Сущность ансамбля в архитектуре

Определение 1

Архитектурным ансамблем называют единство и гармонию пространственного композиционного решения комплекса зданий или сооружений.

Ансамблем может являться как общая композиция мостов или набережных, так и произведений монументального искусства, например, живописи или скульптуры, а также садово-паркового оформления.

Примечательно, что восприятие архитектурного ансамбля напрямую коррелирует со сменой освещения, времени года или присутствием людей. Одной из важнейших деталей архитектурного ансамбля можно назвать ландшафт. Зачастую с использованием рельефа местности можно добиться весьма оригинального эффекта. Например, довольно оригинальным архитектурным ансамблем можно назвать расположение церквей на высоком берегу реки Волги, ведь нередко в архитектурные ансамбли сознательно включают водоемы.

Архитектурный ансамбль возможно сформировать только при условии единого пространственного решения всего комплекса сооружений. Существует ряд архитектурных ансамблей, сформированных одним потоком, по единому плану. Как полная противоположность таким – ансамбли, складывающиеся годами или десятилетиями, при участии разных зодчих и архитекторов различных поколений. В последнем случае сочетание происходит таким образом, что складывающаяся композиция органически дополняется новыми элементами, бережно включающимися в единую концепцию. Наиболее яркими примерами таких архитектурных ансамблей можно назвать площадь святого Марка в Венеции и Дворцовую площадь в Санкт-Петербурге;

В композицию архитектурного ансамбля часто включаются не только сооружения и элементы ландшафта, но и скульптуры и памятники. Примером таких ансамблей могут послужить:

  • Сенатская площадь, содержащая фигуру Медного всадника, Санкт-Петербург;
  • Исаакиевская площадь с памятником Николаю I в Санкт-Петербурге.

Дворцово-парковый ансамбль

Одним из основных разделов архитектурного ансамбля можно назвать дворцово-парковый ансамбль. В общем виде он представляет собой произведение садово-паркового искусства с элементами архитектуры. Обычно это масштабная архитектурная композиция, включающая переработку естественного рельефа какой-либо загородной резиденции, в которой все детали подчиняются единой концепции. Такое направление в архитектурном ансамбле, разумеется, может включать в себя искусственные или естественные водоемы. Примечательно, что дворцово-парковых ансамблей на сегодняшний день сохранилось мало, они, как правило, являются культурно-историческими или архитектурными памятниками.

Многие известные дворцово-парковые архитектурные ансамбли формировались на протяжении многих десятилетий или даже столетий. В таких композициях участвует несколько поколений архитекторов. В этой связи обычно в архитектуре подобных композиций отчетливо прослеживается влияние различных культурных эпох, архитектурных стилей и школ.

Наиболее известным садово-парковым ансамблем является Версаль во Франции. Подход к композиции ансамбля вызывал множество подражаний при устройстве загородных дворцов многих европейских правителей и стал переломным пунктом в истории садово-паркового искусства.

Этот дворцово-парковый ансамбль является бывшей резиденцией французских правителей в городе Версале. Данный ансамбль сооружался под руководством Людовика XIV с 1661 года и стал своеобразным выражением идей абсолютизма. Ансамбль Версаля является крупнейшим в Европе, имеет целостный замысел и аккуратно гармонирует своими архитектурными формами с преобразованным ландшафтом. К концу XVII века Версаль стал образцом для всех парадных резиденций европейских правителей и аристократического слоя, однако прямых подражаний Версалю не наблюдается ни в одном европейском ансамбле.

Рисунок 2. Дворцовая Площадь в Санкт-Петербурге. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Городской ансамбль и природа

На композицию архитектурного ансамбля города существенное влияние может оказывать природные условия. Например, рельеф с преобладанием равнин дает возможность проектировать прямые дороги, проспекты и улицы. В то же время рельеф холмистый, высокий вынуждает проводить криволинейные участки улиц, а также конструировать виадуки и мосты для преодоления низин. Эти аспекты в значительной мере придают ансамблю живописность.

Важным значением в проектировании архитектурной концепции городских территорий является наличие водоемов и их характер. Чем больший размер имеет водоем, тем в большей мере на него будет ориентироваться архитектурный ансамбль: устраиваются набережные, парки и прибрежные скверы. Дома, расположенные в непосредственной близости от воды, обращаются к водоему. В сторону водных объектов раскрываются ансамбли и площади. Именной этой особенности в проектировании ансамблей обязано появление «фасадов городов», которые характеризуются выходом на берега рек или морей.

В строительстве парков, скверов, организации прудов и прочих архитектурных ансамблей отражается связь облика города с природой. В градостроительном проектировании сложились определенные принципы, которые являются основой для складывающихся ансамблей.

В пространственном решении архитектурных ансамблей различают наиболее распространенные построения:

  • глубинно-пространственная перспектива, раскрывающаяся вдоль вытянутой улицы или площади. Такое решение принимается благодаря господствующей композиции главного элемента, либо наоборот, приводить к нему. Возможен альтернативный вариант такой перспективы – всему пространству, принимающему участие в перспективе, присваивается главенствующее значение по отношению к окружающему пространству;
  • замкнутое пространство, ограничиваемое зданиями или массивами зелени. К такому принципу композиции может относиться парковая или городская площадь, а также внутриквартальные пространства.
  • свободное пространство, характеризующееся расположением зданий таким образом, чтобы они образовывали строго определенные линейные границы улицы или площади. В таком случае пространственную среду будет определять элемент, служащий природной границей или сооружения, располагающиеся по периметру.

АНСАМБЛЬ в архитектуре — согласованное расположение группы зданий, созданное на основе функциональных требований, практической целесообразности, определенного идейно-художественного замысла с учетом архитектурного и природного окружения, обеспечивающее единство зрительного восприятия. Композиционными принципами построения архитектурного ансамбля являются: установление главного композиционного центра, соподчинение ему остальных элементов Архитектурного ансамбля путем согласования архитектурных объемов, членений, пропорций, масштаба, ритма, цвета и т. д.

Архитектурные ансамбли складываются различными путями. Одни — в течение длит, времени на основании первоначального композиционного замысла, развиваемого последующими поколениями зодчих. При этом основное условие, которое обеспечивает возникновение Ансамбля при различных стилевых характеристиках зданий, состоит в соблюдении принципов объемной и масштабной согласованности: например, Кремль в Москве (15—20 вв.), Дворцовая площадь в Ленинграде (18—19 вв.), площадь. Св. Марка в Венеции (11 — 16 вв.) и т. д. Другие Ансамбли осуществляются единовременно целиком по единому замыслу и в одном архитектурном стиле. Например, ансамбль Смольного монастыря (18 век, архитектор В. В. Растрелли), улица Росси и площадь Ломоносова (1-я половина 19 век, архитектор К. И. Росси) в Ленинграде, площадь Вогезов в Париже (начало 17 век, архитектор К. Шатий).

В СССР и других социалистических странах отсутствие частной собственности на землю, государственное планирование строительства, передовая идеология создают широкие возможности построения Ансамбля, объединяющего целые районы, площади и даже города.

В сложении современных Ансамблей (особенно жилых) решающее значение имеют функциональные требования, связанные с заботой о человеке. В СССР создан ряд значительных ансамблей; жилые кварталы Москвы (Песчаные улицы, Юго-западный район), Ленинграда (Щемиловка, Аитово), площадь им. Ленина в Ереване и др.
Крупные градостроительные Ансамбли созданы после постановления партии и правительства (1955) о борьбе с излишествами в архитектуре (в городах - Ангарск, Рустави, Сумгаит и других). Центральный стадион им. В. И. Ленина и Дворец пионеров в Москве, район Сабуртало в Тбилиси и т.д. Значительные Ансамбли созданы и в других социалистических странах: площадь Республики в Бухаресте, заводской поселок Альмашфюзите (Венгрия) и пр.

Известны крупные Архитектурные ансамбли в капиталистических странах: комплекс нового университета в Мехико (1950-е годы), жилые кварталы Сан-Пауло в Риме, центр Гавра (Франция). Однако частная собственность на землю, разнородность требований отдельных заказчиков сильно ограничивают возможность создания Ансамблей.

Архитектурный ансамбль представляет собой гармоничное и целесообразное расположение зданий, инженерных сооружений, памятников и произведений монументального искусства на отдельно взятом участке городской застройки.

Целостный архитектурный ансамбль успешно формируется исключительно при условии единого пространственного решения комплекса.

Слово » ансамбль» произошло от французского » ensemble», что в переводе означает » единство», » связность», » целостность». Таким образом, ансамбль в архитектуре подразумевает создание единой, целостной и гармоничной композиции.

Понятие ансамбля в архитектуре весьма емкое и многогранное, ведь для его успешного формирования зодчие должны учитывать множество факторов, среди которых можно назвать следующие:

  • Рельеф местности
  • Особенности ландшафта
  • Наличие природных водоемов

Некоторые архитектурные ансамбли создаются единовременно, то есть сразу формируется целостная композиция зданий, технический коммуникаций, инженерных сооружений и садово — паркового дизайна.

Однако большинство ансамблей в — это процесс длительного, многолетнего творчества многих зодчих, каждый из которых дополняет композицию таким образом, чтобы новые элементы гармонично сочетались со старыми постройками.

Такое понимание ансамбля проливает свет на ту исключительную роль, которую играет в его формировании время. Не случайно наиболее значительные архитектурные ансамбли прошлого создавались на протяжении многих десятилетий и даже столетий.

Формируется с конца XIII по конец XV века — то есть в течение почти двухсот лет. С тех пор ее облик практически не изменился.


Не менее знаменитая площадь Святого Марка в Венеции в своих нынешних очертаниях существует с 1150 года, а окончательное завершение ее ансамбль получил в 1810 году. Время формирования ансамбля занимает 660 лет.


Площадь и собор Сан — Марко в Венеции

Ансамбль в Риме и прилегающей к нему площади складывается с 1506 года, когда к решению этой задачи приступил великий итальянский зодчий Браманте, и приобрел свой сегодняшний вид в 1667 году. За 161 год над ним успели поработать Рафаэль, Микеланджело и Бернини.


Центральный ансамбль Лувр — Тюильри в Париже активно формировался почти триста лет — с середины XVI до середины XIX столетий, — 150 лет (с начала XVII по вторую половину XVIII века).


Даже при очень высоких темпах градостроительной активности ансамбль Дворцовой площади в Петербурге потребовал для своего завершения более 80 лет (1753 — 1834 годы), и участия таких знаменитых и разноплановых , как В. Растрелли, Ю. Фельтен, К. Росси, О. Монферран.


Дворцовая площадь в Санкт — Петербурге

Именно время выкристаллизовывает ансамбль, давая ему возможность неторопливо добавлять одно здание к другому, продумывать элементы декора и особенности .

Зачастую важными составляющими архитектурной композиции выступают не только здания и элементы ландшафта, но и монументы, памятники или скульптурные группы. Ярким примером может служить Исакиевская площадь в Санкт — Петербурге , на которой был установлен памятник Николаю I.


Ансамбль Исакиевской площади в Санкт — Петербурге

На Сенатской площади в Санкт — Петербурге также установлен памятник русскому царю — реформатору Петру I. Он играет роль центрального элемента архитектурного ансамбля Сенатской площади , которая является одной из самых старых площадей северной столицы.


Сенатская площадь в Санкт — Петербурге

Поэтапное развитие ансамбля делает его объектом коллективного творчества нескольких архитекторов, каждый из которых вносит в него свое видение и собственную изюминку. Это обстоятельство помогает создавать удивительные по своей красоте архитектурные шедевры, которые остаются в веках в качестве эталонов творческой мысли, воплощенной в камне.


Типы архитектурных ансамблей

В теории архитектуры существует специальная система классификации типов архитектурных композиций, среди которых можно назвать следующие:

  • Ансамбль площади — примером могут служить композиции площадей, расположенных практически в каждом крупном городе. Однако самыми известными и выдающимися являются ансамбль Красной площади в Москве, Дворцовая площадь Санкт — Петербурга, площадь Святого Марка в Венеции, площадь Святого Петра в Риме и Староместская площадь в Праге .

  • Ансамбль крепости — укрепленные здания и фортификационные сооружения были известны человечеству с незапамятных времен. Однако до нас дошли самые яркие и гармоничные образцы — это Московский кремль, Пражский град и Альгамбра в Гранаде .
  • Дворцово — парковый ансамбль — это масштабный комплекс, включающий в себя несколько дворцов, беседок, множество элементов тщательно продуманного ландшафтного дизайна, водоемы, фонтаны и многие другие фрагменты целостной композиции. К самым красивым дворцово — парковым ансамблям можно отнести Петергоф в Санкт — Петербурге и Парижский Версаль .

  • Ансамбль усадьбы — это гармоничная композиция частной усадьбы, принадлежавшей знатным и состоятельным людям. Примером может служить усадьба Останкино и Архангельское .

Усадьба » Архангельское» (Красногорский район Московской области).
  • Ансамбль монастыря — на территории некоторых монастырей создавались целые композиции, выполняющие не только декоративную роль, но и имеющие функциональное назначение. Среди подобных монастырских ансамблей можно назвать монастырь Святой Екатерины (Синай) , Гегард и Киево — Печерскую лавру.

Ансамбль Красной площади

Формирование ансамбля Красной площади в Москве также происходило в несколько этапов. Самая древняя часть современного ансамбля — восточная стена Московского Кремля со Спасской, Боровицкой и небольшой безымянной башней между ними (потом она получила название Сенатской) была построена в 1491 — 1493 годах. Старые хроники сохранили для нас имена зодчих: Антон и Марко Фрязины, Пьетро Антонио Солари, Алоиз Фрязин — старший.


Ров, укрепленный низкой зубчатой стеной, отделяет Кремль от подступающей к нему почти вплотную застройки посада с древним торгом. После разрушительного пожара в конце XV века большая территория перед рвом выгорела, и ее не стали застраивать. Таким образом, между кремлевской стеной и торгом образовалось обширное пустое место, которое стали называть » Пожаром». Место для строительства будущей Красной площади расчищено, но ее еще пока не существует.

В 1535 — 1538 годах строится вторая линия московских укреплений — Китайгородская стена. Она начинается от угловой Арсенальной башни и идет примерно по линии фасада нынешнего здания Исторического музея.

В месте современного Исторического проезда в стене устраиваются Воскресенские (Иверские) ворота — это будущий главный вход на площадь со стороны города. К середине XVI века здесь группируются городские приказы — административные учреждения, которые обрамляют пустую территорию Пожара с севера.

С юга эта территория ограничена крутым подъемом холма со стороны реки, где неподалеку от Лобного места, построенного в 1534 году, стояла небольшая белокаменная церковь Троицы. Во времена военных походов Ивана Грозного (1552 — 1554 годы) в ознаменование побед возле церкви Троицы ставились памятные деревянные церкви.

К моменту присоединения Казанского и Астраханского ханств их было восемь. Таким образом, когда Иван Грозный в память о своих победах решил возвести грандиозный каменный храм, то место и форма будущей постройки были подсказаны самой жизнью. Девятистолпный каменный собор Покрова на Рву — — заменил девять церквей (Троицкую и восемь памятных).


Собор Покрова на Рву или храм Василия Блаженного

Со строительством собора был сделан первый основополагающий шаг в формировании ансамбля Красной площади. Храм — памятник стал символом торжества русского народа — своего рода гигантским алтарем у исторических стен Кремля. Многолюдные процессии, широкие народные молебствия и шествия, связанные с собором, предопределили священно — патриотический, общенародный характер будущей площади, которая с постройкой получила прекрасный южный фасад.

Высотная шатровая композиция, сурово — торжественный и вместе с тем праздничный характер сооружения во многом предопределили архитектурный облик ансамбля Красной площади. В это время к его создателям добавилось еще два архитектора — Постник и Барма.

Собор Покрова на рву дошел до нас с некоторыми изменениями. К девяти его столпам — церквям в XVI — XVII столетиях были пристроены еще две (по одной из них он получил свое второе название — храма Василия Блаженного) и колокольня. Однако эти пристройки не нарушили, а еще более подчеркнули объемный, пространственный характер композиции многоглавого собора.

В самом конце XVI века происходит еще одно важное событиевосточная граница площади очерчена построенными в 1596 — 1598 годах рядами одно- и двухэтажных каменных лавок. Регулярно распланированные ряды этих лавок образовали два квартала между улицами Никольской, Ильинской и Варваркой, получившие названия Верхних и Средних торговых рядов.

Нижние ряды спускались от Варварки в сторону Москвы — реки. В сторону кремлевской стены Верхние и Средние ряды выходили длинными корпусами с арочными галереями по фасадам, которые заворачивали по линиям поперечных улиц.

Впоследствии торговые ряды будут еще многократно перестраиваться, но очень многое сохранится от приема, найденного неизвестным зодчим, жившим почти 400 лет назад — это четкие границы торговых кварталов, регулярная планировка рядов, получившая отражение на фасаде, а также тема протяженных корпусов с арочными галереями.

Границы площади полностью определились, и больше уже не меняются, вплоть до нашего времени. Но самой площади, как таковой, еще не существует. Вдоль заполненного водой рва, идущего параллельно кремлевской стене, прямо посередине нынешней площади располагалось множество маленьких церквушек. Это так называемые » церкви на крови», которые ставили на месте казней по приказу Ивана Грозного.

Незамощенная площадь в поперечном направлении пересекается двумя мощенными улицами — одна выходит из Спасских ворот Кремля и разветвляется на Ильинку и Варварку. Другая — Никольская, берет свое начало у Никольских ворот и продолжается по трассе.

В 1625 году самая ближняя к храму Василия Блаженного башня Кремля — Спасская, получила уступчатую высотную надстройку с характерным шпилем. Это было выдающимся событием в истории русской архитектуры, потому что до тех пор не имели подобного конструктивного элемента.

Вскоре после этого в документах появилось и само название » «. Так обозначают пока лишь небольшую часть нынешней площади перед храмом Василия Блаженного, между Спасской башней и Лобным местом.

Появление названия вместе с надстройкой башни является символичным, потому что в нем заложен главный лейтмотив всего ансамбля. Остроконечные завершения Кремля начинают повторять уступчатый вертикальный силуэт храма Василия Блаженного. В исторических документах того периода в связи с постройкой башни упоминаются имена еще двух архитекторов — Бажена Огурцова и Кристофера Галовея.

В 1689 году Воскресенские ворота Китайгородской стены получают стройное завершение в виде двух шатров. Теперь и северный подход к площади отмечен характерными островерхими шпилями.

С момента перемещения столицы Российского государства Воскресенские ворота играют роль парадного въезда в Кремль — с этой стороны начинает движение царский кортеж во время коронаций и других официальных торжественных мероприятий.

В конце XVII века здесь сооружены монументальное здание Монетного двора и Главная аптека (ныне здесь расположен Исторический музей), определившие линии застройки современного Исторического проезда.

Несколько позднее здесь возводится второй корпус Монетного двора, а Главная аптека с изящным башенным завершением перестраивается для размещения в ней Московского университета. В связи с этим в работе над ансамблем Кремлевской площади принимал участие архитектор Д. В. Ухтомский.

Тем временем на площади сносят церкви на крови, освобождая все пространство от храма Василия Блаженного до Главной аптеки. Параллельное расположение торговых рядов и кремлевских укреплений, обращенность в сторону Спасской башни и храма, подчеркнутая парадным въездом с противоположного конца площади — все эти факторы четко фиксируют продольную ось площади в качестве основополагающего стержня будущего ансамбля.

В 1780 году высокое шатровое завершение получает Никольская башня, чем восстанавливается ожидаемая симметрия участка кремлевской стены, выходящей на площадь.

В 1776 — 1787 годах архитектор Матвей Казаков возводит в Кремле треугольное здание Сената. Одна из сторон этого треугольника лежит параллельно выходящей на Красную площадь стене Кремля, так что высокий купол главного круглого зала хорошо просматривается с площади как раз посередине между Спасской и Никольской башнями, непосредственно за малой безымянной башней, которая по этому поводу получила наименование Сенатской. Таким образом, зодчий предрешил характер будущего развития всего ансамбля.

В 1786 году начинается перестройка торговых рядов, которая продолжается вплоть до 1810 года. Автором этого проекта предположительно стал Джакомо Кваренги.

По новому плану двухэтажные аркады новых торговых рядов охватывают двумя скобками весь периметр площади между Никольской башней и Ильинкой, оставляя проезд вдоль продольной оси.

Так образуется две площади — большая в окружении торговых рядов, и малая — непосредственно перед Спасскими воротами и храмом Василия Блаженного. Архитектор Кваренги отказывается от поддержки намеченной Казаковым поперечной оси. Однако он оставляет прямо напротив Сенатской башни разрыв в здании новых торговых рядов, идущих вдоль кремлевского рва.

Теперь все пространство площади получает дробное, камерное решение. Были перекрыты дальние подходы к храму Василия Блаженного. Новые торговые ряды стоят на фоне кремлевских стен, отгораживая Кремль от города.

В пожаре 1812 года большая часть торговых рядов выгорела, а корпуса, построенные вдоль рва, были разрушены взрывами. Уже в 1813 году архитектор О. И. Бове, который руководил восстановительными работами, предлагает свой проект, который был реализован спустя четыре года.

В 1817 году по проекту Осипа Бове западная часть торговых рядов не подлежит восстановлению. Зодчий возвращает площади единство пространства, которое было достигнуто к концу XVII века, а затем снова утрачено.

Более того, архитектор доводит его до логического завершения путем уничтожения рва, отделявшего кремлевскую стену от площади. На его месте появляется узкий бульвар, шириной всего в два ряда деревьев, который подчеркивает утрату оборонного значения стены.

Таким образом древняя стена Кремля с башнями и куполом Сената окончательно получает главенствующую роль в ансамбле площади. Бове подчеркивает это умелой перестройкой старых торговых рядов. Верхние торговые ряды получают единый монументальный фасад.

Трехэтажный корпус воспроизводит мотив аркады в полукружиях окон верхнего этажа и имеет трехчастное построение. Мощный центральный портик с возвышающейся над ним куполом расположен прямо напротив Сенатской башни и купола Сената.

Перед центральным портиком устанавливается выразительный монумент Минину и Пожарскому . Тем самым зафиксирована поперечная ось площади, которая развернулась в сторону Кремля.

Архитектор Осип Бове окончательно определил размеры и композицию площади, ее пространственное раскрытие вдоль продольной оси, ориентированной на храм Василия Блаженного, и симметрично относительно поперечной оси, которая подчеркивает безусловное доминирование Кремля в ансамбле.

С той поры до наших дней еще многое изменится в архитектурном облике Красной площади. Будут полностью перестроены два из четырех ее фасадов — северный и восточный. На замысел Бове все же останется в основе всех последующих архитектурных изменений.

В конце XIX столетия в северном торце Красной площади на месте Главной аптеки архитектор В. О. Шервуд в 1847 -1883 годах строит масштабное здание Исторического музея. Снова началась перестройка торговых рядов.

На месте трехэтажных рядов Бове в 1894 году архитектор А. Н. Померанцев вместе с В. Г. Щуковым возводит новое здание Верхних торговых рядов — сейчас там находится ГУМ. Средние же торговые ряды чуть раньше были перестроены Р. И. Клейном.

Все три эти здания были возведены в эклектическом псевдорусском стиле. На нынешнем этапе этот факт служит основанием для негативной оценки этих зданий с позиции чистоты и целесообразности использования данной .

Мелко расчлененные фасады с многочисленными элементами декора выступают репликой на архитектурные особенности храма Василия Блаженного. Это позволило придать ансамблю площади большую целостность.

Роль Кремля как ведущего элемента всей композиции была еще более закреплена возведением островерхого здания Исторического музея. Это укрупнило решение северного фасада площади и поддержало общую симметрию ее ансамбля.

Таким образом, над созданием гармоничного и прекрасного в своей уникальности ансамбля Красной площади, каким мы видим его на сегодняшний день, работало не одно поколение зодчих.


1 Особенности эстетики массового жилища.

2 Требования, предъявляемые к архитектурно-планировочной структуре жилой территории.

3 Понятие об архитектурном ансамбле.

4 Ансамбль, как высшая цель, к которой направлена формообразующая деятельность архитектора.

5 Пространственная структура ансамбля.

Эстетика массового жилища обладает рядом присущих ей особенностей. В архитектуре жилища при решении художественных задач необходимо учитывать взаимодействие сложного комплекса факторов. К ним относятся: социальная необходимость, потребительские и эксплуатационные качества, природно-климатическая обусловленность, экономика, современная техника и технология производства. В полноценном объекте жилищного строительства каждый из этих факторов должен быть решен на самом высоком уровне современных знаний и требований. Прежде всего архитектура жилища – это повседневно окружающая человека среда, которая должна быть гармоничной, ненавязчивой, обеспечивающей психо-физиологический комфорт. Она должна как можно полнее учитывать природное окружение, быть адаптирована к региональным условиям, национально-бытовым традициям, а также сложившемуся масштабу и колориту города и увязана с сопутствующими ей массовыми общественными зданиями. Соблюдение этих требований – один из важнейших критериев оценки не только функциональных, но и эстетических достоинств застройки.

На основе упорядоченности градостроительных систем можно создать гармоничное, обладающее определенным уровнем эстетических качеств окружение. В современном градостроительстве архитектурно-художественный замысел подчиняет себе не отдельный объект – здание, а организованную систему из многих объектов, ансамбль .

Архитектурный ансамбль – эта система зданий, сооружений и открытых пространств, закономерно организованная в соответствии с потребностями, мировоззрением, эстетическими ценностями общества и воплощающая художественный образ. Ансамбль – высшая цель, к которой направлена формообразующая деятельность архитектора. В создании архитектурных ансамблей архитектура и градостроительство соединяются воедино, градостроительство становится градостроительным искусством.

Наиболее важное, универсальное свойство ансамбля – единство художественно-образного выражения. Форма ансамбля должна обладать не только признаками единства, но и многообразием. Таким образом, основной принцип архитектурного ансамбля – многообразие в пределах единства.

Группы сооружений, которые закономерно организованы по функциональным, технико-конструктивным и формально-эстетическим признакам, но не обладают художественной образностью, называют комплексами. Комплекс может быть целесообразно сформирован, гармоничен, однако он не несет идейного содержания, воплощенного в художественном образе.


Разница между комплексом и ансамблем не в типе организации – в качестве. Так, множество жилых микрорайонов имеет хорошую функциональную организацию и определенный уровень эстетической ценности, но не обладает художественной образностью. Их относят к категории комплексов.

Ансамбль не только объединяет группу сооружений и организованных пространств, но и распространяет свое влияние вовне, за пределы своих физических границ.

Ансамбли, закономерно размещенные на территории, могут всю ее подчинить своему художественно-образному воздействию. Тогда крупная часть города или даже весь город начинают восприниматься как целостность, обладающая признаками ансамбля. Примером может служить историческое ядро Петербурга, включающее материковую часть между Невой и рекой Фонтанкой, восточную часть Васильевского острова, южную часть Петроградской стороны.

Архитектурные ансамбли существуют не изолированно; они всегда входят составной частью в обширную пространственную систему (городского района или города в целом) и существуют как части этой системы.

Пространственную структуру ансамбля, на основе которой складывается образ, определяет функция. Выделяют семы: линейную, развернутую вдоль главного направления движения людских масс; замкнутую, создающую обрамление для концентрации людей и деятельности, своего рода зал под открытым небом; открытую, при которой пространство как бы «обтекает» свободно стоящее посредине главное сооружение или группу построек. Кроме перечисленных архитектурный ансамбль может формироваться как система взаимосвязанных пространств, как бы «переливающихся» одно в другое.

Ансамбли, имеющие линейную пространственную структуру, приобрели значение для центров современных городов, которым присуща динамичность деятельности. Линии движения, вдоль которых распространяются различные функции, становятся основой структуры; такие ансамбли, как правило, создаются открытыми для дальнейшего роста, отвечающего увеличивающимся потребностям городского организма (пр. Красноярский рабочий г. Красноярска).

Главные свойства замкнутой пространственной структуры – отсутствие сквозных перспектив, целостность нерасчлененного главного пространства ансамбля, организация проездов по его сторонам. В современной практике мощные потоки транспорта делают затруднительным создание замкнутых структур. Застроенные по периметру площади иногда получаются настолько обширны, что уже не воспринимаются как замкнутые. Достичь замкнутости пространства возможно, если проезды вынесены вовне¸ и площадь сформирована как пешеходный остров, «омываемый» потоками транспорта. Подобный характер присущ для торговых и культурных центров в некоторых городах Западной Европы и США.

Третий тип структуры – открытый, при котором единое пространство «обтекает» свободно поставленные посреди него объемы. Основу эстетического эффекта замкнутых структур определяют соотношения пространства и ограничивающих его поверхностей, в открытых композициях, образованных свободно поставленными объемами, эстетический эффект определяется соотношениями объемов и их формой.

Системы взаимосвязанных пространств лежат обычно в основе композиции современных жилых комплексов. Каждая часть такого ансамбля воспринимается в зрительной связи с соседними, в единстве с ними. Однако вся система, как правило, не может быть воспринята с одной точки зрения. Представление о композиции в целом складывается постепенно, из последовательно накапливаемых впечатлений, возникающих при движении через комплекс. Связи между частями находят выражение в сквозных перспективах. Здания, ограничивающие пространство, воспринимаются в своей объемности. Организация формы должна подчиняться закономерностям восприятия пространства, объема и плоскости в их взаимодействии.

Согласованное расположение группы зданий, созданное на основе функциональных требований, практич. целесообразности, определенного идейно-художественного замысла с учетом архитектурного и природного окружения, обеспечивающее единство зрительного восприятия. Композиционными принципами построения архитектурного ансамбля являются: установление главного композиционного центра, соподчинение ему остальных элементов Архитектурного ансамбля путем согласования архитектурных объемов, членений, пропорций, масштаба, ритма, цвета и т. д.

Архитектурные ансамбли складываются различными путями. Одни - в течение длит, времени на основании первоначального композиционного замысла, развиваемого последующими поколениями зодчих. При этом основное условие, к-рое обеспечивает возникновение А. при различных стилевых характеристиках зданий, состоит в соблюдении принципов объемной и масштабной согласованности: напр., Кремль в Москве (15-20 вв.), Дворцовая площадь в Ленинграде (18-19 вв.), площадь Св. Марка в Венеции (11 - 16 вв.) и т. д. Другие А. осуществляются единовременно целиком по единому замыслу и в одном архитектурном стиле. Напр., ансамбль Смольного монастыря (18 в., арх. В. В. Растрелли), улица Росси и площадь Ломоносова (1-я пол. 19 в., арх. К. И. Росси) в Ленинграде, площадь Вогезов в Париже (начало 17 в., арх. К. Шатий он).

В СССР и др. социалистич. странах отсутствие частной собственности на землю, государственное планирование строительства, передовая идеология создают широкие возможности построения А., объединяющего целые р-ны, площади и даже города.

В сложении современных А. (особенно жилых) решающее значение имеют функциональные требования, связанные с заботой о человеке. В СССР создан ряд значительных ансамблей; жилые кварталы Москвы (Песчаные улицы, Юго-западный р-н), Ленинграда (Щемил овка, Автово), площадь им. Ленина в Ереване и др.

Крупные градостроит. А. созданы после постановления партии и правительства (1955) о борьбе с излишествами в архитектуре (в гг. Ангарск, Рустави, Сумгаит и др., Центр, стадион им. В. И. Ленина и Дворец пионеров в Москве, р-н Сабуртало в Тбилиси и др.). Значительные А. созданы и в др. социалистич. странах: площадь Республики в Бухаресте, заводской поселок Альмашфюзите (Венгрия) и др.

Известны крупные Архитектурные ансамбли в капиталистич. странах: комплекс нового ун-та в Мехико (1950-е годы), жилые кварталы Сан-Пауло в Риме, центр Гавра (Франция). Однако частная собственность на землю, разнородность требований отд. заказчиков сильно ограничивают возможность создания А.

Лит.: К у л а г а Л., Национальные традиции русского градостроительства, «А», 1952, №10- И; Кириллова Л., Новое в архитектуре стран народной демократии, в сб.: Советская архитектура, № 12, М., 1960; Егоров Ю. А., Ансамбль в градостроительстве СССР, М., 1961.

Ансамбль Троицкого монастыря - это своеобразный музей архитектурных форм и стилей, в котором представлены лучшие образцы национального зодчества.

В этом случае говорят уже о синтезе искусств. В архитектурный ансамбль входят различные здания или сооружения ландшафтной архитектуры, хорошо сочетающиеся с объектами природы.

Архитектура . Строительство в 18 веке и завершение ансамбля монастыря. … С сооружением этого выдающегося произведения многовековой ансамбль архитектурных памятников Троице-Сергиева...

Архитекторы барокко включают в целостный архитектурный ансамбль не только отдельные сооружения и площади, но и улицы. Начало и конец улиц непременно отмечены какими-либо архитектурными...

Эта свобода достигалась глубоким пониманием связи архитектурного образа с природой, умелым соединением ансамбля с окружающим ландшафтом.

В архитектуре и скульптуре можно выделить два … Примерно в это же время в архитектурном ансамбле храмового комплекса появляется новый элемент - реликварий.

Проектирование включает проект планировочного решения участка, разработанный на основе... и разработку единого художественно-архитектурного ансамбля

Допущено Государственным комитетом СССР по народному образованию. в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Архитектура» СПЕЦИАЛЬНОСТЬ.