Боязнь летать в самолете называют аэрофобией, и это достаточно распространенный в современном мире страх. Поскольку самолеты давно стали основным и самым удобным способом перемещения, страх полетов часто вызывает серьезные неудобства. Боязнь самолетов может иметь разные причины: турбулентность, полеты над водой, периоды взлета и посадки, страх перед замкнутыми пространствами и высотой, потеря контроля над ситуацией, и т.д. Однако, как правило, основной причиной аэрофобии является просто недостаток знаний о том, что происходит во время полета. Чтобы избавиться от боязни летать в самолете, иногда нужно просто узнать немного о самолетах. Ниже мы расскажем вам, как перестать бояться летать на самолете.

Популярные ошибки

  • Размышляя о том, как перестать бояться летать на самолете, многие прибегают к помощи алкоголя. Это решение может не лучшим образом сказаться на вашем состоянии и лишь усилит тревожное состояние. Кроме того, сухой воздух в самолете в совокупности с алкоголем вызовет обезвоживание организма, и к психологическому дискомфорту добавится физический. И раз уж мы говорим о напитках, стоит помнить, что кофеин - тоже не лучший друг в этой ситуации: он может привести нервную систему в возбужденное состояние.
  • Боязнь самолетов заставляет многих обратиться к изучению статистики. Что же они там видят? Множество фраз о том, что самолеты - самый безопасный вид транспорта, и что случаи авиакатастров редки. Но всего одно маленькое, даже случайно увиденное упоминание об авиапроисшествии затуманивает разум, и вот человек уже изучает Интернет в поисках статистики катастроф своей авиакомпании, модели самолета, страны. Стоп! Концентрируясь на негативе, вы только усилите свой страх.

Как бороться с аэрофобией

Для начала стоит осознать степень выраженности вашего страха. Если в связи с полетом на самолете вы испытываете неконтролируемые панические атаки, не только психологические, но и физические трудности (мышечное напряжение, затрудненное дыхание), то лучшим решением будет обратиться к психологу, который подскажет, как избавиться от аэрофобии полностью или свести ее проявления к минимуму.

Если же вы чувствуете, что вы в силах бороться со страхом самостоятельно, ниже мы приведем несколько советов по борьбе с аэрофобией:

  • Примите свой страх. Вы далеко не единственный человек, который боится летать. По статистике, аэрофобией в той или иной степени страдают около 25-30% взрослого населения планеты. В этом нет ничего стыдного, поэтому просто признайтесь себе, что боитесь. Если есть необходимость, вы можете уведомить о своей боязни самолетов бортпроводников, и они постараются сделать перелет для вас комфортнее.
  • Отвлеките внимание. Не зацикливайтесь на процессе полета, вместо этого займитесь тем, что принесет вам удовольствие. Обязательно возьмите с собой интересную книгу, зарядите ноутбук или планшет, закачайте интересные приложения или приятную музыку в смартфон. Все, что повысит настроение, вместе с тем уменьшит ваш страх. Кроме того, запаситесь любимыми лакомствами, ведь еда - отличный помощник в борьбе со стрессом. Особенно полезным будет горький шоколад. Подробнее о том, чем можно заняться в самолете, читайте в нашей статье "Дорога под облаками: чем заняться в самолете" .
  • Вдох - выдох! Расправьте плечи и глубоко вдохните, сконцентрируйтесь на дыхании. Это поможет успокоиться. Ведь не зря все медитативные техники так подчеркивают важность правильного дыхания.
  • Доверьтесь профессионалам. Экипаж самолета - это первоклассно обученные специалисты своего дела. Борт самолета - механизм с высокими параметрами безопасности. Не многие знают, но все жизненно важные системы в самолетах имеют иногда даже не по одной, а по несколько запасных копий: два двигателя, четыре тормозные и три топливные системы, три системы управления и т.д. Стоит ли бояться, когда вы в таких надежных руках?

Напоследок стоит сказать о турбулентности. То, что вызывает самый большой страх, на самом деле, не несет абсолютно никакой опасности для полета. Ее можно сравнить с неровностями на дороге, и не более того. Это лишний раз говорит о том, что вместо того, чтобы включать воображение и представлять худший сценарий, стоит просто узнать о полетах побольше.

Надеемся, что эта статья была вам полезна, и вы узнали больше о том, как справиться с боязнью летать в самолете.

«Боюсь летать на самолёте, что делать?» - этот вопрос себе задают 30% жителей Земли. 10% из них страдают реальной аэрофобией, из-за чего не путешествуют в отпуск за границу, не навещают родственников, передвигаются исключительно наземными видами транспорта.

Конечно, дискомфорт перед или во время полета в той или иной мере испытывает каждый. Но реальная аэрофобия - сложное психическое отклонение, которое лечится на приеме у психотерапевта и редко развивается вне комплекта других фобий. Умеренный страх перед полетом, особенно если вам предстоит первое воздушное путешествие, можно преодолеть собственными силами. Выясняем, как это сделать с помощью простых и работающих уловок.


И для начала определим пару простых деталей, что делать, если вы боитесь летать на самолете. Первое и основное правило - не использовать в качестве успокоительного.

Сухой воздух и пониженное давление на борту, подкрепленные стаканчиком виски, мгновенно опьянят и усилят волнение, а уже к концу полета наступит похмельный синдром.

Поэтому постарайтесь обойтись леденцами во время приземления и посадки, съесть или выпить воды, поскольку кофе тоже способен взбудоражить и без того возбужденную нервную систему. А теперь переходим к основной части.

Уловка № 1: перед полетом читайте статистику


Пока вы едете в поезде, в небе летят около 5000 самолетов

Наверняка вы слышали, что самолет считается самым безопасным видом транспорта: каждую секунду в среднем в небе находятся 5000 (!) тысяч машин.

Ежегодно по воздуху путешествуют 5 миллиардов (!) человек, а среднегодовое число жертв авиакатастроф колеблется в районе 300-400. То есть погибает 1 из 12 миллионов.

А теперь, если вы ищите совет, что делать, если боитесь летать на самолете, вспомните цифру пострадавших во всевозможных ДТП. Счет идет на десятки тысяч.

Совет: если вы будете летать каждый день, чтобы стать жертвой авиакатастрофы, вам понадобится 21 000 лет.

Уловка № 2: правильно изучайте матчасть


Перед каждым вылетом самолеты тщательно проверяют

Ключевое слово - правильно. Купив билеты, не начинайте сразу же гуглить статистику авиакатастроф с участием воздушного судна, на котором вам предстоит лететь. Эти попытки закончатся бессонницей, вегетососудистой дистонией, и пропавшими деньгами.

Лучше почитайте полезные успокаивающие факты:

  1. Все системы в самолете имеют 2-3 дубля.
  2. У каждого лайнера 2 двигателя: если откажет один, судно может спокойно лететь на втором минимум 2 часа, в то время, как риск, что откажут одновременно оба, приравнивается к двум сотням лет его непрерывной эксплуатации.
  3. У воздушных машин большой технический ресурс, перед каждым рейсом они проходят тщательную проверку. Не стоит бояться летать на самолетах, которым 15 или 20 лет, будь то «Люфтганза» или «Эйр Нигерия» - все воздушные компании обязательно сертифицируются в соответствии с мировыми стандартами.
  4. Каждый случай авиакатастрофы - стечение обстоятельств, которые тщательно изучаются для их предотвращения в будущем.
  5. Каждый год количество аварий, несмотря на их тиражирование телевидением, уменьшается на 15%.

Уловка № 3: боюсь летать на самолете, что делать? Готовьтесь заранее


Приезжайте в аэропорт заранее, чтобы дать себе время освоиться

Минимизируйте количество стрессовых ситуаций: выберите правильный рейс. Кому-то удобнее лететь в ночное время, кто-то предпочитает дневные перелеты. Подумайте, что для вас более комфортно. Во время покупки билета не забывайте учитывать разницу во времени.

Перед полетом пройдите онлайн-регистрацию, чтобы не подвергать себя дополнительным волнениям. В ночь перед путешествием постарайтесь как можно меньше - так выше шанс, что вы уснете на борту, и полет пройдет легко.

Совет: приобретая билет, забронируйте место. Самые комфортные места для тех, кто боится перелетов, - в передней части и у крыльев. У Airbus А 320 это 8-15 ряды, у Boeing 737-800 - 12-18.

Уловка № 4: боюсь летать на самолете, что делать? Доверьтесь экипажу


Берите пример с экипажа

Советы пилотов и бортпроводников можно заранее посмотреть в youtube (в том числе в конце этой статьи), но наибольший терапевтический эффект на вас должен оказать уверенный и приветливый вид команды.

Представьте себе, эти люди находятся на борту самолетов большую часть своей жизни. Едва ли они посвятили бы себя высоте, если бы ими руководил страх попасть в воздушную яму или, хуже того, авиакатастрофу.

И они тоже хотят вернуться домой живыми и невредимыми, чтобы обнять родных и близких. Некоторые авиакомпании позволяют зайти в кабину пилота и познакомиться, чтобы его вид внушил вам доверие.

Но, честно признаться, нам такие прецеденты пока не встречались. На всякий случай, поинтересуйтесь у стюардессы.

Уловка № 5: развлекайтесь!


Найдите себе собеседника

Всеми доступными способами. Слушайте , читайте книги, найдите собеседника. В общем, делайте все, что поможет абстрагироваться от чувства опасности.

Лучшим способом побороть страх полета, находясь на борту, психологи считают аудиокниги - в отличие от песен, слушая текст, вам придется концентрировать внимание, чтобы понять, о чем идет речь.

Уловка № 6: выбирайте подходящую одежду

Во время полета важно чувствовать себя комфортно - не надевайте галстуки, узкие брюки и пиджаки, откажитесь от синтетических тканей и неудобной обуви.

Кроссовки, свободный джемпер, не сковывающий движений, и джинсы - идеальный вариант.

Совет: если вам предстоит длительный перелет, не забудьте захватить дорожную подушку для шеи.

Уловка № 7: поддерживайте жидкостный баланс


Вместо спиртного и лекарств пейте воду

«Боюсь летать на самолете, что делать, какие лекарства выпить, чтобы притупить чувства ?» - этот вопрос один из наиболее популярных на форумах аэрофобов.

Отвечаем: никакие, поскольку таблетка (даже две) валерианы едва ли поможет. Серьезные же седативные и снотворные препараты можно принимать исключительно по назначению врача, поскольку неизвестно, как проявятся на высоте побочные эффекты.

А вот достаточное количество жидкости не повредит: на борту очень сухой воздух. Пейте простую негазированную воду или натуральные соки. И не забудьте захватить крем для рук.

Уловка №8: используйте полезные мобильные приложения

Таких специально для аэрофобов придумано немало. Просто скачайте одно из множества на смартфон и во время пребывания на борту вы сможете наблюдать за углом крена, скоростью и высотой, перегрузкой при турбулентности.

А еще почерпнете массу полезной технической информации: как самолет держится в воздухе, как погода влияет на безопасность полетов, как устроено воздушное судно, сколько кораблей находятся в полете в конкретный момент и т. д. Существуют даже специальные аудиотренинги, которые можно слушать на борту.

Уловка № 9: подготовьтесь к турбулентности


Не бойтесь турбулентности

Каждый самолет периодически попадает в зону турбулентности. И это естественно, однако за всю историю авиации конкретно от турбулентности погибло не более 50 человек, и то, когда на голову падали чемоданы или пассажир оказывался не пристегнутым.

Колебание самолета в воздухе вызывают вихревые потоки ветра. Как правило, обычная «болтанка» ничем не грозит, а предупреждение пилота в 9 случаях из 10 лишь формальность.

Совет: некоторые авиакомпании возвращают пассажирам деньги, если те в последний момент отказываются от перелета из-за аэрофобии. Для этого они должны предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья.

Уловка № 10: обратитесь за профессиональной помощью


Посетите курсы, которые ведут сами пилоты

Если побороть боязнь высоты самостоятельно не получается, обратитесь за помощью к психологу. Но помните, что одна беседа не сможет в корне изменить ситуацию, и вам понадобится курс терапии.

Опытные специалисты используют виртуальные тренажеры, позволяющие привыкнуть к перелетам, находясь на земле, - ощущение реальности создается при помощи специально оборудованного помещения и компьютеров. Нередко такие курсы ведут бывшие пилоты и стюардессы.

Совет: тем, кто тяжело переносит перелеты, лучше выбирать место у окна и чаще смотреть в иллюминатор. Так у вас сложится ощущение, что вы контролируете происходящее.

Когда лайнер взмывает в небо, человека объяснимо охватывают тревожные чувства, поскольку он вырван из привычной среды обитания. Особенно усиливается этот страх, если полет проходит в первый раз.


Не лишайте себя удовольствия воздушных путешествий

Лётчик Лёха - он же пилот авиакомпании "Победа" Алексей Кочемасов - рассказывает, почему ездить на машине и на поезде намного страшнее, чем летать на самолёте.

Летим. Самолёт болтает, но несильно. В кабину заходит стюардесса и говорит, что у пассажирки истерика. Я прошу привести её ко мне. Молодая девушка вся бледная, трясётся. Я её сажаю рядом с собой и просто разговариваю, объясняю, что у нас всё в порядке. 15 минут спокойного диалога - и никакой фобии. Этот давнишний случай заставил меня задуматься - почему же люди бояться летать?

Так пилот авиакомпании "Победа" Алексей Кочемасов, в Сети более известный как лётчик Лёха , начал встречу с пассажирами в Екатеринбурге. Пришли те, кто обожает небо, и те, кто обожает Лёху. Корреспондент Лайфа скорее относился к третьей группе собравшихся - аэрофобов, которые хотят побороть этот недуг.

Большинство людей боятся летать, потому что не знают, что происходит в самолёте. Непонятные звуки, скрежет, пар. Я, например, сам боюсь поездов. На электричках езжу, да. А вот на дальние расстояния за всю жизнь (лётчику Лёхе 51 год. - Прим. Лайфа ) я ездил всего два-три раза. Не могу сказать, что у меня панический страх перед поездом, но чувствую себя неуютно, считаю поезда опасным транспортом, ведь они постоянно сходят с рельсов. И я не понимаю принцип работы - почему колёса вовнутрь рельсов не проваливаются, особенно на поворотах?

Фобия от незнания вылечивается на раз! Достаточно просто объяснить, что и в какой момент происходит.

Вторая группа людей - это те, кто боится, потому что не контролирует полёт. Они говорят: я не вижу, куда летит самолёт, не могу ничего предпринять, от меня ничего не зависит.

Но вы же ездите пассажиром в машине! У водителя руль, педали, а у вас - ничего. И вот в лоб летит КамАЗ. Что вы можете сделать? Ничего.

Третья группа - самая сложная - им нужно сразу к психиатру. Это те, кто внутренне готовы умереть. Когда они узнают, что нужно лететь - за две недели или за месяц, - они начинают себя съедать. Недавно вот в Чебоксарах самолёт выкатился за пределы взлётной полосы. Хотя ничего страшного там не было, СМИ начинают раскручивать: "Никто не погиб", "Пострадавших нет". Эта информация везде попадается на глаза, и человек накручивает себя. Готовясь к полёту, он готовится умереть. Думает: самолёты давно не падали, значит, мой упадёт. Он заходит на борт уже с чувством обречённости.

Таких людей очень легко узнать. Мужики обычно напиваются. А алкоголь в воздухе - штука опасная и коварная. С подъёмом на высоту человек испытывает кислородное голодание и алкоголь в организме не расщепляется, то есть не происходит усвоения. Поэтому если выпитые на земле 150 граммов водки - это ничто для здорового мужика, то на высоте ему уже сносит крышу.

Женщин опознать ещё проще. Она накричит на таксиста, на регистрации ей дали не то место, багаж положили не туда, она заходит в самолёт и оскорбляет стюардесс. Женщина начинает скандалить.

Я понял, что таким пассажирам бесполезно что-то говорить, и я не знаю, как с ними бороться. Они опасны. Болтнуло сильно самолёт - паникёр вскакивает и бежит двери открывать. Другие пассажиры, которые не готовы были умирать, поддаются панике и тоже помогают открывать дверь. Стюардессы часто останавливают у дверей тех, кто хочет "выйти" в полёте.

"Как говорили классики, знание - сила", добавляет Алексей. Именно поэтому он в 2000-х годах и начал вести свой блог лётчика Лёхи. Он помогает людям разобраться в тонкостях авиации, с удовольствием отвечает на все, даже провокационные, вопросы и делает всё, чтобы пассажиры перестали бояться летать. Например, после полёта можно напроситься к Лёхе в кабину пилотов. Так что обязательно слушайте имя капитана, и если будет Алексей, то зайдите на огонёк.

А пока он рассказывает собравшимся о самых популярных страхах и мифах о полётах.

Взлёт - посадка

Почему взлёт и посадка являются наиболее сложными и напряжёнными моментами в полёте? Из-за близости земли. Это дефицит времени. Самолёт разбегается по полосе, скорость растёт-растёт, но он ещё не может взлететь, ещё пока не хватает подъёмной силы. Наступает момент, когда самолёт уже не "бежит", но ещё не летит, потом отрыв - и всё-таки он летит, но скорость мала, он только разгоняется. И если что-то происходит, запас по времени минимальный - среагировать нужно мгновенно. Одно дело, когда самолёт летит на высоте 12 тыс. м, он до земли будет 20 минут падать - там времени вагон. А у земли всё произойдёт за 20 секунд. И статистика говорит, что катастрофы чаще всего происходят на взлёте/посадке. Случаи, когда самолёт упал сверху, можно пересчитать по пальцам, и то всегда были какие-то внешние факторы - теракты.

При взлёте и посадке допускается крен (наклон) самолёта в 30 градусов. Более того, я вас удивлю, но в инструкции по управлению самолётами Boeing написано, что на них можно выполнять "бочку". Конечно, это не является нормальной практикой. Boeing пишет о том, что, когда у вас самолёт оказался с креном более 90 градусов (опустил нос или куда-то валится), не надо его уводить, докрутите бочку и летите дальше. По большому счёту, самолёту всё равно, как ты летишь - хоть вверх ногами.

Турбулентность

Не все компании мира в принципе обходят "болтанку" - азиаты всегда напрямую летают. Большинство видео, когда падают подносы и вещи из багажных отделений, касаются азиатских авиалиний. Наверное, дело в менталитете - верят в реинкарнацию.

Если без шуток, то представьте большой стеклянный шар. Посадим туда мышку и пустим в ручеёк. Он плывёт, его качает на течении. Что будет шару? Ничего. А мышке что будет? Тоже ничего, но её будет болтать. Самолёт летит в неравномерной среде - есть воздушные потоки. Между Гренландией и Канадой над морем Баффина (там примерно 800 км, час лёта) дует ветер в среднем 300-400 км в час. Там трясёт всегда. Колбасит от души.

Пристёгиваться нужно почему? Чтобы тебя головой не ударило о потолок, но самолёту ничего не будет. Поэтому вопрос турбулентности вообще не должен стоять. Трясёт и трясёт.

Старый самолёт

Как пассажир оценивает самолёт? Он заходит и видит: новое кресло, ковры, приятный запах - значит, самолёт новый. Но салон самолёта не показатель его технического состояния. Когда были интенсивные перевозки в Египет (именно на этом направлении почему-то всё время летали буйные пассажиры), в новом салоне спустя несколько рейсов уже спинка кресла была оторвана, жвачки налеплены, надписи "Я люблю тебя, Маша", слово из трёх букв. Если оторвали карман на кресле - надо демонтировать весь ряд кресел, а самолёт должен через полтора-два часа улетать. Его просто не успевают починить.

Возраст самолёта и его надёжность очень слабо между собой связаны. До сих пор есть в мире несколько авиакомпаний, которые эксплуатируют Douglas DC-3. Его перестали выпускать в середине XX века, но на них всё ещё перевозят пассажиров. Один из самых старых парков в мире у American Airlines: средний возраст самолётов - 17 лет. Самый молодой - у "Победы": у нас самолётам двух лет нет.

Мне доводилось летать на самолётах как очень древней конструкции, так и очень свежей. И оказалось, что новые ломаются чаще. Удивительно, но факт. Это как у машины: когда берёшь с завода, "детские болезни" есть, так и здесь - вылезают всё время какие-то мелкие пакости.

Слова Алексея звучат убедительно. Иногда он переключается на технические подробности, рисует схемы, пишет формулы, оперирует непонятными мне словами. В его профессионализме не сомневаешься. А он, в свою очередь, ручается за остальных: неопытного человека никогда не посадят за штурвал самолёта. Да и вообще, намного опаснее весной курить у подъезда. Сосульки чаще падают.

Авиаперелеты – неотъемлемая часть сегодняшней реальности. Всего за пару часов оказаться на несколько тысяч километров от дома, чтобы посетить родственников или друзей, сходить на долгожданный концерт или выставку, отправится в необходимую командировку или как следует отдохнуть. Все это стало доступным, быстрым, комфортным и безопасным.

Однако это не избавляет некоторых от страха полетов, что всерьез может усложнить жизнь в современном темпе. Особенно от этого страдают те, кто вынужден часто летать по работе.

Постоянные нервы, головокружения, тошнота, тревога, въедающаяся в кости – не то, как следует начинать путешествие. Так как же перестать бояться летать на самолете?

Любой страх, который человек испытывает, делится на две категории:

  1. Естественный страх – дающий знать о себе перед реальной опасностью, также являющийся частью инстинкта самосохранения.
  2. Фобия – тревожное расстройство, действующее при появлении объектов или в ситуациях, не способных навредить.

Например, залезая на край крыши высотного здания без страховки и смотря оттуда вниз, даст знать о себе естественный страх, т. к. мозг пошлет сигнал телу о возможной гибели. Та же высота за закрытым окном может вызвать только фобию, так никакой угрозы жизни нет.

Страх полетов – именно фобия, т. к. никакой непосредственной опасности, требующей срочного выброса адреналина в кровь нет.

Однако и аэрофобия – боязнь полетов, не единственная фобия, способная влиять на самочувствие человека на борту самолета. Иногда это также могут быть:

  • Клаустрофобия – боязнь замкнутых пространств;
  • Акрофобия – боязнь высоты;
  • Астрапофобия – страх грома и молнии;
  • Агорафобия – страх неизвестного;
  • Социафобия – боязнь большого скопления людей, общества;
  • И многие другие.

Причины

Причин для возникновения боязни перелетов много. Это может быть:

  • Детская травма;
  • Генетическая склонность;
  • Нервная предрасположенность;
  • Зацикленность на худшем варианте после просмотра тематических фильмов об авиакатастрофах или прочтении подобной информации;
  • Гормональный сбой;
  • Неудачный опыт;
  • И другое.

Каждая из этих причин не менее серьезная, чем другая, однако некоторые лечатся посредством несложной психологической настройки, а другие приемом необходимых лекарств.

Лечение аэрофобии

Лечение аэрофобии включает в себя очень широкий перечень методов из-за различности причин и симптоматики у разных людей. Здесь представлены некоторые из самых распространенных способов.

Что делать человеку, боящемуся полетов?

Данное видео дает несколько подсказок на тему боязни перелетов и преодоления подобного страха.

Разобраться в себе

Любая проблема перед тем, как начать ее лечить, требует признания. Отрицание того, что у вас есть проблема будет только усугублять ситуацию.

Попробуйте разобраться в себе, определить первопричину возникновения страха и то, что его подпитывает. Если ваша аэрофобия идет совместно с другими тревожными расстройствами – определите и их.

Для более основательного анализа – запишите все на бумаге, в том числе и беглые мысли. Нередко именно они несут в себе наибольшую правду. Вы удивитесь, но подобная процедура поможет привести ваши мысли в порядок, и если не избавиться от фобии, то определенно сделать первый шаг к ее излечению.

Обратиться к реальной статистике

Довольно часто первопричиной страха становятся фильмы и истории об авиакатастрофах. Однако подобные данные описывают один случай на тысячу – и вам стоит это осознать.

Возьмите в руки реальную статистику, и вы обнаружите, что самолет – самый безопасный вид транспорта на земле, а авиаперелеты в 100 раз надежнее, чем передвижения на автомобиле. На самом деле крушение самолета в 10 раз менее вероятно, чем смерть на работе и в 18 раз, чем дома.

Именно благодаря этим фактам, многие политические деятели и знаменитости имеют протоколы полетов в случае массовых беспорядков.

Отвлекаться во время полета

Многим помогает простая «страусиная» тактика – не думать о полете. В этом вам поможет любое отвлечение:

  • Любимые книги, фильмы;
  • Релаксирующая музыка;
  • Решение несложных задачек (крестики-нолики, судоку, шашки, шахматы и подобное);
  • Общение с любимым человеком;
  • Работа;
  • Дремота или сон;
  • И многое другое.

Медитировать или следить за дыханием

Выберете несколько простых дыхательных упражнений и начинайте их практиковать за несколько недель вплоть до полета. Могут подойти также упражнения по очистке сознания или некоторые элементы йоги, а также другого вида медитации.

К тому времени, как вы сядете на борт – ваш организм уже будет знать, как правильно действовать и самостоятельно войдет в нужное положение при малейшем проявлении страха.

Представить наихудший вариант

В редких случаях особенно деятельные умы не могут не представлять себе самые наихудшие варианты развития событий. Обратите это себе на пользу – в мельчайших деталях изобразите наиболее пессимистическое будущее и после спросите себя: «И что?».

Если это произойдет – вы уже ничего не сможете поделать, но риск настолько минимален, что рационализировать отказ от перелета невозможно.

Принимать «валидол»

Один из самых простых вариантов – прием легких успокоительных, отпускающихся без рецепта врача. Одним из них является «валидол».

Принятие одной таблетки под язык перед регистрацией рейса, а одной непосредственно перед полетом может всерьез облегчить вам нервы. Главное в этом случае – не переусердствовать.

Обратиться к специалисту

Правильный психолог или психиатр сможет определить, каковы причины страха, обусловлены ли они биохимией вашего тела или психикой. В результате диагностики вам назначат наиболее эффективное лечение, в том числе и медикаменты при необходимости.

Чего не стоит делать при боязни полетов

  1. Чрезмерное употребление алкоголя или потворство любой другой вредной привычке (курении, поедании большого количества пищи и так далее).
  2. Просмотр тематических фильмов, чтение книг или репортажей об авиакатастрофах и крушениях самолетов перед полетом.
  3. Преднамеренное нежелание иметь дело с перелетом и всех связанных с ним вещей, в том числе покупка билетов, собирание документов, багажа и ручной клади, своевременный проход регистрации и подобное. Все эти и иные действия приведут к проблемам и осложнениям, что только усугубит страх.

Заключение

В заключение можно сделать несколько выводов:

  1. Страх перед перелетом практически всегда является фобией – т. е. необоснованной тревогой, не имеющей никаких реальных обоснований.
  2. Аэрофобия способна серьезно навредить жизни человека и с ней нужно бороться.
  3. Существует несколько способов непрофессионального лечения боязни полетов: признание проблемы, доступ к достоверной информации, отвлечения, медитация и дыхательные упражнения, мягкие успокоительные средства и многое другое.
  4. Если ничего из вышеперечисленного не помогает – следует обратиться к специалисту, который сможет определить первопричину и создать правильный курс лечения.
  5. При аэрофобии существует также несколько вещей, которые не стоит делать: принимать алкоголь и потворствовать другим вредным привычкам, намеренно настраивать себя на худший вариант и нежелание работать с проблемой.

«Самолет – самый безопасный способ передвижения. Уровень смертности на самолетах значительно ниже, чем на поезде или машине». Можно сколько угодно повторять себе эти вычитанные в журналах или на Интернет-ресурсах фразы, но от этого почему-то боязнь полетов не уменьшается.

Как не бояться летать на самолете и что делать, чтобы уменьшить страх? Об этом читайте ниже.

Итак, вот небольшой список доводов против боязни полётов:

  1. Помните о том, что самолет проектируют таким образом, что даже в случае какой-то неисправности или поломки, у него есть все шансы удачно и спокойно приземлиться.
  2. Практически все системы в самолете дублируются, а некоторые имеют 2-3 дубликата на случай неисправности первых.
  3. Экипаж любого лайнера – хорошо обучен и прекрасно знает, что делать в случае каких-либо чрезвычайных ситуаций.
  4. Любое воздушное судно прекрасно оснащено по последнему слову техники.
  5. Поверьте, любая авиакомпания тоже заинтересована в том, чтобы все её самолеты летали исправно и без сбоев. Ведь самолет стоит многие миллионы долларов, а ещё и придется выплачивать компенсации семьям погибших пассажиров. Не говоря уже о том, что мало кто захочет потом летать этими авиалиниями. Поэтому за каждым самолетом тщательно следят.
  6. Перед каждым полетом самолет тщательно проверяют механики, а затем сам первый пилот.
  7. У самолета, как минимум, два двигателя. Даже при отказе одного из них, он сможет безопасно совершить посадку. О том, как взлетает и летает самолет, вы можете узнать
  8. Стоимость одного двигателя насчитывает около 10 млн. долларов, поэтому ухаживают за ним, почти как за маленьким ребенком. Вероятность его поломки ничтожно мала. Отказ двигателя может произойти на 2 миллиона часов налета.
  9. Из рейсов не возвращается 1 человек на 12 миллионов, а таких рейсов в год совершается десятки тысяч.

Даже при каких-то неполадках самолет может удачно приземлиться.

Вас не убедили эти доводы, и вы все ещё думаете: «Боюсь летать на самолете. Что делать?» Тогда читаем дальше.

Аэрофобия

Практически все пассажиры испытывают дискомфорт и неприятные ощущения перед и во время полета. Но это ещё не аэрофобия.

Многие пассажиры бояться летать. Страх — это естественная реакция нашего организма!

Не спешите диагностировать у себя её, не имея на то объективных доказательств. Аэрофобия – это уже психическое расстройство , которое характеризуется наличием следующих признаков:

  • в самолете вы крепко сжимаете подлокотники, и ваши руки потеют;
  • во время перелета вы вглядываетесь в лица стюардесс;
  • вы вслушиваетесь в шум работы двигателей и прочие, издаваемые самолетом, звуки;
  • вы испытываете страх, панику, внутренний дискомфорт перед и во время рейса;
  • вы не можете заставить себя посмотреть в иллюминатор;
  • вас пугает замкнутость пространства в самолете;
  • учащенное, сбивчивое дыхание;
  • повышенное сердцебиение;
  • во время турбулентности вы испытываете острый приступ паники, с трудом вами контролируемый;
  • перед полетом вам обязательно надо выпить алкоголь или успокоительные таблетки;
  • вы полностью отказались от передвижения на самолетах.

Она может сочетаться с прочими фобиями – клаустрофобией (страх замкнутого пространства) и акрофобией (страх высоты).

В таком случае, нужно комплексно и постепенно избавляться от подобных страхов. От 15% до 30% всего населения Земли страдают таким расстройством.

Главное! При острой стадии аэрофобии обязательно обратитесь к специалисту. Не стесняйтесь и не бойтесь осуждения со стороны других людей. Вы же обращаетесь к врачу, если у вас болит живот или горло? Так и здесь. На свое психическое здоровье надо обращать столь же пристальное внимание, как и на физическое. Иначе, без должного лечения, ваша болезнь будет только прогрессировать.

Ниже приведено несколько простых советов, для того, чтобы улучшить свое эмоциональное состояние перед и во время полета.

Не читайте перед полетом об авиакатастрофах.

Помните, что как и при любой другой болезни, здесь нужно время и терпение, а также вера в собственные силы и успех лечения. Нужно начинать с небольших шагов, постепенно увеличивая их.

Что делать перед полетом

Перед полетом:

Постарайтесь себя занять чем-нибудь во время перелета.

Если вы летите на самолете первый раз, то несколько полезных советов вы можете найти

Что делать вовремя полета

Во время самого полета:

  • Если страх летать на самолете сочетается у вас с клаустрофобией , то не надо садиться у иллюминатора. Если все-таки вам досталось такое место, то закройте его и не смотрите туда. Не знаете, какое место выбрать в самолете? Тогда прочитайте ;
  • Разбейте время всего полета на разные промежутки – взлет, разнос напитков, обед/ужин/завтрак, посадка. И так двигайтесь по списку. Так вам будет легче перенести время перелета, и оно не будет тянутся медленно;
  • Займите себя чем-нибудь. В идеале лучше постараться уснуть. Если это не получается, то почитайте книгу, посмотрите фильм на ноутбуке/планшете, послушайте музыку, поиграйте в какую-нибудь глупую игру на телефоне. Подойдет все;
  • Гоните прочь негативные мысли! Постарайтесь думать о том, чем вы займетесь по приезде. Если вы едете в отпуск, то думайте о море, пляже, вкусной еде на шведском столе, как вы проведете там свое время. Если вы отправились по работе, то проработайте в голове этапы своего выступления на конференции или переговоров с партнером;
  • Ведите себя уверенно , и так будто вы и не боитесь вовсе летать. Постепенно, внушаемая уверенность станет настоящей;
  • Подумайте о других пассажирах . Понаблюдайте за ними, представьте, зачем они летят и что из себя представляют. Это не только поможет убить время, но и поможет осознать, что вы не один такой, а находитесь среди таких же людей;
  • Возьмите с собой леденцы или жевательную резинку . Страх вызывает мышечную скованность, иногда онемение рук или ног. Когда же вы жуете жевательную резинку или леденец, то ваше тело,поглощенное одним действием и приятными эмоциями, уже не будет отзываться на другую, негативную;
  • Пейте больше жидкости, но не алкоголя! От страха появляется обезвоживание, поэтому обязательно больше пить сок или воду;
  • Ни в коем случае не пейте кофе! Оно ещё больше только перевозбудит вашу нервную систему, которая и так находится на грани;
  • Отстегните ремень безопасности, откиньте немного сиденье . В общем, примите наиболее удобную позу. Позвольте вашему телу расслабиться. Тогда и вашей нервной системе будет легче прийти в свою норму.

Во время турбулентности

Многие пассажиры не так переносят тяжело сам полет, сколько турбулентность. Хотя, когда вы едете на машине, и начинается неровная дорога, вы же не начинаете переживать, что попадете в смертельную аварию.

Вы стараетесь удвоить бдительность. Так же и с самолетом. Он просто попадает в воздушные ямы, которые не смог обойти. Сам по себе самолет не полетит в зону грозовых облаков, а постарается пропустить её.

Самолету не страшна турбулентность в силу его совершенной конструкции.

Любой самолет тщательно испытывают прежде, чем отправить на эксплуатацию, так что он способен выдерживать очень большие нагрузки. Что уж тут говорить о каких-то грозовых облаках или ветре?

Иногда турбулентность может быть очень сильной. В таком случае, вещи падают с полок сверху, и самолет даже может встряхнуть. Это не повод для паники!

Что делать при турбулентности

Когда начинается зона турбулентности, нужно сделать следующее:

  • выполните указания стюардесс и пристегните ремень;
  • не вставайте со своего кресла , пока самолет не покинул зону турбулентности;
  • следите за указаниями на табло;
  • можно сделать любую дыхательную гимнастику – это может успокоиться;
  • в случае падения вещей с полок, прикрывайте голову в первую очередь;
  • если упала какая-то вещь, пусть и ваша, не вставайте со своего места;
  • повторяйте себе, что все будет хорошо, и вы удачно приземлитесь. Самовнушение – отличная возможность успокоить свои взвинченные нервы.

Берите пример со стюардесс — они сохраняют спокойствие в любых условиях полета.

И, напоследок, подумайте Они совершают полеты чуть ли не каждодневно. Даже при турбулентности они продолжают выполнять свою работу и улыбаться пассажирам. Возможно, их пример придаст вам мужества.

Удачных вам полетов!