Тана Тораджа – удивительный регион в горах Южного Сулавеси, где до сих пор отлично сохранилась языческая вера Алук Тодоло, согласно которой жизнь бренную стоит прожить и завершить так, чтобы была возможность вернуться к первопредкам, обитающим на небе в мире Пуя (подобие христианского рая). И для этого ничего не жалко: ни денег, ни животных, ни себя любимого… Вера Алук Тодоло сложна, многогранна и запутана, многое уже забылось и стёрлось под пылью веков, что-то ушло за ненадобностью, но свою похоронную традицию тораджи хранят строго.

А как же её не хранить, ведь каждому хочется обрести жизнь вечную в райском Пуе… Попасть туда душа покойного может только с помощь принесённых в жертву буйволов, количество которых зависит от касты умершего. Цена за буйвола стартует от 15 миллионов рупий (1100 долларов) и доходит до 1 миллиарда (цена приличного джипа). Поэтому покойник практически никогда не хоронится сразу, бывает, с момента смерти до похоронной церемонии проходит год, а то и годы — семья копит деньги. Естественно, никакой морг так долго тело держать у себя не будет, да и нету у Тораджей никаких моргов, зато есть специальные «консерваторы», которые бальзамируют тела. Сейчас для этих целей применяется формальдегид + какие-то местные снадобья.

Регион Тана Тораджа крайне интересный, красивый и душевный, я с удовольствием тут залип на пару недель вместо того чтоб отправиться по Сулавеси дальше. Когда ко мне приехал Александр по программе Природа Явы и Сулавеси нам повезло увидеть церемонию похорон бабушки тораджа в ближайшей к городу Рантепао деревне Тагари. Нам совершенно бесплатно слила инфу о ней дочка владельцев гестхауса – самого лучшего в городе.

Церемония похорон тораджей под названием Рамбу Соло проходит несколько дней и несколько различается в зависимости от касты умершего. Я не буду лезть в эти дебри и грузить лишней информацией, а сосредоточусь на своих наблюдениях, ощущениях а так же на самых интересных и полезных фактах.

Мы прибыли на второй день праздненства, в который проходила церемония прощания с телом и приносились в жертву свиньи. Гостей было не много, пара-тройка сотен, скорей всего, умершая бабушка принадлежала к деревянной или железной касте. Гости старались одеваться во всё чёрное это у них получалось плохо.

На родственниках умершей – традиционные одежды.

Каждая семья гостей приносит какой-то дар семье, в которой умер человек: кто свинью, кто балок (алкогольный напиток), кто сигареты и бетель (орех с наркотическим действием), а кто и буйвола. Впрочем, если гость пришёл без подарка – это тоже нормально и никто его в жертву приносить не будет. Мы с Сашей взяли несколько пачек сигарет, но не знали кому их отдать и у нас никто ничего не спрашивал. Кстати, семья умершего потом должна будет эквивалентно отдарится гостям, когда в их семье кто-то умрёт. Вот такая круговерть подарков в природе! Стоимость одной свиньи от 150 до 500 долларов, а их могут задарить целый десяток – вот и считайте…

Гроб с телом покойной бабушки находится в специальном двухэтажном здании под названием лакиан.

А слева и справа от него сооружаются специальные помосты, где восседают гости и родственники.

Свиней уже зарезали до нас, поэтому мы увидели лишь процесс их разделки.

Куски распределяются между гостями по справедливости. Кому-то вполне может обрыбится пол туши, наверно, семья большая.

Чуть в стороне самодельным огнемётом тораджи опаливали свиную щетину. Выглядит стрёмно, а уж как пахнет…

Больше ничего интересного в тот день не происходило. Но на следующий день, третий, произошло самое интересное – приношение в жертву буйволов.

Все тораджи – христиане разных конфессий, но это ни сколько не мешает им чтить свою религию, мы наблюдали как сам священник привёл на похоронную церемонию буйвола в подарок. Это не может не радовать: мало в мире осталось мест, где местная религия не прогнулась бы под официальную. Видимо Пуй в традиции Алук Тодоло слаще христианского рая, да и даже исходя из житейской логики лучше уж вернуться к своим предкам, чем в какой-то чужеземный, насаждённый голландскими и немецкими миссионерами рай.

Начиналось всё вполне миловидно: большая площадь, традиционные дома тонгкананы и привязанные к деревьям буйволы. Как говорится, ничто не предвещало беды…

Атмосфера совершенно не траурная, взрослые оживлённо разговаривают, смеются, курят и пьют кофе.

Дети играют в мыльные пузыри.

Началось всё совершенно неожиданно с битвы быков: все сорвались со своих помостов и побежали к обрыву, смотреть как внизу дерутся два быка. Дрались они не долго, но жестоко, до крови.

Потом быков стали приводить по одному на площадь перед лакианом.

Бабушка готовилась вернуться в мир предков и требовала крови, много крови… Ведь чем больше прольётся этого жизненного эликсира – тем проще будет дорога в рай, пройдёт без сучка без задоринки. А если поскупиться – можно и застрять где-нибудь на полпути и чем это грозит – одним старейшинам известно…

Я уже видел убийство крупных животных, принимал участие в охоте на лося, собственноручно резал коз в деревне и думал, что мне уже всё ни по чём. Думал, наделаю крутых снимков в стиле National Geographic… Ага, щас! Всё началось так мощно, неожиданно, просто и обыденно, что от убийства первого быка я испытал самый настоящий шок: забыл про камеру, своё намерение снять крутой репортаж, да и вообще потерял связь с реальностью. Казалось, что в воздухе порвалась какая-то струна, которая не должна рваться, должна всегда звучать, но в этом мире нет ничего вечного – струна порвалась, она не могла не порваться… И буйволы начали падать один за другим. Это было очень просто и обыденно, без каких-то громких слов, странных жестов и прочей мишуры. Просто раз ножом по горлу и всё – струна порвалась.

Раз — и из распахнутого горла течёт толстая и густая, словно масло, струя крови. Она льётся на пыльную землю и смешиваясь с ней образует тягучую, сверкающую свежей краской жижу.

Бык наклоняет голову, пытаясь зажать рану, но тщетно — силы покидают гиганта..

Выпрямив ноги он раскачивается взад-вперёд и испустив струйку дерьма, падает на землю.

Агония бьёт его тело. Но, в конце концов, смерть берёт его в свои ледяные объятья. Он больше не пошевелится. Никогда.

В такие моменты понимаешь, что смерть – это неизбежно .
И смерть – это навсегда .

Буйвол RD-3 – герой похорон, боровшийся за жизнь с разрезанным горлом несколько минут.

В первую минуту из него вылилось огромное количество крови.

Бык весьма активно перемещался по площади насколько позволяла верёвка, привязная к его ноге.

Потом он решил убежать от смерти: сорвал верёвку и ринулся прочь, выглядело это примерно так:

Я в этот момент не снимал, так как был занят совсем другим делом – спасался бегством, вместе с остальными.

Но от смерти не убежишь … Хозяин поймал его за верёвку, продетую через ноздри и повел к киллеру – дорезать.

Киллер водил-водил ножом по горлу, но никакого ускоряющего приход дамы в чёрном эффекта это не произвело – глотка была перерезана профессионально и апгрейд не требовался. Просто RD-3 очень хотел жить. Хозяин начал водить его кругами, в надежде на то что силы оставят быка. Но тот был настоящим войном и, не смотря на то, что почти вся кровь уже вытекла из его могучего тела, продолжал бороться. Народ, видя такое редкое зрелище, начал смеяться и шутки шутить: «а вдруг бык бессмертный и душа нашей бабушки так и останется на грешной земле?».

Но наконец RD-3 упал… Как же так, великий воин, смерть взяла и тебя?

Но нет – он встал и снова в строю. Всё-таки есть лекарство от смерти, оно есть! Хозяин снова начал его водить кругами за верёвку, продетую через ноздри.

Что такое? Бык снова упал – на сей раз замертво. Смерть не щадит никого – даже героев! Умрут все!

Всё смешалось в кровавой карусели.

Немцы в шоке: задумались о величии смерти.

А детишкам всё нипочём! Всё игра, всё пройдет и зачем вообще о чём-то париться?

После того как зарубили всех буйволов началась их разделка.

Мясо мелко порезали и набили им стебли бамбука, которые потом стали запекать на огне. Это чисто тораджийское блюдо под названием папионг – им угощают всех гостей. Но мы с Александром посмешили покинуть Тагари, всё-таки похороны тораджа тяжелое зрелище и нашим нервам требовался отдых. К тому же, мясо мы не едим.

О том что из себя представляют захоронения этого народа можно почитать .

Как добраться

В регион Тана Тораджа из Макассара ходит огромное количество автобусов с терминала Daya утром и вечером в 7 и 9 часов. Ехать, соответственно, весь день или всю ночь. Автобусы, даже самые дешевые, очень комфортабельные: с полностью раскладывающимися широкими сиденьями и подставками для ног, как в Малайзии. Цена 130-190 тысяч рупий.

1. Вопреки заверениям местных гидов, похороны проводятся круглогодично, но чаще всего в июле-августе и под Рождество. В августе так же может повезти увидеть церемонию переодевания покойника: в этот период открывают могилы, достают покойников, переодевают останки, или моют кости, добавляют в гроб те предметы, что умерший попросил у родственников во сне.

2. Для того чтоб посетить похороны вовсе не обязательно нанимать местного гида, можно просто придти, посидеть, посмотреть, поснимать. В окрестностях Рантепао никому до вас дела не будет, а в глубинке вы будете в центре внимания и окружены всяческой заботой.

3. Гидов можно ангажировать в любом гесте, минимальная цена – 150000 рупий в день (12 долларов), плюс на бензин, если он будет возить вас на своём мотобайке.

4. В Рантепао есть несколько гестхаусов, рекомендую . Если же нужен большой приличный отель, можно посмотреть на поисковике Hotellook

Похоронные обряды в Индонезии различны и зависят от того, какой религии придерживаются жители той или иной части страны. В Индонезии проживают мусульмане, христиане (протестанты и католики), буддисты, конфуцианцы и представители древнего родового анимизма. Чаще всего эти люди погребают своих умерших согласно традициям конфессии, представителями которой они являются.

Однако есть и исключения, и они наиболее интересны для любителей экзотики и исследователей древних этнических обычаев

Самыми необычными и привлекающими множество туристов считаются

погребальные обычаи местности Тана-Тораджа на острове Сулавеси

Народность тораджей до сих пор практикует анимизм , хотя официально большинство ее представителей христиане, а некоторая часть - приверженцы ислама. Но анимистические традиции остаются в жизни и протестантов, и мусульман Тана-Тораджа. Они тесно переплетены с обеими более поздними религиями и наиболее ярко проявляют себя в крайне сложном и уникальном обряде похорон.

Тораджи верят в то, что после кончины любого человека его душа обязательно попадет в рай . Понятие ада у них, согласно традиционным верованиям, вообще не существует. В посмертное разделение душ на грешные и праведные не очень-то верят даже тораджийские христиане и мусульмане.

Но даже в раю, по древним представлениям предков, умершему будет по-настоящему хорошо только в том случае, если его правильно похоронят, проведя все без исключения необходимые церемонии.

Поэтому тела родных тораджи привозят в родные деревни даже в том случае, если те скончались в других местах.

На проведение похорон уходит очень много денег , так как и сам обряд, и традиционная могила, и ее оформление достаточно дороги даже для зажиточных семей. Поэтому нередко времени от момента кончины человека до дня его погребения проходит весьма немало.

После смерти родственника семья немедленно начинает готовиться к похоронам

Вначале тело бальзамируется и помещается во временный гроб, который ставят в одной из комнат обычного жилого дома.

Там оно может пребывать от нескольких месяцев до года, пока близкие не соберут достаточную сумму для достойных похорон и не подготовят все наилучшим образом.

За это время готовится место погребения и вырезается тау-тау - деревянная фигура, изображающая покойного. Обычно эти статуи делаются в полный рост человека.

Состоятельные семьи заказывают мастеру манекен с портретным сходством .

Такой изготавливают в течение 1,5 - 2-х месяцев, а стоит он порядка 500 американских долларов. Большинство же тораджийцев такой роскоши себе позволить не могут, и куклы, заказанные малоимущими, почти не похожи на свои прототипы. Кроме этого делается и новый гроб. Он может иметь любую форму, но обязательно должен быть увенчан сооружением, которое имитирует крышу традиционного дома тораджей - тонгконана. Все это время скончавшийся считается не мертвым, а больным.

Ему приносят пищу, сигареты, бетель и разные другие нужные живым вещи. Когда необходимая сумма для достойных похорон набрана и все для них оказывается готовым, назначается время прощания с покойным.

Церемония похорон на Тана-Тораджа

длится от 3-х до 12-ти дней, в зависимости от достатка семьи

На нее обычно прибывают все родные и близкие и множество односельчан, которые приезжают в том числе и из разных концов страны, и даже из-за границы. Иногда съезжается до нескольких сотен людей, и для их расселения приходится строить временные дома.

Провожающие, по обычаю, приносят разные подношения - иногда деньги, но чаще всего жертвенных животных: буйволов, свиней, кур. Их для похорон требуется очень много, особенно если покойный был уважаемым человеком.

Считается, что кровь убитых животных пойдет в дар богам, которых у аборигенов Сулавеси очень много.

В 1-ый день тело покойного кладут в новый гроб, раскрашенный в ритуальные цвета: красный (символизирует жизнь и кровь), желтый (знак власти), Белый (чистоты) и черный (смерти). Гроб проносят по всей деревне для того, чтобы умерший смог попрощаться с родными местами.

В этот день в деревню съезжаются родные и друзья семьи.

На 2-ой день происходят массовые жертвоприношения. Буйволов, свиней и кур убивают с помощью мачете, обагряя все вокруг их кровью. По поверьям, убитые животные должны послужить покойному на том свете. Особенно ценятся буйволы, без которых, как считается, душа не сможет достичь блаженной земли мертвых и будет за это очень сердиться на родственников.

В последующие дни мясо животных съедается всеми прибывшими в честь души умершего. Она сама, как верят тораджи, временно переселяется в тау-тау и наблюдает за тем, как проходят похоронные пиршества в ее честь. Многолюдный праздник длится до тех пор, пока еда не заканчивается. После этого гроб с телом ставят на носилки и отправляются к месту погребения.

Могилы на севере Сулавеси

делаются на обычных кладбищах в земле.

Так же хоронят и европейцев.

Островитянам над захоронениями ставят маленькие дома - довольно точные копии тех, в которых покойные жили до своей кончины.

Могилы же европейцев чаще всего отмечают традиционными памятниками - каменными крестами или стелами с надгробными плитами.

На юге же острова практикуют древние погребения в горах (если нет денег на родовой или индивидуальный бетонный склеп, который очень дорог). Там в известняке прорубают ниши для гробов и балконы для деревянных изваяний тау-тау. Чем ближе к вершине скалы расположена такая могила, тем легче будет душе подняться на небо.

Бедные семьи хоронят своих покойных в естественных пещерах , причем иногда кладут новые тела в старые гробы, в которых уже лежат останки других предков. Около гробов в скалах часто ставят и христианские кресты, а сами ниши, после установки гроба, закрывают щитами.

Индонезийский остров Сулавеси населяет группа родственных народов тораджи. В переводе с бугийского это означает «горцы», поскольку именно в горных районах и располагаются поселения тораджи. Эти люди практикуют анимизм - религиозное направление, регламентирующее жуткие для европейца погребальные обряды. (сайт)

Тораджи весьма своеобразно хоронят детей

Если здесь умирает младенец, у которого не выросли еще первые зубки, родственники хоронят его в стволе живого дерева. Этот народ считает новорожденных особыми существами, непорочными и чистыми, которые едва оторвались от матери природы и потому должны вернуться в нее…

Первоначально в выбранном дереве выдалбливают отверстие необходимого размера и формы. В него укладывается тельце малыша. Получившуюся могилу закрывают специальной дверцей, изготовленной из волокон пальмы.

Примерно через два года у древесины начинается «заживление раны» и она поглощает тело умершей крохи. Одно большое дерево может стать последним приютом для нескольких десятков младенцев…

Но это, как говорится, еще цветочки, а если уж быть откровенным, такое погребение малюток не лишено определенного смысла и печальной гармонии. По-иному обстоит дело с участью всех прочих тораджи.

Непогребенные трупы - просто заболевшие родственники

После смерти человека его родственники проводят ряд особых ритуалов, однако не всегда приступают к этому сразу. Причина заключается в бедности большинства населения, к которой, впрочем, оно уже давно привыкло и потому не пытается исправить свое положение. Однако до тех пор, пока родные покойного не соберут необходимую сумму (причем весьма внушительную), похороны не могут состояться. Иной раз их откладывают не только на недели и месяцы, но даже на годы…

В течение всего этого времени «ожидающий погребения» находится в доме, где он жил прежде. После смерти тораджи бальзамируют своих усопших, чтобы предотвратить разложение тел. Кстати, таких покойников - не похороненных и пребывающих в одном доме с живыми - считают не безжизненными мумиями, а просто заболевшими людьми(?!)

Но вот нужная сумма собрана, совершен обряд жертвоприношения, исполнены ритуальные танцы и всё, чего требуют для этого случая строгие правила, установленные предками тораджи многие века назад. К слову, похороны на Сулавеси могут продолжаться несколько дней. Древние легенды гласят, что раньше после выполнения всех ритуальных процедур мертвые сами шли к местам своего упокоения…

Тораджи выдалбливают в скалах, на известной высоте. Правда, опять-таки не все, и, если семья очень бедна, она просто подвесит на скале деревянный гроб. Находясь возле такого «погоста», европейский турист может запросто потерять сознание при виде того, как из прогнившего гроба свисают или даже падают на землю чьи-то останки…

Но и это еще не все. В августе каждого года неугомонные тораджи извлекают из могил своих родственников, чтобы омыть их, привести в порядок, надеть на них новые наряды. После этого мертвецов проносят через все поселение (что очень походит на шествие зомби) и, уложив в гробы, хоронят заново. Этот немыслимый для нас ритуал носит название «манене».

Возвращение утерянных трупов

Деревни народов тораджи строились на основе одной семьи, практически каждая из них представляла собой одну отдельную семью. Жители деревень старались не отлучаться далеко и держаться своего «ареала», так как верили, что душа человека после смерти должна какое-то время оставаться рядом с телом, прежде чем направиться в «пуйя», то есть пристанище душ.

А для этого нужно находиться возле своих близких, которые проведут все необходимые обряды. Если человек умрет вдалеке от родной деревни, его могут и не найти. В этом случае душа несчастного навеки застрянет в его теле.

Впрочем, у тораджи имеется выход и в этом случае, хотя данный ритуал является очень дорогим и потому доступен не каждому. По просьбе родственников пропавшего человека деревенский колдун призывает душу и мертвое тело обратно домой. Услыхав этот призыв, труп поднимается и, пошатываясь, начинает брести на него.

Заметившие его приближение люди бегут, дабы предупредить о возвращении мертвеца. Они делают так не из-за страха, но для того, чтобы труп как можно скорее очутился дома (ничто ему не помешало) и обряд был выполнен правильно. Если же кто-то коснется бредущего трупа, тот снова рухнет оземь. Вот и предупреждают впереди бегущие о шествии мертвеца и о том, что прикасаться к нему нельзя ни в коем случае…

…Удивительные чувства испытываешь, представляя подобную картину. Да и само отношение этих людей к смерти вызывает отнюдь не слабые эмоции. Но, кроме содрогания, возмущения и решительного неприятия, не шевельнется ли в душе невольное уважение к тем, кто сумел сделать смерть неотъемлемой, привычной частью повседневной жизни и тем самым победил извечный ужас человека перед ней?..

До нашего времени в разных уголках нашей планеты сохранились жуткие ритуалы, связанные со смертью. У народа одного из племен Бразилии принято сжечь умершего, а его прах, добавленный в пищу, съесть всей деревней. В Тибете умерших отдают на растерзание хищным птицам и животным, а в Гренландии немощных стариков попросту оставляют на льдине на верную гибель. А в местности Тана-Тораджи в самый любимый и пышный праздник – чьи-то похороны.

Похороны на острове Сулавеси

Торайя, во-первых, уважают мертвых больше, чем живых. Во-вторых, верят, что умершему необходима помощь в виде жертвоприношения буйволами и свиньями, чтобы попасть в загробный мир. Мероприятие это довольно дорогостоящее, поэтому местные жители долго копят деньги на него – иногда несколько месяцев, а то и лет. Забальзамированное тело умершего, пока не найдены средства, лежит в доме, и остальные члены семьи считают, что он просто заболел или уснул.

Как только необходимая сумма собрана, жители собираются на процессию. Сначала под красным полотнищем идут наряженные оживленные жительницы деревни. Затем мужчины ведут обречённых животных. Жертвенные буйволы не работают на полях, у них иная задача. Затем торжественно вносят умершего в специальной гробнице, похожей на лодку. Буйволов приносят в жертву, часть мяса раздают, из оставшегося готовят угощение, и начинается пиршество.

Чем богаче семья умершего, тем больше количество жертвенных животных, иногда оно достигает тысячи. Их рогами потом украшают жилища – тонгконаны, края крыш которых устремлены вверх наподобие рогов буйвола.

По другой версии, крыши создаются по подобию лодки, в которой на остров приплыла прекрасная принцесса – покровительница тораджи. Говорят, в древности помимо животных убивали еще и пленных рабов, чтобы служили и в загробном мире. Впрочем, здесь тораджи неоригинальны – такой обычай был распространен во многих государствах.

Для многих бедных похороны – единственная возможность сытно поесть. К погребальному пиршеству допускается любой человек, семье умершего каждый старается принести что-нибудь в дар.

Похороны длятся несколько дней, после чего тело уносят к месту погребения. Состоятельные торайя хоронят членов семьи в пещерах Лонда и Кетекесу, или выдалбливают ниши в скале. Бедняки подвешивают усыпальницы рядом на ветви деревьев, иногда по несколько трупов в одной. Нередки случаи разрушения усыпальниц, поэтому земля вокруг усеяна человеческими останками.

Тораджи верят в связь грудных детей с миром духов до появления у них первого зуба. Если такой ребенок умирает, его хоронят в специально сделанном отверстии в стволе дерева. Вход закрывают дверцей. Так родители передают дитя в лоно матери – природы. Такие захоронения называются Санггала.

Фестиваль Манене

Если думаете, что на этом жуткая церемония заканчивается, вы ошибаетесь. Раз в три года принято извлекать тела близких из усыпальниц, очищать их, наряжать в новые одежды и организовывать праздник для умерших. Женщинам наносят макияж и делают прически. При этом тораджи разговаривают с умершими, даже делают им комплименты по поводу внешнего вида. Мумии выводят на прогулку всей семьей.

По слухам, раньше после праздника умершие сами возвращались к местам захоронения. Теперь это можно сделать только с помощью черной магии.

Современные торайя понимают всю шокирующую суть похорон – но, что делать, таков обычай. Тем более, что он привлекает множество туристов, желающих пощекотать нервы. К тому же, несмотря на обилие христианских церквей в Индонезии, каждый житель Сулавеси продолжает верить в духов и связь живых и мертвых.

На территории острова Сулавеси (Индонезия) на протяжении многих лет проживают «тораджи», практикующие жуткое религиозное направление – анимизм. С одной стороны, анимизм – «правильная» религия, так как «тораджи» верят, что все вокруг них обладает душой (не только люди, птицы, насекомые и животные, но и неодушевленные предметы). С другой стороны, анимизм регламентирует жутчайшие погребальные обряды.

К примеру, если на острове Сулавеси погибает младенец, у которого еще не выросли первые зубки, то его хоронят в стволе настоящего дерева. Трупы взрослых людей периодически эксгумируют и выставляют на всеобщее обозрение.

Похороны для этого древнего народа - очень важный религиозный ритуал

Когда умирает некий представитель вышеописанного народа, на его похороны собирается вся деревня. Это служит отличным поводом для его родных собраться и помириться, если ранее между ними были ссоры. Сам похоронный процесс проводится строго по определенным правилам, установленным предками «тораджи» много веков назад. Похороны в Сулавеси могут длиться несколько дней.

После смерти представителя народа «тораджи» его родные проводят несколько особых ритуалов, но приступают к ним не сразу. Причиной тому является бедность «тораджи», к которой они уже давно привыкли, поэтому не пытаются исправить свое финансовое положение. Пока семья усопшего не соберет необходимую для похорон сумму (весьма немалую), похороны не состоятся.

Иногда похороны могут откладываться на недели, месяца и даже годы. На протяжении всего этого времени усопший находится в том доме, где жил до смерти. Его сразу после смерти бальзамируют, что предотвращает разложение тела. «Тораджи» верят, что пока их близкий находится в одном помещении с ними, он не является умершим. Его считают просто «заболевшим».

С чего начинаются похороны представителей «тораджи»

Первоначально, когда необходимая сумма уже собрана, родные усопшего должны совершить определенное жертвоприношение: забить скот для ритуальных танцев. Количество жертвенных животных может быть различным. Чем сильнее и знаменитее был умерший при жизни, тем больше животных забьют в его честь при похоронах. Иногда количество животных достигает сотен, а то и тысяч.

Также заранее подготавливается место для погребения. Могилы у «тораджи» нестандартные – выдолбленные в высоких скалах. Проходя мимо такой скалы, любой турист может потерять сознание. Дело в том, что далеко не у каждой семьи «тораджи» имеется необходимая сумма для создания такой могилы. Если семья сильно бедная, то усопшего будут просто подвешивать на скале в деревянном гробу. Со временем данный гроб прогниет и разрушиться. Останки усопшего будут свисать с него либо попросту упадут на землю.

Каждую могилу, выдолбленную в скале, украшают деревянными фигурками, изображающими усопшего. На изготовление дорогой могилы может уйти несколько месяцев. Каменные погребальные камеры способны хранить тело десятилетиями.

Как говорилось в начале, по особой традиции «тораджи» хоронят младенцев, у которых еще не выросли первые зубы. Новорожденных данный народ считает особыми существами, чистыми и непорочными, которые только оторвались от природы, поэтому должны в нее вернуться. Их хоронят в стволах деревьев. Изначально в выбранном живом дереве выдалбливается отверстие нужной формы и размера. После туда укладывается тело. Получившаяся могила закрывается специальными дверцами, изготовленными из пальмовых волокон.

Примерно через пару лет древесина начинает «заживлять раны», поглощая тело маленького умершего. В одном большом дереве таких могилок может иметься далеко не один десяток.

После того, как умершего захоронили, «тораджи» начинают застолье. Дальше все идет практически по стандартной, привычной для европейцев схеме. Но на застолье похоронные манипуляции не завершаются. Ежегодно родственники усопшего проводят жуткий ритуал «манене».

«Манене» - законная эксгумация

Ежегодно народ «тораджи» извлекает своих умерших родственников из могил. После этого их омывают, чистят, приводят в порядок и переодевают в новые наряды. Далее мумий проносят по всему поселению, что со стороны напоминает шествие зомби. После выполнения вышеописанных ритуалов мумию обратно укладывают в гроб и хоронят заново, немного менее роскошно, чем в первый раз.