Описание

Третья София

Полоцкая София - живая история Беларуси, ее гордость. Величественное здание на берегу Западной Двины отсылает к временам славного Полоцкого княжества, к святой Ефросинье и расцвету древнего Полоцка. Софийский собор - душа города, а душу уничтожить не так уж просто.

Собор святой Софии стал одним из первых православных оборонных храмов на Беларуси. Он был построен между 1044-1066 годами. Полоцким князем в это время был легендарный Всеслав Чародей. Место для храма выбрали красивое - на правом берегу Двины, в том самом месте, где в нее впадает речушка Полота. От которой и пошло название города - Полоцк.

София в Полоцке еще раз подчеркнула высокое положение Полоцкого княжества, это был третий такой собор на восточнославянских землях - после Киева и Новгорода. Храм выглядел внушительно и напоминал плывущий над Двиной белый корабль.

Строительство Софии в Полоцке было связано с переносом центра города со старого городища. К сожалению то, что мы видим сейчас - не оригинальное здание, от древней Софии остались только фрагменты нижних стен и столпов, а также апсид высотой примерно 11 метров. Собор был схож с аналогичными соборами в Киеве и Новогороде - пятинефный крестово-купольный храм имел выделенную алтарную часть в центральной апсиде с синтроном и купол диаметром 5,85 метра.




Возле храма были построены крещальня и лестничная башня на княжеские хоры. Летописи свидетельствуют, что полоцкая София имела семь куполов. Главный купол был размещен в центре, его окружали четыре меньших купола. Крещальня и лестничная башня тоже имели свои купола. Не смотря на схожесть с киевским и новгородским храмами, полоцкая София имела свои особенности. Например, в ней отсутствовали галереи, кроме того храм имел три апсиды, а не пять.

Храм в Полоцке был расписан только фресками, в этом он повторял новгородскую Софию. Киевский собор мог похвастаться еще и мозаикой. Есть мнение, что все три храма строили одни мастера, приглашенные из Константинополя. Софийский собор стал центром общественной и культурной жизни древнего Полоцка. Здесь была расположена библиотека и архив, находилось казначейство и магистрат. Кроме того в храме хранились религиозные святыни, а еще здесь принимали послов из других земель. Иногда в официальных документах вместо названия города использовали название «Святая София».

У собора была непростая судьба, он много раз горел и разрушался. После 1569 года православный собор отдали униатам. Известный униат Иосафат Кунцевич тоже имел отношение к полоцкому собору. Он восстановил и перестроил храм после пожара 1607 года. Во время русско-польской войны Полоцк взяли войска царя Алексея Михайловича. Софию вернул православным верующим, но в 1667 году она снова стала униатской.

Страшная трагедия произошла во время Северной войны - святая София была взорвана. Петр I занял город и отдал храм обратно православной общине. Православные верующие отказались его принять, потому что боялись репрессий. Дальше существует несколько версий развития событий. По одной из них пьяный Петр I вместе с солдатами вторглись в храм, который тогда был униатским. Царь потребовал отдать ключи от царских врат, потому что там хранились мощи Иосафата Кунцевича. Когда монахи отказались, он собственноручно убил настоятеля и четырех монахов и приказал выбросить их тела в Двину.

У этой же версии есть немного другое истолкование. Рассказывают, что царь спросил, кто изображен на иконе и монахи ответили, что это святой Иосафат, убитый еретиками (то есть православными). Петр приказал арестовать монахов, но они стали сопротивляться и были убиты. Вот с этими печальными событиями и связывают первую версию об уничтожении древней Софии. В притворе храма в то время размещался пороховой склад. И существует мнение, что кто-то из униатских верующих решил отомстить русскому царю и войску, которые не только убили униатских пастырей, но и попытались отдать храм православным. Было достаточно одной искры, чтобы весь порох в притворе рванул. От древнего храма остались только руины.




Другая версия связывает этот роковой взрыв со шведским королем Карлом. Он потерпел поражение под Полтавой и вел переговоры с русскими о возвращении домой через земли Речи Посполитой. На прощание шведы устроили в городе несколько пожаров, один из которых и спровоцировал взрыв в соборе.

Некоторые ученые придерживаются третьей точки зрения. Они считают, что борьбу униатов и православных использовал в своих целях Ватикан. Полоцкая София была настоящим символом православья на этих землях, а католической церкви это было очень невыгодно. Подговорить кого-нибудь из оскорбленных униатов не составило бы труда. Тем более что многие знали о наличии пороха в храме. Одна искра - и Софии нет.

Какая из этих версий правдива, сейчас уже не узнаешь. В каждой из них есть логика. Но это не главное, главное - чудовищное разрушение святого храма. Древняя София лежала в руинах, и все споры, чей это храм, стали бессмысленны.

Только в 1740-х года началось восстановление собора. Его возглавил униатский священник Флориан Гребницкий. На тех основаниях стен, что остались после взрыва, возвели двухбашенную бизилику в стиле виленского барокко. Это был уже совсем другой храм, просто построенный на «костях» старой Софии.

Во время войны 1812 года полоцкий собор использовался наполеоновскими войсками в качестве конюшни. А в 1839 году храм вернули православным верующим. Капитальный ремонт сооружения прошел в 1911-1914 годах. Правда, уже через десять лет церковь закрыли - началась эпоха советского атеизма. Здесь разместился краеведческий музей. Во время Великой Отечественной войны (с 1942 по 1944 гг) София стала действующей, но потом ее опять закрыли.

В 1985 году органостроительная фирма «Rieger Kloss» соорудила здесь орган, первый концерт можно было послушать уже в мае 1985 года.

Пережив бесчисленные войны, пожары, полное разрушение София вновь является символом Полоцка. Сейчас это трехнефная одноапсидная базилика. С южной стороны возведены две 50-ти метровые башни. Внутреннее убранство храма тоже заслуживает внимания. Кроме барочных колонн здесь очень много таких элементов декора, как лепные украшения и фигурные карнизы. Удивляет и цветовая гамма интерьера.

Софийский собор в Полоцке сейчас является частью Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Недалеко от собора установлен один из древних Борисовых камней.

Софийский собор (г. Полоцк) May 14th, 2013

Главной достопримечательностью Полоцка является кафедральный Софийский собор. Первоначально он был построен между 1030-1060 годами, но не сохранился - разрушен в 1710 году и в середине XVIII века вновь восстановлен в стиле виленского барокко. Сейчас Софийский собор входит в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника и располагается на высоком берегу в месте слияния Западной Двины и Полоты.


До 1596 года, когда была подписана Брестская уния, собор оставался православным, после чего перешёл к униатам. В 1607 году, когда произошёл пожар, собор оказался частично разрушен и некоторое время находился запустении. В 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор.


В 1642 году собор вновь пострадал от пожара, но был вскоре восстановлен.


В ходе русско-польской войны Полоцк был взят русскими войсками царя Алексея Михайловича, который в 1654 году посетил собор. До 1667 года Софийский собор вновь был православным, но затем опять перешёл к униатам.

Во время Северной войны 1700-1721 годов в притворе храма размещался пороховой склад, который 1 мая 1710 года взорвался, после чего Софийский собор был полностью разрушен и пролежал в руинах до 1738 года.

Восстановление собора осуществил униатский архиепископ Флориан Гребницкий. К 1750 году на сохранившихся основаниях стен была возведена двухбашенная базилика в стиле виленского барокко, которую освятили в честь Сошествия Святого Духа. Во время Отечественной войны 1812 года храм использовался французскими войсками как конюшня.


После Полоцкого церковного собора 1839 года храм был возвращён православным. В 1911-1914 годы был проведён капитальный ремонт собора. В 1924 году в рамках советской атеистической политики церковь закрыли и разместили в ней краеведческий музей. В период немецкой оккупации с 1942 по июль 1944 года Софийский собор был действующим, а потом был вновь закрыт.



Рядом с собором находится так называемый Борисов камень - огромный валун с выбитым на нём крестами и различными надписями. Надписи были сделаны по приказу полоцкого князя Бориса Всеславовича и часто содержат его имя, откуда и название. Оказывается таких камней на данный момент сохранилось целых четыре, так как их активно уничтожали в советское время в период борьбы с религией. Камень появился около собора в 1981 году, когда его перевезли сюда из деревни Подкостельцы в 5 км от Полоцка.




Зайдём теперь внутрь Софийского собора, который сейчас в основном используется как музей и только по церковным праздникам совершаются православные богослужения.

Также собор используется для различных концертов органной музыки.




Орган был сооружён в 1985 году чехословацкой органостроительной фирмой "Rieger Kloss". Первый концерт был дан 2 мая 1985 года органистом Олегом Янченко.









А на этом макете можно увидеть первоначальный облик Софийского собора. Архитектурное решение бывшего полоцкого Софийского собора сходно с одноимёнными храмами Киева и Новгорода:

Внутри собор также украшен различными скульптурами.







Можно спуститься в подвальное помещение собора и увидеть археологические находки и фундамент.












В соборе видимо также есть традиция кидать только не монеты (так как в Белоруссии нет их просто), а бумажные дензнаки - то ли для того, чтобы вернуться ещё раз сюда, или на удачу.

Полоцк - древнейший город Белоруссии (862 год), а может и всей Руси. В 9-10 веках - столица кривичей, самого крупного из восточно-славянских народов, чьи земли простирались от Смоленска до Пскова (точнее, Изборска). Его история очень сложна и противоречива, самые яркие ее события происходили более 1000 лет назад, когда во всей Руси не было ни единой каменной постройки, и поэтому являются ныне не более чем гипотезами. Возможно, Полоцк был мощной крепостью уже в 5-6 веках, а Балтийское море на самом деле транскрипция "Полоцкое море". Возможно, здесь еще до призвания Рюрика существовало централизованное государство, которым правил другой варяжский род. О колонизации Полоцка Киевом помимо реальной истории существует и легендарная, но придуманная еще до нашествия монголов. Здесь сложно понять, где факты, где гипотезы, где легенды.

На первый взгляд, Полоцк сохранил лишь осколки былого величия. В январе 2007 года, когда я был здесь прошлый раз (а это кстати первый город Беларуси, который я видел), он меня не слишком впечатлил - но лишь потому, что я не знал его истории. Вникнув в эту историю поглубже, в Полоцке начинаешь видеть чудеса за каждым камнем. Мой рассказ об этом городе будет состоять из трех частей: центр, Софийский собор и Спасо-Ефросиньин монастырь. Начнём с Софии Полоцкой, и здесь же я попробую рассказать о древней истории Полоцка.

Софийский собор расположен слегка на отшибе - в конце Нижне-Покровской улицы (бывшая улица Ленина), являющейся фактически набережной Западной Двины. На этой же улице много всего интересного, и ее стоит пройти из конца в конец, что я и делал в оба приезда. А вот со стороны центра идти к собору не очень удобно, найти путь от Софии к главной площади легче, чем наоборот. На вводном кадре - вид собора с Нижне-Покровской улицы:

История Полоцка буквально теряется в глубине веков. В "Повести временных лет" он упоминается под 862 годом в связи с призванием варягов, как и еще десяток древнерусских городов: Киев, Новгород, Изборск, Белоозеро, Ростов, Му ром. Но все эти города старше минимум на 2-3 века и известны по европейским и арабским хроникам. В книге "Деяния данов", 16-томном труде по истории датских викингов, написанном в конце 12 века Саксоном Грамматиком, есть глава "Не сила города берёт", в которой повествуется, как конунг Фродо Первый (а имя-то какое!) хитростью взял город Палтиски - крепость была не по зубам даже викингам, и хитрый Фродо мастерски сымитировал свою гибель в бою, после чего во время пира в Палтиски пробрались лазутчики, убили князя Веспасия и открыли ворота для варяжской дружины. Датами этот эпизод не снабжен, но из родословной Фродо Первого можно сделать вывод, что все это происходило около 1500 лет назад. В то же время, несложно представить, на каком уровне была историография в 12 веке, так что совсем не факт, что этот Фродо Первый вообще был, не говоря уж о датировке. Тем более не факт, что Палтиски - это Полоцк, хотя если так - получается даже интереснее: ведь это значит, что название Балтийского моря - переиначенное Полоцкое море.

Более достоверно то, что земли Полоцкого княжества населяли кривичи - один из крупнейших и древнейших восточно-славянских племенных союзов. Кривичами были основаны Изборск, Полоцк и Смоленск. Почти все древнейшие русские города (кроме Мурома, Ростова и Ужгорода) находились на периферии кривичской земли. Интересно, что в латышском языке русских по-прежнему неофициально называют "криевас", а Россию - Криевия. Полоцкое княжество, ставшее государством кривичей, располагалось в верховьях Днепра и Западной Двины, которые сами по себе образовывали "путь из варяг в греки" - причем более прямой и короткий, чем через Новгород. Есть гипотеза, что именно Полоцкое княжество, полумифическая Криевия была первым централизованным восточно-славянским государством, расцвет которого пришелся на "тёмные века", а упадок в 9-10 веках сопровождался усилением вассалов - таких как Новгород и Чернигов. Главным врагом Полоцкого княжества были викинги, постоянно пытавшиеся отвоевать балтийское побережье, и не было ли призвание варягов в Новгород заключением союза против Полоцка? Всё это лишь не подтвержденные предположения - об истории Руси до 862 года известно катастрофически мало.

На холме перед входом с Софийский собор лежит Борисов камень - ледниковый валун около двух метров в поперечнике. Борисовы камни с выбитыми на них крестами и надписями 12 века - одни из интереснейших памятников Полоцкой Руси. Это были межевые камни князя Бориса, то есть что-то вроде пограничных столбиков. Примерно то, перед чем в былинах чесал репу Илья Муромец:

В советское время "святые камни" (даже просто отмеченные крестами) разрушались еще активнее, чем церкви. Сколько Борисовых камней было, я не знаю, но сохранилось всего четыре . Один в Полоцке, второй в городке Друя на границе с Латвией, третий в деревне Камено (север Минской области), а четвертый в 1888 году был вывезен в Москву и ныне его можно видеть в Коломенском - причем он совсем небольшой:

До 980 (или 978) года Полоцким княжеством правила своя династия, не имевшая отношения к Рюриковичам, и по одной из версий основанная другими варягами. Последним князем был Рогволд, к чьей дочери Рогнеде сватался Владимир. Имя князя происходит то ли от славянского "владеющий рогом" (то есть скипетром - "власть имущий"), то ли от варяжского Рёнгвальд. Вообще, в Полоцкой земле были особые имена вплоть до 12 века - Всеслав, Брячеслав, Предслава и т.д. История о том, как прервался княжеский род, хорошо известна: Владимир посватался к Рогнеде, получил отказ (так как законным наследником киевского престол был Ярополк), одолел Ярополка в междоусобной войне и вернулся в Полоцк уже великим князем, где убил Рогволда и насильно взял Рогнеду в жены, а в 987 году сослал вместе с малолетним сыном Изяславом в Заславль, откуда Рогнеда вернулась в Полоцк, а с Изяслава началась полоцкая ветвь Рюриковичей.

(мост через Двину, с которого тоже отличные виды на собор)

Эта история еще в домонгольские времена оформилась в легенду, впервые записанную в 1128 году. Здесь Владимир полюбил Рогнеду, а Рогнеда отказала ему со словами "не буду рабича розувати" - "не желаю за сыном раба ухаживать" (ведь Владимир был незаконнорожденным сыном Святослава от ключницы Малуши). Владимир победил Ярополка чуть ли не чтобы заполучить Рогнеду, в Полоцке сначала изнасиловал ее на глазах у Рогволда, которого убил только после этого. И в Заславль ее сослал не потому, что крестился и с многоженством надо было завязывать (естественно, в пользу византийской принцессы), а потому, что все эти годы он Рогнеду может и любил, но она-то его ненавидела и в 987 году попыталась убить. В упомянутой легенде говорится, что Владимир взял меч и велел Рогнеде наряжаться в лучшее платье - мне страшно представить, что он собирался с ней сделать... но за мать вступился 8-летний сын Изяслав, зачатый в том самом изнасиловании на глазах Рогволда. Мальчик, угрожавший князю его же мечом, видимо стал последней каплей, и князь выслал проклятых аборигенов в дальнюю резиденцию Изяславль (в честь сына и названную). Это конечно легенда, но факт в том, что вскоре постаревшая Рогнеда и повзрослевший Изяслав вернулись в Полоцк.

(иезуитский коллегиум начала 18 века и кирха конца 19 века).

В Полоцке же в период отсутствия Рогнеды тоже не скучали: в 986 году здесь обосновал варяжский миссионер Торвальд Кондрассон, более известный как Торвальд Путешественник - родившись в Исландии, он служил в Дании, Норвегии, Англии, неудачно пытался крестить родную Исландию (закончилось все конфликтом с язычниками, одного из которых он убил - после чего уже не мог проповедовать), жил в Иерусалиме и Константинополе, откуда был командирован на Русь с миссионерской целью. В Полоцке им был основан монастырь, здесь же Кондранссон и умер в 1002 году - и вероятно, что именно он крестил Полоцк. Кроме того, есть версия, что Торвальд (Турволд) основал - древнее сердце Полесья.

(Курган Славы за Двиной)

С середины 11 века Полоцкое княжество вновь отпало от Киевской Руси, достигнув расцвета при Всеславе Чародее (правил в 1044-1100 годах), которого современники считали колдуном и чуть ли не оборотнем - этакий Волх Всеславич, превращавшийся то в сокола, то в тура. В 1065 году Всеслав начал войну за Киев с тремя сыновьями Ярослава Мудрого, в 1067 году был разбит в битве на Немиге (в связи с чем впервые упоминается Минск), полгода (1068-69) провел в темнице-срубе (то есть постройке без дверей, которая строилась прямо вокруг заключенного), а затем в Киеве случилось восстание против Ярославичей, и Всеслав на полгода таки стал Киевским князем. Затем Ярославичи вернулись с поддержкой Польши, и Всеслав решил благоразумно уйти. В родном княжестве он правил свободно, и Полоцк достиг расцвета, после которого начался упадок и дробление. Последний князь Брячеслав выдал свою дочь Александру в 1239 году за Александра Невского. В 1248 году Полоцк вошел в Литовское государство (первым князем был Товтивилл), и окончательно утратил самостоятельность в 1386 году (со смертью князя Скиргайло Ольгердовича). Но это, как говорится, совсем другая история, которую я расскажу в следующей части.

Три деревянных Софийских собора были заложены в год Крещения Руси в трех главных городах: Киеве, Новгороде и Полоцке. Посвящение они получили в честь Софийского собора в Константинополе. София, если кто не знает - в данном случае не имя, а греческое слово "мудрость". Полное название так и звучит: собор Софии Премудрости Божьей. В середине 11 века, по случаю победы над печенегами соборы начали перестраивать в камне. В 1037 году была освящена новая Киевская София, в 1050 - Новгородская, а в 1067 - Полоцкая. Судьбы трех храмов сложились по-разному, и ныне Полоцкая София выглядит так:

Это типичный белорусский храм в стиле виленского барокко. Построил его в 1738-50 годах сам Иоганн Глаубиц, и София считается его шедевром. Предыдущее здание было разрушено в Северную войну (как - расскажу чуть позже), но и оно было не изначальным. Первый раз собор был сильно перестроен в 15 веке, став храмом-крепостью. В 1596 году собор передали униатам, а в 1602 он был разрушен пожаром и восстановлен к 1618 году униатским епископом Иосафатом Кунцевичем (позднее убитом повстанцами в Витебске, так как несколько перегнул палку в насаждении греко-католичества). То есть, к Северной войне Полоцкая София уже не была древнерусским храмом. К чему я подробно на этом останавливаюсь? Дело в том, что в разрушении ДРЕВНЕЙ Софии традиционно обвиняют Петра Первого.

А дело было так: в 1705 году русские войска вошли в союзнический Полоцк, и в соборе случился конфликт между Петром и монахами-базилианами. Поляки говорят, что пьяная скотина Петрище нажрался вхлам, вломился в собор, попытался надругаться над мощами Кунцевича и лично поубивал вступившихся за святыню монахов. Наши же говорят, что Петр просто пришел в собор, и поинтересовался у базилиан, чьи это мощи, на что те ответили: это Иосафат Кунцевич, убитый еретиками (то есть православными). Петр разозлился и приказал монахов арестовать, они оказали сопротивление и были убиты при задержании. В документах сказано только, что причиной конфликта стал гнев Петра, спровоцированный дерзким поступком монахов.

Далее то ли в самом соборе, то ли в одной из ближайших построек был устроен пороховой склад, который вскоре рванул. Сейчас уже вряд ли кто-то наверняка скажет, насколько аутентичен был храм, уничтоженный этим взрывом, и насколько восстановимы были его руины.
Как бы то ни было, с 11 века уцелела только правая (если стоять ко входу лицом) апсида:

Это древнейшее здание в Белоруссии. Участок древней кладки с вмурованными валунами похож на кладку Коложской церкви в Гродно. Как это понимать? Я не архитектор и не искусствовед, поэтому не буду высказывать своих предположений.

Ныне в соборе музей с платным входом. Вестибюль отделен от зала плотными шторами, а зал очень величественен - интерьер в стиле "виленского барокко" работы Глаубица:

Вот только нет алтарей, стоявших не только в апсиде, но и у каждого столпа. Зато орган на месте:

В этом же зале и небольшая экспозиция. Католические (униатские) скульптуры:

Изразцы и прочая керамика:

Уже показанный макет Софии 11 века и камень с надписями:

А написано на нём "Давид, Тума, Микола, Копесь, Воришк о" - примерно то же, что "Саня, Дима, Серый и братва". Кто они были, эти пятеро, жившие без малого тысячелетие назад? Что за историю скрывают эти надписи? У меня с трудом укладывается в голове, что и в те века жили ЛЮДИ - почти такие же, как мы.

А так изнутри выглядит древняя апсида:

Фрагменты кладки и росписей:

Древний пол на два метра ниже нынешнего - культурные слои... Купюры с трехзначными числами пусть не пугают: один российский рубль равен примерно 100 белорусским (плюс-минус 2-3), да еще и здесь нет металлической монеты.

Фрагменты древней штукатурки с остатками фресок:

Под залом собора - подвал с остатками кладки 11 века:

Основания столпов:

Кирпичи. Интересно, что означает пентаграмма и какого она века? То ли 11, то ли 21, со всеми промежуточными вариантами...

Осколки фресок:

Украшения и надписи:

А за деревянными опорами - Тьма Веков:

Но древностью история Полоцка не исчерпывается - это был важный город и в Великом княжестве Литовском, и в объединенной Речи Посполитой, и в губернской России. В следующей части - центр города и его польско-литовская история.

БЕЛАЯ РУСЬ-2011
.
Витебская область .
. Родина "виленского барокко".
Полоцк. Софийский собор.
Полоцк. По центру.
Полоцк. Спасо-Ефросиньин монастырь.
Витебск. Задвинье.
Витебск. Улица Ленина.
Витебск. Старый город.
Орша.
Могилёвская область .
Могилёв. Площадь Ленина и Первомайская улица.
Могилёв. По улице Ленина к Ратуше.
Могилёв. Николаевский монастырь.
Бобруйск. По городу.
Бобруйск. Крепость.

Православный собор
Собор Софии Премудрости Божией

Софийский собор
55°29′09″ с. ш. 28°45′30″ в. д. H G Я O L
Страна Белоруссия Белоруссия
Город Полоцк
Конфессия Православие
Епархия Полоцкая епархия [d]
Тип здания Собор
Архитектурный стиль виленское барокко
Архитектор Иоганн Кристоф Глаубиц
Строительство - годы
Основные даты
- взрыв порохового склада, разрушивший собор
1738-1750 - восстановление собора из руин
Состояние музей и концертный зал, один раз в год 5 июня, в день памяти св. Евфросиньи Полоцкой, проходит православное богослужение
Медиафайлы на Викискладе
Объект Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь
Код: 210Г000606

Возведённый в середине XI века в византийском стиле храм был освящён во имя Святой Софии . До нашего времени Софийский собор сохранился в значительно измененном виде, окончательно был перестроен в XVIII веке в стиле виленского барокко. В таком виде сохранился до нашего времени.

Богослужение в Софийском соборе было прекращено в 20-е годы XX века. С конца 1969 до 1983 года в соборе проводились реставрационные работы (автор проекта - белорусский архитектор Валерий Слюнченко) и архитектурно-археологические исследования под руководством кандидата искусствоведения Валентина Булкина . После их окончания был открыт музей истории архитектуры Софийского собора и концертный зал камерной и органной музыки.

Оригинальная постройка

После многочисленных разрушений и перестроек от древнего собора XI века остались фундамент, нижние части стен и опорных столбов, и только восточная апсида поднимается на высоту около 12 метров. При возведении собора в XI веке в качестве строительного материала использовали плинфу – плоский кирпич, рецепт изготовления которого как и технологию кладки завезли сюда византийские мастера. Кладка собора велась в классической для архитектуры Византии технике с "утопленным рядом", когда каждый второй ряд плинфы был спрятан, утоплен вглубь стены и сверху затирался цемянкой. И таким полосатым, неоштукатуренным храм был с внешней стороны в XI веке, а внутри стены были оштукатурены и расписаны фресками.

Униатский период

После перехода Полоцка под юрисдикцию Великого Княжества Литовского в 1579 году войсками короля Стефана Батория Софийский собор стал единственным храмом в городе, принадлежавшим православным . После подписания Брестской унии в 1596 году традиционное православие было переведено на положение нелегальной и гонимой властями конфессии , а всё её имущество, в том числе и собор, передано униатам . После пожара и частичного разрушения 1607 года собор был в запустении, в 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор.

Согласно польскому историку XIX века Францишеку Духинскому , Пётр вторгся в принадлежавший униатам собор, где хранились мощи Иосафата Кунцевича , пьяным и с солдатами. Царь потребовал ключи от царских врат , а когда базилиане отказались их дать, лично убил настоятеля и четырёх монахов-базилиан , а тела приказал утопить в Двине . Об этом событии кратко сообщает Витебская летопись : Eodem anno , mense Iulli 11 die in ecclesia S. Sofiae ipse occidit 4 basilianos in Polocia («В том же году месяца июля 11 дня в храме Св. Софии сам [царь Пётр I] убил 4 базилиан в Полоцке» ).

По другой версии, конфликт произошёл после того, как на вопрос царя об изображении на иконе монахи ответили, что это святой Иосафат, убитый еретиками . Царь приказал арестовать монахов, но они оказали сопротивление, в результате чего произошло столкновение, в котором они и были убиты. Документы Кабинета Петра I, хранящиеся в РГАДА , сообщают, что «происшествие в Полоцке было спонтанным проявлением гнева царя, спровоцированного дерзким поведением униатских монахов » .

В притворе храма был размещен пороховой склад, который 1 мая 1710 года взорвался , после чего Софийский собор был частично разрушен и пролежал в руинах до 1738 года.

Восстановление и последующая история

Восстановление собора осуществил униатский архиепископ Флориан Гребницкий . К 1750 году на сохранившихся основаниях стен была возведена двухбашенная базилика в стиле виленского барокко , которую освятили в честь Сошествия Святого Духа . Во время Отечественной войны 1812 года храм использовался французскими войсками как конюшня.

Делюсь материалами, подготовленными в свое время для поездок ОИРУ (продолжаю пост

av4 ). Софийский собор в Полоцке - одна из трех Софий Древней Руси. Он менее известен прежде всего потому, что ему не повезло с сохранностью. Вполне благополучное существование храма, построенного в XI веке, а в конце XVI отошедшего к униатам, кончилось во время Северной войны. Петр I устроил в нем пороховой склад, который в один момент взорвался.
Брошенный храм, лишившийся сводов и западной стены, простоял так до 1730-х гг., когда началось его восстановление (а фактически, полная перестройка) по проекту виленского архитектора И.Глаубица - главного мастера "виленского барокко" (двухбашенные костелы с высокими щитами-аттиками между ними, напоминающими по очертаниям католические алтари; любопытно, что сам Глаубиц был лютеранином).
В итоге храм оказался переориентирован главным алтарем с востока на север - там выросла новая апсида, а с запада, на месте полностью разушенной стены, для симметрии возвели апсиды, стилизованные под древние восточные. (Поскольку собор принадлежал униатам, то алтари у них смотрели по-католически в разные стороны). После ликвидации унии в 1830-х гг. собор вновь стал православным. В советское время его закрыли, использовали под склад, кажется, а в 1970-е отреставрировали под музей с органным залом, допустив такую "атеистическую" несообразность, как спуск в подвал через алтарь.
В таком качестве София пребывает и ныне, служб не бывает.

Вид с юго-востока (видны раскрытия кладки из плинфы на апсидах)

Вид с северо-запада (видны "псевдодревние" апсиды)

Интерьер. Иконостас главного алтаря - без икон

Раскрытия древней кладки в восточных апсидах