в точках сообщения которых имеются розетки, овальной формы. Сделанные в виде ликторских свитков, стойки моста, венчают двусторонние боевые топоры.

Последний капитальный реставрационный ремонт Иоанновского моста был произведен в 2001-2003 годах, который коснулся в первую очередь аркады моста, когда произошла замена мостового полотна и устройства гидроизоляции, облицовки аркады, а так же был произведен ремонт облицовки устоев. Тогда же был усилен свод мостового сооружения, с помощью использования технологии инъектирования - укрепления кладки. Кроме того, открытый внутренний свод Иоанновского моста обработали специальным химическим составом, способным предохранить камень от губительного воздействия влаги, и который гарантированно защитит известняковую кладку свода на срок до 30 лет. Отреставрированы были и установленные на мосту торшеры-фонари, на которых вновь появились воссозданные позолоченные фигурки орлов, а лампы и плафоны заменены новыми. Чугунная решетка Иоанновского моста так же была обновлена и отреставрирована. Длина русловой части моста составила 74 метра, общая его длина – 152 метра, а ширина – 10 метров. Всего, на ремонтные работы по восстановлению Иоанновского моста, было израсходовано около 75-ти миллионов рублей, выделенных из городского бюджета.

В мае 2003 года, возле одной из свай моста была установлена бронзовая скульптура Зайчика, спасшегося от наводнения, высотой в 58 сантиметров, выполненная скульптором С. Петченко. Эта фигурка ушастого обитателя Заячьего острова стала своеобразным талисманом Иоанновского моста, а так же излюбленной достопримечательностью туристов, щедро осыпающих Зайчика монетами.

Текст подготовила Анжелика Лихачева

Одной из самых посещаемых достопримечательностей города на Неве является Петропавловская крепость. Она, как известно, расположена на острове. И попасть к ней можно лишь одним путем - через Иоанновский мост. Чем интересен этот памятник городской архитектуры? И когда он был построен?

Как добраться до Иоанновского моста?

Петропавловская крепость (ценнейший памятник оборонительной архитектуры XVIII века) находится на С «большой землей» (Петроградским островом) его соединяют лишь два моста. Это Кронверкский (в западной части) и Иоанновский мост (в восточной части).

Добраться до него несложно. Это можно сделать на метро, выйдя на станции «Горьковская» и пройдя пешком около 5 минут, на трамвае (№ 6 или № 40) или же на городском автобусе (№ 46 или № 134). На трамваях №№ 2, 53 и 63 можно также доехать до Троицкой площади. А оттуда до Иоанновского моста - рукой подать.

Мост - не только важная архитектурная достопримечательность города. В любое время года здесь очень много диких уток, чаек и голубей, которых с радостью кормят туристы. Да и виды, открывающиеся с моста - просто великолепны!

Иоанновский мост в Санкт-Петербурге: фото и описание

Рождение города напрямую связано с основанием Петропавловской крепости в 1703 году. Именно тогда и появился этот мост. Правда, изначально он назывался Петровским.

Иоанновский мост в Санкт-Петербурге соединяет одноименные ворота крепости с Петроградским островом. При этом он пересекает Кронверкский пролив - одну из городских проток Невы. Мост является объектом культурного наследия России и охраняется государством.

Сегодня мост полностью пешеходный. Его ширина составляет 10 метров, а протяженность - 152 метра. С обеих сторон он украшен красивыми фонарями (с фигурами двуглавых орлов и колоритными шапочками) и узорчатыми железными решетками.

Иоанновский мост и история его создания

Герою нашей статьи было суждено стать самым первым мостом «северной столицы». Он был открыт в далеком 1703 году. Тогда мост опирался на деревянные балки и состоял из двух разводных частей, которые тоже были сделаны из дерева. Эта конструкционная особенность не была случайностью. Мост проектировался с таким расчетом, чтобы его в любой момент можно было сжечь (в случае наступления противника).

В конце XIX века Иоанновский мост был существенно перестроен. Сквозные арки под ним заложили камнем. Именно тогда мост и получил свое современное название.

Следующая серьезная реконструкция моста состоялась уже в 1952 году. Тогда же его украсили металлические фонари и решетчатая декоративная ограда. В начале 2000-х годов мост пережил капитальный ремонт. В частности, был укреплен свод, облицованы аркады и заменено пешеходное полотно моста. Также были осуществлены сооружения. После всех этих работ реставраторы с уверенностью заявили, что мост защищен от разрушения на ближайшие тридцать лет.

Трогательный памятник у моста…

Проходя по Иоанновскому мосту, любой турист непременно заметит необычный памятник, расположенный возле него. На одной из деревянных свай сидит небольшой заяц. Высота фигурки - всего 58 сантиметров.

У скульптуры есть свое название. Это «Памятник зайчику, спасшемуся от наводнения». Согласно легенде, испуганное животное запрыгнуло прямо на царский сапог Петра Первого, чтобы не погибнуть от разъяренной водной стихии.

Фигура зайца была установлена в водах канала в 2003 году. Особой архитектурной или исторической ценности памятник не имеет, однако его очень любят туристы и гости города. Каждый из них обязательно попытается забросить монетку на крохотную площадку у ног зайца. Невероятная удача ожидает тех, кому удастся это сделать!

Я сделал выборку из 2500 походов от 20 туристических клубов. Выяснилось, что...

На лето приходится 66% походов за весь год . Нет ничего удивительного, что лето – лучшая пора для отдыха с рюкзаком. Во-первых, тепло и сухо; во-вторых, есть возможность взять отпуск под путешествие.

Осенью походов мало, потому что начинаются школа, учеба, работа, да и погода портится.

Зимой преобладают лыжные туры или проживания на базах отдыха, совмещенные с радиальными вылазками без тяжелых рюкзаков и снаряжения. На зиму приходится 6% всех походов.

Весной сидеть дома невтерпеж, поэтому достается снаряжение и планируются поездки. Погода в Крыму, на Кипре и Кавказе уже выше нуля, что позволяет совершать несложные переходы без боязни замерзнуть ночью в спальнике. Март – это 5% от общей статистики.

В апреле – внезапная пауза (3%), так как туристы копят время и деньги на майские праздники. Конец апреля – резкий старт сезона походов по Крыму, Кавказу, Саянам, Алтаю с захватом первомайских праздников. Кто хочет тепла, идут по турецеой Ликийской тропе или делают переход по кипрским горам Троодоса. Также в конце апреля много предложений, куда можно пойти с детьми. Конца апреля ждут все – и взрослые, и ребятня. Жизнь набирает обороты.

Май отличается ростом числа трекингов, походов в четыре раза – 13% от общей статистики. Открываются кемпинги, а туристические базы готовы к размещению туристов. К майским походам приплюсовываются походы, начинающиеся в последних числах опреля, чтобы захватить праздничные дни.

Пятерка самых посещаемых регионов выглядит так:

Первое место . Кавказ – 29%. Эльбрус и Казбек манят походников своей красотой.

Второе место . Крым – 15%. Приближенность моря и мягкий климат делают этот полуостров уникальным и словно созданным для недельных вылазок.

Третье место . Северо-Запад – 11%. Жителям Ленинградской области и Карелии повезло с природой: тут больше рек и озер, чем в Центральном округе. В Подмосковье особо и ходить некуда.

Четвертое и пятое места . Алтай, Байкал и Сибирь – по 7%. Туда дорого добираться из Москвы и Питера, но оно того стоит. Красивая природа, а туристов не так много, как в других местах.

Самым старым в Петербурге считается Иоанновский мост – ровесник города, основанного в 1703 году во время Северной войны. Город, как известно, начинался с на Заячьем острове, и одновременно, на Городском острове (теперь Петроградская сторона) началось строительство жилых домов. Тогда же по приказу Петра I через Кронверкскую протоку была устроена первая наплавная переправа, проложившая путь между строящейся крепостью и поселком.

Шведы, не желавшие без борьбы уступить русскому государю земли в устье Невы, предприняли ряд попыток захватить строящийся Петербург в 1704-1705 годах. Хотя их действия не имели успеха, но заставляли держаться начеку русских военных, доставляя немало хлопот и неприятностей строителям. В случае внезапного нападения шведов переправу, составленную из барок-плашкоутов, перекрытых деревянным настилом, следовало быстро разобрать или просто сжечь.

Прошло несколько лет. Петропавловская крепость утратила оборонительную функцию, и временное сооружение заменил постоянный деревянный разводной мост. Его назвали сначала Красным, потом Петровским (1730 год). Современное название мост носит с 1887 года, — а перешло оно от разобранного моста, ранее перекинутого через ров у Иоанновского равелина (часть оборонительных сооружений Петропавловской крепости).

Мост неоднократно перестраивали (1738, 1802, 1848 годы и т.д.), изменяя его облик. Существующий мост – пешеходный, на каменных устоях, но настил по-прежнему деревянный, поэтому здесь запрещено курить.

Его размеры (по данным СПб ГБУ «Мостотрест»): общая длина – 152 метра, длина русловой части – 74,6 метра, ширина – 10,5 метров.

Красивая решетка и фонари в виде копий, собранных в пучки и увенчанных двуглавыми орлами, выполнены в стилистике начала XIX века. Однако появились они значительно позже — в 1953 году. Так в ходе реконструкции под руководством архитектора А. Л. Ротача мост украшали к 250-летию города.

К следующей юбилейной дате в 2003 году мост обзавелся собственным талисманом. На свае у основания моста установили фигурку зайца. По традиции туристы загадывают желание и бросают монетку Арсению (так зовут ушастика в память о старинном названии Заячьего острова — Енисари). Если монетка не упадет в воду, а окажется на постаменте возле зайца – желание сбудется.

Где находится Иоанновский мост

Пешеходная прогулка по Петропавловской крепости начинается от Иоанновских ворот. С Петроградской стороны через Кронверкский пролив к ним ведет одноименный мост. Иоанновский мост соединяет Троицкую площадь и Заячий остров.

Иоанновский мост знаменит тем, что является первым мостом Санкт-Петербурга, его история началась одновременно с историей города. Он соединяет на Петроградскую сторону и Заячий остров, на котором расположена Петропавловская крепость .

Иоанновский мост – это один из двух мостов, пройдя по которому можно попасть на Заячий остров и в Петропавловскую крепость (второй мост – Кронверкский).

Иоанновский мост интересен еще и тем, что рядом с ним, на деревянной свае, находится еще одна достопримечательность Санкт-Петербурга - счастливый заяц . Гости города, загадав желание, пытаются забросить монетку на маленькую площадку у его ног. Кому это удастся, того ждет удача, а задуманное желание обязательно исполнится.

Санкт-Петербург был основан в 1703 году и Петропавловская крепость стала первым сооружением нового города. Именно в это время и был построен первый мост, соединивший Заячий остров и Городовой (ныне Петроградский) остров. Мост назывался Петровым, это была деревянная наплавная переправа, расположенная на деревянных барках. (Барка – это речное несамоходное грузовое судно, буксируемое с помощью людской или конной тяги) . Причем, на зиму переправу убирали и переправлялись по льду.

В 1706 году наплавной мост был перестроен в разводной, он располагался немного выше по течению Кронверкского пролива , состоял из двух деревянных разводных частей и опирался на деревянные сваи.

К концу 1730-х годов был сооружен Иоанновский равелин. В это время мост был перестроен в камне, он стал 16-ти пролетным и теперь был ориентирован на построенные Иоанновские ворота . У обоих берегов были сооружены дамбы в виде каменных арок, между которыми находилась деревянная часть на сваях. Мост длительное время разводили вручную и поэтому мобильные конструкции оставили легкими - деревянными.

После перестройки моста в 1887 году мост у присвоили имя «Иоанновский».

Ранее Иоанновским назывался мост, перекинутый через ров между Иоанновским равелином и бастионами Петропавловской крепости. В ходе строительных работ этот ров был засыпан, а имя «Иоанновский» перешло к Петровскому мосту, идущему от Иоанновских ворот до Троицкой площади.

Мост назван в честь старшего брата Петра Первого Ивана Алексеевича.

Самые масштабная реконструкция проведена в начале 1950-х годов. Иоанновский мост украсили красивые фонари и была обновлена ограда. Чугунная решетка украшена замысловатым растительным орнаментом, изображением двуглавых орлов, а также геометрическими фигурами - ромбами, овалами и окружностями.

Также Иоанновский мост обновили к 300-летию Санкт-Петербурга. Во время ремонта были использованы самые современные средства и методы, предохраняющие мостовые конструкции от негативного воздействия воды. Кроме того, реставраторы отремонтировали плафоны и восстановили кружево чугунных решеток, а на фонарях были воссозданы фигуры орлов. Обратите особое внимание на постаменты в виде обелисков, украшенных касками, копьями и двуглавыми орлами.