Мраморный дворец.

В историческом центре Санкт-Петербурга на Дворцовой набережной находится удивительное здание – Мраморный дворец, шедевр архитектуры XVIII столетия, где впервые во внешнем и внутреннем убранстве был так широко использован натуральный камень — гранит и мрамор.

Вот уже четверть века здание входит в состав , который в его залах развернул деятельность по популяризации современного изобразительного искусства, освещая роль творчества соотечественников в мировой культуре.

Историческая справка

В петровские времена на этом месте был Почтовый двор. Деревянное двухэтажное здание во время пожара 1737 года полностью сгорело, и образовавшийся участок долгое время пустовал, до тех пор, пока Екатерина II не распорядилась возвести здесь дворец для своего фаворита Григория Орлова. Преисполненная благодарности к братьям Орловым, с помощью которых она взошла на российский трон, императрица проявляла поистине царскую щедрость, не жалея средств на создание прекрасного дворца, лично отслеживая продвижение работ и набрасывая эскизы.

Разработка проекта была поручена итальянскому архитектору Антонио Ринальди, он также осуществлял руководство стройкой. Для воплощения необычного замысла мрамор разных оттенков и сортов доставлялся из Италии, Греции, России, после чего требовалась кропотливая и длительная его обработка. Затянувшееся почти на два десятилетия строительство завершилось лишь в 1785 году, уже после кончины Орлова.

Екатерина II, выкупив дворец у наследников светлейшего князя, подарила его своему внуку Константину, который поселился в нем спустя 10 лет — только после женитьбы. Вскоре бабушка выселила внука за скверное поведение: 16-летний владелец дома стрелял крысами из пушки прямо в помещении, пугая супругу.

В 1797 году дворец сделался пристанищем последнего короля Польши и его свиты. Утративший власть в своей стране Станислав II Август провел здесь последние два года жизни.

Во дворец вновь вернулся Константин Павлович, получивший титул цесаревича (наследника) в 1799 году, а после его отречения от престола дворец отошел в казну.

До конца имперского правления Романовых резиденция принадлежала еще двум великим князьям по имени Константин: сыну Николая I – Константину Николаевичу (адмиралу и одному из авторов крестьянской реформы), а затем его внуку – Константину Константиновичу (президенту Академии наук и поэту Серебряного века). Не удивительно, что дворец официально переименовали в Константиновский.

В советское время в здании находился филиал Центрального музея Ленина, а перед восточным фасадом был установлен броневик, аналогичный тому, на котором Ильич выступал по прибытии в Петроград. Позднее бронеавтомобиль передали в артиллерийский музей, а постамент в 1994 году заняла конная статуя Александра III, выполненная Паоло Трубецким в начале XX века — эта самая крупная и монументальная работа прославленного итальянского скульптора-импрессиониста завершила десятилетний период его пребывания в России. Вызвавший в обществе противоречивые оценки (многие усмотрели в нем карикатуру на царя), памятник все же был установлен на площади перед Московским вокзалом, а с 1937 года хранился в запасниках Русского музея. После того, как в 1992 году Мраморный дворец стал филиалом Русского музея, и была принята новая концепция по его использованию — «Русское искусство в контексте мирового», произведение Трубецкого сочли уместным приобщить к экспозиции.

Архитектура здания

Все фасады здания, выполненные в стиле раннего классицизма, облицованы в нижней части темно-красным гранитом. В верхней части на светло-сером гранитном фоне выделяются четвертичные колоны из розового мрамора, которые чередуются с оконными проемами.

Фасад Мраморного дворца со стороны набережной Невы.

Наличники окон из серого мрамора контрастируют с беломраморными гирляндами, размещенными между рядами окон второго и третьего этажей. По всему периметру аттика установлены вазы из серого доломита. Оформление здания, дошедшее до нас в первозданном виде, имеет большую художественную ценность.

Главный восточный фасад венчает башня с курантами. По обеим ее сторонам расположены фигуры, символизирующие Щедрость и Верность. Статуи выполнены выдающимся русским мастером Ф.B. Шубиным, более 40 работ скульптора украшают внутреннее убранство дворца.

По замыслу Антонио Ринальди внутри здания идею каменной отделки фасадов продолжает парадная мраморная лестница, выполненная в сдержанной гамме серых тонов, строгая и величественная одновременно. Ее аллегорический скульптурный ансамбль уникален, так как является единственным в своем роде произведением XVIII века в Петербурге, дошедшим до наших дней. В нишах между первым и вторым этажами установлены четыре беломраморные статуи – утро, день, вечер, ночь – олицетворяющие возрастные категории: детство, юность, зрелость и старость. На следующем этаже в прямоугольных нишах женская и мужская фигуры символизируют весеннее и осеннее равноденствие. Весь ансамбль посвящен Григорию Орлову и прославляет его подвиги.

В середине XIX века во дворце произвели капитальный ремонт и реконструкцию под руководством архитектора А. Брюллова. Он создал проекты новых интерьеров парадных и жилых помещений, применив различные стили, используя разнообразные материалы.

Экспозиция и достопримечательности

На первом этаже основного здания Мраморного дворца расположены гардероб, касса и другие вспомогательные помещения (кстати, заметим, что на момент написания статьи кафе для посетителей дворца не было предусмотрено — учитывайте это, если планируете длительный осмотр).

Парадные залы

Парадные залы и значительная часть постоянной экспозиции находится на втором этаже. Главным помещением дворца является Мраморный зал, который поражает великолепием отделки с применением греческого и итальянского, карельского и уральского мрамора разных цветов, а так же прибайкальского лазурита.

Мраморный зал.

Первоначально одноэтажный, после реконструкции А. Брюллова, увеличившего пространство за счет удаления перекрытий, зал стал двухъярусным. Свет, проникающий через два ряда окон, отражается от стен, создавая непередаваемый эффект внутреннего свечения камня. Зал украшен многочисленными барельефами, а также плафоном «Амур и Психея».

Большим вниманием у посетителей пользуется «Орловский» зал, через который нужно пройти, чтобы попасть в вышеупомянутый Мраморный зал.

«Орловский» зал.

Неизменное восхищение вызывает его роскошная лепнина потолков, богатая роспись плафонов, сложный рисунок наборного паркета.

Потолок в «Орловском» зале Мраморного дворца.

Стены «Орловского» зала так же украшены лепниной и горельефами.

Горельеф в «Орловском» зале Мраморного дворца.

Парадные залы второго этажа — Лаковый и Китайский, Греческая галерея, Зимний сад и Царская гостиная были отреставрированы в 2002 — 2010 годах.

«Музей Людвига в Русском музее»

Исторические интерьеры восстановлены лишь в нескольких залах дворца — реставрационные работы в других залах продолжаются до сих пор. Большинство помещений представляют собой белый куб, который вполне соответствует размещенным в нем живописным полотнам Роя Лихтенштейна, Ильи Кабакова или Игоря Макаревича.

Работа Игоря Макаревича.

В простом обрамлении выигрышно смотрится и современная скульптура, представленная работами Класа Ольдернбурга, Гриши Брускина, Владимира Янкилевского и других авторов.

Владимир Янкилевский. «Триптих № 14».

Появлению таких произведений музей обязан коллекционерам Ирене и Петеру Людвиг. В 1994 году они передали в безвозмездный дар Русскому музею часть своего шикарного собрания. Большая табличка при входе в экспозицию содержит полный перечень художников и скульпторов, работы которых выставлены: Уорхол, Пикассо, Берроуз, Бойс, Раушенберг, Люперц, Вессельман и много других не менее громких имен.

Том Вессельман. «Рисунок из стали».

Здесь американский поп-арт соседствует с русским импрессионизмом, все мыслимые и немыслимые жанры актуального искусства представлены в нескольких выставочных залах.

Эта единственная в России постоянно действующая экспозиция произведений второй половины XX века дает возможность проследить тенденции развития русского актуального искусства и место, занимаемое им в контексте мирового.

Экспозиция в «Музее Людвига».

Кроме того, неформальному искусству посвящаются и другие многочисленные временные выставки, которые регулярно проводятся в залах музея. Напомним, что экспозиция «Музей Людвига в Русском музее» так же находится на втором этаже.

Коллекция братьев Ржевских

Еще одна постоянная экспозиция на втором этаже Мраморного дворца — это коллекция петербуржских собирателей братьев Ржевских, также подаренная Русскому музею. Большую часть коллекции составляют картины маститых художников XVIII – ХХ веков, среди них: И.К. Айвазовский, И.И. Машков, Б.М. Кустодиев. Кроме того присутствует графика, скульптура, мебель и интерьерная бронза, замечательный фарфор. Особенный интерес представляют редкостные экземпляры часов, входящие в собрание, — напольные, каминные, дорожные. Они выполнены мастерами конца XVIII – начала XIX столетий, отличаются утонченным декором, обладают уникальными механизмами, боем с исполнением различных мелодий.

Что касается основного здания Мраморного дворца — выше перечислены все постоянные экспозиции. Отметим, что на третьем этаже регулярно устраивают временные выставки.

Экспозиция «Константин Романов — поэт Серебряного века»

Отдельного упоминания заслуживает мемориальная экспозиция «Константин Романов — поэт Серебряного века», расположенная на первом этаже левого крыла дворца в бывших покоях великого князя. Сюда попадают только в составе тематической экскурсии, проводимой сотрудниками дворца.

Один из наиболее ярких представителей эпохи рубежа XIX – XX веков, К.К. Романов – общественный и государственный деятель — главной своей любовью считал музыку и поэзию. Разносторонне одаренный, он писал поэмы, пьесы, критические статьи. Его лирика вдохновляла лучших композиторов, а сам Романов писал романсы на стихи русских классиков. Его перевод шекспировского «Гамлета» считается одним из самых удачных, вышедший в свет в 1899 году, он неоднократно переиздавался.

Подлинные интерьеры личных апартаментов отлично сохранились и погружают посетителей в атмосферу эстетических пристрастий владельца. Кабинет и музыкальная гостиная выполнены из красного дерева в готическом стиле, где каждая резная деталь неповторима. Есть потайные двери. Здесь царит таинственная и загадочная обстановка уединения, которое так ценил автор лирических строк, скрываясь за лаконичной подписью — «К. Р.»…

Где находится и как добраться

Музей расположен на одной линии с Зимним дворцом (Эрмитаж) перед Марсовым полем, в районе Троицкого моста, по адресу: улица Миллионная, 5/1, на которую выходит южный фасад здания.

Ближайшая станция метро — «Невский проспект», но от нее нужно пройти минут десять по набережной канала Грибоедова и затем вдоль Марсова поля в сторону Невы.

Среди множества архитектурно-исторических памятников мира есть особенные, воплотившие в себе целый пласт архитектурных направлений, имена и судьбы знаменитых личностей прошлых столетий. Ярким примером этого может служить Мраморный дворец в Санкт-Петербурге – колоссальное величественное сооружение, настоящая «мраморная сказка». Сейчас это один из знаменитых туристических объектов «Северной Венеции», поражающий грандиозностью размеров, великолепием и виртуозностью художественного оформления. Богатейшая история дворца, связанная с царской династией Романовых, не может не волновать и интересовать людей 21 века.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 декабря:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000KGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров на Кубу от 100 000 руб.

В мобильном приложении Travelata действует промокод - AF600GuruMOB. Он даёт скидку 600 рублей на все туры от 50 000 рублей. Скачать приложение для и

Обустройство кабинета

В оформлении интерьера кабинета в основном использовано натуральное дерево и кожа. Стены, украшенные высокохудожественными полотнами и портретами, оклеены позолоченными кожаными обоями, иллюстрированными царскими гербами. Потолок обшит красным деревом, из разных сортов дерева изготовлена мебель, дубовый паркет устилает пол. Кресло князя, опирающееся на передние «ножки» в виде позолоченных лебедей с поднятыми крыльями – особенный раритет кабинета.

Другие залы апартаментов

В интерьерах других комнат также присутствует в оформлении дерево. Особой любовью хозяина пользовалась Музыкальная «готическая» гостиная, отделанная необычайно живописно в готическом стиле деревянными ажурными панелями внизу и оклеенная кожаными обоями серого цвета с позолоченным орнаментом. Изящный макет готического храма, установленный на панели, украшает одну из стен гостиной. Чёрный лакированный рояль старинной работы символизирует назначение комнаты.

Владельцы

Смену владельцев Мраморного дворца, диктуемую временем и обстоятельствами, можно выстроить в символический ряд.

Первый хозяин дворца – ближайший фаворит Екатерины Г. Орлов, генерал-адъютант и обладатель множества других чинов и званий стал владельцем дворца, не дожив до его официального открытия 2 года (умер в 1783 г).

  • Второй владелец – внук Екатерины Константин Павлович был хозяином дворца до 1831 года. Причём в 1797-98 г. здание было отдано под резиденцию последнего польского короля С. А. Понятовского, который скоропостижно умер в 1798 г).
  • Третий владелец – другой внук императрицы Константин Николаевич пожалован дворцом в 1832 г, когда ему исполнилось 5 лет. До совершеннолетия князя в здании жила многочисленная придворная челядь. Став женой князя, владелицей дворца наряду с ним была великая княгиня Александра Иосифовна, яркая выдающаяся личность своего времени. В течение жизни К. Н. (1827-92) дворец назывался Константиновским.
  • Четвёртым хозяином стал следующий внук Екатерины I — наследный князь Константин Константинович, владевший зданием до 1915 г., сделав дворец своеобразным храмом искусства. В великолепных залах устраивались драматические представления, проходили музыкальные концерты великих музыкантов и композиторов, организовывались творческие встречи писателей и поэтов.

Выставки и экспозиции

В советское время в нескольких залах Мраморного дворца был организован филиал Центрального музея В. И., что явилось первым примером использования памятника архитектуры в новом качестве, соответствующем запросам общества. Работой по реконструкции помещений руководил архитектор Н. Лансере, и музей открыли в печально памятный для страны — 1937 год. Экспозиции музея подробно знакомили посетителей с жизнью и революционной деятельностью вождя пролетариата.

Современная концепция – пропаганда искусства

Сегодня самое красивое здание северной столицы, переданное Русскому музею – центр демонстрации произведений «русского искусства в сочетании с мировыми тенденциями. Здесь посредством постоянных и временных экспозиций и выставок широко представлены предметы живописи, скульптуры и других жанров. Регулярно организовываются разнообразные тематические экспозиции:

  • Коллекция братьев Ржевских (шедевры графики, живописи, скульптуры, предметы прикладного искусства – всего 503 экземпляра).
  • Константин Романов – поэт Серебряного века (в аутентичной обстановке его кабинета и Музыкальной гостиной).
  • Музей Людвига (произведения немецкого классического искусства 19-21 в).
  • Диалог немецких скульпторов Э. Барлаха и К. Кольвица с русскими современниками (220 произведений модернистов и работы российских мастеров).

Помимо этого, постоянно проводятся временные выставки, демонстрирующие мировое искусство.

Легенды и предания

Как и все значительные архитектурные памятники, история Мраморного дворца окружена мифами. Одно из преданий гласит, что при закладке фундамента в него замуровали ящик, доверху набитый царскими монетами. Хотя точных сведений об этом нет, но слухи о таинственном ящике продолжают жить. Существует легенда о том, почему императрица отбирала подаренный Константину Павловичу дворец. Якобы за то, что тот, будучи 16-летним, стрелял из пушки живыми крысами, пугая свою юную жену. Одна из легенд повествует о потайной двери, через которую Екатерина проникала на свидание с Орловым, когда ещё шло возведение дворца.

Мраморный дворец является первым архитектурным комплексом, облицованным природным камнем. Создание этого шедевра, одного из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга уходит в далекое прошлое, и таит в себе немало интересных фактов.

История

На месте где сейчас расположен мраморный Дворец, в 1706 году был построен Питейный дом, затем с 1714 по 1716 года в этом месте по проекту Доменико Трезини был выстроен Почтовый двор с пристанью. Первоначально Почтовый дом был Мазанковым зданием, затем после перестройки появились деревянные двухэтажные дома. Здесь часто любил проводить торжественные мероприятия Петр I. в настоящее время Почтовая набережная именуется Дворцовой, а на месте Почтового Двора был выстроен Манеж, который впоследствии сгорел.

Создание комплекса

Знаменитым итальянским архитектором Антонио Ринальди с 1768 по 1785 года был построен Мраморный дворец. Идея о создании величественного архитектурного комплекса, принадлежит Екатерине II. Императрица по завершению строительства, хотела подарить Дворец своему фавориту Григорию Григорьевичу Орлову. Такой щедрый подарок, был в знак благодарности за отвагу и преданность в событиях 1762 года. Именно этот момент стал ключевым, для того чтобы Екатерина II оказалась на русском престоле. Ответным шагом графа стал огромный персидский бриллиант «Надиршах». В наше время камень известен под названием «Орлов».

Первый камень был заложен в 1769 году. Ежедневно около 150 каменщиков трудились над созданием дворца. Строительными работами руководил Михаил Иванович Мордвинов, а архитектурный надзор осуществляли Антонио Ринальди и Петр Егоров. Императрица лично посещала строительную площадку, и лучших работников вознаграждала монетами.

Плиты мрамора и гранита были привезены 1768 году, а уже в 1769 году были возведены кирпичные своды и стены. Обработка природного камня была осуществлена с 1770 по 1774 года. А отделка мрамором и гранитом была начата в 1774 году. С Антонио Ринальди произошел несчастный случай, после этого ему пришлось покинуть Россию и вернуться в Италию.

Описание дворца

У самого входа во дворец установлена надпись «Здание благодарности», немного выше расположена башенка с часами, а рядом находятся две фигуры: справа – Верность, слева – Щедрость.

В восточной части был построен служебный корпус. Здесь располагались конюшни, каретники, комнаты для прислуг. В западной части располагались помещения для хозяйственных нужд.

В Мраморном дворце парадная лестница украшена статуями: Утро, День, Вечер и Ночь. Каждая из них символизирует самое дорогое, что есть на каждом этапе жизни у человека. Утро – это детство, самая беззаботная пора. День – юность, время, когда только начинается жизнь. Вечер – это зрелость, когда уже многое прожито, но еще столько впереди. Ночь – старость, когда прожито все, и осталось только наслаждаться отдыхом.

Поднимаясь на второй и третий этаж, можно увидеть скульптуры, олицетворяющие весеннее равноденствие. Все скульптуры на Парадной лестнице были созданы в честь доблести, твердости духа и отваги Григория Орлова.

На первом этаже располагались кухни и котельные. Все служебные помещения были оборудованы всеми необходимыми механизмами.

Второй этаж представляет собой особую ценность. В его северной части расположена Большая Невская анфилада. В эту часть дворца можно попасть с Парадной лестницы. Далее если идти через Овальную проходную, то можно попасть в Лаковый зал. А если прогуляться через Большую столовую, то можно увидеть сердце дворца – Мраморный зал. Именно здесь расположены знаменитые барельефы «жертвоприношение», они были изготовлены для Исаакиевского собора Антонио Ринальди. Далее расположен Орловский зал, здесь можно увидеть различные экспозиции которые повествуют о доблести и величии братьев Орловых. После него находится Екатерининский зал, посетив его можно узнать детали жизни великой императрицы. С южной стороны к Екатерининскому залу, расположены личные покои графа Орлова.

В юго-восточной части дворца расположена Картинная галерея. В ней представлены около 206 шедевров живописи. Здесь можно увидеть творения таких мастеров как Рембрандт, Пуссен, Рафаэль и многих других.

На третьем этаже расположены жилые покои, библиотека, гостиные комнаты, а также китайская диванная.

Жизнь дворца после постройки

К сожалению, граф Григорий Орлов не дожил до окончания строительства дворца. Он умер 1783 году 13 апреля. После того как граф умер, Екатерина выкупила дворец у его наследников, и отдала в качестве подарка своему внуку Константину Павловичу.

Дворец пустовал около 10 лет, но после женитьбы Константин Павлович решил создать семейного гнездо на территории Мраморного дворца. Но недолго ему пришлось наслаждаться подарком Екатерины, так как он был выслан по ее же приказу за плохое поведение с женой.

С 1795 по 1796 года во дворце жил пленник Тадеуш Костюшко, он являлся лидером польских конфедератов. После смерти Екатерины, он был освобожден Павлом I. С 1797 по 1798 года дворец принадлежал бывшему польскому королю Станиславу Августу Понятовскому. Но в 1798 году после его смерти, Константин Павлович вернулся в свой дворец.

При Константине Павловиче, на территории дворца была открыта картинная галерея и большая библиотека. Можно смело сказать, что с его возращением дворец обрел новую жизнь.

В 1814 году Константина Павловича назначают наместником Царства Польского, и ему приходится покинуть Петербург. После его отъезда дворец перешел Придворной канцелярии.

1832 году 6 марта Николай І передал дворец своему второму сыну Константину Николаевичу. После пожара в Зимнем дворце 1837 года здесь хранились столовое серебро и иностранная библиотека.

1845 году 20 августа было решено начать перестройку Мраморного дворца. Проект перестройки принадлежал архитектору Александру Павловичу Брюллову. Было решено увеличить на один этаж перекрытие дворца. Затем рядом с Парадным кабинетом открыть библиотеку. И построить Большой зал, чтобы проводить концерты и музыкальные вечера. Также планировалось восстановить турецкие и греческие бани. Все, что было запланировано, было осуществлено в кратчайшие сроки, и уже в 1849 году 29 декабря Константин Николаевич со своей супругой въехали во дворец.

После смерти Константина Николаевича дворец перешел к его сыну Константину Константиновичу. С этого момента здесь часто проводились концерты и литературные вечера. Глобальных изменений при Константине Николаевиче с дворцом не происходило.

На территории Дворцового комплекса во время Первой мировой войны размещался госпиталь для раненных солдат. Несмотря на сложную ситуацию, вдова Константина Константиновича жила во дворце, но затем ей с детьми пришлось переехать в дом Жеребцова.

После окончания войны на территории дворца было размещено Министерство труда Временного правительства. Чтобы драгоценная коллекция художественных работ не пропала, ее перевезли в Эрмитаж. В разные времена здесь размещались различные учреждения. Так, например с 1919 по 1936 года здесь была Академия истории материальной культуры, Центральное бюро краеведения.

После того как академию закрыли, дворец бы передан Ленинградскому филиалу музея Владимира Ильича Ленина. По проекту Николая Евгеньевича Лансере, комплекс был перестроен. Была сохранена парадная лестница, а также знаменитый Мраморный зал. Музей открыл свои двери для посетителей 1937 году 8 ноября. В настоящее время на территории дворца проходят различные выставки, как местных, так и иностранных художников.

По некоторым источникам известно, что первый набросок дворца сделала сама Екатерина.

В фундамент дворца был замурован ящик с золотыми монетами.

По легенде говорится, что со стороны Мраморного переулка есть потайная дверь, якобы через нее ходили на свидание граф Григорий Орлов и Екатерина.

На территории дворца в 1883 году появился первый телефон.

В день открытия музея 1937 году 8 ноября у входа был установлен броневик, именного с него Ленин выступал в день прибытия в Петроград. В 1992 году броневик был отправлен в Артиллерийский музей.

Другие названия: Константиновский дворец, Музей В. И. Ленина.

Мраморный дворец - один из самых интересных дворцов Санкт-Петербурга, при его строительстве впервые в России применили натуральный камень: боле тридцати сортов мрамора и гранит. Мраморный дворец стал на многие годы резиденцией одной из ветвей рода Романовых - Константиновичей, хотя изначально предназначался совсем иному хозяину.

История создания Мраморного дворца

Проект дворца был создан по заказу Екатерины Второй итальянцем Антонио Ринальди, который состоял при русском дворе в должности архитектора более тридцати лет. По распоряжению императрицы в Мраморном дворце был установлен барельеф с его изображением (единственный дошедший до нашего времени портрет зодчего, выполненный в 1782 году Федотом Шубиным).

Дворец строили для графа Григория Орлова, имевшего множество заслуг перед Россией и являвшегося также любовником (а согласно некоторым современным источникам - и морганатическим супругом) Екатерины Второй. Над входом в Мраморный дворец по велению императрицы была сделана надпись «Здание благодарности».

Строительство здания началось в 1768 году и продолжалось 17 лет - строительство дворцов в России 18 века было делом небыстрым... Григорий Орлов до окончания работ не дожил - умер в 1783 году, после чего Екатерина выкупила дворец у его братьев за 200 тысяч рублей и в 1796 году подарила его по случаю бракосочетания своему второму внуку Великому князю Константину Павловичу. В бытность его хозяином дворца он многократно перестраивался, в том числе переделывал интерьеры дворца А. Воронихин, бывший в 1803-1810 годах придворным архитектором Великого князя. После смерти Константина Павловича в 1831 году дворец был выкуплен у его наследника - незаконнорожденного сына Павла в казну и в 1832 году был подарен императором Николаем Первым его второму сыну Константину Николаевичу, которому в то время было лишь пять лет. Высокородный владелец дворца продолжал жить с семьей, а во дворце продолжали жить придворные. Ситуация изменилась в 1849 году, после свадьбы Константин Николаевич с супругой переехали жить в Мраморный дворец, заново отделанный для них архитектором Александром Брюлловым.

Архитектура Мраморного дворца

Мраморный дворец занимает целый квартал между рекой Невой и Миллионной улицей, в плане имеет сложную форму, со стороны Миллионной улицы внутренний двор закрывает кованая ограда. Главный вход во дворец находится во дворе, восточный фасад здания увенчан изящной часовой башней, щедро декорирован колоннами, пилястрами, барельефами с военной арматурой и аллегорическими фигурами. Поскольку дворец являет собой образец постройки раннего классицизма, здесь ещё заметны черты барокко: изящная и вычурная форма часовой башни, причудливый контур крыши, создаваемый вазами, сложная форма парадной лестницы...

Медные оконные рамы второго этажа и балюстрады балконов сохранили позолоту конца 18 века.

Интерьеры Мраморного дворца

Более других помещений дух времени Екатерины Второй сохранили парадная лестница и Парадные залы дворца. Парадная лестница облицована мрамором, монолитные колонны и пилястры удивительно живописны, плафон «Суд Париса», венчающий перекрытие лестницы, был нарисован в 1784 году для украшения одного из залов дворца, а в 19 веке при реконструкции здания перенесен на нынешнее место. Напомним, что именно на лестнице можно видеть единственное портретное изображение архитектора Антонио Ринальди. Все скульптуры, украшающие лестницу были созданы из итальянского мрамора Ф. Шубиным специально для Мраморного дворца и сейчас занимают свои исторические места.

Совершенно уникален Мраморный зал дворца, сохранивший свое убранство с конца 18 века. Украшая зал, Ринальди использовал сочетания разноцветных русских и итальянских мраморов, на фоне этого разноцветного великолепия выделяются исключительной белизной барельефы работы известного русского скульптора М. Козловского на темы пунических войн, прославляющие долг, верность отечеству, самопожертвование и великодушие античных полководцев. Дополняют убранство зала удивительной красоты цветной наборный паркет 18 века и живописный плафон мастера Торелли «Свадьба Амура и Психеи», написанный специально для Мраморного зала Мраморного дворца. В середине 19 века потолок зала подняли на один этаж и в нем появились прекрасные бронзовые люстры и мраморные камины с зеркалами в резных золоченых рамах.

Мраморный дворец

Мраморный дворец – самое старое здание на Марсовом поле, один из красивейших дворцов Санкт-Петербурга, сооружен в 1768–1772 годах на месте петровского почтового мазанкового двора по проекту Антонио Ринальди для фаворита Екатерины II графа Григория Орлова. Назван «Мраморным», потому что в его внутренней и внешней отделке использовались разные сорта мрамора. Долгое время во дворце находился Музей В. И. Ленина (ныне – филиал Русского музея).

Казалось бы – известное здание с известной историей. Когда я предложила Виктору Михайловичу эту тему, он засомневался. Но мы все же решили рискнуть. И получилось вот что.

Антонио Ринадьди, строитель Мраморного дворца, родился в 1709 году близ Неаполя. Учился у Луиджи Ванвителли, одного из крупнейших зодчих позднего итальянского барокко.

В 1752 Ринальди приезжает в Россию. Вернее, в Малороссию – так тогда называли Украину. Его пригласил Кирилл Разумовский, всесильный тогда гетман Малороссии. Гетманом он стал в 22 года, а в 18 лет был назначен президентом Академии наук. Все знали, что связано такое высокое назначение с тем, что его брат Алексей Разумовский был фаворитом императрицы Елизаветы Петровны и, по слухам, ее морганатическим мужем. Происходили Разумовские с Украины, в детстве пасли волов. У Алексея был дивный голос, его заметили, взяли певчим в столицу – а там на него обратила внимание императрица. Одно время Алексей Разумовский – «ночной император России», как его называли – был всесилен. Но оставил о себе добрую память: в политику не лез, зла никому не делал, сребролюбием не страдал и, говорят, до самой кончины держал в шкафу в кабинете пастушескую свитку, в которой когда-то явился в Петербург. И родных не забывал. Кирилл получил достойное образование и, став гетманом, решил сделать город Батурин столицей Малороссии. Да еще какой: дворец, каменные дома, университет… И Антонио Ринальди строит в Батурине гетманский дворец в стиле барокко. Когда в 1764 году Екатерина II отменяет гетманство, Батурин остается во владении Разумовских. Позднее Чарльз Камерон перестраивает дворец, с учетом планов Ринальди.

Антонио Ринальди

Первая постройка Антонио Ринальди в Петербургской губернии – собор Св. Екатерины в Ямбурге (Кингиссепп). Изящное легкое здание немного напоминает торт со сбитыми сливками и до сих пор является символом этого маленького города.

По приезде в Петербург Антонио Ринальди назвал себя «архитектором великой княгини». Это существенно. Ведь официально его заказчиком был Петр III. Видимо, Ринальди являлся сторонником будущей императрицы Екатерины II. Поэтому неудивительно, что, когда та взошла на престол, а Петр III скончался «от приступа геморроидальных колик» в Ропше, именно Ринальди становится ведущим архитектором Петербурга. Ораниенбаум – Катальная горка, Китайский дворец. Гатчина – Большой дворец. Царское Село – памятники воинской славы. Князь-Владимирский собор на Петроградской… Имя Ринальди связывают с особняком Мятлевых на Исаакиевской площади и – что самое интересное – с домом № 12 по набережной реки Мойки. Это последний пушкинский адрес. Сам Ринальди этот дом, конечно, не строил. Но в начале XIX века старый еще петровского времени дом, перестраивал неизвестный архитектор. И он взял прототипом Мраморный дворец, хотя, конечно, дом № 12 по набережной Мойки не получился таким роскошным. Некоторые специалисты считают: «по общему характеру абриса здания заметно определенное сходство с общим архитектоническим строем Мраморного дворца».

Мраморный дворец со стороны Дворцовой набережной. 2014 год

А еще о Ринальди известно, что был он романтиком, фантазером, энтузиастом своего дела – например, самолично разыскивал какие-то особенные мраморы для отделки в итальянских каменоломнях.

Увы, в 1784 году произошел несчастный случай: архитектор упал с лесов при осмотре Большого театра (на том месте, где сейчас – Консерватория). Он уехал в Рим, но до самой смерти в 1794 году получал пенсию, 1000 руб. в год, назначенную ему императрицей Екатериной II.

Но вернемся к Мраморному дворцу. Его называли «Домом благодарности» – ведь фаворит Екатерины II Григорий Орлов был активным участником переворота 1762 года, возведшего ее на престол. Одно время даже ходили слухи о том, что Екатерина собирается за него замуж. Но ей, видимо, подсказали, что навряд ли «госпожа Орлова» сможет оставаться императрицей Всероссийской.

Мраморный дворец со стороны Невы

Ринальдиевские фасады Мраморного дворца дошли до нас почти без изменений. Главный фасад – восточный, тот, что сейчас выходит в садик. Он заметно наряднее остальных. Сад первоначально простирался до Красного канала, соединявшего в XVIII веке Мойку с Большой Невой. (Он проходил вдоль западной границы Марсова поля и был засыпан в 1770-е годы). Здания Манежа (А. Брюллов, 1840-е годы) на противоположной стороне современного садика тогда не существовало. Северный фасад воспринимается через Неву, поэтому он более сдержанный, без мелких деталей. Основная «фишка» здесь – сочетание переливов мрамора и невской воды. Скульптурное убранство дворца выполнил замечательный мастер Федот Шубин.

Манеж, построенный А. Брюлловым, служебное, достаточно скромное здание. Но со стороны садика его украшает длинный барельеф «Принятие лошади на службу человеком». На нем изображены 33 коня – самый большой табун в городе! Автор барельефа – несравненный Петр Клодт.

Служебный корпус Мраморного дворца и фрагмент барельефа П. Клодта. 2013 год

Я уже упоминала, что Григорий Орлов не успел пожить во дворце. После его смерти дворец был взят в казну. Одно время в нем жил изгнанник – король Польши Станислав-Август Понятовский, когда-то фаворит Екатерины (его даже считали отцом Павла Первого). В Мраморном дворце король Станислав и умер. Похоронен он был в костеле Св. Екатерины на Невском (совместное творение Антонио Ринальди и Жан-Батиста Вален-Деламота), затем в 1938 году прах короля перевезли в Польшу и захоронили в бывшем родовом поместье Понятовских в 35 км от Бреста. Позднее эти земли присоединили к Белоруссии, могилу короля разграбили. Только в 1988 году, на волне перестройки, по просьбе польского правительства советская археологическая экспедиция занялась поисками остатков захоронения короля Станислава. Увы, сохранилось немного, и то, что сохранилось, было перевезено в Польшу и упокоилось, наконец, в храме Св. Иоанна в Варшаве. А про Мраморный дворец давно уже говорили: «Для одного фаворита построен, другой здесь умер».

Великий князь Константин Павлович

Следующий хозяин дворца, второй сын Павла I великий князь Константин, оставил о себе недобрую память. Человек он был грубый, вспыльчивый, настоящий солдафон. Жена его Анна Федоровна, герцогиня Саксен-Кобургская, пряталась в громадной вазе, когда Константин Павлович развлекался, стреляя холостыми зарядами из пушки вдоль коридоров дворца. В конце концов, бедная великая княгиня бежала к родителям. Запятнал себя великий князь и прямой уголовщиной – он и его собутыльники похитили и обесчестили некую г-жу Араужо, мать двоих детей. «Это была самая гнусная история, омрачившая начало царствования Александра». Несчастная женщина умерла, не выдержав издевательств и позора. Так как г-жа Араужо являлась иностранной подданной, а не бесправной русской, император Александр I повелел выплатить ее родственникам 20 тыс. руб. и отправил братца Константина подальше от России – наместником в Польшу.

Несколько утихомирить великого князя сумела польская красавица Жанетта Грудзинская, ставшая его морганатической супругой. Император Александр пожаловал ей титул княгини Лович. У Константина не было законных детей, и Мраморный дворец перешел к великому князю Константину Николаевичу.

Константин Николаевич, второй сын Николая I, по семейной традиции готовился к морской службе. Командовал фрегатом «Паллада» (позднее на нем совершил кругосветное путешествие Гончаров). Основал Русское географическое общество, «Морской сборник» – журнал, в котором печатались Гончаров, Станюкович и другие известные писатели. Константин Николаевич серьезно занимался делами Морского ведомства, и русский флот многим обязан великому князю. В семейной жизни он сначала был очень счастлив, женился на красавице герцогине Саксен-Альтенбургской, принявшей при крещении имя Александры Иосифовны. Но затем влюбился в балерину Анну Васильевну Кузнецову, побочную дочь великого трагика Василия Андреевича Каратыгина.

Великий князь Константин Николаевич

О второй семье великого князя знали многие. Император Александр III относился к поведению дяди резко отрицательно, но, несмотря на нерасположение к Константину Николаевичу, в 1883 году всем его внебрачным детям пожаловал отчество «Константиновичи», фамилию «Князевы» и личное дворянство, а в 1892 году – потомственное. Закончил свою жизнь великий князь Константин Николаевич парализованным, утратившим речь беспомощным стариком. За ним преданно ухаживала его нелюбимая жена.

Мраморный дворец перешел по наследству к старшему сыну Константина Николаевича тоже Константину. Константин Константинович вошел в историю русской литературы, как поэт КР.

В те беззаботные года

не знали мы житейской прозы,

как хороши тогда,

как свежи были розы.

Мраморный дворец,

Великий князь Константин Константинович

По складу характера, склонности к мистицизму и меланхолии, конечно, предпочел бы Константин Константинович другую жизнь, далекую от муштры и стрельбы. Но – Романовы должны были служить Царю и Отечеству в первую очередь на военном поприще. Это не обсуждалось. Поэтому пришлось поэту КР с самого рождения стать шефом 15-го Тифлисского гренадерского полка, юношей – начать службу в Морском ведомстве, которым руководил его отец, великий князь Константин Николаевич, а в дальнейшем – командовать Преображенским полком, быть начальником, затем – генерал-инспектором военно-учебных заведений. Из всех Романовых только сын Константина Константиновича Олег поступил до военной службы в высшее гражданское учебное заведение – Царскосельский лицей, и успешно окончил его. Кстати, именно Олег Константинович издал на свой счет рукописи Пушкина, сам писал стихи (правда, довольно слабые), – словом, пытался отойти от обязательных канонов поведения семьи Романовых. В начале Первой мировой войны Олег Константинович погиб на фронте.

Константин Константинович умер в 1915 году. Не увидел, как обрушилось здание Российской Империи, как погибла императорская семья. Не довелось Константину Константиновичу и узнать, что его сыновья Иоанн, Игорь и Константин вместе с великой княгиней Елизаветой Феодоровной, великим князем Сергеем Михайловичем и князем Владимиром Палеем были живыми сброшены в шахту близ Алапаевска. Из всех «Константиновичей» мужского пола смогли спастись только Гавриил (его буквально вырвала из лап чекистов балерина Нестеровская, на которой позднее в эмиграции князь Гавриил женился), да пятнадцатилетний Георгий.

И еще одна поэтическая страница из истории Мраморного дворца:

Ветер, полный балтийской соли,

Бал метелей на Марсовом поле,

И невидимых звон копыт…

И безмерная в том тревога,

Кому жить осталось немного,

Кто лишь смерти просил у Бога,

И кто будет навек забыт.

Анна Ахматова.

«Поэма без героя»

В Манеже после революции 1917 года жил ассиролог Владимир Казимирович Шилейко. В 1918 году он женился на поэтессе Анне Ахматовой, в которую давно был влюблен. Кстати, и сам Шилейко писал неплохие стихи:

В ожесточении годины

Последним звуком высоты,

Короткой песнью лебединой,

Одной звездой осталась ты.

Брак быстро распался. Шилейко, по выражению Ахматовой, был человеком «неприспособленным для совместного проживания», но отзвуки недолгой жизни на Марсовом поле остались в «Поэме без героя».

«Угол Марсова поля. Дом, построенный в начале XIX века братьями Адамини. В него будет прямое попадание авиабомбы в 1942 году. Горит высокий костер. Слышны удары колокольного звона от Спаса на Крови. На Поле за метелью призрак дворцового бала. В промежутке между этими звуками говорит сама Тишина».

Долгое время в Мраморном дворце размещался Музей В. И. Ленина. Говорят, это фактически спасло дворец от разграбления. Да и денег на ремонт и реставрацию такого музея, наверно, не жалели. Сейчас это филиал Русского музея. А в садике перед дворцом долгое время стоял броневик «Враг капитала», с которого, якобы, выступал Ленин. Дотошные историки ставят под сомнение сам факт выступления (немногие), тип броневика (несколько больше) и тот ли это броневик вообще или просто похожий (многие). Сейчас броневик переехал в музей по профилю – в Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. А его место «временно» (нет ничего более постоянного, чем временное) занял памятник Александру III работы скульптора Паоло Трубецкого. В 1899–1909 годах, когда Трубецкой работал над памятником, для этого была сооружена специальная мастерская-павильон из стекла и железа на Старо-Невском проспекте, неподалеку от Александро-Невской лавры. По мнению великого князя Владимира Александровича, Трубецкой создал карикатуру на его брата. Однако вдовствующей императрице Марии Федоровне скульптура понравилась, а ее мнение было решающим.

…на коне тяжелоступном,

В землю втиснувшем, упор копыт,

В полусне, волненью недоступном,

Недвижно, сжав узду, стоит.

Так В. Я. Брюсов выразил в стихотворении «Три кумира» свои впечатления от памятника.

Памятник Александру III у Мраморного дворца. 2013 год

Памятник далеко не прост – он может олицетворять и крепость устоев, незыблемость законов, твердость взглядов – и тупость, упрямство, тугодумие – смотря как относиться к личности императора Александра III.

Породил памятник и многочисленные эпиграммы:

На площади комод,

На комоде бегемот,

На бегемоте обормот,

На обормоте шапка.

(На обормоте шапочка,

Какого дурака этот папочка?)

Существует и другая эпиграмма

Третья дикая игрушка

для российского холопа:

Был Царь-Колокол, Царь-Пушка,

а теперь еще Царь-…

(рифму подставьте сами).

В революцию Знаменская площадь – место митингов. Памятник, видимо, сильно раздражал митингующих – то красный бант царю прицепят, то плакатик повесят со стишками Демьяна Бедного:

Позднее эти «бессмертные строки» выбили на пьедестале памятника.

В 1937 году в связи с реконструкцией площади Восстания и прокладкой трамвайных путей по Невскому проспекту памятник сняли и передали Русскому музею. Хранился он во дворе музея и во время Великой Отечественной войны едва не погиб. В начале войны сотрудники музея вырыли глубокую яму, но не смогли опустить в нее тяжелую бронзовую скульптуру. Пришлось ведрами и мешками носить песок с барж, стоящих на Мойке. В итоге, статуя была все-таки засыпана песком, обшита досками и сверху накрыта бревнами. Тем не менее, памятник Александру III оказался единственной в Ленинграде скульптурой, получившей прямое попадание артиллерийского снаряда. Однако, укрытие все-таки выдержало.

Сейчас Александр III «прописался» во дворике Мраморного дворца. Высокий пьедестал, созданный Федором Шехтелем, к сожалению, утрачен. Есть предложение: вернуть памятник на площадь, а находящуюся там стелу («Страшный сон парашютиста», «Штык в горле Невского проспекта») перенести на площадь Мужества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Другой Петербург автора Ротиков Константин Константинович

Глава 13 Миллионная улица. Мраморный дворец. Марсово поле. «Привал комедиантов» и «Бродячая собака» Теламоны Эрмитажа. - Рыцарь на Зимнем дворце. - Симпатичная личность Петра III. - Эрмитажные сотрудники. - Леня Канегиссер как тираноубийца. - Граф А. И. Соллогуб. -

Из книги Музеи Петербурга. Большие и маленькие автора Первушина Елена Владимировна

Дворец Меншикова Университетская набережная, 15.Тел.: 323-11-12.Станция метро: «Василеостровская».Время работы: вторник – суббота – 10.30–18.00, воскресенье – 10.30–17.00, выходной день – понедельник.Кассы закрываются за час до закрытия музея.История музеяЗдание построено в 1710–1714

Из книги Дворец в истории русской культуры. Опыт типологии автора Никифорова Лариса Викторовна

Михайловский дворец Инженерная улица, 4.Тел.: 318-16-08.Станция метро: «Гостиный двор».Время работы: понедельник – 10.00–17.00, среда -воскресенье – 10.00–18.00, выходной день – вторник.Кассы закрываются на час раньше.Для посетителей с ограниченной подвижностью. По вопросам

Из книги Заrадки старой Персии автора Непомнящий Николай Николаевич

Константиновский дворец в Стрельне: Дворец Конгрессов как топос гражданского общества Дворцы конгрессов появились в европейских странах в конце 1970-х– начале 1980-х годов. Конгресс как форма научного общения представляет собой одновременно организацию и самоорганизацию

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

Из книги Другая сторона Москвы. Столица в тайнах, мифах и загадках автора Гречко Матвей

Из книги Два Петербурга. Мистический путеводитель автора Попов Александр

Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

Слободской дворец Соседний дворец, обычно называемый Слободским, начал строить в середине XVIII века канцлер Бестужев-Рюмин для себя, чтобы удобно расположиться по соседству с государыней Елизаветой Петровной, коли той случится жить во дворце Лефортовском. Закончить

№ 17/46 Дворец Строгановых 1753–1754 гг., Ф.Б. Растрелли; 1788–1800-е гг., внутренняя перестройка, Ф.И. Демерцов, А.Н. Воронихин Старинный и знаменитый род Строгановых (Строгоновых), крупнейших в России промышленников и землевладельцев, внес огромный вклад в развитие отечественной

Из книги автора

№ 39 Аничков дворец 1741–1754 гг., М.Г. Земцов, Г.Д. Дмитриев, Ф.Б. Растрелли; 1776–1778 гг., перестройка, И.Е. Старов Обширная территория между Садовой улицей и Фонтанкой принадлежала в начале XVIII века приближенному Петра I, первому генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга

Из книги автора

Мраморный дворец Мраморный дворец – самое старое здание на Марсовом поле, один из красивейших дворцов Санкт-Петербурга, сооружен в 1768–1772 годах на месте петровского почтового мазанкового двора по проекту Антонио Ринальди для фаворита Екатерины II графа Григория Орлова.

Из книги автора

Княжой дворец Древнейшие сведения о княжеском дворце сообщает Ибн-Фадлан.Он говорит о том, что дворец князя представляет собой огромное помещение, где одновременно могут находиться до 400 человек. В нем стоит престол, на котором, возвышаясь над своими слугами, восседает