Наконец дошли у меня руки обобщить информацию по Нормандии - не лирическую часть, а более практическую. Надеюсь, что пригодится, если вы соберетесь, как мы, путешествовать по этим чудесным местам на автомобиле. Сразу оговорюсь, что все нижесказанное - это личный опыт, он не претендует ни на абсолютную полноту информации, ни на оптимальность маршрута (хотя маршрут нас в итоге очень устроил).

Где это?
Нормандия - это регион на северо-западе Франции. Делится на верхнюю Нормандию с центром в Руане (Rouen) и нижнюю - с центром в Кене (Caen). С юго-запада к нижней Нормандии примыкает Бретонь, которую мы тоже немного захватили в путешествии.

Зачем туда ехать?
Если вы уже побывали в Париже, Венеции, Барселоне и т.д., и вам хочется открывать новые места в Европе - обратите внимание на Нормандию. Вам гарантированы богатые визуальные впечатления (пейзажи, парки, архитектура, суровые северные пляжи), вкусовые удовольствия (сыр, сидр, морепродукты, и т.д.), исторические экскурсы (как в древнюю историю норманнов, так и в военные операции второй мировой войны - знаменитые пляжи "Дня Д"), и на удивление приятные местные жители. Они говорят на приличном английском и очень дружелюбны к туристам, но не навязчивы - идеальное сочетание!

Когда ехать?
Лучший сезон - примерно с апреля-мая по конец октября. С ноября многие достопримечательности и фермы для посещения закрываются (не сезон), да и погода становится мерзкой. Нормандия и так самый дождливый регион Франции (и они не устают на эту тему разнообразно шутить), а зимой дождь еще и холодный, а световой день короткий. Мы ездили в начале октября - было, мягко говоря, не жарко:))) но зато это уже не пиковый сезон лета, когда от туристов не протолкнуться - легко найти места для ночевки, нигде нет толп.

Идея и общее планирование маршрута
Не претендуя на абсолютную истину, расскажу только про наш мыслительный процесс. Мы изначально хотели на Джерси и Гернси , идея Нормандии родилась, как логическое к ним дополнение. Потом мы начали искать информацию, что есть интересного в Нормандии, отмечая города и пункты, где однозначно стоит побывать (у нас это оказались Руан , Живерни , пляжи высадки союзников (D-Day Beaches) , Мон-Сан-Мишель , дорога сыра и сидра) и те, в которых хорошо бы было побывать, если получится.

Исходя из этих прикидок, и не желая каждый день переезжать с места на место, мы решили, что забронируем гостиницы в трех опорных пунктах по несколько дней - Руан, Кен (вернее, городок под Кеном на одном из пляжей высадки), Сан-Мало - а в остальные точки будет ездить оттуда. В итоге, тактика себя вполне оправдала, хотя на месте оказалось, что вариантов жилья, в т.ч. недорогого, - великое множество (в том числе фермы и милые пансиончики, которых нет на международных сайтах бронирования). Так что можно и просто ехать, а ночевку искать по ходу дела, особенно не в "горячий сезон". Но мы в этом смысле параноики, планируем заранее:)

Мы прилетели в Париж днем (аэропорт Шарль-де-Голль), доехали на метро до вокзала Сан-Лазар и на поезде поехали в Руан.

  • Расписание поездов и заказ билетов на французские железные дороги . Имеет смысл заказывать ключевые билеты заранее, т.к. есть возможность заранее купить их по более дешевым ценам. Бронь распечатывается и обменивается на билет на вокзале в офисе SNCF (или в других пунктах - на брони все написано). Важно: не планируйте поездки на поезде "впритык" к важным стыковкам - во Франции забастовка - это норма жизни, вероятность опоздания поезда большая!
C утра в Руане мы взяли машину, на которой мы путешествовали следующую неделю. Машину мы брали в Argus Car Hire , но агентств много, искали просто в Гугле. Мы были ограничены несколькими параметрами - нам нужен был "автомат" за разумные деньги (если вы без проблем водите ручник - берите ручник, и выбор больше, и намного дешевле!), и мы хотели взять машину в Руане или в аэропорту Парижа, а сдать в Сан-Мало. В итоге, вариантов фирм у нас было немного:))) Досталась нам гибридная Toyota Auris, очень приятная машинка. Кстати, небольшой lifehack - взять машину ровно на неделю обходится намного-намного дешевле, чем на 8 дней, а иногда даже дешевле, чем на 6 дней!
  • Не забудьте перед поездкой сделать в ГАИ к своим правам международную "книжечку"! В русских правах есть проблема - хотя все данные вроде бы дублированы латиницей, но описания категорий сделаны только на русском, что дает право прокатной компании вам отказать (могут и не отказать, но зачем рисковать???). К израильским правам тоже рекомендуется получить международные (в МЕМСИ это делается за 5 минут и 15 шекелей) - какие-то там конвенции Израиль как-то криво подписал, поэтому лучше перестраховаться
  • И обязательно (!) возьмите с собой GPS-навигатор с обновленными картами! Если у вас нет - не пожалейте дополнительных денег (7-10 евро в день), возьмите его в аренду вместе с машиной. Без навигатора, даже с самой лучшей картой, вы себе в этом регионе истреплете все нервы и проведете кучу времени, блуждая! Да на бензин на эти блуждания вы потратите больше, чем на аренду навигатора!!!
Из Сан-Мало мы паромом поехали на Джерси, оттуда на Гернси, вернулись в Сан-Мало, и поездом в Париж.

Валюта
Евро, естественно. Всюду принимают карточки. Единственная сложность в смысле валюты, с которой мы столкнулись - очень сложно поменять наличные доллары (а у нас часть суммы в них была). Например, в Руане это даже в банках не делают, только в туристическом офисе в центре города.

Язык
Французский. Но в отличие от парижан, местные жители свободно переходят на английский и не морщатся, когда вы говорите на ломаном французском. Все-таки близость к Англии и историческое прошлое сказывается.

Еда
Франция вообще и Нормандия в частности - это кулинарный рай. Здесь действительно очень вкусно готовят, и еда тут - это не просто жизнеобеспечивающая необходимость, а отдельный опыт и удовольствие. Конечно, попробуйте местные сыры, груши (о, какие тут сочные груши!), сидр, поммо - смесь кальвадоса и сидра (а вот сам кальвадос - это табуретовка:))), выпечку, морепродукты (включая устрицы - для любителей).

Мы делали так - утром завтракали в гостинице или в близлежащей кофейне, обедали в ресторанчике, находя выгодный и вкусный formule - типа комплексный обед, на ужин покупали сыры, сидр, багет, яблоки-груши, колбасы или ветчины, и устраивали пикник. Можно и экономнее, но мы решили, что нам удовольствие приоритетнее. Личная рекомендация - ресторан L"Orbecquoise в маленьком городке Orbec близ Лизье.

Дела автомобильные
Платные дороги - во Франции их куча! Обычно это автобаны и крупные дороги, связывающие регионы страны, а также мосты (самый знаменитый - мост Нормандия). Стоимость - от 2 до 6 евро, на каждой дороге своя. Оплата на чекпойнтах (иногда на въезде, иногда на выезде, иногда и там, и там - сохраняйте чеки, чтобы выехать!), на дороге есть знаки, предупреждающие, что трасса платная. Лучше всего для оплаты возить с собой мелочь, хотя купюры и карточки тоже принимают (карточки - не все, нужен какой-то специфический чип). У платной дороги всегда или почти всегда есть бесплатная альтернатива (можно настроить GPS, чтобы он их объезжал) - это, как правило, дольше, но зато намного живописнее.
Cкоростные ограничения - город 50 км/ч, загород 90, трасса - 110, автобан - 130. Везде камеры!!!
Бензин - достаточно дорогой и цены не него не регулируются, т.е. разные на разных заправках (даже на заправках одной фирмы могут отличаться цены!). Поэтому стоит приглядываться, где дешевле.
Парковки - в небольших городах обычно бесплатные, в центре и крупных городах могут быть платные зоны с платежным автоматом (помечены цветом) или платные парковки. В целом, проблем с парковкой не было, за исключением центра Руана.

Тактическое планирование
У нас был изначально примерный план, что мы в какой день собираемся делать, но, естественно, он корректировался по ходу. Для планирования мы использовали путеводитель Rough Guide по Нормандии и Бретони . Также мы активно пользовались местными туристическими центрами - они в Нормандии в каждой деревне есть!!! - не стоит их игнорировать, там вам расскажут о текущих мероприятиях, дадут всякую полезную макулатуру и карты, порекомендуют место, где поесть или остановиться на ночь. Выясните даты фестивалей и расписание фермерских рынков в разных городах - и то, и другое стоит посещения.

  • Обращайте внимание на режимы работы музеев, ферм и прочих достопримечательностей, чтобы не наткнуться на закрытую дверь. Расписание может быть довольно экзотическим - сырная ферма может закрываться на "обеденный перерыв" с 12 до 14, а музей не работать по средам и пятницам.
Наши гостиницы
Hotel Stars Rouen - базовый отель в "морском стиле". Нормальное место для ночевки, очень разумная цена, бесплатная стоянка и удобный выезд на A13 - основную трассу из Руана. Удобен, только если Руан не основная цель поездки, и есть машина, т.к. не в центре города.
Hotel Le Canada, Hermanville-sur-mer - отель в маленьком приморском городе недалеко от Кена и Байе, в классическом нормандском фахверковом здании, вкусный завтрак, красивые комнаты. Недостаток - in the middle of nowhere, ближайшее кафе, например, - в паре километров:))
Éthic étapes Patrick Varangot, Saint-Malo - большой хостел с массой разных фишек и возможностей (общая комната, прокат велосипедов, разные мероприятия для гостей). Недостаток - очень спартанские комнаты (хотя новые и чистые), даже мыла не положат:))

Виза
Обычный шенген. Если честно, нам было муторно показывать в посольстве все наши перемещения (тем более, они к тому моменту еще были в стадии планирования), поэтому я забронировала на


0 отзывов

Практическая информация

Для кого: для всех
Продолжительность: 7 дней
Цена на 1 человека: 1530 € (64200 руб.) или 950 € (27300 руб.)

В стоимость маршрута по Нормандии-Бретани-Долине Луары включены:

  • транспортные расходы - аренда автомобиля на 7 дней - в среднем 490 € (20580 руб.) + бензин на весь маршрут около 320 € (13440 руб.), всего 810 € (34000 руб.) или общественный транспорт - около 228 € (9600 руб.)
  • проживание в отеле - от 350 € (14700 руб.)
  • расходы на питание - 210 € (8820 руб.)
  • плата за посещение достопримечательностей (упомянутых в маршруте) - примерно 160 € (6700 руб.)

Описание маршрута по Нормандии-Бретани-Долине Луары

Маршрут будет особенно интересен неисправимым романтикам, ведь путешествие по Франции захватываети волнует, как новое чувство. Колоритные портовые городки, великолепные старинные замки, королевские сады и парки, изрезанные морем, живописнейшие скалы и удивительные острова, мистические мегалиты и вид на океан - все это можно будет увидеть, воспользовавшись предложенным маршрутом.

Путешествие по северо-западу Франции, часть которого проходит вдоль побережья, удобнее совершить на арендованном автомобиле. Опытные самостоятельные путешественники могут воспользоваться для передвижений общественным транспортом.

День первый. Париж

Столица Франции - отправная и конечная точка нашего маршрута. Насладиться красотой Парижа и окунуться в его неповторимую атмосферу поможет , в котором можно выбрать наиболее интересные места для посещения.

Стоимость билета на поезд Париж-Руан: 22,8 €
Время в пути: 1-1,5 часа

День первый. Руан

Руан - чудесный средневековый город. Его главная достопримечательность - Руанский собор, с которого и следует начать прогулку по городу. Обратите внимание на астрономические часы и красивейшую готическую церковь Сен-Маклу. Любителям истории стоит отправится на площадь Старого рынка, где была сожжена Жанна Д’Арк и посмотреть на церковь и башню в ее честь. В городе находятся любопытные музеи: музей Современного искусства, музей Изящных искусств, музей Керамики, музей Кузнечного мастерства, музеи Гюстава Флобера и Пьера Корнеля. После осмотра Руана рекомендуем отправиться в деревеньку Алувиль, где расположена необычная часовня, построенная внутри древнего дуба.

Стоимость билета на поезд Руан-Бреоте: 11,5 €
Стоимость билета на автобус Бреоте-Этрета (№17): 2 €
Стоимость билета на поезд Руан-Гавр: 15,2 €
Стоимость билета на автобус Гавр-Этрета (№24): 2 €
Время в пути: 1-1,3 часа

День второй. Этрета

Время на посещение: три часа

Небольшой курортный город на побережье, знаменитый своими живописными скалами. Скалы Этреты вдохновляли многих писателей и художников: Делакруа, Моне, Мане, Оффенбаха, Дюма, Гюго и Мопассана. Внизу расположен симпатичный галечный пляж, на котором можно позавтракать, предварительно изучив график приливов-отливов.

Стоимость билета на автобус Этрета-Гавр (№24): 2 €
Стоимость билета на автобус Гавр-Онфлер (№20,39,50): 4,5 €
Время в пути: 1,5 часа

День второй. Онфлер

Время на посещение: три часа

Онфлер - один из наиболее красивых портов Франции. Здесь можно увидеть необычную бухту прямоугольной формы, по берегам которой находятся разноцветные узкие дома. Здесь стоит посетить церковь Святой Екатерины - самую большую деревянную церковь во Франции, церковь Святого Стефана, в которой находится городской музей и часовню де Грасс. Загляните в несколько художественных галерей и антикварных магазинов, которыми славится город.

Стоимость билета на автобус Онфлер-Довиль (№20): 2,3 €
Время в пути: 30-35 мин

День второй. Довиль

Время на посещение: три часа

Довиль - известный курортный город на побережье Ла-Манша, построенный в XIX в. специально для парижской знати. Городок очень любопытный, по нему просто приятно прогуляться или пройтись по магазинам. Модницам будет интересно узнать, что именно здесь был открыт первый бутик Коко Шанель. Здешние песчаные пляжи известны на весь мир, а для прогулок вдоль воды построен удобный деревянный настил, так что второй день можно завершить чудесным ужином на пляже.

Стоимость билета на поезд Довиль-Понторсон (с пересадкой): 36,2 €
Стоимость билета на автобус Понторсон-Мон-Сен-Мишель (№6): 3 €
Время в пути: 4,5-5 часов

День третий. Мон-cен-Мишель

Время на посещение: один день

Небольшой скалистый остров Мон-сен-Мишель, связанный с материком дамбой - известнейшая достопримечательность Франции. На его вершине находится монастырь и собор архангела Михаила. Вокруг аббатства - небольшой старинный городок, окруженный крепостной стеной. Здесь стоит не только провести весь день, но и переночевать в одной из гостиниц.

Стоимость билета на автобус Мон-Сен-Мишель-Понторсон (№6): 3 €
Стоимость билета на автобус Понторсон-Сен-Мало (№17): 4 €
Время в пути: 1,5-2,5 часа

День четвертый. Сен-Мало

Сен-Мало - замечательный старинный город на острове и побережье в устье реки Ранс. Главная достопримечательность - величественный собор Сен-Венсан. Стоит также осмотреть замок Лю Бо, прогуляться по его парку и посетить башню Солидор, расположенную практически на самом берегу. Внутри нее находится музей кругосветных мореплавателей, мемориал, посвященный Второй Мировой Войне, а также аквариум Виль-Жуан.

Стоимость билета на поезд Сен-Мало-Кемпер: от 45 €
Время в пути: 3,5-4 часа

День четвертый. Кемпер

Кемпер - старейший город Бретани. Здесь стоит посмотреть на готический собор Сен-Корентин, посетить Музей изящных искусств и Музей фаянса, а также просто прогуляться по мощеным улочкам и полюбоваться средневековыми домами и старинными мостами.

Стоимость билета на поезд Кемпер-Оре: от 15 €
Стоимость билета на автобус Оре-Карнак (№1): 3 €
Время в пути: 1,5 часа

День пятый. Карнак

Версаль - самая крупная и роскошная в Европе резиденция королевских особ. Она состоит из нескольких частей: дворец, где жили французские монархи и их приближенные (Большой Трианон), место для королевских развлечений (Малый Трианон) - уютное местечко, построенное для фавориток французских королей, а также сады и парк (вход в которые бесплатный). На территории дворцового комплекса также есть капелла, деревня Императрицы, театр Императрицы, Бельведер, Храм любви, грот, французский павильон и ферма. Билеты в Версаль можно купить заранее онлайн. В самом городе стоит посетить музей Ламбине, Королевский огород и Музей экипажей.

Стоимость билета на поезд Версаль-Париж: 3,35 €
Время в пути: 30-40 мин

День седьмой. Париж

Завершим путешествие в исходной точке, тем более, что вечером Париж особенно прекрасен. Воспользуйтесь маршрутом по Парижу, чтобы день стал по-настоящему запоминающимся, и помните, что самое вкусное игристое вино вечерами подают на Эйфелевой башне.

Место действия - начало мая 2017 г., мы в Париже и у нас есть неделя. Давно манили северные регионы Франции, а потому было решено потратить эту неделю именно на них.

Наш маршрут выглядел следующим образом (карта ):

День 1: Giverny - Rouen

Запрыгнув в арендованную машину, мы уезжаем из нелюбимого Парижа.

На пути в город Руан - ворота в Нормандию, есть как минимум одно место, достойное посещения - дом-музей Клода Моне. Если хотите увидеть воочию кувшинки, которые вдохновили мастера на многочисленные полотна и прославили его, - обязательно заезжайте в Живерни (около 80 км от Парижа).

Город Руан печально известен тем, что именно в нём сожгли на костре бедняжку Жанну д"Арк. Если абстрагироваться от этого печального события, то город очень красив и определенно достоин посещения.


Отель: Могу порекомендовать Mercure Rouen Centre Cathedrale (центрее некуда, есть подземная парковка, всё новенькое).

Еда: Не пропустите рынок на главной площади, а особенно рыбную лавку, где свежайшие морепродукты готовят прямо при вас.

День 2: Etretat - Fecamp

В 100 км от Руана находится городок Этрета - место притяжения всех туристов в Нормандии.

Именно в этом месте, по обеим сторонам от городка расположены известняковые отвесные скалы, которые так любил рисовать Моне! Вид со скал и правда завораживающий.. Подъём в гору довольно тяжел, однако поднимаются и пожилые люди, и с маленькими детьми.

Если вам повезёт найти в Этрета приличный отель, то вы можете тут же и заночевать, чтобы полюбоваться белыми скалами в вечерней подсветке. На мои даты в местных отелях не было мест, поэтому ночевать нам "пришлось" в городке Фекамп, что в 20 км от Этрета.

Фекамп - маленький портовый городок, известный тем, что именно тут монахи-бенедиктинцы придумали знаменитую настойку Бенедиктин. Говорят, что рецепт потерялся, но в прошлом веке некий предприимчивый человек его "нашёл" и сколотил огромное состояние на производстве напитка. Бенедиктин со льдом прекрасен! В городке есть целый дворец-музей, посвященный этому ликеру.

Note: Нормандское побережье печально известно боями, которые шли тут во время Второй Мировой Войны. На пути встречается много памятных табличек, укреплений, фортов. Также есть огромное кладбище и мемориал. Каждый для себя решает сам, посещать ли во время путешествия по Нормандии места воинской славы или же ограничиться только историческими и природными городами и достопримечательностями.

Ренн - довольно большой город, не впечатливший меня особо ничем. Хороший stop-over для ночёвки, не более.

День 7: Tours - Vouvray - Amboise

При планировании маршрута по Нормандии и Бретани у меня оставалась пара "лишних" дней, которые решено было потратить на Долину Луары!

Долина Луары - знаменитый винодельческий регион, тянущийся практически от океана до середины Франции. Виноградники расположены по обеим сторонам от реки (сама река, кстати, совершенно не выразительная и не симпатичная).

Просвистев 250 км от Ренна, мы сделали небольшую остановку и размяли ноги в Туре, а от Тура вдоль реки Луары поехали в сторону виноделен.

Могу порекомендовать (1) экскурсию и тейстинг на винодельне Marc Bredif в регионе Вувре - гид говорит на хорошем английском, дегустация стоит не дорого, как и само вино (есть даже игристое), (2) биодинамическую винодельню Domain Vigneau-Chevreau (экскурсии нет, только дегустация и продажа), а также (3) семейную винодельню Caves du Pere Auguste - возглавляет ее внук основателя, работают там почти одни только члены семьи!

Отель: В Долине Луары мне очень хотелось остановиться в старинном шато, желательно с хорошим рестораном. Путём долгих поисков выбор пал на Chateau de Pray , основанное в 1244 году! Очень красивые интерьеры, небольшая, но ухоженная территория.

Еда: При шато работает ресторан с одноименным названием с одной звездой Мишлен, бронирование обязательно. Если кратко - еда вкусная, но обслуживание просто ужасающе медлительное и долгое! Наши два блюда растянулись на 3,5 часа!! Это непозволительно, на мой взгляд - так мучить гостей!

День 8: Chenonceau - Sancerre

Долина Луары знаменита не только винами, но и замками, коих тут несколько десятков. Один из самых известных - замок Шенонсо, построенный в 16 веке и принадлежавший в разные годы Екатерине Медичи, женам и любовницам королей и т.д. В замке очень хорошо сохранились внутренние интерьеры, в том числе мебель, ковры, камины и т.п. Примечательной особенностью замка является мост-галерея, построенный через реку Шер! Во время Второй Мировой Войны противоположный берег был занят фашистами, и, говорят, почти всё время на замок были нацелены орудия, готовые его уничтожить в любой момент, но по какой-то счастливой случайности этого не случилось, и замок дошёл до наших дней в первозданном виде!

Апелласьон Сансер - очень известный винодельческий регион Франции и самый заменимый представитель вин региона Долина Луары (напряду с Пуйи-Фюме). Основной сорт винограда тут - савиньон блан.
Карта

Сам городок Сансер расположен на холме, а вокруг виноградники - вид потрясающий! Прикупив вина и сыра, мы устроили пикник прямо на крепостной стене=)

У нас не было времени забронировать экскурсию по винодельне, поэтому мы просто заехали на дегустацию практически в первую попавшуюся - Eric Louis.

Полюбовавшись Сансером, всплакнув над смешными ценами местных вин, мы погрузились обратно в машину и через каких-то 210 км уже были в Париже.

-=Реклама уникального отдыха во Франции=-

Итак, в октябре мы с Максом Верником ездили рыбачить в Нормандию. Поездка открытий. Во-первых, я впервые побывал в Нормандии. Во-вторых, впервые мы пили бренди всю дорогу. Бренди - это как коньяк, только из соседней деревни. Ну и, в-третьих, я впервые в жизни куда-то поехал, чтобы порыбачить.

01. Перед рыбалкой немного погуляли по Парижу. Времени особо не было, так что быстренько приобщились к прекрасному. Стеклянная пирамида Лувра.

02. Скульптуры в саду Тюильри за ментовским заборчиком

03. Из парка можно выйти на набережную Сены. Она теперь во многих местах пешеходная. А раньше здесь была дорога.

04. Макс Верник решил зайти на барахолку, прикупить товара в лавку. Но как оказалось, цены в Париже повыше, чем в Москве...

05. Парижский старьевщик

А теперь садимся в машину и едем на север! Туда, где рыба и домик на озере.

06. По пути проезжаем простые французские деревни.

07. Красиво

08. Французские коровки

09. Лошадки

10. Бараны

11. В французской деревне время остановилось. Большинство домов не меняются столетиями. Только спутниковые антенны и машины выдают, что на дворе 21 век.

12. Все очень аккуратно и чисто.

13. Приехали в Фекан — городок в Верхней Нормандии. Он построен вокруг небольшой бухты, которая служит торговым и рыболовецким портом. Так выглядит вход в эту бухту. В ширину он составляет около 50 метров.

14. Та часть города, которая расположена к югу от бухты, — равнинная, а северная часть города отстроена на скалистой возвышенности.

15. Фекан — это город рыболовов. Он стал известен еще в X веке благодаря тому, что тут готовили вкусную соленую и копченую селедку. А в XVI веке тут начали ловить треску. Сейчас рыбный промысел ограничили — его разрешено вести только в прибрежных водах.

16. Но еще тут есть река Вермонт, и если вы отправитесь вверх по ее течению, то доберетесь до серии прудов, в которых тоже можно порыбачить. Именно туда мы и отправились.

17. Вот такой домик сняли. Он стоит прямо на воде и рыбачить можно из спальни) Ну или с террасы. Шикарное место.

18. Сами нормандцы без стеснения называют свой край рыболовным раем. Здесь вам могут предложить морскую, пресноводную и пешую рыбалку (это когда люди ходят по берегу и собирают крабов и моллюсков). Для пресноводной рыбалки, на которой мы остановились, в Нормандии приспособлено очень много рек, каналов, прудов и болот.

19. В прудах можно поймать карпа, щуку или форель. Верник сказал, что будет закусывать живой рыбой... Но его отговорили в итоге.

20. На ужин нам попалась форель.

21. Пока ужин готовится, неплохо пропустить бокальчик-другой.

22. Остаток вечера прошел за ужином, душевными разговорами и бренди. А на следующее утро было так.

23. Домик соседа

24.

25.

26.

27. Встретили нормандский рассвет, в последний раз взглянули на Фекан и отправляемся дальше!

28. Следующая остановка - еще один городок на побережье пролива Ла-Манш, который называется Этрета.

29. В основном он известен благодаря скалам, образующим красивые природные арки. Благодаря им Этрета стала одним из главных туристических центров Нормандии. В городе живет всего полторы тысячи человек, но летом сюда съезжается большое количество путешественников. Если в Фекан приезжают рыбачить, то в Этрету отправляются насладиться нормандской природой.

30. Городская набережная. Если смотреть на север, то вы увидите арку под названием «Верхние ворота».

31. В свое в время в Этрете жили многие известные художники, например, Клод Моне. У него есть несколько картин, на которых он запечатлел открывающиеся отсюда виды. Вот одна из них с тем же видом.

32. А если вы повернетесь на юг, то перед вами будут «Нижние ворота». Рядом с ней — остроконечная скала, которую зовут «Иглой». Французский писатель Морис Леблан написал о ней книгу под названием «Полая игла». По сюжету в ней были спрятаны королевские сокровища.

33. Тоже картина Клода Моне с «Нижними воротами».

34. В некоторых местах утесы достигают в высоту 100 метров. В воде видна стая рыб!

35.

36. Маяк «Антифер». Его построили в 1894 году, но он был полностью разрушен во время Второй мировой войны. Раньше он находился ближе к обрыву, но при восстановлении его решили передвинуть подальше от разрушающегося края утеса.

37. Старый бункер

38. Больше всего меня поразило, что за 70 лет с окончания войны бункер никто не развандалил и и даже не оставил ни одной надписи на стенах! Бетон крошится, арматура проржавела, но стены чистые! Как такое возможно? Просто удивительно. У нас такие объекты обычно покрыты многочисленными надписями и отметками, кто, где и когда.

39. В итоге могу сказать, что есть две причины есть в Нормандию: первая - красивое морское побережье со скалами, а вторая - потрясающие условия для всевозможных видов рыбалки. Эта часть Франции отлично подойдет для мужского отдыха в компании друзей и хорошего французского бренди. В общем, приезжайте и пробуйте сами. Хорошей рыбалки!

Общественный транспорт Нормандии развит достаточно хорошо, поэтому удобен и для туристических передвижений. Практически в каждом городе есть своя автобусная сеть, а в городах Кан, Гавр и Руан также функционирует трамвайная линия.

Автобусы в Нормандии

В городе Кан имеется 20 городских автобусных линий, которые позволяют быстро и удобно добраться в любую точку города. Время ожидания автобуса зависит от маршрута, но в среднем составляет примерно 15-30 мин. График работы автобусных линий различается, поэтому лучше уточнить его .

Также по городу в ночное время суток курсирует автобус NOCTIBUS. Он ходит каждые полчаса в четверг с 00:30 до 05:00 и каждый час в пятницу с часа ночи до 05:00. В субботу последнее отправление ночного автобуса 06:00.

Трамваи в Нормандии

Трамвайные линии Кана делятся на две ветви А и В, они охватывают практически все крупные объекты. Между станциями Коперника и Пуанкаре, линии А и В имеют одинаковый маршрут. Курсирует каждые 8 минут на линии А и В, и каждые 4 минуты на общей линии между станциями Пуанкаре и Коперника. Трамвай работает с 05:30 до 00:30 с понедельника по субботу и с 08:30 до 00:30 по воскресеньям. Маршруты можно посмотреть .

Одним из самых популярных видов общественного транспорта в Руане является трамвай. Сейчас в Руане поезда ходят по двум маршрутным линиям: Ligne Technopôle и Ligne Georges Braque. Первый поезд стартует в 04:30 утра, а последний в 23:00. Интервалы между поездами в будни составляют около 4 минут, достигая 10 минут в выходные.

Билеты на «метро» действительны те же, что и на другой общественный транспорт города. Билет на одну поездку позволяет ехать в течение одного часа на всех видах общественного транспорта, включая 6 пересадок.

Билеты

Билет на одну поездку составляет 1,35 € в городе Кан, 1,50 € в Руане, в остальных городах проезд обойдется примерно в 1,20 €, действителен в течение одного часа с первого прохода. Билет на неограниченное количество поездок, действительный 24 часа с момента первого прохода обойдется в 3,75 € в городе Кан, 4,40 € в Руане остальных городах проезд обойдется примерно в 3,40 €. Билет можно приобрести на трамвайных и автобусных остановках.