Утром 31 октября в 05:50 по местному времени (06:50 мск) самолёт, следовавший рейсом 7К-9268 российской авиакомпании «Когалымавиа», вылетел из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург. Через 23 минуты после взлёта, когда лайнер набрал высоту 9,4 тыс. метров, в хвостовой части сработало взрывное устройство. Самолёт раскололся надвое, произошла разгерметизация салона и полное отключение систем — лайнер устремился вниз. Через две минуты после взрыва самолёт на огромной скорости рухнул на землю в центральной части Синайского полуострова. Все находившиеся на борту 224 человека, в том числе 25 детей, погибли. Через три часа после крушения ответственность за теракт взяло на себя местное подразделение «Исламского государства»*.

  • Обломки самолета
  • Reuters

«Волшебная страна забрала их себе»

Ирина Баринова потеряла в катастрофе трёх близких: её двоюродная сестра Любовь Мозгина с годовалой дочкой Алисой и мамой Галиной Замолотовой возвращались из отпуска в Санкт-Петербург.

«Люба мечтала о том, как покажет Алисе страну, в которую она сама была безумно влюблена, — рассказывает Ирина. — Они с мамой так радовались, что Алиса увидит волшебную страну, где есть Красное море, солнце, пирамиды. Но волшебная страна забрала их себе».

По словам Ирины, Любовь не привыкла рассчитывать в жизни на кого-либо, кроме себя: она много работала, купила автомобиль и квартиру в Санкт-Петербурге.

«Люба сама из Новгородской области, там закончила школу и в 1993 году приехала поступать в институт в Санкт-Петербурге. Простая девочка из деревни, училась и работала без выходных. Она днями и ночами готовилась, всё чертила что-то. Утром — институт, а вечером и в выходные — работа. Она всего старалась добиться сама и очень хотела помогать родителям».

  • Родственники погибших пассажиров
  • Reuters

После окончания института Любовь устроилась в строительную компанию сметчиком, но больше всего хотела работать в «Ленэнерго». «Она отправила туда резюме и не надеялась получить приглашение на собеседование, но мечта её сбылась! Последние годы жизни Люба трудилась в «Ленэнерго» и была на хорошем счету у руководства», — вспоминает Ирина.

Собеседница RT рассказала, как в 2013 году им с Любовью удалось отдохнуть в Лазаревском: «Мы вместе гуляли, купались в море, и тогда Люба сказала, что скоро станет мамой. Это была такая радость — не передать словами! Люба с первого дня знала, что будет девочка, и с первого дня называла её по имени — Алиса. Всю боль в душе невозможно передать словами. До сих пор не верится в это. Нам осталось только любить их и скучать по ним».

  • Посадочный талон, найденный на месте крушения самолета Airbus A321
  • РИА Новости

«Кто бы мог подумать, что я вижу их в последний раз»

Трагедия над Синаем забрала у Галины Панченко единственную дочь — 23-летнюю Владу — и её мужа Илью Сакерина. «Они познакомились в 2010 году, когда Влада окончила школу, и с того времени никогда не расставались. Сами организовали свою свадьбу и были по-настоящему счастливы. Жили мы втроём, да ещё и с тремя кошками — Влада и Илья очень любили животных. Они увлекались рыбалкой, в Карелию часто ездили и даже рыбу мне привозили. На велосипедах из Петербурга до Ломоносова ездили — а это немаленькое расстояние. Они так радовались жизни, мечтали квартиру купить, планировали детей».

  • Reuters

Эта поездка в Египет была третьей для молодой семьи Сакериных. Они отправились на отдых всего на неделю — спешили вернуться обратно ко дню рождения отца Влады. Галина тогда провожала детей в аэропорт. «Кто бы мог подумать, что я вижу их в последний раз», — сокрушается она.

Галина не могла оставаться на родине после случившегося — всё напоминало ей о погибших детях. Решение навсегда переехать в США далось нелегко.

«Я осталась совсем одна. До сих пор не могу с этим смириться. Невыносимая боль. Каждый день я просыпаюсь и засыпаю с мыслью о них».

  • Обломки самолета Airbus A321
  • РИА Новости

Пережить боль вместе

Ирина Захарова с мужем потеряли в катастрофе единственную дочь. Эльвире Воскресенской было 28 лет.

«Я не могу сказать о своей дочери, что она была. Для меня она моя дочь. Она была долгожданным любимым ребёнком. Отец, будучи кадровым военным, всю жизнь мечтал о сыне как о продолжателе своей стези. Когда родилась дочка, у него сначала было некоторое разочарование, но потом, уже во взрослой жизни, он проникся и понял, что дочка стала продолжателем всей его жизни и всех его начинаний. Она выбрала университет, связанный с военной службой, надела погоны. В этом году она должна была получить звание майора. Для нас с отцом она была центром вселенной. Мы жили её интересами, а она нашими», с трудом сдерживая слёзы, рассказывает Ирина.

Год назад родные и близкие погибших в авиакатастрофе над Синаем объединились в группу в соцсети, в которой обменивались информацией о ходе следствия и поддерживали друг друга. Организатором группы стал Александр Войтенко. На борту Airbus 321 была его старшая сестра Ирина с дочкой Алисой.

«Я понял, что не могу молчать о случившемся, не могу держать это в себе и страдать в себе. Я решил говорить всем о том, что чувствую, что происходит вокруг этой катастрофы. Удалось объединить не только родственников, но и сочувствующих. Мы создали группу в соцсети, в которой на сегодняшний день более 36 тыс. человек. Это уже большая семья, целое движение».

  • Reuters

Группа объединившихся родственников со временем выросла в благотворительный фонд «Рейс 9268».

«После окончания всех похорон мы встретились первый раз в январе. Помню, нас было человек 30, вспоминает Александр Войтенко, ставший исполнительным директором фонда «Рейс 9268». Мы сразу решили, что нам нужен свой благотворительный фонд для решения юридических вопросов, связанных с пожертвованиями. Требовалось структурировать нужды».

Ирина Захарова стала председателем совета фонда. На вопрос, почему она решила заняться благотворительной деятельностью, Ирина, директор школы в Санкт-Петербурге, отвечает:

«Очень трудно понять, почему я этим занимаюсь, потому что мне казалось, что я не выживу. А оказалось, я не только выжила, но ещё и занялась деятельностью фонда. Значит, что-то я в жизни ещё не выполнила, раз мне досталось такое».

Ирина рассказывает, насколько тяжело смириться с потерей близких: «Я не знаю, что будет завтра, буду ли я жива. За прошедший год умерли шесть человек — родственников погибших — в основном из-за сердечного приступа».

  • РИА Новости

«Рейс 9268» сотрудничает с другими организациями — например, с фондом «Прерванный полёт», который был организован 10 лет назад в память о погибших при крушении лайнера, следовавшего рейсом Анапа — Санкт-Петербург 22 августа 2006 года.

«Мы планируем провести братское захоронение останков, не поддающихся опознанию. Сейчас они находятся в городском крематории, — рассказывает Ирина. — Экспертиза подтвердила, что среди этих останков есть частичка каждого пассажира самолёта, но они настолько перемешаны, что разделить практически невозможно. Мы собираем подписи близких о согласии на погребение. Будет очень тяжело пережить вторые похороны».

  • Фигурки журавлей на акции памяти жертв авиакатастрофы над Синаем в Петропавловской крепости
  • РИА Новости

Ирина и Александр рассказали, что фонд планирует возвести в Санкт-Петербурге храм, внутри которого будет расположен атриум с фотографиями жертв авиакатастрофы.

Кристина Оленёва, Юлия Гуреева, Мария Бухарова

  • Годовщина трагедии над Синаем: родственники погибших пассажиров вспоминают своих близких

* «Исламское государство» — запрещённая в России террористическая организация.

31 октября 2015 года над Синайским полуостровом потерпел крушение российский гражданский самолет, вылетевший из курортного Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург. В результате погибли 224 человека: семь членов экипажа и 217 пассажиров. ФСБ квалифицировала случившееся как теракт.

Этот момент разделил жизни тысяч человек на "до" и "после" трагедии. С одной стороны, это касается родственников и близких летевших тем "рейсом в бесконечность", которые никогда не смогут забыть свою утрату. С другой - египтян, напрямую связывавших собственное будущее с радостью, спокойствием и добрым расположением людей, приезжавших к ним в гости из России.

Свечи в песке

В христианском соборе Всех Святых-Небожителей, который расположен в старой части Шарм-эш-Шейха, на поминальную молитву по жертвам той трагедии собралось несколько сотен человек. Перед входом в храм установили стенд с двумя флагами - египетским и российским - и именами всех погибших, находившихся на борту лайнера. По традиции египетских христиан-коптов рядом поставили короб с белым песком, в который каждый мог поставить свечу, зажечь ее, помолиться и вспомнить о погибших.

Служба проходила спокойно и без лишнего пафоса, молитвы читались на коптском, русском и английском языках. Выступили и представители церкви, и губернатор провинции Южный Синай Халед Фуда, и руководитель консульского отдела российской дипмиссии в Египте Юсуп Абакаров. Именно он в одном предложении смог выразить чувства и мысли всех находившихся в храме людей. "Они живут с нами, пока мы о них помним", - сказал российский дипломат.

Губернатор Южного Синая со своей стороны выразил соболезнования родственникам всех погибших и пригласил их приехать в Шарм-эш-Шейх. "Мы с верой и надеждой смотрим в будущее и готовы в любой день принять гостей из России", - отметил глава местной администрации.

Прощание, не расставание

И до молебна в храме, и во время всей службы внимание привлекала одна женщина, которая первой поставила свечу у входа в собор, в числе первых вошла в храм и на протяжении молебна вместе со священнослужителями сидела на возвышении у алтаря. Она время от времени пыталась сдерживать слезы, но безуспешно, и держала перед собой фотографию улыбающейся девушки. Эта женщина - Светлана Павловна Волянская, а на фотографии, которую она не выпускала из рук, - ее дочь Катя, которая погибла 31 октября 2015 года в небе над Синаем.

С ней рядом находилась вторая дочь - Дарья, которая уже шесть лет живет в Шарм-эш-Шейхе. Поначалу они наотрез отказывались от общения с журналистами, но после службы согласились побеседовать с корреспондентом ТАСС. "Наша Катя была врачом-реаниматологом, а в Шарм-эш-Шейхе у нее был жених, - рассказала Дарья. - Он сам ее и провожал в аэропорт на тот злополучный рейс". По ее словам, Катя приехала всего на несколько дней, провела в городе четверо суток и вовсе не собиралась возвращаться в Россию именно "тем самолетом", а вполне могла задержаться еще ненадолго. Сестра до сих пор не может спокойно вспоминать то время, ее речь прерывается, она отходит в сторону. "Простите, но и теперь мы об этом еще не можем говорить спокойно", - говорит, словно оправдываясь, девушка.

Маму и сестру погибшей Екатерины после службы пригласил на встречу в свой небольшой кабинет рядом с храмом епископ Южного Синая и предстоятель собора отец Аполло. Сам кабинет епископа - это небольшая зала, в которой стоят два низких столика, с десяток кресел для гостей, повсюду на стенах иконы, выполненные в традиционной патриархальной, истинно коптской манере письма. Там Светлана Павловна поведала, что ее погибшая дочь "уже изучала арабский язык, который она постигала с удовольствием".

Светлана Павловна попросила коптского батюшку убедить губернатора Южного Синая установить отдельный памятник погибшим в авиакатастрофе над полуостровом. "В Санкт-Петербурге уже есть два памятника, и здесь должен быть", - убеждена россиянка.

Пока же этот вопрос открыт по той причине, что местные власти еще не определились с окончательным выбором места для памятного знака. От всех родственников пассажиров разбившегося самолета она также попросила выяснить, стоит ли еще крест на месте падения лайнера, который установили российские спасатели два года назад. "Если же нет, то именно на месте гибели наших близких этот крест надо постараться восстановить", - сказала одна из матерей жертв синайской трагедии.

Не тот город

В Шарм-эш-Шейхе, в котором до трагического события 31 октября 2015 года подавляющее большинство иностранных гостей составляли граждане России и подданные Великобритании, с того момента начался период, мягко говоря, не самый успешный. "Состояние в сфере туризма в городе, честно говоря, крайне напряженное", - поделился своим мнением в беседе с корреспондентом ТАСС глава одного из ведущих египетских туроператоров Али Марек. "Мы теперь стремимся закрывать бреши, зазывая на Синай туристов из соседних арабских стран. Вяло, но все же приезжают группы из Иордании, Ливана, постепенно появляются и иракцы", - говорит Марек.

Однако, по его словам, основной упор сейчас делается на рынки государств постсоветского пространства. По убеждению главы турфирмы, "у них практически тот же менталитет, что и у россиян, с которыми в Египте умеют и знают, как работать". Увеличивается число прямых рейсов из Украины, Казахстана, Узбекистана, даже Прибалтики. Но, признается Али, восполнить на Синае, и главным образом в Шарм-эш-Шейхе, отсутствие россиян чрезвычайно сложно.

Управляющий в небольшой гостинице среднего класса Керим аль-Кальби так обрисовал ситуацию: "Сейчас соотношение египтян к иностранцам, проживающим в нескольких корпусах, составляет три к одному. Среди зарубежных гостей украинцы, белорусы и кучка бельгийцев". Россиян нет вообще, хотя, как отметил управляющий, "менеджмент раньше рассчитывал именно на туристов из российских городов". "Безусловно, египтяне заполняют отели почти полностью в праздники, но это только несколько дней в году. А что нам делать в оставшиеся 350 дней?" - задается вопросом Керим аль-Кальби. Более того, он поясняет, что в настоящее время занято лишь около трети комнат, а остальные "в связи с такой оказией" либо ремонтируются, либо обновляются. "И такое положение во всех отелях города, причем хуже обстоят дела именно в среднего класса гостиницах, которые и рассчитаны на гостей со средним уровнем достатка".

Действительно, достаточно проехать по Шарм-эш-Шейху вечером, чтобы заметить либо "полузатемненные" здания гостиниц, либо полностью закрытые "на реновацию" комплексы, особенно на так называемой второй линии. Выдерживают нынешний период спада лишь международные гостиничные гиганты, готовые нести убытки ради поддержания своего реноме и поддержания престижа логотипа сети отелей, расположенных по всему миру.

Катастрофической, не скрывая своих чувств и эмоций, называют ситуацию после трагедии с российским лайнером владельцы небольших магазинов и лавок, разбросанных в различных кварталах курортного города. Некогда район наибольшего скопления подобных торговых точек и одновременно российских граждан - старый рынок в центре Шарм-эш-Шейха - теперь выглядит если не пустынным, то по крайней мере не тем "шумным восточным базаром", которым он был совсем недавно.

Ахмед, владелец сувенирного магазина, расположенного напротив новой мечети - объекта гордости местных властей, считает, что "без россиян Шарм-эш-Шейх уже не тот город". "Я в шоке! После октября 2015 года вести бизнес здесь стало практически бессмысленно: отдельные группы из стран бывшего СССР совсем не то, что многочисленные россияне", - уверен Ахмед. Он полагает, что "у них меньше денег, чем у гостей из России", и "они очень прижимистые".

Однако губернатор Южного Синая Халед Фуда, говоря о последствиях катастрофы 2015 года для туризма, отметил, что власти провинции стараются поддерживать эту отрасль "на уровне". Но он все же выразил надежду на "скорейшее возвращение российских гостей в Египет, в частности, на юг Синайского полуострова". А вопрос корреспондента ТАСС о главной проблеме, препятствующей возвращению туристов из России в Египет, он все же переадресовал "на более высокий уровень".

Трагедия октября 2015

Взрыв авиалайнера Airbus A321-231 российской авиакомпании "Когалымавиа" над Синайским полуостровом стал одновременно крупнейшей авиакатастрофой в истории Египта и самолетов семейства Airbus A320, крупнейшей авиакатастрофой 2015 года, а также самой массовой гибелью граждан России в авиакатастрофе за всю историю мировой авиации. Среди погибших были жители 13 регионов РФ, из них 147 человек из Санкт-Петербурга, 44 человека из Ленинградской области.

ФСБ квалифицировала случившееся как теракт. Международная техническая комиссия пришла к выводу о взрывной декомпрессии лайнера во время полета: была определена зона начала разрушения самолета в воздухе, установлен факт воздействия высокоэнергетических элементов на обшивку самолета по направлению "изнутри-наружу" и взрывной декомпрессии в полете. Работы по установлению причин крушения в Египте не завершены до сих пор.

Согласно основной версии, за терактом стоит синайское подразделение террористической организации "Исламское государство" "Вилайят Синай" (обе организации запрещены в России). Его члены взяли на себя ответственность за это преступление вскоре после случившегося. Другие специалисты считают, что за терактом могла стоять прокатарская организация "Ансар Бейт аль-Макдис" (ячейка запрещенного в России ИГ) - о ее следе в трагедии заявляло ЦРУ. Имена конкретных исполнителей теракта по-прежнему неизвестны.

Александр Елистратов

Авиакатастрофа А321 над Синаем, случившаяся 31.10.2015, стала самой крупной катастрофой на территории Египта и наиболее масштабной трагедией в авиационных крушениях. Самолет Аэробус А321-231, принадлежащий компании «Когалымавиа» использовался туроператором «Бриско» и вез туристов рейсом 9268 Шарм-аль-Шейх-С.-Петербург. Жертвами крушения стали 224 человека

Сведения о рейсе

Самолет

Airbus A321-231 был произведен в 1997 году. Затем судно передали владельцу – лизинговой корпорации ILFC, которая предоставила его в аренду компании MEA (Ливан). Авиалайнеру был присвоен номер F-0HMP, его вместимость составляла 149 чел. В Ливане он использовался 6 лет, и в 2003 году был возвращен ILFC.

Факт. За время использования в MEA произошла одна поломка – при посадке в Египте пилоты слишком высоко подняли нос лайнера, и хвостовая часть задела взлетную полосу. После этого воздушное судно было отремонтировано.

В 2003 году самолет был снова передан в аренду корпорации Onur Air (Турция). Борт судна был модернизирован, его вместимость увеличилась до 220 чел. В 2007 году авиалайнер был передан в сублизинг фирме Saudi Arabian Airlines (Саудовская Аравия), а в 2010 - Cham Wings (Сирия). В 2012 авиалайнер был сдан в аренду ООО «Когалымавиа».

Согласно информации лизинговой компании, самолет обслуживался на соответствующем нормам уровне, вовремя осуществлялся технический контроль и проверки. 26.10.2015 был проведен еженедельный техосмотр, 18.03.2014 самолет проходил заводской контроль. За все годы использования лайнер выработал 46-48% своего номинального ресурса рейсовых перелетов.

Экипаж и пассажиры

На судне работал российский экипаж, включая:

  • 2 опытных пилотов,
  • 5 бортпроводников.

Среди пассажиров, находившихся в момент катастрофы на борту самолета, было 192 чел. взрослых и 25 детей. Самый старший из них был в возрасте 77 лет, самой младшей девочке было 10 мес. При крушении все люди умерли. Фото погибших были размещены на нескольких официальных сайтах.

Список пассажиров погибших над Cинаем

Большая часть жертв катастрофы проживала в северо-западных регионах РФ, также в самолете было 4 гражданина Украины и 2 из Беларуси.

В списке погибших при падении самолета, были:

  • А.Копылов – замглавы администрации города Пскова,
  • Д. Громова (10 мес.), чье фото стало символом авиакатастрофы.

Хронология событий

Предшествующие обстоятельства

30.10.2015 года аэробус A321-231 совершил 2 нормальных рейса по запланированным маршрутам: Шарм-аль-Шейх-Самара-Шарм-аль-Шейх. Конечная высадка пассажиров в аэропорту была завершена в 15:30, и у представителей выполнившего ее экипажа претензий к состоянию оборудования не было. Судно прошло плановое техобслуживание, и утром 31.10.2015 года заступил новый экипаж (В. Немов и С. Трухачев), и началась подготовка к последующим рейсам - Шарм-аль-Шейх-С.-Петербург-Шарм-аль-Шейх.

Компания «Когалымавиа» была членом международного объединенного холдинга, специализирующегося на туризме – «TH&C», в него входила и компания «Бриско», заказавшая рейс из Египта в Северную столицу.

Катастрофа

В 5:50 по местному времени Египта (6:50 по Москве) самолет вылетел из аэропорта Шарм-аль-Шейха, взял курс на север вдоль берега залива и постепенно поднялся до 6,4 км. Через 12 минут полета лайнер повернул налево, чтобы миновать Синайский полуостров и достичь Средиземноморья, пилоты намеревались набрать высоту 9,75 км.

На 23-ей минуте полета авиалайнер набрал скорость 755 км/ч и поднялся 9,4 км, когда ситуация вышла из нормального режима. Судно стало падать со скоростью 1,8 км / мин. В 04:13 по ГЕС запись бортового самописца прервалась, на фоне постороннего шума. После 24 минут полета самолет разбился на территории Синая и мгновенно был разрушен.

Поисковые службы нашли остатки катастрофы среди горных массивов полуострова в 50 км от города Нехель. Обломки самолета и фрагменты тел погибших были разбросаны в радиусе 13км, на территории общей площадью 30 км.

Реакция

Президент РФ В.В. Путин выразил слова соболезнования близким и родственникам жертв трагедии. На главу Правительства Д.А. Медведева была возложена обязанность создать комиссию по расследованию причин авиакатастрофы. В. Путин призвал найти и ликвидировать виновных в трагедии террористов.

Соболезнования близким и родственникам погибших, а также всем россиянам, высказали:

  • президенты и премьер-министры боле 50 стран мира,
  • Папа Римский,
  • генеральные секретари,
  • главы религиозных сообществ РФ.

Для родственников погибших пассажиров были открыты «горячие линии»: по телефону можно было узнать всю информацию о пострадавших близких.

Скандальный французский журнал «Шарли Хебдо» выпустил на своих страницах 3 карикатуры, иллюстрирующих авиакатастрофу, вызвавшую резкую негативную критику со стороны российского руководства и общественности. Иллюстрации были названы «кощунственными», «жестокими» и «издевательскими по отношению к жертвам трагедии».

Факт. Представители французского МИДа ответили, что все журналисты имеют право свободно высказывать личное мнение, но оно не всегда совпадает с позицией официальных руководителей страны.

20.11.2015 Совбез ООН выпустил заявление, в котором осудил теракты, в том числе катастрофу над Синаем.

Траур

1.11.2015 года стал днем траура для россиян. В Северной столице состоялся трехдневный траур, в Ленинградской области – четырехдневный.

Расследование причин трагедии над Синаем

Расследование падения самолета осуществлялось совместными усилиями нескольких стран мира, включая Египет и РФ, а также представителей «Эйрбас» и IASA.

1.11.2015 началось следствие: анализ информации, содержащейся в бортовых самопишущих устройствах, которые практически уцелели, и исследование останков погибших. В России было возбуждено дело по статьям 263 и 238 Уголовного кодекса России.

То, что остатки авиалайнера нашли на большой территории площадью около 30 км, позволило сделать вывод, что трагедия произошла на большой высоте.

7.11.2015 года официальное руководство Египта высказалось о результатах расшифровки, из которых следовало, что в завершении записи были слышны посторонние громкие звуки. В конце полета зафиксирована высота 9,415 км и скорость около 520 км / ч, судно двигалось под руководством автоматического пилота, которому нужно было набрать высоту.

На тот период озвучивалось несколько версий причин авиакатастрофы:

  • изношенность оборудования воздушного судна;
  • воспламенение топливного бака;
  • повреждение литиевой батареи лайнера.

16.11.2015 года была получена информация, что самолет разбился из-за террористического акта – сработало СВУ, расположенное в задней части аэробуса, общей мощностью 1кг тротиловом эквиваленте. Такой вывод был сделан после того, как на фрагментах самолета, личных вещах и телах погибших были найдены остатки взрывоопасных веществ не российского изготовления.

Факт. 17.11.2015 года было размещено публичное объявление, что за помощь в поимке виноватых в авиакатастрофе террористов будет выплачено денежное вознаграждение в 50 млн. долл.

Анализ остатков самолета показал, что СВУ сработало в задней части судна, в 30-32 рядах.

14.12.2015 года специальная комиссия, организованная руководством Египта, заявила об окончании расследования авиакатастрофы и готовности отчета по ней. В нем указывалось, что в процессе анализа причин трагедии не найдено ничего, свидетельствующего о теракте. Это объясняется тем, что в обратном случае косвенной причиной катастрофы стала бы недоработка службы безопасности аэропорта Египта.

В начале 2016 года действующий глава Египта признал, что авиалайнер потерпел крушение в результате террористического акта.

Причина катастрофы

03.11.2015 из источников в оборонном ведомстве США стало известно, что американский спутник заметил яркую вспышку, соответствующую по месту и по времени аварии аэробуса А321. Никаких доказательств поражения его ракетой не было зафиксировано, так как наблюдался бы температурный след. Воспламенение в воздухе свидетельствовала о том, что трагедия не могла произойти при посадке.

Через несколько дней после авиакатастрофы одна из террористических групп в составе «ИГИЛ» объявила о своей причастности к инциденту. Однако официальное руководство Египта в качестве предполагаемой причины трагедии называла неисправность оборудования.

Ряд представителей СМИ, российские и египетские руководители транспортных ведомств отвергали гипотезу взрыва, называя ее пропагандой.

5.11.2015 года разведывательные службы Соединенных Штатов и Великобритании поддержали неофициальную версию о террористическом акте на основе перехваченных от боевиков «ИГИЛ» сведений о закладке на самолете бомбы.

По предположениям зарубежных спецслужб, высказанных различным СМИ, СВУ было установлено террористами, подчиненными «ИГИЛ», в багажный отсек перед самым вылетом.

16.11.2015 на Совете президента РФ В.В. Путина версию о взрыве самодельного устройства подтвердил руководитель ФСБ России А.Бортников.

13.09.2016 специальная комиссия точно определила, где была расположена бомба: в отделе негабаритного багажа в хвосте самолета. Для установки СВУ боевики воспользовались помощью работника аэропорта Шарм-аль-Шейха: перед самым полетом был заложен пакет со взрывчатым веществом, после чего его прикрыли колясками и чемоданами.

Последствия катастрофы

После трагедии многие авиационные компании, включая «Когалымавиа», прекратили полеты над Синаем до выяснения точных причин крушения.

С 4 по 6 ноября 2015 года Правительства Великобритании, Ирландии, России, Германии и других европейских стран приостановили регулярное авиационное сообщение над Синайским полуостровом.

16.11.2015 года В.В. Путин объявил, что Россия и дальше будет искать и причины катастрофы, нужно объединить усилия и наказать виновных в трагедии.

Факт. После катастрофы в Египте вышел приказ об усилении авиационных ударов по террористической организации ИГИЛ.

Заключение

Авиакатастрофа над Синайским полуостровом стала крупнейшей в истории российской пассажирской авиации. 23 октября 2017 года в С.Петербурге был установлен памятник по погибшим над Синаем. 31 октября 2017 года во Всеволожске был заложен мемориал погибшим.

Ровно три года назад над Синайским полуостровом разбился самолет Airbus A320, который вез российских туристов из Египта на родину. Все пассажиры и члены экипажа погибли, так и не добравшись до дома. Среди погибших было 25 детей, в том числе маленькая жительница Гатчины Дарина Громова , которую россияне назвали Главным пассажиром. Выяснением причин крушения лайнера власти нескольких стран занимаются до сих пор. По количеству жертв катастрофа является крупнейшей в российской авиации. Но уже ничто не сможет вернуть ни в чем неповинных людей. сайт вспоминает жертв катастрофы и хронологию событий над Синайским полуостровом

Развитие событий

Самолет российской авиакомпании «Когалымавиа» прилетел в Шарм-эш-Шейх накануне трагедии. 30 октября он выполнил два пассажирских полета по маршруту Шарм-эш-Шейх - Самара - Шарм-эш-Шейх. Командир воздушного судна Дмитрий Жигалкович и второй пилот Юрий Юшко потом рассказывали, что полет проходил в штатном режиме, и никаких проблем в воздухе не возникало. 31 октября лайнер перешел под управление 48-летнего командира Валерия Немова и 45-летнего второго пилота Сергея Трухачева. Немов имел за плечами больше 12 тыс. часов летной практики, почти 4 тыс. из которых за штурвалом Airbus A321. Самолет прошел технический контроль в аэропорту Шарм-эш-Шейха и благополучно поднялся в воздух.

Фото: траектория полета рейса 7К-9268 / flightradar24.com

Чартерный рейс 7К-9268 маршрута Шарм-эш-Шейх - Санкт-Петербург должен был прибыть в Северную столицу в 12:10, чуть больше, чем через пять часов полета. В 06:50 по московскому времени борт вылетел из египетского аэропорта и взял курс вдоль побережья залива Акаба. Через 12 минут самолет повернул влево на курс 340°, чтобы пересечь Синайский полуостров. Когда борт поднялся до высоты 9411 метров, его скорость резко начала падать. По данным сайта Flightradar24 , в 06:13 Airbus A320 начал терять высоту со скоростью 30 м/с. Примерно в 07:14 рейс 7К-9268 рухнул в центральной части Синайского полуострова. Обломки самолета разбросало в радиусе 13 км. Общая площадь поисков тел погибших и остатков лайнера составила 30 км. Все 224 пассажира погибли.

Первые сообщения о пропаже лайнера с радаров появились в российских СМИ около 10:20 по московскому времени. Первоначально сообщалось, что связь прервалась недалеко от кипрского города Ларнака. Международные издания Reuters и Sky News, со ссылкой на собственные источники, сообщали, что рейс рухнул. В это время родственников пассажиров начинают извещать о пропаже лайнера. Люди, в надежде на чудо, выезжают в Пулково, чтобы встретить задерживающийся рейс. Чартер 7К-9268 все еще значился на информационном табло, которое сообщало о задержке на десять минут..

«Я в тот день была как раз в аэропорту и застала людей, которые ждали этот самолёт. Я тогда прилетала на учебу, и у меня были проблемы с получением багажа. Я прилетела, а тот рейс — нет. Помню номер этого самолёта на табло с красной надписью «задержан». Только уехала с аэропорта, как буквально через 15 минут объявили о крушении. Через несколько часов начали появляться в сети фотографии с аэропорта. Я смотрю, а там все эти люди, многих из которых я видела на входе, или в «Старбаксе», или еще где. Люди, которые пришли ждать своих родных»

Вскоре надежды родственников рухнули: египетские власти сообщили, что обломки самолета обнаружены в 50 км от Нехеля, в провинции Северный Синай. Руководство аэропорта совместно с Росавиацией разбили мобильные медицинские штабы. Людям оказывали психологическую помощь. Начинал работу штаб по чрезвычайным ситуациям. Спасатели постоянно информировали родственников. Но последние уже начинали понимать, что родных уже не вернуть.


Фото: обломки рейса 7К-9268 / life.ru

Расследование

Когда информация о крушении подтвердилась, МЧС отправило в Египет пять спецбортов, для доставки тел погибших на родину. Черные ящики, которые практически не пострадали, удалось отыскать в день трагедии. Расшифровкой занималась египетская сторона. В расследовании принимали участие представители шести стран: России, Египта, США, Германии, Франции и Ирландии. Также в комиссию вошли консультанты компании «Airbus».

Найденные за 13 км от места крушения обломки дали повод утверждать о разрушении самолета в воздухе. В связи с этим начали появляться версии о возможном подрыве самолета. Причем не исключалась версия как взрыва бомбы в салоне, так и ракетного удара с земли. Однако Египет называл любые версии преждевременными и неподкрепленными фактами. 16 ноября глава ФСБ Александр Бортников заявил, что самолет взорвался в результате теракта. На телах пассажиров силовики обнаружили остатки взрывчатых веществ, произведенных не в России. Египетские власти заверили, что примут исследование ФСБ во внимание, но никаких выводов делать не стали. Ответственность за теракт взяла на себе одна из группировок, подконтрольная ИГИЛ (запрещенная в России организация). Экспертиза обломков лайнера показала, что бомба взорвалась в пределах 30-31 рядов. Предположительно она была заложена на месте 31А. Однако в сентябре 2016 года эксперты заявили, что бомба была спрятана в хвостовой части самолета среди детских колясок.


Фото: обломок рейса 7К9268 / vebus.ru

До сих пор власти африканской страны не возбудили дело по статье «Терроризм». В июле 2017 года источник, близкий к российско-египетским переговорам о авиабезопасности, рассказал «РИА-Новости» , что Египет не хочет расследовать дело по статье «Терроризм», чтобы не выплачивать компенсации родственникам погибших. В этом случае станет понятно, что катастрофа произошла из-за недоработки местных служб безопасности.

Жертвы

От взрыва, ожогов и падения с огромной высоты погибли 224 человека. На борту находились преимущественно граждане России — 219 человек. Также с отдыха летели четыре гражданина Украины и один гражданин Белоруссии. Самому старшему погибшему было 77 лет, самой младшей — всего 10 месяцев. 48 человек, не вернувшихся домой, были из Ленобласти. 1 ноября 2015 года в России был объявлен траур, который продлился три дня. В Ленобласти до 4 ноября отменили все развлекательные мероприятия.

Среди погибших были дети, внуки, мужья и жены, отцы и матери. Многие из пассажиров выложили в сеть фотографии перед полетом. Кто-то полетел в Египет с семьей, кто-то отметить годовщину свадьбы, а кто-то, чтобы сделать предложение любимой девушке. Были и те, кто впервые полетел на отдых заграницу. Но никому не было суждено вернуться в родной дом.

Самая известная публикация — это фотография дочери четы Громовых. Маленькая Дарина впервые полетела с родителями в теплый Египет. Мама девочки Татьяна Громова подписала фотографию «Главный пассажир». Под этим именем запись распространилась по всему миру и стала символом трагедии. Дарина была самым маленьким пассажиром самолета. Ее тело нашли в 35 км от места крушения.

Супруги Ольга и Юрий Шеины полетели в Египет, чтобы отметить десятилетие совместной жизни. С собой они взяли троих детей: 11-летнюю Женю, 10-летнюю Лену и 3-летнюю Настю. Ольга за несколько минут до посадки выложила на свою страницу во «Вконтакте» фотографию мужа с младшей дочерью. Подпись к фотографии гласит: «Мы летим домой». Родной дом Шеины так и не увидят.


Фото: личный архив Ольги Шеины

Армен Вишнев полетел в Египет, чтобы отметить свой день рождения. За несколько дней до трагедии, 26 октября, ему исполнилось 27 лет. Он работал в Федеральном таможенной службе под Петербургом, в Пушкине. Мама Армена рассказала журналистам, что одним из последних сообщений он призвал ее не скучать. Армен пообещал привести с собой памятный подарок.

Житель Волхова Дмитрий Богданов повез на море отдыхать своих детей — 10-летнего Антона, 22-летнюю Настю и 24-летнюю Леру. Мама большой семьи за несколько лет до этого умерла от рака. Дети написали на своих страницах в соцсети «Прощай, Россия!», «Прощай, холодная Россия» и «Дождливый Питер, давайдосвиданья». Они никогда вновь не увидят родину.

Молодая пара Александра Черновая и Евгений Явсин отправились в первую совместную поездку за границу. Александру на отдыхе ждал сюрприз: Евгений специально копил деньги на путевки, чтобы сделать любимой предложение на море.


Фото: личный архив Александры Черновой

В катастрофе погибла Евгения Мурашова из Пскова. В Египет она полетела со своей мамой Ириной Пикалевой. Дома у Евгении осталась 8-летняя дочь. За несколько дней до своей трагической гибели она выложила на своей странице аудиозапись под названием «Я знаю, что уже не вернусь».


Фото: скриншот со страницы Екатерины Мурашовой

Вместе со всеми этими невинными людьми погибли сотни других. Сотни, а то и тысячи родственников остались с разбитыми сердцами. Многие из них до сих пор не смогли опознать своих близких, а значит, хранят крупицу надежды в своем сердце. Неопознанные останки жертв Синайской катастрофы захоронили в братской могле на одном из мемориальных кладбищ Санкт-Петербурга.

Память

На Румболовой горе во Всеволожске на вторую годовщину трагедии «Сад памяти». Финансировали проект из областного бюджета и бюджета Всеволожска. На гранитной плите увековечены имена всех погибших пассажиров рейса 7К-9268. Также в этот день все колокола храмов Петербурга пробьют 224 удара, в честь каждого погибшего человека.


Фото: «Сад памяти»

В Петербурге 28 октября открыли памятник «Сложенные крылья». Мемориал поставили на месте захоронения неопознанных пассажиров «Аэробуса». В небо запустили 25 белых шаров, символизирующих погибших в катастрофе детей.


Фото: «Сложенные крылья» / Администрация Санкт-Петербурга

По всей стране ежегодно проходят акции памяти жертв катастрофы на Синаем.

После трагедии активисты создали благотворительный фонд «Рейс 9268» . Фонд поддерживают администрация Ленинградской области, администрация Петербурга, Российский союз спасателей и Гильдия Кузнецов. В феврале 2016 года, при содействии фонда, более 80% семей родственников погибших письменно поддержали идею строительства храма и памятника в память о погибших пассажирах и экипаже рейса 9268. Храм великомученика Димитрия Солунского построят в МФК «Балтийская жемчужина».


Фото: Эскизный проект храма святого великомученика Димитрия Солунского в МФК «Балтийская жемчужина» / flight9268.ru

Из аэропорта курортного города Шарм-эш-Шейха. Люди, отдохнувшие в Египте, возвращались на этом самолете домой в Россию. Приземление должно было состояться в Санкт-Петербурге. Однако этому не суждено было случиться. Самолет рухнул. Все члены экипажа и пассажиры злополучного рейса - жертвы авиакатастрофы над Синаем.

События, предшествующие трагедии

Авиалайнер незадолго до трагедии совершил два пассажирских рейса. Первый и второй полеты были осуществлены по маршруту Египет (Шарм-эш-Шейх) - Россия (Самара) - Египет (Шарм-эш-Шейх). За границей самолет приземлился днем 30 октября. У членов экипажа не было никаких замечаний к авиалайнеру.

На следующее утро перед запланированными рейсами прошел техническое обслуживание. В ходе него не было выявлено никаких неполадок. Началась очередная посадка на рейс. На борт сели 192 взрослых пассажира и 25 детей. Экипаж состоял из 7 человек.

Крушение самолета

В 06:50 по московскому времени авиалайнер вылетел из аэропорта египетского курортного города в Санкт-Петербург. Через 23 минуты после взлета связь с членами экипажа была потеряна. с радаров. Поисковые отряды выдвинулись к предполагаемому месту крушения.

Разбившийся авиалайнер был найден в центральной части Синайского полуострова, среди гор. На огромной территории площадью более 20 кв. км были разбросаны обломки самолета и вещи пассажиров, находящихся на борту. Люди, прибывшие на место трагедии, слышали звуки мобильных телефонов. Родственники и друзья погибших звонили своим близким, надеясь на то, что они опоздали на рейс.

Версии причин авиакатастрофы

В международных средствах массовой информации указывалось, что самолет мог потерпеть крушение из-за технической неполадки. Однако авиакомпания Metrojet, которая приобрела этот авиалайнер в лизинг, опровергла данную версию. Пресс-секретарь Алексей Смирнов отметил, что авиакатастрофа над Синаем не могла произойти из-за неисправности, ведь самолет проверялся за несколько дней до трагедии. Никаких неполадок не было обнаружено.

Ошибка членов экипажа - еще одна версия, которая была выдвинута в ходе проведения расследования. Авиакомпания Metrojet заявила, что самолетом управляли достаточно опытные люди. Командиром воздушного судна был Немов Валерий Юрьевич. Он налетал свыше 12 тыс. часов. Вторым пилотом был Трухачев Сергей Станиславович. Его общий налет составлял 5641 час.

Взрыв на борту самодельной бомбы - версия, подтвержденная в ходе расследования. было сделано заявление о том, что российский авиалайнер потерпел крушение над Синайским полуостровом в результате террористического акта. О причастности к совершенному деянию заявили боевики ИГИЛа.

Жертвы трагедии

Авиакатастрофа над Синаем унесла жизни 224 человек. На борту разбившегося самолета находилось несколько семей. В Санкт-Петербурге у аэропорта Пулково в день трагедии появился целый мемориал. Люди приносили цветы, игрушки, ставили свечи в память о тех, кто не смог вернуться из египетского курортного города в Россию.

Тела погибших были доставлены на родину. с жертвами прилетел в Санкт-Петербург 2 ноября примерно в 6 утра. На борту этого авиалайнера было 144 человека, жизни которых унесла авиакатастрофа над Синаем. Тела погибших, найденные позже, личные вещи людей, фрагменты тел привезли в Россию следующими рейсами.

Процедура опознания

После прибытия из Египта самолетов с телами погибших эксперты начали готовиться к процедуре опознания. Тела постепенно выдавались родственникам и близким людям. Первые похороны состоялись 5 ноября. В Санкт-Петербурге в этот день попрощались с 31-летним жителем, у которого остались 2-летний сын и жена. В Новгородской области похоронили 60-летнюю женщину, которая работала в местной школе.

Выдача останков была завершена 7 декабря 2015 года в Санкт-Петербурге. В ходе проведенных мероприятий не удалось установить личности 7 жертв. Эти погибшие в авиакатастрофе над Синаем с согласия близких и родственников были захоронены неопознанными.

Главный пассажир

Татьяна и Алексей Громовы - молодая семья, погибшая в авиакатастрофе над Синайским полуостровом. В египетский курортный город Шарм-эш-Шейх они отправились 15 октября, не подозревая о том, что эта поездка станет для них последней. Вместе с собой они взяли 10-месячную дочку Дарину. Бабушка девочки очень переживала, когда узнала о том, что Татьяна и Алексей поедут не одни. Пожилая женщина просила их оставить внучку в России. Однако родители не согласились. Они очень хотели, чтобы их дочка увидела море.

Перед вылетом в Шарм-эш-Шейх Татьяна Громова выложила в социальную сеть последнюю фотографию своей малышки. Девочка стояла у окна, держась ручками за стекло, и смотрела на взлетно-посадочную полосу, разглядывая самолеты. «Главный пассажир» - такие слова написала мама. Через 2 недели эта фотография стала символом страшной трагедии.

Другие дети, погибшие в авиакатастрофе

Богданов Антон - 10-летний мальчик, жизнь которого унесла авиакатастрофа над Синаем. Он отдыхал в Египте вместе со своей старшей сестрой и отцом. Семья очень радовалась предстоящей поездке. Перед вылетом в Шарм-эш-Шейх мальчик оставил в своем профиле в социальной сети надпись «Прощай, Россия!!!». К сожалению, эти слова оказались пророческими.

В число погибших детей входят также 3-летняя Анастасия Шеина, 10-летняя Валерия Душечкина, 11-летний Евгений Пряников. Их родителями были Ольга и Юрий Шеины. Взрослые решили отправиться в Египет, чтобы отпраздновать важную для них дату - 10 лет со дня знакомства. С собой они взяли и всех детей.

Список погибших в авиакатастрофе над Синаем включает в себя имена и фамилии еще двоих детей - 2-летнего Дмитрия и 3-летней Александры Винник. Они отдыхали в Египте вместе со своей матерью Марианной Винник и бабушкой Натальей Осиповой. В день крушения самолета всех их не стало. Большой семьи лишился Олег Винник - муж Марианны и отец маленьких детей. Мужчины не было на этом авиалайнере. Он не ездил на отдых, а оставался в России.

На борту самолета были и другие дети. У каждого ребенка была своя история, своя жизнь, свои мечты и желания. Финал же у всех этих невинных детей оказался одним. Их судьбы в 2015 году 31 октября трагически оборвала авиакатастрофа над Синаем. Тела погибших детей были найдены среди обломков самолета в зоне крушения.

Предчувствие смерти

Некоторым людям, летевшим тем злополучным рейсом, интуиция подсказывала не отправляться в поездку. Однако к своему внутреннему голосу они не прислушались. Одной из таких пассажирок оказалась 15-летняя Мария Ивлева. Девушка боялась лететь, ее мучил страх смерти. Об этом она рассказала своим подругам. После крушения самолета и проведенного расследования выяснилась ужасающая информация - Мария Ивлева сидела на том месте, где находилась расположенная террористами бомба.

«Я знаю, что уже не вернусь». Песню с таким названием оставила у себя на страничке в социальной сети одна из пассажирок рокового рейса - Екатерина Мурашова. Она жила в Пскове, участвовала в 2014 году в городском конкурсе красоты, растила дочь. Екатерина очень любила путешествовать. В Шарм-эш-Шейх девушка отправилась вместе с матерью, а вот маленькую дочку она с собой не взяла. Путешествие в Египет стало для Екатерины Мурашовой последним.

Крушение самолета над Синайским полуостровом - трагическое событие, о котором заговорили по всему миру. В один день оборвались жизни 224 человек. У кого-то авиакатастрофа над Синаем отняла вторую половинку, кто-то лишился родителей, кто-то остался без детей, а кто-то потерял всех близких и остался совершенно один. Это невосполнимая потеря, боль от которой со временем не прошла и вряд ли когда-то утихнет.