Vasiliy Tatarinov / wikimedia.org Согчен дуган (Иволгинский дацан) (Фото: Дмитрий Шипуля) Дворец Хамбо ламы Итигэлова (Иволгинский дацан) (Фото: Дмитрий Шипуля) Внешнее убранство Храма-дворца Хамбо ламы Итигэлова (Фото: Дмитрий Шипуля) Маанин дуган (Храм Будды сострадания)в Иволгинском дацане (Фото: Дмитрий Шипуля) Резиденция Пандито Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева (Фото: Дмитрий Шипуля) Жуд дуган, а справа Майдарин сумэ (Храм Будды Грядущего) Иволгинский дацан (Фото: Дмитрий Шипуля) Дэваажин дуган в Иволгинском дацане (Фото: Дмитрий Шипуля) Аркадий Зарубин / wikimedia.org Храм Пандито Хамбо Ламы Даша-Доржо Итигэлова в Иволгинском дацане. Бурятия (Аркадий Зарубин / wikimedia.org) Цогчен-дуган в Иволгинском дацане. Бурятия (Аркадий Зарубин / wikimedia.org) Главные ворота Иволгинского дацана, Бурятия (Аркадий Зарубин / wikimedia.org) Дуган Зеленой Тары в Иволгинском дацане, Бурятия (Аркадий Зарубин / wikimedia.org) Слева войпур (курильница), справа строящийся храм Зеленой Белой Тары (Фото: Дмитрий Шипуля) Согчен дуган. Идут приготовления к празднику (Фото: Дмитрий Шипуля) Хурдэ (Фото: Дмитрий Шипуля) Субурганы Иволгинского дацана (Фото: Дмитрий Шипуля) Аркадий Зарубин / wikimedia.org

Иволгинский дацан – крупный буддийский монастырский комплекс, центр буддизма РФ, резиденция Пандито Хамбо-ламы. Находится в населенном пункте Верхняя Иволга, в пределах Иволгинского района Бурятии, примерно в 36 км к западу от Улан-Удэ.

Иволгинский дацан – наиболее известный буддийский монастырь Бурятии. Он привлекает многочисленных паломников и туристов, которые приезжают сюда не только со всей России, но и из других стран.

Здесь ежедневно проводятся ритуалы, а по религиозным праздникам – соответствующие службы. Иволгинский дацан является местом пребывания довольно необычной святыни – нетленного тела Хамбо-ламы Итигэлова.

Буддизм распространился по Бурятии в XVII столетии. Он был принесен в эти края монгольскими ламами. До революции 1917 года в России имелось более 35 дацанов, из которых 32 – в тогдашней Забайкальской области, занимавшей большую часть современной Бурятии и Забайкальского края. Однако, затем настали трудные времена.

К 1930 годам буддизм в нашей стране был почти полностью искоренен. Почти все дацаны были разрушены, а монахов отправили в тюрьмы, ссылки и на каторжные работы. Сотни лам были расстреляны. Ситуация стала меняться к лучшему лишь к середине 1940 годов.

Весной 1945 года Совет народных комиссаров Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики выпустил постановление. Этим постановлением разрешалось основание нового дацана.

Местные буддисты стали собирать деньги и предметы культа. На те средства, которые удалось собрать, в месте, известном как Ошор-Булаг, буквально посреди чистого поля построили первый храм.

Дворец Хамбо ламы Итигэлова (Иволгинский дацан) (Фото: Дмитрий Шипуля)

В декабре 1945 года здесь впервые провели открытую службу. В 1951 году были выделены земли под строительство монастыря, тогда тут выстроили дома для проживания лам и некоторые хозяйственные постройки.

В 1970 годах осуществлялось возведение почти всех существующих сегодня храмов дацана. В 1991 году в пределах монастыря открыли Буддийский университет. Сегодня в нем проходят обучение больше ста монахов.

В 2002 году в Иволгинский дацан было помещено нетленное тело Пандито Хамбо-ламы XII Итигэлова. Для хранения этой буддийской реликвии был возведен новый храм, куда в 2008 году и поместили тело Учителя.

Монастырский комплекс

В состав дацана входят 10 храмов. Имеется также ряд других зданий и сооружения – резиденция действующего Хамбо-ламы Аюшеева, библиотеки, учебные корпуса, оранжерея, гостиница, разные хозяйственные и жилые строения, информационный центр.

Священная реликвия Иволгинского дацана: история Ламы Итигэлова

Хамбо-Лама Итигэлов был духовным лидером буддистов Бурятии. По имеющимся данным он появился на свет в 1852 году в пределах нынешнего Иволгинского района.

Родители Итигэлова умерли, когда он был еще ребенком. В возрасте пятнадцати лет он пришел в Анинский дацан, а затем более 20 лет занимался там изучением буддизма.

В дальнейшем Итигэлов проявил себя как религиозный деятель. В 1904 году он стал настоятелем одного из дацанов Бурятии, а в 1911 году его выбрали XII Пандито Хамбо-ламой.

Принято полагать, что в июне 1927 года Итигэлов ушел в нирвану, предварительно дав указания монахам взглянуть на его тело семьдесят пять лет спустя. Он был погребен в саркофаге из кедра сидящим в позе лотоса, так как пребывал в этом положении во время своего ухода.

Тело Итигэлова дважды тайно осматривалось ламами – в 1950-х и 1970-х годах. В ходе осмотров ламы пришли к заключению, что оно не изменилось.

В сентябре 2002 года Хамбо-лама Аюшеев совместно с рядом других лиц вытащили куб с телом Итигэлова и препроводили его в Иволгинский дацан.

В 2008 году тело Учителя перенесли в возведенный для этого храм. Оно почитается как святыня буддизма.

Новый храм был выстроен по чертежам Дэважин-дугана Янгажинского дацана. Дэважин-дуган в 1906 году спроектировал и возвел сам Итигэлов, однако этот храм был разрушен в 1930-х в ходе преследований буддистов.

Тайна сохранности тела Хамбо-ламы – загадка для ученых. После поднятия тела были взяты некоторые элементы биологических тканей, но уже в 2005 году любые дальнейшие анализы были запрещены Аюшеевым. Данные лабораторных исследований показали, что ткани не омертвели.

Монахи, ухаживающие за телом, утверждают, что у него изменяется температура и даже появляется испарина на лбу. Увидеть Нетленного Учителя и поклониться ему можно восемь раз в году, во время важных религиозных праздников.

Как добраться до дацана?

Иволгинский дацан находится в хорошей транспортной доступности. По автомобильной дороге А-340 Улан-Удэ – Кяхта необходимо доехать до райцентра, поселка Иволгинск. В поселке нужно свернуть с основной трассы направо и проехать еще около 8 км до села Верхняя Иволга, на северной окраине которого и находится монастырь.

Расстояние от дацана до центра Улан-Удэ составляет 36 километров.

Из Улан-Удэ можно добраться на автобусе №130 до Иволгинска, а оттуда до монастырского комплекса ходят микроавтобусы. Во время важных богослужений автобусы из бурятской столицы следуют непосредственно до дацана.

Свое путешествие по Бурятии можно начать с посещения крупного буддийского монастырского комплекса, памятника истории и архитектуры – Иволгинского дацана, открытого в 1945 году. С бурятского дацан переводится как «монастырь Колесо учения, приносящее счастье и полное радости».
Иволгинский дацан расположен в селе Верхняя Иволга Республики Бурятия. Он является центром буддизма России и притягивает множество паломников и туристов со всех концов света.

Буддийский дацан в Иволгинске.

Буддизм - одна из древнейших мировых религий, и на протяжении 2500 лет остается самой мирной. Ее целью является избавление от страданий и помощь живым существам в обретении непреходящего счастья. Конечная цель буддизма – достижение состояния Просветления, т.е. состояния Будды.
История Иволгинского дацана не такая уж примечательная на события и не такая уж древняя, о нем не сложено волшебных легенд и загадочных мифов, но все, кто хоть раз посетил это место уверяют, что здесь присутствует не что иное, как магия, поскольку это место необыкновенно и неожиданно по силе воздействия на духовный мир и энергетику человека.
Дружелюбие и теплота по отношению ко всем посетителям, вне зависимости от их веры, - самая главная особенность Иволгинского дацана для НЕ буддиста: миролюбие здесь разлито в воздухе в высоких концентрациях.
Попросить благословения, совета, помощи может любой человек у любого ламы.
В дацане ламы-астрологи расскажут о будущем, ламы-целители проконсультируют по вопросам здоровья, третьих можно расспросить про обычаи и ритуалы.
Чтобы сориентироваться и найти нужного ламу, достаточно спросить любого монаха в дацане.
Именно здесь, на территории Иволгинского дацана, находится резиденция Пандито Хамбо ламы — Главы Буддийской традиционной Сангхи России. Его нетленное тело является святыней бурятского народа и главной реликвией всех буддистов России.

Феномен Хамба ламы Этигэлова.

Хамбо лама Итигэлов ушел в нирвану в 1927 году. Согласно завещанию Итигэлова, его тело извлекли из земли 75 лет спустя, в 2002 году, и перенесли в Иволгинский дацан.

Поза лотоса, в которой Хамба Лама ушел в нирвану и 75 лет сидел в кедровом коробе, сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений.
Кроме того, проведенный учеными и экспертами спектральный анализ волос, ногтей и кусочка кожи Хамбо Ламы Итигэлова никаких разрушительных изменений не выявил.
Органический состав тканей Хамбо Ламы соответствует органическому составу тканей обычного человека. Внутренние органы целы. Согласно двум актам судмедэкспертизы, никаких следов бальзамирования на теле ламы не выявлено. Не похоже это и на процессы мумификации или дубления. Состояние летаргического сна ученые также исключают.
Также чудом является тот факт, что когда летом жара в Бурятии достигает 40 градусов и нет никаких холодильных установок, тело Итигэлова не подвергается гниению или разложению.
В МИРЕ нет ни одного официально зарегистрированного факта подобного рода.
Хамбо лама говорит, что человеку необходимо, при любых обстоятельствах, быть самим собой, и быть ближе к реальности. А еще он говорит: «Стремитесь делать добро!»

Дни выноса тела Хамба Ламы Этигэлова.

Увидеть нетленное тело Итигэлова и поклонится ему могут все желающие, и буддисты, и православные, и мусульмане, и даже неверующие. Это возможно лишь 8 раз в году, в дни главных буддийских праздников. Ежегодно список праздничных дат обновляется, их можно узнать, позвонив в дацан по бесплатному номеру 8-800-1003-108 в рабочее время. Разница во времени с Москвой – плюс пять часов. То есть когда в Бурятии 15-00 ч., в Москве только 10-00 утра.
Ближайший вынос тела Хамба Ламы Этигэлова состоится 5 сентября 2016 г.
Следующий — 22 октября 2016 г.
Затем — 23 ноября 2016г.
И следующий — 26 января 2017 г.
По вышеуказанному телефону желательно еще раз уточнить. На всякий случай 🙂

Какие храмы входят в монастырский комплекс Иволгинского дацана.

Резиденция Нетленного расположена в самом нарядном строении монастыря. Дворец так и называется —

Дворец Хамбо Ламы Итигэлова - дуган (храм).

Цогчен-дуган - главный соборный храм.

Чойра дуган.

В Чойра дугане ежедневно с 9-00 утра проводится хурал (молебен), посвященный Гомбо сахюусану (Махакала) и Гонгор сахюусану (Белый Махакала). Ритуал способствует в разрешении проблем, приводит к удаче, создает условия для укрепления здоровья, содействует сохранению материального блага и создает условия его роста.

Рядом с Чойра дуган установлен алтарь для духов, питающихся запахами.

Здесь жгут пищу для злых духов,
фото: http://сайт/

В буддизме считается, что если живое существо совершило тяжкий проступок или было очень гневливо, то обязательно попадет в ад, где будет переносить тяжкие муки от жажды, холода и других невыносимых страданий.
Рождение в мире голодных духов чаще всего происходит тогда, когда человек совершает провинность средней тяжести или же в силу его большой жадности и корысти.
Голодные духи – прет – обычно изображаются с очень большими животами и тонкими шеями.
Они страдают из-за того, что не могут добыть себе питья и пропитания, а если найдут его, то не смогут насытится, ведь горло их очень узко, а пищевод также тонок, чтобы пропустить в себя еду. Вдобавок еда превращается в огонь и начинает жечь все их нутро, принося невыносимые страдания.

Ногоон Дара Эхын Сумэ — храм Зеленой Тары.

Богиня Зеленая Тара считается матерью всех Будд.

К Зеленой Таре обращаются как к воплощению всех просветленных, как к утешительнице, защитнице, быстро отзывающейся на просьбу о помощи, как к покровительствующему божеству, проявляющему ко всем существам сострадание и любовь, сравнимые с заботой матери о своих детях.
На территории Иволгинского дацана расположены еще 6-ть ярких многоцветных храмов с уникальной архитектурой.

Священное дерево Бодхи.

Также стоит заглянуть в оранжерею со священным деревом Бодхи.Это пятое поколение дерева. Когда-то, 2500 лет назад, медитируя именно под деревом Бодхи, принц Гаутама достиг просветления и стал Буддой.

Кроме этого, на территории монастыря располагаются здания библиотеки, летняя гостиница, музей памятников буддийского искусства, священные ступы-субурганы, различные служебные помещения и дома лам и пр.

В 1991 году при дацане создан Буддийский Университет «Даши Чойнхорлин им. Дамба Даржа Заяева», где в настоящее время обучаются около 100 студентов-хувараков на четырёх факультетах: философском, тантрическом, иконографическом и медицинском.

Как правильно осматривать территорию Иволгинского дацана.

Осматривать территорию дацана следует «слева-направо», то есть по часовой стрелке. Входить на территорию следует через левую калитку, и не ломиться в центральные ворота (центральный вход открывают только по большим праздникам или в связи с приездом высокопоставленных гостей, например Президента Российской Федерации В.В. Путина).

Такой круговой обход дацана по ходу солнца называется «гороо». Это своеобразный обряд очищения, который вносит некую систематизацию в процесс осмотра. Незнающие обычно бегают от дуганов к ступам, от ступ к домам лам, тем самым пропускают массу деталей и, собственно, смысл.
Возле храмов, по ходу движения, установлены молитвенные барабаны-хурдэ, заполненные текстами ламаистских молитв.
Хурдэ нужно обязательно «покрутить», строго по часовой стрелке. Это действие считается равноценным совершенной молитве. Прокрутив первый (он же главный) хургэ, который встретится вам на пути, можете считать, что вы помолились 100 тысяч раз, потому что в этот барабане содержится 100 тысяч мантр.

Разноцветные ленты с молитвами — Хии морины

Помолиться можно также с помощью хии моринов - лоскутков ткани, освященных ламой, с вашим именем и текстом молитвы. Их во множестве повязывают на окружающие дацан кусты и деревья, каждое колыхание хии морина на ветру считается произнесением молитвы. То есть ветер читает за вас молитву. Цвет хии морина зависит от года рождения молящегося.

Лев — символ отваги

Заходить Можно во все открытые храмы. В храмах рекомендуется оставить подношения: деньги, еду (молоко или сладости).
Совершение подношений – это преодоление скупости и развитие щедрости, ведь именно щедрость – истинная причина богатства. Самая лучшая и мощнейшая мотивация при совершении подношений – это думать о благе всех живых существ.

Зачем совершаются обходы (гороо) ступ и дуганов.

Любые изображения божеств, а также ступы – это источник или основа накопления добродетели. Обход вокруг ступ создает позитивные отпечатки в сознании верующих и является одним из способов накопления добродетели.
На алтари можно положить хадак - ритуальный шарф, символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия дарящего. Синий хадак – символ вечно синего неба.

Перед этим стоит очистить разум от суетных мыслей и подумать о самом заветном. Говорят, если желание искреннее и глубокое, и не имеет материального оттенка (то есть не носит характера обогащения, например, получить какие-то вещи материального мира: квартиру, машину, дачу), оно обязательно сбудется.

Отпечаток кисти Зеленой Тары на камене, исполняющем желания.

По преданию, именно к этому камню прикасалась Ногоон Дари Эхэ (Зеленая Тара) и оставила на нем отпечаток своей кисти. Делая обход вокруг Драгоценного камня и прикасаясь к нему, можно попросить об исполнении своих благих желаний.
Также можно проверить, исполнится желание или нет. Для этого нужно отойти приблизительно на десять шагов и, загадав благое желание, с закрытыми глазами попасть ладонью руки точно в Драгоценный камень. Если попали – ваше желание исполнится.
Но стоит ли проверять? Может быть просто поверить?

Правила поведения при посещении Иволгинского дацана.

1. Во время прохождения священного круга гороо не оставляйте монеты, крупы и другие подношения возле ритуальных барабанов (хурдэ), ступ и различных мест поклонения. Поскольку во время прохождения гороо вы накапливаете добродетель, а хаотичное разбрасывание различных видов подношений противоречит практике даяния. Делайте подношения внутри дуганов в специально отведенных для этого местах и в ящики для подношений.
2. На территории монастыря нельзя курить, сорить и сквернословить.
3. Женщинам желательно не надевать мини-юбки, правда, если другой совсем нет, никто из дацана не выгонит. Желательно прикрыть колени и плечи.
4. Внутри храмов рекомендуется снять головные уборы, снять с плеч сумки и рюкзаки, взять их в руки или оставить у входа.
5. При посещении храмов не поворачивайтесь спиной к статуям Будды и святых, это непочтительно. То есть, сделав круг по храму возвращаетесь к выходу спиной. Если вы повернетесь к выходу лицом, чтобы удобно покинуть храм, то святые увидят вашу спину, а это не уважительно.
Также нельзя показывать на святых пальцем.
6. Обращайте внимание на таблички с изображением перечеркнутого фотоаппарата. На всей территории дацана фотографировать можно, предварительно оплатив съемку. В храмах фотографирование строго запрещено.
7. За советом, к какому ламе обратиться по определенному вопросу, лучше отправиться в главный храм, Согчен Дуган. А если просто возникло желание пообщаться «за жизнь», можно обратиться к любому священнослужителю. После разговора ламу следует поблагодарить деньгами - фиксированной суммы нет, но и жадничать не стоит. 🙂

Как добраться до Иволгинского дацана.

Из г. Улан-Удэ:
1. маршрутным такси № 130 с пл. Банзарова г. Улан-Удэ (стоимость проезда 30 руб.), до пос. Иволгинск. Затем пересесть на маршрутку Иволгинск — дацан (15 руб.). В дни больших хуралов маршрутки № 130 идут прямо до дацана.
2. На автомобиле: по федеральной трассе А 165 (Улан-Удэ — Кяхта). Время в пути от 30-ти до 40-ка минут.

Из г. Иркутска: Иркутск-Улан-Удэ, 460 км. Время в пути на автомобиле не менее 8 часов по федеральной трассе М 55.

По дороге к дацану вам встретится гора Баян Тогод, на склоне которой написано «Ом ма ни бад мэ хум».

Это одна из самых известных мантр в буддизме. Она имеет глубокий сакральный смысл и наделена множеством значений.Ее буквальный перевод: «О жемчужина, сияющая в цветке лотоса!».
У данной мантры имеется собственное название — «Шестислоговая».
ОМ - удаляет гордыню и самомнение.
МА - удаляет ревность и зависть.
НИ - удаляет привязанность и эгоистические желания.
БАД (или ПАД)- рассеивает неведение и запутанность.
МЭ (или МЕ) - растворяет жадность и алчность.
ХУМ - трансформирует ненависть и злость.
Также существует версия, утверждающая, что чтение мантры дарует процветание, изобилие и деньги, где Ом означает Брахму, находящегося за пределами всего непроявленного, Мани - драгоценный камень или кристалл, Падме - лотос, Хум - сердце.
Исходя из этих положений существуют несколько интерпретаций этой мантры:
— «Все (Ом) драгоценности (Мани) процветают (Падме - цветущий лотос) у меня, имеющего открытое сердце (Хум - сердце)»;
— «Вселенная дарует процветание и изобилие, мне, принимающему их с открытым сердцем»;
— «Богатство во всех его формах (драгоценных, ценимых, значимых) приходит к тому, кто готов его принять всем своим существом (сердцем)»;
— «Всеобщее изобилие наполняет моё сердце» - то есть в мантру вкладывается следующее понимание: «Я принимаю изобилие всем своим естеством»;
— «Все деньги приходят мне» (одна из самых простых интерпретаций).

Где остановиться у Иволгинского дацана

У Иволгинского дацана местными жителями сдается практически каждый домик. Забронировать онлайн номер невозможно, потому что это частный сектор. Комнату или целый домик можно найти на месте. Но если вы хотите подстраховаться, то можно забронировать через Букин хостел Найрамдал . Он находится в 15 км от дацана. Это самый ближайший хостел, который можно забронировать онлайн. Как вариант если вы планируете приехать вечером и времени на поиск жилья не будет: можно остановиться в Найрамдал на одну ночь, а на следующий день снять домик в частном секторе поближе к дацану.
Или выберете любой отель, хостел, комнату в г. Улан-Удэ (25 км от Иволгинского дацана).

// Цены на жилье у Иволгинского дацана лучше сравнить через поисковики:
— Hotellook ;
— Roomguru .
Они выдают варианты не только на букине, но и на других сайтах бронирования, а это значит, можно найти самую дешевую цену и сэкономить))

В статье использована информация, полученная из экскурсии по дацану,
из книги «Основы вероучения в помощь каждому, кто хочет знать о буддизме»
(составитель Шагдуров Ч.Д.), а также материалов официального сайта Иволгинского дацана.

Если посещение Иволгинского дацана является только частью вашего путешествия по Бурятии, то один из вариантов путешествия в Бурятию на машине, что посмотреть, где искупаться и позагорать, какую вершину покорить, как и куда съездить на морскую прогулку и где принять горячие природные радоновые и сероводородные ванны

Экскурсии от местных жителей:
С вами была , обожающая буддизм, бурятов и всю Бурятию в целом. Желаю вам счастливого пути к достижению Просветления!

Ныне буддийское духовенство предпринимает активные действия, направленные на возрождение буддизма в республике. Возрождаются старые и строятся новые дацаны.

Буддизм является одной из интереснейших страниц истории и современности Бурятии, привлекающей внимание туристов, которые могут посещать дацаны, участвовать в экскурсиях, быть на приеме у лам-врачевателей и лам-астрологов, приобретать тибетские лекарства и религиозную атрибутику.

На территории Бурятии насчитывается более 20 дацанов. Практически во всех районах республики имеются буддийские святыни, почитаемые верующими всей республики. Множество паломников и туристов со всех концов света приезжают в с. Верхняя Иволга для посещения Иволгинского дацана. Иволгинский дацан - это крупный буддийский храмовый и монастырский комплекс. Здесь находится резиденция XXIV Пандито Хамбо-ламы Дамба Бадмаевича Аюшеева, духовного главы буддистов России.

Одной из достопримечательностей Иволгинского дацана является оранжерея для священного дерева Бодхи. Дерево Бодхи -- легендарное дерево, медитируя под которым, принц Гаутама достиг просветления и стал Буддой.

Бодхи - дерево просветления, которое является священным сразу в нескольких религиях. Это такие вероисповедания, как индуизм, буддизм и джайнизм. Во многих уголках земного шара чтят это растение, считая его одним из главнейших символов мира и спокойствия. А название пришло, собственно, из буддизма, поскольку Будда Гаутама, пройдя через муки, которые продолжались 7 недель, в результате достиг под этим деревом просветления. Также легенды гласят, что в родовых муках его мать держалась руками за ветви этого растения.

У него имеется несколько традиционных современных, а также древних названий. Религиозные тексты на санскрите содержат упоминания о дереве «Ашваттха», на пали - о растении «Руккха». На хинди чаще всего употребляется название «Пипал». В русском языке - это дерево именуют «Фикус священный». Современное его название на сингальском (языке коренных жителей Шри-Ланки) - Bo-tree, а на английском - Sacred fig. А, вообще, его биологическое название, используемое в научных справочниках - Ficus religiosa. Для буддистов Бодхи - дерево, имеющее очень важное значение в культовых ритуалах, а его древесина, по их мнению, обладает целебными свойствами. Под ним традиционно медитируют. Это вошло в практику еще с древнейших времен ведь согласно легенде, именно под сводами указанного дерева медитировал Будда Гаутама.

Дерево Будды не напрасно называют деревом просветления, ведь именно под его сенью Гаутама получил окончательный ответ на вопрос о своем предназначении. По преданию, он с рождения чувствовал, что внутри живет небывалая и сверхъестественная сила и энергия, но уверенности в этом у него не было. Гаутама решился проверить свое предположение и пошел к дереву Бодхи. Прежде чем начать молитву, Гаутама 3 раза обошел дерево Бодхи, а потом сел на землю под его сводами. Произнеся обет, он принялся медитировать. И здесь же внезапно начались муки и страдания, пройдя через которые, Будда Гаутама убедился в своем предназначении.

Бодхи - дерево, под которым можно мысленно приблизиться к сути буддизма. Его мощные ветви укрывают, медитирующих под ним верующих, спасая от жары и даря покой. Многие священные картины и скульптуры изображают Будду именно под сводами священного дерева. В тех уголках света, где распространена эта религия, деревьям придается очень важное значение. Миллионы паломников со всего мира приезжают к священным деревьям, дабы преклониться перед ними и загадать свои заветные желания.

Известно, что главный атрибут для медитации - это четки. Дерево Бодхи, а точнее его семена, служат материалом для изготовления четок. Используя их, легко достичь высшей концентрации, чтобы приблизиться к святыням буддизма.

Священное дерево Бодхи относится к роду Фикусовых и семейству Тутовых. Оно является вечнозеленым деревом, произрастающим в Индии, Непале, Шри-Ланке, юго-западе Китая. Характерным признаком является наличие сильных ветвей серо-коричневого цвета и сердцевидных листьев, размер которых варьирует от 8 до 12 см. У листьев гладкие краешки и длинное капельное острие. Соцветие - котелок, дающее несъедобное соплодие фиолетового цвета.

Главным храмом дацана является Согчен (Цогчен) дуган. В архитектуре главного храма Иволгинского дацана отразился опыт, накопленный бурятскими зодчими за два с половиной века. Это храм - классический образец трехэтажного Согчена, сформировавшегося во второй половине XIX в. Здание главного храма выполнено из дерева; размеры этажей показывают закономерное ярусное движение убывающих вверх объемных масс, создающих пирамидальный силуэт.

Главный храм Иволгинского дацана - это гармоничное произведение бурятского буддийского искусства. В прямом сравнении с согченами XIX в., пышными и полихромными, согчен второй половины ХХ в. представляет несколько упрощенный вариант архитектурного декора.

Однако новыми приемами в декоративном убранстве стало решение северного фасада с двумя миниатюрными крылечками, облицовка стен под белый кирпич и прием рустовки цоколя. По своим пропорциям и объемно-композиционному строению Согчен дуган является прямым продолжателем традиций дацанского строительного искусства. Все достижения бурятского буддийского зодчества воплотились в Иволгинском Согчен дугане с точностью и лаконизмом.

На территории дацана расположены также и другие дуганы (храмы). Чойра дуган «Тойсам Щаддублин». Название дугана переводится как «крепость учения Будды». Этот храм является первым храмом Иволгинского дацана, возведенным в 1946 г. В ноябре 1948 г. Пандито Хамбо-лама Лубсан Нима Дармаев привез из Закаменского района Республики Бурятия позолоченный ганжир (шпиль на крыше храма) и хорло (колесо) с двумя оленями. Их торжественно установили на новый дуган. После 70-х гг. здесь размещалась библиотека. С 1994 г., после введения в дацане обучения по предмету «Чойра», это здание было преобразовано в аудиторию для занятий по буддийской философии.

Здание состоит из двух совмещенных домов, которые поднесли дацану верующие. Здесь прошел первый хурал. Дуган до 60-х гг. являлся основным храмом Иволгинского дацана. Здесь проводились ежедневные хуралы, а также все шесть главных ежегодных хуралов. После постройки Согчен дугана он являлся Сахюусан дуганом.

Дэважин дуган. Храм посвящен земле Будды Амитабхи. Попадание после смерти в рай Будды Амитабхи считается высшей целью в буддизме Чистой Земли. Художественный образ рая Амитабхи оказал сильное влияние на вид японских садов в эпоху Хэйан. За годы деятельности Пандито Хамбо-ламы Жамбал Доржи Гомбоева и под руководством Досточтимого Ширээтэ-ламы Цыдена Цыбенова в 1970 г. был построен восьмистенный круглый дуган. Здесь находится модель Чистой Земли Будды Амитабхи («Будды безграничного света»). Здание Дэважина также является библиотекой, где хранятся более 700 томов книг по истории буддизма, философии, тантре и тибетской медицине. Из них 108 томов священного Ганжура (наставления Будды Шакьямуни) и 224 тома Данжура (комментарии к ним). 15-го числа по лунному календарю здесь проходит молебен, присутствие на котором помогает верующим переродиться в Чистой Земле Сукхавати.

Джуд дуган. Строительство Джуд дугана началось в 2001 г. по проекту художника и архитектора Баяра Эрдынеева, через полгода в октябре был проведен обряд освящения храма. Объемная композиция представляет собой пирамидальный силуэт из трех, постепенно убывающих объемов. Композиция едина по цветовой гамме, так здание окрашено в красный цвет с белыми полосками в шахматном порядке; вдоль линии карниза проходит расписной орнаментальный ряд, завершающийся по углам декоративными треугольниками.

Второй и третий этажи украшают белые фигурные балясины окружных галерей. Внимание привлекает вход, имеющий сходство с оформлением лоджий тибетских храмов. Стены лоджии скрывают две железные лестницы, вынесенные наружу, которые ведут на второй этаж, где расположено учебное помещение. Такой прием впервые был использован в Цугольском согчен-дугане, но при этом чугунные литые лестницы имели художественное оформление. Внутреннее пространство храма просторное, несколько тяжеловесное из-за применения бетонных блоков в перекрытиях и опорах. В алтаре установлена статуя Цонкапы работы бурятского мастера XIX-XX вв. Санжи-Цыбик Цыбикова. Здесь же висит уникальная танка «Ямантака» художника Данзана Дондокова, выполненная в 60-х гг. ХХ в. Современным мастером Эрдэмом Павловым, художником студии ВАРК, выполнены две алтарные скульптуры Гомбо Сахюусан (Махакалы - защитника учения Будды) и богини Зеленой Тары. В алтаре же размещены танка художников дацана Д.К. Цыбикова, В.В. Цыбикова, Цырена Санжиева «Ямантака», «Сандуй», «Дэмчок», а также танка-нагтан «Бажиг», специально предназначенная для медитативной практики.

Отличительной особенностью нагтанов является изображение божества на черном фоне без ярких отвлекающих красок, что дает возможность медитирующему легко концентрироваться на объекте созерцания.

Сахюусан дуган был построен в 1986 г., когда на троне Пандито Хамбо-ламы пребывал Жимба Жамсо Эрдынеев, и посвящен дхармапалам, божествам, защищающим буддийское учение и каждого отдельного буддиста. Под руководством Ширээтэ-ламы Дармадоди и Гэсхы-ламы Доржижапа Мархаева был отстроен этот дуган.

Гунрик дуган. С 24 января 2010 г. В северной части Иволгинского Дацана, за оградой, начались работы по строительству Гунрик дугана, посвящённому Будде Вайрочана. Будда Вайрочана -- один из пяти Будд Мудрости в буддизме Ваджраяны.

Дуган Зеленой Тары строили четыре с половиной года, его открытие состоялось в октябре 2010 г. Дуган является архитектурной проекцией мандалы Ногоон Дари Эхэ (Зеленой Тары). Тара -- женщина-бодхисаттва, женское существо, достигшее совершенства и освобождения, но отказавшееся от ухода в нирвану из сострадания к людям. Двухъярусное здание храма украшено изящным узором и орнаментом, ганжир - венчающий дуган, жалцаны (высокие цилиндрические сосуды со списками молитв внутри) покрыты сусальным золотом. На самом алтаре вырезан рог изобилия и фигуры павлинов (в буддийской мифологии павлин - символ сострадания и бдительности). Яркая цветовая палитра придает дугану торжественный и нарядный вид, преобладающий зеленый цвет храма символизирует сам богиню. Драгоценностью алтаря стала статуя Зеленой Тары, выполненная Санжи-Цыбик Цыбиковым, ведущим мастером оронгойской школы начала XX в.

Считается, что Зелёная Тара появилась из слезинки правого глаза Бодхисаттвы Арьябалы. Цвет её тела символизирует активность и мгновенное исполнение любой просьбы верующего. Богиня Зеленая Тара почитается верующими как мать всех Будд и живых существ и олицетворяет женскую сущность в буддизме, а значит, как и любая женщина, всегда готова защитить своих близких.

Важнейшим событием в жизни Бурятии стало обретение Буддийской Традиционной Сангхой России «Эрдэни мунхэ бэе» Драгоценного тела XII Пандито хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова.

10 сентября 2002 г., спустя 75 лет, в местности Хухэ Зурхэн (в Иволгинском районе) ХХIV Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев с группой лам Иволгинского дацана в присутствии светских лиц (эксперты-криминалисты и др.) вскрыли бумхан Хамбо-ламы Итигэлова и перенесли его в Иволгинский дацан. Тело Великого ламы сохранилось в прекрасном состоянии, в той самой позе лотоса, которую принял Итигэлов, когда медитировал. По утверждению судебно-медицинского эксперта, доктора медицинских наук Виктора Звягина, тело ламы не имеет выраженных посмертных изменений. Суставы подвижны, кожа упруга. С помощью инфракрасной спектрофотометрии было показано, что белковые фракции Хамбо-ламы имеют прижизненные характеристики. Однако с января 2005 г. все биомедицинские исследования тела Итигэлова были запрещены указом главы Буддийской традиционной сангхи России.

Аршан Итигэлова. 28 июля 2005 г. в местности Улзы Добо близ села Оронгой Иволгинского района был обнаружен колодец в ходе поисков места рождения ламы, инициированных хамбо-ламой Дамбой Аюшеевым. Вокруг колодца в кратчайшие сроки был построен музейный комплекс. Сам колодец получил название «Аршан Улзыта» («аршан, дающий благо») и действительно со временем мы, жители заметили его целебные свойства. В частности, есть свидетельства рассасывания опухолей, рубцевания язв, излечения сердечно-сосудистых заболеваний и т.д. В результате к аршану проявил интерес посетивший Бурятию известный ученый Александр Хачатуров, открывший свойства живой воды, - как воды, не содержащей информации. Было установлено большое содержание ионов серебра в воде. Как известно, ионы серебра препятствуют размножению болезнетворных бактерий, вирусов, грибков.

На территории Иволгинского дацана был построен дуган-дворец, посвященный священному нетленному телу XII Пандито Хамбо-ламы Д.Д. Итигэлову. После освещения дворца в сентябре 2007 г. тело было перенесено в специальное закрытое помещение. Дуган Хамбо-ламы по высоте занимает второе место после главного храма - цогчена. Разработка декоративного оформления принадлежит художникам Иволгинского дацана: Ц.П. Санжиеву, Д.К. Цыбикову, В.В, Цыбикову. Работая над эскизом дугана, художники обратились к облику Майдари дугана Янгажинского дацана. Судя по архивным фотографиям, на которых запечатлен храм, разрушенный в 30-е гг. XX в., в основу проекта были заложены общие композиционные черты, силуэтность дореволюционного храма. То, что дореволюционный храм стал источником для постройки современного дугана, имеет символический характер, так как Майдари дуган был построен Д.Д. Итигэловым, когда тот являлся ширээтэ Янгажинского дацана.

Таким образом, следует еще раз подчеркнуть ту огромную роль Иволгинского дацана, которую он играет в духовной жизни буддистов России и всего мира. Тысячи верующих приезжают в дни больших буддийских праздников в современный центр буддизма в России - Иволгинский дацан.

буддизм бурятия религия хурал

Иволгинский дацан (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Многоцветные крыши иволгинского дацана видны издалека: этот храмовый комплекс, признанный центр буддизма в России, встречает посетителей яркими красками и религиозно-философскими традициями, уходящими корнями в века. Дацан расположен на территории республики Бурятия и является памятником культуры и истории мирового значения.

В храме действуют правила буддийского этикета: запрещается поворачиваться спиной к статуям Будды и показывать на них пальцем, а также курить, сквернословить и громко разговаривать.

Немного истории

Дацан был построен в 1945 г., что до сих пор многих удивляет, - в сталинскую эпоху редко возводились культовые постройки такого размаха. 1951 г. храмовому комплексу был выделен собственный земельный участок, и началось строительство. Сегодня он включает 10 дацанов и дуганов, университет, медицинский корпус, оранжерею, вольеры для косуль и жилые помещения. Первое здание не было выдержано в традиционном буддийском стиле и представляло собой простой деревянный дом, возвышающийся в чистом поле. Позже дацаны начали строить с использованием китайско-тибетских элементов (многоцветность и загнутые вверх крыши), однако комплекс приобрел и местный архитектурный колорит - так, бурятские дацаны построены из дерева вместо камня, в них есть прихожие, защищающие внутренние помещения от зимних холодов.

Что посмотреть

Паломники и туристы начинают осмотр дацана с «гороо» - так называется обход священных мест в буддийской традиции. Совершается он нечетное количество раз по часовой стрелке, и для того, чтобы не знакомый с храмовым комплексом гость не заблудился, по всей его территории проложена специальная дорожка. Ламы с радостью проводят экскурсии для паломников, но при желании можно побродить по дацану самостоятельно. Главной достопримечательностью и гордостью храмового комплекса выступает нетленное тело ламы Даши-Доржо Итигэлова. Великий Учитель родился в 1852 г. и прошел тяжелый путь от послушника до ламы, а в 1927 г. впал в нирвану, завещав ученикам похоронить его и через 70 лет извлечь на свет. К удивлению ученых, присутствовавших при эксгумации, тело ламы не деформировалось, и ткани остались нетленны. Увидеть священные останки может любой желающий, но лишь 8 раз в году - во время больших буддийских празднеств.

В университете дацана обучаются около 100 послушников, с академической жизнью которых может познакомиться любой посетитель монастыря: по выходным преподаватели-ламы проводят открытые лекции.

Исследуя дацан, не стоит обделять вниманием ни одну деталь: все памятники, скульптуры и элементы несут глубинный смысл, понятный приверженцу буддизма и менее очевидный для простого обывателя. К примеру, хурдэ (молитвенные барабаны), в которых находятся свитки с мантрами, необходимо покрутить по часовой стрелке, а до камня с отпечатком ладони Зеленой Тары, напротив, нельзя дотрагиваться, не закрыв предварительно глаза.

Практическая информация

Адрес: Республика Бурятия, с. Верхняя Иволга, ул. Дорожная. Координаты: 51° 45′ 30″ N; 107° 12′ 12″ E.

Как добраться: из Улан-Удэ на автобусе № 130 с площади Банзарова до пос. Иволгинск (стоимость билета 30 RUB), далее пересесть на автобус Иволгинск - Дацан (15 RUB); на личном авто из Улан-Удэ - 30-40 минут по федеральной трассе А165.

Часы работы: свободный вход в светлое время суток. Посещение - бесплатное.

В России существует своя буддистская религиозная традиция, центр которой находится в Бурятии. Здесь расположен Иволгинский дацан – центр Буддийской традиционной Сангхи России...

Вообще в России, если я не ошибаюсь, три региона официально исповедуют буддизм – это Бурятия, Калмыкия и Тува. В остальных регионах буддийские общины имеются, но не являются основной религией (всего около 1%).

Говорят, что буддизм проник в Бурятию очень давно, по некоторым подсчётам ещё во II в. до н. э. Традиция пришла из Тибета через Монголию и прочно укоренилась у Забайкальских народов. В 1741 по указу императрицы Елизаветы буддизм в Бурятии был признан официальной религией.

Некоторое сопротивление распространению буддизма в Северной Бурятии, находящейся в Предбайкалье оказали традиции шаманизма и активное движение христианских миссионеров. Традиция сильно пострадала в годы советской власти, когда был принят антирелигиозный закон, буддистские дацаны закрывались или разрушались, а ламы отправлялись в тюрьмы и ссылки.

Сегодня буддистская традиция Бурятии обрела свою прочность. В Бурятии функционирует высшее религиозное заведение - Буддийский институт «Даши Чойнхорлин» и действует несколько десятков дацанов. Кстати, словом дацан в буддистской традиции называют религиозно-обучающее заведение, монастырь или монастырь-университет. Здесь ламы и их послушники осваивают практики, тексты, философские и медицинские дисциплины.

Центром не только бурятского, но и российского буддизма является Иволгинский дацан (на фото ниже). Дацан расположен в нескольких километрах от Улан-Удэ в селе Верхняя Иволга и является памятником архитектуры. Здесь проводят обряды и службы, здесь обучаются монахи и послушники, сюда ежегодно стекаются сотни паломников и туристов.

Монастырский комплекс состоит из главного храма, деревянного храма будды Майтреи, факультета философии Чойра и нескольких служебных и учебных корпусов, в которых располагаются библиотека, музей, гостиница и т.д.

Ацагатский дацан (на фото ниже) – один из старейших в Бурятии, здесь расположена Агинская Буддийская Академия. Вообще архитектура бурятских дацанов – это удивительный сплав тибетских, бурятских и типично русских традиций, ведь в строительстве дацанов принимали активное участие русские плотники и каменщики.

Нет смысла описывать все дацаны Бурятии, достаточно сказать, что это яркие, красочные строения, являющиеся обителью одного из самых глубоких духовных учений человечества и находятся они на территории нашей страны, так что за просветлением не так уж далеко ехать.