Александровская колонна (Александрийский столп)

Это не только всемирно известный символ Петербурга, но самая высокая в мире (её общая высота – 47,5 м) свободностоящая триумфальная колонна. То есть колонна, вырубленная из монолитного куска гранита, никак не закреплена, – она удерживается на постаменте исключительно под собственным весом, который свыше 600 т.

Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года.

Проектировал Александровскую колонну зодчий Анри Луи Огюст Рикар де Монферран, уроженец Франции, которого в России называли Август Августович. Творивший на рубеже эпох, Монферран определил пути дальнейшего развития русской архитектуры – от классицизма к эклектике.

Устанавливали готовую колонну на площади перед Зимним дворцом в 1832 году две тысячи солдат. При этом использовался ручной труд и канаты.

После того как «Александрийский столп» встал на пьедестал, по площади пронеслось громовое «Ура!», а государь, обратившись к архитектору, произнёс: «Монферран, вы себя обессмертили».

В течение двух последующих лет шла доработка монумента.

Колонна была завершена аллегорической фигурой ангела, который крестом попирает змею. Его легкая фигура, струящиеся складки одежды, строгая вертикаль креста подчеркивают стройность колонны. Автор статуи скульптор Борис Иванович Орловский.

И вот что интересно – памятник на Дворцовой площади, изначально посвященный победе России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, стал почти сразу восприниматься и как памятник основанию Российского государства. Это случилось в том числе и благодаря пьедесталу.

Александровская колонна

Пьедестал памятника украшают бронзовые барельефы с изображением аллегорических фигур и воинских доспехов.

На трёх барельефах аллегории Мира, Правосудия, Мудрости, Изобилия и изображения воинских доспехов. Доспехи напоминают о боевой славе русского народа и эпохи Рюриковичей и эпохи Романовых. Здесь щит вещего Олега, который он прибил на ворота Царьграда-Константинополя, шлем героя Ледового побоища, благоверного князя Александра Невского, и шлем покорителя Сибири Ермака, броня царя Алексея Михайловича Романова.

Пьедестал завершается бронзовыми гирляндами, которые поддерживают двуглавые орлы.

База колонны оформлена в виде лаврового венка. Ведь, именно венком по традиции венчают победителей.

На барельефе, обращенном в сторону Зимнего дворца, симметрично помещены две фигуры – женщины и старика. Они олицетворяют реки – Вислу и Неман. Эти две реки были форсированы русской армией во время преследования Наполеона.

30 августа 1834 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие Александровской колонны. 30 августа было выбрано не случайно. Этот день со времен Петра I отмечали как День святого благоверного князя Александра Невского – небесного защитника Санкт-Петербурга. В этот день Пётр I заключил «вечный мир со Швецией», в этот день были перенесены мощи Александра Невского из Владимира в Петербург. Вот почему ангел, венчающий Александровскую колонну, всегда воспринимался прежде всего как защитник.

Сохранилось воспоминание об этом событии поэта Василия Андреевича Жуковского: «Никакое перо не может описать величия той минуты, когда по трём пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска… Два часа продолжалось сие великолепие, единственное в мире зрелище. Ввечеру долго по улицам освещенного города бродили шумные толпы, наконец, освещение угасло, улицы опустели, на безлюдной площади остался величественный колосс со своим часовым».

Кстати, уже тогда возникла легенда, что этот самый часовой – ангел, венчающий колонну, – имеет портретное сходство с императором Александром I. И возникла она не случайно. Скульптору Орловскому пришлось несколько раз переделывать скульптуру ангела, прежде чем она понравилась Николаю I. По словам Орловского, император желал, чтобы лицу ангела придали сходство с Александром I, а голова змеи, попранной крестом ангела, должна была непременно походить на лицо Наполеона.

Подражая своей бабке, Екатерине II, начертавшей на пьедестале Медного всадника «Петру I – Екатерина II», и отцу, который написал на монументе Петра I у Михайловского замка «Прадеду – правнук», Николай Павлович в официальных бумагах называл новый монумент «Столб Николая I – Александру I». Кстати, именно памятник Петру I у Михайловского замка, изготовленный ещё при Елизавете Петровне, когда-то планировалось установить в центре Дворцовой площади.

По преданию, петербуржцы после открытия колонны очень боялись, что она упадёт и старались не приближаться к ней. И, мол, тогда архитектор Монферран взял за правило каждое утро прогуливаться вместе с любимой собачкой прямо под столпом, что и делал почти до самой смерти.

Но всё же памятник горожане полюбили. И, естественно, вокруг столба, как одного из символов города, стала складываться своя мифология. И, конечно, памятник стал восприниматься как естественная доминанта главной площади города и символ всей Российской империи.

А ангел, венчающий Александровскую колонну, был для горожан прежде всего защитником и стражем. Ангел словно охранял и благословлял город и его жителей.

Но именно ангел, ангел-хранитель и стал причиной более чем удивительных событий, развернувшихся вокруг Александровской колонны. Это малоизвестные страницы. Так, только случай спас памятник в 1917 году. Здесь, на Дворцовой площади, хотели основать главный погост страны. Колонну, как памятник царизму, повалить, а вдоль Зимнего устроить ряд мемориальных могил.

Но оказалось, что свернуть 600-тонную колонну не так-то просто. От дальнейших проектов превращения главной площади города и империи в кладбище спас переезд правительства в Москву весной 1918 года. Несостоявшуюся в Петрограде идею создания в центре столицы погоста реализовали на Красной площади первопрестольной, у Кремлёвской стены.

Но самые невероятные события развернулись в 1924 году после смерти Ленина.

11 ноября 1924 года ленинградские власти принимают решение «О переустройстве так называемой Александровской колонны, сооруженной архитектором Монферраном и стоящей посередине площади Урицкого, и водружении на ней вместо стоящей теперь фигуры ангела с крестом статуи Великого вождя пролетариата тов. Ленина…». Площадь Урицкого – это переименованная Дворцовая. Лишь наркому просвещения А.В. Луначарскому удалось убедительно доказать властям города нелепость идеи водружения Ленина на Александровскую колонну.

Ангел остался стоять на крупнейшем в мире (среди такого рода монументов) «Александрийском столпе», как называл колонну А.С. Пушкин. Последний раз на него покушались в 1952 году. Шла череда массовых сталинских переименований: в городе появился Сталинский район, Московский проспект стал Сталинским. На этой волне возникла идея установить нам колонне бюст Иосифа Сталина. Но – не успели.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Издавались когда-то во времена советские в Москве и Ленинграде две очень схожих по тематике, объёму, формату и, соответственно, невеликой цене книжных серии. Московская звалась «Биографией московского дома» (потом её дополнила «Биография московского памятника»), питерская — не помню как. Знатоки называли её по цвету обложек «чёрной». В них можно было найти множество любопытнейших фактов, связанных с тем или иным домом (или, шире говоря, сооружением), но... только фактов. Легендарная, а тем более мистическая ипостаси были не в чести. Так почему бы сейчас не восполнить недостающее небольшими книжками с преданиями, связанными с тем или иным особняком или монументом?

Свято место пусто не бывает

Весьма увлекательной могла бы получиться книжка об одном из символов Петербурга - Александровской колонне на Дворцовой площади, открытой 180 лет назад, 11 сентября (по старому стилю 30 августа) 1834 года, в день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского.

При выходе экскурсионных групп на Дворцовую гиды заученно выдают общеизвестную «объективку» о том, что высота сооружения, воздвигнутого по проекту Огюста Монферрана, - 47,5 метра, высота самой колонны - 25,6 метра, высота фигуры ангела - 4,5 метра, общий вес всего сооружения - 704 тонны, что колонна - самая высокая в мире из монолитных и прочее. Напоследок же добавляют: «А на вершине колонны установлена фигура ангела в натуральную величину...»

Это - одна из самых известных шуток о сооружении, увековечившем победу в Отечественной войне 1812 года. Первоначально, правда, на этой «точке» - свято место пусто не бывает - планировалось возведение памятника Петру I работы старшего Растрелли: сваи под его фундамент были обнаружены при подготовительных работах. Насчёт ангела - изваял его скульптор Орловский - разговор особый.

Но внедрение нового сооружения в городской фольклор началось сразу же. Вполне естественно, что, созерцая на открытии колонны высоченную фигуру Николая I, кто-то обронил коротенькую формулу: «Столб столба - столбу» . То есть, в переводе, памятник, сооружённый Николаем I в честь Александра I. Обратим попутно внимание на то, как почтили память «благословенного» столицы: Северная - чисто военным монументом, Первопрестольная - общедоступным садом возле Кремля.

И куда «Роснефть» смотрит?

И, разумеется, в числе первых появилась легенда о том, что при первом же сильном порыве ветра гранитный колосс немедленно обрушится - колонна, как известно, держится исключительно под действием собственной 600-тонной тяжести. Через подобные искусы проходили многие великие творцы: Филиппо Брунеллески и Матвею Казакову пришлось лично доказывать прочность спроектированных и сработанных ими куполов. Монферрану лезть «на верхотуру» не потребовалось: он просто каждое утро, чуть ли не до дня смерти, прогуливался с собачкой прямо под колонной...

В числе первых появилась версия и о том, что Александровская колонна изготовлена, что называется, из отходов. То есть на пьедестале была якобы установлена одна из «лишних» колонн Исаакиевского собора. И никому-то не приходило в голову просто прикинуть, даже на глаз, что максимальная высота колонн собора - всего-то семнадцать метров, а весят они почти впятеро меньше.

Известно, что при закладке фундамента в основание монумента была заложена шкатулка со 105 монетами, отчеканенными в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Там же находится медаль из платины с изображением Александровской колонны. Так сказать, оригинал проекта - неужели Монферран предвидел грядущие революционные бури? Правда, опыта Гюстава Курбе, по предложению которого была уничтожена Вандомская колона в Париже, в Северной Пальмире никто повторять не захотел. В самые «лютые» годы ангела просто закрывали фанерными щитами. В годы перестройки в питерской прессе немало писали о том, что на вершине колонны якобы предполагалось установить то ли статую Ленина, то ли бюст Сталина... Но все эти «версии», скорее, тоже относятся к числу поздних городских легенд.

А шкатулка с монетами в воображении местных обывателей немедленно превратилась в ящик с отборным шампанским. (И опять-таки никто не подумал о том, что, согласно правилам виноделия, шампанское длительному хранению не подлежит.) В конце же ХХ века, сообразно с техническим прогрессом, родилось предание о том, что якобы под Дворцовой площадью залегает огромное нефтяное (!) озеро, а Александровская колонна - не более чем огромная затычка. И стоит только колонну убрать, как прямо перед Зимним дворцом ударит фонтан столь ценимых ныне углеводородов. И куда только «Роснефть» смотрит?

По лесенке по винтовой

В воспоминаниях тогдашнего французского посла в Петербурге есть упоминание о том, что первоначально Монферран якобы предполагал пробить в толще ствола колонны - для доступа к её верхнему ярусу - узенькую винтовую лестницу. Вследствие чего родилось предание о том, что на самом деле колонна - полая. Этот фольклор - уже из разряда чистых анекдотов: и Монферран - не только талантливый архитектор, но и способный инженер, и император - чистый технарь по образованию, не могли не понимать, что в этом случае век колонны, особенно в петербургском климате, будет очень недолгим...

Самой же популярной оказалась легенда о том, что лицу четырёхметрового ангела на вершине колонны приданы черты сходства с лицом Александра I. Что тут скажешь? Только то, что на Дворцовой площади (в отличие от многих других смотровых точек Северной столицы) нет биноклей и подзорных труб. А мне как-то - с помощью девятикратной немецкой оптики - пришлось убедиться в том, что, во-первых, у ангела, вопреки церковным канонам, под одёжками вполне отчётливо просматривается женская грудь (кто не верит - смотрите соответствующие сайты с крупной фотосъёмкой в Интернете). А во-вторых, ничего общего с августейшим оригиналом черты ангела не имеют. И, выходит, более верна версия о том, что лик небесного вестника Орловский лепил по памяти с лица умершей совсем молодой поэтессы Елизаветы Кульман...

Упорхнувшие орлы

Иные времена - иные песни. Настоящим курьёзом смотрится ненадолго мелькнувшее в конце минувшего века в информационном потоке предположение, что Александровская колонна выточена вовсе не из цельного куска финского гранита, заранее приглянувшегося Монферрану на одном из рудников, а из отдельных, плотно пригнанных друг к другу каменных «блинов».

А вот к появившемуся сравнительно недавно обычаю надо отнестись серьёзнее. В соответствии с ним жених должен обнести невесту вокруг колонны столько раз, сколько детей они желают иметь. Доктору Фрейду и его ученикам было бы о чём поразмышлять.

Но вместе с тем легенды и предания, сколь неотразимы бы они ни были, ни к чему серьёзному не обязывают. В отличие от строгой и совсем необаятельной реальности. К чертам которой, в частности, относятся многочисленные мытарства с огромными трудами восстановленной ограды монумента: бронзовые орлы с неё, как ни стараются бдительные стражи их Эрмитажа (на балансе которого находится колонна), продолжают пропадать. И особенно «урожайными» на пропажи были годы, когда на Дворцовой заливали каток.

Ничуть не менее интересны, чем легенды, и многие страницы реальной истории колонны. К примеру, её подъём - благодаря созданному Августином Бетанкуром механизму - занял менее двух часов. Весьма любопытный момент: памятник, созданный французом в честь победы русских войск над соотечественниками, был поднят по проекту его тёзки, обрусевшего испанца...

А при недавней реставрации столпа - почти двести лет спустя! - был воплощён подлинный замысел архитектора: растрескавшуюся кирпичную абаку (завершение колонны) заменили гранитной.

Не сомневаюсь: и реставрация эта когда-нибудь станет легендой.

Столб... столба... столбу...
(С) народ

А лександровский столп (Александринский) - памятник Александру I, победителю Наполеона в войне 1812-1814 годов.
Колонна, возведенная по проекту Огюста Монферрана, была установлена 30 августа 1834 года. Ее венчает фигура Ангела (похожего внешне на императора Александра), выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским.

Александрийский столб - это не только архитектурный шедевр в стиле ампир, но и выдающееся достижение инженерной мысли. Самая высокая колонна в мире, сделанная из монолитного гранита.

Её вес составляет 704 тонны. Высота памятника - 47,5 метров, гранитного монолита - 25,88 метра. Она выше колонны Помпея в Александрии, в Риме и, что особенно приятно, Вандомской колонны в Париже - памятника Наполеону (она есть )

Начну с краткой истории ее создания

Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Точка установки колонны со стороны выглядит точным центром Дворцовой площади. Но на самом деле она расположена в 100 метрах от Зимнего дворца и почти в 140 метрах от арки здания Главного штаба.

Строительство памятника было поручено Монферрану. Сам он его видел несколько иначе, с конной группой внизу и с множеством архитектурных деталей, но его поправили)))

Для гранитного монолита — основной части колонны — была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в Финляндию. Добыча и предварительная обработка производились в 1830—1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась в Выборгской губернии (современный город Пютерлахти, Финляндия).

Эти работы проводились по методу С. К. Суханова, руководили производством мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев.Д ля обтёски монолита потребовалось пол года. Над этим ежедневно трудились 250 человек. Руководителем работ Монферраном был назначен каменных дел мастер Эжен Паскаль.

После того, как каменотёсы, обследовав скалу, подтвердили пригодность материала, от неё была отсечена призма, значительно превосходившая своими размерами будущую колонну. Были использованы гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника.

После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили около 25 тыс. пудов (более 400 тонн). Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого была задействована барка особой конструкции.

Монолит же был оболванен на месте и подготовлен к транспортировке. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник К.А. Глазырин, который сконструировал и построил специальный бот, получивший имя «Святой Николай», грузоподъёмностью до 65 тыс. пудов (почти 1065 тонн).

При погрузке произошла авария - веса колонны не выдержали брусья, по которым она должна была вкатиться на судно, и она едва не рухнула в воду. Монолит загружали 600 солдат, за четыре часа совершивших марш-бросок длиной 36 вёрст из соседней крепости.

Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол. Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна.

Преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами, чтобы оттуда отправиться к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга.

Прибытие центральной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года. За все вышеперечисленные работы отвечал подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев.

С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран.

Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 17 футов (5,2 м) был обнаружен подходящий песчаный материк.

Подряд на сооружение фундамента был отдан купцу Василию Яковлеву. До конца 1829 года рабочие успели вырыть котлован. При укреплении основания для Александровской колонны рабочие наткнулись на сваи, которыми был укреплён грунт ещё в 1760-х годах. Вышло так, что Монферран повторил вслед за Растрелли решение о месте для памятника, угодив в ту же самую точку!

В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны под ватерпас, образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки. Ранее с применением похожей технологии был заложен фундамент Исаакиевского собора.

Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с0 105 монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года. Туда же поместили отчеканенную по проекту Монферрана платиновую медаль с изображением Александровской колонны и датой "1830 год", а также закладную доску со следующим текстом:

""В лето от Рождества Христова 1831-е начато сооружение памятника, воздвигаемого Императору Александру благодарною Россиею на гранитном основании, положенном в 19-й день ноября 1830 года. В Санкт-Петербурге при сооружении сего памятника председательствовал граф Ю. Литта. Заседали: князь П. Волконский, А. Оленин, граф П. Кутайсов, И. Гладков, Л. Карбоньер, А. Васильчиков. Сооружение производилось по начертанию того же архитектора Августина де Монтферанда". ".

Работы были закончены в октябре 1830 года.

После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала.

Инженерная задача установки столь крупного монолита была решена О. Монферраном следующим образом: монолит закатили на катках через наклонную плоскость на платформу, построенную вблизи от фундамента. И камень свалили на кучу песка, предварительно насыпанную рядом с платформой.

"При этом так сильно вздрогнула земля, что очевидцы — прохожие, бывшие на площади в тот момент, почувствовали как бы подземный удар ". Затем его передвинули на катках.

Позже О. Монферран вспоминал; "Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор..."


Альбом с рисунками Монферрана.

К июлю 1832 года монолит колонны был на подходе, а пьедестал уже завершён. Настало время приступить к выполнению самой сложной задачи — установке колонны на пьедестал.

На базе разработок генерал-лейтенанта А. А. Бетанкура по установке колонн Исаакиевского собора в декабре 1830 года была сконструирована оригинальная подъёмная система. В неё входили: строительные леса в 22 сажени (47 метров) высотой, 60 кабестанов и система блоков.

30 августа 1832 года посмотреть на это событие собрались массы народа: они заняли всю площадь, а кроме этого окна и крыша Здания Главного штаба были заняты зрителями. На поднятие приехал государь и вся императорская семья.

Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит.

После установки народ закричал "Ура!" А восхищенный император произнес: "Монферран, Вы себя обессмертили!"

Гранитный столб и стоящий на нем бронзовый ангел держатся исключительно за счёт собственного веса. Если подойти к колонне совсем близко и, задрав голову, посмотреть вверх, захватывает дух - кажется что колонна покачивается.

Это настоящее произведение искусства.

После установки колонны оставалось закрепить на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, а также выполнить окончательную обработку и полировку колонны.

Колонна была увенчана бронзовой капителью дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней был установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом.

Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию Николая I, обращённой к Зимнему дворцу. В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа. Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом. Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского, но первым вариантом который был утвержден являлся крест на шаре без ангела, в таком виде колонна даже присутствует на некоторых старых гравюрах..

Но в итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, — «Сим победиши!».

Орловскому пришлось несколько раз переделывать скульптуру Ангела, прежде чем она понравилась Николаю I. Император пожелал, чтобы лицу Ангела придали сходство с Александром I , а морда змеи, попранной крестом Ангела, должна была непременно походить на лицо Наполеона. Если и напоминает, то отдаленно.

Первоначально Александровскую колонну обрамляла временная деревянная ограда со светильниками в виде античных треножников и гипсовыми львиными масками. Столярную работу из изготовке ограды выполнил "резной мастер" Василий Захаров. Вместо временной ограды в конце 1834 года было решено поставить постоянную металлическую "с трёхглавыми орлами под фонарями", проект которой Монферраном был составлен заранее.


Парад при открытии Александровской колонны в 1834 году. С картины Ладурнёра. Картина находится в

Для размещения почётный гостей Монферраном была сооружена специальная трибуна перед Зимним дворцом в виде трёхпролётной арки. Она была украшена так, чтобы архитектурно соединиться с Зимним дворцом.

Перед трибуной и колонной прошел парад войск.

Надо сказать, что кажущийся теперь совершенным, монумент порой вызывал у современников критику. Монферрана, например, упрекали в том, что он якобы потратил предназначенный для колонны мрамор на строительство собственного дома, а для памятника использовал дешевый гранит. Фигура Ангела напоминала петербуржцам часового и вдохновила поэта на следующие насмешливые строки:

"В России дышит все военным ремеслом:
И Ангел делает на караул крестом".

Но молва не пощадила и самого императора. Подражая своей бабке, Екатерине II , начертавшей на пьедестале Медного всадника "Петру I - Екатерина II", Николай Павлович в официальных бумагах называл новый монумент "Столб Николая I Александру I", что сразу же дало жизнь каламбуру: "Столб столба столбу " .

В честь этого события была отчеканена юбилейная монета номиналом 1 рубль и полтора рубля

Грандиозное сооружение внушало петербуржцам восхищение и трепет с момента основания, но предки наши всерьез боялись, что Александровская колонна рухнет, и старались обходить ее стороной.

Чтобы развеять обывательские страхи, архитектор Огюст Монферран, благо жил неподалеку, на Мойке, стал ежедневно совершать моцион вокруг своего детища, демонстрируя полную уверенность в собственной безопасности и правильности расчетов. Прошли годы, войны и революции, колонна стоит, архитектор не ошибся.

15 декабря 1889 года случилась почти мистическая история - министр иностранных дел Ламсдорф сообщил в своём дневнике, что с наступлением темноты, когда зажигаются фонари, на монументе появляется светящаяся буква "N".

По Петербургу стали ползти слухи, что это предзнаменование нового царствования в новом году, но на следующий день граф разобрался в причинах явления. На стёклах фонарей было вытравлено название их изготовителя: "Simens". При работе светильников со стороны на колонне отражалась эта буква.

С колонной связано много баек и легенд))) истории о том, как её случайно раскопали строители во главе с Монферраном или версии об инопланетянах с Альфа-Центавра я сразу опущу... под плинтус. Этого добра будет достаточно в комментах)))

В 1925 году было решено неуместным наличие на главной площади Ленинграда фигуры ангела. Была предпринята попытка укрыть его колпаком, что собрало на Дворцовую площадь достаточно большое количество прохожих. Над колонной повис воздушный шар. Однако, когда он подлетал к ней на необходимое расстояние, тут же дул ветер и отгонял шар. К вечеру попытки укрыть ангела прекратили.

Есть легенда, что в то время, вместо ангела всерьез планировали поставить памятник Ленину. Выглядело бы это примерно так))) Ленина не поставили, так как не могли определиться в какую сторону Ильичу руку протягивать...

Колонна прекрасна и зимой и летом. И прекрасно вписалась в Дворцовую площадь.

Есть еще одна интересная легенда. Это случилось 12 апреля 1961 года, после того как по радио прозвучало торжественное сообщение ТАСС о запуске первого пилотируемого космического корабля. На улицах всеобщее ликование, настоящая эйфория в масштабе страны!
Дворцовая площадь Санкт-Петербурга

Основа инфы (С) Вики, walkspb.ru и др. инет. Старые фото и гравюры (С) альбомы Монферрана (Государственная публичная библиотека) и интернет. Современные фото частично мои, частично из инета.

Является знаменитая Александрийская колонна. Образ её с детства входит в сознание нескольких поколений русских людей, даже тех, кто никогда не бывал на Но хрестоматийные стихи Пушкина, где она упоминается, известны каждому. При этом далеко не каждый вспомнит, что воздвигнута была Александрийская колонна в честь ознаменования победы русского оружия над Наполеоном в года. Нередко она воспринимается не более чем ось симметрии и центр общей композиции, объединяющий в единое целое гениальные творения Росси и Растрелли. Конечно же, это простая условность, но её принято считать символическим центром не только Дворцовой площади, но и всего Санкт-Петербурга.

История создания

Александрийская колонна на дворцовой площади была воздвигнута по проекту великого архитектора Огюста Монферрана. В её воздвижении есть некоторый элемент случайности. Сорок лет своей жизни Монферран посвятил Гранит для строительства его колоннад добывался в карельских скалах. Одна из монолитных заготовок весила тысячу тонн, а её розовый гранит был удивительного качества. Длина тоже сильно превышала необходимую. Резать такой подарок природы было просто жаль. И было принято решение использовать монолит целиком. Изготовлена Александрийская колонна была прямо на месте добычи монолитной заготовки. Работу выполнили русские мастера-камнерезы. Для её доставки в столицу по Неве пришлось конструировать и строить специальную баржу. Действие происходило в 1832 году. После доставки на место назначения и проведения всех подготовительных работ окончательный монтаж её занял всего полтора часа. В вертикальное положение Александрийская колонна была приведена через систему рычагов при помощи физических усилий двух с половиной тысяч рабочих и солдат столичного гарнизона. Завершено создание конструкции было в 1834 году. Чуть позже пьедестал был украшен орнаментом и обнесён невысоким заграждением.

Некоторые технические подробности

Колонна на Дворцовой площади и по сей день является самым высоким триумфальным сооружением подобного типа во всей Европе. Высота её составляет 47 с половиной метров. Она тщательно отполирована и по всей длине имеет равный диаметр. Уникальность этого монумента ещё и в том, что он ничем не закреплён и стоит на твёрдом основании исключительно под действием собственного веса. Не столь далёк уже двухсотлетний юбилей этого сооружения. Но за это время не наблюдалось даже малейшего отклонения от вертикали шестисоттонного монолита. Не наблюдается и признаков просадки фундамента под ним. Такова была точность инженерного расчёта Огюста Ришара Монферрана.


Во время войны рядом с колонной рвались бомбы и снаряды дальнобойной артиллерии. Александрийская колонна пережила тех, кто по ней стрелял и, судя по всему, стоять неколебимо намерена ещё очень долго. Металлический ангел на её вершине тоже ничем не закреплён, но улетать никуда не собирается.