Полоцк - древнейший город Белоруссии (862 год), а может и всей Руси. В 9-10 веках - столица кривичей, самого крупного из восточно-славянских народов, чьи земли простирались от Смоленска до Пскова (точнее, Изборска). Его история очень сложна и противоречива, самые яркие ее события происходили более 1000 лет назад, когда во всей Руси не было ни единой каменной постройки, и поэтому являются ныне не более чем гипотезами. Возможно, Полоцк был мощной крепостью уже в 5-6 веках, а Балтийское море на самом деле транскрипция "Полоцкое море". Возможно, здесь еще до призвания Рюрика существовало централизованное государство, которым правил другой варяжский род. О колонизации Полоцка Киевом помимо реальной истории существует и легендарная, но придуманная еще до нашествия монголов. Здесь сложно понять, где факты, где гипотезы, где легенды.

На первый взгляд, Полоцк сохранил лишь осколки былого величия. В январе 2007 года, когда я был здесь прошлый раз (а это кстати первый город Беларуси, который я видел), он меня не слишком впечатлил - но лишь потому, что я не знал его истории. Вникнув в эту историю поглубже, в Полоцке начинаешь видеть чудеса за каждым камнем. Мой рассказ об этом городе будет состоять из трех частей: центр, Софийский собор и Спасо-Ефросиньин монастырь. Начнём с Софии Полоцкой, и здесь же я попробую рассказать о древней истории Полоцка.

Софийский собор расположен слегка на отшибе - в конце Нижне-Покровской улицы (бывшая улица Ленина), являющейся фактически набережной Западной Двины. На этой же улице много всего интересного, и ее стоит пройти из конца в конец, что я и делал в оба приезда. А вот со стороны центра идти к собору не очень удобно, найти путь от Софии к главной площади легче, чем наоборот. На вводном кадре - вид собора с Нижне-Покровской улицы:

История Полоцка буквально теряется в глубине веков. В "Повести временных лет" он упоминается под 862 годом в связи с призванием варягов, как и еще десяток древнерусских городов: Киев, Новгород, Изборск, Белоозеро, Ростов, Му ром. Но все эти города старше минимум на 2-3 века и известны по европейским и арабским хроникам. В книге "Деяния данов", 16-томном труде по истории датских викингов, написанном в конце 12 века Саксоном Грамматиком, есть глава "Не сила города берёт", в которой повествуется, как конунг Фродо Первый (а имя-то какое!) хитростью взял город Палтиски - крепость была не по зубам даже викингам, и хитрый Фродо мастерски сымитировал свою гибель в бою, после чего во время пира в Палтиски пробрались лазутчики, убили князя Веспасия и открыли ворота для варяжской дружины. Датами этот эпизод не снабжен, но из родословной Фродо Первого можно сделать вывод, что все это происходило около 1500 лет назад. В то же время, несложно представить, на каком уровне была историография в 12 веке, так что совсем не факт, что этот Фродо Первый вообще был, не говоря уж о датировке. Тем более не факт, что Палтиски - это Полоцк, хотя если так - получается даже интереснее: ведь это значит, что название Балтийского моря - переиначенное Полоцкое море.

Более достоверно то, что земли Полоцкого княжества населяли кривичи - один из крупнейших и древнейших восточно-славянских племенных союзов. Кривичами были основаны Изборск, Полоцк и Смоленск. Почти все древнейшие русские города (кроме Мурома, Ростова и Ужгорода) находились на периферии кривичской земли. Интересно, что в латышском языке русских по-прежнему неофициально называют "криевас", а Россию - Криевия. Полоцкое княжество, ставшее государством кривичей, располагалось в верховьях Днепра и Западной Двины, которые сами по себе образовывали "путь из варяг в греки" - причем более прямой и короткий, чем через Новгород. Есть гипотеза, что именно Полоцкое княжество, полумифическая Криевия была первым централизованным восточно-славянским государством, расцвет которого пришелся на "тёмные века", а упадок в 9-10 веках сопровождался усилением вассалов - таких как Новгород и Чернигов. Главным врагом Полоцкого княжества были викинги, постоянно пытавшиеся отвоевать балтийское побережье, и не было ли призвание варягов в Новгород заключением союза против Полоцка? Всё это лишь не подтвержденные предположения - об истории Руси до 862 года известно катастрофически мало.

На холме перед входом с Софийский собор лежит Борисов камень - ледниковый валун около двух метров в поперечнике. Борисовы камни с выбитыми на них крестами и надписями 12 века - одни из интереснейших памятников Полоцкой Руси. Это были межевые камни князя Бориса, то есть что-то вроде пограничных столбиков. Примерно то, перед чем в былинах чесал репу Илья Муромец:

В советское время "святые камни" (даже просто отмеченные крестами) разрушались еще активнее, чем церкви. Сколько Борисовых камней было, я не знаю, но сохранилось всего четыре . Один в Полоцке, второй в городке Друя на границе с Латвией, третий в деревне Камено (север Минской области), а четвертый в 1888 году был вывезен в Москву и ныне его можно видеть в Коломенском - причем он совсем небольшой:

До 980 (или 978) года Полоцким княжеством правила своя династия, не имевшая отношения к Рюриковичам, и по одной из версий основанная другими варягами. Последним князем был Рогволд, к чьей дочери Рогнеде сватался Владимир. Имя князя происходит то ли от славянского "владеющий рогом" (то есть скипетром - "власть имущий"), то ли от варяжского Рёнгвальд. Вообще, в Полоцкой земле были особые имена вплоть до 12 века - Всеслав, Брячеслав, Предслава и т.д. История о том, как прервался княжеский род, хорошо известна: Владимир посватался к Рогнеде, получил отказ (так как законным наследником киевского престол был Ярополк), одолел Ярополка в междоусобной войне и вернулся в Полоцк уже великим князем, где убил Рогволда и насильно взял Рогнеду в жены, а в 987 году сослал вместе с малолетним сыном Изяславом в Заславль, откуда Рогнеда вернулась в Полоцк, а с Изяслава началась полоцкая ветвь Рюриковичей.

(мост через Двину, с которого тоже отличные виды на собор)

Эта история еще в домонгольские времена оформилась в легенду, впервые записанную в 1128 году. Здесь Владимир полюбил Рогнеду, а Рогнеда отказала ему со словами "не буду рабича розувати" - "не желаю за сыном раба ухаживать" (ведь Владимир был незаконнорожденным сыном Святослава от ключницы Малуши). Владимир победил Ярополка чуть ли не чтобы заполучить Рогнеду, в Полоцке сначала изнасиловал ее на глазах у Рогволда, которого убил только после этого. И в Заславль ее сослал не потому, что крестился и с многоженством надо было завязывать (естественно, в пользу византийской принцессы), а потому, что все эти годы он Рогнеду может и любил, но она-то его ненавидела и в 987 году попыталась убить. В упомянутой легенде говорится, что Владимир взял меч и велел Рогнеде наряжаться в лучшее платье - мне страшно представить, что он собирался с ней сделать... но за мать вступился 8-летний сын Изяслав, зачатый в том самом изнасиловании на глазах Рогволда. Мальчик, угрожавший князю его же мечом, видимо стал последней каплей, и князь выслал проклятых аборигенов в дальнюю резиденцию Изяславль (в честь сына и названную). Это конечно легенда, но факт в том, что вскоре постаревшая Рогнеда и повзрослевший Изяслав вернулись в Полоцк.

(иезуитский коллегиум начала 18 века и кирха конца 19 века).

В Полоцке же в период отсутствия Рогнеды тоже не скучали: в 986 году здесь обосновал варяжский миссионер Торвальд Кондрассон, более известный как Торвальд Путешественник - родившись в Исландии, он служил в Дании, Норвегии, Англии, неудачно пытался крестить родную Исландию (закончилось все конфликтом с язычниками, одного из которых он убил - после чего уже не мог проповедовать), жил в Иерусалиме и Константинополе, откуда был командирован на Русь с миссионерской целью. В Полоцке им был основан монастырь, здесь же Кондранссон и умер в 1002 году - и вероятно, что именно он крестил Полоцк. Кроме того, есть версия, что Торвальд (Турволд) основал - древнее сердце Полесья.

(Курган Славы за Двиной)

С середины 11 века Полоцкое княжество вновь отпало от Киевской Руси, достигнув расцвета при Всеславе Чародее (правил в 1044-1100 годах), которого современники считали колдуном и чуть ли не оборотнем - этакий Волх Всеславич, превращавшийся то в сокола, то в тура. В 1065 году Всеслав начал войну за Киев с тремя сыновьями Ярослава Мудрого, в 1067 году был разбит в битве на Немиге (в связи с чем впервые упоминается Минск), полгода (1068-69) провел в темнице-срубе (то есть постройке без дверей, которая строилась прямо вокруг заключенного), а затем в Киеве случилось восстание против Ярославичей, и Всеслав на полгода таки стал Киевским князем. Затем Ярославичи вернулись с поддержкой Польши, и Всеслав решил благоразумно уйти. В родном княжестве он правил свободно, и Полоцк достиг расцвета, после которого начался упадок и дробление. Последний князь Брячеслав выдал свою дочь Александру в 1239 году за Александра Невского. В 1248 году Полоцк вошел в Литовское государство (первым князем был Товтивилл), и окончательно утратил самостоятельность в 1386 году (со смертью князя Скиргайло Ольгердовича). Но это, как говорится, совсем другая история, которую я расскажу в следующей части.

Три деревянных Софийских собора были заложены в год Крещения Руси в трех главных городах: Киеве, Новгороде и Полоцке. Посвящение они получили в честь Софийского собора в Константинополе. София, если кто не знает - в данном случае не имя, а греческое слово "мудрость". Полное название так и звучит: собор Софии Премудрости Божьей. В середине 11 века, по случаю победы над печенегами соборы начали перестраивать в камне. В 1037 году была освящена новая Киевская София, в 1050 - Новгородская, а в 1067 - Полоцкая. Судьбы трех храмов сложились по-разному, и ныне Полоцкая София выглядит так:

Это типичный белорусский храм в стиле виленского барокко. Построил его в 1738-50 годах сам Иоганн Глаубиц, и София считается его шедевром. Предыдущее здание было разрушено в Северную войну (как - расскажу чуть позже), но и оно было не изначальным. Первый раз собор был сильно перестроен в 15 веке, став храмом-крепостью. В 1596 году собор передали униатам, а в 1602 он был разрушен пожаром и восстановлен к 1618 году униатским епископом Иосафатом Кунцевичем (позднее убитом повстанцами в Витебске, так как несколько перегнул палку в насаждении греко-католичества). То есть, к Северной войне Полоцкая София уже не была древнерусским храмом. К чему я подробно на этом останавливаюсь? Дело в том, что в разрушении ДРЕВНЕЙ Софии традиционно обвиняют Петра Первого.

А дело было так: в 1705 году русские войска вошли в союзнический Полоцк, и в соборе случился конфликт между Петром и монахами-базилианами. Поляки говорят, что пьяная скотина Петрище нажрался вхлам, вломился в собор, попытался надругаться над мощами Кунцевича и лично поубивал вступившихся за святыню монахов. Наши же говорят, что Петр просто пришел в собор, и поинтересовался у базилиан, чьи это мощи, на что те ответили: это Иосафат Кунцевич, убитый еретиками (то есть православными). Петр разозлился и приказал монахов арестовать, они оказали сопротивление и были убиты при задержании. В документах сказано только, что причиной конфликта стал гнев Петра, спровоцированный дерзким поступком монахов.

Далее то ли в самом соборе, то ли в одной из ближайших построек был устроен пороховой склад, который вскоре рванул. Сейчас уже вряд ли кто-то наверняка скажет, насколько аутентичен был храм, уничтоженный этим взрывом, и насколько восстановимы были его руины.
Как бы то ни было, с 11 века уцелела только правая (если стоять ко входу лицом) апсида:

Это древнейшее здание в Белоруссии. Участок древней кладки с вмурованными валунами похож на кладку Коложской церкви в Гродно. Как это понимать? Я не архитектор и не искусствовед, поэтому не буду высказывать своих предположений.

Ныне в соборе музей с платным входом. Вестибюль отделен от зала плотными шторами, а зал очень величественен - интерьер в стиле "виленского барокко" работы Глаубица:

Вот только нет алтарей, стоявших не только в апсиде, но и у каждого столпа. Зато орган на месте:

В этом же зале и небольшая экспозиция. Католические (униатские) скульптуры:

Изразцы и прочая керамика:

Уже показанный макет Софии 11 века и камень с надписями:

А написано на нём "Давид, Тума, Микола, Копесь, Воришк о" - примерно то же, что "Саня, Дима, Серый и братва". Кто они были, эти пятеро, жившие без малого тысячелетие назад? Что за историю скрывают эти надписи? У меня с трудом укладывается в голове, что и в те века жили ЛЮДИ - почти такие же, как мы.

А так изнутри выглядит древняя апсида:

Фрагменты кладки и росписей:

Древний пол на два метра ниже нынешнего - культурные слои... Купюры с трехзначными числами пусть не пугают: один российский рубль равен примерно 100 белорусским (плюс-минус 2-3), да еще и здесь нет металлической монеты.

Фрагменты древней штукатурки с остатками фресок:

Под залом собора - подвал с остатками кладки 11 века:

Основания столпов:

Кирпичи. Интересно, что означает пентаграмма и какого она века? То ли 11, то ли 21, со всеми промежуточными вариантами...

Осколки фресок:

Украшения и надписи:

А за деревянными опорами - Тьма Веков:

Но древностью история Полоцка не исчерпывается - это был важный город и в Великом княжестве Литовском, и в объединенной Речи Посполитой, и в губернской России. В следующей части - центр города и его польско-литовская история.

БЕЛАЯ РУСЬ-2011
.
Витебская область .
. Родина "виленского барокко".
Полоцк. Софийский собор.
Полоцк. По центру.
Полоцк. Спасо-Ефросиньин монастырь.
Витебск. Задвинье.
Витебск. Улица Ленина.
Витебск. Старый город.
Орша.
Могилёвская область .
Могилёв. Площадь Ленина и Первомайская улица.
Могилёв. По улице Ленина к Ратуше.
Могилёв. Николаевский монастырь.
Бобруйск. По городу.
Бобруйск. Крепость.

Софийский собор - кафедральный собор города Полоцка, построен между 1030-1060 годами. Строительство связано с переносом центра города со старого городища.

В основе своего архитектурного решения повторяет Софийский собор Новгорода и Софийский Собор Киева. Оригинальное здание собора не сохранилось, остались его руины: остатки нижних стен и столпов, и апсид высотой около 11 метров. Известно, что в плане он повторял Софийский собор Киева, также как и Софийский собор Новгорода, это был пятинефный крестово-купольный храм с княжескими хорами, с выделенной алтарной частью в центральной апсиде с синтроном, с куполом диаметром 5,85 метра.

К храму прилегали пристройки: крещальня и лестничная башня на княжеские хоры. По летописям, можно предположительно сказать, что храм имел 7 глав. 4 купола располагались симметрично от главного, а крещальня и лестничная башня имели свои главы, что создавало свой композиционный образ общего вида. Главные отличия от Киева и Новгорода, это отсутствие галерей. Храм имел 3 апсиды, а не 5 апсид. Княжеские хоры открывались в центральное помещение двойными арками, опирающиеся на 1 промежуточный столб. Есть вима, дополнительное членение в апсидной части подкупольного пространства, характерна для Византии.

Храм был расписан только фресками, также как и в Новгороде, а в Киеве в свою очередь был синтез фресковой и мозаичной декоративной отделки храма. Строительством этого храма занималась киевская артель, которая была послана из Константинополя. Доказательством служит, что строительство в Полоцке прекратилось, также как и на территории всей Киевской Руси. Главная идея храма это вхождение Руси во Вселенскую церковь, единство визуального образа и подобия Софийского Собора Константинополя, и символ единства княжеской власти, по образу регалий власти Византии.

После захвата Полоцка в 1579 году войсками Стефана Батория Софийский собор стал единственным храмом в городе, принадлежавшим православным. После подписания Брестской унии в 1596 году собор перешёл к униатам. После пожара 1607 года собор был в запустении, в 1618 году архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор.

В 1642 году собор вновь пострадал от пожара, но был вскоре восстановлен. В ходе русско-польской войны Полоцк был взят войсками царя Алексея Михайловича, который в 1654 году посетил собор. До 1667 года Софийский собор был православным, а затем вновь перешёл к униатам.

11 июля 1705 года, во время Северной войны 1700-1721 годов, собор был закрыт российской армией. Об этом событии сообщает Витебская летопись: Eodem anno , mense Iulli 11 die in ecclesia S. Sofiae ipse occidit 4 basilianos in Polocia («В том же году месяца июля 11 дня в храме Св. Софии сам [царь] убил 4 базилиан в Полоцке»).

Согласно польскому историку XVIII века Духинскому (польск. Duchi?ski), пьяный Пётр I вторгся вместе с солдатами в Собор Св. Софии в Полоцке, принадлежавший униатам, где хранились мощи Иосафата Кунцевича. Царь потребовал ключи от царских врат, а когда васильяне отказались их дать, лично убил настоятеля и четырех монахов-базилиан, а тела приказал утопить в Двине. В храме по приказу царя разместили пороховой склад. По другой версии царь, из интереса к необычной для него церковной службе, захотел войти в алтарь, но получил отказ. Затем когда на его вопрос кто изображён на одной из икон был дан ответ, что это «образ священномученика Иосафата Кунцевича, еретиками и богоотступниками убитого», то началась потасовка в ходе которой четыре монаха-базилиана были убиты.

В 1710 году пороховой склад взорвался, после чего храм пролежал в руинах до 1738 года.

Восстановление собора осуществил архиепископ Флориан Гребницкий. К 1750 году на месте Софийского собора была возведена двухбашенная базилика в стиле барокко, которую освятили в честь Сошествия Святого Духа. Во время Отечественной войны 1812 года храм был осквернён французскими войсками, которые использовали его как конюшню.

В 1839 году собор был возвращён православным. В 1911-1914 годы был проведён капитальный ремонт собора. В 1924 году церковь закрыли и разместили в ней краеведческий музей. В период немецкой оккупации с 1942 по июль 1944 года Софийский собор был действующим, а потом был вновь закрыт.

После перестройки собор стал представлять собой трёхнефную одноапсидную базилику, ориентированную на север. С южной стороны на высоту 50 м поднялись две симметричные башни. Перестроенный в стиле позднебелорусского или виленского барокко собор получил и новое решение интерьера. Кроме барочных колонн появилось много лепных украшений, фигурные карнизы и несколько непривычная цветовая гамма. Алтарная часть храма была отделена от центрального нефа высокой трёхъярусной преградой, к которой на своде примыкало барельефное изображение Троицы Новозаветной. Второй и первый ярусы были расписаны и украшены деревянной скульптурой. От росписей на алтарной преграде сохранились: копия известной фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и Спас Нерукотворный.

Собор входит в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Рядом с собором установлен один из Борисовых камней.

В концертном зале Софийского собора ежегодно в апреле и ноябре проходят фестивали старинной и современной камерной и органной музыки, каждое воскресенье - концерты органной музыки в исполнении солистки концертного зала.

В одном из приделов собора по церковным праздникам совершаются православные богослужения.

Паломнические поездки к Софийскому собору в г. Полоцк

Православный собор
Собор Софии Премудрости Божией

Софийский собор
55°29′09″ с. ш. 28°45′30″ в. д. H G Я O L
Страна Белоруссия Белоруссия
Город Полоцк
Конфессия Православие
Епархия Полоцкая епархия [d]
Тип здания Собор
Архитектурный стиль виленское барокко
Архитектор Иоганн Кристоф Глаубиц
Строительство - годы
Основные даты
- взрыв порохового склада, разрушивший собор
1738-1750 - восстановление собора из руин
Состояние музей и концертный зал, один раз в год 5 июня, в день памяти св. Евфросиньи Полоцкой, проходит православное богослужение
Медиафайлы на Викискладе
Объект Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь
Код: 210Г000606

Возведённый в середине XI века в византийском стиле храм был освящён во имя Святой Софии . До нашего времени Софийский собор сохранился в значительно измененном виде, окончательно был перестроен в XVIII веке в стиле виленского барокко. В таком виде сохранился до нашего времени.

Богослужение в Софийском соборе было прекращено в 20-е годы XX века. С конца 1969 до 1983 года в соборе проводились реставрационные работы (автор проекта - белорусский архитектор Валерий Слюнченко) и архитектурно-археологические исследования под руководством кандидата искусствоведения Валентина Булкина . После их окончания был открыт музей истории архитектуры Софийского собора и концертный зал камерной и органной музыки.

Оригинальная постройка

После многочисленных разрушений и перестроек от древнего собора XI века остались фундамент, нижние части стен и опорных столбов, и только восточная апсида поднимается на высоту около 12 метров. При возведении собора в XI веке в качестве строительного материала использовали плинфу – плоский кирпич, рецепт изготовления которого как и технологию кладки завезли сюда византийские мастера. Кладка собора велась в классической для архитектуры Византии технике с "утопленным рядом", когда каждый второй ряд плинфы был спрятан, утоплен вглубь стены и сверху затирался цемянкой. И таким полосатым, неоштукатуренным храм был с внешней стороны в XI веке, а внутри стены были оштукатурены и расписаны фресками.

Униатский период

После перехода Полоцка под юрисдикцию Великого Княжества Литовского в 1579 году войсками короля Стефана Батория Софийский собор стал единственным храмом в городе, принадлежавшим православным . После подписания Брестской унии в 1596 году традиционное православие было переведено на положение нелегальной и гонимой властями конфессии , а всё её имущество, в том числе и собор, передано униатам . После пожара и частичного разрушения 1607 года собор был в запустении, в 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор.

Согласно польскому историку XIX века Францишеку Духинскому , Пётр вторгся в принадлежавший униатам собор, где хранились мощи Иосафата Кунцевича , пьяным и с солдатами. Царь потребовал ключи от царских врат , а когда базилиане отказались их дать, лично убил настоятеля и четырёх монахов-базилиан , а тела приказал утопить в Двине . Об этом событии кратко сообщает Витебская летопись : Eodem anno , mense Iulli 11 die in ecclesia S. Sofiae ipse occidit 4 basilianos in Polocia («В том же году месяца июля 11 дня в храме Св. Софии сам [царь Пётр I] убил 4 базилиан в Полоцке» ).

По другой версии, конфликт произошёл после того, как на вопрос царя об изображении на иконе монахи ответили, что это святой Иосафат, убитый еретиками . Царь приказал арестовать монахов, но они оказали сопротивление, в результате чего произошло столкновение, в котором они и были убиты. Документы Кабинета Петра I, хранящиеся в РГАДА , сообщают, что «происшествие в Полоцке было спонтанным проявлением гнева царя, спровоцированного дерзким поведением униатских монахов » .

В притворе храма был размещен пороховой склад, который 1 мая 1710 года взорвался , после чего Софийский собор был частично разрушен и пролежал в руинах до 1738 года.

Восстановление и последующая история

Восстановление собора осуществил униатский архиепископ Флориан Гребницкий . К 1750 году на сохранившихся основаниях стен была возведена двухбашенная базилика в стиле виленского барокко , которую освятили в честь Сошествия Святого Духа . Во время Отечественной войны 1812 года храм использовался французскими войсками как конюшня.

Описание

Третья София

Полоцкая София - живая история Беларуси, ее гордость. Величественное здание на берегу Западной Двины отсылает к временам славного Полоцкого княжества, к святой Ефросинье и расцвету древнего Полоцка. Софийский собор - душа города, а душу уничтожить не так уж просто.

Собор святой Софии стал одним из первых православных оборонных храмов на Беларуси. Он был построен между 1044-1066 годами. Полоцким князем в это время был легендарный Всеслав Чародей. Место для храма выбрали красивое - на правом берегу Двины, в том самом месте, где в нее впадает речушка Полота. От которой и пошло название города - Полоцк.

София в Полоцке еще раз подчеркнула высокое положение Полоцкого княжества, это был третий такой собор на восточнославянских землях - после Киева и Новгорода. Храм выглядел внушительно и напоминал плывущий над Двиной белый корабль.

Строительство Софии в Полоцке было связано с переносом центра города со старого городища. К сожалению то, что мы видим сейчас - не оригинальное здание, от древней Софии остались только фрагменты нижних стен и столпов, а также апсид высотой примерно 11 метров. Собор был схож с аналогичными соборами в Киеве и Новогороде - пятинефный крестово-купольный храм имел выделенную алтарную часть в центральной апсиде с синтроном и купол диаметром 5,85 метра.




Возле храма были построены крещальня и лестничная башня на княжеские хоры. Летописи свидетельствуют, что полоцкая София имела семь куполов. Главный купол был размещен в центре, его окружали четыре меньших купола. Крещальня и лестничная башня тоже имели свои купола. Не смотря на схожесть с киевским и новгородским храмами, полоцкая София имела свои особенности. Например, в ней отсутствовали галереи, кроме того храм имел три апсиды, а не пять.

Храм в Полоцке был расписан только фресками, в этом он повторял новгородскую Софию. Киевский собор мог похвастаться еще и мозаикой. Есть мнение, что все три храма строили одни мастера, приглашенные из Константинополя. Софийский собор стал центром общественной и культурной жизни древнего Полоцка. Здесь была расположена библиотека и архив, находилось казначейство и магистрат. Кроме того в храме хранились религиозные святыни, а еще здесь принимали послов из других земель. Иногда в официальных документах вместо названия города использовали название «Святая София».

У собора была непростая судьба, он много раз горел и разрушался. После 1569 года православный собор отдали униатам. Известный униат Иосафат Кунцевич тоже имел отношение к полоцкому собору. Он восстановил и перестроил храм после пожара 1607 года. Во время русско-польской войны Полоцк взяли войска царя Алексея Михайловича. Софию вернул православным верующим, но в 1667 году она снова стала униатской.

Страшная трагедия произошла во время Северной войны - святая София была взорвана. Петр I занял город и отдал храм обратно православной общине. Православные верующие отказались его принять, потому что боялись репрессий. Дальше существует несколько версий развития событий. По одной из них пьяный Петр I вместе с солдатами вторглись в храм, который тогда был униатским. Царь потребовал отдать ключи от царских врат, потому что там хранились мощи Иосафата Кунцевича. Когда монахи отказались, он собственноручно убил настоятеля и четырех монахов и приказал выбросить их тела в Двину.

У этой же версии есть немного другое истолкование. Рассказывают, что царь спросил, кто изображен на иконе и монахи ответили, что это святой Иосафат, убитый еретиками (то есть православными). Петр приказал арестовать монахов, но они стали сопротивляться и были убиты. Вот с этими печальными событиями и связывают первую версию об уничтожении древней Софии. В притворе храма в то время размещался пороховой склад. И существует мнение, что кто-то из униатских верующих решил отомстить русскому царю и войску, которые не только убили униатских пастырей, но и попытались отдать храм православным. Было достаточно одной искры, чтобы весь порох в притворе рванул. От древнего храма остались только руины.




Другая версия связывает этот роковой взрыв со шведским королем Карлом. Он потерпел поражение под Полтавой и вел переговоры с русскими о возвращении домой через земли Речи Посполитой. На прощание шведы устроили в городе несколько пожаров, один из которых и спровоцировал взрыв в соборе.

Некоторые ученые придерживаются третьей точки зрения. Они считают, что борьбу униатов и православных использовал в своих целях Ватикан. Полоцкая София была настоящим символом православья на этих землях, а католической церкви это было очень невыгодно. Подговорить кого-нибудь из оскорбленных униатов не составило бы труда. Тем более что многие знали о наличии пороха в храме. Одна искра - и Софии нет.

Какая из этих версий правдива, сейчас уже не узнаешь. В каждой из них есть логика. Но это не главное, главное - чудовищное разрушение святого храма. Древняя София лежала в руинах, и все споры, чей это храм, стали бессмысленны.

Только в 1740-х года началось восстановление собора. Его возглавил униатский священник Флориан Гребницкий. На тех основаниях стен, что остались после взрыва, возвели двухбашенную бизилику в стиле виленского барокко. Это был уже совсем другой храм, просто построенный на «костях» старой Софии.

Во время войны 1812 года полоцкий собор использовался наполеоновскими войсками в качестве конюшни. А в 1839 году храм вернули православным верующим. Капитальный ремонт сооружения прошел в 1911-1914 годах. Правда, уже через десять лет церковь закрыли - началась эпоха советского атеизма. Здесь разместился краеведческий музей. Во время Великой Отечественной войны (с 1942 по 1944 гг) София стала действующей, но потом ее опять закрыли.

В 1985 году органостроительная фирма «Rieger Kloss» соорудила здесь орган, первый концерт можно было послушать уже в мае 1985 года.

Пережив бесчисленные войны, пожары, полное разрушение София вновь является символом Полоцка. Сейчас это трехнефная одноапсидная базилика. С южной стороны возведены две 50-ти метровые башни. Внутреннее убранство храма тоже заслуживает внимания. Кроме барочных колонн здесь очень много таких элементов декора, как лепные украшения и фигурные карнизы. Удивляет и цветовая гамма интерьера.

Софийский собор в Полоцке сейчас является частью Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Недалеко от собора установлен один из древних Борисовых камней.

Полоцкий Софийский собор - выдающийся памятник монументальной белорусской архитектуры XI-XVIII вв. в г. Полоцк Витебской области. Расположен на правом, высоком берегу Западной Двины, при впадении в нее р. Полота, на бывшем средневековом детинце города - Верхнем замке. Собор построен при князе Всеславе Брячиславовиче между 1044-1066 гг. (согласно другим данным, в 1050-1060 гг.) как православный храм в Верхнем замке, центр государственных дел и символ древнего Полоцка. На городской печати имелась надпись: «Печать Полочькая и стой Софьи». На большом валуне в фундаменте собора процарапаны имена ее строителей: Давид, Тома, Микула, Копес, Петр, Вориш.

Первоначальное упоминание о полоцкой Софии имеется в Новгородской летописи под 1066 г. В гениальном памятнике древнерусской литературы - «Слове о полку Игореве» (XII в.) автор, воздавая хвалу полоцкому князю Всеславу Чародею, восклицает: «Тому въ Полотьске позвониша заутренюю рано у святыя Софеи въ колоколы, а он въ Кыеве звонъ слыша».

В Полоцком княжестве Святая София была православным, культурно-просветительным центром и княжеской усыпальницей. При археологических раскопках в ней было обнаружено 16 саркофагов. В соборе находились государственная казна, крупная библиотека, архив государственных актов.

Торжественность и святость собора впечатляла и завоевателей. В ходе Ливонской войны, по свидетельству летописи, царь Иван IV Грозный в 1563 г. «пришел к городу Полотцску... увиде в городе верх церкви Софии... приказал... во все полки боярам и воеводам, чтоб пев молебны и прося у Бога помощи знамена бы развертели».
Храм дважды - в 1607 и 1643 г. - сильно пострадал от пожаров. После пожара 1607 г. сейм Речи Посполитой удовлетворил просьбу послов Полоцкого воеводства и разрешил «...руины церкви старой св. Софии выстроить и поправить». Восстановление собора было закончено в 1618 г.

В XI-XIX вв. Софийский собор был кафедральным собором Полоцкой православной епархии и полоцкой униатской архиепархии.

Первоначальный собор XI в. представлял собой образец монументального древнерусского культового зодчества с чертами романской архитектуры. Он имел ряд общих черт с Киевским и Новгородским Софийскими соборами того исторического периода.

Здание, Длиной 31,5 м, шириной 26,4 м, отличалось толщиной стен, составлявшей 1,45 м. Стены были сложены из бутового камня, чередовавшегося с рядами кирпича-плинфы, в технике полосатой кладки, создававшей двухцветную гамму поверхности, характерную для Полоцкой школы зодчества. В плане собор представлял собой пятинефную крестово-купольную 16-столпную базилику с тремя гранеными апсидами (сохранились с орнаментальными фресками в нижней части стен), завершенную семью куполами (по другим данным - пять).

Каждый фасад (кроме восточного) был расчленен шестью прямоугольными лопатками, которые соответствовали внутреннему разделению строения 16-ю опорными столпами на нефы, три средних нефа заканчивались апсидами. В стенах имелись три яруса оконных проемов. Над средокрестием возвышался центральный купол на барабане. Фасады были украшены полуциркульными нишами. Большие П-образные хоры и аркады, открытое подкупольное пространство сообщали внутреннему помещению собора вид парадного дворика, с галереями по периметру.

В конце XV - начале XVI в. собор был перестроен в пятиба- шенный храм оборонительного типа. В 1620 г. при Полоцком архиепископе Иосафате Кунцевиче собор был восстановлен после разрушений и значительно перестроен (мощи белорусского святого мученика Иосафата Кунцевича с 1948 г. покоятся в главном католическом соборе Св. Петра в Ватикане, рядом с фобом апостола Петра). На плане Полоцка 1707 г.ив других, более ранних источниках Полоцкая София выглядит храмом оборонительного типа.

Во время Северной войны 1700-1721 гг. в соборе находился пороховой склад российской армии. При отступлении царских войск из Полоцка 1 мая 1710 г. склад был взорван. Взрыв уничтожил одну стену, левый боковой алтарь, повредил фундамент, потолок, колонны.

Полоцкий Софийский собор претерпел шесть основательных перестроек. Последний раз он был перестроен в первой половине XVIII в. при участии униатского архиепископа Флориана Гребниц- кого. В 1738-1750 гг. собор перестоен польским архитектором И. Глаубицем и каменщиком Б. Косинским как каменная базилика в стиле виленского барокко. По канонам униатского храма, он был ориентирован с юга на север, главным фасадом обращен к Западной Двине, а высокой апсидой - к городу.

В феврале 1839 г. в Свято-Софийском соборе состоялся Полоцкий церковный собор, подготовленный царскими властями и униатским литовским епископом Иосифом Семашко. Актом этого собора стало аннулирование Брестской церковной унии 1596 г., униатская церковь в Беларуси была присоединена к Русской православной церкви.

Очередной ремонт Софийского собора был выполнен в 1913 г. с участием российского архитектора П. Покрышкина.

В период временной оккупации части территории Беларуси в 1918 г. в соборе была устроена немецкая гарнизонная кирха. В годы (советской власти в соборе в 1945-1969 гг. находились архив и книготорговая база.

В нынешнем виде Софийский собор представляет собой барочную трехнефную базилику с двумя многоярусными стройными башнями на главном (южном) фасаде и фигурным щитом между ними. В восточный фасад нового собора были включены остатки стен, фрагменты внутренних столпов, склеп и три апсиды храма 2-й половины XI в. Древнейшую кирпичную кладку можно увидеть снаружи и внутри.

Длина старого строения составляет ширину нового. Центральный неф главного фасада и со стороны алтарной апсиды завершены фигурными аттиковыми фронтонами. Главный фасад украшен декоративными элементами в стиле рококо, боковые фасады - спаренными пилястрами и лепными гирляндами.

В интерьере собора находится трехъярусная каменная алтарная перегородка как униатская переработка иконостаса. Боковые двери перегородки сохраняют художественные композиции XVIII в. «Св. Елена и Св. Макарий». В центре над третьим ярусом - темперная полихромная разрисовка «Тайная вечеря» (XVIII в.); выше, в барочном лепном картуше - «Спас Нерукотворный».

Алтарную перегородку завершает горельефная стукковая композиция «Троица новозаветная» в стиле зрелого барокко с мотивами рококо (XVIII в.).

В 1913 г. осуществлена реставрация икон собора, которую выполнили местные мастера: витебская художница и художник П. Зыков. В древней части храма (восточная апсида) сохранились остатки фресок XI в.

После реставрации собора в 1985 г. (архитектор В. Слюнченко) в нем расположены концертный зал с органом и Музей истории и архитектуры Софийского собора.

Историческое монументальное здание является ценнейшим памятником архитектуры и одним из символов национальной культуры. В настоящее время запланирована его новая реставрация.

При подготовке статьи были использованы материалы:
Кисель, В.П. Памятники истории и культуры Республики Беларусь / В.П. Кисель. - Минск: Лiтаратура i мастацтва, 2011. - 296 с.