Храм Григория, епископа Неокесарийского, на Большой Полянке March 20th, 2013

Московский храм Григория, епископа Неокесарийского, на Большой Полянке является памятником архитектуры XVII века федерального значения. Он расположен в районе Якиманка недалеко от выхода со станции метро "Полянка". Нынешний каменный храм начинает свою историю аж с XV века, когда он был деревянным. Именно в храме Григория, епископа Неокесарийского, когда-то крестили младенца Петра I, будущего российского императора. Нынешнее каменное здание храма было выстроено в 1667-1679 годах.


Изначально храм Григория, епископа Неокесарийского, был деревянным, который построил князь Василий II Тёмный, внук Дмитрия Донского и прадед Ивана Грозного. Согласно преданию, князь, который находился в татарском плену, дал обет: если вернётся домой, то построит в том месте, откуда увидит Москву, храм во имя святого, память которого совершается в этот день. Освобождение из неволи произошло 17 (30) ноября 1445 года - день празднования памяти святителя Григория, епископа и чудотворца Неокесарийского. Построенный тогда деревянный храм сгорел во время пожара. Историческое словосочетание "в Дербицах", которое иногда прибавляется в названию храма, означает "в лесном, болотистом месте" и напоминает нам о тех далёких временах. Новый деревянный храм был выстроен не позднее 1632 года на том же самом месте.

Каменный храм заложили в 1667 году по соседству с деревянным, чтобы во время строительства можно было служить в старой церкви. Храм получил народное название "Красный", т.е. красивый. Это название употреблялось в официальных документах вплоть до конца XVIII века.


В 1671 году царь Алексей Михайлович венчался здесь с Натальей Кирилловной Нарышкиной. А в 1672 году в этом храме протопоп Андрей Савинов крестил младенца Петра I, будущего российского императора.

Великое освящение храма произошло 1 марта 1679 года. В этот день Патриарх Московский Иоаким освятил в ней главный престол во имя святителя Григория Неокесарийского. На освящении храма присутствовал царь Феодор Алексеевич.

В 1767 году у храма появился ещё один придел во имя святого Григория Богослова, устроенный тщанием прихожанина Григория Лихонина в честь его небесного покровителя. Фасады нового придела повторяли формы XVII века.

Во время Отечественной войны 1812 года храм не пострадал. Зачарованный её красотой Наполеон сожалел, что не может поставить необыкновенную постройку на ладонь и перенести в Париж.


В 1834 году по проекту архитекторов Н.И.Козловского, Ф.М.Шестакова и В.А.Балашова в храме был устроен придел Боголюбской иконы Божией Матери, выстроенный в стиле ампирной псевдоготики. Боголюбской иконе Божией Матери молились во время эпидемии холеры 1830 года.


В 1859 году храм впервые подвергся тщательной реставрации. Были обновлены росписи главного алтаря, четверика, заново вызолочены серебряные ризы на шести иконах первого яруса иконостаса.

Первое найденное фото храма датируется 1882 годом:

В 1896 году роспись храма опять была обновлена. На фотографии этого года хороша видна небольшая часть той самой старой Большой Полянки, а также то, что в колокольне ещё не прорублен сквозной проход.

Храм имел статус придворной и его регулярно посещали члены царствующей фамилии. Здесь любила молиться великая княгиня Елизавета Федоровна. Но вскоре наступили советские годы и в 1922 году ценности храма были изъяты. В 1930 году Моссовет постановил сломать шатровую колокольню для расширения тротуара. Историкам удалось предотвратить снос. В колокольне был прорублен сквозной проход. На фотографии начала 1930-х годов как раз виден этот проход:

В 1937 году на Бутовском полигоне был расстрелян клирик храма, протоиерей Борис Ивановский. В 1939 году по решению Моссовета храм оказался закрыт. Иконы были переданы в музеи. К 1955 году храм уже хорошенько обветшал:

В 1965 году в обветшавшем храме была произведена комплексная реставрация. На снимках начала 1970-х годов можно увидеть сам процесс обновления здания:


После реставрации храм был поставлен на государственную охрану как памятник истории и культуры, а в здании разместился "Всесоюзный производственно-художественный комбинат им. Вучетича". Храм в 1975 году:

Храм и Большая Полянка в 1980 году:

В 1990 году по письму Патриарха Алексия II Моссовет вернул храм верующим, а с 1994 года были возобновлены богослужения. К 1996 году храм был окончательно отреставрирован: фасады выкрашены красно-оранжевой краской, все архитектурные элементы выделены белилами и бирюзой, вызолочены кресты:

30 ноября 1996 года Патриарх Алексий II совершил освящение восстановленного храма. Главной святыней храма являются мощи святителя Григория Неокесарийского, которые передал митрополит Сурожский Антоний (Блум) и которые были торжественно перенесены в храм в 1998 году.

Храм Григория, епископа Неокесарийского, на Большой Полянке расположен по адресу: г. Москва, ул. Большая Полянка, д.29А
Официальный сайт храма.

Вряд ли найдется хотя бы один житель столицы, который не знал бы, где находится храм святителя Григория Неокесарийского. «На Полянке» - так отвечают туристам прохожие, хотя многие знают его под другим названием - как Красную церковь. Это одна из наиболее красивых обителей Москвы. Храм Григория Неокесарийского (на Полянке) - единственная церковь, названная в честь этого святого. Она расположена в Замоскворечье. У храма необычная история и совершенно уникальный внешний вид. Памятник русской архитектуры с «восточным, пряным привкусом» - именно так отзываются о храме Григория Неокесарийского специалисты.

О святом, в честь которого названа церковь

Св. Григорий родился на севере Малой Азии в городе Неокесарии примерно в третьем веке от Рождества Христова. Получив прекрасное образование в Александрии у самого Оригена, он вернулся на родину. Но вскоре, удалившись в пустыню, начал вести там свою святую жизнь в молитвах и посте, чтобы обрести от Бога дар пророчества. О подвижнике узнал епископ Амасии. Он решил поставить его в родной Неокесарии духовным руководителем. Св. Григорий согласился и стал перед хиротонией горячо молить Бога открыть ему истинное поклонение Святой Троице. И было ему чудесное видение: перед Григорием явились сама Пресвятая Богородица и апостол Иоанн Богослов. Именно от последнего святой получил знание об истинном и достойном исповедании Святой Троицы. На этом Откровении позже и было основано православное учение. Сам Григорий Неокесарийский до этого не дожил. Он скончался примерно в 266 году.

Где находится храм?

Место, где сегодня стоит Красная церковь, в древности именовали «Дербицами». Такое название было обусловлено замшелой, очень топкой землей района. Сначала церковь была деревянной. Доподлинно известно, что она строилась по приказу великого князя Московского внука Дмитрия Донского Василия Темного. Согласно некоторым сведениям, он, находясь в татарском плену, дал обет о том, что если обретет свободу, то обязательно возведет храм. Причем, построит его именно на том месте, с которого по возвращении увидит Московский Кремль. А посвятить его князь обещал тому святому, в день памяти о котором это событие произойдет. Так и появилась деревянная церковь на Полянке.

Когда-то здесь была глушь, по которой проходил тракт, ведущий из Новгорода в город Рязань. Название «Полянка» официально появилось только в восемнадцатом столетии. В то время, когда была основана Красная церковь в честь св. Григория Неокесарийского, на этом месте простирались большие поля. Именно они и дали название этой старинной улице в Замоскворечье.

Сначала в этой неказистой сырой местности проживали только крестьяне и ремесленники, но уже с шестнадцатого столетия здесь стали появляться поселения стрельцов. Там же находилась и дворцовая слобода бондарей - царских кадашей, делавших невероятно необходимые по тем временам в хозяйстве деревянные кадки и бочки. С XVIII века Замоскворечье и улицу Полянку начали потихоньку заселять и московские купцы.

История церкви

Туристам много интересного рассказывают о храме Григория Неокесарийского. И действительно, у него очень древняя история. Первоначально церковь была срублена из дерева. Согласно легенде, строительство было начато в знак благодарности богу за избавление от монголо-татарского пленения князя Василия Темного. Увидеть крепостные стены Москвы внуку Дмитрия Донского было суждено тридцатого ноября 1445 года. Именно в этот день согласно православному календарю празднуется память св. Григория из Новой Кесарии. Этим обстоятельством и была определена судьба будущей церкви.

Новая жизнь

Деревянная церковь просуществовала до семнадцатого века. Позже в тогдашнем храме Григория Неокесарийского случился пожар и он полностью сгорел. Здание было восстановлено, но оно опять было деревянным. Постепенно церковь приходила в запустение, особенно это стало заметно после эпидемии чумы. И только в 1667 году государем Алексеем Михайловичем был дан приказ на строительство нового, уже каменного, храма. Работами руководили лучшие по тем временам зодчие Иоанн Кузнечик и Карп Губа.

Алексей Михайлович давал немалые средства на строительство, он лично контролировал его ход. Материал доставлялся из знаменитых подмосковных каменоломен, откуда брался камень и для стен Кремля. Девять тысяч изразцов с так называемым «павлиньим оком» изготовил известный мастер Степан Полубес, а образы для иконостаса выполнил царский изограф Ушаков. Закончилось строительство через двенадцать лет. Первого марта 1679 года состоялось освящение и первая служба в храме Григория Неокесарийского. Обряд совершал Иоаким - Патриарх Московский и всея Руси в присутствии нового царя Федора Алексеевича.

Тяжелые годы

С тех пор Красная церковь, поражающая своей красотой, как бы получила статус придворной. И по сей день кресты всех глав в храме Григория Неокесарийского венчают короны. Тяготы 1812 года церковь перенесла без потерь. Она настолько понравилась Наполеону, что во время пожара в Москве он приказал, чтобы с храмом на Большой Полянке ничего не случилось. Французский император сокрушался, что не может, «поставив это строение на ладонь», забрать его в Париж. Нужно сказать, что в 1812-м ни убранство, ни утварь церкви, ни ее книги не пострадали. Чего не скажешь о последующих временах.

Если в начале двадцатого века на службы в храме Григория Неокесарийского приезжала сама великая княгиня Елизавета, то после революции свои же москвичи, в отличие от иноземных захватчиков, ничего в церкви не пощадили. Из нее изъяли практически все ценности. Не удалось спасти и шатровую колокольню, якобы мешающую пешеходам. В конце 30-х годов прошлого века храм и вовсе закрыли. И только в девяностых годах верующим вернули храм святого Григория Неокесарийского на Полянке.

Возвращение в лоно Церкви

Обновленный вид Красная церковь получила благодаря стараниям Патриарха Алексия II. Была проведена масштабная реконструкция, выделен церковный декор, позолочены кресты и воссозданы уникальные колокола. По сохранившимся фрагментам восстановили и древние росписи на стенах. Даже нынешний иконостас был «скопирован» с оригинала, которым некогда славился храм (на Полянке) Григория Неокесарийского. Расписание богослужений, которые и сегодня ежедневно совершаются в церкви, впервые можно было увидеть уже через четыре года после начала реставрационных работ. Тридцатого ноября 1996 года в стенах обновленного храма было проведено освящение главного престола.

Храм Григория Неокесарийского - расписание богослужений

По субботам в девять утра в Красной церкви на Большой полянке совершается Божественная литургия. Всенощное бдение начинается в семнадцать часов.

В праздничные дни и в воскресенье Божественная литургия совершается в половине десятого утра. Расписание богослужений следует уточнять как в самом храме, так и на его сайте.

XV век

Каменный храм святителя Григория Неокесарийского, был воздвигнут на месте древней деревянной церкви, которую, в свою очередь, построил князь Василий II Тёмный, внук Димитрия Донского и прадед Иоанна Грозного. Предание гласит, что, находясь в татарском плену, князь дал обет: если вернется домой, построит в том месте, откуда увидит Москву, храм во имя святого, память которого совершается в этот день.

Освобождение из неволи произошло 17 (30) ноября 1445 года - день празднования памяти святителя Григория, епископа и чудотворца Неокесарийского. Тогда измученный пленом и долгой дорогой домой князь увидел белокаменный Кремль. Место, откуда открывался этот вид, находилось немного юго-восточней нынешнего расположения храма. Вероятно, князь ехал по дороге, совпадающей с современным Старомонетным переулком. Первоначальный храм во время пожара сгорел.

XVII век

Новый деревянный храм был выстроен не позднее 1632 года на том же самом месте. Каменный храм заложили в 1667 году по соседству с деревянным, чтобы во время строительства можно было служить в старой церкви.

Возведение каменного храма было начато по благословению Патриарха Никона священником Андреем Савиновым (Постниковым), который был назначен в 1660 году настоятелем старой деревянной церкви. В 1665 г. он стал царским духовником и протопопом Благовещенского собора Московского Кремля. С Алексеем Михайловичем его связывала тесная дружба, в какой-то степени он заменил царю Патриарха Никона, впавшего к тому времени в немилость.

Именно поэтому царь стал храмоздателем новой каменной церкви во имя святителя Григория Неокесарийского. Государь не только выделил огромные средства для сооружения церкви, но и сам лично интересовался ходом работ.

С 1668 г. появляются подробные записи расходов из царской казны, произведенных на поставку теса, кирпича, белого мячковского камня (из которого строились и Кремлевские соборы).

Храм удивителен по своей архитектуре. Его завершают три ряда килевидных кокошников «огненных языков». Над ними высится традиционное луковичное пятиглавие с глухим, то есть без окон, барабанами. В церковной символике пять глав обозначают Спасителя и четырех евангелистов. Кресты увенчаны коронами в знак того, что храм царский.

Предположительно возводили храм лучшие зодчие своего времени - Иван Кузнечик и Карп Губа, обычно выполнявшие царские заказы. Руководили строительством Иван Волжинский и Иван Рыкачев.

Для росписи церкви были приглашены художники из Костромы - Гурий Никитин, Сила Савельев (Савин) и другие, а также из Переславля - Семён Дмитриев, Дмитрий Плеханов.

Изразцовый фриз - наиболее известная особенность великолепного убранства храма. Керамические поливные изразцы с многоцветным узором «павлинье око» выполнены мастером Степаном Ивановым Полубесом «сотоварищи» (И.Максимовым и др. белорусскими мастерами). На украшение храма пошло 9 тысяч изразцов. Краски их до сегодняшнего дня сохранили свою первоначальную яркость.

Церковь получила народное название «Красной», то есть красивой. Это название употреблялось в официальных документах вплоть до конца XVIII века.

Максим Л. , CC BY-SA 4.0

Иконы для иконостаса писали царские изографы, мастера Оружейной палаты во главе с Симоном Ушаковым.

В 1671 году царь Алексей Михайлович венчался здесь с Натальей Кирилловной Нарышкиной.

В некоторых источниках можно встретить упоминание о крещении в этой церкви в 1672 год будущего императора Петра Первого, что является, вероятно, исторической неточностью. По всей видимости, Петр I, так же как и другие дети царского рода, по традиции был крещен в Духовом монастыре в Кремле.

Великое освящение храма произошло 1 марта 1679 года. В этот день Патриарх Московский Иоаким освятил в ней главный престол во имя святителя Григория Неокесарийского. На освящении храма присутствовал царь Феодор Алексеевич.

XVIII-XIX века

В 1767 году у храма появился придел во имя св. Григория Богослова, устроенный тщанием прихожанина Григория Лихонина в честь его небесного покровителя. Фасады нового придела повторяли формы XVII века.


неизвестен , Public Domain

Во время Отечественной войны 1812 года церковь не пострадала. Московские славянофилы были зачарованы её своеобразной красотой:

Право, она не лишена оригинальной физиономии, ведь при ее созидании что-то явным образом бродило в голове архитектора, только это что-то в Италии выполнил бы он в больших размерах и мрамором, а здесь он, бедный, выполнял в маленьком виде да кирпичиком; и все-таки вышло что-то , тогда как ничего, ровно ничего не выходит из большей части послепетровских церковных построек.

Аполлон Григорьев

В 1834 году по проекту архитекторов Н. И. Козловского, Ф. М. Шестакова и В. А. Балашова в храме был устроен придел Боголюбской иконы Божией Матери, выстроенный в стиле ампирной псевдоготики. Боголюбской иконе Божией Матери молились во время эпидемии холеры 1830 года.

В 1859 году церковь впервые подверглась тщательной реставрации. Были обновлены росписи главного алтаря, четверика, заново вызолочены серебряные ризы на шести иконах первого яруса иконостаса. А также промыты все иконы остальных ярусов иконостаса. Отреставрированный храм был освящен Святителем Филаретом, Митрополитом Московским.

В 1896 году роспись храма опять обновлялась. Освящение обновленного храма совершил митрополит Московский и Коломенский Сергий.

Церковь имела статус придворной и регулярно посещалась членами царствующей фамилии. Здесь любила молиться великая княгиня Елизавета Феодоровна. В церкви неоднократно служили видные церковные иерархи.

В храме совершали богослужения Патриархи Московские и Всея Руси: Иоасаф II - в 1670 году; Иоаким - в 1672 году служил, а в 1679 г. совершил великое освящение храма; Адриан - в 1696 году; Тихон - в начале XX века.

XX век

В 1922 г. ценности храма были изъяты.

В 1930 г. Моссовет постановил сломать шатровую колокольнню для расширения тротуара. Историкам удалось предотвратить снос. В колокольне был прорублен сквозной проход.

Поэт Андрей Вознесенский посвятил этому событию стихи, в которых сравнивал церковь с прекрасной девушкой – Натальей Нарышкиной.

Как колокольня алая,
Пылая шубой ярко,
Нарышкина Наталья
Стоит на тротуаре

В той шубке не приталенной
Ты вышла за ворота,
Нарышкина Наталья,
Как будто ждешь кого-то?

10 декабря 1937 года на Бутовском полигоне был расстрелян клирик храма, протоиерей Борис Ивановский (в августе 2000 года канонизирован Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви).

В 1938 г. Моссовет вынес решение: «Церковь закрыть, а здание использовать под культурные нужды». В акте обследования 1939 г. отмечено: «Сломан ценнейший иконостас XVII в. и нет паникадила XVIII в.».

Иконы из храма были переданы в музеи. Ценнейшая Богоматерь Елеуса-Киккская Симона Ушакова, цикл Страстей Христовых Георгия Зиновьева и ещё множество икон получила Третьяковская галерея. Из всех этих икон место в экспозиции нашлось только для образа Богородицы, остальные, никогда не выставляясь, хранятся в запасниках. Часть икон была передана в Исторический музей, где они так же находятся в запасниках. Резные царские врата главного иконостаса передали в Музей архитектуры им. Щусева.

В 1965 г. в обветшавшем храме была произведена комплексная реставрация. Храм поставлен на государственную охрану как памятник истории и культуры. В храме разместился «Всесоюзный производственно-художественный комбинат им. Вучетича».

(Москворецкое благочиние)

Деревянный храм

В древней Москве праздник св. Григория Неокесарийского оказался связанным с важным для России историческим событием – в этот день, 17 ноября года возвратился в русскую столицу из жестокого татарского плена великий князь Василий II Темный , прозванный так оттого, что был ослеплен врагами. Вероятно, именно в память о его возвращении тогда же и была поставлена первая деревянная замосквореченская церковь, освящённая по этому празднику, хотя деревянный Григорьевский храм впервые упоминается в письменных исторических документах лишь в году.

В старой Москве он назывался «что в Дербицах». Местность, где воздвигли этот храм, была в те времена далёкой-далёкой глушью. Когда-то там проходила древняя дорога из Новгорода в Рязань . Освоение территории старинного Заречья серьёзно началось во времена татаро-монгольского ига, поскольку через него пролегла главная дорога из Москвы в Орду . Название улицы Полянка официально появилось лишь в XVIII столетии, но в те времена, когда была основана церковь св. Григория Неокесарийского, здесь действительно начинались большие поля, которые простирались далеко за пределы средневекового города, и среди них проходила старая дорога из Кремля на Серпухов. Эти поля и дали название старинной московской улице. Сама же земля в этой низинной, часто затопляемой разливами Москвы-реки местности, была топкой, «замшелой», отчего и была прозвана Дербицами, искажённо от дебри. «Дебрью» в старину называли топкую низину.

Сначала в этой сырой, неказистой местности селились крестьяне и ремесленники, а с XVI века в Заречье находились и поселения стрельцов. Тут же расположилась дворцовая слобода царских кадашей – бондарей, делавших необходимые в старинном хозяйстве деревянные бочки и кадки (по другой версии кадашами были царские ткачи). Затем, с XVIII столетия Замоскворечье и его Полянку стали заселять московские купцы.

А церковь св. Григория Неокесарийского так и стояла деревянной до самого правления «тишайшего» царя Алексея Михайловича . После эпидемии чумы, разразившейся в Москве в середине XVII века, она окончательно запустела. В г. в ней служил обычный московский священник Андрей Саввич Постников , и рядом с церковью стоял его собственный двор. Он сумел сблизиться с набожным царём и даже стал его духовником, так, что в году царь перевёл его в кремлёвский Благовещенский собор , где была домовая царская церковь, и сделал его протопопом.

Каменный храм

Свою близость с царём священник сохранил вплоть до смерти государя. Именно он в году венчал Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, матерью Петра I. И в октябре года, незадолго до кончины царя, был у него в Кремле на пиру – царь сам угощал его заморскими винами и разными яствами. Но прежде, чем уйти на столь почётную службу, священник просил царя разрешить ему перестройку своего замосквореченского храма каменным. Царь исполнил просьбу и взял строительство под свой контроль: оно началось в году. Новый храм стали возводить чуть севернее его деревянного предшественника, и Алексей Михайлович дважды ездил к обедне в строящуюся церковь.

Интересно, что камень для красавца-храма привозили из знаменитого подмосковного села Мячкова: из той же каменоломни брали камень для строительства белокаменных (и первых каменных) стен московского Кремля при князе Дмитрии Донском, а в XIX столетии – для строительства первого храма Христа Спасителя по проекту Витберга на Воробьевых горах. В то время это село уже было вотчинным владением отца Герцена, Ивана Яковлева.

Но незадолго до смерти царя его духовник попал в немилость самого патриарха Иоакима . Известно, что уже через несколько дней после упомянутого кремлёвского пиршества протопоп сидел в заточении на цепи по повелению патриарха, и смог из темницы написать царю прошение о помощи. Царь, находившийся в Преображенском, поехал в Москву хлопотать о его участи, и стал просить патриарха освободить своего духовника, а патриарх в ответ возводил на того «разные вины», которые, вероятно, и были поставлены протопопу в официальное обвинение после смерти царя. Видимо, эти вины были очень серьёзными, так как царь сперва не смог ничего сделать для своего любимца и лишь поставил ему в караул своих верных стрельцов. Только к Рождеству года – последнего года жизни царя Алексей Михайловича – его духовник был освобождён из темницы с прощением и разрешением священствовать. Он даже был приглашён к царю на обед за один стол с патриархом.

Примирение это длилось недолго, ибо состоялось лишь благодаря горячему участию царя в судьбе своего духовника. Первый же конфликт, считается, произошёл уже на похоронах царя. История донесла о том мало достоверных свидетельств, но известно, что священник Андрей Саввинов будто бы сам был инициатором новой ссоры, возмутившись, что патриарх лично исполняет на похоронах то, что должен делать он, царский духовник. И тогда терпение лопнуло. На созванном соборе патриарх обвинил священника во множестве тяжких преступлений, таких, как блуд, превышение полномочий, подстрекательстве царя против патриарха, и, в частности, в том, что поставил себе храм в Замоскворечье без патриаршего благословения и что без того же благословения и «ставленной грамоты» принял чин протопопа Благовещенского собора. И когда в году патриарх Иоаким освящал выстроенный храм св. Григория Неокесарийского, его бывший священник, лишённый сана, уже находился в ссылке в далёком Кожеозерском монастыре.

Архитекторами нового храма были русские царские зодчие Иван Кузнечик и крепостной из Костромы Карп Губа. 9 тысяч знаменитых поливных изразцов в стиле «павлинье око», давших храму его всемосковскую славу, сделал великий мастер Степан Полубес) Своей популярностью и статусом в древнемосковском строительстве он может сравниться только с Баженом Огурцовым, строителем черепичных шатров кремлёвских башен. А среди иконописцев, царских изографов, трудившихся над росписью храма и над его образами, был сам Симон Ушаков . Раньше во втором ярусе было устроено подобие хор, что указывало на дворцовый характер церкви. В народе её называли «красной», - красивой.

Во второй половине XVIII столетия у храма появился придел во имя св. Григория Богослова , устроенный тщанием прихожанина Григория Лихонина в честь его небесного покровителя. А до года при церкви было и обычное кладбище.

И в страшное для Москвы время повальной холеры, свирепствовавшей в году, этот храм вписал себя на новую страницу московской истории. В г. в нем был устроен придел Боголюбской иконы Божией Матери , которой молились во время эпидемии. Холера бушевала в Москве с сентября года и стихла в декабре: она пришла с Востока, поэтому её считали «азиатской» и даже называли «единственной верной союзницей» Николая I – такого страха и такого единого воодушевления на борьбу со свирепой болезнью не было со времён отпора, данного Москвой Наполеону. Святитель Филарет устроил общий молебен - московские священники с крестным ходом обходили свои приходы, а сам митрополит коленнопреклоненно молился в Кремле. По всей Москве объявили строжайший карантин и оцепили её военными кордонами, из-за которых Пушкин не мог попасть в город к невесте и дважды возвращался в Болдино. В итоге он просил своего знакомого генерала Бибикова достать ему разрешение, но смог попасть в дом Гончаровых лишь 5 декабря, когда эпидемия пошла на спад. Только в Кузьминках, по преданию, не было ни одного случая заболевания, что отнесли к благодатной помощи Влахернской иконы Божией Матери , хранившейся в местной церкви.

Трагические последствия холерной эпидемии ещё долго напоминали о себе. Кроме Боголюбского придела Григорьевской церкви, основанного в благодарность и в память об избавлении Москвы от беды, в году был учреждён Александринский сиротский приют «для призрения сирот чиновников, умерших от холеры в Москве». Первое время он располагался в Басманной слободе, в бывшей усадьбе графа Разумовского на Гороховом поле, а потом был переведён в центр Москвы, в усадьбу Апраксина на Знаменке.

Закрытие храма

Храм св. Григория Неокесарийского был закрыт в конце года. Иконы его передали в Третьяковскую галерею , а ещё раньше, в году Моссовет подбирался к старинной шатровой колокольне храма, намереваясь её снести для расширения тротуара. Чудом её отстояли – только в самом нижнем ярусе пробили сквозной проход. Именно такой метод расширения «полезной площади» тротуаров и мостовых рекомендовался последующим Генеральным планом года. Тем же способом, согласно Генплану, намеревались кардинально расширить Арбат – прорубить в нижних этажах его зданий сквозные проходы-тротуары, а бывшие, «освобождённые» от пешеходов тротуары обратить в мостовую и предоставить транспорту. Так поступили и с колокольней Григорьевской церкви.

К г. храм, отданный под различные учреждения, обветшал и был хорошо отреставрирован. Его поставили на государственную охрану как памятник истории и культуры, и разместили в нем наряду с «Всесоюзным производственно-художественным комбинатом им. Вучетича» тихую «контору» по официальной перекупке старинных икон, которые закупали у населения и потом с разрешения властей перепродавали за границу любителям русского «антиквариата».

Родился 30 апреля 1975 г. в городе Фрязино, Московской области, в семье священника. Был крещен, в честь преподобного Серафима Саровского, 26 июля 1975 года (День тезоименитства 1 августа) в домовом храме Благовещения Пресвятой Богородицы резиденции ОВЦС Серебряном Бору, ныне почившим митрополитом Никодимом (Ротовым).

  • В 1990 году окончил среднюю образовательную школу № 3 города Загорска, Московской области. В том же году окончил детскую музыкальную школу города Загорска.
  • С 1990 г. по 1993 год проходил обучение в Богородском художественно-промышленном училище. Окончил со степенью мастера-художника 6-го разряда.
  • В 1998 году окончил Московскую Духовную Семинарию.
  • В 2009 году поступил на заочное отделение в в Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет.
  • 1-го марта 1998 года надо мной была совершена хиротесия во чтеца, в Покровском Академическом храме МДА и С, Преосвященным епископом Верейским Евгением – ректором Московской Духовной Академии и Семинарии.
  • 27 сентября 1998 года был рукоположен в сан диакона, Высокопреосвященным архиепископом Солнечногорским Сергием (Фоминым) в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. После рукоположения был направлен на служение в штат храма свт. Григория Неокесарийского на Большой Полянке г. Москвы.
  • 1 сентября 1999 года был рукоположен в сан священника почившим Патриархом Алексием II, в Большом соборе Донской иконы Божией Матери в Донском ставропигиальном мужском монастыре города Москвы и оставлен штатным клириком храма свт. Григория Неокесарийского на Большой Полянке г. Москвы.
  • 22 ноября 2000 года, Указом Святейшего Патриарха Алексием II был переведен в штат храма св. вмч. Георгия Победоносца – Патриаршего подворья на Поклонной Горе и приписного к нему храма-часовни арх. Михаила при Кутузовской избе.
  • 5 декабря 2005 года был назначен временно исполняющим обязанности настоятеля храма св. вмч. Георгия Победоносца – Патриаршего подворья на Поклонной Горе и приписного к нему храма-часовни арх. Михаила при Кутузовской избе.
  • С 30 декабря 2006 года утвержден в должности настоятеля храма св. вмч. Георгия Победоносца – Патриаршего подворья на Поклонной Горе и приписного к нему храма-часовни арх. Михаила при Кутузовской избе.

Награды:

  • 2003 г. - набедренник;
  • 2006 г. - камилавка;
  • 2007 г. - наперсный крест;
  • 2009 г. - протоиерей;
  • 2012 г. - юбилейная медаль РПЦ "В память 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года".
  • 2014 г. - патриарший знак "700-летие Преподобного Сергия Радонежского"
  • 2014 г. - палица;
  • 2016 г. - юбилейная медаль Русской Православной Церкви "В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира".
  • 2017 г. - юбилейная медаль Русской Православной Церкви "В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви".
  • 2019 г. - право ношения наперсного Креста с украшениями.