Самый красивый и посещаемый туристами город Италии - Венеция, бесспорно, является одним из удивительнейших и красивейших городов планеты. Романтическая атмосфера Венеции эпохи Ренессанса, описанная в сотнях книг и запечатлённая десятками кинофильмов, притягивает невероятное количество туристов - шестьдесят тысяч человек в день. Посетителей настолько много, что городские власти обращаются в ООН с просьбами прекратить этот нескончаемый поток, опасаясь, как бы город ни разрушился под его натиском.

Город Венеция всегда был и продолжает являться культурной столицей Италии и одним из самых значительных культурных центров всего мира. Здесь круглогодично проводятся музыкальные и кинематографические фестивали, балы, карнавалы и выставки всех видов изобразительного искусства.

Имя города произошло от названия провинции Венето, столицей которой он является, а оно, в свою очередь, - от племени венетов, селившихся здесь когда-то давным-давно. Город построен на более, чем сотне островов, разбросанных в Венецианском заливе в северо-восточной части Италии. Острова сплошь порезаны каналами, через которые построено 400 мостов. Общее количество каналов составляет около 150. Автомобилям здесь ездить негде, люди передвигаются по воде на моторных катерах и гондолах. В город можно приплыть с моря, прилететь на самолёте (в 12 километрах от города есть аэропорт Марко Поло), или приехать на автомобиле или поезде со стороны континентальной Италии по длинному 4-километровому мосту делла Либерта. Количество местных жителей на данный момент составляет около 250 тысяч человек, но оно постоянно сокращается из-за неумолимого наплыва туристов. Если ситуация не изменится, исчезновение последнего коренного жителя старой части Венеции ожидается к 230-му году.

Венеция была основана в пятом веке до н. э. переселенцами с континента, спасающимися на этих островах от набегов жестоких варварских племён. В 727 году был впервые избран венецианский дож (городской правитель), под властью которого были собраны все острова. В Средние века островная Венеция стала могущественной независимой республикой. Из описаний средневекового города известно, что между городскими жителями не было распространённых в то время вассальных отношений и все они были фактически свободными людьми. Это было огромной редкостью в тёмной средневековой Европе. К XVI веку Венеция постепенно утратила своё могущество, а в 1797 году попала под контроль Австрии. И только в 1866 году город стал центром итальянской провинции Венето.

С точки зрения архитектурных решений город Венеция являет собой уникальное и беспрецедентное место. Каналы между домами настолько узкие, что часто, проплывая по ним на гондоле, можно упереться руками в стены двух, стоящих по разные стороны канала, домов. Гондолы же специально придуманы узкими, длинными и с одним веслом. Это позволяет передвигаться в тесном пространстве каналов. Фундаменты Венецианских домов полностью погружены в воду. Они состоят из двух основных частей: нижняя - это вбитые в дно деревянные сваи, на которых расположена вторая часть - привычный каменный фундамент. Чтобы дома не проседали, их построили из известняка и дерева, что сделало их лёгкими, но достаточно прочными. Любое венецианское строение представляет высокую архитектурную ценность, поэтому вся островная часть города целиком находится под опекой ЮНЕСКО. Несмотря на все предосторожности, город медленно, но верно проседает под воду со скоростью около 5 миллиметров в год. По приблизительным подсчётам, к 2030 году уровень воды поднимется до критической высоты и начнёт быстро разрушать памятники архитектуры, простоявшие неповреждёнными много веков. В связи с этим был разработан колоссальный по своей масштабности проект «Моисей», благодаря которому уровень воды в заливе можно будет регулировать искусственно.

Город Венеция славится своими многочисленными мостами, количество которых больше, чем в любом другом городе мира. Они достаточно высокие, чтобы пропускать движущиеся по каналам суда, достаточно прочные, чтобы сохраняться в своём первозданном виде на протяжении многих веков, и при этом достаточно красивые, чтобы стать узнаваемой достопримечательностью в Венеции, Италии и всей Европе. Через всю центральную часть города в виде буквы S проходит Большой канал, шириной в 70 метров. В описаниях средневекового города сказано, что первый мост, переброшенный через него в 1592 году, называется Риальто. До 1854 года это был единственный мост, соединявший два берега Гранд канала. Он сохранился до нашего времени в первозданном виде, оброс разными историями и легендами и стал узнаваемой достопримечательностью итальянской Венеции. Другой известный мост - мост Вздохов. Своё название он получил отнюдь не из-за вздыхающих на закате влюблённых парочек. Мост соединял зал суда с городской тюрьмой и был назван так из-за печальных вздохов осуждённых, окидывающих прощальным взглядом Венецию, проходя по нему в тюрьму. Мост Вздохов лучше всего видно с другого моста через Дворцовый канал - Соломенного. Он получил своё название из-за находящегося рядом причала для гондол, подвозивших солому для Новой тюрьмы. Мост Конституции, самый новый из венецианских мостов был построен в 2008 году и соединил железнодорожный и автовокзал. Его смелый внешний вид и железобетонная конструкция, как ни странно, лаконично вписались в окружающие очертания средневекового города, описанные многими европейскими писателями.

Но самые значимые достопримечательности итальянской Венеции - Это его храмы, башни и дворцы. В географическом, туристическом и культурном центре города - на площади Сан Марко находятся самые известные здания города.

Базилика Сан Марко - наиболее популярный среди гостей города собор. Согласно описаниям средневекового города, её возвели для хранения останков святого Марка, которые были украдены из Александрии и привезены в Венецию. Италия славится своими огромными и восхитительными соборами и храмами и Базилика Сан Марко - безусловно, один из красивейших среди них. Этот храм всегда был самым значительным религиозно-политическим центром города. Здесь короновали всех венецианских дожей, сюда свозили свои дары все приезжие купцы, здесь отправляли в дальние плавания всех мореплавателей и первооткрывателей. А городские жители собирались здесь, чтобы спастись от наводнений, пожаров и других катаклизмов, или, наоборот, отпраздновать какое-нибудь важное событие. Посетив это место, можно сложить представление о том, каким могуществом в своё время обладала Венецианская Республика.

Дворец дожей, построенный в XIV веке, служил главным административным зданием республики. Это большое и невероятно красивое здание в готическо-мавританском стиле вмещало множество огромных залов, в которых происходило большинство церемоний и решались вопросы государственной важности. Большой Зал Советов, расположенный на верхнем этаже здания, является самым большим в мире помещением, потолок которого не поддерживают опоры. Масштаб этого зала невозможно представить, не увидев собственными глазами. В центральной части дворца с видом на площадь Сан Марко располагается балкон, с которого дожи провозглашали свои речи перед горожанами.

Напротив Базилики стоит самое высокое здание - Кампанила Сан Марко. Первая постройка на этом месте датируется IX веком. Тогда здесь стояла высокая сторожевая башня, которая к тому же исполняла роль маяка для находящихся в заливе судов. В 1514 году здесь построили колокольню. Каждый колокол в ней имел свой звук и предназначение. По их звону горожане определяли, когда нужно просыпаться, идти на работу и на обед. В 1902 году башня внезапно обрушилась. Вся колокольня до самого основания превратилась в руины, повредив, падая, часть дворца дожей. Удивительным образом никто из людей при обрушении не пострадал. Исчезла только чья-то любимая кошка. В 1912 году к празднику святого Марка колокольня была полностью восстановлена на том же месте и в том же виде с небольшими изменениями в конструкции, что придало ей значительно большую прочность. Сейчас Кампанила Сан Марко остаётся одной из самых известных достопримечательностей города Венеция.

Ка’д’Оро, или дворец святой Софии находится на берегу Большого канала. Это сравнительно небольшое, но очень красивое здание по праву считается образцом элегантности архитектурного стиля «венецианская готика». При декорировании здания было использовано сусальное золото, в связи с чем дворец получил своё третье название - Золотой дом. С момента постройки в XV веке здание дворца неоднократно переходило из рук в руки и перестраивалось. Но последний его владелец, барон Джорджио Франчетти, решил придать дворцу первоначальный вид. Благодаря стараниям этого человека сейчас мы наблюдаем Ка’д’Оро таким же, каким он был шестьсот лет назад. После смерти барона дворец вместе со всем его содержимым (огромной коллекцией ценных образцов живописи) перешёл под опеку городских властей и сейчас там находится выставка этих и других картин.

Самым значительным культурным и туристическим событием Италии считается Венецианский карнавал. Это грандиозное мероприятие, согласно описаниям средневекового города, проводится ежегодно с 1094 года. Каждый год в январе-феврале сотни тысяч туристов съезжаются посмотреть на людей в пышных разноцветных карнавальных костюмах и масках невероятной красоты. Праздник торжественно открывается традиционным зрелищем Festa delle Marie, длится десять дней и заканчивается «жирным вторником», после которого наступает большой пост.

Венеция - Это прекрасный, восхитительный город, побывать в котором обязан каждый, кто любит путешествовать.

Блистательный город на Адриатическом море пережил самые разные события - основание нескольких свайных деревень в болотных топях приморской лагуны, период морского, торгового и военного могущества, а затем - упадок и лишение самостоятельности. История Венеции похожа на историю многих других древних городов, но в то же время она уникальна, самобытна и неповторима, как и сам этот итальянский город.

Рождение легенды

Появление Венеции связано с весьма обычным для средневековья событием - в 451 году вторгшиеся в Римскую империю гунны под предводительством Аттилы разрушили город Аквилея. Большая часть его населения бежала на запад, на острова морской лагуны, где и была основана Венеция. Позже к первым поселенцам присоединились жители Падуи, Одерцо, Конкордии со своими традициями и нравами.

Болотистое и, казалось бы, непригодное для жизни побережье переселенцы освоили довольно быстро - научились строить дома на сваях и особом фундаменте и жить практически на воде. Изначально двенадцать венецианских деревень управлялись советом представителей, позже власть над ними перешла к Византийской империи, которая назначила первого дожа - верховного правителя, резиденция которого находилась на острове Риальто. Позднее эта должность стала выборной.

Венецианский расцвет

Пахотная земля в Венеции практически отсутствовала, поэтому ее жители, пользуясь очень выгодным географическим положением, стали строить корабли и развивать мореходство. Город был настолько тесно связан с морем, что существовал даже обряд «обручения» дожа с морской стихией - правитель бросал в волны кольцо со словами: «Мы венчаемся с тобой, о море, в знак вечного над тобой господства». Уже в конце X века венецианский флот стал считаться самым мощным на Адриатическом море.

Венеция являлась своеобразным транзитным торговым пунктом, который служил связующим звеном между Европой и Востоком. Этому способствовало подписание византийским императором «Золотой буллы» - документа, которым признавались особые права города и его торговые привилегии. Тем самым Венеция стала практически самостоятельным государством в составе Византийской империи, распространив свое влияние на всю Адриатику.

Высшей степени могущества республика достигла благодаря крестовым походам, предоставляя рыцарям-крестоносцам не только флот, но и щедрые займы, которые часто возвращались торговыми площадями в захваченных городах. Невероятные богатства принес венецианцам четвертый крестовый поход, итогом которого стали двадцать тонн серебра, полученные дожем Энрико Дондоло за предоставление флота, и разграбление столицы Византии Константинополя и присоединение к республике многих земель, в том числе и Крита.

Период упадка

Период упадка Венеции связан с нашествием турок, которые в XV веке захватили Константинополь, а затем стали завоевывать материковые территории Венеции. Кроме того, были открыты новые торговые пути, связывающие Новый Свет и Индию, и Венеция была лишена основы своего многовекового благополучия. Немало горя принесла республике и чума 1630 года, которая унесла жизни трети населения республики.

Как и Рим времен упадка, Венеция в XVI веке представляла собой настоящий центр проституции - не только женской, но и мужской. В конце XVIII века ослабленный, деморализованный и лишенный прежних источников пополнения казны город легко сдался Наполеону Бонапарту. В течение целого столетия Венеция переходила из рук в руки, и только в конце XIX века она вошла в состав Италии окончательно.

Новая Атлантида

Внешний облик Венеции практически не изменился за прошедшие столетия - здесь нет промышленных предприятий, районов новостроек, а основным транспортом по-прежнему является водный. Однако история города продолжается, он живет и удивляет своей непредсказуемостью и фееричностью тысячи туристов. Правда, прогнозы ученых относительно ближайшего будущего Венеции весьма печальны.

Море, которое сделало венецианскую республику одним из самых сильных и богатых государств в Европе, в настоящее время является серьезной опасностью для города. Наводнения случаются достаточно часто, и морская вода проникает в подвалы домов, поднимаясь иногда до первых этажей. Под угрозой оказываются даже роскошные дворцы - палаццо. Не меньшую угрозу для Венеции представляет и загрязнение каналов, воду в которых называют ядовитой. Остается надеяться, что этот удивительный город все же минует участь Атлантиды, и он будет спасен для настоящего и будущего.

Дарья Цветкова

Зачем венецианцы окружали свой город многочисленными каналами? Что символизирует лев на их знамёнах? Что вынудило их прятать мощи святого под кусками свинины? Как «потешные огни» спасли Республику? История Венеции – это войны, захватывающие интриги, заговоры, укрытые от посторонних тенью столетий.

Уже с 997 года, когда военные эскадры Венеции привели под ее руку Триест , Каподистрию, Рагузу и ряд других городов и земель Далмации, венецианцы стали именовать Адриатическое море Венецианским заливом, а дож принял титул "властителя Венеции и Далмации". А во время первого крестового похода Венеция добилась обещания, что во всем Иерусалимском королевстве ее купцы будут освобождены от податей и налогов и смогут торговать беспрепятственно.

С 998 года в правление двадцать шестого дожа Пьетра Орсеоло парадная галера Бучинторо была назначена для бракосочетания дожей с Адриатическим морем в день Вознесения.

Каждый вновь назначенный дож в этот день бросал в воду золотое обручальное кольцо, произнося: "О море, с тобою обручаюсь, в знак неизменного и вечного моего владычества над тобой".

Сто пятнадцать золотых колец лежат на морском дне. Давно рассыпались в прах останки последнего дожа. А море равнодушно, как и тысячу лет назад, плещет волной, и нет над ним власти у человека.

От Коринфа до Азова

Взятие Птомелаиды, древних Тира и Сидона, Яффы, овладение Иерусалимом объединенными силами союзных войск во время крестовых походов открыли новые возможности для республики. В Венецию хлынули азиатские трофеи.

Между тем как Европа разорялась, снаряжая крестовые походы, город лагуны укреплял могущество. Его спасало то же, что позже погубило - практичность. Венецианские галеры, бригантины, фрегаты, торговые корабли уходили все дальше в море. Пелопоннес и Коринф, Хиос, Лемнос, Абидос стали торговыми пунктами Венеции . Венецианские корабли шли и Черным морем - в Крым, Азовским - до Таны, сегодняшнего Азова, здесь они забирали не только хлеб, выращенный на юге России, но и меха, кожу, рабов, индийские товары, доставленные через Среднюю Азию. Венецианские купцы чувствовали себя вполне вольготно в Кандии, на Родосе, на Кипре, в Аккре, Хайфе, Бейруте, Александрии, Адене, Дамаске, Багдаде. В XI веке Венеция смогла позволить себе приступить к строительству роскошной базилики св. Марка, намереваясь создать церковь невиданной красоты. Собор святого Марка украшен богатствами, добытыми на Востоке, в Византии, у турок и сарацин. В отделке сооружения есть целые куски греческих и римских храмов, подогнанные к размерам и формам собора. Убежденные, что художественная ценность здания возрастет от разнообразия его деталей, строители не жалели античные развалины. Сама же Венеция первоначально строилась из римского кирпича, который перевозили на лодках из разрушенных нашествиями городов. Из Тира вывезли и установили на площади св. Марка у самого берега две мощные колонны (утопив по дороге еще одну), из красного и серого гранита. Одну из колонн венчает статуя святого Феодора, древнего покровителя венецианцев, другую - лев, символ св. Марка. Бронзовое изображение крылатого льва - сасанидская скульптура IV века, а беломраморный св. Федор верхом на крокодиле скомпонован из торса римского полководца II века и головы Митридата Понтийского.

С 1117 года знатных патрициев стали назначать на жительство во всех примечательных портах с титулом местных советников (консулов). В 1157 году в Венеции открылся первый в Европе банк.

"Нигде в мире нет такой огромной концентрации шедевров", - так говорили о городе на воде.

Заговор против республики

В 1618 году испанский посол в Венеции маркиз Бедемар, видя богатства города на воде, задумал план его захвата. По его соображениям, тысячи вооруженных испанских солдат вполне хватило бы на это. Гарнизон города составляла скверно обученная земская милиция, а войска Венецианской республики были заняты войной, как на суше так и на море.

Зловещие здания Адмиралтейства смущали взгляд коварного испанца. Он представлял его уничтоженным, флот Венеции - сожженным. Испанские войска занимали город, и знамена со львом св. Марка склонялись перед флагом Кастилии.

"Никакое правительство не пользуется столь неограниченной властью, как Сенат Венецианской республики", - записал маркиз в своем дневнике. Венецианцы были непобедимы объединившись, но сейчас дворяне грызлись между собой, а в кварталах бедняков готовы были поднять восстание. Бедемар потратил значительную сумму на подкуп вождей этого будущего восстания. Испанская армия находилась в Ломбардии и могла, в случае успеха, добраться до Венеции довольно скоро. Маркиз не дал знать королю о своем намерении, но намекнул одному из министров и получил в ответ молчаливое одобрение.

Пользуясь своей дипломатической неприкосновенностью, маркиз Бедемар мешками закупал оружие, которого хватило бы на пару батальонов. По одному в Венецию стали проникать переодетые и безоружные пока солдаты: испанцы и голландцы. С моря ждали эскадру. К венецианцам был заслан и некий перебежчик, капитан, служивший ранее у герцога Оссумы. Уверив Сенат в том, что бежал от притеснений испанского герцога, капитан возглавил венецианский флот и одержал несколько побед над морскими разбойниками - "ускоками". Ему присвоили звание адмирала. Он потихоньку набирал на корабли своих людей.

"Как скоро наступит ночь, те из тысячи солдат, которые придут без оружия, отправятся за оным к послу. Пятьсот... прибудут на площадь святого Марка, большая часть других 500 - в окрестности Арсенала, остальные овладеют всеми судами на мосту Риальто", - писал маркиз Бедемар.

Захватив Арсенал, следовало убить всех его начальников, взять штурмом дворец Дожей , разгромить оружейные склады, сжечь Адмиралтейство. Для того чтобы отвлечь внимание жителей от происходящих событий, город планировалось поджечь в сорока местах. Поджигатели были уже навербованы в бедняцких кварталах.

Смерть старого и выборы нового дожа несколько сместили планы маркиза. Операцию было решено провести в День Вознесения, когда новый дож будет торжественно обручаться с Адриатическим морем, бросая в его воды золотое кольцо. Наконец, все было готово. Адмирал венецианского флота собрал сторонников и подробно объяснил, как уничтожить корабли, находящиеся под его командованием, и перебить экипажи кораблей. Один из людей адмирала, Жафье, на протяжении совещания то краснел, то бледнел. "Жафье испугался, - сказали адмиралу. - С ним надо немедленно что-то делать, пока он не совершил какой-нибудь глупости".

"Жафье - мой друг, - отмахнулся адмирал. - Он выполнит все, что положено".

Жафье был венецианцем по крови. Он представлял пожары, крики людей, которых будут убивать на улицах, и вражеских солдат, занимающих город. Это - с одной стороны. А с другой - друзья. Друзья, которых казнят в случае провала заговора. Секретарь Совета десяти Варфоломей Комино долго не мог понять, что нужно от него этому измученному и бледному молодому человеку. Но когда тот испросил жизни для 22 участников заговора и открыл весь план, то дело оказалось ужасным. Настолько ужасным, что доносчику никто не поверил.

Как уничтожат корабли? - переспросил ошарашенный Комино.

Потешными огнями. Они начинены горючей смесью, которую почти невозможно потушить. Корабли сгорят, а флагман, на котором находится адмирал, будет захвачен верными адмиралу людьми. Сейчас они готовят или уже изготовили эти потешные огни в Арсенале.

Осознав, что до указанного Жафье срока времени почти не осталось, Варфоломей Комино ринулся к Прокурации. Часовые были усыплены подмешанным в вино снотворным, а те, кто держался на ногах, - безнадежно пьяны. В Арсенале, куда затем ворвался Комино, он не нашел ни одного из заговорщиков, пока не выломал малозаметную дверь в одном из зданий. Подкупленные чиновники заканчивали упаковывать последний "потешный" огонь и, увидев перед собой разъяренного секретаря Совета десяти, испугались до икоты и начали мямлить в свое оправдание что-то невразумительное.

Именем республики вы арестованы, - объявил Варфоломей Комино. Совет Десяти поднял по тревоге всех, кого мог найти. Вместе со стражниками Комино ворвался к испанскому послу. Под вопли и проклятия маркиза стражники охапками выносили из дома оружие.

Небольшое судно, подняв все паруса, устремилось к венецианской эскадре. Адмирала вызвали на палубу якобы для передачи важного письма, закололи и скинули в море. Так же расправились со всеми его сторонниками. Корабли республики были спасены.

Совет десяти недолго думая предал смерти и остальных участников заговора. Сорок чиновников, подкупленных маркизом, были утоплены, вдохновители несостоявшегося восстания удавлены и повешены за ногу на всеобщее обозрение как изменники. Еще триста человек удавили в темнице тайно. Испанские солдаты частью бежали, частью были схвачены.

Посол Испании не переставал жаловаться и угрожать. В ответ венецианский дож сказал, что готов принести извинения маркизу, если маркиз объяснит, откуда у него в доме взялось такое количество оружия. Бедемар махнул рукой и решил пойти на праздник обручения дожа с морем. Несчастный Жафье метался, безуспешно пытаясь спасти своих бывших друзей. Республика всегда любила брать, но никогда не спешила платить по векселям. Он дошел до угроз и проклятий.

Его заставили взять деньги - четыре тысячи секинов. В течение трех дней Жафье обязали покинуть венецианские владения. За возвращение полагалась смертная казнь.

Несчастный человек хотел теперь лишь одного - мести. По плану Бедемара, восстание планировалось поднять не только в Венеции , но и в одном из близлежащих городов - Брессеи. Предприятие могло еще удаться, и Жафье кинулся туда. Но Совет десяти не зря держал большой штат мастеров заплечных дел. Под пытками были выбиты признания, и тайн больше не существовало. Окруженный превосходящими силами, Жафье дрался насмерть, командуя остатками разгромленного испанского отряда, но венецианцам удалось пленить его. Верховный суд республики дал Жафье последнюю награду за спасение своей столицы. Приговор гласил: смертная казнь через утопление. Маркиз Бедемар вскоре получил указ о своей отставке. "Перво-наперво ругай меня и мои поступки, - поучал он человека, приехавшего на его замену. - Для начала нужно войти к ним в доверие". Для начала...

Тридцать лет спустя, в 1648 году, правительство Венеции получило от турецкого султана на обсуждение унизительные условия мира. Патриций Пезаро вместо ответа пожертвовал отечеству 6 000 дукатов. Его примеру последовал весь Сенат, что и было красноречивым ответом султану. Республика была еще сильна, опираясь на плечи могучих духом людей, готовых пожертвовать имуществом и самой жизнью для ее спасения и процветания.

Век маски

В начале XVIII столетия Венеция была отодвинута в Адриатическое море и лишена за ее пределами всех своих владений. Когда-то англичане, немцы, шведы учились у республики кораблестроению, кораблевождению и картографии. Теперь же русский царь Петр I смог взять у венецианцев только галерное искусство, в остальном многочисленные ученики уже превзошли своего дряхлеющего учителя. Пассаровицкий мир с турками в 1718 году положил конец многочисленным войнам, и Венеция стала жить мирно, никого не завоевывая, ни с кем особенно не торгуя и прожигая остатки своего прошлого.

Она была полна очарования. Ее называли второй, после Парижа, столицей Европы. Все знаменитости сцены, люди искусства, путешественники и авантюристы, богачи, изобретатели, шарлатаны и просто любопытные наполняли город, создавая удивительную атмосферу. XVIII век был веком музыки, и ни один из городов Европы и даже Италии не мог сравниться тогда с Венецией по музыкальности. Жизнь в Венеции , пышной и праздной, была вечным праздником. "Венеция , - пишет Монье, - накопила за собой слишком много истории, она отметила слишком много дат и пролила слишком много крови. Она слишком долго и слишком далеко отправляла свои страшные галеры, слишком много мечтала о грандиозных предназначениях и слишком многие из них осуществила... После трудной недели настало наконец воскресенье, и начался праздник. Ее население - это праздничная и праздная толпа: поэты и приживальщики, парикмахеры и ростовщики, певцы, веселые женщины, танцовщицы, актрисы, сводники и банкометы, - все, что живет удовольствиями или создает их..."

XVIII век принято считать веком маски. Венеция с самого начала своего существования надела маску, никому не открывая своих планов, интригуя, распуская сама про себя вздорные слухи и бережно храня тайны. Но тайн не осталось, интриги ушли в прошлое, и маска стала осязаемой. А жизнь республики вдруг сменилась просто игрой в жизнь. С первого воскресенья в октябре и до Рождества, с 6 января и до первого дня Поста, в день святого Марка, в праздник Вознесения, в день выборов дожа и других должностных лиц каждому из венецианцев было позволено носить маску. Это карнавал, который длился полгода. Множество масок возникало и пропадало, множество людей, наряжаясь, играли каждый свою роль. До нашего времени дошли ревнивый венецианский купец Панталоне в своем странном, наполовину средневековом обличье - длинные красные чулки, короткий камзол, торчащая вперед борода и плащ с капюшоном, венецианская служанка Коломбина, венецианские шуты Арлекин и Бригелла. Комедия масок охватила Венецию , подобно эпидемии. Город на воде увидел последнюю великолепную вспышку древней Commedia dell"Arte.

Последние минуты независимости

Завершающий удар Венецианской республике нанес Бонапарт. Первого мая 1797 года он объявил Венеции войну. Потомок знаменитого патриция Пезаро пытался еще в 1796 году утвердить вооруженный нейтралитет, но тщетно.

12 мая 1797 года последний дож республики, сложив свою власть, учредил временное управление, которое добровольно передалось в руки французов. После 14 веков аристократического правления Венеция пала. И в последние минуты своего существования республика имела три миллиона подданных, многие укрепления, флот, армию, 26 000 000 франков ежегодного дохода. Столица республики была неприступна как с моря, так и с суши. Но никто не хотел ее защищать.

Миновав грозные крепости, не сделавшие ни единого выстрела, 16 мая войска Наполеона вошли в город. Но уже семнадцатого октября по миру в Кампо-Формии император отдал Габсбургам в обмен на другие земли территорию бывшей республики св. Марка, словно пешку в шахматной игре.

18 января 1798 года в Венецию торжественно вступили австрийские войска. В 1805 году ее опять захватили французы. А в 1814 - опять австрийцы.

В период между первым уходом французов и первым вступлением австрийцев было девять дней между-властия. Девять дней, в которые на улицу вышла чернь, чтобы жечь и грабить собственный город. Парадная галера Бучинторо, в которой дожи выходили обручаться с морем, покрытая золотом и драгоценностями, была разграблена, разломана и брошена на мели. Австрийцы быстро навели порядок, потушили пожары, пересажали особо рьяных любителей поживиться и принялись править по своему усмотрению. И было так полвека.

И вдруг Венеция вспомнила о своем древнем величии. В 1848 году австрийский гарнизон был пленен. Начальник Адмиралтейства, корабельный капитан Маринович, пытался скрыться, но толпа догнала его и растерзала. Венеция провозгласила себя независимой. Но прошлого было уже не вернуть. Семнадцать месяцев держалась она. Но блокированная с моря и с суши, вынуждена была сдаться.Венеции " или других мест.

Нынешняя Венеция - только призрак былой жизни.

Шестьдесят шесть процентов зданий в "старой Венеции " нуждается в капитальном ремонте, сорок процентов жилищ - либо непригодно для жилья, либо перенаселено. Море в Венецианской лагуне сейчас поднимается примерно на 1 сантиметр в 10 лет. Одновременно, все убыстряясь, идет в Венеции процесс оседания грунта: в среднем три сантиметра за десять лет.

Приливные течения "вымывают" каналы, подтачивают фундаменты зданий.

В 1501 году дож Агостино Барбариго подписал решение Совета десяти, в котором было сказано, что каждому, кто попытается "так или иначе повредить общественную плотину, проложить под землей трубу, чтобы отвести воду, также углубить или расширить каналы... отрубят правую руку, вырвут левый глаз и конфискуют все принадлежащее ему имущество..."

Сейчас труб, в связи с промышленным производством, проложили в лагуне видимо-невидимо. Расширили старые каналы, выкопали множество новых, выкачивают из подпочвенных слоев воду и газ. Не из-за этого ли всего, вместе взятого, начала все быстрее опускаться в воды лагуны Венеция ? Все чаще и все основательнее захлестывают морские волны улочки и площади города.

Венеция красива днем и полна очарования ночью. Силуэты дворцов вырастают прямо из воды, и у парадных входов поднимается частокол жердей - причалы для лодок и гондол. Дворцы тянутся один за другим - четырехэтажные, желтовато-коричневые, зеленовато-серые, розовато-палевые. Сейчас во многих дворцах музеи, и поэтому Большой канал называют художественным салоном Венеции . Побродив по лабиринту улиц, замечаешь белые полосы на стенах - следы наводнений, а поглядев внимательно в воду, которая теперь не отличается чистотой, видишь, что щербатые фундаменты зданий бородаты от сине-зеленых водорослей.

Прошлое сохранилось в камне и в названиях каналов, улиц и зданий. Два бронзовых мавра звонят в колокол на башне Часов. С конца XV века двигаются стрелки, сработанные мастерами из Пармы, показывая сезоны года, фазы Луны, движение Солнца от созвездия к созвездию и, конечно, время. Говорят, что даже время здесь другое - насыщенное сыростью и соленым запахом моря, время приливов и отливов, прячущееся в белой дымке у горизонта, куда ушли навсегда галеры, фрегаты и торговые корабли Венецианской республики.

Дмитрий Беличенко. Весь мир №14 1998 года.

венеция церковь достопримечательность архитектура

Сказочный город Венеция возник в 421 году, хотя многие с этим и поспорят, но согласитесь, некрасиво начинать летоисчисление одного из величайших городов мира со слов «примерно» и «около». Так что примем и мы, люди не имеющие к истории прямого отношения, эту священную для каждого любителя прекрасного дату за год рождения Венеции.

Историки все же скажут, что первые сведения о заселении малопригодных для осмысленного существования заболоченных островов лагуны (Риво-Альто, Маломокко, Кьоджи и др.) датируются 452 годом. Хорошо, примем и эту связь цифр к нашему сведению.

Как раз в это время измученная Римская империя подверглась очередному нападению кровожадных и беспощадных варваров, гуннов и всякой другой нечисти, под предводительством жестокого воина Аттилы. Вот и пришлось жителям Северной Италии спасаться в лагуне на диких островах Адриатики. Оказалось, здесь тоже можно жить и, как мы узнаем позже, очень даже неплохо.

Новые поселенцы начали рыбачить, вести хозяйство и уже к 466 году договорились основать первое венецианское правительство - совет представителей каждой из двенадцати деревень. А спустя еще два столетия, неспокойная обстановка в лагуне заставила жителей избрать своего высшего правителя, по-венециански - дожа (Дож от латинского Dux (Царь), по-итальянски Duca).

При этом, на бумаге Венеция по-прежнему подчинялась Римской империи, только не Западной, разоренной еще в конце V века, а Восточной, то есть Византии.

Византийское влияние в Италии вскоре стало уменьшаться, а когда в 810 г. Венецию безуспешно атаковала франкская армия, островитяне морально сплотились, и начали активно от Византии дистанцироваться.

Административный центр лагуны был перенесен на самый безопасный остров Риво-Альто (там сейчас находится район Риальто). А 829 году двое венецианских купцов съездили в Александрию, украли там мощи святого Марка, привезли их на острова, и местные жители с удовольствием поменяли византийского небесного покровителя Теодора на свежеукраденного, но своего, Марка. Вдобавок начали строить Дворец дожей и чеканить собственную монету.

Свое экономическое процветание республика Святого марка построила на морской торговле. Географически город в лагуне был местом встречи Востока и Запада, и островитяне, будучи талантливыми коммерсантами, знали, как извлечь из этого выгоду. Венецианские корабли уходили в плаванье, и возвращались набитые ходовым товаром, а если возникали проблемы с местными корсарами, препятствовавшими нормальному судоходству в Адриатике, то венецианцы просто откупались от их навязчивого внимания.

Когда же в 991 году дожем был избран знаменитый Пьетро II Орсеоло, жители лагуны стали успешно применять и силовые методы. Через девять лет своего правления, в праздник Вознесения, великий дож вышел в море с самым мощным флотом, какой только видели воды Адриатики, и через мгновение полностью очистил море от далматинских пиратов, захватив и попавшиеся на пути города. Так началась территориальная экспансия Венеции. Город расширил свое влияние на море и утвердился как центр морской торговли.

Сюда везли экзотические товары с Востока, фрукты с Кавказа, здесь торговали духами, косметикой, коврами, золотом, рабами, оборотистые венецианские купцы привозили сокровища и реликвии со всего света. Венеция превратилась в удивительный мир: пестрая толпа на улицах говорила на сотнях языках и наречий, а в палаццо (дворцах) царила роскошь. Богатеющему городу нужны были художники и творцы. Венеция раздавала заказы величайшим живописцам и архитекторам. В городе строились церкви и соборы, шло развитие книгопечатания, а в начале 12 века была возведена самая крупная верфь того времени - Арсенал.

Цветущая республика управлялась ограниченным числом олигархов, чьи фамилии были записаны в т.н. «Золотую книгу» - только члены их семей имели право заседать в Большом совете, органе законодательной власти. Во главе Большого совета стоял дож. Его должность хоть и была пожизненной, все века существования республики оставалась выборной. Правда… Дож Марино Фальер в 1355 году попытался сделать свою власть наследственной, как королевскую, но был за это обезглавлен своими подданными.

Отношения с католической церковью у города были прохладные. Как ни пытались римские папы влиять на его политику, у них это не получалось. Венеция обладала чувством собственного достоинства, и всегда Ватикану сопротивлялась. Город не раз отлучали от церкви, пытались навязать перечень запрещенных книг, угрожали отлучением от церкви всего венецианского Сената, но всякий раз эти решения игнорировались, и город продолжал спокойно жить и процветать.

Все эти годы венецианское правительство вело успешную политическую игру, захватывая все новые прибыльные территории и извлекая выгоду из самых неразрешимых ситуаций и международных конфликтов. В XV веке республика уже владычествовала от Альп до реки По и до Бергамо на западе. Под власть Венеции попал даже Кипр.

Но в XV веке на Средиземноморье начали закрепляться Турки… Покорив множество земель османская империя стала завоевывать одна за другой материковые территории Венеции. Республика сопротивлялась, но кровавые сражения приносили лишь разорение, а некогда доходные земли последовательно переходили к туркам. И тут еще, как назло, активизировались путешественники - в 1499 году Васко да Гама разыскал путь в Индию через мыс Доброй Надежды, в обход торговых путей, традиционно составлявших основу благополучия республики. Открытие португальца нанесло жестокий удар по всей венецианской экономике. Начались годы медленного упадка…

В 1575, а потом в 1630 город подкосила чума, треть населения (включая великого художника Тициана) погибла, а все оставшиеся человеческие и денежные ресурсы продолжал выкачивать непрекращающийся конфликт с турками. К 1720 году республика была практически банкротом. Характерно, что именно в это время она пережила очередной период расцвета искусств - в городе жили и творили Тьеполло, Каналетто, Гварди, на подмостках ставились пьесы Гольдони и Гоцци, а на площади Сан Марко открылось кафе «Флориан».

Так подошел к концу век 18, а вместе с ним и история Венецианской независимости. Обескровленный город стал легкой добычей для Наполеона. Вторжение французских войск ознаменовало конец республики. Последний дож Людовико Манин, сняв чепец, который носил под корону, сказал слуге: «Убери, это мне больше не понадобится». Наполеон же, вышел на Сан Марко, произнес: «А ведь эта площадь - самая элегантная гостиная Европы», - после чего разграбил город и разрушил около сорока древних палаццо. Когда же и его империя пала, Венеция перешла к Австрии.

В 1826 году Венеция была объявлена вольной гаванью, и теперь на смену коммерсантам в город пришли туристы. После визита Байрона, главного европейского туриста, простите, романтика, поэзия венецианского упадка вошла в моду. Богема приезжала на венецианские каналы и мостики за вдохновением, состоятельные европейцы проводили лето на фешенебельных пляжах Лидо. Город стал местом паломничества для каждого уважающего себя эстета.

А венецианцы, между тем, тяжело переживали свою зависимость от Австрии и со всей остальной Италией восстали против оккупантов-австрийцев, и в 1866 году город стал стал провинцией итальянского королевства.

Во время второй мировой войны Венеция чудом избежала серьезных повреждений от бомб союзников. Актер Марчелло Мастрояни попал в немецкий трудовой лагерь, бежал и до конца войны прятался в Венеции. Теперь же красивая и поэтичная Венецианская сказка превратилась в нечто вроде диснейленда для нескончаемого потока туристов, а число горожан за последние полвека сократилось в три раза. Каждый год 1500 человек покидают город, потому что молодежи, хозяевам города, становится все труднее находить себе место среди бесчисленного количества гостей.

История Венеции на этом не заканчивается, и еще продлится какое-то время, но пессимисты-ученые сильно ограничивают срок и говорят, что в связи с поднятием уровня воды в лагуне, Венеция может стать «Атлантидой нового тысячелетия».

История города Венеция насчитывает более полутора тысячи лет. Все начиналось с небольшого поселка, основанного жителями области на пустынных болотистых островах, которые спасались от нашествия готов. Согласно данным археологических раскопок, данное событие произошло в 421 году н.э. Постепенно селение разрасталось и вскоре превратилось в настоящий город.

С 9 по 16 век Венеция была крупным торговым портом, где останавливались судна на пути с Востока в Западную Европу и обратно. Год за годом сюда прибывали новые поселенцы, которые осваивали соседние острова. В средневековье город стал республикой со своим правителем – дожем. Государство процветало как в финансовом, так и в культурном плане: строились новые здания, дворцы, библиотеки, часовни и, конечно же, мосты. Последних сегодня в Венеции насчитывают более 400 штук, а самыми знаменитыми из них считаются Мост Вздохов, Соломенный мост и Мост Риальто.

Наполеоновские войны положили конец независимости и процветанию республики, в результате чего она перешла под управление Италии. На сегодняшний день Венеция вновь приобрела былое величие и является популярным центром международного туризма, местом проведения художественных и архитектурных выставок. Хотя, чтобы насладится чудесами архитектуры, необязательно ждать какого-либо культурного события - здесь предостаточно памятников под открытым небом, да и сами здания, построенные еще в средневековье, способны поразить своей красотой и величием.

Совет: В Венеции нет трамваев, автобусов и, тем более, метро. Основным общественным транспортом являются всевозможные виды лодок. Будучи первый раз в городе, обязательно отправьтесь в путешествие по каналам на знаменитой венецианской лодке – гондоле. Она управляется гондольером с помощью одного весла, что дает возможность проплыть даже по самому узкому каналу. Искусство управления, а также сама гондола считаются гордостью семьи, и передаются по наследству.


Венеция – город романтики и любви

Многие называют Венецию самым романтичным городом на Земле, и это действительно так. Эмоциональная атмосфера здесь удивительная, чарующая, завораживающая... На улицах царят тишина и покой, которые нарушают только крики одиноких чаек, шуршание волн, бой колоколов собора Сан-Марко и мелодичное пение гондольеров.

Местные жители начинают свое утро с чашечки ароматного эспрессо. Его запах витает в воздухе практически круглосуточно, так как каждая трапеза в любом ресторане или кафе традиционно заканчивается порцией бодрящего напитка. Присоединится к созерцанию восхода солнца над многочисленными каналами и мостами можно в любом уголке города. Проблем с поиском подходящей кофейни здесь никогда не возникает. Однако есть в Венеции одно особое кафе, которое считается ее символом и имеет мировую известность – это кафе «Флориан». Оно начало работать в 1720 году и за свою почти трехвековую историю принимало таких известных людей, как Карло Гольдини, лорда Байрона, Иосифа Бродского, Хемингуэя.


В городе найдет себе развлечение любой приезжий, будь-то заядлый шопоголик, верующий паломник или любитель искусства. Чтобы увидеть знаменитые шедевры самых разных культурных эпох, достаточно отправиться на экскурсию по знаменитым музеям – Военно-морской, Археологический, музей Пегги Гугенхайм и т.д. Познакомиться поближе с уникальным архитектурным стилем Венеции можно на площади Сан-Марко – это удивительный комплекс зданий, среди которых Часовая башня, Дворец Дожей и кафедральный собор Сан-Марко. У края площади расположены две колонны, символизирующие ворота в Венецию. На вершине одной установлена статуя св. Теодора, а на другой – крылатый лев. Он считается геральдическим символом города и изображен на многих буклетах, открытках, конвертах.

Наибольшее число туристов приезжает в город в конце зимы, когда здесь проходит традиционный Венецианский Карнавал. Его история началась в XVIII веке, а само событие было приурочено дню зимнего солнцестояния. Неотъемлемым атрибутом праздника считались нарядные костюмы и маски, смысл которых заключался в сокрытии явных социальных отличий между участниками.

Лучшим местом для шопинга в Венеции по праву считается все та же площадь Сан-Марко. Здесь находятся эксклюзивные магазины, где можно приобрести качественную итальянскую обувь и сумки, а также одежду от известных мировых брендов. Однако лучшим сувениром из Венеции считаются изделия из муранского стекла - различные вазы, посуда, зеркала и украшения, сделанные мастерами вручную.