Сегодня мы с вами совершим путешествие на несколько тысячелетий назад, во времена древних фараонов и величественных пирамид. Для этого мы отправимся на плато Гиза – пригород с населением более 3 млн жителей, который каждый год посещают десятки тысяч туристов. Ведь именно здесь расположены Великие пирамиды Египта, а не в самом Каире, как многие привыкли считать. И именно это место предоставляет нам удивительную возможность увидеть своими глазами единственное из 7 чудес света, сохранившееся до наших дней – пирамиду Хеопса, а также одну из самых больших статуй в мире – знаменитого Большого Сфинкса. Подумать только, комплекс существует уже более 4500 лет! У меня голова идет кругом от таких цифр.

Что представляет собой Гиза, пригород Каира, в наши дни.

Современный район Гиза выглядит бедно и невзрачно. Ничего особенного — множество машин, людей, магазинов, вывесок…


…порой не совсем понятных.

Улыбчивые жители современной Гизы.

По иронии судьбы, неприметный городок соседствует с одним из самых известных древних архитектурных комплексов мира. Что сразу бросается в глаза – это необычное сочетание городских зданий и нависающих над ними верхушек пирамид. Величественные пирамиды будто так и манят тебя, приглашая подойти поближе, чтобы приоткрыть завесу их тайн и легенд.

КОМПЛЕКС ПИРАМИД ГИЗА

Информация:
Комплекс пирамид Гиза
Расположение: Pyramids Road, Giza
Как добраться: на автобусе: остановка рядом с у отеля Рамзес Хилтон – 357 автобус, либо маршрутки в сторону Гизы; на метро: станция The Giza, далее – на минибасе или такси до пирамид; на такси (20-30 фунтов)
Стоимость: 80 LE, студенты – 40 LE
Часы работы: лето – 7:00-19:00, зима – 8:00-17:00
В билет включен вход на плато Гиза (осмотр пирамид снаружи), посещение Храма Хефрена в долине (Valley Temple of Khafre), пирамид-спутников Хеопса, и некоторых отдельно стоящих маленьких пирамид

Отдельные билеты:
Пирамида Хеопса (Pyramid of Khufu) – 200 LE, студенты – 100 LE; лето – 8:00-11:00, 13:00-18:00, зима – 8:00-11:00, 13:00-17:00; продается только 150 билетов до перерыва и 150 после.
Пирамида Хефрена (Pyramid of Khafre) – 40 LE, студенты — 20 LE; Пирамида Микерина (Pyramid of Menkaure) — временно закрыта;
Музей Солнечной ладьи – 60 LE;
Для студентов предусмотрены скидки по карте ISIC

Световое шоу (Sound and Light Show) – ежедневно в 19:00 – на английском, 20:00 – немецкий, итальянский, испанский, французский (зависит от дня недели), 21:00 – на арабском. Продолжительность – около часа. Есть возможность перевода на русский, японский, польский, китайский и другие языки (через наушники, входит в стоимость).
Телефоны: (+202) 338-57320, (+202) 338-47823, (+202) 338-67374

Внутри пирамид фотографирование запрещено. Съемка на плато со штативом — 20 LE. Билеты на плато и отдельные билеты на вход в пирамиды Хеопса и Хефрена, а также на световое шоу, продаются около разных входов.

Коротко о главном. Плато Гиза лежит на территории Ливийской пустыни. Здесь расположены постройки времен Древнего Царства (XXVI-XXIII века до н. э.). Основу комплекса составляют 3 Великие пирамиды наряду со своими пирамидами-спутниками. Также на плане Гизы можно увидеть гробницы членов семей фараонов и знати, статую Большой Сфинкс, 4 кладбища, несколько храмов, современный центр изучения пирамид и музей. Чтобы подробно рассмотреть все эти постройки, вам скорее всего понадобится целый день. У меня, к сожалению, не было столько времени, поэтому в мою статью включены только самые главные объекты.

План комплекса:

А так Великие пирамиды выглядят с высоты птичьего полета. Их видно даже из окна самолета, если пролетать над Каиром. Так во время моего первого полета в Египет у иллюминаторов собралась добрая половина пассажиров, когда капитан заявил, что если мы все вместе перейдем на правую сторону салона, то самолет наклонится от такого веса, и мы сможем увидеть пирамиды. Сработало 🙂

По вечерам у Сфинкса проходят световые шоу на тему Древнего Египта и пирамид (Sound and Light Show) на нескольких языках (за дополнительную плату).

Хочу предупредить – будьте осторожнее с такими зазывалами. Одна знакомая рассказала мне историю, как ее сына чуть ли не насильно посадили на верблюда и стали фотографировать «абсолютно бесплатно». Но чтобы снять перепуганного парня с горба гордого корабля пустыни, и вернуть хозяйке камеру, стали требовать бакшиш. Пришлось пригрозить гидами и полицаями. Мораль сей басни такова: прокатиться-то можно, но осторожно. В случае чего сразу смело заявляйте, что сейчас позовете гида, даже если приехали сюда в одиночку. Это, как ни странно, работает. Только не подумайте, что я вас отговариваю от возможности сделать красивые фотографии на верблюде. По-моему, идея замечательная, главное, заранее договориться о цене 🙂

Великие пирамиды Гизы: главное украшение комплекса.

Каких только пирамид не строили в Древнем Египте – ступенчатые, ломаные, розовые, огромные или совсем крошечные… Самые знаменитые из них — Великие пирамиды — находятся в центральной части комплекса Гиза, где они расположены на одной линии – от самой большой до самой маленькой. Это пирамиды Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура) .

!!Факт: Как известно, эти 3 фараона имели родственную связь. Хефрен был братом или сыном Хеопса, а Микерин – сыном Хефрена.

Каждая из пирамид имеет свои «пирамиды-спутники», где похоронены члены семей фараонов, и свой заупокойный храм (см.план комплекса) . Вот они, красавицы, возвышаются на фоне Каира.

С такого ракурса кажется, что пирамида с «наконечником» — самая большая по размеру, но на самом деле, это средняя из трех — пирамида Хефрена.

На следующей фотографии — самая маленькая пирамида Микерина со своими крошечными спутниками. Микерину и Хеопсу досталось по 3 «пирамиды-спутника», а вот Хефрену — всего одна.

До сих пор ученые спорят, были ли эти пирамиды построены людьми или инопланетным существами, были ли они предназначены только для захоронений или имели другие тайные смыслы. Вернуться бы в прошлое по-настоящему, глянуть бы хоть одним глазком на жизнь Гизы несколько тысяч лет назад… Эх, мечты…

Пирамида Хеопса: по коридорам одного из Чудес Света.

Нащёлкав немного «открыток», я отправилась внутрь пирамиды Хеопса. Единственная из нашей группы. Что за нелюбознательные люди такие? Итак, господа, это крупнейшая и самая известная из египетских пирамид, единственное из Семи чудес света, которое сумело дойти до наших дней. Ураа, и я видела его своими глазами! Другое название пирамиды Хеопса – Великая пирамида (Great pyramid). Предназначалась она, собственно, для захоронения фараона Хеопса (или Хуфу).

Ее 3 спутника — стоящие рядом маленькие пирамидки — это пирамида царицы Хетепхерес (GIa) – матери Хуфу, пирамида царицы Меритит I (GIb) – 1й жены Хуфу, и пирамида Хенутсен (GIc) – 2й жены Хуфу. Одна из них видна на фотографии.

!!Факт: Изначально верхушка пирамиды Хеопса была позолочена.

У нее, наверное, толпится больше всего народу, чем у других точек комплекса, вместе взятых. Все хотят её потрогать, понюхать, прислониться, сфотографировать…

Вот основные параметры пирамиды Хеопса:

  • Высота пирамиды – 139 метров.
  • 4 стороны ее основания – по 230 метров длиной каждая, с небольшим различием.
  • Материалы для строительства – известняк, базальт, гранит.
  • Общий вес пирамиды – более 6 млн тонн. Она состоит из около 2,5 млн каменных блоков. Средний размер каждого блока – 1 м³, средний вес — 2,5 тонны. Самый тяжелый из них весит аж 35 тонн.

На блоки можно залезть, что я и сделала. Правда не высоко, иначе охрана начнет ругаться. Отличный шанс самим «прикоснуться к древности».

Что касается входа, то их существует целых 2. Раньше внутрь проникали через старый вход. Действующий же находится чуть ниже, через него в наши дни и проходят туристы. Его когда-то проломили в стене пирамиды, надеясь найти там сокровища. Не нашли.

Итак, заходим внутрь, пройдя через открытую калитку на заднем плане. К сожалению, эта фотография была единственной «легальной» внутри пирамиды Хеопса: съемка здесь почему-то запрещена. Камеру приходится оставлять при входе на свой страх и риск. Я долго сопротивлялась, было элементарно страшно за судьбу моего фотоаппарата. Правда, в итоге его вернули целым и невредимым. Дальнейшие фотографии будут сделаны с помощью телефона, который я тщательно спрятала, чтобы он не попался в руки охране 🙂

Первое впечатление от пирамиды – приглушенный свет и тишина внутри, длинные и очень узкие коридоры. Внутри нет ни статуй, ни настенных росписей, какие встречаются, например, в более поздних гробницах в . Здесь царит своя, особая атмосфера.

Но, каково же было мое разочарование, когда я обнаружила, что пройти можно лишь по нескольким коридорам и зайти лишь в несколько комнат. Я сравнила то, что открыто для туристов, с тем, что присутствует на плане пирамиды, и поняла, что для осмотра открыта только треть. В итоге, весь поход вниз до конечной точки и обратно, если не рассматривать каждый угол, занял всего несколько минут. Вот и вся Великая пирамида. Я почитала комментарии в интернете, и пришла к выводу, что либо это я каким-то образом пропустила проходы наверх, либо на тот момент они просто были закрыты. Я объясню, о чем идет речь. Посмотрите на план пирамиды Хеопса .

Как мы видим, внутри нее находится 3 погребальные камеры, одна из которых по какой-то причине не была завершена. Также, в пирамиде присутствует система коридоров с большой галереей. Это то, что я ожидала увидеть в теории. По факту, то, что мне удалось пройти – это путь от входа (2) по нисходящему коридору (4) до незавершенной подземной камеры (5). Все, товарищи! Досадно.

Нисходящий коридор (4) .

Длина коридора – 105 м. Спуск происходит под большим наклоном. Если по какой-то причине вам захочется остановиться посередине, то это вряд ли получится, если вы не хотите задерживать остальных: проход действительно узкий и не вмещает даже двух человек в ширину. Далее идет короткий туннель , ведущий к незавершенной подземной камере (5). Я видела еще один проход, закрытый решеткой. Видимо, за ней-то и скрывается недостающая часть на плане пирамиды.

Камера (5) представляет собой небольшую невзрачную комнатку. Вот, собственно, и все. Может, я не там смотрела?

Напоследок, ещё один факт. В XX веке в одном из помещений была найдена большая деревянная ладья (лодка), разобранная на части. Сейчас она находится в музее Солнечной ладьи, расположенном рядом с пирамидой. К сожалению, на посещение музея у меня не хватило времени.

Переходим к еще одной из самых любимых туристами точек комплекса Гиза — статуе Большой Сфинкс, древнейшей из сохранившихся монументальных статуй в мире. Напомню, что в Древнем Египте сфинкс – это каменная фигура льва с головой человека. Вот уже несколько тысячелетий он нежится под египетским солнышком, бережно охраняя плато и его постройки.

Высота Сфинкса – 20 м, его ширина – 73 м. Для своего возраста, статуя прекрасно сохранилась до наших дней, правда, потеряв свой нос в борьбе с песчаными ветрами. Лицо мифического животного обращено в сторону Нила, откуда всходит солнце. Ученые считают, что оно имеет портретные сходства с фараоном Микерином - «хозяином» одной из трех Великих пирамид.

Какие только фотографии со Сфинксом не делают приезжающие сюда путешественники.. Одни прыгают на его фоне, другие пытаются приобнять, а третьи и вовсе вручают ему жаркий, как Ливийская пустыня, поцелуй. Я не была исключением. Сфинкс меня впечатлил чуть ли не больше, чем сами пирамиды, и, думаю, этот поцелуй он заслужил.

Рядом со статуей располагается пристройка – храм Сфинкса . Вместе они образуют единый комплекс. Отдельные билеты для посещения храма не нужны, как не пытался меня убедить в обратном один из зазывал. В качестве билетера он, конечно, пытался выступить сам.

На этом романтическом кадре с поцелуем я заканчиваю свой рассказ. До новых встреч с жарком Египте!

Пирамида Хеопса внутри, как русская матрешка - состоит из трёх пирамид трёх фараонов. Что говорит о том, что пирамида Хеопса есть подобие русской матрешки, содержащее внутри себя ещё две пирамиды, одна в другой? Давайте подумаем, разберемся в фактах и на этой основе создадим новые знания.

Всякое творение рук человека имеет смысл. «...Все возникающее должно иметь какую-то причину для своего возникновения, ибо возникнуть без причины совершенно невозможно». (IV век до н. э., Платон, «Тимей»).

Тайны преодолеваются знанием. Знание же можно получить или его создать.

В качестве «инструмента для созидания» возьмем здравый смысл, логику мышления и знания людей, пользовавшихся представлениями о мире в то далекое время.

«То, что постигается с помощью размышления и рассуждения, очевидно, и есть вечно тождественное бытие; а то, что подвластно мнению... возникает и гибнет, но никогда не существует на самом деле». (IV век до н. э., Платон, « Тимей»).

Для подтверждения выдвинутого выше заключения начнем с фактов и рассмотрим схему пирамиды Хеопса в разрезе (то, что есть).

В пирамиде Хеопса существуют три погребальные камеры

Три! Из данного факта следует, что у пирамиды в разное время было три хозяина (три фараона), а потому у каждого была своя отдельная погребальная камера. Мало кому из живых людей приходит в голову мысль готовить себе усыпальницу в трех «экземплярах». К тому же (как видно по размерам пирамид) их строительство - дело и для нашего времени довольно трудоемкое. Также археологами установлено, что для своих жен фараоны строили пирамиды-усыпальницы отдельно и гораздо меньшего размера.

Египетские историки установили, что задолго до строительства пирамид в древнем Египте, в IV тысячелетии до н. э. и ранее, фараонов хоронили в сооружениях, называемых мастабами. Древний склеп фараона (мастаба) состоит из подземной и наземной частей. Мумия фараона располагалась глубоко под землей в подземном зале. В наземной же части над залом из каменных блоков сооружалась невысокая, трапециевидная усеченная пирамида. Внутри неё находилось молельное помещение со статуей фараона. В эту статую после смерти (по представлению древних египетских жрецов) переселялась душа умершего фараона. Залы в наземном помещении мастабы могли быть связаны между собой (или изолированы друг от друга). Под пирамиду Хеопса есть подземный ход (4), в конце которого обширный недостроенный подземный зал (5) с выходом (12). Согласно теории захоронения, для прохода души фараона в наземную часть помещений мастабы.

По плану разреза пирамиды Хеопса можно заключить, что если есть подземный зал (5) и есть из него выход наверх (12), то верхнее молельное помещение мастабы должно быть по центру и чуть ниже средней погребальной камеры (7). Если, конечно, к началу строительства вторым фараоном своей пирамиды над мастабой эти помещения не были завалены, разрушены и сохранились.

Заключение о наличии мастабы на плато в центре пирамиды Хеопса также подтверждается фактами исследований французских ученых - Жиль Дормайона и Жан-Ив Вердхарта. В августе 2004 г., исследуя чувствительными гравитационными приборами пол в средней погребальной камере (7), они обнаружили внизу под полом на глубине около четырех метров внушительных размеров пустоту.

По плану разреза пирамиды узкая наклонно-вертикальная шахта (12), сооруженная для прохода души фараона, идёт из подземной погребальной ямы (5) наверх. Этот проход должен соединяться с надземным молельным помещением мастабы. На выходе шахты, на уровне поверхности земли, под основанием пирамиды есть небольшой грот (расширение до 5 метров в длину), стены у которого состоят из древней кладки, не принадлежащей пирамиде. Восходящий из подземного зала ход и древняя каменная кладка есть ни что иное, как принадлежность первой мастабы. От грота (12) к центру пирамиды должен быть и проход в наземный зал (залы) мастабы. Этот проход, вероятно, был замурован строителями второй пирамиды.

По внешнему виду и утверждению археологов, подземная погребальная камера (5) осталась недостроенной. Возможно, осталась, не закончена и верхняя надземная часть мастабы с молельным помещением (что и предстоит выяснить, открыв проход).

Высота первой внутренней усеченной пирамиды (мастабы), согласно схеме, должна быть не более 15 метров.

Наличие незавершённого погребального сооружения, расположенного на самом выгодном месте (на вершине каменного плато в местечке Гизы), послужило предлогом второму (до Хеопса) неизвестному фараону - использовать мастабу для строительства над ней пирамиды.

В пользу того, что плато в Гизах было ранее «обжито» древними мастабами, говорит и факт наличия там Сфинкса. Возраст Сфинкса (божества, в которое должна бы переселиться душа фараона) оценивают гораздо старше пирамид - около 5-10 тыс. лет.

В Египте к началу III-го тысячелетия до н. э. захоронения фараонов в мастабы сменились на более величественные сооружения – ступенчатые пирамиды, а позже и на «гладкие» пирамиды. У египетских жрецов появилось и новое мировоззрение о месте жительства душ после смерти. По их представлениям, после смерти душа улетала к жизни на звезды. «Тот, кто проживет отмеренный ему срок должным образом, возвратится в обитель соименной ему звезды». (Платон, «Тимей»).

Погребальная камера (7), принадлежащая второй внутренней пирамиде (на плане поперечного разреза), расположена над молельной частью первой мастабы. Восходящий к ней коридор (6) проложен по стене мастабы, а горизонтальный коридор (8) - по её крыше. Таким образом, эти коридоры к камере (7) показывают примерные контуры древней первой внутренней усеченной трапециевидной пирамиды-мастабы.

Далее

Вторая внутренняя пирамида метров на десять с каждой стороны меньше нынешней внешней третьей пирамиды Хеопса. Об этом можно судить по длине двух исходящих из камеры (7) в противоположные стороны так называемых (по-современному представлению) «вентиляционных воздуховодов». Эти каналы в сечении 20 на 25 см примерно на десять метров не доходят до границы внешних стен пирамиды. Называние этих каналов воздуховодами, разумеется, не верное. Никакие вентиляционные воздуховоды усопшему фараону были не нужны. У каналов было другое предназначение. В этом заключается один из «ключей» к разгадке тайны пирамиды Хеопса. Каналы – указующий, направленный в небо путь, ориентированный с большой точностью (до градуса) на те звезды, где, по представлениям древних египтян, поселится душа фараона после смерти. В то время, когда была построена вторая пирамида, каналы из погребальной комнаты (7) доходили до края наружных стен и были открыты в небо.

Вторая погребальная камера фараона, вероятно, также была не завершена (судя по отсутствию её внутреннего оформления). Это говорит о том, что и вся пирамида до конца была не достроена (например, случилась война, фараон был убит, преждевременно умер от болезни, несчастный случай и др.). Но, в любом случае, вторая пирамида уже была возведена до уровня не ниже высоты каналов, исходящих из погребальной камеры (7) к наружным стенам.

Вторая внутренняя пирамида обнаруживает себя не только закрытыми наглухо каналами и своей отдельной погребальной камерой, но и замурованным центральным входом (1) в пирамиду. Бросается в глаза, что замурованный огромными гранитными блоками вход заглублен в тело пирамиды (примерно, на те же самые десять метров, что и укороченные каналы из второй погребальной камеры).

При строительстве третьей пирамиды фараона Хеопса данный вход удлинять до границ наружной стены не стали, а потому после увеличения периметра стен вход оказался «утопленным» внутрь. Входные ворота строений всегда делают несколько вынесенными наружу сооружений, а не заглублёнными в глубину конструкции.

Фараон Хеопс (Хуфу) был третий строитель и хозяин пирамиды-усыпальницы

Археологами, историками, согласно расшифровке иероглифов, установлено, что пирамиду Хеопса строили не рабы (как считалось ранее), а вольнонаемные строители, которым, разумеется, надо было за тяжелую работу хорошо платить. И так как объем строительства был огромный, то фараону было выгоднее взять старую или недостроенную пирамиду, чем возводить новую с «нуля». В данном случае имело значение и выгодное расположение второй пирамида - на самой вершине плато.

Строительство третьей пирамиды началось с того, что разобрали центральную часть недостроенной второй пирамиды. В образовавшемся «кратере» на высоте примерно 40 метров от земли построили предкамеру (11) и саму третью погребальную камеру фараона (10). Проход к третьей погребальной камере потребовалось только продлить. Восходящий тоннель (6) продолжили в виде большой 8-метровой высокой конусообразной галереи (9). Конусообразная форма галереи, не похожая на начальную часть восходящего прохода, свидетельствует, что проход делали не за один раз, а в разное время по разным проектам.

После того, как третью пирамиду Хеопса «расширили в бедрах», прибавив по каждой из сторон около 10 метров, то старые, исходящие каналы для «выхода души» из камеры (7) соответственно оказались закрытыми. Если погребальная камера (7) была пуста, то и смысл у строителей третьей пирамиды удлинять старые каналы отпал. Каналы заложили новыми рядами стеновых блоков.

В сентябре 2002 г. в один из узких каналов-«воздуховодов» из средней погребальной камеры (7) английские ученые-исследователи пустили гусеничного робота. Поднявшись до конца, он уперся в известняковую плиту толщиной 13 см, просверлил её насквозь, вставил в отверстие видеокамеру и с другой стороны плиты на расстоянии 18 см робот увидел другую каменную преграду. Это и есть блоки стены третьей пирамиды.

Из третьей погребальной камеры фараона Хеопса проложили и новые каналы (10) для «полета души» к звездам. Если внимательно посмотреть на разрез пирамиды, то каналы из второй и третьей камеры почти параллельны, но не совсем! Во время строительства пирамид каналы были нацелены на одни и те же звезды. Каналы из верхней третьей камеры, относительно каналов второй, чуть-чуть повернуты по часовой стрелке на 3-5 градусов. Это расхождение в градусах не случайность. Египетские жрецы и строители очень скрупулезно фиксировали положение звезд на небе и направление каналов на них. Тогда в чем же дело?

Ось вращения Земли каждые 72 года смещается на 1 градус, а каждые 25920 лет ось Земли, вращающейся с наклоном, как «юла», делает полный круг на 360 градусов. Это астрономическое явление называется прецессия. Древнеегипетские жрецы знали о склонении оси Земли и её раскачивание вокруг полюсов. Время оборота оси Земли в 25920 лет Платон называл «Великий год».

Когда ось Земли за 72 года смещается на один градус, то на 1 градус меняется и угол зрения по направлению на требуемую звезду (в том числе и угол зрения на Солнце). Если смещение пары каналов различается примерно на 3-5 градусов, то можно посчитать, что разница между строительством второй пирамиды и третьей пирамиды фараона Хеопса (Хуфу) составляет 216-360 лет.

Египетские историки говорят, что фараон Хуфу правил в 2540-2560 году до н. э. Отмерив «градусные» годы назад, можно сказать, когда строилась вторая внутренняя пирамида.

Во всей пирамиде Хеопса в единственном месте под потолком (на мощных сводчатых, как крыша, гранитных плитах над третьей погребальной камерой) есть именной иероглиф, сделанный рабочими: «Строители, друзья фараона Хуфу». Никакого другого упоминания имен или принадлежности фараонов к пирамиде пока не найдено.

Скорее всего, третья пирамида Хеопса была достроена и использована по назначению. Иначе бы в восходящий проход (6) не спустили бы изнутри по наклонной плоскости пробку из нескольких гранитных кубов. Тем самым пирамида была плотно для всех закрыта на три тысячи лет (до 820 года н. э.).

Древнее египетское название пирамиды Хеопса читается по иероглифам – «Горизонт Хуфу». Название носит буквальный смысл. Угол наклона боковой грани пирамиды - 51°50′. Это угол, на который поднималось Солнце точно в полдень в дни осеннее-весеннего равноденствия. Солнце в полдень, как золотая «корона», венчала пирамиду. В течение всего года Солнце (древнеегипетский Бог Ра) ходит по небосводу: летом - выше, зимой - ниже (так же, как фараон по своим владениям) и всегда Солнце (фараон) возвращается в свой «дом». Потому угол наклона стен пирамиды указывает на дом «Бога – Солнца» и на горизонт «дома - пирамиды» фараона Хуфу (Хеопса) - «сына Бога Солнца».

Грани стен устроены под углом зрения на Солнце не только в этой пирамиде. В пирамиде Хефрена угол наклона граней стен чуть больше 52-53 градуса (известно, что она была построена позже). В пирамиде Микерина наклон граней - 51°20′25″ (меньше чем у Хеопса). Историки не знали, построена ли она была раньше пирамиды Хеопса или позже. Но, учитывая «градусное время» (меньший угол наклона стен) и если строители не ошиблись, то этот факт свидетельствует о том, что пирамида Микерина была построена раньше. Применительно к «градусной возрастной шкале», разница наклона в 30 минут соответствует 36 годам. У более поздних египетских пирамид, соответственно, и наклон граней выше.

В Судане есть также множество пирамид, угол наклона которых много круче. Судан южнее Египта, и Солнце в день весеннее-осеннего равноденствия стоит там гораздо выше над горизонтом. Этим объясняется и большая крутизна стен суданских пирамид.

В 820 году н. э. багдадский халиф Абу Джафар аль-Мамун в поисках несметных сокровищ фараона у основания пирамиды Хеопса сделал горизонтальный пролом (2), которым пользуются туристы для входа в пирамиду и до настоящего времени. Пролом пробили до начала восходящего коридора (6), где уперлись в гранитные кубы, которые обошли справа и таким образом проникли в пирамиду. Но, по словам историков, ничего кроме «пыли в половину локтя», они внутри не нашли. Если что в пирамиде и было ценного, то слуги халифа взяли. А что осталось, то всё вынесли за последующие 1200 лет.

Судя по внешнему виду галереи (9), похоже на то, что вдоль её стен в углублениях прямоугольной формы, стояли 28 пар ритуальных статуй. Но точного предназначения углублений не знают. О том, что там стояли высокие статуи, говорят два факта: восьмиметровая высота галереи, а также на стенах остались большие круглые облупленные отпечатки от раствора, которым наклонные статуи крепились к стенам.

Разочарую тех, кто настроен найти в конструкции пирамидах «чудеса».

В Египте на сегодня обнаружено свыше сотни пирамид, и все они отличаются друг от друга. Есть разные углы наклона граней, ориентированных на Солнце (т. к. строились в разное время), есть пирамида с «ломаной стороной» под двойным углом, есть каменные и кирпичные пирамиды, гладко облицованные и ступенчатые, есть с основанием прямоугольной формы (фараона Джосера). Нет единства даже среди трех пирамид в Гизах. Меньшая из трех пирамида Микерина в основании ориентирована не строго по сторонам света. Точной ориентировке сторон значения не придано. В главной пирамиде Хеопса третья (верхняя) погребальная камера расположена не в геометрическом центре пирамиды и даже не на оси пирамиды. В пирамидах Хефрена и Микерина погребальные камеры тоже не по центру. Если бы в пирамидах был какой-то тайный закон, секрет или знание, «золотое сечение» и прочее, то у всех наблюдалось бы единообразие. Но ничего подобного нет.

Экс-министр археологии Египта и главный нынешний специалист по древним пирамидам Zahi Hawass говорит: «Как всякий практик, я решил проверить утверждение, что в пирамиде продукты не портятся. Разделил килограмм мяса пополам. Одну часть оставил в офисе, а другую в пирамиде Хеопса. Та часть, что в пирамиде, испортилась даже быстрее, чем в офисе».

Что можно поискать в пирамиде Хеопса? Пожалуй, пытаться найти надземное молельное помещение первой мастабы, для чего можно бы просверлить вниз несколько отверстий в полу второй (7) погребальной камеры, до обнаружения внизу внутренней полости. Либо от грота (12) найти замурованный проход в залы (или его заново проложить). Для пирамиды это не будет иметь ущерба, так как соединительный вход от погребальной подземной камеры в надземное помещение мастабы изначально был. И его лишь следует найти. После чего, возможно, станет известно о фараоне первой мастабы - усеченной трапециевидной пирамиды.

Большой интерес на плато в Гизах представляет и Сфинкс

Каменное тело древнего Сфинкса, расположено с запада на восток. Погребальные камеры и захоронения делали тоже с запада на восток. Можно предположить, что Сфинкс есть составная часть надземного сооружения (мастабы) - усыпальница неизвестного фараона.

Поиски в этом направлении расширили бы границы знания истории Древнего Египта. Возможно, и ещё более ранней цивилизации, например атлантов, которых египтяне обожествляли и относили к своим древним предкам - богам-предшественникам.

Идентификационное исследование американских криминалистов привело к заключению, что лицо Сфинкса не похоже на лица статуй египетских фараонов, а имеет отчетливо выраженные негроидные черты. То есть древние предки египтян – в том числе и легендарные атланты - имели негроидные черты лица и африканское происхождение.

Вероятно, что погребальная камера и мумия древнего фараона негритянского происхождения находится под передними лапами Сфинкса. В таком случае из подземного зала должен быть проход наверх – путь для переселения «души» фараона, для последующей жизни в теле статуи Сфинкса (согласно верованиям древних египтян).

Сфинкс – лев (символ царской власти) с человеческой головой и лицом фараона.

Возможно, что лицо обнаруженной мумии фараона (после пластической реставрации) окажется, как «две капли воды», похожей на лицо Сфинкса.

Завеса тайны над «секретами» египетских сооружений в Гизах приподнята. Теперь осталось «войти». Для этого требуется разрешение египетских властей, которое они дают ученым-исследователям с большой неохотой.

Всякая тайна теряет притягательную силу, когда тайна раскрыта.

Владимир Гарматю


Пирамида называется «Ахет-Хуфу» - «Горизонт Хуфу» (или более точно «Относящийся к небосклону - (это) Хуфу »). Состоит из блоков известняка, базальта и гранита. Она была построена на естественном холме. Несмотря на то, что пирамида Хеопса - самая высокая и самая объемная из всех египетских пирамид, но все же фараон Снофру построил пирамиды в Мейдуме и в Дахшуте (Ломаная пирамида и Розовая пирамида), общая масса которых оценивается в 8,4 млн тонн. Это значит, что для постройки этих пирамид было использовано на 2.15 млн.т. или на 25,6 % больше материала, чем это потребовалось на пирамиду Хеопса.

Первоначально пирамида была облицована более твердым, чем основные блоки, белым известняком . Верх пирамиды венчал позолоченный камень - пирамидион . Облицовка сияла на Солнце персиковым цветом, словно «сияющее чудо, которому сам бог Солнца Ра, казалось, отдал все свои лучи ». В 1168 г. н. э. арабы разграбили и сожгли Каир. Жители Каира сняли облицовку с пирамиды, для того чтобы построить новые дома .

Структура пирамиды

Страбона халиф Абу Джафар аль-Ма’мун . Он надеялся найти там несметные сокровища фараона, но обнаружил там только слой пыли толщиной в пол-локтя .

Внутри пирамиды Хеопса находятся три погребальные камеры, расположенные одна над другой.

Рис. 2. Поперечный разрез пирамиды Хеопса: 1. Главный вход, 2. Вход, который проделалАль-Мамун , 3. Перекресток, «пробка» и туннель Аль-Мамуна сделанный «в обход» пробки , 4. Нисходящий коридор, 5. Незавершенная подземная камера – (Погребальная «яма »), 6. Восходящий коридор, 7. «Камера царицы » с исходящими «воздуховодами », 8. Горизонтальный туннель, 9. Большая галерея, 10. Камера фараона с «воздуховодами », 11. Предкамера, 12. Грот.

Вход в пирамиду находится на высоте 15,63 метров на северной стороне . Вход образуют каменные плиты, уложенные в виде арки. Этот вход в пирамиду был заделан гранитной пробкой . Описание этой пробки можно найти у Страбона . Сегодня туристы попадают внутрь пирамиды через 17 м пролом, который сделал в 820 г. халиф Абу Джафар аль-Ма’мун . Он надеялся найти там несметные сокровища фараона, но обнаружил там только слой пыли толщиной в пол-локтя . Внутри пирамиды Хеопса находятся три погребальные камеры . Они расположены одна под другой – «Камера Царя (фараона)», «Камера Царицы »,Незавершенная подземная камера – (Погребальная «яма »).

Грот, Большая галерея и Палаты (Камера) Фараона с саркофагом

Рис. 3. Вид камеры Царя (Рис. 2. – п. 10) с пустым саркофагом. Хорошо видно точно пригнанные гранитные плоские глыбы, из которых сделаны стены, пол и потолок этого помещения. Пустой гранитный саркофаг расположен ассиметрично по отношению к габаритам помещения.

Рис. 4. Большая наклонная Галерея (Рис. 2. – п. 9), ведущая к «Камере Царя (фараона) » (Рис. 2. – п. 11 и п. 10). Стены галереи выполнены наклонными с сужением кверху и имеют симметричные выступающие уступы. По правую и левую сторону от прохода на прямоугольных уступах хорошо видны также прямоугольные пазы, расположенные на равном расстоянии друг от друга. Всего этих пазов 28 пар. Раз есть пазы, значит туда, определенно, что-то вставлялось и, вероятно, было убрано. Однако пазы могли выполнять и другую функцию, о которой, к нашему сожалению, пока ничего не известно.

Ещё одно ответвление от нижней части Большой галереи - узкая почти вертикальная шахта высотой около 60 м, ведущая к нижней части нисходящего прохода. Существует предположение, что она была предназначена для эвакуации рабочих или жрецов, завершавших «запечатывание » основного прохода к «Камере царя ». Примерно посередине её находится небольшое, вероятнее всего, естественное расширение - «Грот » (Grotto ) неправильной формы, в котором от силы могли бы поместиться несколько человек. Грот – (рис. 2 - (12)) расположен на «стыке » каменной кладки пирамиды и небольшого, высотой около 9 метров, холма на известняковом плато, лежащего в основании Большой Пирамиды. Стены Грота частично укреплены древней каменной кладкой, и, поскольку отдельные её камни слишком велики, существует предположение, что Грот существовал на плато Гиза как самостоятельное сооружение ещё задолго до строительства пирамид, а сама эвакуационная шахта строилась с учётом местонахождения Грота. Однако, с учётом того, что шахта именно долбилась в уже уложенной кладке, а не выкладывалась, о чём говорит её неправильное круглое сечение, встаёт вопрос о том, как строителям удалось точно выйти на Грот.

Большая Галерея

Рис. 5. Черно-белый снимок начала Большой галереи (Рис. 2. – п. 9) с высокой ступенькой, у которой стоит феллах. Справа и слева хорошо видны прямоугольные пазы вдоль нижней части боковых стен галереи. 1910 г.

Большая галерея продолжает восходящий проход. Её высота 8,53 м, это прямоугольный в сечении, с немного сужающимися кверху (т. н. «ложный свод ») стенами, высокий наклонный туннель длиной 46,6 м. Посередине Большой галереи почти по всей длине, идёт правильное в сечении квадратное углубление размерами шириной 1 метр и глубиной 60 см, а на обоих боковых выступах имеется 27 пар углублений непонятного предназначения . Углубление заканчивается т. н. «Большой ступенькой » - высоким горизонтальным выступом, площадкой 1х2 метра, в конце Большой Галереи, непосредственно перед лазом в «прихожую » - Предкамеру (Царя ) (Рис. 2. – п. 11). Площадка имеет пару аналогичных углублениям рампы, углублений по углам у стены (28-я и последняя пара углублений БГ.). Через «прихожую» лаз ведёт в облицованную чёрным гранитом погребальную «Камеру царя», где размещен пустой гранитный саркофаг.

Над «Камерой царя» находятся обнаруженные в XIX в. пять разгрузочных полостей общей высотой 17 м, между которыми лежат монолитные плиты толщиной около 2 м, а выше - двускатное перекрытие. Их назначение - распределять вес вышележащих слоёв пирамиды (около миллиона тонн), чтобы защитить от давления «Камеру царя» . В этих пустотах обнаружены граффити , оставленные, вероятно, рабочими.

Рис. 6. План в изометрии с разрезами камеры Царя . Слева виден верхний конец наклоннойГалереи с пазами по бокам, прямоугольной ступенькой перед входом и лазом в камеру Царя. Справа внизу камера Царя гранитный саркофаг в правой части камеры Царя . Справа вверх идет прямоугольная шахта над саркофагом, которая заканчивается разгрузочной двускатной «крышей » из гранитных глыб – «Над «Камерой царя» находятся обнаруженные в XIX в. пять разгрузочных полостей общей высотой 17 м, между которыми лежат монолитные плиты толщиной около 2 м, а выше - двускатное перекрытие».

Рис. 7. Черно-белый снимок «входа и лаза » изнутри камеры Царя. 1910 г.

Восходящий коридор и Палаты царицы

От первой трети нисходящего прохода (через 18 м от главного входа) вверх под тем же углом 26,5° идёт на юг восходящий проход (Рис. 2. – п. 6 ) длиной около 40 м, оканчивающийся в нижней части Большой галереи (Рис. 2. – п. 9 ).


Рис. 8. В своём начале восходящий проход содержит 3 большие кубические гранитные «пробки», которые снаружи, из нисходящего прохода, были замаскированы блоком известняка, выпавшим случайно при работах Аль-Мамуна — (Рис.2 –п. 3) Таким образом, предыдущие примерно 3 тысячи лет считалось, что в Большой Пирамиде иных помещений, кроме нисходящего прохода и подземной камеры, нет. Аль-Мамуну не удалось пробить эти пробки, и он просто выдолбил в более мягком известняке обход справа от них. Этот проход используется до сих пор . По поводу пробок существует две основные теории, одна из них основывается на том, что восходящий проход имеет пробки, установленные в начале строительства и, т. о., этот проход был запечатан ими с самого начала. Вторая утверждает, что имеющееся ныне сужение стен вызвано землетрясением, а пробки находились до этого в пределах Большой Галереи и были использованы для запечатывания прохода только после похорон фараона. Важной загадкой этого участка восходящего прохода является то, что в месте, где сейчас расположены пробки, в полноразмерной, хотя и укороченной модели ходов пирамиды - т. н. коридорах испытаний к северу от Большой Пирамиды, - имеется стык не двух, а сразу трёх коридоров, третьим из которых является вертикальный туннель. Поскольку пробки до сих пор никто не смог сдвинуть с места, вопрос, есть ли над ними вертикальный лаз, остаётся открытым. В середине восходящего прохода конструкция стен имеет особенность: в трёх местах установлены так называемые «рамочные камни» - то есть квадратный по всей длине проход пронзает насквозь три монолита. Назначение этих камней неизвестно .

Во вторую погребальную камеру от нижней части Большой галереи ведёт в южном направлении горизонтальный коридор длиной 35 м и высотой 1,75 м. Вторую камеру традиционно называют «Камерой царицы », хотя по обряду жён фараонов хоронили в отдельных маленьких пирамидах. «Камера царицы », облицованная известняком, имеет 5,74 метра с востока на запад и 5,23 метра с севера на юг; её максимальная высота 6,22 метра. В восточной стене камеры имеется высокая ниша.

Рис. 9. План в изометрии с сечениями камеры Царицы (рис. 2 – п. 7). Слева показанаступенчатая ниша в стене камеры. Справа горизонтальный вход в камеру Царицы . Над стенами камеры Царицы каменные глыбы в форме двускатной крыши для разгрузки давления на камеру. Схематично показаны каналы «воздуховоды» выходящие из камеры.

Рис. 10. Вид входа в ступенчатую Нишу из камеры Царицы (рис. 2 – п. 7).

Рис. 11. Черно-белое изображение входа в камеру Царицы из наклонной Галереи (Рис. 2 – п. 8). 1910 г.

Вентиляционные каналы

От «Камеры царя » (Рис. 2 – п. 10) и «Камеры царицы » (Рис. 2 – п. 7) в северном и южном направлениях (сперва горизонтально, затем наклонно вверх) отходят так называемые «вентиляционные » каналы шириной в поперечнике - 20-25 см. При этом каналы «Камеры царя », известные ещё с XVII в., сквозные, они открыты и снизу и сверху (на гранях пирамиды) , тогда как нижние концы каналов «Камеры царицы » отделяет от поверхности стены около 13 см, они были обнаружены при простукивании в 1872 г. Верхние концы этих каналов не доходят до поверхности боковых граней пирамиды Хеопса . Конец южного канала закрыт каменными «дверцами », обнаруженными в 1993 году с помощью телеуправляемого робота«Упуаут II» . В 2002 году с помощью новой модификации робота «дверца » была пробурена, но за ней обнаружилась небольшая полость и ещё одна «дверца ». Что находится дальше, пока неизвестно . В настоящее время высказываются версии, что предназначение «вентиляционных »каналов носит религиозный характер и связано с представлениями египтян о загробном путешествии души .

Погребальная «яма»

Нисходящий коридор длиной в 105 м, идущий под наклоном 26° 26’46, приводит к горизонтальному коридору (Рис. 2. – п. 4) длиной 8,9 м, ведущему к камере (Рис. 2. – п. 5), которую назвалиПогребальная «яма» . Расположенная ниже уровня земли, в скальном известняковом основании, она осталась незавершенной. Размеры камеры 14×8,1 м, она вытянута с востока на запад. Высота камеры достигает 3,5 м. У южной стены камеры имеется колодец глубиной около 3 м, от которого в южном направлении на 16 м тянется узкий лаз (0,7×0,7 м в сечении), заканчивающийся тупиком. Инженеры John Shae Perring и Howard Vyse в начале XIX века разобрали в камере пол и вырыли глубокий колодец глубиной 11,6 м , в котором они надеялись обнаружить скрытуюпогребальную комнату . Они основывались на свидетельствах Геродота , утверждавшего, что тело Хеопса находится на острове, окруженном каналом в скрытой подземной камере. Их раскопки ни к чему не привели . Поздние исследования показали, что камера была брошена незавершенной, а погребальные камеры было решено устроить в центре самой пирамиды .


Рис. 12. Черно-белое изображение интерьера «подземной » камеры. 1910 г. Слева видно половина тела феллаха высунувшегося из прохода в камеру».

КОММЕНТАРИЙ:

Теперь мы можем показать на плане пирамиды Хеопса в матрице Мироздания положение «Весов в зале Суда Маат над сердцами Аб (Ab ) живых существ ». На рисунке 13 показано сечение пирамиды Хеопса по Вайсу. Оно более точное, чем то, которое показано на рисунке 2 из свободной энциклопедии Википедия.


Рис. 13. Сечение пирамиды Хеопса (Хуфу, Кхуфу) в Гизе. По Вайсу .


Рис. 14. На рисунке показан результат совмещения сечения пирамиды Хеопса (по Вайсу) в Гизе с «энергетической матрицей мироздания » или просто матрицей Мироздания. Этот рисунок аналогичен рисунку 8 из нашей работы - Амон-Ра открыл тайну исходного плана помещений в пирамиде Хеопса . Все основные элементы сечения пирамиды Хеопса расположились в Нижнем мире матрицы Мироздания. Вершина свода над «Камерой царя » совместилась с третьей позицией слева на 7-ом уровне, основание «Камеры царя » с саркофагом совместилось с 10-ым уровнем. Основание «Камеры царицы » – с 12-ым уровнем, основание пирамиды – с 14-ым уровнем. Проход к галерее – с 13-ым уровнем, проход к «Нижнему горизонту » в скальном основании пирамиды – с 14-ым уровнем, а сам «Нижний горизонт » совместился с 17-ым уровнем Нижнего мира матрицы. Остальные элементы совмещения плана сечения пирамиды с матрицей Мироздания хорошо видны на рисунке. Углы наклона боковой стороны пирамиды Хуфу и пирамиды матрицы явно различаются. Правая сторона сечения пирамиды Хуфу направлена на север, а левая сторона – на юг.

Теперь совместим с матрицей Мироздания египетский рисунок взвешивания сердца Аб (Ab) из нашей работы - Тайна Надгробия итальянского скульптора Антонио Канова совместно с планом сечения пирамиды Хуфу , который показан на предыдущем рисунке 14.

В широко известном египетском Мифе об Осирисе «Совет богов » в свите Осириса (Asar ) назывался – «Паут Paut ». Их общие число было – 42. «Совет богов » помогал Осирису анализировать и оценивать дела умершего человека за прожитую жизнь. Число 42 в точности соответствует сумме «позиций» 13, 14 и 15 уровней 13+14+15 = 42 – Нижнего мира матрицы Мироздания. В этой же области матрицы Мироздания располагался «Зал Двойной »Маати (богини правды и истины ), где на весах взвешивалось «сердце » – Аб – Ab – (аспектыдуши существа ). На одну чашу весов помещалось перо Маати , а на другую чашу весов помещалось «сердце » Аб . Если «сердце » Аб оказывалось тяжелее «пера Маати », или самой Маат с раскрытыми руками на чашке весов, (существо много грешило ), то это сердце «поедало » существо Аммит с головой и половиной тела крокодила, а задняя половина – тело гиппопотама.

Рис. 16. На рисунке показан результат совместного совмещения в матрице Мироздания плана пирамиды Хуфу и египетского рисунка сцены «взвешивания сердца » «Ab ». Хорошо видно, что вертикальная ось весов совместилась в вертикальной осью пирамиды матрицы и сечения пирамиды Хуфу, а поперечная перекладина весов совместилась с 14-ым уровнем Нижнего мира матрицы Мироздания, который также является основанием пирамиды Хуфу на скальном плато. Остальные детали совмещения видны на рисунке.

Теперь сверху этого рисунка запишем египетскими иероглифами слово Паут (Paut) , которое покажет нам область расположения в матрице 42-х богов - советников Осириса.


Рис. 17. На рисунке показана запись слова ПАУТ PAUT египетскими иероглифами в Нижний мир матрицы Мироздания, которые «определят Осириса (Asar) . Нижний иероглиф в виде «круга с квадратом внутри» «определяет » в матрице Мироздания область расположения 42-х богов - советников Осириса (Asar). Иероглиф Т(t) совместился с камерой Царицы. Иероглиф У(U) практически занял все пространство от основания камеры Царя до острой вершины прямоугольной шахты над саркофагом в камере Царя. Шахта заканчивается разгрузочной двускатной «крышей » из гранитных глыб – «Над «Камерой царя» находятся обнаруженные в XIX в. пять разгрузочных полостей общей высотой 17 м, между которыми лежат монолитные плиты толщиной около 2 м, а выше - двускатное перекрытие». Положение остальных иероглифов хорошо видно на рисунке. Если допустить, что слово Паут (Paut) было для жрецов Египта одним из «молитвенных слов » внутри пирамиды Хеопса, например, когда они находились в помещении камеры Царя перед саркофагом, который мог быть просто открыт, то такой обряд можно назвать обращением к совету 42-х богов – помощников Осириса (Asar) . При этом пирамида Хуфу , как «резонансное устройство » по подобию транслировало слова молитвы в матрицу Мироздания. Если к словам молитвенного обращения жрецов добавить египетское слово Пааута (Paauta) , означающее, как «существо мужчина » так и «существо женщина » (рис. 13) из нашей работы - Кто вы русские, а мы знаем кто! , то получится следующее осмысленное молитвенное обращение, например, – «Мы молимся Осирису и его совету богов (Паут ) о ниспослании прощения и благословения душе Царя – Фараона и (или) его близким сподвижникам для будущего воплощения в существо человека - (Пааута )». При этом пирамида Хуфу опять , как «резонансное устройство » по подобию транслировало слова молитвы в матрицу Мироздания. При кажущейся фантастичности нашего предположения, оно может соответствовать истинному положению дел, и определять настоящую цель строительства пирамиды Хуфу . Вероятно, и других египетских пирамид тоже. На это указывают удивительно точные результаты совмещения плана пирамиды Хуфу, египетских рисунков и египетских слов, записанных иероглифами в матрицу Мироздания. Дополнительные «резонансные устройства », которые могли быть установлены в пазах наклонной Галереи, усиливали «эффект » такой связи. Таким образом, всяпирамида Хуфу и ее специфические внутренние помещения составляли единое «резонансное устройство » для связи с «тонкими мирами Мироздания » и их обитателями. Жрецы древнего Египта были мудрыми учеными, владели сакральными знаниями, и, наверняка, знали, как работать с этим даже «герметично закрытым » «резонансным устройством ». Сегодня при наличии большого количества «разрушений – изменений параметров резонансного устройства » его качество может быть «нарушено или ухудшено ».

На рисунке 18 показан результат записи египетскими иероглифами слова Пааута (Paauta) – «существо мужчина» в матрицу Мироздания и сравнение его с записью на санскрите слова Джива Лока – «пространство Джив - Душ » в матрице Мироздания.

Рис. 18. Вот как понимали египетские жрецы, что такое «Существо Мужчина ». Справа на рисунке показана древняя иероглифическая запись Паут – Пааута Paauta – «Существо Мужчина ». Достаточно было поменять последний иероглиф на изображение женщины и иероглифическая запись читалась бы – «Существо Женщина », и звучала бы также – Паут – Пааута Paauta. Слева на рисунке записано на санскрите слово – Джива Лока – пространствоДуш – Джив в матрице Мироздания. Сравнивая иероглифическую запись, справа и санскритскую запись слева мы видим, что верхний иероглиф Па (Pa) в виде птицы с раскрытыми крыльями означает возможность Души – Дживы подняться над прежним пространством и устремиться дальше в Верхний мир матрицы Мироздания. Египетские жрецы знали о такой возможности дляДуши – Дживы , которую ей Дал Господь, и отразили ее иероглифическим текстом.

Не многие знают, но великие пирамиды в Гизе можно не только обойти вокруг и полазать по нижним ее ярусам, но залезть внутрь по древним туннелям, оставленным строителями. Основной туристический поток делает это в пирамиде Хеопса, я же покажу вам, что находится внутри пирамиды Микерина.

Третья, самая маленькая из пирамид, принадлежит фараону 4-й династии Микерину (Менкауру), жившему в XXVI веке до нашей эры, в те времена когда никакой Древней Греции не было и в помине. В высоту она 65.5 метров, основание — 103 метра.

Это сейчас все пирамиды желтые из известняка, а в те времена пирамида Микерина была облицована в нижней своей части (видимой и сейчас) красным гранитом, выше уровень был покрыт белым известняком, а самая верхушка вновь была из красного гранита. Но со временем большая часть облицовки обвалилась или была растащена

Слева от пирамиды расположились еще 3 небольшие пирамиды — спутники — это пирамиды, в которых хоронили цариц.

Попасть внутрь можно только в пирамиду Хеопса и пирамиду Микерина, первая находится у входа в Гизу и там стоит просто толпа из желающих — жарко, тесно, неуютно. В случае с Микерином я спускался внутрь пирамиды один. Да и по цене это гораздо выгоднее. Вход в пирамиду Хеопса стоит около 10 долларов, тогда как в Микерина — 60 египетских фунтов, то есть, 3.5 доллара. Правда, билет надо брать в начале на кассе. Я договорился со смотрителем, протянул ему даже чуть больше — 70 египетских фунтов. Но их там 4 человека на входе сидело, включая полицейских, а за пропуск без билета по голове не погладят.

Одна проблема, камеру на входе у меня забрали. Возможно, снимать внутри нельзя, а может потому, что я безбилетник…но внутри я все снял на телефон

На этом видео я нахожусь в первой погребальной комнате и спускаюсь вниз в главную погребальную комнату, где и должен был находиться саркофаг Микерина

Здесь я нахожусь в главной погребальной камере, поднимаюсь наверх в первую погребальную камеру, осматриваю ее (возможно, видим вход в ложный тунель), а затем через 2 туннеля и две маленькие комнатки подхожу к выходу из пирамиды

Как и положено для большинства пирамид, внутри только одна маленькая погребальная камера, где и находился саркофаг с умершим. Причем находится эта камера на уровне земли или немного ниже. В камеру ведет простенький узкий коридор. Никаких тоннелей и лабиринтов в пирамидах нет — это сказка, да и не нужны они. Имеющийся ход нужен был для того, чтобы в погребальную камеру положили тело фараона, а затем люди покинули ее. Поэтому проходы маленькие и очень неудобные. А если много народу и жара (внутри пирамиды воздух, сами понимаете, какой), то это большая проблема для туристов. Но в случае с пирамидой Микерина не все так сложно — спуск не очень большой, коленям, конечно, тяжело, но терпимо. А вот если вы попадете в Розовую пирамиду, то там круто спускаться придется около 100 метров…

В случае с пирамидой Микерина вас ждет небольшой спуск, затем два небольших, параллельных земле, коридоров с небольшим залом в центре, после вы попадаете в первую погребальную камеру. Здесь небольшой спуск в настоящую погребальную камеру, где и был саркофаг фараона. Стоит отметить — и это видно на плане — с первой погребальной камерой соединен еще один коридор, который уходит наверх и заканчивается тупиком. Сложно сказать его назначение, скорее всего его задача увести грабителей от настоящего захоронения правителя, скрытого под полом.

В самой пирамиде нет никаких надписей, рисунков, элементов декора — просто туннели и камеры. Правда, в некоторых других пирамидах минимальная архитектура встречается — ступенчатый свод камер, звезды…но больше ничего.

Что касается грабителей, то не секрет, то погребальные комнаты фараонов часто содержали большое количество золота — маски, украшения, царские регалии, и другие ценные предметы. Из-за этого большинство пирамид и других захоронений грабилось сразу после церемонии погребения или в тот же древний период. Чтобы этого не произошло, строители пирамид делали один узкий вход и потом его запечатывали, причем вход мог быть на разной высоте и не всегда по центру. Единственное, что оставалось неизменным — вход в пирамиду всегда находился на северной стороне. В самой пирамиде бывали и ложные ходы и даже ловушки, как и в случае с ложным туннелем, уходящим наверх, в пирамиде Микерина.

В нашем случае пирамида тоже не осталась нетронутой, на схеме и на фото видно, что грабители проделали лаз по центру пирамиды, дошли до ее серцевины и начали рыть ход вниз, но остановились на уровне земли. Однако, когда в 1837 году внутренние камеры исследовал британский археолог, то еще на подходе в галереях он обнаружил деревянный (внутренний) саркофаг с костями мужчины и картушью, принадлежащей Микерину. Однако более поздние исследования показали, что эти кости принадлежат человеку, умершему 2000 лет назад, а не 4500…то есть, это был скелет человека периода римского владычества в Египте. Еще дальше ученые нашли базальтовый саркофаг с костями молодой женщины. Сам саркофаг впоследствии при транспортировке затонул вместе с кораблем «Биатриче» в Средиземном море.Таким образом, к нашему времени пирамида дошла пустой.


Обойти и полазать вокруг не удастся, но многих это не останавливает


Пустыня вокруг пирамид, хотя на самом деле дымка скрывает многомиллионный Каир


Вид на пирамиду Хефрена

Пирамида Хеопса – это редкий случай в египтологии, когда мы точно можем быть уверены, кому принадлежит памятник. Часто древние памятники Египта присваивались более поздними правителями. Технология присвоения была очень простой – имя фараона-строителя (картуш) просто сбивалось с надписей в храме или в гробнице, и выбивалось другое имя.

Это явление было очень распространено. Взять, хотя бы, знаменитого фараона Тутанхамона. До 1922, когда археолог Говард Картер откопал , египтологи сомневались в существовании этого правителя. О нем почти не было письменных свидетельств, все было уничтожено последующими фараонами.

В 19-м веке археологи часто пользовались весьма варварскими методами исследования. В пирамиде Хеопса использовали взрывы пороха для поиска потайных помещений. Следы таких методов вы и сейчас можете видеть на поверхностях сооружений (см. фото слева).

Во время такого исследования были обнаружены небольшие помещения выше основной погребальной камеры. Исследователи ринулись туда в надежде найти сокровища, но, конечно, там ничего не оказалось, кроме пыли.

Эти помещения всего 1 метр в высоту имели чисто техническое назначение. Это разгрузочные камеры, они предохраняют потолок погребальной камеры от обрушения, снимают механическую нагрузку. Но именно на стенах этих разгрузочных камер ученые обнаружили надписи, сделанные древними строителями.

Это были маркировки блоков. Как у нас сейчас на товар клеят этикетку, так и древние египетские прорабы помечали блоки: “Блок такой-то для пирамиды Хуфу, произведен тогда-то, уложен тогда-то”. Эти надписи не могут быть подделкой, они доказывают, что это сооружение построено именно Хеопсом.

Немного о фараоне Хеопсе

В прошлом абзаце мы употребили имя “Хуфу”. Это и есть официальное египетское имя этого фараона. Хеопс – это греческая интерпретация его имени, причем не самая распространенная. Чаще встречается другие произношения “Чеопс” или “Киопс”.

В мире больше распространено имя “Хуфу”. Если вы едете на экскурсию в Гизу с русскоязычным гидом, то проблем не будет, он будет в курсе этой фонетической разницы. Но, если вы общаетесь с местными жителями или туристами из других стран, мы рекомендуем пользоваться именем “Хуфу”.

Хотя фараон Хуфу является одним из , написать про него много не получится. Мы знаем о нем совсем немного.

Кроме факта строительства этой пирамиды, мы знаем, что Хуфу устраивал экспедиции для освоения полезных ресурсов на полуострове Синай. На этом все. До наших дней от Хуфу сохранилось всего два артефакта – гигантская пирамида высотой 137 метров и маленькая статуэтка из слоновой кости высотой всего 7,5 сантиметров (на фото справа).

Фараон Хеопс остался в народной памяти как правитель-тиран, который заставлял людей трудиться на грандиозном строительстве. Об этом мы может прочитать в работах греческого историка Геродота, который посещал Египет и записывал рассказы жрецов.

Удивительно, но его отец фараон Снофру остался в народной памяти как очень добрый правитель, хотя он построил целых три пирамиды ( и ) и перенапрягал страну в два раза больше, чем Хеопс.