Иерихон – один из старейших городов Земли, с возрастом уже более 10 тысяч лет, и почти непрерывной историей своего развития. Завоевываемый и передаваемый из рук в руки правителями разных исторических времен и эпох, город всегда имел стратегическое значение для своих владельцев. Древние евреи говорили: «Завоевавший Иерихон – завоюет Эрец Исраель». Это один из самых низкорасположенных городов, находящийся на отметке 250 метров ниже уровня моря (ниже только ), что сказывается на погоде в Иерихоне в частности и на условиях хозяйствования в целом. Богатство истории Иерихона может сравнится с наиболее исторически значимыми городами Израиля: . Многократно упоминаемый в Ветхом Завете (Танахе) а так же в Новом Завете Иерихон становиться привлекательным для большого количества паломников обеих религий, чем не может похвастать даже , а современный Иерихон, находящийся в ведомстве Палестинской национальной администрации, несмотря на сложную политическую ситуацию, посещают больше людей чем популярный .

Вместе с тем следует учесть некоторые особенности этого города, и совершать экскурсии в сопровождении профессионального гида, предварительно позвонив в министерство туризма для получения рекомендаций (+972-2-6664331 или +972-2-6510358). Поскольку с 1993 года, согласно Норвежскому соглашению, Иерихон относится к Палестинской автономии, то в моменты некоторых обострений политических ситуаций между Израилем и ПА, предпочтительнее либо не входить на территорию города, либо находиться в сопровождении понимающих ситуацию людей, в идеале имеющих возможность предоставить охрану. Например, во времена обострений, экскурсии в Вифлием проходят в сопровождении израильских служб безопасности.

Со времен интифады Аль Аксы, когда древняя синагога была подвержена осквернению и разрушению, а дороги, ведущие в Иерихон непрерывно обстреливались, Израиль блокировал Иерихон, армейские подразделения Цахала провели операции по ликвидации террористической инфраструктуры в городе, при этом запретив своим гражданам въезд на территорию Иерихона, равно как и других городов Палестинской автономии, в целях их безопасности. Последующее за этими действиями затишье в регионе, позволило достичь некоторых соглашений между противоборствующими сторонами. Власти взяли на себя обязательство обеспечивать спокойствие в Иерихонском анклаве, синагогу отремонтировали, а в местной тюрьме, по согласию с Израилем, находятся террористы, ответственные за убийство Р. Зееви. Несмотря не внешнее спокойствие, город по-прежнему находиться под пристальным вниманием израильских сил, окруженный армейскими блок-постами, работающее прежде казино, и поврежденное в результате военных действий, пустует, туристы и израильтяне предпочитают появляться при сопровождении специально обученных гидов (зачастую арабского происхождения), и хотя официально считается, что с момента передачи города в ведение Палестинской автономии, никакие археологические раскопки здесь не ведутся, некоторые увлеченные археологи, все-таки продолжают находить здесь множество старинных артефактов.

Нынешние местные жители, преимущественно мусульмане, зарабатывают на жизнь, преимущественно сельским хозяйством, выращивая, характерные для этих мест тропические и субтропические культуры, а так же обслуживанием, приезжающих сюда туристов. Следует отметить, что иерихонские арабы, никогда не отличались экстремизмом, и хотя город многократно подвергался обстрелам, террактов, совершенных кем-то из местных жителей не было.

Военные действие не новость для города, вся его богатейшая история повествует о разнообразных событиях, так или иначе связанные с войной и захватами, с последующей передачей новому правящему монарху, о чем свидетельствуют . Многие ученые археологи считали наиболее верным местом раскопок холм, находящийся неподалеку, и, начиная копать, не достигали успеха, и лишь в 1899 году историк-археолог Зелин, изучая эту местность, и найдя осколки посуды ханаанейского периода, удостоверился в правоте своих предшественников, и получил честь первооткрывателя. Холм Иерихона, по карте имеющий элипсообразную форму, растянувшийся с юго-юго-запада на северо-северо-восток и занимающий 235 000 квадратный километров, стал местом проведения серьезнейших раскопок и подарил миру колоссальное историческое достояние – древний город Иерихон с его стенами и домами. Попадающие сюда туристы, стараются запечатлеть на фото или видео каждый камень древнего Иерихона, и надо отметить – это действительно завораживающее зрелище.

Наиболее значимой в судьбе города, является описанная в Библии (Ветхий Завет) и в Танахе , когда «стены пали наружу» при семидневном обхождении города еврейскими войнами со священниками и после того, как семь раз вострубили служители Бога Израилева в Шофар (труба, используемая еврейскими священнослужителями для оповещения о начале или окончании значимых событий). Разные источники по разному трактуют это явление, по одной из версий стены пали от громогласных Шофаров и боевых восклицаний еврейских войнов, по другой из версий стены пали в результате приступа, на который пошли израильские войны по седьмому шофару.

Существует несколько версий происхождения названия города: по одной из них Иерихон – от «Яреах – луна», то есть лунный город, по другой – «реах – запах» – город запахов, вполне обоснованно, так как в древние времена в оазисе на котором стоит город выращивали пряные и благовонные растения (единственное место в стране, где благодаря уникальным особенностям климата могут произрастать такие культуры), часто встречается упоминание Иерихона, как «города пальм», что связанно с выращиванием здесь большого количества финиковых деревьев, однако никак не отображается непосредственно в самом оригинальном названии Иерихона.

При приближении к городу, привлекает внимание контраст между пустынной местностью, обожженной солнцем и сочной, буйной зеленью города, благоухающей благодаря множеству подземных источников и ручейков, стекающих в этом месте в окружающих холмов и гор. Город с величайшей историей, взлетами и падениями продолжает жить своей жизнью, ожидая нового Иисуса Навина возвратившего ему былое процветание.

На право называться первым городом Земли претендует множество городов древности. Однако один из них все таки остается вне конкуренции. Предание о его стенах, павших от рева еврейских военных труб, увековечило этот древний город в людской памяти. Но для историков это название звучит еще весомей. Среди открытых до нашего времени центров городской цивилизации Иерихон - самый древний и непрерывно населенный город в мире (ему 10 000 лет) и самый низкорасположенный на нашей планете (250 м ниже уровня моря).

Он располагался в оазисе недалеко от того места, где река Иордан впадает в Мертвое море и преграждал путь в Палестину любому завоевателю, следовавшему из долины Иордана. Иерихон был первым городом, который завоевали сыны Израилевы, придя в Землю Обетованную после сорокалетних блужданий по пустыне. «Кто возьмет Иерихон, тот может считаться хозяином всей Эрец-Исраель», - говорили евреи.

По ветхозаветной Книге Иисуса Навина, израильтяне после исхода из Египта и сорокалетнего скитания по пустыне с города Иерихона начали завоевание Ханаана. После того как Моисей умер новым вождем стал Иисус Навин, под руководством которого они перешли Иордан и взяли Иерихон в осаду. Горожане, укрывшиеся за мощными стенами, были уверены, что город неприступен, потому как мощные стены Иерихона невозможно было преодолеть силой оружия. Здесь могло помочь лишь чудо. Но Иисусу Навину было видение: ангел с мечом, устами которого Господь обещал передать неприступный город сынам Израилевым.


Вначале Иисус выслал в город разведчиков. Местная блудница Раав укрыла их в своем доме, а ночью помогла бежать. Взамен за помощь Раав попросила оставить ее семью в живых после того, как Иерихон будет взят. Потом израильтяне в течении шести дней обходили стены Иерихона на безопасном для жизни расстоянии. Шествие возглавляли воины, за ними шли священники и дули в трубы юбилейные, следом левиты несли ковчег завета, а замыкали эту процессию старики, женщины и дети. Все 40 000 человек молчали, воздух оглашали лишь вой и свист дудок.

На седьмой день Иисус Навин решился на штурм. Израильтяне обошли стены шесть раз, храня молчание. А на седьмом круге они громко возопили и затрубили в трубы, да до такой степени громко, что грозные стены рухнули. Отсюда и пошло выражение «иерихонская труба».

Участь жителей Иерихона была ужасна: «…все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, все истребили мечом». Пощадили только блудницу Раав и ее семью, которая с того времени жила среди народа Израиля. «А город и все, что в нем, сожгли огнем», кроме «серебра и золота и сосудов медных и железных», которые были переданы иудейским жрецам. После чего Иисусом были прокляты все, кто посмеет восстановить Иерихон.

С того времени довольно долго на пепелище существовал только маленький поселок. Иерихон восстановил при царе Ахаве (874–852 г. до н. э.) царский наместник Хиил из Бет-Эля, который, как говорит Библия, в свершение заклятия поплатился за это гибелью первенца и младшего сына (I Ц. 16:34). После этого Иерихон вновь занял видное положение и играл немаловажную роль в истории.

В римский период Антоний подарил Иерихон , но вернул его Ироду, который возвел здесь свой зимний дворец. Во время Иудейской войны 66–73 гг город разрушили и вновь отстроил его император Адриан. О нем упоминают Иосиф Флавий, Страбон, Птолемей, Плиний и др.

При Константине I Великом там была христианская церковь, с епископом во главе. Со временем город Иерихон начал приходить в упадок. В VII столетии после завоевания страны арабами там поселились евреи, изгнанные мусульманами с Аравийского полуострова. В ходе сражений между крестоносцами и мусульманами Иерихон был разрушен и лежал в развалинах вплоть до середины XIX века, когда сюда начали приезжать первые археологи, намеревавшиеся проверить библейскую легенду. Правда, первопроходцам удача не улыбнулась - они ничего так и не смогли обнаружить…

1899 год – немецкий археолог Эрнст Зеллин изучил поверхность холма и нашел несколько черепков ханаанейской посуды. Он пришел к выводу, что его предшественников все таки не зря манили эти земли: вероятней всего, под наслоением скрыт древний город. Ученый подготовился более основательно, и в 1907 г. обнаружил дома и часть городской стены с башней (5 рядов каменной кладки и сырцовая кладка высотой 3 м). В конце концов в 1908 г. Восточное общество Германии организовало серьезные раскопки, руководителями которых были профессоры Эрнст Зеллин и Карл Ватцингер. Они смогли обнаружить две параллельно идущие крепостные стены, возведенные из высушенного на солнце кирпича. Наружная стена имела толщину 2 м и высоту 8–10 м, а толщина внутренней стены достигала 3,5 м.

Археологи определили, что эти стены были сооружены между 1400 и 1200 г. до н. э., и отождествили их с теми стенами, которые, как сообщает Библия, рухнули от мощных звуков труб израильских племен. Но во время раскопок археологи натолкнулись на остатки строительного мусора, представлявшие для науки еще больший интерес, чем находки, подтвердившие библейские сведения о древней войне. Но из за современной войны - Первой мировой - были приостановлены дальнейшие научные исследования.

Прошло два десятка лет, прежде чем группа британцев под руководством профессора Джона Гарстанга смогла продолжить дело предшественников. Новые раскопки были начаты в 1929 г. и продолжались около 10 лет.

В 1935–1936 годах Гарстанг нашел нижние слои поселения каменного века. Люди, еще не знавшие керамики, уже вели оседлый образ жизни. Жили вначале в круглых полуземлянках, а потом в прямоугольных домах.

И снова научной деятельности помешали амбиции современных правителей. Работа экспедиции Гарстанга прервалась из-за сложной политической обстановки. И лишь по окончании Второй мировой войны английские археологи вновь возвратились в Иерихон. На этот раз экспедицией руководила д-р Кэтлин М. Кэньон, с деятельностью которой связаны все дальнейшие открытия в этом древнейшем городе мира. Для участия в раскопках британцы пригласили немецких антропологов, работавших в Иерихоне в течении нескольких лет.

1953 год – археологам во главе с Кэтлин Кэньон удалось сделать выдающееся открытие, которое абсолютно изменило наши представления о ранней истории человечества. Исследователи смогли пробиться сквозь 40 культурных слоев и обнаружили сооружения неолитического периода с громадными постройками, относящимися к тому времени, когда, казалось бы, на Земле должны были жить лишь кочующие племена, добывающие себе пропитание охотой и собиранием растений и плодов. Это стало сенсацией археологии 50-х годов XX века. Систематическими раскопками здесь был найден ряд последовательных наслоений, объединяемых в два комплекса - докерамический неолит А (VIII тысячелетие до н. э.) и докерамический неолит Б (VII тысячелетие до н. э.).

Сегодня город Иерихон считается первым поселением городского типа, открытым в Старом Свете. Там обнаружены самые ранние из известных науке постройки постоянного типа, захоронения и святилища, сооруженные из земли или маленьких округлых необожженных кирпичей. Вне всякого сомнения, Иерихон с его оседлым населением и развитым строительным делом представлял из себя одно из первых раннеземледельческих поселений на Земле. На основании проводившихся здесь многолетних исследований историки получили совершенно новую картину развития и технических возможностей, которыми располагало человечество 10 000 лет назад.

Превращение Иерихона из маленького первобытного поселения с жалкими хижинами и шалашами в настоящий город площадью не менее 3 га и населением несколько тысяч человек связано с переходом местного населения от простого собирательства съедобных злаков к земледелию - выращиванию пшеницы и ячменя. При этом исследователям удалось установить, что этот революционный шаг был сделан не в результате какого-то привнесения извне, а стал итогом развития обитавших здесь племен: археологические раскопки Иерихона показали, что в период между культурой первоначального поселения и культурой нового города, который был построен на рубеже IX и VIII тысячелетий до н. э., жизнь здесь не прерывалась.

Иосиф Флавий называл эту местность «плодороднейшей землей Иудеи» или «Божественной страной». И сейчас при подъезде к Иерихону бросается в глаза контраст между выжженной пустыней вокруг и свежей сочной зеленью города, которая здесь растет благодаря мощи многочисленных подземных источников и зимних потоков, несущихся с близлежащих гор. Именно благодаря источникам Иерейхон, что в переводе с арамейского означает «лунный» (по-арабски - Эриха), скорей всего, и обязан своим появлением.

Вначале городок не был укреплен, но с появлением сильных соседей оказались необходимы крепостные стены для защиты от нападений. Появление укреплений говорит не только о противоборстве разных племен, но и о накоплении жителями древнего города определенных материальных ценностей, привлекавших алчные взоры соседей. Что же это могли быть за ценности? Археологи ответили и на этот вопрос. Возможно, основным источником доходов горожан служила меновая торговля: удачно расположенный город контролировал главные ресурсы Мертвого моря - соль, битум и серу. В Иерихоне обнаружены обсидиан, нефрит и диорит из Анатолии, бирюза с Синайского полуострова, раковины каури с Красного моря - все эти товары высоко ценились в период неолита.

О том, что Иерихон с течением времени стал мощным городским центром, свидетельствуют его оборонительные укрепления. Поселение занимало площадь около 4 га и было окружено рвом шириной 8,5 м и глубиной 2,1 м, вырубленным в скале. За рвом поднималась каменная стена толщиной 1,64 м, сохранившаяся на высоте 3,94 м. Ее первоначальная высота, возможно, достигала 5 м, а выше шла кладка из сырцового кирпича.

К ней примыкала массивная круглая каменная башня. Первоначально ученые предположили, что это башня крепостной стены. Но очевидно, она была сооружением особого назначения, соединявшим в себе многие функции, в том числе и функцию сторожевого поста для наблюдения за окрестностями. Башня имела диаметр 7 м и сохранилась на высоту 8,15 м. Она оснащена внутренней лестницей, тщательно сложенной из цельных каменных плит шириной в метр. В башне были устроены хранилище для зерна и обмазанные глиной цистерны для сбора дождевой воды.

Каменная башня Иерихона, возможно, была возведена в начале VIII тысячелетия до н. э. и просуществовала очень долгое время. Когда она перестала использоваться по назначению, в ее внутреннем проходе начали устраивать склепы для погребений, а прежние хранилища использовали как жилища. Эти помещения часто перестраивали. Одно из них, погибшее при пожаре, датируется границей VIII и VII тысячелетий до н. э.

После этого в истории башни исследователи насчитали еще 4 периода существования, а затем городская стена обвалилась и стала размываться. По-видимому, город в те времена уже опустел. Под защитой каменной стены располагались круглые, похожие на палатки дома на каменных фундаментах со стенами из сырцового кирпича, одна поверхность которого выпуклая (этот тип кирпича называется «свиная спина»).

Чтобы точней определить возраст этих сооружений, применяли новейшие научные методы, в том числе радиоуглеродный анализ. Именно путем исследовании изотопов углерода удалось установить, что самые древние стены этого города относятся к VIII тысячелетию до н. э., то есть их возраст - приблизительно 10 000 лет. Еще более древним оказалось святилище - 9551 год до н. э.

Постройка мощной оборонительной системы требовало громадной затраты труда, применения значительной рабочей силы и наличия некоей центральной власти для организации и руководства работами. Исследователи оценивают численность населения в этом первом городе мира в 2000 человек, причем эта цифра, возможно, занижена.

Как выглядели и как жили – первые горожане Земли?

Анализ черепов и костных останков, обнаруженных в древнем городе, показал, что 10 000 лет назад здесь обитали низкорослые - чуть выше 150 см - люди с удлиненными черепами (долихоцефалы), принадлежавшие к так называемой евроафриканской расе. Они строили овальные жилища из комков глины, полы в которых были углублены ниже уровня земли. В дом заходили через дверной проем с деревянными косяками.

Вниз вели несколько ступенек. Большинство домов состояло из единственной круглой или овальной комнаты диаметром 4–5 м, перекрытой сводом из переплетенных прутьев. Потолок, стены и пол обмазывали глиной. Полы тщательно выравнивали, порой красили и полировали.

Жители древнего города Иерихон пользовались каменными и костяными орудиями, не знали керамики и употребляли в пищу пшеницу и ячмень, зерна которых растирали на каменных зернотерках каменными пестами. От гpубой пищи, состоявшей из круп и стручковых плодов, растертых в каменных ступах, у этих людей совершенно изнашивались зубы.

Несмотря на более комфортную, чем у первобытных охотников, среду обитания, их жизнь была исключительно тяжелой, и средний возраст жителей города был не более 20-ти лет. Очень высокой была детская смертность, и только немногие доживали до 40–45 лет. Людей старше этого возраста в древнем Иерихоне, похоже, вообще не было.

Своих мертвых горожане хоронили прямо под полами жилищ, надевая на черепа культовые маски из гипса со вставленными в глаза масок раковинами каури. Интересно, что в древнейших могилах Иерихона (около 6500 года до н. э.) археологи большей частью находят скелеты без головы. Как видно, черепа отделяли от тел и хоронили отдельно. Обрядовое отрубание головы у мертвых известно во многих частях света и встречалось вплоть до недавнего времени. Здесь, в древнем городе, ученые встретились, по-видимому, с одним из самых ранних проявлений такого культа.

В этот «докерамический» период обитатели города не пользовались глиняной посудой - им ее заменяли каменные сосуды, вырезанные главным образом из известняка. Возможно, они пользовались также различными плетенками и кожаными вместилищами наподобие бурдюков.
Не умея изготавливать глиняную посуду, иерихонцы тем не менее применяли глину для лепки: в жилых постройках и гробницах обнаружено множество глиняных фигурок животных, а также лепных изображений фаллоса. Культ мужского начала был широко распространен в древней Палестине, его изображения встречаются и в других местах.

В одном из слоев древнего города археологи нашли своего рода парадный зал с шестью деревянными столбами. Может быть, это было святилище - примитивный предшественник будущего храма. Внутри помещения и в непосредственной близости от него археологи не встретили никаких предметов домашнего обихода, зато нашли многочисленные глиняные фигурки лошадей, коров, овец, коз, свиней и фаллические скульптуры.

Самым удивительным открытием в Иерихоне стали лепные фигурки людей. Они сделаны из местной известняковой глины с каркасом из тростника. Эти статуэтки имеют нормальные пропорции, но плоские анфас. Нигде, кроме Иерихона, подобные изделия раньше археологи не встречали.

В одном из доисторических слоев города были обнаружены также групповые скульптуры мужчин, женщин и детей в натуральную величину. Для изготовления их применялась похожая на цемент глина, которая намазывалась на тростниковый каркас. Фигуры эти были еще довольно примитивными и плоскостными: ведь пластическому искусству предшествовали наскальные рисунки или изображения на стенах пещер. Обнаруженные скульптуры показывают, какой большой интерес проявляли иерихонцы к созданию семьи и чуду зарождения жизни - это было одним из первых и самых сильных впечатлений доисторического человека.

Возникновение Иерихона - первого городского центра - свидетельствует о зарождении высоких форм общественной организации. Даже вторжение более отсталых племен с севера в V тысячелетии до н. э. не прервало этот процесс, который в результате привел к созданию высокоразвитых древних цивилизаций Междуречья и Ближнего Востока.

В позднем бронзовом веке Иерихон был процветающим городом, обнесенным стеной из кирпича-сырца. После он был уничтожен и простоял в нежилом виде весьма долгое время, пока Хиил не нарушил заклятие и не восстановил его, потеряв при этом своих сыновей. И все-таки, неужели звуки труб и яростный крик народа из колена Израиля смогли разрушить неприступные стены?..

За истекшее столетие многое изменилось в исторической науке, в частности современные взгляды на возможную дату исхода. Дело в том, что появление племенного союза Израиль в Ханаане можно уверенно датировать рубежом XII и XIII веков до н. э. (появляются характерные 4-х комнатные дома, другие признаки израильской материальной культуры, да и первое письменное упоминание Израиля относится к той же эпохе). Но стена, обнаруженная в Иерихоне, была разрушена значительно раньше, около 1560 г. до н. э. На рубеже 1200 г. до н. э. Иерихон был практически не заселен и стен не имел, а это противоречит библейской версии развития событий, так как циклопические крепостные стены города рухнули задолго до времен Иисуса Навина и этот город не мог стать преградой на пути вторгшихся в Ханаан израильских племен.

Тут вновь стоит перечитать Библию. Есть в библейском рассказе намек, позволяющий предложить некоторое, пусть и чисто умозрительное, решение этого вопроса. Содержится этот намек в знаменитой истории засылки в Иерихон шпионов и их спасения блудницей Раав. Как гласит Книга Иисуса Навина, Раав выпустила разведчиков из города по веревке через окно своего дома. То есть ее дом являлся частью линии городских укреплений.

Исходя из этого, возможно предположить, что город Иерихон во времена Иисуса Навина представлял из себя кольцо глинобитных домов, чьи внешние стены и образовывали «крепость» - такие поселки весьма часто встречались в Ханаане на исходе бронзового и в начале железного века. Остатки подобной «твердыни» в действительности могли быть смыты и исчезнуть без остатка, в отличие от капитального крепостного строительства предшествующих эпох. А внушительные руины этих более ранних стен могли впоследствии стать основой легенды о чуде иерихонских труб.

Правда, традиция упорно приписывает Иисусу Навину разрушение именно тех циклопических, грандиозных стен, которые рухнули около 1560 г. до н. э. Возможно предположить, что некоторые эпизоды, включенные в историю завоевания Ханаана, в действительности относятся к более раннему времени и могут быть связаны с мятежами хабиру в XIV столетии до н. э. Упоминание о нападении хабиру на Иерихон содержится в одном из документов амарнского архива.

Часть нападавших, среди которых было много семитов, впоследствии могли войти в состав израильского народа и принести с собой воспоминания о штурме Иерихона и других городов Ханаана. С течением времени эти рассказы слились в единую повесть о завоевании, где разновременные события перепутались окончательно и в таком виде вошли в официальные хроники. А неведомые древние полководцы слились в народном представлении с блистательным Иисусом Навином, за которым по-прежнему остается честь завоевания Ханаана.

Перейти к навигации Перейти к поиску

Город
араб. أريحا ‎, ивр. ‏יריחו ‏‎
31°51′22″ с. ш. 35°27′47″ в. д.
Администрация Палестинская национальная администрация
Статус столица провинции
Провинция
История и география
Основан прибл. XCVI век до н. э.
Площадь
  • 59 км²
Высота центра −275 ± 1 м
Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3
Население
Население 20 416 человек (2006 )
Национальности палестинские арабы
Официальный язык арабский язык
Цифровые идентификаторы
Телефонный код (+970) 02
jericho-city.org

Иерихо́н , А́риха (араб. أريحا ‎, Ариха ; ивр. ‏יְרִיחוֹ ‏‎, Yeriḥo; греч. Ίεριχώ , Иерихо́ ) - город на территории Палестинской национальной администрации (ПНА), на Западном берегу реки Иордан. Является столицей провинции Иерихон, население 20 416 палестинцев (2006). Расположен на севере Иудейской пустыни, примерно в 7 км к западу от реки Иордан, в 12 км к северо-западу от Мёртвого моря и в 30 км к северо-востоку от .

Один из древнейших непрерывно населённых городов мира, по мнению ряда исследователей, древнейший из них. Многократно упоминается в Библии, где именуется также как «город пальм» (ивр. ‏‏‎Ир ха-Тмарим ) (Втор. 34:3, Суд. 3:13, 2Пар. 28:15).

Пригороды Иерихона

Достопримечательности Иерихона

  • Руины древнего Иерихона лежат к западу от центра современного города. Первые следы жизни людей здесь относятся к VIII тысячелетию до н. э. Здесь открыты мощная башня (8 м) эпохи докерамического неолита A (8400-7300 до н. э.), захоронения периода халколита, городские стены бронзового века, связываемые с библейской историей о «иерихонских трубах», руины зимних дворцов (англ. Hasmonean royal winter palaces ) династии Хасмонеев и Ирода Великого с банями, бассейнами и пышно украшенными залами. На территории дворцового комплекса находится одна из старейших синагог Израиля (англ. Wadi Qelt ), датируемая I веком до н. э., неподалёку найдена синагога византийского периода с хорошо сохранившимся мозаичным полом. У подножия холма Тель-ас-Султан находится источник пророка Елисея, по слову которого, согласно Библии, негодная для питья вода этого источника «стала здоровою до сего дня» (4Цар. 2:19-22). Учёные предполагают, что в окрестных холмах скрываются археологические ценности, сравнимые с Долиной царей в Египте.
  • В 3 км севернее современного города расположены руины византийского города и роскошного дворца омейядского халифа Хишама ибн Абд аль-Малика (VIII-IX века).
  • К западу от Иерихона возвышается Сорокадневная гора (гора Искушения , гора Каранталь ), где, по преданию, Иисус Христос постился сорок дней, искушаемый дьяволом. Сейчас на этом месте расположен православный Монастырь Искушения.
  • В Иерихоне, согласно местному преданию, сохранилось дерево Закхея. Упоминаемая в Евангелии смоковница находится на участке, принадлежащем Императорскому Православному Палестинскому обществу. На месте где, согласно преданию, находился дом Закхея, в настоящее время расположено Подворье Иоанна Предтечи в Иерихоне Русской духовной миссии.

Монастырь Искушения около Иерихона

Библейский рассказ «Взятие Иерихона» (Иисус Навин)

После смерти Моисея в пустыне Иисусу Навину явился Бог и велел ему возглавить народ и вместе с ним перейти Иордан - в Обетованную землю: «Всякое место [в Обетованной земле], на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как сказал Я Моисею […], и как был Я с Моисеем, так буду с тобою и не отступлю от тебя […], ибо народу сему ты передашь во владение землю, которую Я клялся отцами их дать им.»

Войдя в Обетованную землю, евреи под предводительством Иисуса атакуют Иерихон. Сначала Иисус посылает в город двух юношей-разведчиков, чтобы «высмотреть землю» (Нав. 2:1). Они останавливаются в доме блудницы Раав. Поняв, что они разведчики враждебной армии, Раав укрывает их и просит сохранить жизнь ей и её домочадцам, когда армия войдёт в город. Разведчики дают такое обещание и отправляются в обратный путь. Погнавшиеся за ними представители иерихонских властей ищут их, но терпят неудачу.

Разведчики возвращаются в свой стан, после чего армия выходит на атаку Иерихона. Для этого ей нужно было перейти Иордан, неподалёку от устья. При переходе войска через реку вода Иордана иссякла, армия перешла по сухому дну реки, после чего воды Иордана вновь потекли в Мёртвое море (Нав. 4:18).

Перед взятием Иерихона Иисусу Навину является «вождь воинства Господня» (Нав. 5:13-15) и даёт указания как взять город (Нав. 6:1-4). Получив этот знак поддержки Небесных сил, армия в течение семи дней окружает городские стены. На седьмой день войско обошло город семь раз, в сопровождении священнослужителей, дующих в трубы (Нав. 6:14-16).

Библейский текст следующего за этим эпизода имеет две интерпретации.

  • Первая, традиционная, основанная на переводе, называемом Септуагинта: «И вострубили в трубы, народ восклицал громким голосом, и от этого обрушилась стена до основания, и войско вошло в город, и взяли город»
  • Вторая, менее популярная и основанная на более поздних переводах: «И вострубили в трубы, и раздались воинственные кличи народа, идущего на приступ. Стена города рухнула до основания, и войско вошло в город и взяло его.»

Перед взятием города, Иисус накладывает на него заклятие: приказывает истребить всё его население, а серебро, золото, медь и железо, обнаруженные в городе должны были быть переданы в будущую храмовую сокровищницу. Пощажена была только блудница Раав и её домочадцы. Сам Иерихон был полностью разрушен и сожжён, причём вторая часть заклятия Иисуса запрещала восстанавливать город (Нав. 6:25).

Один из воинов еврейской армии, по имени Ахан «взял из заклятого», и этим заклял весь еврейский народ, поэтому в следующей битве войско потерпело поражение. Иисус, узнав про нарушение запрета, наученный Богом, выявил этого воина. У мародёра были обнаружены золотые и серебряные предметы, взятые на руинах Иерихона, после чего мародёр и его дети были казнены, и божественный гнев утих (Нав. 7:1-26).

В дальнейшем Иисус вступил в сражение с несколькими армиями ханаанских племён, выступивших против него как в одиночку, так и совместно, и победил их, истребив всех жителей их городов, за исключением ханаанеев, живших в Газере, которые не вышли воевать против войска Иисуса и впоследствии остались жить среди колена Эфраима, после раздела страны между коленами.

Но после раздела страны и смерти Иисуса некоторые евреи соблазнялись идолопоклонством окрестных народов. Всякий раз после такого нарушения завета соседние цари шли на них войной и с лёгкостью побеждали их и уводили провинившихся в плен.

История

Взятие Иерихона. Миниатюра Жана Фуке

  • Натуфийская культура - около 10 000-9600 гг. до н. э., сезонные, а затем постоянные стоянки натуфийских охотников и собирателей.
  • Докерамический неолит A - около 9500-8500 гг. до н. э. Здания этого периода имеют круглую форму и построены из саманного кирпича. Очаги располагались внутри и снаружи домов. Обнаружена каменная стена, высотой 3,6 м и шириной в основании 1,8 м. Стена предположительно использовалась для защиты от наводнения, а башня, находящаяся внутри, для религиозных целей.

В среднем бронзовом веке Иерихон был процветающим городом, обнесённым стеной из кирпича-сырца. В конце среднего бронзового века (около 1550 года до н. э.) город был разрушен. Согласно Библии, разрушение Иерихона было одним из эпизодов завоевания Ханаана древними евреями.

Согласно Библии, в царствование Ахава (IX век до н. э.) некий Ахиил нарушил заклятие и восстановил его, потеряв при этом всех своих сыновей. После этого Иерихон опять занял видное положение и играл немалую роль в истории. В римский период Марк Антоний подарил Иерихон Клеопатре, однако Август вернул его Ироду, который построил здесь свой зимний дворец. Во время Иудейской войны 66-73 годов город был разрушен и вновь отстроен императором Адрианом. О нём упоминают Иосиф Флавий, Страбон, Птолемей, Плиний и другие. При Константине I Великом здесь была христианская церковь, с епископом во главе. С течением времени Иерихон стал приходить в упадок. В VII веке после завоевания страны арабами здесь поселились евреи, изгнанные мусульманами с Аравийского полуострова. В ходе сражений между крестоносцами и мусульманами Иерихон был разрушен и лежал в развалинах вплоть до XIX века.

Раскопки древнего города

Тоблер и Робинсон в середине XIX века вели раскопки холма среди равнины, неподалеку от Иордана, но ничего не нашли. В 1868 году Уоррен тоже копал на холме, и тоже ничего не обнаружил. В 1894 году на тот же холм обратил внимание учёный Блайз, полагая, что под ним все-таки скрывается Иерихон. Немецкий археолог Эрнст Зеллин в 1899 году изучил поверхность холма и обнаружил несколько черепков ханаанейской посуды. Он пришёл к выводу, что его предшественники были все же правы: вероятнее всего, под наслоением скрывается древний город. Тем более что здесь сохранилась деревня под названием Эриха.

В 1904 году немцы Тирш и Гельшер побывали здесь и собрали новые данные, указывающие на правильность выводов тех, кто пытался обнаружить Иерихон именно в окрестностях Эрихи. Первооткрывателем считается Зеллин. При своих раскопках В 1907 году он обнаружил дома и часть городской стены с башней (пять рядов каменной кладки и сырцовая кладка высотой 3 метра). В 1908 году Германским восточным обществом были организованы серьёзные раскопки, руководителями работ которых были Зеллин, Ланген-Эггер и Ватцингер. В 1909 году к ним присоединились Нёльдеке и Шульце.

Холм, в плане напоминающий эллипс, протянулся с северо-северо-востока на юго-юго-запад, и город занимал площадь 235 тысяч квадратных метров. Археологи раскопали полностью (на севере) ширину городской стены, равную 3 метрам, открыли вторую городскую стену шириной 1,5 метра.

Был открыт ещё кусок стены на том же северном склоне холма с каменным цоколем и сырцовой кладкой высотой 7 метров. Исследовав площадь 1350 метров квадратных между городскими стенами и пробными северными раскопками, ученые обнаружили в верхних слоях позднее мусульманское кладбище, а в нижних слоях - остатки городских построек.

Раскопки на западной стороне холма обнаружили каменные лестницы, сооруженные после разрушения городских стен, под лестницами также находились остатки значительно более ранних домов. В северной части холма открыты стены хеттского здания (здание «Хилани»). Ближе к восточной стене, которая не сохранилась, раскопаны остатки домов. Неподалеку от внутренней городской стены открыты кварталы, занимаемые домами, а также улица под стеной. На площади 200 метров квадратных к западу обнаружена городская стена и остатки зданий, а под стеной найден византийский некрополь. Возле юго-западной стены раскопаны остатки дома иудейской эпохи.

Первоначально археологи насчитали восемь наслоений, последовательно сменявших один другой:

  1. мусульманский, самый поздний, представленный могилами;
  2. византийский слой;
  3. позднеиудейский, с обломками аттической посуды классической эпохи;
  4. древнеиудейский, с обломками аттической посуды классической эпохи (дом над древней стеной);
  5. израильский, к которому относятся дом «Хилани», дома в центре (ближе к восточной отсутствующей стене), могилы, лестницы и внешняя городская стена;
  6. позднеханаанейский (находки между внешней и внутренней городскими стенами и керамика);
  7. древнеханаанейский (остатки города с домами и внешней и внутренней городскими стенами);
  8. первоначальный слой (тоже разделяющийся на несколько периодов), к которому относятся дома под внутренней городской стеной, некоторые массивы кирпичей на северо-западе.

Город назывался Лунным из-за культа Луны. Начальный и ханаанский периоды Иерихона, из которых последний обозначается разрушением массивных кирпичных стен на северо-западе и возведением двух городских стен - наружной и внутренней, скрывавших город наподобие двух колец. Особенно неприступен он был с востока, откуда донимали кочевники. Население города и в начальный период, и в ханаанский - было одно и то же. В древнейшем слое найдены кремнёвые орудия, орудия из других камней, так называемые чашечные камни.

После разрушения города начального периода Иерихон несколько сдвинулся к югу холма. Ханаанейские стены возведены уже в 3-2 тысячелетии до н. э. Факт разрушения Зеллин соотнес с нашествием «четырех царей Востока», описанным в Книге Бытия.

Двойная крепостная стена Иерихона - исключение для . Зато у хеттов это обычный способ защиты городов.

Ханаанейский Иерихон красив. В нём ощущаются эгейские и вавилонские мотивы, хотя в основном он самостоятелен. В одном из домов найден каменный божок, аналогичный изделиям Гезера. Погребений ханаанейского периода в городе не обнаружено. Город был разрушен с востока, где уничтожена вся городская стена, и подожжен (всюду следы пожара), после чего некоторое время оставался почти необитаемым. Впрочем, часть населения продолжала жить в Иерихоне, и это археология связывает с поздне-ханаанейским периодом. Период характеризуется так называемой наколотой керамикой. Зеллин посчитал, что на этот раз Иерихон был разрушен израильтянами. В израильскую эпоху в городе долго оставались ханаанейцы, пока целиком не ассимилировались с завоевателями. Однако раскопки начала века показали, что в позднеханаанский период нет никаких следов присутствия другого народа. До нашествия израильтян в середине 2-го тысячелетия до н. э. оставалось ещё несколько столетий… Собственно израильский слой в Иерихоне сам Зеллин датировал XI-IX веками до н. э. Израильский Иерихон характеризуется необычайным оживлением всей жизни города. Сказывалось влияние связей с арамейскими областями. Построены лестницы поверх разрушенных стен, возведена новая импозантная стена.

Построен дворец «Хилани» в хеттском стиле. Город заполнила разноцветная разнообразная керамика, даже стилизованная под металл. Дворец и стену израильского Иерихона строил Хиил, вероятно, наместник царя Ахава. Иерихон сделался центром значительной области, а крепость защищала от моавитян.

В израильском Иерихоне раскопаны погребения. Они совершались во дворах домов. При костяках обнаружены глиняные сосуды. Дети погребались под полом домов.

В конце VIII века до н. э. царство израильское погибло. Были разрушены стены израильского Иерихона, но город не прекратил своего существования. Над ним два свои периода - ранний и поздний - прожил иудейский Иерихон. Город уже не был укреплённым, но в нём кипела жизнь. Ранний иудейский Иерихон был собран у восточного склона холма. Город торговал через финикийские гавани с Кипром и . Среди находок встречаются кипрские вазы, индийская керамика, аттические и эллинские сосуды, амулеты, божки и демоны. Иудейский город подвергся разрушению при Седекии вавилонским царем Навуходоносором, напавшим внезапно: в домах осталось много утвари. Город был выжжен, и массы людей уведены в плен.

Новый Иерихон стал отстраиваться на севере (в пределах прежнего). При Артаксерксе III уже уведены в плен все жители. Жизнь на холме прекратилась.

До середины II века до н. э. маккавейский город находился в 2-3 км на северо-запад от холма. С конца II века Иерихон опять оживает, правда, тоже не на холме, а у Вади-Кельт. Здесь он и был разрушен в 70 годах I века н. э. Веспасианом.

Но при Адриане город был опять восстановлен. Тогда ещё «живы» были развалины «Хилани», которые почитались, как «дом Раав». И хотя этот дом более поздний, его представляют домом предательницы города, которая помогла Израилю.

С городом Иерихоном Новый Завет связывает рассказ об одном из замечательных деяний Иисуса Христа - исцелении «иерихонского слепца»: слепец воззвал к проходящему мимо Христу об исцелении и тот совершил чудо - слепец прозрел.

Город существовал и в VII-IX веках. С XIII века в нём был мусульманский посёлок, который в середине XIX века снес Ибрагим-паша.

Исследования Зеллина показали, что стены Иерихона действительно упали. Наружная - наружу, внутренняя - вовнутрь. На несколько десятилетий возник спор: когда? Возможно, что на рубеже XIV-XIII веков до н. э. Эта версия не отвергается частью специалистов.

Дальнейшие события были сопряжены с новыми открытиями. Случайно разорвавшаяся на холме в 1918 году граната помогла раскопать древнюю синагогу.

С 1929 года раскопки в Иерихоне вел англичанин Джон Гарстанг. В 1935-36 годах он обнаружил нижние слои поселения каменного века. Люди, не знавшие керамики, уже вели оседлый образ жизни. Жили сначала в круглых полуземлянках, а потом в прямоугольных домах. В одном из подобных раскопанных домов обнаружен парадный зал с шестью деревянными столбами - остатки храма. Предметов домашнего обихода ученые здесь не нашли, зато обнаружили много фигурок животных из глины: лошадей, коров, коз, овец, свиней, а также пластические скульптуры символов плодородия. В одном из слоев доисторического Иерихона обнаружены групповые портреты (скульптуры) мужчин, женщин и детей в натуральную величину (глина на тростниковом каркасе).

Дальнейшие открытия в Иерихоне сделала Кетлин Кеньон в 1953 году. Именно тогда об Иерихоне заговорили как о древнейшем городе мира.

Крепость 8 тысячелетия была окружена толстой каменной стеной с мощными башнями, и ни один из более поздних городов на этом месте не воспроизводил таких мощных башен. Стена ограничивала собою площадь 2,5 га на которой жили примерно 3 тысячи человек. Скорее всего, они занимались торговлей солью с Мертвого моря.

Древний Иерихон, вероятно, является «родоначальником» традиции отнимать у покойников черепа (похороны без головы). Головы хранились (или хоронились) отдельно от тела. Этот обычай до самых последних лет существовал у самых разных народов земного шара.

Несмотря на значительные недостатки, с которыми были произведены раскопки, даже на то обстоятельство, что учёные непременно желали «подогнать под Библию» многие открытия, главный вклад Эрнста Зеллина и его коллег в науку в том, что история Иерихона перестала быть исчисляемой с Иисуса Навина и учёный мир получил один из древнейших городов Ханаана, уходящий своим началом в 3-4 тысячелетия до н. э.

Наиболее значительные раскопки памятника были проведены британскими экспедициями под руководством Джона Гарстанга в 1930-1936 годах и Кетлин Кеньон в 1952-1958.

Намерена провести археологические исследования в Иерихоне и работать над сохранением иерихонской смоковницы (дерева Закхея), находящейся на земельном участке, который исторически принадлежал Императорскому Православному Палестинскому Обществу и был юридически оформлен Палестинской администрацией на российское правительство в 2008 году. Открытие российского музейно-паркового комплекса в Иерихоне, строительство которого закончено в 2011, «стало ещё одной страницей в развитии духовно-культурных связей между Россией и ПНА». Комплекс был торжественно открыт 18 января 2011 года лидерами двух стран Д. А. Медведевым и М. Аббасом. Впоследствии, одна из главных улиц Иерихона была названа «по решению жителей города именем российского президента»

Современная история

В 1948 году в ходе Арабо-израильской войны 1947-1949 годов Иерихон был занят Трансиорданией, а в 1967 году, после Шестидневной войны, был занят израильскими войсками. В 1993 году в результате Соглашений в Осло была создана Палестинская национальная администрация и Иерихон вошёл в её состав.

После начала Интифады Аль-Аксы в 2000 году въезд израильтянам в Иерихон запрещён за исключением редких случаев, когда израильская армия даёт разрешение на въезд туристическим группам.

Примечания

  1. Projected Mid -Year Population for Jericho Governorate by Locality 2004-2006 Palestinian Central Bureau of Statistics (PCBS).
  2. Ливан, Израиль, Палестинские территории // Атлас мира / сост. и подгот. к изд. ПКО «Картография» в 2000 г.; гл. ред. Г. В. Поздняк. - Испр. в 2003 и 2007 гг. - М. : ПКО «Картография»: Изд-во Оникс, 2010. - С. 196. - ISBN 978-5-85120-295-7 (Картография), ISBN 978-5-488-02507-3 (1-е оформления, Оникс), ISBN 978-5-488-02508-0 (2-е оформления, Оникс).
  3. Иерихон // Словарь географических названий зарубежных стран / отв. ред. А. М. Комков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Недра, 1986. - С. 25.
  4. Сохранение евангельской смоковницы - дерева Закхея в Иерихоне
  5. Материалы о деятельности рабочей группы ИППО по спасению библейской смоковницы. Россия возвращается на Святую Землю.
  6. Mithen, Steven (2006). After the ice: a global human history, 20,000-5000 BC (1st Harvard University Press pbk. ed. ed.). Cambridge, Mass.: Harvard University Press.
  7. Eric H. Cline. Biblical Archaeology: A Very Short Introduction. - Oxford University Press, 2009. - С. 6.
  8. Под смоковницей, видавшей Христа. Ю. А. Грачёв, Л. Н. Блинова
  9. Архиепископ Егорьевский-Марк принял участие в торжественных мероприятиях по случаю десятитысячелетия Иерихона
  10. Улица имени Дмитрия Медведева в Иерихоне. Обзор российских СМИ, 20 января 2012 г.
  11. Иерихон впустил в себя евреев

Сегодня существуют как бы три Иерихона: Древний, на расстоянии 2 км от него - Новозаветный, и, наконец, деревня Иерихон на юго-востоке от старого города. Однако все эти три Иерихона представляют собой либо развалины, открытые археологами, либо бедное поселение людей, и не подозревающих о некогда трагической истории этого места.

Во время раскопок Иерихона (1930-1936) Гарстанг сделал такое поразительное открытие, что счёл нужным засвидетельствовать его специальным документом, подписанным им самим и ещё двумя членами экспедиции.

Он пишет об этом открытии следующее: "Что же до главного факта, то в нём, таким образом, не остаётся никаких сомнений: стены города упали в направлении наружу, причём полностью, так что нападающие могли вскарабкаться по их обломкам и пройти в город".

Почему этот факт столь необычен? Дело в том, что стены городов не падают наружу, они падают вовнутрь. И тем не менее, в книге Иисуса Навина мы читаем: "...и обрушилась стена города до своего основания, и народ пошёл в город, каждый с своей стороны и взяли город" (Иис. Нав. 6:19). Эти стены упали именно наружу

Иерихон - на иврите город называется Йерихо, на арабском Эриха.

Иерихон, один из древнейших непрерывно населённых городов мира, многократно упоминается в Библии.

Иерихон - самый древний из раскопанных городов в мире, он насчитывает около 10 тыс. лет почти непрерывного заселения.

Кроме того, это самый низкий в мире город, который находится более чем на 350 м ниже уровня моря в оазисе который считается самым большим на всем Ближнем Востоке и расположен в нескольких километрах севернее северной оконечности Мертвого моря.

Иерихон - город в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан. Является столицей провинции Иерихон.

Население 20 416 палестинцев (2006 г.).

В позднем бронзовом веке Иерихон был процветающим городом, обнесённым стеной из кирпича-сырца. По одной из версий, город был разрушен древними евреями, вторгшимися в Ханаан около 1550 г. до н. э.

О нем упоминают Иосиф Флавий, Страбон, Птолемей, Плиний и др.

Именуется также как «город пальм».

При Константине Великом здесь была христианская церковь, с епископом во главе.

В 1948 г. в ходе Арабо-израильской войны 1947–49 гг. Иерихон был занят Трансиорданией, а в 1967 г. после Шестидневной войны, был занят израильскими войсками.

Вид современного Иерихона

Руины древнего Иерихона лежат к западу от центра современного города. Первые следы жизни людей здесь относятся к 8-му тыс. до н. э

С городом Иерихоном Новый Завет связывает рассказ об одном из замечательных деяний Иисуса Христа - исцелении «иерихонского слепца»: слепец воззвал к проходящему мимо Христу об исцелении, и тот совершил чудо - слепец прозрел.


На планете есть только один ныне существующий город, который может соперничать с долголетием Иерихона, это Дамаск.

В начале прошлого века 3 экспедиции копали Тель Иерихон в надежде найти библейский город. Только с третей попытки археологам удалось докопаться до городских стен и башни времён древнего Ханаана.

Предполагается, что окрестности Иерихона до сих пор скрывают под толщей земли исторические ценности сопоставимые с долиной царей в Египте.

Пожалуй, главная достопримечательность Иерихона - это курган древнего города, Тель Йерихо. Арабы называют его Тель эс-Султан, а источник, находящийся рядом с ним - Эн-Султан, тот самый, в котором пророк Елисей - Элиша - опреснил воду. Именно на этом месте стояли стены, павшие от звука труб израильтян. Раскопки, проводившиеся здесь многократно, еще со времен английских исследователей прошлого века, обнаружили много интересного.

Территория города того периода составляет примерно 40 акров и это большое поселение для того времени.

В Иерихоне найдена также древняя синагога примерно 8 в. н. э. с мозаичным полом, который обнаружили случайно, при реконструкции старого дома.

Первые раскопки древнего Иерихона начались в 1907-1908 годах

Библейская археология Иерихона

Первые раскопки древнего Иерихона начались в 1907-1908 годах К. Ватцингером, но наиболее значимые результаты были получены во время раскопок Дж. Гарстэнга, проводившихся в 1930-1936 гг. В ходе этих раскопок были найдены неопровержимые доказательства, подтверждающие сообщения книги Иисуса Навина. Перед археологами встал из небытия древний город, развалины которого весьма ярко рассказали о своей истории. Иерихон представлял собой довольно типичную ханаанскую крепость, правда, больших размеров. Укрепления города состояли из двух рядов стен, наружный - в 2 метра толщиной и внутренний - в 4 метра.

Высота стен была около 10 метров , и между ними имелся проход в 5 метров шириной; этот проход соединялся жилыми домами, одним из которых и был дом Раав. Археологов поразило то, что стены города рухнули наружу, что было поистине поразительно, вопреки всяческому здравому смыслу, но это было именно так. Стена города обрушилась до основания, открыв нападавшим путь в город. При дальнейших раскопках были обнаружены следы страшных пожаров, истребивших город.

Огромные горы золы и угля открылись глазам археологов . С давних времен было принято собирать все ценное и съестное из покоренного города, тем более, если он подвергался затем уничтожению. Но вместо этого археологи обнаружили целые амбары и кладовые, заполненные пшеницей, финиками, чечевицей и многими другими припасами, вещами и предметами, датировка которых показала, что город был разрушен около 1400 года до Р. Х. Недавние исследования доктора Б. Byда полностью подтвердили эту дату. Также было доказано, что штурм города происходил весной, о чем свидетельствовали наполненные зерном кувшины.

Выводы:

1. Действительно, Иерихон пал около 1400 года до Р. Хр., что полностью совпадает с библейской хронологией.

2. Стены города рухнули наружу.

3. Город не был ограблен, ибо согласно книге Иисуса Навина 6:20 все в нем было предано заклятию.

4. Город был уничтожен пожаром (И. Навин 6:23).

5. Были обнаружены дома в стене, как дом Раав (И. Навин 2:15).

6. Город был взят весной (И. Навин 2:6, 3:15, 5:10).

Город взлетов и падений, славы и позора, смерти и возрождения. Оазис посреди пустыни. Самый древний город на планете Земля находится в Израиле - Иерихон .

10 тысяч лет на месте, близком к впадению в Мертвое море, у подножья Иудейских гор, живут люди. Мы знаем об их существовании в этих местах, начиная с Бронзового века. Но как знать, может быть река истории тянется еще дальше и глубже.

Первый археологический памятник Иерихона датируется 8 веком нашей эры. Именно столько лет ученые насчитали древней крепости, которую откопали на Иерихонском холме. А самое древнее письменно упоминание относится к периоду .

Эта библейская притча, которая неразрывно связана и с историей религий, и с историей израильского народа, и с историей самого Иерихона, имела большое влияние на потомков и последователей. Это влияние было настолько сильным, что ученые-археологи, которые начали раскопки на месте древнего города, даже пытались подогнать найденные артефакты под известную притчу из Библии.

Как вы, наверняка, помните, после смерти Моисея Иисусу Навину в пустыне явился Бог и позвал его повести за собой израильский народ через Иордан. И пообещал, что там, за Иорданом, куда бы ни ступила нога израильтян, земля будет принадлежать им. И Иисус послушался Бога и повел армию Израиля за собой.

Когда они подошли к Иордану, очень близко к месту впадения реки, она неожиданно пересохла, и евреи пересекли реку фактически по суши, по ее дну. А когда последний еврей ступил на берег Земли обетованной, якобы вода постепенно снова начала прибывать.

Подойдя к стенам Иерихона, евреи осаждают его, а Иисус решает отправить в укрепленный город двоих своих разведчиков.

Те вошли в поселение и зашли в дом к местной блуднице Рааве. Разгадав цель визита в Иерихон посланцев, Раава попросила сохранить жизнь ей и ее семье за помощь в укрытии. И евреи сдержали слово. Остальных жителей Иерихона они убили, а город разрушили и сожгли. Причем Иисус якобы наложил проклятие, которым запрещал восстанавливать город. И когда спустя много лет некий Ахиил начал город отстраивать, он потерял всех своих сыновей. Но город таки возродился.

Любопытно, что с разрушением Иерихона связана тоже своя легенда. Когда разведчики вернулись в лагерь, Иисус решил, что пора атаковать город. И он послал свою армию семь раз обойти вокруг укрепленных городских стен. И у осажденных жителей создавалось впечатление, что армия Израилева - бесконечна. Так что когда заиграли семь труб, люди стали кричать в панике и ужасе. И от этого сильнейшего звука рухнули стены Иерихона - внешняя наружу, а внутренняя - в противоположную сторону. Так и родилось выражение "иерихонские трубы".

К слову, остатки этих рухнувших стену далось раскопать археологам и даже доказать, что, как минимум, одна из них, внешняя, действительно упала. А вот остальных свидетельств захвата Иерихона израильтянами не сохранилось.

Интересно, что сами раскопки Древнего Иерихона были начаты еще в XIХ веке. Трижды ученые из разных стран пытались отыскать под слоем эпох остатки древнего города. И все было тщетно, пока в 1899 году археолог из Германии Зеллин возле маленького поселка Эриха (а название Иерихона произошло либо от слова "яреах" - Луна, либо от слова "реах" - благоухание, да и в арабском произношении Иерихон - это Эриха) не нашел несколько глиняных изделий ханаанейского периода. И в 1907 году на месте иерихонского холма начались масштабные раскопки.

Слой за слоем археологи снимали пласты истории, охватывающей период в десять тысяч лет!

Этих слоев они отыскали восемь. И теперь наука имеет представление о том, как строился и как разрушался великий город.

В самый древний, ханаанейский, период Иерихон был достаточно богатым и процветающим городом. Он был окружен двумя городскими полностью закольцованными стенами, внешней и внутренней. Было много домов, а люди торговали солью Мертвого моря.

Захоронений этого периода не обнаружено.

Город был разрушен, предположительно, израильтянами и долгое время не развивался. Хотя на территории Иерихона оставались люди.

Израильский Иерихон относится к XI - IX векам до нашей эры. В это время город стал активно развиваться. В этот период здесь был построен дворец "Хилани". Помимо соли, в городе стали производить керамику и другую утварь. Археологи отыскали захоронения этого периода. Людей тогда хоронили во дворах домов, а детей - прямо в подполье дома.

Во времена Римской империи влюбленный до беспамятства Марк Антоний подарил Иерихон Клеопатре. Но его вернул обратно Ироду Август.

Во времена правления Ирода в Иерихоне был построен целый комплекс дворцов, театр и даже ипподром. Это были довольно необычного вида здания для того периода. Ирод пригласил из Рима специальную строительную бригаду, которая и занималась возведением ряда объектов не только в Иерихоне, но также в нескольких других городах империи. Отличительной чертой зданий правления Ирода было использование очень мелкого камня ромбовидной формы.

Но во время Иудейской войны город снова был разрушен, и отстраивал его еще один римский правитель, Адриан, уже во 2 веке нашей эры.

С VII века Иерихон был завоеван арабами.

С XIII века на месте древнего Иерихона жили мусульмане - маленький поселок просуществовал до XIX века.

Безусловно, главной достопримечательностью и главной святыней Иерихона является древний курган или, по-другому, Иерихонский холм. Именно вокруг него последние 150 лет были сосредоточены все археологические изыскания.

В 1929 году британец Джон Герстенг раскопал на нем самые нижние слои, которые свидетельствовали о первых поселениях людей на месте нынешнего Иерихона. Они жили в землянках круглой формы. Керамики еще не знали, но уже были оседлыми.

Однако это был еще не город. Заговорить об Иерихоне как о самом древнем поселении планеты заставила другая находка.

В 1953 году археолог Кетлин Киньо откопала на холме древнюю крепость - самое старую уцелевшую архитектурную форму на земле. По оценкам ученых, возраст крепости - 8 тысяч лет. Она огораживает площадь примерно в 3 гектара (40 акров). Предполагают, что на ней жили люди численностью около 3 тысяч человек.

Древний город был окружен земляной насыпью, которая была намного больше площади самого поселения. Возможно, люди селились не только внутри укрепления, но и за его пределами. Во времена Иисуса Навина этой насыпи уже не стало.

Интересная деталь: похоже, Древний Иерихон стал родоначальником традиции хоронить обезглавленных людей. На месте раскопок были обнаружены безголовые захоронения, а черепа были обнаружены в другом месте, отдельно. Позже эта традиция распространилась на многие другие страны Востока.

Еще одна очень ценная находка - раскопки древней синагоги того же периода. Древнейшая синагога планеты возрастом 8 тысяч лет была обнаружена совершенно случайно, во время реконструкции одного из старых зданий. На полу синагоги была выложена мозаика с изображением меноры. Сейчас это здание находится в собственности Израиля.

Также археологи обнаружили развалины арабского дворца, сегодня больше известного под названием «Дворец Хишама». Он был основан примерно в 747 - 749 гг. Эль-Валидом, а имя "Хишам" получил по ошибке. Был в Иерихоне правитель с таким именем, который также хотел в этих местах много чего построить, но не успел. А вот имя этого мечтателя почему-то крепко приклеилось к достижениям другого человека, Эль-Валида.

Дворец сам по себе очень интересен. Вход в него украшала арка из скульптур. Что очень необычно для исламской архитектуры, запрещающей любое изображение человека. Кроме того, во дворце был большой внутренний двор с лежанками, а также спуск в подвальные залы - место для отдыха, поскольку там всегда было прохладно. Дворец не был достроен Эль-Валидом из-за ранения. Но, тем не менее, он неплохо сохранился. К слову, скульптуры с этого дворца сейчас хранятся в галерее Рокфеллера.

Сегодня трудно переоценить значение раскопок, которые провели ученые за полторы сотни лет, раскапывая Древний Иерихон. И главное открытие - безусловно то, что отныне возраст древнейшего города планеты исчисляется не первым упоминанием Иисуса Навина, а намного более ранними артефактами.

К сожалению на сегодняшний день раскопки Иерихона практически приостановлены. После того, как в 1993 году после соглашения в Осло Израиль передал Палестине этот город, в нем стало небезопасно. В настоящее время Израиль запретил своим гражданам въезд в Иерихон по этой причине.